Договор ТКО

  • автор:

Волгоградская область — субъект Российской Федерации, Южный Федеральный округ

Площадь — 112,9 тыс. кв. км.

Население: 2 521 276 (на 01.01.2018)

Административный центр области — город-герой Волгоград

Административно-территориальное устройство включает: 6 городов областного подчинения, 32 района

Содержание

Региональный оператор по обращению с ТКО

Согласно Территориальной схеме Волгоградской области, в регионе формируется новая система обращения с ТКО, без деления на территориальные зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор по обращению с ТКО на территории Волгоградской области: ООО «Управление отходами — Волгоград» Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО – 6 августа 2018 года В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входит вся территория Волгоградской области – муниципальные районы Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский и города областного значения Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово. Статус регионального оператора присваивается сроком на 10 лет.

Основание для заключения договора с ООО «Управление отходами – Волгоград»

По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области 6 августа 2018 года между ООО «Управление отходами-Волгоград» и Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.

Чтобы заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, перейдите в раздел ПОТРЕБИТЕЛЯМ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Нормативные правовые документы и материалы

1. Конкурсные процедуры по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

  • Протоколы № 1-3
  • Конкурсная документация

2. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

    Уставные документы

    • Карта партнера ООО «Управление отходами — Волгоград»
    • Устав ООО «Управление отходами — Волгоград»

    Запрос о предоставлении ценовой информации по транспортированию твердых коммунальных отходов в Центральной зоне обслуживания Волгоградской области

    • Описание услуги и границы территории в пределах зоны деятельности
    • Сведения о количестве (объёме) ТКО
    • Сведения о местах накопления ТКО
    • Письмо №4547

    Публичная оферта

    По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области 6 августа 2018 года между ООО «Управление отходами-Волгоград» и Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.

    Ключевые вопросы:

    Отношения собственности на отходы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

    Отношения собственности на отходы согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

    Договорные отношения с поставщиками и подрядчиками в области обращения с отходами

    Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

    Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

    Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:

    Извлечение
    из Федерального закона № 89-ФЗ
    (в ред. от 25.11.2013, утратила силу)

    Статья 4. Отходы как объект права собственности
    1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
    2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
    3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
    4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

    Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

    С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:

    Извлечение
    из Федерального закона № 89-ФЗ

    Статья 4. Отходы как объект права собственности
    (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)
    Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

    Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности), было отменено.

    В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.

    КСТАТИ

    В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

    В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

    В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

    В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

    Большую значимость отношения собственности имеют применительно к отходам (лому) черных и цветных металлов.

    Так, согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы, что в первую очередь определяет необходимость установления условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.
    Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

    Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов относятся к лицензируемым видам деятельности.

    Отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т.ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды).

    Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (в т.ч. при обращении с отходами), возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

    На основании п. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Именно поэтому установление условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения имеет существенное значение в отношении всех отходов.

    ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие:

    • отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении;
    • определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам (прежде всего договорам подряда и возмездного оказания услуг).

    Следует отметить, что не все отношения в области обращения с отходами прямо урегулированы гражданским законодательством — в этих случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ст. 6 ГК РФ).

    В частности, прямо не урегулированы гражданским законодательством основания возникновения права собственности на отходы (как на вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению) в момент их образования. Поэтому в данном случае применяются нормы гражданского права, регулирующие сходные отношения.

    Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы:

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 220. Переработка
    1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

    При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

    Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ):

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 218. Основания приобретения права собственности

    2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

    Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи). Но возможны и другие сделки об отчуждении этого имущества (прежде всего в случаях его неликвидности, т.е. когда имущество не имеет реальной рыночной стоимости) с включением положений о передаче права собственности в различные гражданские договоры других видов. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности).

    В статье 226 ГК РФ установлены нормы, регулирующие обращение в собственность брошенных движимых вещей, в т.ч. брошенных на земельном участке отходов различных видов, в отношении которых собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) имеет право (а фактически обязан — в контексте норм ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации по охране земель от загрязнения и захламления) совершить действия, свидетельствующие об обращении их в свою собственность:

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
    1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
    2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
    Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

    Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 отсутствует и в Федеральном законе № 89-ФЗ.

    Вместе с тем вытекающее из Гражданского кодекса и Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ) отсутствие ограничений оборотоспособности отходов несколько осложняется тем, что в приказах Минприроды России, принятых или разработанных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, сохраняется требование о включении в природоохранную документацию сведений о наличии лицензий на деятельность по обращению с отходами у лиц, которым передаются отходы.

    Например, в сносках к приложениям 11 и 18 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, предусмотрено, что при передаче (предлагаемой ежегодной передаче) отходов I–IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения в таблицах «Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____» технического отчета по обращению с отходами указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV класса опасности.
    Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014), в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3) указываются дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности и наименование органа, выдавшего эту лицензию.
    На основании пп. 11 и 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны:
    •указать в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность) дату выдачи и номер документа, подтверждающего наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым в отчетном периоде были переданы отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности (далее — лицензия) (при передаче отходов I–IV класса опасности);
    •в приложения к отчетности включить копии документов, подтверждающих наличие лицензии и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I–IV класса опасности.

    Принимая во внимание верховенство федеральных законов (ст. 4 Конституции Российской Федерации), указанные выше нормативные правовые акты должны применяться только в части, не противоречащей федеральным законам, или могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

    ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

    Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

    Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.

    Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:

    Извлечение
    из ГК РФ

    Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ
    1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
    Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
    2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

    Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.

    Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
    •в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
    •своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
    •за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.

    В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).

    Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).

    Например, в обязанности подрядчика (поставщика услуг) при выполнении работ на территории предприятия или в зоне его ответственности могут быть включены следующие обязанности:
    •строго соблюдать установленный порядок обращения с отходами, Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
    •осуществлять уборку территории в месте выполнения работ или оказания услуг, ежедневно удалять отходы из мест их образования в места накопления, установленные на Карте-схеме мест накопления отходов на территории предприятия и предоставленные предприятием подрядчику для использования в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
    •обеспечивать обращение с горючими отходами в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 06.03.2015);
    •своевременно (с соблюдением установленных периодичности или срока) осуществлять погрузку-выгрузку, транспортирование и передачу отходов для утилизации, обработки, обезвреживания или — в пределах установленных для предприятия лимитов — размещения отходов на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО;
    •осуществлять погрузку-выгрузку, вывоз и передачу собственных отходов, образующихся в процессе выполнения работ на территории предприятия из материалов и оборудования, принадлежащих поставщику (подрядчику);
    •незамедлительно информировать ответственного исполнителя договора об изменении условий образования отходов, увеличении их количества или образовании видов отходов, не предусмотренных в ПНООЛР подразделения предприятия.

    Особое значение имеют договоры возмездного оказания услуг в отношении сбора, транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и размещения отходов с фактическим или потенциально возможным загрязнением земель (в т.ч. лесного фонда) или водных объектов. Применительно к таким договорам наиболее перспективным является передача подрядчику (поставщику услуг) права собственности (если это возможно) на отходы, поскольку после удаления отходов со своей территории предприятие практически утрачивает контроль за соблюдением требований в области обращения с этими отходами, но не утрачивает, оставаясь собственником отходов, ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с ними.

    В случае невозможности передачи права собственности на отходы подрядчику (например, по причине его возможного отказа принимать право собственности при отсутствии альтернатив приобретения аналогичных услуг у других подрядчиков или полного отсутствия таких подрядчиков в конкретном регионе) чрезвычайно важно установление ответственности подрядчика (поставщика услуг) по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушением требований в области обращения с отходами по вине подрядчика, предъявляемым органами надзора (в т.ч. прокурорского) предприятию-заказчику услуг, являющемуся собственником отходов. Формально такие иски могут быть обжалованы в суде и в отсутствие соответствующих положений в договоре, но спорные вопросы решаются более успешно, если изначально права и обязанности сторон (в т.ч. в отношении условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с отходами) установлены в договоре.

    Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

    Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.:

    Выделено автором.

    Подробнее см. http://rpn.gov.ru/node/853 и http://clevereco.ru/groro (прим. редакции).

    Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ).

    В том числе транспортировки лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления.

    В том числе транспортировки лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления.

    Обратите внимание: п. 23 указанных Правил, согласно которому заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией только с собственником лома и отходов цветных металлов, признан недействительным и не порождающим правовых последствий решением Верховного Суда РФ от 18.10.2001 № ГКПИ 2001-1207, 1238, 1262.

    Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, понятие «заготовка» относится только к приобретенному на возмездной или безвозмездной основе металлолому. Обратите внимание, что к приобретенному на безвозмездной основе металлолому, вероятно, можно отнести и лом, оставшийся у подрядчика при замене труб, право собственности на который принадлежит собственнику труб, а не подрядной организации, производившей их замену. В связи с этим следует тщательно следить за тем, чтобы у предприятия (организации) не было приобретенного («чужого») металлолома при отсутствии соответствующей лицензии.

    Согласно определению понятия «отходы» из ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ.

    Применительно к лому и отходам черных и цветных металлов, которые на большинстве предприятий (за исключением металлургического и литейного производств) образуются из использованного и списанного оборудования (изделий, конструкций), основными документами, подтверждающими право собственности на указанные лом и отходы в момент их образования, являются бухгалтерские документы о списании такого оборудования.

    К отношениям собственности на отходы применима также ст. 536 ГК РФ, согласно ч. 3 которой договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, однако эта статья не имеет существенного отношения к охране окружающей среды.

    На основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ в настоящее время лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV класса опасности.

    В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ (в ред. от 29.06.2015):

    •лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

    •юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (прим. редакции).

    То же.

    То же.

    Например, разработанную и утвержденную руководителем предприятия Инструкцию по обращению с отходами.

    Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

    ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО

    Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

    Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

    Для справки! Под обращением ТКО понимается их вывоз, переработка, утилизация. Постановлением Правительства (ПП) №1156 о договоре с региональным оператором введены соответствующие правила.

    Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте. Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:

  1. С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:

  1. Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
  2. Направить письменную заявку на заключение соглашения.

Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие документы;
  3. Технический паспорт недвижимости;
  4. Справку о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:

  1. Управляющая компания (УК);
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  3. Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:

  1. Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН. В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:

  1. Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
  3. Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Что должно содержать соглашение?

Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.

Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
  3. На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (ст.8.2 КоАП РФ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Региональный оператор по вывозу мусора занимает одно из центральных мест в «мусорной» реформе. Ее конечная цель – усовершенствовать сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, преследуется и другая цель – предотвратить попадание в окружающую среду опасных веществ.

Проблемы сбора и накопления ТКО

Вопрос о совершенствовании системы сбора, а также разделении накопления ТКО назрел давно.

Экологи не только в России, но и за рубежом обращают внимание на необходимость таких действий во избежание катастрофы. Как пример, демонстрируют бедные африканские страны (Сьерра-Лионе), в которых отсутствие грамотной утилизации обычных батареек привело к резкому росту типичных и серьезных заболеваний.

Как выяснилось, не только элементы питания, но и бытовая техника, синтетическая одежда и другие ТКО – это источник попадания в почву, воду и воздух большого количества веществ, опасных для здоровья человека, а также животного и растительного мира.

Но убедить население, чтобы такие отходы утилизировались грамотно, тяжело. Более того, нет инфраструктуры, которая облегчала бы процедуру раздельного накопления ТКО. Это не стимулирует массы. А небольшое количество энтузиастов, готовых тратить время и средства для утилизации неработающей бытовой техники или вышедших из строя элементов питания, не решает проблему.

Для справки! Статистика, собранная Росприроднадзором, указывает, что до 2018 года в стране накоплено около 40 млрд т отходов! А в 2018 году их было утилизировано и переработано всего 2,5 млрд т. Остальные продолжают разрушительный процесс.

Выход – постепенный переход на раздельное накопление ТКО. Это достигается следующими мероприятиями:

  1. Выдача необходимых нормативно-правовых актов, отработка механизмов их соблюдения;
  2. Налаживание современного перерабатывающего производства;
  3. Популяризация, приучение и принуждение населения к раздельному накоплению мусора.

Необходимо не только организовать (построить, закупить оборудование, запустить в работу) предприятия переработки вторичного сырья, наладить его сбор. Неотъемлемая часть решения проблемы – сознательность самих граждан. Но поскольку ожидать массового энтузиазма не приходится, требуются принудительные меры через административную и материальную ответственность.

Зачем нужен региональный оператор по обращению с отходами?

Работа регионального оператора в теории направлена на решение всех проблем в сфере обращения с ТКО.
Как это будет работать в действительности, мы все скоро узнаем =)

Региональный оператор по обращению с ТКО в этой схеме отвечает за организацию сбора и вывоза мусора от населения. На такие фирмы ложиться обязанность перегружать, сортировать и перерабатывать отходы, заниматься их утилизацией.

На такие организации, которые являются ключевыми звеньями во всей схеме, ложится ответственность за весь цикл существования ТКО. При этом захоронение, утилизация и другие операции с мусором должны проводиться легальными способами. Для этого выделяются и оборудуются специальные места.

Для справки! Ежегодно в России скапливается около 60 млн т ТКО. Из них только 22-24 млн т – это органические отходы.

Наличие 5,5 тысяч объектов, на которых размещаются отходы, позволяет разместить до 2 млрд т отходов. На первый взгляд, вполне хватает для ТКО. Однако проблемы в следующем:

  1. Кроме мусора от населения нужно собирать и утилизировать отходы производственного сектора;
  2. Стоимость сбора и вывоза мусора не позволяет организациям по причине нерентабельности заниматься распределением ТКО;
  3. Наличием на рынке подобных услуг большого количества разрозненных игроков, демпинга с их стороны, отсутствием грамотной переработки и утилизации.

Население не сильно переживает, как и куда вывозиться их мусор. Даже наличие разных баков для ТКО и органики не означает, что они не повезутся в одно место, на единый полигон ТКО. Поэтому и было решено на законодательном уровне изменить правила игры на рынке таких услуг.

Региональные операторы – это субъекты хозяйственной деятельности. У них может быть разная организационно-правовая форма. На вопрос о том, кому подчиняется региональный оператор по вывозу мусора, можно ответить, что учредителям и руководству предприятия. А вот контроль над их деятельностью осуществляют разные государственные органы, куда можно подавать жалобы. Подробнее об этом, ниже.

Изменения закона с 1 января 2019 года

Закон о региональном операторе по вывозу мусора был принят еще в 1998 году. Реформа, о которой заговорили последние несколько лет, отобразились на этом нормативном-правовом акте. В частности, в него внесены изменения 31.12.2017 и 25.12.2018.

Для справки! Полное название ФЗ о региональном операторе по вывозу ТКО – Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Изменения коснулись следующих сфер:

  1. Распределение рынка сбора, переработки и утилизации мусора – вместо множества мелких компаний выбор в пользу крупного регионального оператора по обращению с отходами;
  2. Назначение или выбор оператора проводится через организацию и проведение конкурса;
  3. Установление тарифов, которые делают рентабельным грамотное обращение с отходами;

В результате, в платежках плата за мусор включается в оплату коммунальных услуг вместо общедомовых. Ее размер повышается до 110-140 р. из расчета на одного жильца. Уже в середине января 2019 года свыше 80% регионов внедрили новые правила по вывозу мусора. Остальные сделают это до 2020 года. Это не касается Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым на переходной период отводится 3 года.

Какой мусор вывозит региональный оператор?

Региональный оператор обязан вывозить только твердые коммунальные отходы (ТКО).

Под ТКО понимаются те отходы, которые поступают от жильцов многоквартирных и частных домов. Кроме остатков пищи сюда включаются упаковки и тара от продуктов питания, пакеты, бытовая техника, старая и поломанная мебель. К ТКО относят такие же отходы, которые образуются в ходе деятельности субъектов хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Не являются ТКО, которые формально можно к ним отнести, но они способны:

  1. Нанести вред здоровью и жизни людей;
  2. Сделать неработоспособной технику по приему мусора.

Поэтому батарейки, отходы с высокой температурой, устройства с содержанием ртути и других опасных веществ к ТКО не относятся, региональным оператором не принимаются. Это касается также снега и льда – их вывозом владелец или пользователь помещений и территории занимается самостоятельно или отдельно.

Региональный оператор вывозит собранный мусор в места, которые отмечены на соответствующей территориальной схеме. На ней отмечены данные о населении, его численности, учитываемые и прогнозируемые объемы отходов, схемы и маршруты вывоза ТКО из городов и других населенных пунктов. Кроме того, такие схемы содержат данные о лицензированных полигонах, станциях перегрузки мусора, его сортировки. Намечены на них и планируемые к постройке производства по переработке ТКО.

Классификация отходов

В контексте вышесказанного необходимо учитывать, что региональный оператор по вывозу мусора не работает с опасными веществами. Законодатель все отходы классифицировал на 5 категорий, а именно:

1 класс — чрезвычайно опасные

В него собраны наиболее опасные для людей и окружающей среды вещества, включая ртуть.

2 класс — высокоопасные

Отходы нефтяной промышленности, включая предметы с содержанием кислоты (аккумуляторные батареи и другие).

3 класс — умеренно опасные

Масла и краски, фильтры и другие отработанные изделия, которые пропитаны химическими соединениями, включая лакокрасочные стройматериалы.

4 класс — малоопасные

Остатки бумажной продукции и стройматериалов, другие предметы с небольшим содержанием нефтепродуктов, включая автомобильную резину, щебень, известь и т.п.

5 класс — практически неопасные

Все отходы, которые не наносят вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью человека.

Для справки! Чтобы собирать, хранить, перевозить и обрабатывать отходы первых четырех классов, требуется специальная лицензия.

Региональный оператор как раз занимается сбором, перевозкой, переработкой и утилизацией 5 класса отходов. Это не только пищевые отходы, мусор после уборки помещений и территории, но и остатки черных металлов, затвердевший цемент, зола после сжигания дерева и соломы, фасовочный картон, бумага без полиграфии и т.п. При наличии дополнительных возможностей, оформленной лицензии он может заниматься сбором, переработкой и утилизацией других, более опасных отходов.

Организация работы с региональным оператором

Чтобы наладить сбор и вывоз ТКО с многоквартирных или частных домов, необходимо подписать договор на вывоз мусора с региональным оператором. Аналогично должны поступать субъекты хозяйственной деятельности.

Для собственников квартир процедура упрощается тем, что такое соглашение заключается с оператором:

  1. Управляющей компанией (УК);
  2. Товариществом собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищным кооперативом (ЖК).

То есть, от имени владельцев квартир переговоры ведет и подписывает документы ответственное лицо одной из указанных организаций, которая обслуживает многоэтажный дом.

А вот жители частного сектора вынуждены индивидуально обращаться и заключать подобные соглашения.

Важно знать! Подписание договора на вывоз мусора с региональным оператором – это не право, а обязанность владельцев жилой и коммерческой недвижимости.

Указанная обязанность закреплена законодательно не только Законом об отходах производства и потребления. Соответствующие нормы предусмотрены Жилищным Кодексом, а также актами Правительства РФ (постановления №354, №1156).

А если соглашение уже есть, но не с регоператором?

Его следует расторгнуть. Но есть исключения.

Ранее заключенные соглашения с фирмами, которые занимаются вывозом ТКО, стали недействительны с 01.01.2019. То есть, местные компании выводятся с рынка этих услуг. Если собственники жилья или руководители субъектов хозяйственной деятельности продолжают с ними сотрудничество, они рискуют дважды оплатить вывоз мусора.

По закону (№458-ФЗ от 29.12.2014), услуга оплачивается только региональному оператору. Однако это справедливо при наличии соответствующего соглашения, которое оператор заключает с исполкомом субъекта РФ. Обе стороны обязали это сделать до 01.01.2019 и как указано выше, это реализовано на 80%. Для остальных субъектов действуют переходной период в 1 год, а в исключительных случаях – 3 года.

Для справки! Перечень региональных операторов по обращению с отходами можно уточнить на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации или у нас на сайте — https://vyvoz.org/blog/regionalnye-operatory/perechen-regionalnyh-operatorov.

Если с территории начался вывоз ТКО, организованный региональным оператором, на граждан и организации, которые здесь находятся, ложиться обязанность оплачивать его услуги. Тот факт, что они перечислили деньги местной фирме, которая занималась сбором и вывозом мусора, не снимает эту обязанность. Но есть и исключение.

Граждане и предприятия могут и дальше сотрудничать с организацией, не являющейся региональным оператором. Необходимое условие – она является муниципальным предприятием, у которой спецтехника оснащена в соответствии с предъявляемыми Законодателем требованиями, а также подключена к ГЛОНАСС. К ним обращаются и в том случае, если региональный оператор не определен.

Чего нужно опасаться?

Организацию, указанную в квитанции, необходимо проверять на наличие лицензии по обращению с отходами.

Как и в остальных сферах, которые связаны с деньгами, вывоз мусора не исключает мошенников. Выгодные предложения от сомнительных организаций (или их представителей) рекомендуется проверять на законность их деятельности.

Во-первых, она обязательно лицензируется (ч.1 ст.12 №99-ФЗ). Рассматривать такие предложения нужно с проверки наличия лицензии. По Закону о защите прав потребителей последние имеют право требовать это документ, проверять его действительность, уточнять орган, который выдал разрешение.

Во-вторых, за последствия недобросовестного вывоза и утилизации мусора нести материальную ответственность придется, в том числе, и владельцу квартиры, дома, руководству субъекта хозяйственной деятельности.

На практике это означает, что если мусор был вывезен в соседний двор, об этом стало известно, собственники дома будут не только оштрафованы. Их заставят оплатить сбор и вывоз этих ТКО. А тарифы на разовые услуги у операторов выше.

Если не заключил договор с региональным оператором?

Теоретически собственники квартир или домов могут заявить, что они не нуждаются в услугах регионального оператора, договор с ним заключать не будут. Если нет соответствующего соглашения с муниципальным предприятием, тогда может возникнуть вопрос о том, куда исчезает мусор этих хозяйств.

Этот вопрос может поставить сам региональный оператор, подав иск в суд с требованием взыскать плату за фактически оказанные услуги. Суд обратит внимание ответчика на следующее:

  1. Он обязан организовать вывоз ТКО по закону (ч.5 ст.30 ЖК РФ);
  2. По нормам накопления ТБО один человек образует 200-280 кг отходов в год;
  3. Планируется ужесточение ответственности за отсутствие организованного вывоза мусора.

Ситуация усложнится, если оператор сможет доказать (есть факты), что ответчик выбрасывал отходы в соседний двор или по его вине образовалась несанкционированная свалка. Кроме штрафа и других выплат, направленных на оплату по устранению таких свалок, ответчика обяжут оплатить услуги компании за прошедший период.

Апеллирование к тому, что создано безотходное производство, требует неопровержимых доказательств. Как правило, на практике такое хозяйство является мифом. Рекомендуется просмотреть список региональных операторов по обращению с ТКО и выбрать подходящую организацию.

Тем, кто вывозит ТКО самостоятельно на свалку

Ответчик может заявить в суде, что вывозит мусор на полигон самостоятельно. Такое может быть, но есть несколько особенностей:

  1. Это нерентабельно, затраты по времени и на бензин, чистку салона автомобиля существенно выше по сравнению с услугами регионального оператора;
  2. На такую деятельность, как указано выше, нужна лицензия.

Ответчику поставят вопросы о том, куда именно попадают продукты отходов его жизнедеятельности. Велика вероятность, что он пользуется стихийными несанкционированными свалками. А это создает риск для окружающей среды, жизни и здоровья граждан. В результате судья, руководствуясь законами и собственными убеждениями, наконец, думая о здоровье не только своих родных и близких, но и всего общества, удовлетворит иск.

Оплата региональному оператору за обращение с отходами

Изменение стоимости связано не только с тем, что услуга переходит из жилищной категории в коммунальную.
Меняется и порядок расчета.

До внесения поправок в закон за основу брался метраж квартиры, дома. Теперь учитывается количество проживающих лиц и установленные нормативы по среднему количеству отходов с одного человека.

Для справки! Данные нормативы необходимо уточнять в регионе проживания на официальных сайтах министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации.

Тариф может меняться и в самом субъекте. Региональному оператору по вывозу мусора предоставляется возможность устанавливать рентабельную стоимость. Но она ограничивается максимальным значением, превышать которое недопустимо.

Предельные тарифы региональных операторов по обращению с отходами устанавливаются тарифной комиссией субъекта федерации. Как указано выше, цена на вывоз ТКО колеблется от 110 до 140 р. на одного жильца. Если в семье трое членов семьи, им придется ежемесячно оплачивать за эту услугу 330-420 р.

Платежка при этом меняет форму записи. В разделе коммунальных услуг появляется дополнительная строка об обращении с отходами. Но в строке содержания жилого помещения эти услуги исключаются, стоимость в ней должна быть ниже на эту величину.

Обязанность информировать об указанных изменениях в десятидневный срок лежит на ЖК, ТСЖ, УК. Срок исчисляется с даты начала работы регионального оператора. Отдельного собрания и решения собственников многоквартирного дома не требуется. Но они имеют право потребовать письменное обоснование и подтверждение установленной стоимости.

Если она завышена, ее можно опротестовать в судебном или претензионном порядке. Жалоба на регионального оператора по вывозу мусора подается и в контролирующие органы: Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие.

Кроме того, контроль деятельности регионального оператора осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации, прокуратура и полиция.

Допускается ли перерасчет стоимости?

Если собственник не проживает в квартире, то можно подать заявление на перерасчет стоимости вывоза мусора.

Не только завышение цены на услуги является основанием для жалобы с требованием о перерасчете стоимости. Другой случай – не проживание собственника в квартире или доме, приостановление или прекращение деятельности субъекта хозяйственной деятельности.

Основание для перерасчета стоимости – заявление региональному оператору. В нем необходимо изложить причину обращения, обосновать ее, ссылаясь на подтверждающие документы, потребовать уменьшить цену на услуги, пересчитать ее за прошедший период.

В качестве подтверждающих документов со стороны физического лица, являющегося собственником жилья, предоставляются:

  1. Договор об обучении в учебном заведении на стационаре;
  2. Справка о лечение в медицинском или санаторно-курортном учреждении;
  3. Оплаченные квитанции за проживание в гостинице;
  4. Командировочные удостоверения, проездные документы;
  5. Подтверждение о временной или постоянной регистрации в другом регионе;
  6. Письменное подтверждение из охранной организации о приеме под сохранение жилого помещения на период отсутствия владельца;
  7. Письменные подтверждения российского консульства, выданные в стране пребывания туриста;
  8. Выписка, справка из садового товарищества о нахождении на его территории в определенный период.

Перечень указанных документов не исчерпывающий. Основной принцип – они подтверждают, что владелец жилья какое-то время (должен точно указываться период) находился не по месту постоянной прописки. Юридические лица предоставляют выписки из ЕГРЮЛ о приостановлении или прекращении деятельности, локальные акты об увольнении персонала.

Льготы на услуги регионального оператора

При переходе на новую систему старые льготы сохраняются.

Несмотря на изменения, стремление сделать эту услугу более рентабельной, льготы на вывоз мусора сохраняются. Причина – это такая же коммунальная услуга, как и другие, на которые правительством выдаются субсидии.

Для справки! Льготы предоставляются при отсутствии задолженности по коммунальным услугам и при наличии оформленного соглашения с региональным оператором.

В частности, на льготы могут рассчитывать семьи, у которых ежемесячная плата по коммунальным счетам превышает 22% их совокупной заработной платы. Чтобы оформить субсидию, нужно обратиться в орган социальной защиты по месту проживания с соответствующим заявлением. К нему нужно приложить:

  1. Документы, удостоверяющие личность членов семьи;
  2. Справку о ее составе;
  3. Справки с места работы каждого взрослого жильца, в том числе и о размере заработной платы.

При удовлетворении обращения соцслужба назначает размер субсидии. Она автоматически отображается в платежных документах, начиная со следующего платежного периода.

Обязан ли арендатор помещения платить за вывоз мусора?

Еще один интересный случай, который вызывает споры между коммунальщиками и собственниками квартир, когда жилое помещение отдается в аренду под коммерческие цели – магазин, салон, парикмахерская, фитнес-зал. И владелец считает, что после подписания договора на аренду, все проблемы, включая с ТКО и региональным оператором, ложатся на арендатора.

Такое поведение и отношение может повлечь нежелательные последствия, в том числе и финансовые потери, о которых указывалось выше. Пытаться переложить ответственность за вывоз мусора на арендатора – неправильная тактика. Соглашение с региональным оператором обязан заключать именно собственник. Об этом указано в Постановлении Правительства №356 (п.148). А порядок компенсации расходов по вывозу мусора владельца дополнительно устанавливается договором аренды.

Как «мусорная реформа» коснется дачников?

Не только владельцы многоквартирных и частных домов обязаны организовать вывоз ТКО. Это касается и участников садоводческих товариществ, других организаций и объединений, в результате деятельности которых производятся отходы.

Особенность дачных участков в том, что граждане там не проживают круглый год. А значит, договор с региональным оператором заключается:

  1. На сезон – с апреля по сентябрь;
  2. На вывоз фиксированного объема.

Дачники, ответственные лица их объединений могут определять период и объемы самостоятельно. Принятое решение они должны согласовать с оператором. При необходимости, условия корректируются и заключается договор.

Должен ли региональный оператор вывозить биологические отходы?

Региональный оператор не обязан вывозить отходы животного и растительного происхождения.

В отличие от дачников, в деревнях и поселках городского типа люди живут постоянно. Особенность в том, что у жителей этой местности образуется большое количество отходов животного и растительного происхождения. Они пытаются их утилизировать в качестве ТКО, но рискуют получить отказ регионального оператора.

Причина в том, что биологические отходы не относятся к ТКО. А это значит, что организация не обязана их принимать для вывоза, переработки и утилизации. Но это не означает, что она не может этого сделать при наличии соответствующего производственного потенциала – транспорт, места скопления и утилизации.

Для решения этой проблемы стороны должны дополнительно обсудить условия вывоза биологического мусора. Заключается отдельный договор, определяется стоимость услуг, которая может быть выше, чем за традиционный мусор. Если стороны не приходят к соглашению, можно остановить выбор регионального оператора по обращению с отходами на другой организации.

Периодичность вывоза ТКО региональным оператором

Периодичность вывоза мусора строго регламентирована законодательством России.

Региональный оператор забирает мусор не персонально у каждого жильца многоквартирного дома. Для этого создаются, оборудуются контейнерные площадки. Но за них несут ответственность собственники территории. Как правило, это жильцы дома.

Непосредственно они не занимаются этим вопросом, перекладывают его на управляющую компанию. Ее ответственные лица и работники занимаются тем, чтобы контейнерные площадки содержались в надлежащем состоянии. Если территория находится в муниципальной собственности – ответственность несут ответственные лица администрации населенного пункта или района.

Для справки! Контейнерные площадки включаются в реестр, который ведется муниципалитетом. Он составляет и схемы их размещения.

Условия, которым должны отвечать площадки под контейнеры, определены Постановлением Правительства №354. За нарушение следует административная и материальная ответственность.

Указанным актом устанавливается периодичность вывоза мусора. Она зависит от температуры воздуха, а именно:

  1. До +5oC – не реже одного раза в трое суток;
  2. Свыше +5oC – ежедневно.

Допустимы и отклонения от этих норм. Например, превышение на трое суток – не более одного раза в месяц при условии, что это суммарный объем. Возможное единовременное отклонение на двое суток в холодную пору (до +5oC) или на сутки при высокой температуре воздуха (свыше +5oC).

Ликвидация несанкционированных свалок

Согласно изменениям в законодательстве регоператоры должны заниматься уборкой несанкционированных свалок.

На региональном операторе лежит обязанность по устранению стихийных свалок ТКО. Но правила предусматривают следующий порядок действий:

  1. При обнаружении свалок, на которых объем мусора превышает 1 м3, в течение рабочей недели оператор уведомляет органы власти, включая экологическую службу (надзор);
  2. В этот же срок направляется письмо собственнику с требованием устранить мусор в течение месяца.

Одновременно владельцу земли направляется и проект соглашения, в соответствии с которым оператор готов самостоятельно убрать свалку. У собственника есть два варианта – убрать мусор своими силами или заключить рекомендуемое соглашение.

Недобросовестный владелец может пойти третьим путем – отказаться выполнять требования и не заключать договор. В этом случае региональный оператор устраняет свалку самостоятельно. Понесенные затраты взыскиваются с владельца участка в судебном порядке. На нарушителя дополнительно накладывается штраф в размер от 1-2 т.р. – для физических лиц, до 100-250 т.р. – для организаций. Индивидуальные предприниматели могут штрафоваться на 50 т.р., а должностные лица на 10-30 т.р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *