Дорожный фонд

  • автор:

О создании дорожного фонда муниципального образования «Город Псков»

ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2013 года N 661
О создании дорожного фонда муниципального образования «Город Псков»

(с изменениями на 27 февраля 2020 года)

Принято на 29-й сессии Псковской городской Думы 5-го созыва
В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с пунктом 5 статьи 179_4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 03.12.2012), руководствуясь статьей 23 Устава муниципального образования «Город Псков», Псковская городская Дума решила:
1. Создать дорожный фонд муниципального образования «Город Псков» с 1 января 2014 года.
2. Утвердить Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования «Город Псков» согласно Приложению к настоящему Решению.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Опубликовать настоящее Решение в газете «Псковские Новости» и разместить на официальном сайте муниципального образования «Город Псков».
Глава города Пскова И.Н. Цецерский

Приложение. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ДОРОЖНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ПСКОВ»

Приложение к Решению
Псковской городской Думы
от 17.07.13 N 661

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования «Город Псков» (далее — Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения эффективности управления бюджетными ассигнованиями на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Город Псков» (далее — город Псков).
2. Дорожный фонд муниципального образования «Город Псков» (далее — дорожный фонд) — это часть средств бюджета города Пскова, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, расположенных в границах городского округа.
3. (Пункт исключен с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038).

II. Источники формирования дорожного фонда

1. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждается решением Псковской городской Думы о бюджете города Пскова на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета города от источников формирования дорожного фонда, указанных в пункте 2 настоящего раздела.
2. Источники формирования дорожного фонда:
1) акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет города Пскова;
2) государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджет города Пскова;
3) денежные взыскания (штрафы) за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
4) прочие денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения;
5) поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
6) доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования «Город Псков»;
7) средства от передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения;
8) плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) поступления в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и областного бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;
10) денежные средства, поступающие в бюджет города Пскова от уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также от возмещения убытков муниципального заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий муниципального контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств дорожного фонда, или в связи с уклонением от заключения таких контрактов или иных договоров;

11) безвозмездные поступления от физических лиц и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольные пожертвования.
Перечисление безвозмездных поступлений от физического лица или юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Псков», в том числе добровольных пожертвований, в доходы дорожного фонда, осуществляется после заключения договора пожертвования между указанными физическим лицом или юридическим лицом с одной стороны и главными распорядителями бюджетных средств дорожного фонда с другой стороны.
Указанные безвозмездные поступления от физических лиц и юридических лиц направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Пскова и лимиты бюджетных обязательств после подтверждения поступления указанных средств Управлением Федерального казначейства по Псковской области.
(Подпункт 11 в редакции, введенной в действие с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038);
12) (подпункт дополнительно включен с 29.03.17 решением Псковской городской Думы от 27.03.2017 N 2251; исключен с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038).
3. В случае недостаточности средств, полученных от источников формирования дорожного фонда, указанных в пункте 2 раздела II настоящего Порядка, направлять на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Город Псков» часть иных налоговых или неналоговых доходов бюджета города Пскова, в соответствии с Решением Псковской городской Думы о бюджете города Пскова на очередной финансовый год и плановый период (пункт дополнительно включен с 13.12.13 решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 N 793; в редакции, введенной в действие с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038).

III. Формирование бюджетных ассигнований дорожного фонда

1. Прогнозирование объема бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Финансовым управлением Администрации города Пскова (далее — Финансовое управление) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Псковской области за счет источников формирования дорожного фонда, установленных пунктом 2 раздела II и в соответствии с положениями пункта 3 настоящего Порядка (пункт в редакции, введенной в действие с 13.12.13 решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 N 793).
2. Планирование расходов бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период по направлениям расходов, указанным подпункте 2 раздела IV настоящего Порядка, осуществляется Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова (далее Управление городского хозяйств) с учетом необходимости реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными целевыми программами Муниципального образования «Город Псков», содержащими мероприятия, относящиеся к дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (пункт в редакции, введенной в действие с 13.12.13 решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 N 793).
3. Распределение прогнозируемого объема бюджетных ассигнований по направлениям расходов, указанным в подпункте 2 раздела IV настоящего Порядка, утверждается приложением к Решению Псковской городской Думы о бюджете города Пскова на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные ассигнования дорожного фонда предусматриваются в рамках муниципальных и ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов, а также отдельных отраслевых мероприятий (абзац в редакции, введенной в действие с 13.12.13 решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 N 793).
4. В течение одного месяца после принятия бюджета города Пскова на очередной финансовый год и плановый период Управление городского хозяйства подготавливает план расходов дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период и представляет на согласование заместителю Главы Администрации города Пскова, координирующему деятельность Управления городского хозяйства, и начальнику финансового управления Администрации города Пскова.
План расходов дорожного фонда представляет собой документ, содержащий адресное (пообъектное) распределение установленного объема бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период по направлениям расходов, указанным в подпункте 2 раздела IV настоящего Порядка.

План расходов дорожного фонда утверждается Постановлением Администрации города Пскова.
5. Бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году по состоянию на 31 декабря, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись городского бюджета, лимиты бюджетных обязательств и План расходов дорожного фонда.

IV. Использование бюджетных ассигнований дорожного фонда, отчетность и контроль

1. Главными распорядителями бюджетных средств дорожного фонда являются Управление городского хозяйства Администрации города Пскова, Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Пскова и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова (пункт в редакции, введенной в действие с 29.03.17 решением Псковской городской Думы от 27.03.2017 N 2251).
2. Бюджетные ассигнования дорожного фонда в объеме, установленном решением Псковской городской Думы о бюджете города Пскова на очередной финансовый год и плановый период, имеют целевое назначение и используются по следующим направлениям расходов:
1) проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них;
2) капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них;
3) содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них;
4) капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, расположенных в границах городского округа.
5) выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, включая подготовку проектной документации;
6) обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог местного значения, мостов, путепроводов, расположенных на автомобильных дорогах местного значения;
7) приобретение специализированной техники (машин и оборудования) для осуществления работ, связанных с дорожной деятельностью (подпункт в редакции, введенной в действие с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038);
8) осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (подпункт дополнительно включен с 04.03.20 решением Псковской городской Думы от 27.02.2020 N 1038).
3. В течение текущего финансового года бюджетные ассигнования дорожного фонда могут перераспределяться и направляться на использование по направлениям расходов, указанным в пункте 2 настоящего раздела.
4. Бюджетные ассигнования дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований фонда в очередном финансовом году.
5. Управление городского хозяйства формирует бюджетную отчетность о расходовании средств дорожного фонда и ежеквартально представляет в Финансовое управление в установленные им сроки.
6. Контроль за расходование средств дорожного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава города Пскова И.Н. Цецерский
Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Редакция документа подготовлена Псковским
представительством «Кодекс»

В рассмотренном примере у администрации сельского поселения возник вопрос: можно ли за счет средств своего дорожного фонда осуществлять расходы на содержание автомобильных дорог в границах сельского поселения. В частности, на оплату электроэнергии по уличному освещению вдоль автомобильных дорог, очистку от случайного мусора обочин дорог, покос травы обочин дорог и аналогичные работы?
Эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» разъяснили, что в данном случае перечисленные расходы можно финансировать за счет средств муниципального дорожного фонда.

Как определить целевой характер расходов средств субсидии на выполнение задания? Узнайте из материала «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов» в «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль». Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Напомним, что дорожный фонд – это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (ст. 179.4 Бюджетного кодекса).
В свою очередь к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог.
При этом под содержанием автодороги понимается комплекс работ по поддержанию и оценке ее надлежащего технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения (подп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вместе с тем средства дорожных фондов необходимо расходовать строго в соответствии с установленными БК РФ целями их создания (письмо Минфина России от 29 августа 2014 г. № 02-03-11/43286, письмо Минфина России от 6 марта 2013 г. № 02-03-10/6762, письмо Минфина России от 2 июля 2012 г. № 02-03-10/2481).
При принятии решения о возможности осуществления конкретных расходов за счет средств дорожных фондов необходимо руководствоваться положениями:

  • классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402);
  • нормативного правового акта, определяющего в соответствии с положениями ст. 179.4 БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего публично-правового образования.

Так, в состав работ по содержанию автодорог, в частности, входят в числе прочих следующие:

  • поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах (подп. «а» подп. 1 п. 6 раздела IV Классификации);
  • плата за расход электроэнергии на освещение (подп. «к» подп. 4 п. 6 раздела IV Классификации).

Литература

1. Довлатова Е. В. Нужен системный подход к регулированию отношений в водной отрасли // ЖКХ, 2011. № 1.

2. Водные ресурсы Центральной Азии и их рациональное использование // Международная конференция. Душанбе, 2001. С. 237-240.

3. Аминджанов М. А. Основные проблемы водохозяйственного комплекса Республики Таджикистан // Доклады Международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек 31 мая — 1июня 2005 г. Душанбе. ABSTRACTS, 2005. С. 9-10.

4. Клапцов В. Трансграничные реки Центральной Азии и возможное международное сотрудничество // Доклады Международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек 31 мая — 1июня 2005 г. Душанбе. ABSTRACTS, 2005. С. 16-17.

5. Нурматов Н. К., Икромов И. И. Новая техника полива в условиях дефицита водных ресурсов // Доклады Международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек 31 мая — 1июня, 2005 г. Душанбе. ABSTRACTS, 2005. С. 26-27.

Financial support for road funds in the Russian Federation

Afanasev R.

Финансовое обеспечение дорожных фондов в Российской Федерации

Афанасьев Р. С.

Афанасьев Роман Сергеевич /Afanasev Roman — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр межбюджетных отношений, Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается развитие механизма финансирования дорожной деятельности в Российской Федерации. Переход к программному формату бюджета и среднесрочному бюджетному планированию способствовал отказу от формирования дорожных фондов, как смет по финансированию дорожного хозяйства. Автор обосновывает необходимость наличия таких механизмов в бюджетной системе.

Ключевые слова: дорожный фонд, финансирование, целевые поступления в бюджет. Keywords: road fund, financing, earmarked budget revenues.

Высокая значимость транспортной системы в развитии современной экономики обуславливает расширение участия государства в финансировании транспортной инфраструктуры. Первый дорожный фонд в России был создан в 1914 году. Он просуществовал с 1914 года по 1917 год и прекратил свое существование в связи с началом Первой мировой войны. Дорожной фонд создавался для формирования автомобильной промышленности по американскому типу и развитию сети автомобильных дорог.

Вторая попытка создания дорожного фонда относится к началу 1990-х годов. 18 октября 1991 года был принят закон Российской Федерации № 1759-I «О дорожных фондах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом формировались федеральные и региональные дорожные фонды. В этом виде дорожные фонды просуществовали около 10 лет.

Они прекратили свое существование в 2001 году, после отмены оборотных налогов с предприятий. А в 2003 году ликвидировали региональные дорожные фонды. Таким образом, дорожное строительство стало напрямую финансироваться из бюджета.

Также к основным причинам ликвидации дорожного фонда можно отнести бюджетную консолидацию всех доходных источников на федеральном уровне. После дефолта 1998 года, в бюджетный кодекс были внесены поправки, которые ввели принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Согласно данному принципу, запрещалась увязка любых расходов бюджета с определенными доходными источниками. Таким образом, ликвидировались целевые налоги.

Дорожные фонды являлись важным инструментом финансирования строительства и содержания дорожной инфраструктуры. После их ликвидации ассигнования на дорожное хозяйство сократились в разы. Если сравнить объем финансирования автомобильных дорог в 2005 году с 2000 г., то в сопоставимых ценах он сократился почти в 2 раза1. По статистике, в 1992-2000 гг. в России в среднем ежегодно вводилось около 6,1 тыс. км дорог с твердым покрытием, а в 2001-2009 гг. — около 2,85 тыс. км .

Итогом ликвидации дорожных фондов стало недофинансирование дорожного хозяйства и, как следствие, рост проблем при строительстве новых автомобильных дорог общего пользования. Так, если в 2000 году на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования государством выделялись бюджетные средства в размере 2,9% ВВП, то в 2005 году — всего 1,1% ВВП . В 2009 году на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования из федерального бюджета было выделено 328 млрд рублей, а в 2010 году расходы федерального бюджета на указанные цели сократились до 274 млрд рублей .

Возрождение дорожных фондов началось в 2011 году с принятием Федерального закона от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним в бюджетный кодекс Российской Федерации была внесена статья 179.4 «Дорожные фонды».

Согласно Бюджетному кодексу, дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Начиная с 2012 года, начали создаваться региональные дорожные фонды, а с 2014 года -муниципальные.

Основными источниками пополнения дорожных фондов стали акцизы, заложенные в цену автомобильного топлива и транспортный налог. Подобная система финансирования автомобильных дорог используется во всем мире. Например, в США в целях строительства и содержания межштатных магистралей Законом о федеральном финансировании строительства автомобильных дорог от 1956 г. был создан дорожный траст-фонд. Принятый в том же году Закон о доходах автомобильных дорог повысил налоги на пользователей дорог и ввел ряд новых, а также установил их целевой характер как источников доходов дорожного траст-фонда .

В международном опыте, в качестве источников финансирования дорожного строительства, широко используются целевые налоговые и неналоговые доходы и межбюджетные трансферты . Концептуальной основой применения целевых доходов к расходам на дорожное хозяйство является принцип оплаты государственных услуг потребителями этих услуг. К этому же принципу можно отнести не только специальные сборы и платежи, связанные с использованием автомобильных дорог (например, плата за пользование дорогами, плата в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, штрафы за нарушение дорожного законодательства), но и доходные источники, связанные с использованием автотранспортных средств — акцизы на бензин, дизельное топливо, смазочные масла, сборы за регистрацию автотранспортного средства, которые относятся к источникам общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов.

Федеральный дорожный фонд создается в составе федерального бюджета и предназначен для финансирования дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения в пределах бюджетных ассигнований данного фонда, установленных законом о бюджете. При этом объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда должен быть установлен в размере не менее суммы базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (345,0 млрд руб.), скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции в соответствующем финансовом году, и бюджетных ассигнований, равных прогнозируемому на соответствующий финансовый год объему доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, умноженному на коэффициент 0,83.

1 Интервью заместителя руководителя Федерального дорожного агентства И. С. Алафинова Парламентской газете 10 февраля 2012.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 283-Ф3 (в редакции федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 375-ФЗ)1 базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается на 2015 г. в размере 546 243 481,5 тыс. рублей и на 2016 г. в размере 561 750 046,5 тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности на 2015 г. в размере 21 833 356,0 тыс. рублей.

На региональном уровне объем бюджетных ассигнований дорожных фондов утверждается законом о бюджете в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации:

— от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

— доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от иных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации;

— межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Указанные источники доходов непосредственно не поступают в дорожные фонды, они зачисляются на единый счет бюджета и в эквивалентной сумме направляются на финансирование расходов федерального дорожного фонда. Это дает формальное основание утверждать, что данные источники дохода не имеют целевого характера. Так, И. Р. Кузин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финансов Российской Федерации, отмечает, что «рассматривая вопрос создания дорожных фондов в Российской Федерации, следует иметь в виду, что никакой целевой привязки доходов к расходам дорожного фонда не происходит. Объем поступлений от акцизов на нефтепродукты лишь учитывается для определения объема расходов дорожного фонда. Принцип совокупного покрытия остается незыблемым» .

Следует, однако, отметить, что в зарубежной практике целевой характер бюджетных доходов определяется не характером учета средств в бюджете (то есть, поступают ли средства на общий или на отдельный счет, учитываются ли они обособлено или нет). Важнейшим критерием целевого дохода является установление законом порядка использования поступлений от конкретного источника дохода (то есть, установление связи вида дохода с конкретными расходами). Согласно данному критерию, акцизы на нефтепродукты и другие налоговые и неналоговые поступления, которые в соответствии с Бюджетным кодексом учитываются при определении бюджетных ассигнований на финансирование дорожных фондов, носят целевой характер. В то же время интеграция дорожных фондов в соответствующий бюджет позволяет минимизировать вред, наносимый целевым характером отдельных источников доходов общим принципам управления бюджетом.

К общим недостаткам механизма финансирования дорожной деятельности можно отнести отсутствие оценки потребности при формировании объемов дорожных фондов, как федерального, так и региональных.

В настоящий момент не все субъекты Российской Федерации могут себе позволить направлять в полном объеме средства на формирование дорожного фонда. Большие объемы социальных расходов, выполнение «майских» указов Президента России и т. п. создают у регионов желание «залезть» в дорожный фонд.

Более того, для некоторых субъектов Российской Федерации, в которых большая часть дорог относится к федеральным дорогам, такой объем дорожного фонда не нужен. У этих субъектов просто нет физической возможности освоить такой объем средств.

1 Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 283-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»».

Все эти причины приводят к тому, что субъекты пытаются обойти порядок формирования дорожных фондов, предписанный Бюджетным кодексом. Среди наиболее распространенных схем можно отметить:

1. Занижение сумм планируемых поступлений налогов, направляемых на формирование регионального дорожного фонда. Некоторые субъекты Российской Федерации занижали прогноз поступлений и, в результате, объем дорожного фонда был существенно меньше. Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 145-ФЗ1 эта схема была упразднена. Теперь объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся объемом доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

2. Введение налога на имущество на региональные дороги общего пользования, который выплачивается из средств дорожных фондов в доходы регионального бюджета, тем самым фактически сокращая объем дорожного фонда. Данная схема уже работает, по крайней мере, в шести субъектах Российской Федерации.

3. Закрепление транспортного налога за местными бюджетами, что исключает данные поступления из планового объема дорожного фонда. Юридически это обосновывается тем, что согласно Налоговому кодексу налог является региональным, его распределение является полномочием регионального уровня власти. Данная уловка использовалась многими регионами, в связи с чем Минфином России было дано специальное пояснение о недопустимости такого подхода.

Также к негативным моментам можно отнести отсутствие любых напоминаний об институтах и механизмах общественного контроля над выбором приоритетов дорожного строительства и расходованием средств фонда.

Литература

1. Курносов В. В. Роль дорожных фондов в финансировании дорожного строительства и содержания дорог // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: вопросы теории и практики: 2-я региональная научно-практическая конференция, (Великий Новгород, 26 апреля 2013 г.) Великий Новгород: Северный филиал РГУИТ и П. и НовГУ, 2013. С. 204.

1 Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Дорожный фонд Ленинградской области создан на основании Областного закона Ленинградской области от 16.12.2011 № 111-оз «О дорожном фонде Ленинградской области», в соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Дорожные фонды».

Дорожный фонд Ленинградской области — часть средств областного бюджета Ленинградской области, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения и частных автомобильных дорог), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Ленинградской области утверждается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов областного бюджета Ленинградской области от:

  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в областной бюджет;
  • транспортного налога в части, зачисляемой в областной бюджет;
  • эксплуатации и использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог, находящихся в собственности Ленинградской области, в том числе платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог;
  • штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам;
  • денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
  • поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета областному бюджету Ленинградской области;
  • безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований в отношении автомобильных дорог.

Основными источниками доходов Дорожного фонда являются доходы от уплаты акцизов на горюче-смазочные материалы (50-55%) и доходы от уплаты транспортного налога (около 30%).

Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, распределяются по нормативам, утвержденным Федеральным законом о бюджете. Норматив для Ленинградской области на 2019 год -1,4326%.

В соответствии с Областным законом от 04.12.2019г. № 94-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» объем ассигнований Дорожного фонда Ленинградской области на 2020 год соответствует объему ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2020 год по разделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», в сумме 10 785 771,7 тыс. руб. Расходование средств запланировано в соответствии с указанным областным законом.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Ленинградской области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 20.03.2012 № 78.

Средства Дорожного фонда направляются на строительство и реконструкцию, включая проектирование, содержание, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду, предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на капитальный ремонт, ремонт, строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В 2019 году доходы Дорожного фонда Ленинградской области составили 12 610 910,0 тыс. рублей (в т.ч. поступления из федерального бюджета 1 133 003,0 тыс. руб.), что составляет 105,7% от утвержденного Законом о бюджете объема ассигнований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *