Досрочный выход на пенсию по 2 списку

  • автор:

Поводом для написания этой статьи стали участившиеся случаи отказов управлений Пенсионного фонда назначать пенсию по так называемому списку № 2. Более детально остановимся на основание назначения пенсии, основных причинах отказа и способах восстановления своего права на пенсию.

Законодательство:

– Закон Украины «Об пенсионном обеспечении»;

– Приказ Министерства труда и социальной политики Украины № 383 от 18.11.2005 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях «;

– Постановление Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях «;

– Постановление Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней».

Аналізуйте судовий акт: Постанова Верховного Суду України у справі № 21-307а14 від 16 вересня 2014 р.

Условия назначения пенсии по списку 2

1. Правом получить пенсию по возрасту на льготных условиях (тобишь выйти на пенсию раньше ) наделены работники, который отработали полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – по списку № 2 и по результату аттестации рабочего места

– Мужчины, после 55 лет при наличии общего стажа не менее 25 лет из него не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

– Женщины, после достижения 50 лет и при налички общего стажа работы не менее 20 лет из него не менее 10 лет на указанных работах.

Основные причины отказа в назначении льготной пенсии по списку № 2

1. Работа одновременно на должности по списку № 2 и совместительство

Основанием для назначения пенсии на льготных условиях является наличие стажа работы полный рабочий день. Под определение полного рабочего дня следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, в течении не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работником его трудовых обязанностей.

Практика оформления пенсии при условии наличия совместительства практически всегда означает отказ в назначении пенсии так как предприятия очень редко дают подтверждающие документы, что работник работал 80 процентов своего времени на работах по списку № 2.

Вывод: если Вы знаете о факте Вашей работы по совместительству, то не обходимо предварительно проконсультироваться у юриста или адвоката. Юрист или адвокат сможет предупредить возможный отказ пенсионного фонда на этом основании. Если же отказ все же получен, то необходимо обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получения пенсии.

2. Отсутствие данных об аттестации рабочего места либо отсутствие аттестации вообще

Условием назначения пенсии на льготных условиях согласно положений статьи 13 Закона Украины «Об пенсионном обеспечении» для зачисления стажа, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.1992 года соответствующее право должно быть подтверждено результатами аттестации.

Заслуживает внимание правовая позиция Верховного суда Украины по делу № 21-307а14. В частности:

«Согласно пункту 4 Порядка проведения аттестации и подпунктом 1.5 пункта 1 Методических рекомендаций периодичность проведения аттестации рабочих мест определяется непосредственно коллективным договором предприятия и проводится не реже одного раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия или организации.

Результаты аттестации используются при установлении пенсий по возрасту на льготных условиях, льгот и компенсаций за счет предприятий и организаций, обосновании предложений о внесении изменений и дополнений в списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а также для разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровления работающих.

В соответствии с пунктом 3 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного приказом Минтруда от 18 ноября 2005 года № 383 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 декабря 2005 года за № 1451/11731), при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21 августа 1992 года и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21 августа 1992 года.

В пункте 4.2 указанного Порядка применения списков говорится о том, что результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, если в течение этого времени на данном предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна быть проведена внеочередная аттестация.

Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что своевременно проведенная аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из мер социальной защиты работников, который должен способствовать реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

Аттестация должна проводиться в предусмотренные пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроки, а ответственность за своевременность и качество ее проведения возлагается на руководителя предприятия, организации.

Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации».

Вывод: аттестация рабочего места проводиться каждые 5 лет и ее проведение является обязанностью руководителя предприятия или организации. Если очередная аттестация была проведена с нарушением предусмотренных пунктом 4 Порядка проведения аттестации сроков, а работник до ее проведения выполнял работу, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, этот период его работы должен быть засчитан в льготный стаж по результатам предыдущей аттестации. Отказ Управления пенсионного фонда подлежит обжалованию в судебном порядке.

3. Невозможность получения каких-либо подтверждающих документов о стаже работы

Очень часто возникает трудность в получении справок о стаже работы, справок о размере заработной платы. В ряде случае это связано с нежеланием предприятия, учреждения, организации выдавать такие документы либо связано с невозможность выдачи таких документов в следствии утери документов, ликвидации предприятия, учреждения, организации…

В таком случае после получения отказа соответствующего территориального органа Пенсионного фонда следует незамедлительно обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получение пенсии.

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 утвержден порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней (далее — Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.

Согласно пункту 10 указанного Порядка, для подтверждения стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда необходимо представить трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте и, в случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, уточняющую справку, предусмотренную пунктом 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В случае отсутствия правопреемника подтверждение периодов работы, которые засчитываются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленной для отдельных категорий работников, осуществляется в порядке, определенном Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минтруда и Минфином (пункт 20 Порядка).

Вывод: отказ Пенсионного фонда в назначении льготной пенсии в связи не предоставлением необходимых документов, а именно, справок, уточняющих особый характер работы, иных справок, не является основание для отказа в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии необходимо обжаловать в судебном порядке.

Автор консультации: Чумак Роман, ТОВ «АРЕС».

Минсоцполитики в письме от 24.11.2017 года № 22862/0/2-7/28 напомнила, что 1 января 2018 года вступило в силу постановление КМУ от 04.07.2017 г. № 479, которым внесены изменения в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

Внесенные изменения касаются, в частности, работников, занятых ремонтом оборудования в условиях действующего производства. Так, разделы I «Горные работы», II «Подготовка руд, обогащения, окускования (агломерация, брикетирование, окомкования), выжигание руд и нерудных ископаемых», III «Черная металлургия», IV «Производство коксопродуктов», VII «Производство цветных металлов» , VIII «Химическое производство», X «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Список №1 дополнен позицией: «Работники ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в условиях действующего производства».

Такой же позиции дополнен и разделы Список №2, а именно: I «Горные работы», II «Подготовка руд, обогащения, окускования (агломерация, брикетирование, окомкования), выжигание руд и нерудных ископаемых», III «Черная металлургия», IV » производство коксопродуктов. углеподготовка «, V» производство огнеупоров «, VI» производство метизов «, VII» производство генераторного газа и получение газов в процессе металлургического производства «, VIII» производство цветных металлов «, X» Химическое производство «, и подраздел 1» Литейное производство «раздела XIV» Обработка металла «.

Если позиции списков №1 и №2 предусмотрены работники, занятые в определенном производстве без указания наименования профессий (должностей), как в данном случае, такие позиции распространяются на всех работников, независимо от наименования их профессий (должностей), в том числе руководителей, специалистов , мастеров.

Согласно п. 3 Порядка №383 при определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 .

Итак, в стаж работы работников, профессии (должности) которых включены в списки №1 и №2 согласно постановлению №479, и которые продолжат работать по этим профессиям (должностям) после вступления в силу этого постановления (01.01.2018 г.), Засчитывается весь период их работы по соответствующим профессиям (должностям) при условии подтверждения соответствующего права по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом, если таким работникам по результатам аттестации рабочих мест, 5-летний срок которой не истек, подтверждено право на соответствующую льготную пенсию и условия труда за это время коренным образом не изменялись, проводить внеочередную аттестацию соответствующих рабочих мест по условиям труда не требуется.

Для подтверждения стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда необходимо представить: трудовую книжку с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и период выполняемой работы, выписку из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте; при отсутствии в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, — уточняющую справку.

Поэтому периоды работы, подлежащие зачислению в льготный стаж, определяет предприятие (учреждение) или его правопреемник с учетом требований законодательства относительно определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях.

В 2018 году количество отказов в назначении досрочной пенсии для тех, кто занят на вредных условиях труда, в стране увеличилось и достигло 170,5 тысячи случаев. И хотя число таких отказов в общей массе невелико, людей такие факты настораживают. Возникает вопрос – почему? Многие связывают это с пенсионной реформой, ссылаясь на то, что в советское время никогда никаких отказов для работников вредных производств не было.

Позволю себе не согласиться с таким утверждением на примере своего отца, которому в 1969 году было отказано в начислении досрочной пенсии. Многие люди пользуются правом досрочного выхода на пенсию по причине вредности работы. И мой отец, трудившийся на вредном производстве, тоже намеревался выйти на пенсию по вредности в 55 лет. Однако в его трудовой книжке из-за ошибки кадровика не было указано, что несколько лет он трудился аккумуляторщиком. Сегодня многие из отказов в пенсии – именно у тех, кто желает выйти на пенсию досрочно. И основная причина вынесения решений об отказе в установлении досрочных пенсий – продолжительность льготного стажа меньше, чем требуется по закону. Это может быть связано и с тем, что не выполнено какое-то требование законодательства или гражданин был занят в профессии и условиях, не соответствующих утверждённым спискам. Досрочный выход на пенсию имеет много нюансов.

– Предусматривая для отдельных категорий граждан, осуществляющих трудовую деятельность во вредных, тяжёлых и особых условиях труда, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает это не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, условий труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности, – поясняет главный специалист-эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц отделения ПФР по Свердловской области Александр Аржанников. – Эти работники составляют бóльшую часть лиц, которым назначаются в нашей области досрочные пенсии, предусмотренные частью 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Досрочные пенсии назначаются, к примеру, за подземные работы, в горячих цехах, с вредными и тяжёлыми условиями труда, за работы в особых условиях: работникам железнодорожного транспорта, геологам, из плавсостава, другим.

Кому отказали?

Екатеринбурженка Ш. претендовала на назначение пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 Закона № 400-ФЗ как работник железнодорожного транспорта – трудилась дежурной по горкам на станции III класса. Однако женщине было отказано – её работа не могла быть зачтёна в льготный стаж, поскольку по закону к нему относятся только дежурные по горкам, трудившиеся на станциях внеклассных и I класса.

Гражданину К. выйти на досрочную пенсию и вовсе «помешал»… мазут. Мужчина работал с 1992 по 1998 год машинистом (кочегаром) котельной в составе паросилового хозяйства завода и был уверен, что может рассчитывать на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. И действительно, законом такая профессия предусмотрена, но только если котельная работала на твёрдом топливе (угле или сланце). В этом случае такую справку на предприятии не выдали – в качестве топлива здесь применяется мазут. Так что гражданин К. не смог досрочно выйти на пенсию – получил отказ от ПФР.

Основные условия предоставления пенсионной льготы – продолжительность льготного стажа, страхового стажа и достижение определённого возраста. Например, подземному горнорабочему шахты для выхода на пенсию досрочно в возрасте 50 лет требуется наличие 10 лет стажа работы «под землёй» и 20 лет страхового (общего трудового) стажа. А электросварщику ручной сварки, чтобы уйти на заслуженный отдых в 55 лет, надо 12 с половиной лет стажа в профессии и 25 лет – страхового. Кроме того, с 1 января 2013 года в льготный стаж включается работа при условии начисления страхователем дополнительного тарифа страховых взносов, с 1 января 2014 года – если класс условий труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) признан вредным или опасным.

– Решений об отказе могло бы быть гораздо меньше, если бы свердловчане заранее интересовались продолжительностью своего льготного стажа, – считает Аржанников. – Организации заключают с ПФР соглашение о представлении документов работников на заблаговременную проверку. Когда у работника до наступления права на пенсию остаётся один год, то по его желанию работодатель направляет документы на проверку в управление Пенсионного фонда. Это делается в электронном виде по защищённым каналам связи. Специалисты управления проводят оценку стажа, направляют запросы в архивы, другие организации, если требуется уточнение периодов работы.

Уточняют и льготный стаж для назначения досрочной пенсии, а после определяют дату выхода на неё. Если человек уже не работает в организации, имеющей льготные рабочие места, либо у организации не заключено соглашение с ПФР, то можно обратиться в управление лично. Надо делать это заранее, за 12 месяцев, чтобы вовремя уточнить свой стаж. Кроме того, информацию о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочную пенсию, можно получить в личном кабинете гражданина на сайте ПФР. А если есть периоды работы, не учтённые в сведениях на индивидуальном лицевом счёте, он вправе обратиться в управление, в том числе записавшись на приём на сайте Пенсионного фонда.

Ждёт ли «списочников» повышение пенсионного возраста?

Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» не предусматривает повышение пенсионного возраста для граждан, занятых во вредных и опасных условиях труда. Так, граждане, занятые на работах по Списку № 1, будут выходить на пенсию по-прежнему: мужчины в возрасте 50 лет, женщины – в 45 лет. По Списку № 2 мужчины могут рассчитывать на заслуженный отдых с 55 лет, а женщины – с 50. Не изменяется возраст выхода на пенсию у геологов, работников железнодорожного транспорта: машинистов тепловозов, составителей поездов, лесорубов и других категорий досрочников-«списочников». Также не изменится порядок определения и исчисления стажа на соответствующих видах работ.

  • Опубликовано в №110 от 27.06.2019

п. п.11 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 1991 г. N 481

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ,
ДАЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ НЕЗАВИСИМО
ОТ ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТОСТИ НА УКАЗАННЫХ РАБОТАХ
НЕ МЕНЕЕ 25 ЛЕТ

В соответствии со статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Совет Министров РСФСР постановляет:

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Утвердить список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет.

Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 13 сентября 1991 г. N 481

СПИСОК
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТОСТИ
НА ЭТИХ РАБОТАХ НЕ МЕНЕЕ 25 ЛЕТ

1. Подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов
Бурильщики шпуров
Горномонтажники подземные
Гидромониторщики подземные
Горнорабочие по ремонту горных выработок
Горнорабочие подземные
Крепильщики, занятые креплением очистных забоев при добыче полезных ископаемых
Машинисты буровых установок и их помощники
Машинисты вибропогрузочных установок
Машинисты погрузочно — доставочных машин
Машинисты проходческих комплексов
Машинисты подземных установок
Машинисты смесительных установок гидрозакладки
Машинисты погрузочных машин
Машинисты подъемных машин (подземные)
Машинисты скреперных лебедок
Машинисты электровозов (подземные)
Стволовые (подземные)
Электрослесари подземные
Раздатчики ВВ
Мастера — взрывники, взрывники
Механики подземных участков, их заместители и помощники
Горные мастера и механики добычных и подготовительных (горно — капитальных) участков
Горные мастера подземных участков
Начальники подземных участков, их заместители и помощники
2. Горноспасательные части, обслуживающие шахты и рудники, опасные по газодинамическим явлениям, горным ударам, сверхкатегорные и третьей категории по газу
Респираторщики
Командиры отделений и взводов, их заместители (помощники)
3. Открытые горные работы по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы)
Водители грузовых автомобилей, занятые на вывозке горной массы
Водители погрузчиков
Машинисты бульдозеров
Машинисты буровых установок и их помощники
Машинисты экскаваторов и их помощники.

10 мая 2010 года N 84-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2010 года

Одобрен
Советом Федерации
28 апреля 2010 года

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Статья 1. Лица, имеющие право на доплату к пенсии, условия ее назначения, исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии

Лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее — доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее — плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее — взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях.
2. Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
(часть 2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Статья 2. Размер доплаты к пенсии

1. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где

РД — размер доплаты к пенсии;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года — на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
ЗР — среднемесячный заработок работника организации угольной промышленности, исчисленный по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
К — коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности при наличии не менее 25 лет стажа работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт либо не менее 20 лет стажа работы в ведущих профессиях — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанного стажа на таких работах, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, увеличивается на 0,01, но не может превышать 0,75;
СВ — среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;
СВД — сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.
2. При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, исчисленного по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
3. Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, за исключением расходов на организацию работы по выплате и доставке доплаты к пенсии, к сумме средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода, устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется при определении размера доплаты к пенсии и корректировке размера доплаты к пенсии.
4. Сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода, исчисляется путем суммирования размеров доплат к пенсии, причитающихся к выплате работникам организаций угольной промышленности на начало выплатного периода. В целях исчисления суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии, размер доплаты к пенсии определяется в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, без учета умножения на отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.

Статья 3. Заработок, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии

1. В среднемесячный заработок работника организации угольной промышленности при назначении доплаты к пенсии подлежат включению все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются взносы.
2. При определении среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности для назначения доплаты к пенсии из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, по его желанию исключаются неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с 1-го числа месяца, месяцы (в том числе неполные), в которые он получал пособие по временной нетрудоспособности, месяцы (в том числе неполные) отпуска по беременности и родам, отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также месяцы (в том числе неполные) работы, в течение которых он являлся инвалидом или получал возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», осуществлял уход за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, или за лицом, достигшим возраста 80 лет. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду работы либо непосредственно следующими за этим периодом, который учитывается при назначении доплаты к пенсии.

Статья 4. Назначение доплаты к пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, выплата доплаты к пенсии

1. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
2. В случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном заработке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере, производится перерасчет размера доплаты к пенсии.
3. Размер доплаты к пенсии при перерасчете ее размера определяется в порядке, установленном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. При этом учитывается среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года — на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
4. Назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
1) с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта;
2) с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня;
3) с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября;
4) с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
4.1. Обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
5. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют корректировку размера доплаты к пенсии с учетом изменения отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода, в сроки, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
6. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на работу, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.
7. Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, плательщики взносов, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
8. В случае предоставления недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.
10. Выплата доплаты к пенсии, включая удержание из нее, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, ее доставка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О страховых пенсиях» для страховых пенсий.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
11. Начисленные суммы доплаты к пенсии, причитавшиеся к выплате и оставшиеся не полученными в связи со смертью пенсионера, не включаются в состав наследства и выплачиваются нетрудоспособным членам его семьи, которые проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной доплаты к пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи, имеющих право на получение указанных сумм доплаты к пенсии, причитающиеся им суммы доплаты к пенсии делятся между ними поровну.

Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.

Статья 6. Тариф взносов

1. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
2. Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Действие положений части 3 статьи 6 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 18.07.2011 N 217-ФЗ).

3. Объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Статья 7. Порядок исчисления и уплаты взносов, контроль за правильностью их исчисления и уплатой

1. Расчетным периодом для исчисления и уплаты взносов признается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
2. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Данные об исчисленных и уплаченных суммах ежемесячных платежей по взносам отражаются в расчете, представляемом плательщиком взносов до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Указанный расчет представляется плательщиками взносов в порядке и сроки, которые установлены статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
3. Сумма взносов, подлежащая уплате, определяется в рублях и копейках.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
4. Контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(часть 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
5. Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение сумм указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата взносов, соответствующих пеней и штрафов, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
6. Обжалование актов территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
7. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Статья 8. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

Привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение настоящего Федерального закона производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль
10 мая 2010 года
N 84-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *