Договор водопользование

  • автор:

Содержание

Лицензирование водопользования

В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей водопользования должна содержать:

· сведения о водном объекте;

· сведения о водопользователе;

· сведения о водопотребителях;

· указания на способы и цели использования водного объекта;

· указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

· сведения о лимитах водопользования;

· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

· сроки действия лицензии;

· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации (статья 50 ВК РФ).

Правила выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (далее Правила №383).

Лицензирование водопользования осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Лицензия на водопользование дает право ее владельцу на пользование водным объектом или его частью на определенных условиях в течение установленного срока.

Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования, водные объекты могут предоставляться в особое водопользование.

Не требуется получения лицензии на осуществление:

ü общего водопользования;

ü использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

ü разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

ü водопользования для пожарных нужд;

ü забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

ü пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации (пункт 5 Правил №383).

Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование (пункт 6 Правил №383).

Пунктом 23 Правил №383 установлено, что для получения лицензии на водопользование заявитель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

· заявление о выдаче лицензии с указанием:

ü для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименование банка;

ü для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

ü наименования и границ водного объекта;

ü вида водопользования и его особенностей;

ü срока действия лицензии;

· копии учредительных документов с представлением оригиналов, если копии не имеют нотариального удостоверения;

· копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

· характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;

· справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

· документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;

· предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;

· данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.

Существует арбитражная практика, где организации было отказано в выдаче лицензии на водопользование (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 года №ф04-7644/2004(5760-А75-19).

В зависимости от вида водопользования заявитель для получения лицензии дополнительно к вышеперечисленным документам должен представить следующие документы:

На водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:

ü сведения о водопотребителях и потребности их в воде;

ü сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод;

ü утвержденную документацию по эксплуатируемому водозабору;

ü разрешение на специальное водопользование или предпроектную документацию на строительство планируемого водозабора.

На водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:

ü технические данные о судах и других плавательных средствах;

ü разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;

ü данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавсредствах;

ü сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на состояние водного объекта.

На водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383, представляются :

ü сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;

ü обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.

На водопользование, связанное и использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется лицензия на пользование недрами.

Внесение в лицензию изменений осуществляется в порядке, установленном для получения лицензии на водопользование.

Следует обратить внимание, что за достоверность и полноту представляемых сведений заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После рассмотрения и проведения экспертизы представленных заявителем документов, выполнения расчета характеристик водопользования для установления лимитов водопользования и водоотведения, определения условий действия лицензии, согласования условий осуществления намечаемой деятельности с органами охраны окружающей среды лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения от заявителя всех необходимых документов (пункт 32 Правил №383).

Если необходимо проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение должно быть принято в течение 15 дней со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и всех прилагаемых к нему документов.

В некоторых случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 30 дней.

Если лицензирующим органом принято решение о выдаче лицензии, то ее оформление, регистрация и выдача заявителю осуществляются в недельный срок со дня принятия такого решения (пункт 33 Правил №383).

Органам лицензирования предоставлено право приостановления действия лицензии на срок до 6 месяцев, если водопользователь осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии, а также в процессе осуществления деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды (пункт 35 Правил №383).

После устранения водопользователем причин, вызвавших приостановление действия лицензии, ее действие возобновляется.

Помимо лицензии на водопользование лицензирующий орган осуществляет выдачу распорядительных лицензий, которые дают право на передачу права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации (пункт 37 Правил №383).

Для получения распорядительной лицензии заявитель должен представить документы, необходимые для получения лицензии на водопользование.

Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии лицензирующим органом должно быть принято в течение 15 дней со дня получения заявления и необходимых документов, оформление, регистрация и выдача этой лицензии заявителю осуществляется в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии. Одновременно вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.

Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации, которая осуществляется в соответствии с Письмом Минприроды Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №НМ-61/3743 «О временных методических рекомендациях по государственной регистрации лицензий на водопользование».

Деятельность водопользователя считается законно установленной после государственной регистрации лицензии на водопользование. В форме лицензии, утвержденной Приказом МПР Российской Федерации от 23 октября 1998 года №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами», предусмотрена строка «Дата регистрации», в которой указывается дата государственной регистрации лицензии.

В случае принятия органом лицензирования решения об отказе в выдаче лицензии на водопользование, заявителю направляется разъяснение с указанием причин отказа в выдаче лицензии.

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Лицензия на водопользование будет выдана заявителю только после уплаты им лицензионного сбора, поскольку выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.

Сбор — это законодательно установленный платеж, вносимый юридическими и физическими лицами за услуги, оказываемые государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 указанного закона его действие не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Как мы уже отметили, требование о наличии лицензии выдвигается к водопользователю ВК РФ.

Проходя процедуру лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) размеры государственной пошлины составляют за:

· рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей;

· предоставление лицензии — 1 000 рублей;

· переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей.

Обратите внимание!

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Расходы на лицензирование у организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 ПБУ 10/99.

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены. Следовательно, первоначально организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией. Такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н. Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.

Пример.

Организацией приобретена лицензия на водопользование связанное с использованием водных объектов для забора воды, сроком действия пять лет. При приобретении лицензии организацией уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и лицензионный сбор в сумме 1000 рублей.

В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).

В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

Порядок и правила заключения договора водопользования объектом

Заключение договора водопользования требуется при совершении большого количества действий, например, при аренде акватории моря, участка реки, озера, водохранилища, пользовании береговой частью.

Что это такое

Под водопользованием принято понимать абсолютно любое направление деятельности, осуществляемое при взаимодействии с объектом водной среды. К действиям, которые влекут за собой водопользование, можно отнести следующие:

  • ловля рыбы;
  • прогулочное судоходство;
  • командировочное судоходство;
  • размещение катеров для стоянки;
  • работы дноуглубительного характера.

Подготовка этого соглашения осуществляется силами уполномоченного органа исполнительной власти.

Нормативная регламентация

Основной регламент – Водный кодекс РФ, в частности, ч. 1 ст. 11. В данной норме указано, что объекты водопользования, пребывающие в федеральной собственности и во владении российских субъектов, предоставляются в эксплуатацию для следующих целей:

  • забор ресурсов водного типа из поверхностных объектов;
  • эксплуатация акватории для решения рекреационных задач;
  • использование без забора ресурсной базы (электроэнергия).

Договор водопользования составляется согласно специальным Правилам подготовки и заключения договора. Они прописаны в Постановлении Правительства РФ №165 от 12 марта 2008 года. В п. 3 указано, что в качестве контролирующих органов выступают следующие инстанции:

  • ФАВВ (агентство водных ресурсов, действующее на федеральном уровне – ст. 26 ВК РФ) при пользовании водой на объектах государственной значимости;
  • территориальные структуры и региональные инстанции ФАВВ при водопользовании на региональных источниках;
  • уполномоченные органы исполнительной власти;
  • структуры местного самоуправления (в отношении муниципальных образований).

Какие бывают виды водопользования акватории

Первая и самая распространенная разновидность водопользования – та, которая не подразумевает получения разрешений. Этот вид называется безвозмездным. Наряду с этим на практике распространено возмездное пользование водными ресурсами, осуществляемое на платной основе. Оно базируется на соответствующем решении уполномоченной инстанции или заключенном между сторонами договоре.

В последнем случае лицо, которое желает пользоваться водными ресурсами, заключает с органом власти договор. Это позволит распоряжаться водным объектом в соответствии с имеющимися целями. Цели составления документа:

  1. Выработка электроэнергетического ресурса.
  2. Забор воды. Физические лица, которые берут воду для полива собственного огорода, разрешения не получают, в то время как хозяйствующие субъекты нуждаются в нем.
  3. Рекреация. Деятельность развлекательно-туристического характера, включающая в себя походы в открытый водоем под парусом, организацию станции для лодок, катеров, яхт, размещение объектов общественного питания на прибрежной зоне или барже.

Чаще всего оформление договоров происходит в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Нередко договоры заключаются в Ставропольском, Краснодарском крае. Чаще всего документ оформляется в целях реализации проектов по бизнесу, поскольку предпринимательская деятельность и водопользование тесно связаны между собой.

Заключив такое соглашение, пользователь акватории приобретает следующие обязательства:

  • отслеживание состояния акватории с экологической точки зрения;
  • организация платы за пользование объектом в адрес государственного органа;
  • заказ исследовательских работ для определения характеристик воды;
  • проведение мероприятий по охране водного источника;
  • очистка природы (водоема и прилегающего к нему участка) от мусора.

Кто оформляет договор

В ч. 1 ст. 12 ВК РФ указано, что пользователь воды может рассчитывать на ее применение за плату. Заключение соглашения производится между исполнительной организацией или структурой местного самоуправления и непосредственно пользователем воды. В качестве специалиста по оформлению таких соглашений выступает юрист в области водопользования.

В ряде ситуаций допустимо водопользование без оформления соответствующего договора. При этом разрешения на использование водного объекта не требуется. Как уже отмечалось, это правило распространено на частных пользователей и некоммерческие предприятия. Соглашение может заключаться с аукционом или без него. При использовании ресурсов в рекреационных целях организация аукциона является обязательной.

На какой срок заключается

Максимальный отрезок времени, на который составляется данный документ, равен 20 годам. Низшее значение по временным рамкам в данном случае отсутствует. Традиционно заявители требуют заключения этого вида соглашения на максимально продолжительный период.

Обзор правового режима водопользования представлен ниже на видео.

Правила подготовки и заключения

Подготовка к проведению аукциона и последующему заключению договорного соглашения является сложной административной процедурой, т. к. она требует сбора большого количества документов. Важную роль играет принятие во внимание требований, указанных в Постановлении Правительства РФ №165 от 12 марта 2008 года. Также учитываются нормы, прописанные в Постановлении Правительства РФ №230 от 14.04.2007.

Физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация, имеющий интерес в получении в пользование водного объекта, выступает в качестве заявителя. От него требуется обращение в соответствующую государственную инстанцию, находящуюся на территории водопользования. Необходимо подать заявление. В нем прописываются следующие данные о заявителе:

  • наименование в полной и сокращенной форме;
  • организационно-правовая форма хозяйственной деятельности;
  • фактическое и юридическое место нахождения;
  • банковские реквизиты (для юридического лица).

ИП или юридическое лицо сообщают ФИО, паспортные данные, название и территорию расположения объекта, цели его использования.

Документы для скачивания (бесплатно)

Пакет документов

К заявлению необходимо приложить перечень следующих документов и материалов:

  1. Учредительная документация в отксерокопированном варианте для организации и копия паспорта для ИП.
  2. Бумага, свидетельствующая о наличии полномочий на действия от имени заявителя, если пользователь воды обращается в государственный орган через представителя.
  3. Данные со сведениями о планируемых мероприятиях по охране объекта и сохранности водохозяйственных ресурсов.
  4. Сведения о возможности организации наблюдений в процессе осуществления водопользования.
  5. Материалы, способствующие графическому отображению объекта, описанного в заявлении.
  6. Пояснительная записка к данным из предшествующего пункта.

В процессе подачи заявления для изъятия водных ресурсов, наряду с прописанными документами, в контролирующую инстанцию подаются дополнительные бумаги. Их перечень выглядит следующим образом:

  1. Расчет объема забора водных ресурсов из объекта и его детальное обоснование. Сведения предоставляются за платежный период, во внимание принимается размер платы за пользование объектом.
  2. Данные о присутствии и вероятном использовании контрольно-измерительной техники в целях организации учета объема и качественных характеристик водных ресурсов, забираемых из объекта.
  3. Данные о технических характеристиках сооружений водозаборного назначения, в частности, об их типе, производительности, наличии устройств, способствующих предотвращению попадания биологических ресурсов.

Составление для рекреационных целей и СНТ

В документе, оформляемом при использовании воды в рекреационных целях (наряду с общими и контактными данными), указываются следующие сведения:

  • конкретное направление использования объекта (катание на водных устройствах, размещение туристического объекта, забор воды в целях снабжения отдыхающих);
  • предполагаемое количество потребления водных ресурсов (если направлений расходования воды несколько, рассчитывается и указывается объем для каждого из них);
  • степень соответствия принципов водопользования государственным нормативам.

Договор переуступки водопользования

В п. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ с согласия исполнительного органа государственной власти или структуры самоуправления, действующей на местном уровне, пользователь воды имеет возможность передачи собственных правомочий и обязательств в адрес другого лица.

Исключением являются случаи забора воды. Во внимание принимаются нормы ФЗ №102 от 26 июля 2017 года и ФЗ №208.

Экспертиза координат

Все экспертизы с момента заключения соответствующего договора проводятся по инициативе и за счет пользователя водных ресурсов. Для этого он обращается в аккредитованное учреждение, работающее на государственном уровне, оплачивает услуги и вызывает на объект специалиста, который производит замеры и оформляет их результаты документально.

Проблемы водопользования

Основная трудность, с которой сталкиваются пользователи воды – незнание перечня документов, которые нужно оформлять при эксплуатации акватории. Несоблюдение норм этого закона влечет назначение штрафных санкций. Ведь изначально природные ресурсы являются собственностью государства, и для их использования требуется наличие соответствующего разрешения.

Таким образом, договор водопользования – важный документ, который оформляется в определенном порядке и требует внесения строгого перечня реквизитов. При его отсутствии придется платить штрафы.

Дополнительная информация по заключению договора водопользования представлена ниже.

Согласно Водному кодексу от 03.06 2006 г. № 74-ФЗ, все естественные проточные и непроточные водоемы в России являются государственной собственностью. Поэтому пользоваться их акваторией (водной поверхностью) в коммерческих целях можно только после заключения договора водопользования, т. е. фактически арендовав у государства. Без заключения договора коммерческую деятельность, связанную с забором воды, производством электроэнергии, рекреационной деятельностью, например, оборудованием кафе на понтонах или лодочной станции, признают незаконной.

Что такое договор на водопользование

Это документ, утверждённый Пост. 12.03 08 г. N 165, заключается между лицом, решившим арендовать у государства часть водоема и исполнительной властью — Росводоресурсом, отделом водных ресурсов местной администрации или другими органами, уполномоченными заключать такие договора.

В нем указываются:

  • Цели водопользования, где отмечаются варианты использования водоема.
  • Виды водопользования – общее или специальное, с забором воды или без него. Если планируется качать воду из водоема, в договоре должен быть указан ее объем.
  • Номер водохозяйственного участка и расстояние до водоохранной зоны.
  • Характеристика участка водоема, который планируется арендовать – географические координаты, размеры, глубина, течение, свойства и загрязнённость воды. Определение свойств воды и результатов исследования водоема осуществляется аккредитованными органами.

В договоре указывается срок аренды (обычно 20 лет), порядок и сумма платежей, условия оплаты, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение договора и порядок урегулирования спорных вопросов.

Согласно договору, периодически проводится контроль экологического состояния арендуемого водоема и проверяется деятельность арендатора. При нецелевом использовании водоема и загрязнении воды договор может быть расторгнут.

К договору прикладываются:

  • ситуационный план арендуемого участка водоема;
  • сведения о потенциальном арендаторе;
  • расчет платы, вносимой за аренду;
  • сведения о лицах, отвечающих на экологическое состояние водоема;
  • копия аттестата лаборатории, проводящей мониторинг состояния воды;
  • согласование с органами государственной власти, отвечающими за состояние водоема.

Договор заключается в двух экз. Один остается в исполнительных органах, а другой передается предприятию или частному лицу, арендующему водный объект.

  • Общее – осуществляемое без применения специальных устройств и сооружений. Это самый экологически щадящий вариант. К нему относятся: купание, судоходство, рыболовство.
  • Специальное. Согласно Приказу Минприроды № 70 от 23.036. 2005 г., к этой категории относится деятельность с использованием плавучих и стационарных устройств для водозабора и водоотведения, перегораживающих и гидравлических устройств и сооружений, стоянок и причалов судов. К специальному водопользованию относится деятельность, связанная с применением спецтехники для буровых и добывающих работ.
  • С полным или частичным изъятием водных ресурсов – водозабор для коммунальных служб, использование в сельском хозяйстве (орошение полей, обслуживание ферм, принадлежащих организациям, мелиоративные мероприятия), разведение рыбы на огороженных участках водоема.
  • Без изъятия ресурсов — электрогидроэнергетика, стоянки судов, водные кафе, рыбоводство в отдельных водоёмах, выращивание сельхозпродукции на пойменных лугах.

Какие организации должны оформлять договор на водопользование

Согласно п.1 ст.11 Водного кодекса, такой договор оформляют организации, осуществляющие:

  • забор водных ресурсов, кроме используемых для водопоя животных и полива участков в садово-огородных товариществах;
  • использование акваторий водных объектов в различных целях, в т. ч. рекреационных;
  • эксплуатацию водоемов для производства электроэнергии.

Когда заключение договора не нужно

В случаях, оговоренных п.2 ст. Водного кодекса, вместо договора нужно получить в Росводоресурсе решение о предоставлении водного объекта в пользование. К таким видам деятельности относятся:

  • сброс воды в водоем;
  • мероприятия по обеспечению обороны страны;
  • размещение пирсов и причалов, надводных или подводных коммуникаций;
  • строительство мостов;
  • геологоразведочные работы;
  • добыча полезных ископаемых;
  • сплав леса;
  • отдых детей, пожилых людей и инвалидов;
  • проведение работ по углублению дна и изменению рельефа водоема;
  • поднятие затонувших судов.

В Водном кодексе от 3.06 2006 г. N 74-ФЗ указана деятельность, не требующая заключения договоров на водопользование:

  • судоходство;
  • забор воды для противопожарных мероприятий;
  • мероприятия по восстановлению водных ресурсов;
  • взятие проб воды для проведения анализов, санитарного и карантинного контроля;
  • рыбалка и охота;
  • проведение исследовательских работ по изучению водоема;
  • использование болот в целях геологоразведки и строительства;
  • природоохранные мероприятия;
  • забор воды для полива воды и водопоя скота в частных хозяйствах;
  • купание и бытовые нужды граждан.

Договор не нужен организациям или частным лицам, выкопавшим водоем на принадлежащей им земле или заполнившим водой заранее выкупленный отработанный карьер. Такой водный объект можно оформлять в собственность.

Единственное условие – водоем не должен иметь сообщение с рекой. Иначе придется оформлять договор, поскольку происходит изъятие воды.

Для чего заключается договор на водопользование

Договор позволяет пользоваться арендованной зоной акватории, закрепляя требования к арендатору, который должен будет следить за состоянием воды в водоеме. За незаконное использование водных ресурсов предпринимателя оштрафуют на 30-50 тыс. руб., а юридическое лицо – на 50-100 тыс. руб. Нарушителям грозит приостановление деятельности до 90 сут. Если при этом выяснится, что организация незаконно проводила забор воды, являющейся природным ресурсом, ее ждут, согласно Закону о недрах N 2395-1 от 21.02 92 в ред. от 30.09.17 г., крупные штрафы до миллиона рублей.

Если деятельность организации, заключившей такой договор, сразу предполагает, что водная среда будет загрязняться, рассчитывается сумма ущерба, которую нужно будет возместить государству. Это обезопасит организацию от судебных тяжб и наложения штрафов. Но если загрязнение превысит допустимые пределы, организацию оштрафуют за загрязнение воды по ст. 250 УК на 80 тыс. руб. Если ситуация приведет к ухудшению здоровья людей, падежу скота и значительному ущербу для экологии, ответственное лицо может быть приговорено к лишению свободы на срок до 25 лет. В случае гибели людей срок увеличивается до 5 лет.

Как заключить договор о водопользовании

Для получения документа нужно собрать пакет документов:

  • Сведения о водном объекте. Этот документ заказывается в территориальном агентстве водных ресурсов.
  • План водоохранных мероприятий, где указываются меры, направленные на улучшение экологического состояния водоема. План утверждается руководителем организации, берущей в аренду часть акватории или всю водную часть небольшого объекта.
  • Документ о границах акватории, составляемый кадастровым инженером. Эти границы должны быть нанесены на план участка.
  • Схему использования акватории. Например, организация хочет расположить в арендуемой зоне стоянку катеров и яхт. В этом случае она должна подготовить план, на котором будет указано, где именно будут располагаться маломерные суда.
  • Программу регулярных наблюдений, утверждаемую Росводоресурсом. В нее входит комплекс мер, направленных на контроль экологических показателей арендуемой акватории; пояснительная записка, в которой указывается, как именно планируется вести хозяйственную деятельность на арендуемом водоеме.
  • Заявку на участие в аукционе, который будет проводиться согласно Пост. от 14 апреля 2007 г. N 230. Форма документа Утверждена пр. МПР России. № 128 от 22 мая 2007 г. В документе содержатся сведения об организации, ее руководителе, адресе. В заявке указываются размеры и расположение водного участка, цель и планируемый срок его использования.

Подача документов

После предоставления пакета документов органами управления будет сделан межведомственный запрос в Росрыболовство о возможности предоставления водоема под заявленные цели.

В течение двух месяцев после подачи заявки назначается аукцион, в котором могут участвовать все организации, предъявляющие права на данный участок, в том числе та, по инициативе которой он проводится. Информация о проведении аукциона размещается на портале торгов www.torgi.gov.ru. Если этот участок никому оказался не нужен, торги отменяются и организации переходит право на аренду. Результаты аукциона оформляются в виде протокола. Получив этот документ, можно оформлять договор аренды.

В 2017 году Госдума приняла решение о возможности предоставления акваторий в аренду без аукциона для курортно-оздоровительных целей и отдыха граждан. Сейчас разрабатываются поправки к Водному Кодексу, поэтому положение дел и регламент заключения договора, скорее всего, поменяются.

Почему заключение договора лучше доверить специалистам по водопользованию

Заключить договорные отношения, требующие сбора большого количества документов, многочисленных согласований и проведения аукциона, – сложный процесс.

Нередко случаются ситуации, когда из-за неправильной подачи документов организацию снимают с торгов или водный объект отдают другой компании. Иногда проблемы с бумагами приводят к длительным судебным тяжбами с конкурентами, претендующими на привлекательный участок водоема.

Наши специалисты:

  • подготовят документы, которые нужно предоставить организации для получения права на аренду;
  • закажут и получат в кадастровой службе, Росводоресурсе и других организациях все необходимые карты и схемы, проверят правильность их оформления;
  • составят заявку и подадут документы на участие в аукционе;
  • примут участие в торгах;
  • оформят документы по результатам аукциона.

Для этого организации нужно предоставить:

  • копию выписки из ЕГРЮЛ, а предпринимателям – выписку из ЕГРИП и копию паспорта;
  • ИНН организации или ИП;
  • сведения о планируемом использовании водоема;
  • план экологических мероприятий.

Все мероприятия займут около двух недель. Результатом станет заключенный договор на аренду акватории водоема с указанием границ арендуемой территории.

Особенности процедуры

За 20-летний срок аренды происходит всякое. Компания может закрыться или сменить направление деятельности. В этом случае договор нужно будет перезаключать или расторгать.

Арендатор пишет заявление, в котором указывает причины расторжения или изменения с приложением подтверждающих документов. Заявление подается в орган, который сдал часть акватории в аренду. Для оформления таких документов лучше тоже обращаться к специалистам.

Приложение. Договор водопользования

Приложение
к Регламенту

Договор водопользования

г. Ростов-на-Дону » _ » _________ 20 _ г. _________________________________________________________________________ (наименование органа местного самоуправления) _________________________________________________________________________ в лице, ________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество должностного лица, его должность) действующего на основании, _____________________________________________, (положение, устав, доверенность-указать нужное) именуемый далее Уполномоченным органом, и _______________________________ ________________________________________________________________________, (полное наименование организации или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя) в лице, ________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество гражданина или лица, действующего по доверенности от имени организации либо от имени гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя) действующего на основании, _____________________________________________, (документ, удостоверяющий личность, представительство, его реквизиты) именуемый далее Водопользователем, далее именуемые также сторонами, заключили настоящий Договор о нижеследующем. I. Предмет Договора 1. По настоящему Договору Уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а Водопользователь принимает в пользование__________________________________________________ (наименование водного объекта ____________________________________________________ (далее-водный объект или его части) Копия протокола аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. Реквизиты прилагаемого протокола аукциона _________________________. 2. Цель водопользования ___________________________________________. 3. Виды водопользования ____________________________________________ (совместное водопользование, обособленное водопользование) 4. Сведения о водном объекте: а) водный объект ___________________________________________________ (является источником для питьевого _________________________________________________________________________ и хозяйственно-бытового водоснабжения, имеет рыбохозяйственное, природоохранное и иное значение-указать нужное) б) место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта _____________________________________ (указываются местоположение и _________________________________________________________________________ географические координаты); в) гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водном объекте (соответствующие графические материалы прилагаются к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью) ____________________________ _________________________________________________________________________ г) зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, рыбоохранные зоны и др. (соответствующие графические материалы прилагаются к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью) _____________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ д) морфометрические характеристики водного объекта, в том числе в месте водопользования: площадь акватории водоема ______________ км2; объем водоема _______________________________________ км3; средняя/максимальная/минимальная глубина в месте водопользования _________/_________/_________ м; е) гидрологические характеристики водного объекта в месте водопользования или ближайшем к нему месте регулярного наблюдения (по данным государственного водного реестра и регулярных наблюдений): амплитуда колебаний уровня воды в водном объекте ________________ м; длительность неблагоприятных по водности периодов для осуществления водопользования _________________________________________; (количество дней, месяцев) ж) показатели качества воды в водном объекте в месте водопользования или в ближайшем к нему месте регулярного наблюдения по состоянию на _________________ (дата) 5. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (условия водопользования по соглашению сторон) II. Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом 6. Размер платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором составляет _________ (__________) рублей __________ (цифра) (прописью) копеек в год. Расчет размера платы за пользование водным объектом прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. Платежным периодом признается квартал. 7. При изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом может изменяться Уполномоченным органом не чаще 1 раза за платежный период с предварительным уведомлением об этом Водопользователя в ___________ срок. 8. Плата за пользование водным объектом вносится Водопользователем каждый платежный период не позднее 2 0-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на счет ____________________________________________________ (банковские реквизиты, коды бюджетной классификации) в соответствии с графиком внесения платы за пользование водным объектом, прилагаемым к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью. 9. Подтверждением исполнения Водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором является представление им в Уполномоченный орган копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом. 10. Перерасчет размера платы, установленной настоящим Договором за пользование водным объектом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления. 11. Изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом, предусмотренные соответственно пунктами 8 и 13 настоящего Договора, оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему Договору, являющихся его неотъемлемой частью. III. Права и обязанности сторон 12. Уполномоченный орган имеет право: а) на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения Водопользователем условий настоящего Договора; б) вносить предложения по пересмотру условий настоящего Договора в связи с изменением водохозяйственной обстановки; в) требовать от Водопользователя надлежащего исполнения возложенных на него обязательств по водопользованию. 13. Уполномоченный орган обязан: а) выполнять в полном объеме условия настоящего Договора; б) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Водопользователя об изменении номера счета для перечисления платы за пользование водными объектами, указанного в пункте 11 настоящего Договора. 14. Водопользователь имеет право: а) использовать водный объект на условиях, установленных настоящим Договором; б) вносить предложения по пересмотру условий настоящего Договора в связи с изменением целей и параметров водопользования; в) с согласия Уполномоченного органа передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другому лицу. 15. Водопользователь обязан: а) выполнять в полном объеме условия настоящего Договора; б) приступить к водопользованию в соответствии с настоящим Договором в срок _________________________________________________________________; (срок, в течение которого Водопользователь должен приступить к использованию водного объекта) в) вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной по согласованной в установленном порядке программе, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, _________________________________________________________________________ (пункт(ы), периодичность и перечень показателей наблюдений) _________________________________________________________________________ и передавать результаты наблюдений в ____________________________________ (наименование ________________________________________________________________________; уполномоченного органа) г) содержать в исправном состоянии расположенные на водном объекте гидротехнические и иные сооружения; д) вносить плату за пользование водными объектами в размере, на условиях и в сроки, которые установлены настоящим Договором; е) своевременно производить перерасчет платы за пользование водными объектами исходя из фактической платежной базы; ж) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; з) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; и) представлять в установленном порядке в Уполномоченный орган ежегодно отчеты об использовании и охране водных объектов по формам государственной статистической отчетности; к) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте; л) информировать уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте; м) представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год; н) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Уполномоченный орган об изменении своих реквизитов; о) обеспечивать Уполномоченному органу по их требованию доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование; п) не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; р) не нарушать прав других водопользователей, осуществляющих совместное с Водопользователем использование этого водного объекта; с) не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Договора уведомить Уполномоченный орган в письменной форме о желании заключить такой договор на новый срок. 16. Стороны имеют иные права и несут иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, помимо прав и обязанностей, указанных в пунктах 12 — 15 настоящего Договора. IV. Ответственность сторон 17. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. 18. За несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом с Водопользователя взыскивается пеня в размере __________________________ (размер _________________________________________________________________________ и порядок уплаты пени) 19. Стороны не несут ответственности за нарушение обязательств по настоящему Договору, вызванное действием обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, катастрофическое снижение водности водного объекта, аварийное загрязнение водного объекта и др.). V. Порядок изменения, расторжения и прекращения Договора 20. Все изменения настоящего Договора оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре. 21. Настоящий Договор может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон. 22. Настоящий Договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством, в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае неподписания Водопользователем дополнительных соглашений к настоящему Договору в соответствии с пунктом 14 настоящего Договора или нарушения сторонами других условий настоящего Договора. 23. Пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, неиспользовании водного объекта в срок, установленный настоящим Договором, а также прекращается в принудительном порядке Уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд. До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести Водопользователю предупреждение по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Требование об изменении или о расторжении настоящего Договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой сторон на предложение изменить или расторгнуть настоящий Договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или в ____________ срок, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. 24. При прекращении права пользования водным объектом Водопользователь обязан в срок, установленный дополнительным соглашением сторон (в срок, установленный Уполномоченным органом, либо в срок, установленный решением суда): а) прекратить использование водного объекта; б) осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта. VI. Срок действия Договора 25. Настоящий Договор признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. 26. Срок действия настоящего Договора устанавливается на ___________________________________лет,дата окончания действия настоящего (срок прописью) Договора » _ » __________ 20 __ г. 27. Окончание срока действия настоящего Договора влечет прекращение обязательств сторон по настоящему Договору. VII. Рассмотрение и урегулирование споров 28. Споры между сторонами, возникающие по настоящему Договору, если они не урегулированы сторонами путем переговоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. VIII. Особые условия Договора 29. Договор передачи Водопользователем своих прав и обязанностей по настоящему Договору другому лицу подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре. 30. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по 1 экземпляру для каждой из сторон. IX. Адреса, подписи сторон и иные реквизиты Уполномоченный орган: Водопользователь: ________________________________ ________________________________ (полное наименование органа) (полное наименование — ИНН ____________________________ для организации или ОГРН ___________________________ ________________________________ фамилия, имя, отчество — для индивидуального ОКАТО __________________________ ________________________________ предпринимателя либо физического Адрес: _________________________ лица — указать нужное) ИНН ____________________________ ОГРН ___________________________ ОКАТО __________________________ Адрес: _________________________

Уведомление предприятиям водопользователям по вопросу расторжения договора водопользования в связи с изменениями Водного кодекса Российской Федерации

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) сообщает, что в связи с изменениями Водного кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 26 июля 2017 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 208-ФЗ), Водный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 51.2, согласно которой использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование.

Таким образом, с 6 августа 2017 года заключение договоров водопользования для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов не требуется.

Законом № 208-ФЗ не предусмотрено положений о распространении его действия на ранее возникшие правоотношения и, соответственно, не влечет за собой невозможность исполнения существующих обязательств по ранее заключенным договорам водопользования. Соответственно договоры водопользования, заключенные до вступления в силу Закона № 208-ФЗ, являются действующими.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса и пункта 26 формы примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», расторжение договора до истечения срока его действия возможно по соглашению сторон.

Все изменения договора водопользования оформляются сторонами дополнительными соглашениями, и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре.

До даты окончания действия договора водопользования или до даты регистрации дополнительного соглашения о расторжении договора водопользования водопользователь обязан выполнять условия договора водопользования в полном объеме, а именно вести регулярное наблюдение за водным объектом и его водоохранной зоной, своевременно вносить плату за пользование водным объектом, представлять в Департамент отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, выполнение условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий.

В случае изъявления желания расторгнуть договор водопользования для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, водопользователю необходимо обратиться в адрес Департамента: 628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 2, каб. 201 или каб. 819 с заявлением о расторжении договора водопользования по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 марта 2012 года №57 «Об утверждении административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в Федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования».

К заявлению необходимо приложить копию платежного поручения, отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом на момент регистрации дополнительного соглашения о расторжении договора водопользования (текущий квартал) и подписанные со стороны водопользователя акт сверки за 2017 год и соглашение о расторжении договора водопользования в 2-х экземплярах.

Образец дополнительного соглашения о расторжении, форма заявления и банковские реквизиты для внесения платы за пользования водным объектом размещены на официальном сайте Департамента по адресу www.depprirod.admhmao.ru в разделе «Деятельность» — «Регулирование водопользования» — «Регулирование использования поверхностных вод» — «Предоставление прав пользования водным объектом» — «Договора водопользования» — «Расторжение договора водопользования».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *