Договор по вывозу ТБО

  • автор:

Прокуратура разъясняет: Кто обязан заключить договор на вывоз коммунальных отходов

Согласно новому проекту приказа о нормативах накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), для городских округов будет применяться показатель на 1 кв. м общей площади жилого помещения, а не исходя из количества проживающих.

С учетом календарной разбивки тарифы выглядят следующим образом:
с 1 января 2019 года — 598,16 руб./куб. м с НДС;
с 1 июля 2019 года — 619,32 руб./куб. м с НДС.

Среднегодовой тариф составит 608,74 руб./куб. м с НДС, что ниже конкурсной заявки регионального оператора, согласно которой тариф составлял 655,59 руб./куб. м с НДС.

На официальном портале министерства энергетики и ЖКХ Самарской области 18 декабря опубликован новый проект приказа «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения».

Он касается Жигулевска, Кинеля, Новокуйбышевска, Октябрьска, Отрадного, Похвистнево, Самары, Сызрани, Тольятти и Чапаевска.

В этих городах планируется применять нормативы накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения.

В 27 муниципальных районах и Нефтегорске, не вошедших в перечень, будут действовать нормативы накопления ТКО, установленные приказом ведомства от 19.12.2016 №804.
В этом случае формула расчета формируется по количеству проживающих: количество граждан, проживающих в помещении × региональный тариф × норматив накопления ТКО/12.

Изменения также не распространяются на юридических лиц. Эту схему начислений по нормативам планируется вынести на рассмотрение областной комиссии по противодействию коррупции при министерстве имущественных отношений.
Окончательное решение примет правительство Самарской области.

Напомним, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Самарской области в конце октября 2018 г. по итогам конкурса было выбрано ООО «ЭкоСтройРесурс». Статус присвоен компании на 9 лет.

В задачи ЭкоСтройРесурса войдет заключение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению мусора по тарифам, установленным для них.
Сейчас единый регоператор проводит конкурсы для определения компаний-перевозчиков.

Как правильно платить за мусор: разъяснения Минприроды

Хотя с проведения «мусорной» реформы прошло уже достаточно времени, у граждан по-прежнему остается немало вопросов касательно темы вывоза ТКО. Это вынудило Минприроды официально прояснить самые актуальные вопросы и дать подробные комментарии на своем сайте. Разъяснения министерства по самым животрепещущим вопросам, касающимся вывоза мусора, узнайте в нашей статье.

Кто обязан обустраивать и убирать контейнерные площадки?

Постановление Правительства № 89-ФЗ от 24.06.1998 гласит, что площадки для мусорных контейнеров обязаны создавать и содержать органы местного самоуправления. Но есть важная оговорка: если законом эта обязанность не возложена на других лиц. Однако в каких случаях она возлагается – в законодательстве не сказано.

Поэтому, вооружившись логикой, предлагается исходить из того, на ком лежит бремя содержания имущества. Если контейнеры располагаются на земельном участке, то обустройство площадок и содержание их лежит на собственнике участка. Что касается контейнеров для многоквартирного дома, расположенных на общедомовом участке, то их установка – обязанность собственников квартир или УК. В иных случаях, требовать установки контейнеров следует с муниципалитета.

Обязанность по уборке площадок также лежит на собственнике илиУК. И хотя в обязанности региональных операторов по закону входит обязанность подбирать мусор, который выпал при погрузке, это отнюдь не значит, что они обязаны убирать всю контейнерную площадку. Эта обязанность лежит на тех лицах, кто установил контейнеры – собственникеучастка или квартир, или на УК.

Надо ли платить за мусор, если договор с оператором не заключали?

Часто граждане озадачиваются вопросом: надо ли платить за услугу (в частности, за вывоз ТКО), если с региональным оператором договор не заключался? Минприроды по этому поводу дало четкий ответ: платить надо. Основанием является п.12 Постановления Пленума ВС РФ № 22 от 27.06.2017, который определяет, что отсутствие формально заключенного договора не снимает с потребителей коммунальной услуги обязанности по ее оплате, если эта услуга фактически была оказана.

Куда выбрасывать траву с огорода и строительный мусор?

Для владельцев частных домов актуален вопрос: входит ли в ТКО состриженная с газона трава и выполотые сорняки с огородов? Минприроды пояснило, что нет, ссылаясь на ст.1 закона № 89-ФЗ от 24.06.1998. Под ТКО закон понимает отходы, образованные в жилом помещении. Следовательно, выбрасывать сорняки в контейнеры нельзя. Утилизировать их собственникиучастков обязаны самостоятельно.

Чтобы вы могли прочитать тексты нужных нормативных документов, получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс

А вот что касается крупногабаритного и строительного мусора, то здесь позиция Минприроды немного странная. Крупногабаритный мусор, основываясь на том же определении ТКО, относится к коммунальным отходам, а вот строительный мусор – нет. Следовательно, утилизировать строительный мусор также необходимо своими силами.

Итоги

Минприроды дало пояснения по основным вопросам, касающимся вывоза ТКО, которые вызывали сомнения у граждан. Так, обустройство и уборка контейнеров признано обязанностью собственников жилья или участка. Отсутствие договора с оператором не освобождает от обязанности платить за вывоз мусора. Отходы, не относящиеся к ТКО, собственники обязаны утилизировать самостоятельно.

О новостях, касающихся уплаты экологического налога, узнайте в нашей рубрике»Экологический налог».

Договор на вывоз мусора образец

ДОГОВОР №00001

об оказании услуг по перевозке и передаче отходов на специализированную площадку по приему отходов

г. Санкт-Петербург » » ________ 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «___», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора ___, действующего на основании Устава, с одной Стороны, и

Общество с ограниченной ответственностью «Валери», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Соловьевой З.В., действующей на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее «Договор») о нижеследующем:

1.​ Предмет договора

1.1​ Исполнитель обязуется осуществлять перевозку и передачу на специализированную площадку по приему отходов, предъявленных Заказчиком к перевозке отходов по адресу:

на основании письменных заявок, направленных в адрес Исполнителя факсимильной или электронной связью не позднее, чем за день до даты перевозки. Заявка Заказчика в течение 3-х часов с момента получения согласовывается Исполнителем путем проставления на ней штампа организации и подписи уполномоченного лица и направляется Заказчику по факсу или электронной почтой.

1.2​ Заявка Заказчика должна содержать: количество отхода, предъявляемого к перевозке, количество и вид автотранспорта, время подачи подвижного состава, пункт погрузки и выгрузки, ФИО ответственного лица и его контактный номер телефона.

2. Права и обязанности сторон

2.1 Исполнитель обязан:

2.1.1 Организовать подачу автотранспортных средств по всем пунктам погрузки в часы, указанные в письменной заявке Заказчика, при этом основанием для получения водителем — экспедитором Исполнителя отхода к перевозке является доверенность от Заказчика.

2.1.2 Организовывать под погрузку исправные транспортные средства, пригодные для перевозки данного вида отхода и отвечающим санитарным требованиям.

2.1.3 Принимать на себя ответственность за сохранность в пути всех перевозимых по настоящему договору отходов до момента их отгрузки на специализированную площадку по приему строительных отходов и получения справок с соответствующими печатями.

2.1.4 В течение 1 (одного), но не более 5-ти (пяти) банковских дней по истечении рабочей недели предоставить Заказчику надлежащим образом оформленные и подписанные акт оказанных услуг, ТТН, счета-фактуры.

2.1.5 По устной просьбе Заказчика предоставлять полную информацию о ходе исполнения заявки, в том числе о месте нахождения отхода, задержках, произошедших в пути и др.

2.1.6 В случае возникновения технической неисправности при выполнении перевозки по заявке Заказчика (поломка в пути, столкновение с другим транспортом и прочее) произвести замену автотранспорта в сроки, позволяющие своевременно доставить отходы в пункт назначения.

2.1.7 Обеспечить надлежащую приемку отхода к перевозке по количеству. Водитель организатора перевозок проверяет отходы, предъявленные к Перевозке, на предмет его соответствия данным ТТН, обеспечивает качество укладки отхода, его закрепление, укрытие и увязки на транспортном средстве, а также количество уложенного отхода, соответствие требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности отхода и транспортного средства.

* Отходы считаются принятыми Исполнителем от Заказчика с момента подписания водителем Заказчика ТТН на данный отход. После осуществления приемки Исполнитель несет полную ответственность за сохранность отхода.

2.1.8 Обеспечить отгрузку отхода специализированную площадку по приему строительных отходов.

2.1.9 Предоставить Заказчику справки о передаче отходов на использование на специализированную площадку по приему строительных отходов.

2.2 Заказчик обязан:

2.2.1Подготовить отходы к перевозке (пути подъезда и т.п.) до момента прибытия автомашины под загрузку.

2.2.2Осуществлять загрузку и выгрузку автомашин своими силами и средствами, соблюдая требования безопасности движения, обеспечивая сохранность отходов и автомашин и не допуская простоя автомашин под погрузкой или выгрузкой более 1,5 часов.

2.2.3Содержать подъездные пути к пунктам погрузки и выгрузки в исправном состоянии для осуществления беспрепятственного передвижения автомашин.

2.2.4. Иметь необходимые для погрузки технические средства и приспособления.

2.2.5Оплатить согласованные услуги по перевозке отходов согласно установленной Договором стоимости, в сроки и в порядке, предусмотренным настоящим Договором.

2.2.6 За сутки до начала работ сообщить Исполнителю (Ф.И.О.) лица, ответственного за проведение работ на объекте.

3. Порядок расчетов

3.1​ Стоимость услуг по настоящему договору определяется в Протоколе согласования цены (Приложение № 1).

3.2​ В случае изменения в меньшую сторону количества оказанных услуг, прописанных изначально в Приложении № 1, более чем на 10%, стороны обязуются пересмотреть стоимость услуг за одну единицу в сторону увеличения.

3.3​ Оплата за услуги по организации вывоза и передаче отходов на полигон производится Заказчиком на расчетный счет Исполнителя путем 100% предоплаты, после выставления счета Заказчику в течение 5 (пяти) банковских дней. Основанием для выписки счета-фактуры за осуществленную организацию перевозок служат акты замера автотранспортного средства. Счета за оказанные услуги выставляются в рублях РФ.

3.4​ Документы предоставляются Исполнителем Заказчику по факту оказания услуг, но не чаще, чем один раз в семь дней. Если дата предоставления документов выпадает на выходные и праздничные дни, то организатор перевозок передает документы на следующий рабочий день.

3.5​ Заказчик в течение 2-х рабочих дней проверяет, уточняет, подписывает и возвращает вышеназванные документы.

3.6​ Днем оплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета Заказчика.

4. Ответственность сторон за нарушения обязательств по перевозке

4.1​ В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору, Стороны несут взаимную материальную ответственность в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

4.2​ В случае нарушения Заказчиком сроков оплаты оказанных услуг по организации перевозок, Исполнитель вправе потребовать оплаты неустойки в виде пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

4.3​ Факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору фиксируются двухсторонними актами за подписями уполномоченных лиц Заказчика и Исполнителя.

4.4​ Простой автотранспорта в случаях, предусмотренных п.п.2.2.2 оплачивается из расчета 1400 руб./час, вкл. НДС.

4.5​ Факт и фактическое время простоя автотранспорта фиксируется в ТТН и заверяется подписью водителя и лицом, уполномоченным заказчиком.

5. Ответственность за утрату, недостачу и повреждение отхода

5.1​ Исполнитель несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение отхода, произошедшие после принятия его к перевозке и до передачи его на специализированную площадку по приему строительных отходов, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение отхода произошли вследствие обстоятельств, которые организатор перевозок не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

5.2​ Ущерб, причиненный при перевозке отхода, возмещается Исполнителем:

— в случае утраты или недостачи отхода — в размере стоимости утраченного или недостающего отхода;

— в случае повреждения отхода — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного отхода — в размере его стоимости;

6. Конфиденциальность

6.1 Условия настоящего Договора, Дополнительных соглашений и Приложений к нему, а также иная информация, полученная сторонами в соответствии с Договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению.

7. Обстоятельства непреодолимой силы

7.1.Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

7.2.Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую сторону о наступлении указанных обстоятельств в письменной форме, причем по требованию любой стороны должен быть представлен документ из Торгово–Промышленной Палаты г. Санкт-Петербурга, подтверждающий действие указанных обстоятельств.

7.3.Стороны обязаны в письменной форме уведомить друг друга о наступлении/ окончании форс-мажорных обстоятельств в течение 1 (одного) рабочего дня с момента их наступления/ окончания.

7.4.Если невозможность исполнения сторонами обязательств по настоящему договору будет длиться свыше 1 (одного) месяца, стороны вправе расторгнуть настоящий договор с последующим проведением взаиморасчетов без обязанности по возмещению возможных убытков.

7.5.Под форс-мажором стороны понимают обстоятельства непреодолимой силы, определяемые как таковые в соответствии с п.3. ст. 401 ГК РФ.

8. Порядок рассмотрения споров

8.1.Претензии, возникшие в ходе исполнения настоящего Договора, рассматриваются в течение 7 (семи) рабочих дней.

8.2.Все претензии и разногласия, возникающие по настоящему Договору либо в связи с ним, Стороны будут решать путём переговоров. В случае невозможности разрешения споров путём переговоров и в претензионном (досудебном) порядке они подлежат рассмотрению Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

9. Срок действия договора

9.1.Срок действия настоящего Договора устанавливается с момента подписания настоящего договора.

9.2.Договор автоматически продлевается на следующий год в случае, если до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон не уведомит другую сторону о его прекращении.

9.3. По истечении срока действия Договора Стороны не освобождаются от обязательств по незавершенным операциям и взаиморасчетам.

9.4.Все изменения и дополнения по Данному договору производятся письменно и оформляются в виде Дополнительных соглашений к Договору. Факсимильные копии и направленные электронной почтой сканы Дополнительных соглашений к Договору с соответствующими подписями и печатями считаются действительными до момента обмена Сторон оригиналами.

9.5.​ Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

10.​ Приложения к договору

10.1. Приложение № 1 – протокол согласования цены.

10.2. Приложение № 2 – перечень отходов вывозимых с объектов.

11.​ Юридические адреса и реквизиты Сторон

Приложение № 1

к Договору № /

от » » ______ 2020 г.

Протокол согласования цены

№ 1

от «_» _______ 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Валери», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Соловьевой З.В., действующей на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны» заключили настоящее Приложение о нижеследующем:

1.​ Стороны согласовали стоимость перевозки:

№ п/п

Вид услуги

Стоимость за 1 м3, вкл. НДС 18%, руб.

Получатель отходов

Вывоз и передача отходов на утилизацию (Наименование отхода и номер по ФККО)

Цена, установленная настоящим Протоколом, действует с _______ г. до последующего изменения цен.

2.​ Настоящее Приложение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Приложение № 2

к Договору №

от «__» ________ 2020 г.

Перечень отходов, вывозимых с объекта по адресу: г. _________________________

Образованные отходы

м3/т

Использование/размещение

Код отхода по ФККО

ФККО

Использование

На все передаваемые виды Отходов паспорта Отходов имеются.

Заказчик:

ООО » «

Генеральный директор

__________________/ _________/

Исполнитель:

ООО «Валери»

Генеральный директор

_____________________/Соловьева З.В./

Твердые бытовые отходы — это отходы, появляющиеся в результате жизнедеятельности человека (приготовление пищи, отходы от ремонта помещений, упаковки от товаров, старая ненужная мебель и другое). К ТБО относят товары или предметы, утратившие свои потребительские свойства в силу длительной эксплуатации или износа. Такие предметы необходимо вывезти и утилизировать.

ТБО — коммунальная услуга с 2017 года?

Правовое регулирование в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов осуществляется следующими законодательными документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Эти документы дают четкое определение того, какие предметы относят к твердым бытовым отходам, регулируют порядок их сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации.

Также они регламентируют порядок выбора исполнителя работ в этой сфере деятельности.

Если вы хотите правильно рассчитать утиль, узнать про плотность ТБО, читайте статью: https://strazhchistoty.ru/waste/fcsc/plotnost-othoda-tbo.html
На вывоз ТБО в обязательном порядке требуется лицензия. О реестре лицензий на все виды деятельности узнавайте
Кроме того, для вас может оказаться полезным этот материал: Норматив вывоза ТБО на 1 человека

Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга (2017)?

Согласно принятому 29 июня 2015 года закону № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за коммунальные услуги содержит в себе:

  • плату за холодную и горячую воду;
  • тепло;
  • электроэнергию;
  • газ;
  • бытовой газ в баллонах;
  • при наличии печного отопления, твердое топливо;
  • оплата отведения сточной воды;
  • обращение с ТБО, в том числе за вывоз и транспортировку мусора.

Значит, с 1 января 2016 года вывоз ТБО официально считается коммунальной услугой.

Смотрите видео: Эколис. О канале Экология и Бизнес

Сбор и вывоз ТБО — коммунальная услуга

Изменения в законодательстве разделили сбор и вывоз твердых и жидких отходов. Теперь работы с жидкими бытовыми отходами регламентируются собственными нормативными актами.

Введен в действие алгоритм определения регионального «мусорного» оператора, который теперь занимается всеми вопросами в этой сфере. Цены на сбор и перевозку отходов формируются на электронных аукционах.

Весь мусор необходимо вывозить. Однако вывоз зависит от фракционного состава. Это могут быть жидкие и твердые бытовые отходы.

Жидкие отходы образуются в результате жизнедеятельности человека в домах, не оборудованных центральной канализацией. Это могут быть фекальные массы, грязная вода из посудомоечных и стиральных машин.

Подобные отходы относят к 4 классу опасности, то есть они не слишком опасны, но все-таки токсичны. Поэтому они не должны находиться вблизи людей длительное время. Жидкие отходы необходимо вывозить, утилизировать и обезвреживать.

Твердые бытовые отходы образуются в жилых домах, офисах, на городских мероприятиях, в местах проведения аттракционов, парках, предприятиях торговли.

Мусор может состоять из всевозможных материалов. Они различаются по уровню опасности, времени накопления и по своему происхождению.

Одну треть всего утиля составляют упаковочные материалы — коробки, пакеты, обертки и т. д.

В состав ТБО входят:

  • бумага;
  • картон;
  • дерево;
  • пластик;
  • текстиль;
  • кожа;
  • органика;
  • стекло;
  • резина и другое.

Сюда могут входить и опасные материалы:

  • лекарства с истекшим сроком годности;
  • остатки косметики;
  • отслужившие срок аккумуляторы и батарейки;
  • лаки;
  • удобрения;
  • электрооборудование;
  • барометры;
  • градусники;
  • ртутные лампы.

Смотрите видео: Выгрузка из программы Модуль природопользователя в Excel

Услуга вывоза мусора складывается из нескольких пунктов. Сначала утиль должен быть собран в специальных местах, оборудованных контейнерами. После этого отходы везут на полигоны, где процедура завершается их утилизацией.

Услуги выполняются после заключения контракта между исполнителем работ и потребителем. В документе обязательно указывают периодичность вывоза твердых бытовых отходов.

Так как с 1 января 2016 года обращение с твердыми бытовыми отходами стало коммунальной услугой, то в квитанциях об оплате оно теперь выделено отдельной строкой.

Для предоставления жителям домов такой услуги ЖСК, УК или ТСЖ заключают договор с региональным «мусорным» оператором. Именно он занимается сбором, перевозкой, обезвреживанием, утилизацией, захоронением ТБО в каждом регионе страны.

Владельцы домов в частном секторе заключают контракт непосредственно с региональным оператором. По новым правилам теперь нет разграничения между отходами от жилых и нежилых помещений.

Внимание! Теперь в понятие твердых бытовых отходов входит мусор, образующийся в результате деятельности и физических, и юридических лиц. Плата за эту услугу начисляется по количеству человек, проживающих в помещении, а не от площади.

Договор на оказание услуг заключается на срок, не превышающий длительность периода, на который организации присвоен статус регионального оператора.

В договоре обязательно предусматривают следующие пункты:

  • предмет контракта;
  • предполагаемый объем или масса перевозимых отходов, а также их примерный состав;
  • время и периодичность вывоза мусора;
  • маршрут перевозки;
  • места приема-передачи ТБО;
  • предельное значение уплотнения утиля;
  • способ учета ТБО;
  • права и обязанности сторон;
  • сроки и порядок оплаты работ;
  • ответственность участников договора;
  • система контроля региональным оператором работы оператора по непосредственному обращению с ТБО.

Договор на оказание коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов заключается аналогично любому другому договору на оказание иных коммунальных услуг.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Внимательно ознакомьтесь со всеми деталями заключения договора. Знание нюансов документа облегчит вашу работу.

Нажмите на картинки, чтобы их увеличить. По прочтении типового договора сохраните его на компьютер или телефон.

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Если вам понравился наш материал, читайте другие статьи о ФККО, ТБО и других отходах. На портале «Страж Чистоты» можно найти много полезной информации.

Оставайтесь с нами!

Количество просмотров 289

20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами

В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

1. Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

2. Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

3. Зачем эта реформа обращения с ТКО?

Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

Стоит отметить, что при расчете тарифов регоператора учли и то, что в результате сортировки получается продукт: вторичное сырье, которое можно реализовать. Поэтому тариф регоператора уменьшен на всю прибыль, которую он может получить от продажи отобранного пластика, картона, металла и пр.

Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ульяновской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области.

Необходимо отметить, что региональные операторы в Ульяновской области предоставляют банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, они рискуют потерять десятки миллионов рублей.

5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т.д. Прибыль регоператора, обслуживание банковской гарантии, а также затраты на выставление контейнерного парка в Ульяновской области в тариф не включены.

При этом НВОС и НДС – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

7. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.

9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?

Да, несомненно. С 01.01.2019г., когда начнет работать Региональный оператор, нагрузка по расходам на вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!

10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Компенсационные выплаты предусмотрены для порядка 303 тысяч жителей Ульяновской области.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.

11. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, но не позднее 01.01.2019г.

12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

14. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

16. Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Ульяновской области эта работа уже ведется.

19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В соответствии с Соглашением, в обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение тридцати дней, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *