Допуск к государственной тайне

  • автор:

Осторожно: государственная тайна!

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности. Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне. Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2006 г. № 573 (ред. от 06.06.2008 г) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Данные гарантии отражаются в трудовом договоре (контракте) работника (должностного лица), заключаемом исключительно по окончании проведения проверочных мероприятий.

5. Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона о государственной тайне).

6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые ­необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Оформление допуска

Подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия – работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска).

При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска:

форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно);

форма 1.1. Список членов организации, которым оформляется допуск к государственной тайне (утверждается руководителем организации);

форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно);

форма 3. Карточка (по заполнении секретно);

форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников;

форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска;

форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации;

форма 7. Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме допуска;

форма 8. Карточка на допуск гражданина по третьей форме допуска;

форма 9. Типовой договор (контракт) об оформлении допуска ­к государственной тайне (приложение к трудовому договору);

форма 10. Журнал учета карточек на допуск работников по первой и второй формам.

Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки в органы безопасности и последующего хранения. Рассмотрим процедуру оформления поэтапно.

1 ЭТАП

Создание в организации перечня должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный перечень определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в пять лет (п. 13 ­Инструкции о порядке допуска).

2 ЭТАП

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой они обязаны указывать достоверные данные. Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадровой службы и заверяется печатью организации.

3 ЭТАП

Работники отдела кадров в ходе беседы с оформляемым гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9).

О результатах беседы работники кадровой службы обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны, особенно если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями.

4 ЭТАП

Подразделение по защите государственной тайны организации дает оценку первичным материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости оно запрашивает дополнительные сведения с прежних мест работы и карточку (форма 3) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал в течение последнего года, и также анализируют их в целях определения ­целесообразности проведения ­проверочных ­мероприятий органами безопасности.

5 ЭТАП

При оформлении третьей формы допуска

На граждан, оформляемых на третью форму допуска, отделом кадров составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6).

Помимо этого руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы на граждан, допускаемых по третьей форме допуска, в случае, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных. При этом в орган безопасности направляется сопроводительное письмо с указанием обстоятельств, влияющих на принятие решения о допуске соответствующего гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра списка на оформляемого гражданина (форма 4), один экземпляр списка лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и другие материалы, необходимые для принятия решения по данному вопросу. При этом о проведении проверочных мероприятий органами безопасности делается отметка в листе согласования (форма 7) или на списках (форма 6), возвращаемых в организацию вместе с сопроводительным письмом. В этом случае входящий номер, проставляемый соответствующим органом ­безопасности на списке (форма 6), является и номером допуска.

После этого решение о допуске гражданина по третьей форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации, при этом делается отметка в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск (форма 8).

При оформлении первой и второй формы допуска

При оформлении гражданина по первой или второй форме допуска помимо анкеты гражданина (форма 2) организацией подготавливаются и направляются в органы безопасности следующие документы:

  1. Мотивированное письмо о необходимости оформления допуска гражданина к государственной тайне (готовится подразделением по защите государственной тайны). В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается их оценка. Если оформляемый гражданин ранее был допущен к данным сведениям, указывается номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, а в случае ­переоформления допуска – причина переоформления.
  2. Один экземпляр карточки (форма 3) (готовится подразделением по защите государственной тайны). Данная карточка с момента заполнения является секретным документом и регистрируется в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам допуска (форма 10) ответственными за их хранение лицами. На каждого гражданина, оформляемого по первой или второй формам допуска, заводится только одна карточка, которая при его переходе на работу в другие организации пересылается по получении письменного запроса от соответствующего подразделения по защите государственной тайны. Новая карточка заводится на работника, только если ранее заведенная карточка была уничтожена ­по причинам, определенным Инструкцией о порядке допуска.
  3. Два или три экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4) ­(готовятся отделом кадров по согласованию с органом безопасности).
  4. Один или два экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам допуска (форма 5) (готовится подразделением по защите государственной тайны по согласованию с органом безопасности).

Карточка (форма 3) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском гражданина по первой или второй форме допуска, возвращается без сопроводительного письма в организацию. Ее следует хранить в подразделении по защите государст­венной тайны организации в специальной картотеке, составленной в алфавитном порядке (при необходимости такие картотеки могут вестись по структурным подразделениям организации). После этого решение о допуске гражданина по первой или второй форме допуска оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации.

7 ЭТАП

Взаимные обязательства организации и оформляемого лица отражаются в специальном договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне, заключение которого осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательст­ва РФ. Данный документ служит приложением к трудовому договору (см. Пример).

Пример 1 Свернуть Показать

На каждое лицо, получившее третью форму допуска, подразделение по защите государственной тайны на основании письменного ходатайства руководителя структурного подразделения организации заводит карточку (форма 8) с указанием номера списка (форма 6) и даты утверждения руководителем организации этого списка. Заполненные карточки заверяются подписью руководителя подразделения по защите государственной тайны и печатью этого подразделения, регистрируются в журнале учета карточек на допуск работников (форма 10) отдельно от карточек на допуск граждан по первой и второй формам и вместе со списками на лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), и договорами (контрактами) об оформлении допуска к государственной тайне хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение всего периода работы в данной организации граждан, допущенных к секретным сведениям. Карточки (форма 8) в другие организации не пересылаются и уничтожаются по истечении одного года после увольнения граждан, на которых они были заведены. При небольшом количестве граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, карточки (форма 8) могут не заводиться. Списки (форма 6) также хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается. При этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее пяти лет, после чего они уничтожаются по акту.

Следует иметь в виду, что при оформлении на работу уволенного с военной службы в запас гражданина при наличии в его военном билете специальной записи о допуске к государственной тайне в период прохождения им службы отдел кадров организации обязан направить запрос в военкомат по месту жительства этого гражданина для получения карточки (форма 3). При этом руководитель организации имеет право в течение одного года со дня увольнения гражданина с военной службы в запас допускать его к государственной тайне без проведения дополнительных проверочных мероприятий органами безопасности. При этом в графе 8 карточки (форма 3), полученной из военкомата, делается соответствующая запись. О факте допуска гражданина к государственной тайне информируется орган безопасности, в его адрес подразделение по защите государственной тайны организации направляет ­учетную карточку (форма 5).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Решение о допуске к государственной тайне руководителей организаций, впервые привлекающихся для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается руководителями организаций – заказчиков работ. Карточки (форма 3 или 8) в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны ­организации – заказчика работ.

Кроме того, необходимо учесть, что работники кадровой службы обязаны своевременно информировать подразделения по защите государственной тайны обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к соответствующим сведениям по любой из форм допуска, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

О прекращении трудового договора по основаниям, связанным с разглашением государственной тайны или прекращением допуска к ней работника, читайте во второй части статьи в следующем номере.

Сноски

Свернуть Показать

  1. Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государст­венную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 333 (ред. от 22.05.2008 г.). Вернуться назад

  2. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 г. № 1003. Вернуться назад

  3. В соответствии с подп.1 ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу 10.03.2009 г.) срок ограничения права на выезд не может превышать пяти лет (или по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны – десяти лет) со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Вернуться назад

  4. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава РФ от 16.03.1999 г. № 83. Вернуться назад

Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Допуск к государственной тайне представляет собой процедуру, в ходе которой оформляется возможность получать секретные сведения и работать с ними. Вопросы, связанные с тем, как происходит оформление допуска к государственной тайне, регулирует закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Формы допуска к государственной тайне

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 устанавливает следующие формы допуска к государственной тайне, то есть к информации закрытого характера. Они устанавливают степень секретности информации, которую применяет сотрудник в работе, а также обязанность последнего не разглашать подобные сведения:

  • форма допуска 3 к государственной тайне позволяет использовать секретные сведения, как вариант — дает доступ к бумагам, имеющим гриф «Для служебного пользования»;
  • форма допуска 2 к государственной тайне дает право использовать совершенно секретные сведения;
  • форма допуска 1 к государственной тайне откроет информацию, которая имеет особую важность, к примеру, финансового характера, связанную с планированием.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Ограничения прав для осведомленных лиц

Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

  1. Допущенные к гостайне.
  2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

  1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
  2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
  3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

Как оформляется

Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

Понадобятся:

  • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
  • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
  • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
  • согласие временно ограничить (частично) свои права.

Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).

Скачать

Шаг 2. Кадровая служба обрабатывает документы.

На этом этапе оформления:

  • сотрудника знакомят с законодательством о гостайне;
  • проверяют совпадение информации из анкеты и предоставленных документов;
  • при необходимости уточняют информацию.

Шаг 3. Режимное подразделение предприятия проверяет и оформляет документы.

На этом этапе оформления ответственный сотрудник:

  • получает карточку формы 1 на допуск к гостайне (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63) в учреждениях, где ранее трудился человек, за последние 5 лет;
  • анализирует предоставленную информацию и определяет, есть ли основания для отказа;
  • оформляет документы, связанные с гостайной (карточки формы 1, копию трудового договора, обязательства лица по сохранению тайны);
  • инструктирует допускаемых к государственной тайне лиц;
  • при оформлении допуска, по которому требуется проверка ФСБ, направляет в указанный орган безопасности письмо-обоснование для оформления, а также, в соответствии с Постановлением № 63, анкету формы 4, карточку формы 1, учетную карточку формы 10, списки на оформляемое лицо и его родных формы 11.

Скачать

Шаг 4. Военный комиссар выносит решение в отношении военнообязанных.

Шаг 5. Руководители госорганов и госорганизаций выносят решение.

Шаг 6. Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. Если контракта нет, то в расписке.

Допуск к государственной тайне по форме 3 оформляется без проверки органами безопасности.

Сколько действует разрешение

Допуск по 1-ой форме нужно переоформлять спустя 10 лет, по 2-ой и 3-ей — спустя 15 лет после даты, когда органы безопасности завершили проверочные мероприятия при переходе лица к другому работодателю. Если сотрудник работает на предприятии постоянно, допуск к государственной тайне переоформлять не нужно.

Если в течение полугода по факту окончания мероприятий по проверке решение о допуске работника к гостайне не оформлено, информация об осуществлении органами безопасности мероприятий по проверке в карточке формы 1 на допуск к гостайне становится недействительной.

Могут отобрать доступ к государственной тайне и до того, как его срок истечет. Перечень случаев исчерпывающий:

  • обстоятельства, изложенные в разделе по ограничению прав на допуск;
  • прекращение трудового соглашения по результатам закончившихся оргштатных мероприятий;
  • нарушение в грубой форме (однократно) обязательств, связанных с защитой гостайны.

Окончание допуска не прекращает обязательства лица по сохранению гостайны.

Социальные гарантии, связанные с допуском к государственной тайне

Сотрудники, получившие доступ, имеют ряд социальных преимуществ:

  • надбавки в % к зарплате (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право на оставление трудиться (при наличии остальных равных прав) при осуществлении оргштатных мероприятий.

Работники, занятые непосредственно в режимных подразделениях предприятия, вправе претендовать на надбавку за стаж работы по такому направлению.

Обязанности лиц, допущенных к секретным сведениям

1.Законодательство Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации по основам защиты государственной тайны

Вопросы государственной тайны нашли отражение в Законах:

· «Об основах государственной службы в Российской Федерации «;

· «Об органах Федеральной службы безопасности»;

· «О федеральных органах правительственной связи и информации»;

· «Об участии в международном информационном обмене»;

· «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» и ряде других.

Министерство обороны Российской Федерации по основам защиты государственной тайны

Вопросы, касающиеся защиты государственной тайны раскрыты в приказе Министра Обороны № 010 от 7 августа 1990г. «О введение в действие наставления по защите государственных секретов в Вооруженных Силах и Инструкции по обеспечению режима секретности в режимных частях вооруженных сил РФ».

Настоящее Наставление разработано на основе инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и определяет единый порядок и основные требования по защите государственных секретов в Вооруженных Силах РФ.

2.Обязанности лиц, допущенных к секретным работам, документам, изделиям

Лица, допущенные к секретным работам, документам и изделиям обязаны:

· знать и строго выполнять требования приказа МО РФ по обеспечению режима секретности,

· хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе (работе) или иным путем,

· пресекать действия других лиц, которые могут привести к разглашению секретных сведений или утрате (хищению) секретных документов (изделий).О причинах или условиях возможной утечки секретных сведений немедленно докладывать своему непосредственному начальнику;

· соблюдать установленный порядок выезда за границу. В случае попыток со стороны иностранных граждан получить секретную информацию, компрометации или установления контакта, который не был предусмотрен программой пребывания, по возращении из заграничной поездки доложить своему непосредственному начальнику;

· выполнять секретные работы и знакомиться с секретными сведениями, документами и изделиями только в объеме своих служебных обязанностей; знать степень секретности выполняемых работ; правильно в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ, определять гриф секретности разрабатываемых документов (изделий); соблюдать правила пользования, порядок учета и хранения секретных документов и изделий;

· немедленно учитывать все полученные секретные документы (изделия) в описи (форма № 7), хранить их только в сейфах, металлических шкафах, ящиках или рабочих папках (чемоданах) и ежедневно перед окончанием рабочего дня проверять их наличие. Сейфы с секретными документами после каждого вскрытия закрывать, по окончании рабочего дня опечатывать и сдавать под охрану (наблюдение). Не допускать совместного хранения в сейфе (рабочей папке) секретных и несекретных документов. Если последние не являются приложением к секретным документам. Переносить секретные документы внутри штаба (учреждения) только в папках, обеспечивающих их сохранность;

· разрабатывать секретные документы, производить записи секретного характера только в рабочих тетрадях (блокнотах) или на листках бумаги, учтенных в секретном органе.

· Определять количество экземпляров секретных документов в строгом соответствии с действительной служебной необходимостью и не допускать рассылки их адресатам, не имеющим к ним прямого отношения;

· ознакомлять с секретными документами и передавать их другим исполнителям под роспись только с разрешения своего непосредственного начальника: требовать от них росписи на документах, с которыми ознакомились;

· при личной переписке с гражданскими организациями, при производстве записей в книгах жалоб и предложений предприятий торговли, общественного питания, транспорта и т.п., в книгах отзывов музеев, выставок,театров и других учреждений указывать свои почтовые адреса по месту прописки. При этом военнослужащие срочной службы указывают почтовые (телеграфные) адреса, устанавливаемые командирами воинских частей по согласованию с предприятиями связи; при регистрации в гостиницах, санаториях, домах отдыха, туристических базах и т.п. военнослужащие указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения, серию и номер удостоверения личности (военного билета) и номер войсковой части, его выдавшей;

· немедленно сообщать своему непосредственному начальнику и в режимно-секретный орган об утрате или недостаче секретных документов и изделий, удостоверений, пропусков, ключей от помещений, хранилищ, сейфов, где хранятся секретные документы, личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних и неучтенных секретных документов и изделий;

· при увольнении, перед уходом в отпуск, на лечение, отъездом в командировку (сроком более 15 суток) своевременно сдать или отчитаться перед секретным органом за все числящиеся за ними документы и изделия, а также сдать в соответствующие библиотеки секретные издания, научно-техническую документацию и другие документальные материалы;

· своевременно сдавать в секретный орган секретные документы, надобность в которых миновала;

· предъявлять работникам режимно-секретного органа для проверки все числящиеся и имеющиеся секретные документы и выполнять требования режимно-секретных органов по соблюдению режима секретности, представлять устные или письменные объяснения по фактам разглашения секретных сведений, утрат документов (изделий), других нарушений режима секретности;

· своевременно сообщать в кадровые органы штаба (учреждения) о любых изменениях анкетных и автобиографических данных;

· докладывать непосредственному начальнику о внеслужебных связях с иностранцами, с родственниками, проживающими за границей, а также о родственниках, выезжающих за границу на постоянное жительство.

Лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, запрещается:

· посещать посольства, консульства и другие представительства иностранных государств, частных компаний и фирм, устанавливать и поддерживать непосредственно или через других лиц связь с иностранными гражданами, если это не входит в круг их служебных обязанностей; лица которые в связи со служебными обязанностями или по специальным поручениям должны общаться с иностранными гражданами, руководствуются при этом требованиями соответствующих нормативных актов;

· вносить кино и фотосьёмочную, звуко и видеозаписывающую, радиопередающую и принимающую, а также множительно-копировальную аппаратуру личного пользования в здания воинских частей и в помещения, где проводятся секретные работы;

· сообщать устно или письменно секретные сведения о характере выполняемой работы, имеющихся изделиях, системе охраны и пропускном режиме, проводимых штабом (учреждением) мероприятиях, действительные наименования и пункты дислокации воинских частей лицам, не имеющим породу службы, (работы) отношения к этим сведениям;

· вести переговоры по секретным вопросам, а также передавать секретные телеграммы по открытым каналам связи;

· сообщать какие либо сведения о проводимых секретных работах при обращении по личным вопросам, с предложениями, заявлениями и жалобами в органы военного управления, государственные и общественные организации;

· выносить из штаба (учреждения) секретные документы без разрешения начальника штаба, а также пользоваться городским и личным транспортом для их перевозки и заходить с ними в места, не связанные с выполнением задания;

· выполнять секретные работы и хранить секретные документы в квартирах, санаториях, домах отдыха, госпиталях и других местах, не предусмотренных для этих целей;

· передавать секретные документы и изделия кому бы то ни было, и принимать их без росписи;

· снимать копии с секретных документов без письменного разрешения начальника штаба (учреждения);

· держать во время работы секретные документы в удобном для обозрения посторонними лицами положении (в том числе и допущенными к таким документам, но не имеющим к ним прямого отношения);

· оставлять секретные документы на столах (в том числе и в опечатанных рабочих папках), в ящиках столов и в открытых сейфах при выходе (независимо от продолжительности) из рабочей комнаты;

· хранить секретные документы в сейфах, от которых утеряны рабочий или резервный ключи, а также передавать другим лицам ключи от сейфов, жетон на получение рабочих папок и личные номерные печати;

· использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке, несекретных диссертациях и технических изданиях, в открытых статьях, докладах и выступлениях; публиковать научные, научно-технические и другие работы, которые могут находиться на уровне изобретений, открытий, опубликование которых запрещено в установленном порядке.

В целях повышения личной ответственности за сохранение государственной и военной тайны эти требования доводятся под роспись до каждого военнослужащего, рабочего и служащего, допущенного к секретным работам и документам, в том числе и до вновь прибывших для прохождения службы и принятых на работу в штаб (учреждение). До военнослужащих, рабочих и служащих, не связанных с секретными работами и документами эти требования доводятся устно в части, их касающейся. В дальнейшем, эти требования ежегодно доводятся под роспись до всех военнослужащих, рабочих и служащих, связанных с секретными работами и документами.

3. Понятие разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и утраты носителей, содержащих такие сведения

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну (секретных сведений) — это предание огласке сведений лицом, которому эти сведения были доверены по службе, работе или стали известны иным путем, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц. Утрата документов, содержащих секретные сведения — это выход (в том числе и временный) документов из владения ответственного за их сохранность лица, которому они были доверены по службе или работе, являющийся результатом нарушения установленных правил обращения с ними, в следствии чего эти документы стали либо могли стать достоянием посторонних лиц. За разглашение сведений, содержащих государственную тайну, и утрату документов, содержащих такие сведения, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации ст.283 Разглашение государственной тайны.

1.Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены — наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия,

— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ст.284. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий;

— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1 форма допуска секретности: оформление, ограничения

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт ИП Завгородний А.А., (далее – Сайт ИП Завгородний А.А.) расположенный на доменном имени https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом ИП Завгородний А.А., действующие от имени ИП Завгородний А.А., которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт ИП Завгородний А.А.» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): https://licenziya-fsb.com/, а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту ИП Завгородний А.А., а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта ИП Завгородний А.А.» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту ИП Завгородний А.А., посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта ИП Завгородний А.А..
1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на сайт ИП Завгородний А.А.
Общие положения 2.1. Использование сайта ИП Завгородний А.А. Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта ИП Завгородний А.А..
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту ИП Завгородний А.А. Сайт ИП Завгородний А.А. не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте ИП Завгородний А.А.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.
Предмет политики конфиденциальности 3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте ИП Завгородний А.А., при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте ИП Завгородний А.А. и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ИП Завгородний А.А. защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ИП Завгородний А.А. осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.
Цели сбора персональной информации пользователя 4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте ИП Завгородний А.А для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта ИП Завгородний А.А., оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта ИП Завгородний А.А., если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.
Способы и сроки обработки персональной информации 5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте ИП Завгородний А.А., включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
Права и обязанности сторон 6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта ИП Завгородний А.А., и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
Ответственность сторон 7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта ИП Завгородний А.А., несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта ИП Завгородний А.А., может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте ИП Завгородний А.А..
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте ИП Завгородний А.А) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ИП Завгородний А.А..
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте ИП Завгородний А.А или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте ИП Завгородний А.А., включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.
Разрешение споров 8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.
Дополнительные условия 9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте ИП Завгородний А.А., если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу:
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу https://licenziya-fsb.com/
Обновлено: 24 января 2020 года
Главный офис в г. Москва, ИП Завгородний А.А., Бутырский вал, дом 5, офис 511 Представительство в г. Санкт-Петербург, ИП Завгородний А.А., Бассейная, дом 21а, офис 711

ЗГТ в армии

Аббревиатура ЗГТ в армии декодируется, как защита государственной тайны. Государственную тайну (ГТ) представляет информация, передача или огласка которой способна причинить существенный вред государству.

Сведения, составляющие ГТ, относятся к Вооруженным Силам, внешней политике, экономике, сбору данных о противнике (разведка), оперативно-розыскной деятельности, пресечению шпионажа (контрразведка).

Законодательной основой ГТ является Основной Закон государства (Конституция) и Федеральные Законы. В армии России службу ЗГТ возглавляет 8-е Управление ГШ ВС РФ (Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).

Краткая историческая справка

Координация защиты Государственной тайны в России была введена специальным указом Петра Великого в 1724 году. Огласка секретных сведений, уже тогда, являлась преступлением против государства. Организация советской службы ЗГТ, в которую входило два отдела – Общий и Специальный, приходится на 1918 год.

Через 3 года Советом народных комиссаров был утвержден список сведений, подлежащих засекречиванию. В 1926 году перечень был модифицирован. Спустя почти 100 лет раздел секретных материалов, касающихся Вооруженных Сил государства практически не претерпел изменений.

Неполный перечень информационных данных, составляющих Государственную тайну в области ВС

В области ВС РФ к секретным сведениям относятся:

  • оперативно-стратегические планы;
  • документация, касающаяся военных операций и подготовительных мероприятий к ним;
  • документы, регламентирующие мобилизационные мероприятия, в том числе создание и использование мобресурса и мобрезерва;
  • направления, программы, технологии производства и разработки военной техники, вооружения, ракетного топлива и боеприпасов;
  • использование и утилизация ядерного оружия;
  • материалы о секретных военных объектах (боеготовность, дислокация, уровень защищенности и т.д.);
  • информация о численности войск, их боевом обеспечении, регулярном снабжении и организационной структуре.

Тайными считаются подробные данные о военно-оперативной и военно-политической обстановке в стране.

Материалы, составляющие ГТ, засекречиваются сроком на 30 лет. Для их преждевременного рассекречивания государству необходимо принять международные обязательства по открытому обмену секретными данными. Иной причиной может быть изменение внешнеполитической ситуации, при которых секретные сведения утрачивают актуальность.

В настоящее время МО (Министерством обороны) отрегулирован ряд специальных мероприятий по ЗГТ, созданы спецподразделения, регламентирован допуск военнослужащих к секретной информации. Издан приказ о порядке учета осведомленности и допуска к ГТ.

Оформление допуска к сведениям, составляющим гостайну

Допуск военнослужащих к сведениям, составляющим гостайну, не обусловлен определенным званием или занимаемой должностью, но зависит от военно-учетной специальности (ВУСа). Пояснение: Командир РМО (роты материального обеспечения) и командир роты связи имеют одинаковые звания и должности, но в силу специфики ВУСа допускаются к секретным сведениям разной формы.

Оформление доступа к секретной информации сопровождается рядом проверок, которые проводят компетентные органы. Претендент верифицируется по следующим пунктам:

  • анкетные данные;
  • наличие/отсутствие судимости (погашение судимости);
  • данные ближайших родственников (в категорию входят: родители, жена, дети в возрасте 14+);
  • сведения о проживании за пределами страны;
  • состояние физического здоровья;
  • психологическая устойчивость и адекватность.

По результатам верификации претенденту предоставляется допуск либо отказ в доступе (без разъяснения оснований). Причиной отказа могут быть:

  • наличие проблем с законом (судимости);
  • участие претендента в мероприятиях, нацеленных против государственных интересов;
  • нервно-психологическое несоответствие;
  • выявление сведений, дискредитирующих близких родственников;
  • проживание за пределами страны на протяжении полугода, и более;
  • наличие родственников, имеющих постоянное гражданство другого государства, и проживающих на его территории;
  • обнаружение в биографии претендента фактов нарушения ЗГТ.

Военнослужащие, получившие допуск к гостайне, дают подписку о ее полной сохранности (неразглашении), и уведомляются о мерах ответственности за нарушение подписки.

Действующие грифы секретности

В РФ приняты три степени секретности материалов, касающихся Государственной тайны:

  • форма I – особой важности (ОВ);
  • форма II – совершенно секретно (СС);
  • форма III – секретно (С).

До недавнего времени дополнительно использовалась степень ДСП (для служебного пользования). Объем секретной информации, к которой допущен военнослужащий, определяется в индивидуальном порядке.

Решение принимает:

  • министр обороны – относительно своих замов, командующих видами войск, родами войск, Военными округами;
  • командир воинской части – относительно офицеров, прапорщиков, сержантского и рядового состава;
  • военные комиссары округов – относительно военнообязанных запаса;
  • высшее руководство оборонной промышленности и иных организаций, деятельность которых связана с обеспечением нужд армии – относительно подчиненных служащих.

Военнослужащие, допущенные до секретных документов, принимают на себя ряд ограничений, и подвергаются периодической верификации в период службы (включая проверку родственников). При переводе в другую воинскую часть допуск не закрывается, но требует подтверждения.

Действующие ограничения

На период проверки на кандидата к получению допуска, накладываются ограничения в конституционных правах на неприкосновенность семейной жизни, частной жизни и деятельности (в том числе, телефонных разговоров и перемещений по стране).

Обращения с засекреченными сведениями

Ограничения на обращение с информацией, составляющей гостайну, состоят из следующих запретов:

  • передача данных (частично или полностью) лицам, не обладающим компетенцией для их получения;
  • публикация сведений на информационных ресурсах;
  • копирование данных на личные носители;
  • вынос бумажной документации и электронных носителей за пределы секретной части, режимного объекта и т.д.;
  • использование сведений о засекреченных разработках, технологиях и программах, а также их содержание;
  • вывоз за пределы страны данные, содержащие засекреченные разработки, программы и технологии.

Эмблема службы ЗГТ

Ограничения на выезд за пределы государства

При допуске I и II формы военнослужащему запрещено покидать пределы страны с целью иммиграции или временного пребывания (отдыха) на протяжении пяти лет со дня начала работы со сведениями, составляющими гостайну. Запрет действует при следующих условиях:

  • действительная работа с документацией особой государственной важности;
  • государство предполагаемого выезда относится к недружелюбным странам в отношении РФ.

Справка! При чрезвычайной важности документов, срок может быть увеличен вдвое по решению Межведомственной комиссии.

При III форме запретов и ограничений для выезда за пределы России не предусмотрено. Это связано с тем, что данные «Секретной» степени важности, чаще всего, не относятся к Государственной тайне, а представляют служебные инструкции.

Министерство обороны приняло к действию дополнительный запрет на использование смартфонов и иных гаджетов с функциями аудио- и видеозаписи на территории воинских частей. Солдатам срочной службы разрешаются только обычные кнопочные телефоны, без дополнительных функций и выхода в интернет.

Итоги

ЗГТ – защита Государственной тайны регламентируется законодательно. Допуск военнослужащих к секретным сведениям осуществляется после тщательной проверки личности военного и его родственников органами Федеральной службы безопасности. В ВС приняты три формы допуска: «Секретно», «Совершенно секретно», «Особо важно». В зависимости от формы на военнослужащего накладывается ряд правовых ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *