Допустимый сброс

  • автор:

Практически любое предприятие является крупным водопользователем, а в процессе его деятельности образуются сточные воды, которые сбрасываются в водоемы. В связи с этим очень важно разработать и соблюдать предельно допустимые сбросы.

Предельно допустимый сброс (ПДС) – это показатель, характеризующий максимально разрешенное к отведению содержание загрязняющего вещества в воде в определенном пункте в единицу времени, обеспечивающее соблюдение нормативов качества воды.

В обобщенном виде задачу, стоящую перед организацией, имеющей источники сбросов, можно сформулировать следующим образом: предотвратить ухудшение качества воды ниже нормативных показателей или, при уже имеющихся нарушениях, не усугублять их.

В связи с этим проект ПДС обязательно должен составляться для предприятий и других хозяйственных объектов, в ходе деятельности которых образуются сточные и возвратные воды.

Порядок работ по Проекту ПДС

Грамотная разработка проекта ПДС состоит из следующих этапов:

  1. 1. Инвентаризация всех источников сбросов, которые расположены на данном предприятии, всех очистных сооружений и ливневых канализаций.
  2. Выявление всех возможных способов отведения сточных вод.
  3. Установление санитарно-защитной зоны для водоемов.
  4. На основе этих данных разрабатываетсяпроект нормативов предельно допустимых сбросов.

Он включает в себя:

  • информация о предприятии: сфера деятельности, оказываемое влияние на окружающую среду;
  • расчет ПДС и фактических сбросов вредных веществ в водоем;
  • предложения, направленные на обеспечение нормативных показателей предельно допустимых сбросов.
  1. Разработка плана водоохранных мероприятий.
  2. В ходе работ должен быть проведен анализ сточных вод. Для того чтобы обеспечить нормативы ПДС, для начала нужно определить присутствующие в воде химические вещества и степень загрязнения.
  3. Далее следует составление плана-графика экологического контроля. После того, как проект оформлен соответствующим образом, нормативы предельно допустимых сбросов готовы к согласованию в государственных инстанциях.

Проект ПДС в сети канализации согласовывается с предприятием-собственником канализационных сетей и очистных сооружений, (а также с др. организациями по необходимости).

Утвержденный проект допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ является неотъемлемой частью договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ между организацией-абонентом и предприятием Водоканала.

Срок действия проекта ПДС определяется предприятием собственником канализационных сетей и очистных сооружений.

Стоимость услуги — от 300000 тенге.

Заказать услугу

Предельно допустимый сброс (ПДС) веществ в водный объект — это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения допустимого качества воды в контрольном пункте.

Для разрешения сброса необходимо сдать образец сточной воды на лабораторный структурный анализ для определения концентрации вредных веществ в стоке. Нормативы допустимых сбросом веществ в водные объекты утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов.

Проект НДС (Нормативы допустимого сброса) устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в местах водопользования и ассимилирующей способности объекта. Контроль норматива ПДС измеряют в контрольном створе — поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

Положение контрольного створа определяется в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Кому и зачем нужен ПДС?

Любое предприятие, осуществляющее сброс сточных вод в водные объекты, обязано иметь согласованный проект нормативов ПДС.

Разработка проекта нормативов предельно-допустимого сброса также необходима для всех организаций-водопользователей, либо для организаций, пользующихся централизованной системой водоотведения, при условии, что объем сточных вод не превышает 200 кубометров в сутки.

Разработку проекта может вести как предприятие-водопользователь, так и специально аккредитованный орган по его поручению. Если величина фактического сброса не превышает нормы проекта ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.

В случае, если предприятие не может достичь показателя допустимой концентрации вредных веществ, ему устанавливаются лимитные значения, но при условии выполнения пошаговых мероприятий по очистке сточных вод, например, таких как установка очистных сооружений, фильтрация воды и т.д.

Штрафы за нарушение/отсутствие проекта и сроки действия

Отсутствие у организации проекта нормативов ПДС может послужить наложением больших штрафов и основанием для приостановления деятельности. Эти нормы указаны в ст.8 КоАП РФ и в Постановлении Правительства РФ №632.

Помимо проекта НДС, организация-водопользователь должна иметь разрешение на пользование водным объектом (Решение о предоставлении в пользование водного объекта), которое выдается на срок действия НДС — 5 лет.

Нормативные документы

К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов предельно — допустимого сброса, относятся следующие документы:

  • «Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации 17.12.1998г.)»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»;
  • Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Этапы расчета и разработки ПДС

Целью разработки проекта является согласование проекта и получение разрешения.

При разработке проекта можно выделить следующие основные этапы:

  • Заполнение опросного листа для определения оценки объема работ (уточнение количества источников организованного сброса);
  • Заключение договора на выполнение работ;
  • Заполнение заказчиком Технического задания, с указанием полных и достоверных сведений, утверждение технического задания;
  • Проведение количественных химических анализов (КХА) загрязненности сточных вод аккредитованной лабораторией;
  • Разработку проекта специалистом;
  • Согласование материалов в уполномоченных органах (Росгидромет, Управление по рыболовству, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Роспотребнадзор, Росприроднадзор, агентство водных ресурсов) и получение разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Сроки разработки и согласования

  • Срок разработки проекта специалистом составляет 2-3 недели после сбора всех данных (подписи технического задания)
  • Срок согласования в каждой инстанции составляет около 30 дней, поэтому иногда делается несколько копий проекта, которые согласовываются одновременно.

Сроки могут значительно варьироваться в зависимости от региона.

Нормативы допустимых сбросов веществ (НДС), в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Разработка проекта НДС является неотъемлемой частью для:

  • Получения разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект;
  • Получения решения на право пользования поверхностным водным объектом для сброса очищенных сточных вод;
  • Расчета платы за негативное воздействие на поверхностные водные объекты от сброса сточных вод;
  • Подготовки статистической отчетности 2тп (водхоз).

ЗАКОН

Водный кодекс РФ от №74-ФЗ от 3 июня 2006 г.;
Федеральный Закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Проект НДС разрабатывается на основании и с учетом действующих законодательных актов по охране окружающей среды в действующей редакции:

  1. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  2. Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  3. Распоряжения правительства российской федерации от 8 июля 2015 г. n 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;
  4. Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г. №333);
  5. Приказа Минприроды России от 02.06.2014 N 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33659).

Что будет, если водопользователь не будет осуществлять разработку проекта НДС?

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты: влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 8.14 КоАП РФ:

  • на должностных лиц – 10-20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – от 20-30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – 80-100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кто может разрабатывать проект НДС?

Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • Общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
  • Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
  • Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
  • Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Срок действия Проекта НДС:

  1. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет;
  2. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

  • При изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
  • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
  • При утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Что должно содержаться в Проекте нормативов допустимых сбросов?

МЕТОДИКА

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г. №333)

Проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  3. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  4. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  5. Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  6. Водохозяйственный баланс водопользования;
  7. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  8. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  9. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  10. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  11. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  12. Расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с настоящей Методикой;
  13. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

ВАЖНО

Должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.

На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  3. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  4. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  5. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  6. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  7. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  8. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  9. Расчет НДС в соответствии с Методикой;
  10. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

Исходная информация, предоставляемая предприятием для разработки проекта НДС:

  • Подписанная карта-схема с указанием точки сброса сточных вод в водный объект;
  • Решение на право пользования водным объектом;
  • Отчетность 2ТП (водхоз) за предыдущие 5 лет;
  • Протоколы КХА качества поверхностной воды в водном объекте (фоновый и контрольный створы), качества сточных вод, а также протоколы микробиологических и паразитологических исследований сточных вод за последние 5 лет;
  • Акты отбора проб поверхностных и сточных вод за последний календарный год;
  • Аттестат аккредитации лаборатории(й), осуществляющей(их) контроль;
  • Подписанный (утвержденный) расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод;
  • Письмо о согласовании данного объема в Территориальном органе Росводресурсов;
  • План территории организации с наложением сетей водопотребления и водоотведения;
  • План водоохранных мероприятий;
  • Согласованный с государственными органами график контроля качества поверхностных вод водного объекта и качества сбрасываемых сточных вод (с указанием периодичности контроля, списка нормируемых показателей, какой лабораторией планируется осуществлять контроль);
  • Письмо о подтверждении точки сброса в границах / вне границ населенного пункта;
  • Письмо о наличии / отсутствии зон санитарной охраны питьевых водозаборов, зон первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, мест туризма, спорта и массового отдыха населения в районе точки сброса;
  • Сведения о фоновом гидрохимическом состоянии используемого водного объекта;
  • Сведения о гидрологической характеристике водного объекта в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта, в который осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Справка о рыбохозяйственной категорий используемого водного объекта.

Где запрещен сброс сточных вод?

ЗАКОН

В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:

  • Содержащие природные лечебные ресурсы;
  • Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

  • Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Согласование проекта НДС

Документы, необходимые при подаче Проекта НДС на согласование в Контролирующие органы:

  1. Заявление на утверждение НДС;
  2. Пять экземпляров проекта НДС (на бумажном носителе);
  3. Пять экземпляров проекта НДС (на электронном носителе);
  4. Пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.

Согласующие (контролирующие) органы:

  1. Территориальный орган Росводресурсов;
  2. Территориальный орган Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  3. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  4. Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству;
  5. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

ВАЖНО

Рассылкой документов в согласующие (контролирующие) органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно.

Срок предоставления государственной услуги (согласования Проекта НДС контролирующими органами):

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов.

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение о внесении изменений в Приказ об утверждении НДС либо об отказе во внесении изменений в приказ об утверждении НДС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителей.

Схема разработки, согласования проекта НДС, полчение утвержденных НДС

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта НДС пишите нам — наши Контакты.

От деятельности каждой организации, вне зависимости от величины, образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

Рассмотрим, как взаимоувязаны положения нормативных документов о порядке инвентаризации, методах расчета рассеивания и разработке нормативов. Обратим внимание, как предлагается нормировать выбросы на действующих и проектируемых объектах хозяйственной деятельности.

Как и прежде, нормирование выбросов начинается с инвентаризации их источников. Согласно требованиям статьи 22 Закона № 96-ФЗ1, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию
этих источников и выбрасываемых ими вредных (загрязняющих) веществ (далее — ЗВ) в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные сведения.

Порядок инвентаризации выбросов и их источников

— Реклама —

Инвентаризация стационарных источников на вводимых в эксплуатацию объектах проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод их в эксплуатацию. Данные инвентаризации корректируют в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов, при обнаружении несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации, при изменении требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных Правилами эксплуатации установок очистки газа2.

Порядок инвентаризации, корректировки ее данных, документирования и хранения полученных данных определен приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 3523 (далее — Порядок инвентаризации).

Новый порядок сильно отличается от прежнего4, действовавшего еще с советских времен.

Порядок инвентаризации описывает ход инвентаризации, включая все этапы. Отдельно оговаривается, какими системами координат нужно пользоваться при составлении карты. Местоположение источников загрязнения атмосферы определяется с использованием государственной или местной системы координат (городской, заводской) с учетом разработанного в установленном порядке технического плана объекта, оказывающего негативное воздействие (далее — объект ОНВ).

Сохранен обязательный учет нестационарности источников выбросов, которую нужно было учитывать в прежних проектах предельно допустимого воздействия (ПДВ) и нужно учитывать теперь при расчете нормативов допустимого воздействия (НДВ).

Отдельно оговаривается алгоритм определения перечня выбрасываемых веществ на основе анализа технологических процессов, регламентов, проектной документации, справочников НДТ. Для видов деятельности, относящихся к областям применения НДТ, в число характерных для технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

Напомним, что переход на НДТ обязателен на объектах ОНВ I категории. Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах II категории, решают сами, внедрять им НДТ с получением комплексного экологического разрешения (КЭР) или нет. Таким образом, озаботиться внедрением НДТ и анализом соответствия технологии производства требованиям справочников по НДТ имеет смысл на стадии инвентаризации источников выбросов или даже раньше.

Результаты инвентаризации хранятся на предприятии (или на объекте ОНВ). Данные инвентаризации в дальнейшем используются для целей нормирования выбросов на объекте в зависимости от его категории. Кроме того, результаты используются при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также для разработки проекта обоснования границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Полученные результаты инвентаризации в виде количественно-качественных показателей выбросов ЗВ служат исходными данными для расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе от данного объекта.

ИЗ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА № 96-ФЗ1

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Методы расчета рассеивания выбросов

До 2018 года для расчетов рассеивания использовался ОНД-865, сейчас действует приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 2736, которым утверждены новые методы расчета рассеивания ЗВ (далее — Методы расчета рассеивания).

Методы расчета рассеивания применяются для выполнения расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли на расстоянии не более 100 км от источника выброса, а также для выполнения расчетов вертикального распределения концентраций ЗВ:

▸▸при определении нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
▸▸при разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации;
▸▸при обосновании ориентировочных размеров СЗЗ;
▸▸при разработке и обосновании организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при оценке их результатов;
▸▸при оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха;
▸▸при оценке краткосрочных и долгосрочных уровней загрязнения атмосферного воздуха и соответствующих концентраций ЗВ, создаваемых всеми источниками выброса, исключая рассматриваемые (непосредственно учитываемые в расчете рассеивания выбросов).

Количественные и качественные показатели выбросов в ходе инвентаризации могут определяться инструментально (данный способ приоритетен) либо расчетным методом. Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 4227, о чем говорится как в Порядке инвентаризации (приказ № 3523), так и в Методах расчета рассеивания (приказ № 2736).

ИЗ ЗАКОНА № 7-ФЗ9

СТАТЬЯ 22. НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ, НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Согласно Порядку инвентаризации, перечень выбрасываемых ЗВ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы. В эти данные входят: документация хозяйствующих субъектов, регламентирующая порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектная (конструкторская) документация оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, справочники по НДТ и методики расчета выбросов, включенные в соответствующий перечень. Для видов деятельности, относящихся к областям НДТ, в число характерных для данного технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

При этом не все вещества, которые должны быть включены в отчет об инвентаризации выбросов, подлежат расчету рассеивания. Согласно приказу № 2736, Методы расчета рассеивания предназначены для расчета концентраций ЗВ (за исключением радиоактивных веществ), включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р8).

В Перечень входит ограниченный ряд веществ. Впоследствии именно на вещества из данного Перечня рассчитываются и устанавливаются нормативы выбросов.

На основе результатов расчета рассеивания делаются выводы о воздействии выбросов объекта ОНВ на окружающую среду и здоровье человека. Если воздействие находится в рамках установленных гигиенических нормативов, можно говорить об утверждении нормативов выбросов.

Разработка нормативов допустимых выбросов

Долгое время проект ПДВ разрабатывался на основе Рекомендаций10, выпущенных в 1989 году Государственным комитетом СССР по охране природы. Ввиду «древности» этого документа требования Рекомендаций приходилось совмещать с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов11. Сейчас порядок разработки и утверждения нормативов в части, не противоречащей законодательству, определяет постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312.

Новый регламентирующий документ по установлению методов определения НДВ с учетом провозглашенного в 2014 году перехода на технологическое нормирование существует лишь в виде проекта приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее — Методы).

Сразу отметим, что в проекте используется устаревший термин «ПДВ», тогда как законодательно установлен «НДВ».

Методы предназначены для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В приложения к Методам включены таблицы, определяющие содержание материалов по разработке ПДВ.

Согласно проекту приказа, в рамках расчета ПДВ определяются зоны влияния выбросов для конкретного стационарного источника выбросов и (или) их совокупности, величины, временно разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения ПДВ на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также подготавливаются основания для определения периодичности проведения ПЭК.

Для действующих объектов ОНВ определение ПДВ обеспечивается хозяйствующими субъектами на основании данных инвентаризации выбросов согласно приказу № 3523.

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе проектной документации (пункт 8 Положения о нормативах выбросов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312).

Проект приказа о Методах повторяет положения других документов, что нормируются исключительно вещества, входящие в Перечень, утвержденный распоряжением № 1316-р8.

Согласно пункту 7 проекта приказа, при определении ПДВ используются утвержденные методы расчета рассеивания (приказ № 2736). Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха тоже осуществляется в порядке, установленном приказом № 273. При этом если по результатам расчета рассеивания суммарная концентрация загрязняющего вещества с учетом фонового уровня загрязнения в долях ПДК меньше или равна 1, то для данного вещества может быть установлен норматив выбросов. Если данное условие не выполняется, то согласно пункту 22 проекта приказа для объекта ОНВ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды в целях достижения ПДВ (для объектов ОНВ I категории — программа повышения экологической эффективности).

Проектом приказа предусматривается схема разработки ПДВ (НДВ) для действующих объектов ОНВ, которая включает в себя следующие этапы:

▸▸формирование таблиц со сведениями о выбросах в разрезе стационарных источников на основе данных инвентаризации с учетом нестационарности (неодновременности) выбросов во времени (согласно приказу № 3523);
▸▸проведение расчетов рассеивания выбросов и определение воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха (согласно приказу № 2736);
▸▸определение величин ПДВ;
▸▸в случае несоблюдения нормативов ПДВ — разработка плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
▸▸оценка снижения воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха после реализации указанных плана мероприятий или программы;
▸▸составление предложений по временно разрешенным выбросам (ВРВ) на период поэтапного достижения ПДВ с указанием сроков;
▸▸определение периодичности ПЭК за соблюдением ПДВ и ВРВ;
▸▸оформление ПДВ для представления в территориальные органы Роспотребнадзора в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам.

Кроме того, в проекте приказа представлена схема определения ПДВ для проектируемых, строящихся, реконструируемых и вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ. Для них норматив ПДВ разрабатывается на основе утвержденной проектной документации и включает в себя разработку ПДВ на период строительства с учетом его этапов и на период последующей эксплуатации объекта. В этом случае в проект ПДВ входят:

▸▸таблицы с необходимыми сведениями о выбросах на основе проектной документации;
▸▸расчеты рассеивания выбросов и определение уровня воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом его фонового загрязнения;
▸▸предложения по ПДВ;
▸▸план-график контроля за соблюдением ПДВ в рамках программы ПЭК.

В действовавших ранее документах не было четкого порядка установления нормативов ПДВ для строящихся и реконструируемых объектов. В проекте новых Методов такой порядок приведен. Согласно ему для проектируемых объектов характеристики выбросов формируются на основании расчетов выбросов от источников проектируемого технологического оборудования, указанного в разделах проектной документации, с учетом данных технической документации на проектируемое технологическое оборудование и (или) по данным объектов-аналогов.

Важное изменение касается срока действия нормативов выбросов. Согласно проекту приказа срока действия у ПДВ нет. Правда, это только в случае неизменности производственного процесса, состава и расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов, отсутствия изменений количественных и качественных показателей выбросов (для источника — более чем на 25% от ПДВ, для объекта в целом — не более чем на 10%). При таких изменениях ПДВ (НДВ) должны быть пересмотрены не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств.

Теперь, когда проект ПДВ в знакомом нам виде уже не существует, проект приказа показывает, как будет выглядеть документ, который приходит ему на смену.

Так, в новом документе не будет раздела «Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию», так как материалы ПДВ будут содержать только сведения о нормируемых ЗВ согласно Перечню, установленному распоряжением № 1316-р8.

Раздел «Оценка целесообразности проведения детальных расчетов» тоже отсутствует, потому что выполнить расчет рассеивания по всем веществам с помощью компьютерных программ теперь не составляет труда.

Уточнять размеры СЗЗ с учетом розы ветров больше не нужно — границы СЗЗ уже давно устанавливаются в рамках требований санитарного законодательства и являются отдельным документом.

Зато теперь в материалах определения нормативов выбросов будут приведены сведения о плане мероприятий по охране окружающей среды или о программе повышения экологической эффективности и будет содержаться оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического оборудования и установок очистки газа НДТ.

Понятие «источник выделения» исчезает, используется только «источник выброса». Это затрудняет идентификацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), поскольку при проведении инвентаризации по приказу № 3523 эти два понятия используются отдельно.

ИЗ ПРИКАЗА № 3523

…определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества.

В рассмотренных базовых подзаконных актах и проекте Методов определения ПДВ наблюдается попытка взаимоувязать подходы к инвентаризации, расчету рассеивания и нормированию выбросов. Некоторые общие моменты прослеживаются, однако далеко не везде, где нужно.

Так, в проекте приказа неверно используется термин «объект ОНВ» (как синоним предприятия в целом), исчезло понятие «источник выделения» и употребляется старый термин «ПДВ».

Остается в силе требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на материалы расчета нормативов. Из-за этого (вкупе с неотмененными требованиями постановления № 18312 и Закона № 52-ФЗ13) прохождение платной экспертизы материалов расчета нормативов с последующей выдачей заключения в Роспотребнадзоре остается реальностью. При этом задачей реформы, введенной Законом № 219-ФЗ14, было упрощение механизма нормирования для большинства предприятий.

Фактически освобождены от нормирования выбросов только объекты IV категории, но и для них обязательно проведение инвентаризации и ее корректировки.

В целом можно утверждать, что реформирование правовой базы экологического нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха провалилось.

Документы

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  2. Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».
  3. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  4. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
  5. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192). Документ утратил силу.
  6. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
  7. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  10. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
  11. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. СПб.: НИИ Атмосфера, 2012.
  12. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  14. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *