Должность помощник прокурора

  • автор:

Путин подписал указ о назначениях и отставках прокуроров в регионах УрФО

По теме:

Место самого богатого депутата в Заксобрании ЯНАО заняла директор дома детского творчестваРуководителя Противопожарной службы ЯНАО наказали за невыполненные контрактыНачальник ямальской таможни нашел новое место работыНачальник УМВД по ЯНАО Александр Удовенко перешел в центральный аппарат министерстваЯмальский политолог делегирован в новый состав Общественной палаты РФВ ходе реализации нацпроектов в прошлом году на Ямале из бюджета похитили ₽23 млнПрокуратура довела до суда дело начальника ОМВД по ГубкинскомуПрокуроры в ЯНАО вернули ₽642 млн долгов по зарплате, возбудив 12 уголовных делЗаместитель генпрокурора РФ продолжит поездки по «тюменской матрешке» визитом на ЯмалНа Ямале возбуждено уголовное дело о преступном сообществе: арестованы 10 человекНовый глава управления Росприроднадзора в «матрешке» рассказал о планах работы в ЯНАОАртюхов познакомился с новым военкомом Ямала, который воевал на Кавказе и в СирииПрокуратура уличила полицию Ямала в искажении статистики: наказаны 55 сотрудниковПенсионерка из Салехарда перевела мошеннице, представившейся прокурором, более ₽2 млнУ нового прокурора Ямала появился заместитель-земляк с Дальнего ВостокаВ руководстве ямальской «дочки» «Газпрома» произошли кадровые рокировкиНа Ямале оштрафовали предпринимателей, которые в два раза завышали цены на продуктыПрокуратура Ямала выступила с заявлением о мошенниках-лжепрокурорахПрокуратура наказала директора филиала «Ямалкоммунэнерго» за бездействие при прорыве трубыИз департамента внутренней политики Ямала ушел один из руководителейСенатор от Ямала заняла пост зампреда комитета в Совете ФедерацииГлава Росприроднадзора рассказала, за что уволила руководство отделов на Ямале и в ЮгреНазначен новый начальник «Ямалспаса»Коллективу прокуратуры Ямала представили нового руководителя Анатолия ВасильеваЗаместитель прокурора Ямала получил повышениеПравительство ЯНАО сокращает штат представительств в Тюмени и ЕкатеринбургеНовым замдиректора департамента строительства Ямала стал выходец из «Газпрома»Чайка назначил нового заместителя прокурора ХМАОБывший глава Салехарда назначен советником спикера Заксобрания ЯмалаАдвокаты сестер Хачатурян потребовали проверить связь их отца с сотрудниками прокуратурыВ Надыме назначен новый руководитель отдела СКРНазначен управляющий делами правительства ЯмалаДиректором научного центра изучения Арктики стал экс-глава благотворительного фондаВ полиции Ямала произошли кадровые перестановкиСоветник главы Ноябрьска получил новое назначениеНовый глава Салехарда изменил структуру мэрии и провел первые кадровые назначенияПолпреда губернатора Ямала прочат в лидеры «Справедливой России» и парламентской фракцииЧайка назначил на Ямале нового природоохранного прокурораНа Ямале уходит в отставку один из разработчиков программы «Сотрудничество»В «тюменской матрешке» завершена реорганизация управлений РосприроднадзораНовым мэром Ноябрьска избран врио главы города Алексей РомановКонкурсная комиссия выбрала двоих основных претендентов на пост главы НоябрьскаГлава Лабытнанги после переизбрания провела серию кадровых назначенийВ Салехарде избран новый глава городаКомиссия по выборам главы Салехарда отобрала двоих кандидатов из пятиМэр столицы Ямала рассказал, что будет делать после ухода с должностиСоветник замгубернатора Ямала заявился на конкурс по выборам главы СалехардаНазначен врио руководителя управделами правительства ЯмалаНа конкурс по выборам главы Салехарда заявился второй кандидатНовым прокурором Тюменской области стал зампрокурора ХМАО, сын свердловского замминистраБывший управделами правительства ЯНАО назначен вице-губернатором Липецкой областиВысокопоставленный менеджер «Газпром нефти» ушел в отставкуНа конкурс по выборам главы Салехарда заявился первый кандидатНа Ямале назначен новый руководитель филиала МТСУправделами правительства Ямала переходит на работу замгубернатора Липецкой областиНазначен глава фондов департамента экономики ЯНАО, где силовики выявили мошенничествоВ ямальском санатории в Тюмени увольняется гендиректорНазначен первый замдиректора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯмалаАртюхову и силовикам Ямала представили нового председателя окружного судаРуководитель управления Росприроднадзора по ЯНАО ушел в отставкуНа Нижневартовской и Уренгойской ГРЭС сменилось руководствоПутин назначил председателем суда ЯНАО главу городского суда МегионаАртюхову представили нового директора ямальского филиала «Почты России»Заместитель Чайки высказался о деятельности прокуратуры Ямала, глава которой сменил работуПрокуратуру Магадана, глава которой уходит на Ямал, возглавит курганецЗаместитель Чайки прибыл на Ямал, где должны назначить прокурором округа его землякаЗаксобрание Ямала согласовало кандидатуру нового окружного прокурораГубернатор Ямала забрал к себе в команду сотрудницу аппарата ЗаксобранияГубернатор Ямала назначил нового руководителя окружной службы ЗАГСПресс-секретарь губернатора Ямала сменил место работыВрио председателя суда в ЯНАО назначен ямалецМуж замгубернатора Ямала вошел в состав набсовета «Корпорации развития»Чайка назначил на Ямал прокурора по надзору в исправительных колонияхГубернатор Ямала назначил директора одного из департаментовИз Франции на Ямал экстрадировали мужчину, обвиняемого в убийстве и вымогательствеВ аппарате губернатора Ямала начались кадровые рокировкиЗаместитель Чайки публично отчитал двух высокопоставленных чиновников ЯмалаПрокурором Нового Уренгоя назначен высокопоставленный силовикЕще один бывший депутат Заксобрания Ямала получил новое назначение в «Газпроме»В руководстве «Газпрома» прошла третья волна рокировокДиректор департамента заповедников Минприроды вернулся на ЯмалВ Новом Уренгое нашли замену лидеру единороссов, который недавно умерНа Ямале назначен руководитель ГУП «Северное издательство»Бывший гендиректор ямальской «дочки» «Газпрома» приступил к работе в головной компанииВ фонде департамента экономики ЯНАО сменился управляющийЧайка назначил прокурора Краноселькупского районаНа пост главы окружного суда ЯНАО из четырех кандидатов выбрали судью из ХМАОБывшая помощница Квитки возглавила исполком отделения «Единой России» в ЯНАОДиректор департамента Минприроды РФ может вернуться обратно на ЯмалУшедший на повышение ямальский газовый генерал вошел в правление «Газпрома»Мандат депутата в Надымской райдуме вместо газового генерала получит директор газетыНа Ямале финалист конкурса «Лидеры России» получил повышениеНа Ямале поменяли начальников двух отделов полицииЗаместителем главы Надымского района по силовому блоку назначен бывший начальник полицииНазначен глава Нижнеобского территориального управления РосрыболовстваАртюхов назначил первого замдиректора департамента экономики ЯмалаБывший начальник управления ФНС по Ямалу получил работу в Счетной палате регионаВ Минприроды продолжатся зачистки сотрудников РосприроднадзораНа Ямале назначен гендиректор «дочки» «Газпрома» вместо ушедшего на повышение Меньшикова

Справка

В целях формирования квалифицированного состава прокурорских работников прокуратур городов, районов, приравненных к ним других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить Квалификационную характеристику должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора (далее — Квалификационная характеристика).

2. Применять данные квалификационные требования к должности старшего помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора с учётом наличия у прокурорского работника, претендующего на занятие этой должности, как правило, не менее двух лет стажа службы в прокуратуре, а также выполняющего по данной должности работу, отличающуюся повышенной сложностью по сравнению с работой помощника прокурора и связанную с проведением обобщений и анализа, осуществлением учёта и ведением отчётности по отдельным направлениям прокурорской деятельности и другую работу, для выполнения которой требуются определённый практический опыт и углублённые профессиональные умения, навыки и компетенции.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

обеспечить формирование резерва кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры и назначения на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров лиц, соответствующих требованиям Квалификационной характеристики;

организовать согласно положениям приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 04.10.2010 N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации разработку и реализацию в подчинённых прокуратурах системы мер по профессиональному обучению работников, впервые назначенных на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, по развитию у них необходимых моральных и деловых качеств, совершенствованию знаний, умений и навыков прокурорской деятельности;

уделять особое внимание приобретению вышеуказанными работниками практического опыта с целью обеспечения их соответствия требованиям Квалификационной характеристики, с учётом особенностей закреплённых за ними направлений служебной деятельности;

при аттестации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также решении вопроса о назначении на вышестоящую должность давать оценку результатам служебной деятельности данных работников, учитывая их соответствие Квалификационной характеристике;

организовать на постоянной основе направление помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров на обучение согласно планам набора слушателей в институты Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и межрегиональные центры повышения квалификации.

4. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

внести необходимые коррективы в порядок организации обучения по программам повышения квалификации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров в связи с введением в действие Квалификационной характеристики;

обеспечить в первом полугодии 2012 г. разработку учебных планов, программ повышения квалификации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, учитывая требования Квалификационной характеристики.

5. Начальнику Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации довести до сведения руководства государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых осуществляется целевая подготовка специалистов для органов прокуратуры, квалификационные требования к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и оказать содействие в обеспечении соответствия учебных планов в этих образовательных учреждениях, в том числе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также межрегиональных центрах повышения квалификации, требованиям Квалификационной характеристики.

6. Опубликовать приказ в журнале «Законность».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, курирующих работу Главного управления кадров и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции Ю.Я. Чайка

Квалификационная характеристика
должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора
(утв. приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378)

1. Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность:

соответствие требованиям, установленным ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для помощников военных прокуроров — в том числе соответствие требованиям, установленным ст. 48 данного Федерального закона);

соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности

2.1. Уровень социальной адаптации личности:

социальная и служебная ответственность;

высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

честность, принципиальность;

чуткость, скромность и нравственная чистота.

2.2. Интеллектуальный уровень:

развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности.

2.3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

высокая работоспособность;

устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

сила воли, уравновешенность.

2.4. Коммуникативные качества личности:

умение вести деловую беседу;

свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

ответственность и исполнительность, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

тактичное и уважительное отношение к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций (помощников военных прокуроров — также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

3. Требования к профессиональным знаниям помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора

Помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора обязан знать:

Конституцию Российской Федерации;

основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина (для помощников военного прокурора — международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы статуса российских войск за рубежом и оказания взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств), а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности помощника прокурора (для помощника военного прокурора — знание военного законодательства), а также нормативные правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту дислокации прокуратуры;

постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определённую соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры;

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

основы организации труда и управления в органах прокуратуры;

порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры (для помощников военных прокуроров — в том числе военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах);

нормы делового общения;

порядок работы с ведомственными автоматизированными информационными комплексами;

правила пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов в здании прокуратуры, а также обращения со служебным удостоверением и обеспечения безопасности прокурорских работников, членов их семей;

правила ношения, хранения и применения служебного оружия;

правила ведения делопроизводства, основы систематизации законодательства, учёта и статистической отчётности в органах прокуратуры;

основные статистические данные, отражающие состояние закреплённого за ним направления прокурорской деятельности;

порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Требования к профессиональным умениям и навыкам помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора

Помощник прокурора города, района, приравненного к ним прокурора обязан:

эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка на соответствующей территории или объекте;

владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закреплённому за ним направлению деятельности;

качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования, а также формировать статистическую отчётность по закрепленному за ним направлению деятельности;

обладать навыками публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе;

владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами;

правильно вести делопроизводство, соблюдать порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Виды прокурорской деятельности, организация и состояние которых влияют на вывод о соответствии помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора занимаемой должности

5.1. Организация и осуществление прокурорской деятельности в пределах компетенции, определённой соответствующим прокурором, в том числе распределением обязанностей между работниками в прокуратуре города, района, приравненной к ним военной и иной специализированной прокуратуре:

надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов;

надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзора за исполнением законов судебными приставами;

надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;

надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами (для помощников военных прокуроров).

5.2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

5.3. Участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами.

5.4. Участие в соответствии с установленными законом полномочиями в:

осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

правотворческой деятельности;

осуществлении международного сотрудничества;

ведении государственного единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре;

осуществлении согласования с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

предупреждении преступности и иных правонарушений;

правовом просвещении населения.

5.5. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, осуществление приема граждан.

5.6. Повышение квалификации.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора»

Текст приказа официально опубликован не был

Подготовка кадров для органов прокуратуры

Андреев Геннадий Владимирович, старший прокурор отдела подготовки и повышения квалификации кадров управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам наставничества и подготовки кадров для органов прокуратуры РФ.

Ключевые слова: подготовка кадров, прокуратура, наставничество.

Personnel training for the public prosecution authorities

G.V. Andreyev

Key words: personnel training, Public Prosecutor’s Office, coaching.

Почти за три столетия честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создан уникальный государственно-правовой институт — прокуратура России <1>, которая, оберегая законность, является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка на просторах России <2>.

<1> См.: Именной Указ Петра Первого от 27 января 1722 года о должности генерал-прокурора. Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997. С. 128.
<2> См.: Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. С. 12.

Лучших представителей прокурорского корпуса всегда отличали патриотизм, верность долгу, безупречная репутация, мужество, высокая компетентность, а принимаемые ими решения соответствовали положениям ex aequo et bono (лат.) — справедливости и доброй совести.

Генеральный прокурор РФ, говоря о требованиях, которые жизнь предъявляет к работникам прокуратуры, отметил, что прокуроры — люди суровой, но благородной профессии, которая формирует такие личные качества, как твердость и принципиальность, ответственность и организованность <3>.

<3> Информация о встрече 2 декабря 2010 г. Генерального прокурора РФ Ю. Чайки со студентами и аспирантами Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. См.: Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет: www.genproc.gov.ru.

Прокуроры призваны в силу своего должностного положения и требований Закона о прокуратуре неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, не допуская малейшего отступления от них, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил.

Повышение эффективности деятельности системы прокуратуры связано с решением некоторых задач, среди которых стратегически важное место занимает профессиональная подготовка кадров, осуществляемая во всех звеньях прокурорской системы.

Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре, ФЗ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ и организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ. В частности, Приказом Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» определено, что основными целями профессиональной подготовки являются: развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач; совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; продвижение по службе.

Система подготовки кадров для органов прокуратуры РФ включает в себя определенные этим Приказом Генерального прокурора РФ следующие элементы.

Во-первых, обучение студентов по программам высшего профессионального образования в Юридическом институте, Иркутском и Санкт-Петербургском юридических институтах (филиалах) Академии Генеральной прокуратуры РФ, в трех институтах прокуратуры, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ <4> учреждены в составе Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, Саратовской государственной юридической академии (ранее — Саратовская государственная академия права) и Уральской государственной юридической академии, а также на юридических факультетах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

<4> Постановление Правительства РФ от 8 июля 1996 г. N 787 «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии».

Генеральная прокуратура РФ с перечисленными высшими учебными заведениями заключила договоры, предусматривающие целевую подготовку специалистов юридического профиля и их последующее трудоустройство в органы прокуратуры.

Порядок приема в указанные вузы и обучение в них студентов регламентируются законодательством РФ об образовании, правовыми актами Министерства образования и науки РФ, соответствующими уставами и положениями вузов. Следует отметить, что лица, поступающие по целевому направлению, на общих основаниях участвуют в проводимом вузом конкурсном отборе абитуриентов.

Особенностями обучения в институтах прокуратуры являются прокурорская направленность учебной программы, введение специальных дисциплин и курсов по прокурорской тематике, индивидуальный подход к студентам, постоянное изучение их личных и деловых качеств.

В связи с этим у кадровых подразделений прокуратур субъектов Федерации возникают дополнительные обязанности, связанные с организацией качественного отбора для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования абитуриентов, желающих проходить службу в органах и учреждениях прокуратуры и годных по состоянию здоровья к этой службе.

Работники кадровых подразделений, осуществляя отбор кандидатов в абитуриенты, проводят ознакомительное собеседование с этими лицами для уточнения мотивов, побудивших их к поступлению в вуз и выбору профессии прокурора, изучают соответствующие документы. Кандидаты в абитуриенты в обязательном порядке проходят профессиональное тестирование, в ходе которого выявляются индивидуальные качества кандидата, необходимые в прокурорской деятельности.

Прокуратура субъекта Федерации выдает направления для поступления в институты прокуратуры или иные учебные заведения, которые осуществляют целевое обучение студентов для органов прокуратуры, только на основании всестороннего, объективного и полного изучения деловых и личных качеств кандидатов в абитуриенты.

Кадровые подразделения прокуратур субъектов Федерации на протяжении всего периода обучения указанных лиц осуществляют взаимодействие с деканатом и кураторами учебных групп.

Необходимо отметить, что количество специалистов, подготовленных институтами прокуратуры и другими вузами, с которыми прокуратурой заключены договоры о целевой подготовке кадров, не в полной мере покрывает ежегодную потребность системы прокуратуры в кадрах.

В настоящее время большая часть кадров прокуратуры отбирается из числа выпускников иных высших учебных заведений. Такое положение вызывает необходимость поддерживать и развивать всесторонние связи органов прокуратуры с этими вузами. В частности, это выражается в проведении встреч со студентами, в том числе во время экскурсий, посвященных истории прокуратуры и ее деятельности.

В целях формирования квалифицированного состава прокурорских работников прокуратур городов, районов, приравненных к ним других территориальных и иных специализированных прокуратур Приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 утверждена Квалификационная характеристика должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, которой должны соответствовать лица, желающие служить в органах прокуратуры.

Во-вторых, молодые специалисты в установленном порядке в целях приобретения дополнительных профессиональных навыков и умений проходят соответствующую подготовку в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, которые созданы в ряде прокуратур субъектов Федерации.

В-третьих, прокурорские работники систематически в рамках самоподготовки по индивидуальным планам изучают материалы Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, пленумов Верховного Суда РФ, а также ведомственные учебно-методические пособия, информационно-методические письма, приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий, статистические данные и иные документы. Кроме того, прокурорские работники участвуют в работе постоянно действующих семинаров, выступают на конференциях и заседаниях «круглых столов».

В-четвертых, прокурорские работники, имеющие стаж работы свыше трех лет, как правило, один раз в пять лет повышают профессиональную квалификацию в институтах Академии Генеральной прокуратуры РФ, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

При организации работы по повышению профессиональной квалификации прокурорских работников, на наш взгляд, необходимо исходить из того положения, что практический опыт в обязательном порядке должен сочетаться с теоретическими основами. В процессе обучения особое внимание обращается на случаи неправильного толкования или применения законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

В связи с этим важно отметить, что наряду с профессорами и преподавателями институтов Академии нередко в учебных занятиях (лекциях, семинарах, деловых играх) участвуют прокурорские работники структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур <5>. Полагаем, что эта форма обучения весьма эффективна и позволяет слушателям в рамках занятий изучить теоретические и практические аспекты соответствующих тем.

<5> Приказ Генерального прокурора РФ от 21 ноября 2011 г. N 438 «О взаимодействии органов прокуратуры и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Отношение к учебе и рост профессионального мастерства учитываются при решении вопросов о соответствии прокурорского работника занимаемой должности, поощрении и влияют на дальнейшее продвижение по службе.

При аттестации прокурорских работников принимается во внимание реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в институтах повышения квалификации, на показатели их служебной деятельности.

В-пятых, стажировка соответствующих прокурорских работников в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур проводится в целях повышения уровня профессиональной подготовки на основе специально составленных планов, в которых учитывается потребность работников в приобретении конкретных навыков подготовки документов, ознакомления с прокурорской и судебной практикой, расширения знаний в иных сферах прокурорской деятельности.

Завершается стажировка обязательным собеседованием с руководителем подразделения, где проведена стажировка. При необходимости отчет о стажировке рассматривается на оперативном совещании. По результатам стажировки составляется итоговая справка, в которой отражается проделанная работа, дается оценка профессиональным, деловым и личным качествам работника.

В-шестых, перед назначением работника на руководящую должность в обязательном порядке учитывается необходимость прохождения им обучения по программе профессиональной переподготовки в институтах Академии Генеральной прокуратуры РФ <6>.

<6> Приказ Генерального прокурора РФ от 12 августа 2010 г. N 316 «Об организации профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров».

Цель программы — подготовить прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров иных специализированных прокуратур, добросовестно исполняющих возложенные на них обязанности, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, практическим опытом, организаторскими способностями и соответствующими моральными качествами для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Выпускники программы должны соответствовать утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 12 августа 2010 г. N 316 квалификационным требованиям к должности прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

В-седьмых, проведение прокурорскими работниками, проявляющими склонность к научной и научно-педагогической деятельности, диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидата или доктора юридических наук.

Генеральный прокурор РФ в целях совершенствования отбора прокурорских работников для обучения по программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры РФ предписал соответствующим должностным лицам органов и учреждений прокуратуры рекомендовать прокурорских работников, проявляющих склонность к научной и научно-педагогической деятельности, для поступления в аспирантуру Академии <7>. При принятии решения о рекомендации необходимо учитывать опыт практической работы в органах и учреждениях прокуратуры, наличие у прокурорского работника научных публикаций, подготовку им методических рекомендаций, аналитических документов, материалов по вопросам организации прокурорского надзора и иной функциональной деятельности прокуратуры, участие в исследовательских проектах, в подготовке и проведении научно-практических конференций, методических семинаров, «круглых столов», в проведении занятий со студентами и слушателями в Академии Генеральной прокуратуры РФ, в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих.

<7> Приказ Генерального прокурора РФ от 3 сентября 2012 г. N 308 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.10.2010 N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации».

В связи с этим кадровые подразделения органов прокуратуры РФ систематически изучают уровень профессиональной подготовки работников с целью выявления прокурорских работников, склонных к научной и научно-педагогической деятельности.

Восьмым элементом системы подготовки кадров является институт наставничества.

Наставничество отнесено к традиционным формам воспитательной работы, которые оказывают позитивный воспитательный эффект на молодое поколение. К примеру, еще в 1778 г. в России было опубликовано наставление, переведенное с французского языка И. Муравьевым, адресованное молодому поколению. В этом труде указано, что «честному человеку ничто не должно быть драгоценнее чести. Потеря ее невозвратна». В 1789 г. в Санкт-Петербурге типографией Горного училища издана книга «Наставник, или Всеобщая система воспитания, преподающая первые основания учености». Из названия следует, что понятия «наставник» и «воспитание» по сути едины.

На заседании Государственного совета 11 марта 2012 г. было отмечено, что образовательный процесс без воспитания то же самое, что тело без души <8>. Кроме того, подчеркивалось, что самое главное в воспитании — это пример жизни самого воспитателя <9>.

<8> См.: Стенографический отчет о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи» (официальный сайт Президента РФ. Дата обращения: 17.06.2012).
<9> См.: Там же.

Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, определено, что наставничество является неотъемлемой формой воспитания прокурорских работников.

Применительно к системе прокуратуры наставническая деятельность также нацелена на обеспечение неукоснительного соблюдения прокурорскими работниками Присяги прокурора и Кодекса этики прокурорского работника РФ, утвержденного Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г., на обеспечение неразрывной связи поколений работников прокуратуры.

Институт наставничества, способствуя раскрытию личных и деловых качеств молодых специалистов, требует дальнейшего системного развития. В связи с этим необходимо отметить, что прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур постоянно совершенствуют институт наставничества, максимально используя его возможности для передачи необходимых практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж службы в органах прокуратуры менее одного года, а также для формирования у них добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. В частности, к работе с молодыми специалистами привлекаются ветераны органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ, обращаясь к ветеранам и пенсионерам прокуратуры, сказал: «Ветераны и пенсионеры не только живые носители истории и лучших традиций прокурорской системы, ветераны — опора и ее золотой фонд. По вашему отношению к долгу, отношению к людям, ко всему тому, что входит в понятие «безупречное служение Отечеству и закону», сегодняшнее поколение прокуроров выстраивает свое понимание жизненных ценностей и самой жизни» <10>.

<10> Материалы конференции Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры «О состоянии, проблемах и перспективах ветеранского движения в органах прокуратуры». М., 2010. С. 4.

Участник Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., профессор, доктор юридических наук А. Сухарев, ранее занимавший должность Генерального прокурора СССР, отнес задачу по сохранению преемственности поколений к числу наиболее важных для развития нашей страны.

В соответствии с основной целью наставничества — ускорением процесса профессионального становления молодого работника, формированием у него высоких нравственных качеств — решаются следующие задачи:

содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры;

воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию;

оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач;

формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры.

Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов работы молодых специалистов и наставников.

Наставником может быть прокурорский работник со стажем работы в качестве прокурора не менее трех лет, имеющий высокую профессиональную квалификацию и надлежащую морально-психологическую характеристику, обладающий значительным жизненным опытом, проявляющий способности к воспитательной работе, пользующийся авторитетом в коллективе.

Как правило, наставник проходит службу в одном подразделении с молодым специалистом (наставляемым). Работа прокурорского работника в качестве наставника учитывается при рассмотрении его кандидатуры при назначении на вышестоящую должность.

По нашему мнению, наставничество может устанавливаться в отношении следующих категорий работников органов (учреждений) прокуратуры:

молодых специалистов, окончивших очные отделения образовательных учреждений профессионального образования;

лиц, впервые принятых на должности прокурорских работников в прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные и специализированные прокуратуры, Академию Генеральной прокуратуры РФ и ее филиалы;

федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры, завершивших обучение по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения в высших учебных заведениях, при назначении на прокурорскую должность.

Утверждение прокурорского работника в качестве наставника производится приказом прокурора субъекта Федерации, приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры, ректора Академии Генеральной прокуратуры РФ или лица, его замещающего. Этим же приказом устанавливается продолжительность наставничества. Срок наставничества может составлять от шести месяцев до одного года. В срок наставничества нецелесообразно засчитывать период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник, в отношении которого осуществляется наставничество, отсутствовал на службе по уважительным причинам.

В целях координации деятельности наставников приказом соответствующего должностного лица может быть создан Совет наставников. В состав этого консультативного органа в обязательном порядке должны быть включены представители руководства соответствующей прокуратуры, кадрового подразделения и представители организации ветеранов прокуратуры.

Полагаем, что Совет наставников вправе осуществлять следующие действия:

обсуждать вносимые в установленном порядке кандидатуры наставников;

разрабатывать с учетом конкретных направлений прокурорского надзора проекты типовых программ организации наставничества;

изучать, обобщать и распространять положительный опыт в сфере наставнической деятельности, вносить руководителю соответствующего органа (учреждения) прокуратуры предложения по ее совершенствованию;

оказывать методическую и практическую помощь наставникам;

разрабатывать проект положения о конкурсе профессионального мастерства «Лучший наставник» и представлять его на утверждение руководителю;

вносить в установленном порядке предложения по обучению наставников, в том числе с использованием информационных технологий, основам педагогики и психологии, передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

проводить общие собрания наставников, встречи ветеранов органов (учреждений) прокуратуры с коллективами подразделений органов (учреждений) прокуратуры РФ;

заслушивать при необходимости на своих заседаниях информацию наставников и работников, в отношении которых осуществляется наставничество, об организации наставнической деятельности;

ходатайствовать перед руководством органа (учреждения) прокуратуры РФ о поощрении наиболее добросовестных наставников и работников.

Уверены, что развитие потенциала всех элементов подготовки кадров будет способствовать укреплению прокурорского корпуса, в наибольшей степени отвечающего высоким требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, способным эффективно выполнять задачи, возложенные на органы прокуратуры Российской Федерации.

Помощники прокурора

Деятельность прокуратуры отличается своей многогранностью, поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным при участии ответственных должностных лиц. Помощник прокурора хоть и не является центральной должностью, но тоже имеет свою специфику. И тем, кто планирует работать в данной сфере, стоит знать основные обязанности и требования, связанные с этой профессией.

Кто такой помощник прокурора?

Согласно положению ст.54 закона о прокуратуре России, который упоминает о наличии компетенции прокуроров различных уровней, в том числе и должностей старшего и обычного помощников (ст. 40.1).

Все сотрудники упомянутого уровня обедняются в специальные группы, деятельность которых контролирует заместитель прокурора.

Помощниками прокурора смогут быть граждане РФ, имеющие высшее профильное образование, полученное в учреждении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Даже если рассматриваемое лицо может исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, стоит соответствовать следующим требованиям:

  • являться гражданином России;
  • быть дееспособным и не иметь судебных ограничений;
  • иметь право занимать государственные должности;
  • не иметь судимость (независимо от сроков дела);
  • не иметь заболеваний, которые препятствуют исполнению работы;
  • не состоять в близком родстве с другими сотрудниками учреждения;
  • согласиться на прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

Все работники, включая особ, состоящих в резерве будущих кандидатов для поступления на рассматриваемую службу в органы прокуратуры на должности помощников и старших помощников прокуроров, должны совпадать предъявляемым требованиям.

Обязанности работника

Обязанности помощника прокурора нигде чётко не прописаны, в отличие от полномочий прокурора. Но к ним также предъявляются особые требования, отмеченные в гл. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (касательно прав обвинителей) и в Гражданско-процессуальном кодексе (определены границы компетенции при вступлении в гражданский процесс).

Обычно обязанности помощника прокурора сводятся к бумажной работе, вроде подготовки исков в суд, печать и отправка документов в арбитраж, консультации и прочая помощь гражданам, которые обратились с жалобой, а также проверка дел на коррупционную составляющую. Поэтому человек на данной должности непременно должен:

  • знать законы РФ;
  • обладать высоким уровнем интеллекта;
  • иметь ярко выраженные качества лидера;
  • уметь быстро анализировать информацию и делать выводы;
  • быть устойчивым к стрессовым ситуациям;
  • быть коммуникабельным и вежливым;
  • сохранять независимость, неподкупность и принципиальность.

Самой важной обязанностью помощника является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет непосредственно прокурор. Но в перечень его работы не входят обязанности самого начальника. Если прокурор отсутствует по уважительной причине, то его заместитель имеет право частично исполнять работу своего работодателя: например, выступать в суде и принимать решения насчёт конкретного дела.

Какие имеет полномочия?

Чтобы определить круг в границах рассматриваемой должности, необходимо уточнить процессуальные функции, которые законодательство возлагает на вышестоящих по отношению к нему прокуроров.

В некоторых ситуациях процессуальные действия и решения он имеет право принимать самостоятельно. Так, осуществляя надзор за выполнением законов органами дознания, помощник прокурора может:

  • возбуждать дела о преступлениях, которые входят в определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27;
  • требовать от органов материалы дознания и предварительного следствия для проверки;
  • ежемесячно контролировать выполнение требований закона насчёт приёма заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся правонарушениях;
  • выдавать письменные указания о раскрытии преступлений, производстве отдельных следственных действий
  • или розыске подозреваемых лиц;
  • участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в отдельных случаях лично производить следственные действия или расследование;
  • отказывать в возбуждении уголовных дел;
  • давать официальные заключения по вопросам, которые относятся к компетенции прокурора или его первого заместителя;
  • отзывать незаконные и неаргументированные постановления о прекращении или приостановлении дел органами дознания;
  • рассматривать по распоряжению прокурора обращения граждан, на основе которых лично давать разъяснения с разъяснениями об удовлетворении или отклонении его требований.

Остальные полномочия помощника прокурора (согласно ст.211 УПК), необходимо определять в индивидуальном порядке, с учётом современного законодательства РФ и приказов генерального прокурора.

Каким образом можно стать заместителем?

Должность помощников прокурора по закону могут занимать только лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными личными качествами для исполнения обязанностей упомянутой профессии. Лишь диплом юриста, стремление сотрудника и положительные рекомендации при подаче бумаг в отдел кадров, позволит получить желаемую должность.

Для начала (даже во время стажировки в университете) можно остановиться на более лёгкой должности следователя, а потом постепенно продвигаться вверх по карьерной лестнице, зарекомендовав себя как трудолюбивого сотрудника. Учитывая особые условия работы в органах, данным работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, эрудиция, инициатива, настойчивость и общительность.

В целях формирования профессионального состава, приказом № 378 утверждена единая квалификационная характеристика касательно должности помощника прокурора. Для соответствия требованиям рассматриваемой должности, стоит уделять особое внимание развитию основных моральных и деловых качеств, совершенствованию имеющихся знаний, умений и непрерывно приобретать новые навыки в профессиональной деятельности.

Для быстрого продвижения по службе стоит с первых дней зарекомендовать себя с положительной стороны, быть подкованным не только теоретически, но и иметь соответствующий опыт в практической сфере.

Сколько получает сотрудник?

Сейчас зарплата у помощника прокурора в РФ колеблется в границах от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, в зависимости от структуры, где человек трудоустроен, от региона, квалификации, стажа, личных заслуг и достижений сотрудника.

Лица, которые не прошли аттестацию, могут рассчитывать на более низкую ставку: не более 18 –20 тыс. руб. в месяц.

Расчёт происходит на базе 30 % оклада прокурора, подчиненным которого данный служащий и является (с учётом ставки от 1 у обычного помощника и до 2,5- 4, если он числится в штате как старший). Но доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Периодические доплаты тоже составляют значительную часть заработка, поскольку включают в себя:

  • поощрительные премии;
  • выплаты за классность;
  • надбавка за научную степень;
  • бонусы за особые заслуги;
  • доплата за работу с секретными данными.

Итоговая сумма доплат и поощрений может увеличить стандартный уровень зарплаты в несколько раз. Поэтому только от усердия и личных качеств конкретного человека зависит то, как быстро он получит эту должность (и получит ли её вообще) и сколько будет получать за свой труд. Но стоит осознавать, что специфика данной специализации в любом случае подразумевает большую ответственность и непрерывный профессиональный рост от будущего кандидата.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Справка

В связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и в целях совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Первому заместителю, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

1.1. Принять действенные меры к эффективному использованию системы подготовки кадров для органов прокуратуры, включающей обучение студентов в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, институтах прокуратуры в составе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, целевую подготовку в иных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обучение в межрегиональных центрах повышения квалификации, институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, участие прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) в работе постоянно действующих семинаров, конференций, стажировку в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, базовых прокуратурах, а также применение института наставничества и осуществление самостоятельной учёбы по индивидуальным планам.

1.2. Обеспечить надлежащее взаимодействие органов прокуратуры с образовательными учреждениями. Профессиональную подготовку кадров, включающую в себя повышение квалификации прокурорских работников и гражданских служащих, профессиональную переподготовку и иные формы подготовки работников прокуратуры, организовать в соответствии с требованиями федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, обеспечить единообразный подход к решению проблем результативности прокурорской деятельности, учитывая региональные особенности функционирования органов прокуратуры, результаты анализа состояния законности, прокурорской практики.

1.3. В соответствии со статьёй 43.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» рассматривать повышение квалификации, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне в качестве служебной обязанности прокурорских работников и гражданских служащих. При решении вопроса о соответствии прокурора занимаемой должности, гражданского служащего — замещаемой должности, поощрении и продвижении по службе принимать во внимание их отношение к совершенствованию профессиональных навыков, повышению квалификации.

Перед назначением работника на руководящую должность учитывать необходимость прохождения им обучения по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.4. Исходить из того, что основными целями профессиональной подготовки являются:

развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач;

совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчинённых работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

продвижение по службе.

2. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации принять меры к оптимизации деятельности по подготовке прокурорских кадров, повышению её качественного уровня с учётом государственной политики в сфере подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, использованию современных форм и методов организации и осуществления учебного процесса.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

3.1. Обеспечить качественный отбор для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования абитуриентов, желающих проходить службу в органах и учреждениях прокуратуры и годных по состоянию здоровья к данной службе (в органах военной прокуратуры — годных также к прохождению военной службы), обязательное психодиагностическое обследование этих лиц с целью определения их профессиональной пригодности к прохождению службы в органах прокуратуры. Направления для поступления в институты прокуратуры выдавать только на основании комплексной оценки деловых и личных качеств абитуриентов.

3.2. В соответствии с разнарядкой Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключать договоры со студентами, зачисленными в образовательные учреждения на целевые места, о службе в органах прокуратуры в течение пяти лет после окончания учёбы. Предоставлять им в последующем работу в соответствии с данными договорами.

3.3. Направлять в межрегиональные центры повышения квалификации молодых специалистов со стажем работы до трёх лет. Повысить их ответственность за практическую реализацию полученных знаний. Анализировать эффективность профессиональной деятельности работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в межрегиональных центрах повышения квалификации, и вносить предложения по улучшению качества учебного процесса.

3.4. Рекомендовать прокурорских работников, проявляющих склонность к научной и научно-педагогической деятельности, для поступления в аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.5. Развивать институт наставничества, максимально используя его возможности для передачи необходимых практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж службы в органах прокуратуры менее одного года, а также для формирования у них добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. Привлекать к работе с молодыми специалистами ветеранов органов прокуратуры и наиболее опытных прокурорских работников.

3.6. Уделять особое внимание приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности. Обеспечивать индивидуальное планирование их профессиональной подготовки, составление и реализацию планов предаттестационной подготовки, а также индивидуальных планов, предусматривающих поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, методиками расследования преступлений различных категорий, изучение нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов. Совершенствовать и развивать деятельность базовых прокуратур. Результаты профессиональной подготовки молодых специалистов обсуждать на заседаниях аттестационных комиссий.

3.7. Систематически анализировать качество подготовки молодых специалистов к служебной деятельности в органах прокуратуры, умение применять полученные ими знания и навыки на практике, вносить предложения по их совершенствованию. В целях повышения эффективности профессиональной подготовки молодых специалистов периодически планировать их участие в работе комиссий по проверке нижестоящих органов прокуратуры, а также обеспечивать их участие в надзорных проверках, проводимых наставниками.

3.8. Практиковать проведение конкурсов на лучшего прокурорского работника по видам деятельности, наставника, распространять положительный опыт, стимулировать работников, достигших высоких результатов в работе.

3.9. Руководствоваться тем, что основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать самостоятельная учёба по индивидуальным планам с использованием специальной литературы, достижений компьютерных технологий, осуществляемая под контролем соответствующих руководителей.

3.10. Ориентировать работников на реализацию на практике полученных знаний при обучении по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При аттестации принимать во внимание реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на результаты служебной деятельности.

3.11. Обеспечить направление на профессиональную переподготовку в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорских работников, включённых в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, а также работников, назначенных на данные должности и не проходивших ранее обучение по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности. При этом обращать особое внимание на лиц, впервые назначенных на указанные должности и находящихся в этих должностях менее одного года.

3.12. В целях повышения квалификации вновь назначенных прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур по истечении, как правило, шести месяцев службы в должности обеспечить их стажировку в подразделениях вышестоящих прокуратур.

4. Начальнику управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур систематически изучать и анализировать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой прокурорских работников и гражданских служащих. Совместно с Главным управлением обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры контролировать состояние учебно-материальной базы органов прокуратуры и материально-техническое обеспечение профессиональной подготовки работников прокуратуры.

4.1. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации перед завершением обучения обеспечить проведение анкетирования слушателей по вопросам организации и осуществления учебного процесса, участия в нём практических работников. Результаты анкетирования доводить до сведения руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, работники которых участвовали в учебном процессе, для принятия мер по повышению качества занятий.

Организовать в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно действующие семинары по обучению прокурорских работников, привлекаемых к участию в учебном процессе, в целях овладения навыками проведения занятий со слушателями.

5. Руководителям кадровых подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур поддерживать и развивать связи с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку кадров для органов прокуратуры, обеспечивать участие преподавателей в проведении занятий с прокурорскими работниками и гражданскими служащими, а также во взаимодействии с ними организовывать прохождение в прокуратурах практики студентов, привлекая наиболее опытных работников к руководству практикой. Оказывать содействие студентам в сборе практического материала для выполнения курсовых и дипломных работ, организации деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях.

6. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кадровыми подразделениями прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур:

6.1. Организовать начиная с 2010-2011 учебного года обучение по программам профессиональной переподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, с целью достижения их соответствия требованиям квалификационной характеристики этих должностей.

6.2. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение квалификации прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, их первых заместителей и заместителей, начальников управлений и отделов в указанных прокуратурах.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур перед направлением прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, на обучение по программам профессиональной переподготовки уведомлять их, на какую должность они могут быть представлены для назначения при условии успешной учёбы в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

По окончании обучения в институтах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорского работника в случае получения им неудовлетворительной оценки по результатам итоговой аттестации из резерва исключать, не допуская внесения его кандидатуры для назначения на соответствующую должность.

8. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,начальникам методических отделов — директорам межрегиональных центров повышения квалификации при составлении учебных программ и учебно-тематических планов использовать рекомендации отраслевых подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, учитывать предложения прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, а также студентов и слушателей, обучающихся в Академии. Развивать и активно использовать передовые формы обучения, направленные на совершенствование системы повышения квалификации прокурорских работников и гражданских служащих, адаптацию молодых специалистов к службе в органах прокуратуры.

9. Управлению кадров, другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить распространение положительного опыта работы по всем направлениям прокурорской деятельности, систематическое и своевременное направление в прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и межрегиональные центры повышения квалификации копий приказов и указаний, решений коллегий, постановлений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, информационно-методических писем, статистических данных.

Систематически организовывать ознакомление научных и педагогических работников с прокурорской практикой в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.

10. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить методическое руководство учебно-методическими отделами — межрегиональными центрами повышения квалификации, которым привлекать к учебному процессу наиболее профессионально подготовленных прокурорских работников и учёных-юристов. Осуществлять разработку программ, пособий и методических рекомендаций по организации учёбы во всех звеньях системы повышения квалификации, а также по актуальным проблемам прокурорской деятельности.

Прокурорам субъектов Российской Федерации оказывать методическую помощь в организации работы межрегиональных центров повышения квалификации.

11. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях совершенствования учебного процесса систематически изучать эффективность повышения квалификации прокурорских работников, контролировать и координировать работу всех звеньев, входящих в систему непрерывного обучения, распространять положительный опыт.

Для поддержания высокого уровня профессиональной подготовки организовать в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постоянно действующий семинар, обратив особое внимание на обучение лиц, вновь назначенных на прокурорские и иные должности.

12. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации систематически осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научных и педагогических работников Академии. Подбор кандидатов для замещения указанных должностей осуществлять, как правило, из числа прокурорских работников, имеющих учёные степени и (или) учёные звания по юридической специальности.

13. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.11.1997 № 71 «О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных работников».

14. Опубликовать приказ в журнале «Законность».

15. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, директорам институтов прокуратуры юридических академий, начальникам учебно-методических отделов — директорам межрегиональных учебных центров.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 октября 2010 г. № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации»

Текст приказа опубликован в журнале «Законность», 2010 г., N 12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *