Эффект группового давления

  • автор:

47. Конформизм и групповое давление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление».

Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предате­лем!», «Ты боишься! Ты трус!», «Ну .что тебе трудно, что ли?», «Если ты на­стоящий друг…», и т.п. Или такой вариант — группа подростков уговари­вает закурить своего сверстника:» Ну ты что, слабак? Девчонка?» «Ты ма­менькин сынок!». Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься? » «Ви­дишь, все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вмес­те!», «Мы без тебя не можем, не хотим, не отрывайся от общества!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!» и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем са­мым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность груп­пе, с другой — подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупи­ке: «И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсо­лютная беспомощность. Программы психологической помощи должны учитывать механизмы группового давления. Они могут стать предметом анализа и обсуждения в группе на занятиях с психологом.

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, под­черкнутое внимание, похвала и т. д. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются опре­деленные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулиру­ющие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения со­блюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и си­стема санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретитель­ный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполня­ющих требования группы — повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры ком­муникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать… » и т.д. Смещение вы­бора в будущее может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него сис­теме отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «не такой, как все») и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, за­висимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо проти­вопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера». Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отноше­нию к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название кон­формизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механиз­мов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида груп­повому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (Битянова М.Р.,1994). С социально-психо­логической точки зрения принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально органи­зованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социаль­ного поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает дав­ление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, жен­щины более конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые. Хотя ес­ли говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. (Негативизм — это позиция, когда группа ока­зывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давле­нию, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, от­рицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы. В действи­тельности негативизм — это не противопоставление конформности, не подлинная независимость. Скорее, это «конформность наоборот», потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности.) Учитывая это, желательно как можно реже ставить под­ростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, од­нако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться группо­вому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своемунению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление кон­формизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание «быть как все».

Одна из разновидностей давления — подражание окружающим, психи­ческое заражение («стадное чувство»). Человек «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происхо­дит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.

На этом этапе обостряется стремление к. автономии, самостоятельно­му оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчи­вый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений:

отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

Понятие группового давления. Проявление нонконформизма и деиндивидуализации деятельности членов группы

  • Главная
  • ->

  • Организационная психология
  • ->

  • Вопросы к экзамену

Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Психологи, подводя итоги исследований в этой области, сделали вывод о том, что достижению групповых целей способствует высокая сплоченность. Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения и даже на восприятие действительности. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок.

Групповое давление в группе выполняет следующие функции:

  1. а) помогает группе достичь ее цели;

  2. б) помогает группе сохранить себя как целое;

  3. в) помогает членам группы выработать «реальность» для соотнесения с ней своих личных мнений;

  4. г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.

Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы — повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Угроза социального отвержения или другого наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

Стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Конформизм — термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин. Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление — давление конформности.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определенных групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он: нуждается в одобрении или поддержке; недостаточно верит в себя; испытывает тревогу. Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти — каждый третий.

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями — так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы.

Нонконформизм — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто нонконформизм и, как форма, нонконформизм принудительный, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы. В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный нонконформизм, выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а, в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции.

Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения. Для этого меньшинство должно иметь соответствующий стиль поведения: категорично заявить свою точку зрения; твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать как упрямство; проявить волю к действию; активно избегать раскола своего единства.

Стоит иметь в виду, что любой выход за рамки влечет за собой злость окружающих, которые начинают завидовать. Поэтому от человека, ступающего на путь нонконформизма, может потребоваться характер и желание противостоять попыткам навязать что-либо. Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно. То есть мыслить в другом поле, оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному мнению перед громадиной общей и общественной системы.

Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы — он получает поддержку и одобрение. Наоборот — если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе — то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

Нонконформист предлагает новые идеи. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом — бурный восторг и почитание.

Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое.

Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

Человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками.

Также человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» — основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант.

Конформист — тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам. Соответственно, нонконформизм — это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей.

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Феномен группового давления, его ещё называют конформностью, достаточно интересное явление, при котором индивид отказывается от своего мнения, даже если уверен в его правоте, и соглашается с чужим, предпочитая подчинение конфликту. И сегодня мы узнаем, почему так происходит, а также какие виды конформности различают.

Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.

В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием. Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе.

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Конформность

Конформизм по своей сути является таким себе «приспособленчеством», когда не хватает смелости и силы воли противоречить окружающим, единственным выходом из конфликтной или сложной ситуации оказывается признание чужой точки зрения, пусть и нелогичной, порой глупой.

Проявляется у личностей с низкой самооценкой, которые не верят в себя и свои возможности, боятся отвержения, склонны к проживанию токсического стыда, либо же оказываются не способными справиться с любым видом давления и манипуляции в связи с особенностями характера и личной жизненной истории. Также нередко формируется у личностей с низким уровнем интеллектуальных способностей, отчего они доверяют любым выводам, которые делают другие, так как сами не в силах разобраться в каком-то вопросе самостоятельно.

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.

А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие. Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие.

Факторы, влияющие на развитие конформности

Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе. Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом.

Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством:

  • Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
  • Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
  • Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
  • Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.

Негативизм

Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее. Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет. Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.

Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.

Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.

Так как информация в статье предоставлена кратко, хочу привести простой пример, который покажет, как работает феномен группового давления. Помните сказку «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена? В ней рассказывалось о двух ткачах, которые смогли убедить всё королевство в том, что пошили самое прекрасное платье. Хотя по факту король был голый. И только ребёнок осмелился сказать правду.

Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.

Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.

Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *