Директор муниципального предприятия является муниципальным служащим

  • автор:

Консультации

ВОПРОС: Я муниципальный служащий, имею классный чин и т.п., но при этом существуют некие ограничения относящиеся к муниципальной службе. Имею ли я право участвовать в митинге за поддержку какой-либо партии?

ОТВЕТ: 1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

— использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

— использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

— создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

ВОПРОС: Может ли преподавать муниципальный служащий? Если может, то имеет ли какие-либо льготы (например: сокращенный рабочий день)?

ОТВЕТ: преподавать может но это не должно сказываться на основной работе, только в нерабочее время.

Учусь на заочном отделении в высшем учебном заведении по специальности юриспруденция. Имею ли я право не проходить очередную аттестацию как муниципальный служащий, предоставив итоги последней сессии? Или засчитать учебу в институте как повышение квалификации?

ОТВЕТ: Учеба (заочно) не освобождает муниципального служащего от обязанности прохождения очередной аттестации. На повышение квалификации муниципальный служащий может быть направлен после окончания ВУЗа, либо по его желанию во время учебы.

ОТВЕТ: Может ли в подчинении муниципального служащего работать другой муниципальный служащий, приходящийся ему родственником?

Существует ограничение для муниципальных служащих: гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

ВОПРОС: Может ли администрация муниципального образования принимать на работу на должности муниципальной службы заместителя главы администрации, главного, ведущего специалистов без объявления и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей?

ОТВЕТ: Основным из принципов муниципальной службы, изложенных в статье 4 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является обеспечение равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе. Этот принцип развивается и в других статьях Федерального закона № 25-ФЗ. Так, часть 2 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что при поступлении на муниципальную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Реализация вышеуказанного принципа возможна при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. В муниципальном правовом акте указываются группы должностей, к которым применяются конкурсные процедуры (либо к которым они не применяются). Вместе с тем, статья 17 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает право, а не обязанность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.

ВОПРОС: Обязательно ли для Главы МО иметь высшее образование?

ОТВЕТ: Статус и требования к главе муниципального образования регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также законами субъектов РФ о выборах глав муниципальных образований. Указанными законами не предъявляются требования к образовательному уровню глав муниципальных образований, что отличает их от муниципальных служащих (в частности, существует требование наличия высшего образования для главы местной администрации, назначаемого по контракту). В связи с этим для главы муниципального образования, избираемого населением либо из состава представительного органа муниципального образования, наличие высшего образования не обязательно.

ВОПРОС: Является ли руководитель муниципального унитарного предприятия муниципальным служащим? Может ли он быть депутатом на непостоянной основе?

ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к должностям муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи с чем должность руководителя МУПа не может быть отнесена к должностям муниципальной службы, а сам руководитель МУПа не может являться муниципальным служащим. Что касается возможности руководителя МУПа быть депутатом на непостоянной основе, то Федеральный закон № 131-ФЗ таких ограничений не содержит.

ВОПРОС: Какой классный чин должен быть присвоен муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае если он замещает должность муниципальной службы, относящейся к младшей группе должностей?

ОТВЕТ: Муниципальному служащему, имеющему классный чин государственной гражданской службы, в случае, если он замещает должность муниципальной службы младшей группы, несмотря на наличие классного чина государственной гражданской службы, классный чин присваивается в общем порядке.

ВОПРОС: Обязан ли работодатель привлекать муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае внесения прокурором представления с соответствующим требованием?

ОТВЕТ: Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 за четвертый квартал 2007 года полномочию прокурора вносить представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, в том числе об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.

ВОПРОС: Установлены ли действующим законодательством нормы продолжительности неполного рабочего времени для женщин, имеющих детей?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 года № 111/8-51 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время» неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работницы срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д.

Согласно пункту 8 рассматриваемого постановления режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:

сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;

сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);

сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.

Указанные режимы труда могут предусматривать разделение продолжительности ежедневной работы на части, например, доставка утренней и вечерней почты, продажа газет и журналов и т.д.

При установлении режимов труда с неполным рабочим временем, предусмотренных настоящим пунктом, продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели — менее 20 — 24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе.

В зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени.

ВОПРОС: Какие документы предоставляются лицом, поступающим на муниципальную службу?

ОТВЕТ: Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

5) документ об образовании;

6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

  • Каталоги
    • Госзакупки
    • Бюджетные учреждения
    • Автономные учреждения
    • Казенные учреждения
    • Оплата труда в государственных (муниципальных) учреждениях
    • Отдел кадров
    • Ревизии и проверки
    • Образовательные учреждения
    • Силовые министерства и ведомства
    • Учреждения здравоохранения
    • Учреждения культуры
    • Учреждения физической культуры и спорта
    • Руководитель автономного учреждения
    • Руководитель бюджетного учреждения
    • Коммерческие организации
    • Оплата труда в коммерческой организации
    • Аптеки
    • ЖКХ
    • Организации связи
    • Строительство
    • Туристические компании и гостиницы
  • Годовые отчеты
    • Годовой отчет для бюджетных учреждений
    • Годовой отчет для учреждений образования
    • Годовой отчет для учреждений культуры и искусства
    • Годовой отчет для автономных учреждений
    • Годовой отчет для учреждений здравоохранения
    • Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений
    • Годовой отчет для казенных учреждений
    • Годовой отчет. Упрощенная система налогообложения
    • Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство
    • От приема до увольнения. Что нужно знать кадровику
  • Журналы
    • Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
    • Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Бухгалтер Крыма
    • Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве
    • Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях
    • Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Налог на прибыль: учет доходов и расходов
    • НДС: проблемы и решения
    • Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Строительство: акты и комментарии для бухгалтера
    • Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
    • Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера
    • Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
    • Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера
    • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения
    • Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере
    • Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
    • Руководитель автономного учреждения
    • Руководитель бюджетной организации
    • Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение
    • Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бухгалтерские проводки
    • Коммерческие организации
    • Автономные учреждения
    • Бюджетные учреждения
    • Казенные учреждения
  • Социальная сфера
    • Новости
    • Консультации
    • Кадровые вопросы
    • Федеральное законодательство
  • Учетная политика
    • Коммерческие организации при применении общей системы налогообложения
    • Коммерческие организации при применении упрощенной системы налогообложения
    • Строительные организации
    • Государственные (муниципальные) учреждения: бюджетные, автономные, казенные
  • Налоги и сборы
    • Коммерческие организации
    • Бюджетные учреждения
    • Автономные учреждения
    • Казенные учреждения

Тема 14. Органы и должностные лица местного самоуправления

Интернет-магазин Economicportal.ru

14.3. Выборные должностные лица местного самоуправления

В большинстве зарубежных стран наряду с выборным представительным органом есть выборные должностные лица, чаще всего — должностное лицо общей компетенции (мэр, бургомистр), его заместитель (заместители), секретарь. Эти лица избираются или гражданами непосредственно, или, например во Франции, представительным органом (председатель совета департамента, режьона обладает местной исполнительной властью). Иногда (в Великобритании, США и др:) избирают и должностных лиц отраслевой компетенции (муниципальный казначей, шериф — лицо, ответственное за соблюдение общественного порядка, и др.).
В России законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований предусмотрена возможность выборов их должностных лиц. Обычно в муниципальных образованиях избирают только должностных лиц общей компетенции (мэра), практики избрания должностных лиц отраслевой компетенции в России нет, хотя это не запрещено и, может быть, в некоторых мелких муниципальных образованиях целесообразно.

Глава муниципального образования. Как правило, в большинстве муниципальных образований выборными должностными лицами являются глава муниципального образования (эта должность названа в Федеральном законе 1995 г. об общих принципах организации муниципального самоуправления) и его заместитель. Иногда выбирают только главу администрации, а заместителей он назначает сам. Если же выбирают заместителя, то он выбирается только в паре с кандидатом на должность главы администрации: голосуя за то или иное лицо на должность главы администрации, избиратель тем самым голосует и за его заместителя.
Глава муниципального образования в России избирается обычно на 2—4 года, иногда предусмотрен 5-летний срок. Конкретный срок полномочий главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования, но в пределах, установленных законом соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муниципальных образований всех уровней (Ярославская область). Наименование главы муниципального образования также определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Иногда эти названия тоже фиксированы в законе (глава города, глава района, глава поселка в Мордовии). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсовета и т.д.), а в некоторых сельских муниципальных образованиях — староста.
Глава муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» 1995 г. может быть избран двумя способами: непосредственно гражданами (иногда — и постоянно проживающими иностранцами) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления, но из своего состава. Какой способ применить — решают сами жители или представительный орган муниципального образования при принятии своего устава.

Компетенция главы муниципального образования в Федеральном законе 1995 г. определена самым общим образом. Сказано лишь, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Они делают это неодинаково, но в общем обычно закрепляются следующие полномочия главы муниципального образования: представительство муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, соответствующими органами иностранных государств, юридическими и физическими лицами; подписание договоров от имени муниципального образования; направление ежегодных посланий муниципальному представительному органу о социально-экономическом положении муниципального образования; периодические публикации статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка на территории муниципального образования; назначение даты выборов депутатов представительного органа; внесение проектов решений в представительный орган; организация выполнения решений представительного органа; прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений; представление к награждению почетными наградами и присвоение почетных званий муниципального образования и др.
Глава муниципального образования вправе издавать распоряжения в пределах компетенции муниципального образования. Они могут иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и другим лицам, находящимся на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует временно или на разовой основе такие полномочия. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав его представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, но, как правило, решающего голоса не имеет или обладает им только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Впрочем, некоторые уставы муниципальных образований иначе решают эти вопросы. Нередко глава муниципального образования подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом. Если такое право предоставлено, то в таком случае глава муниципального образования обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом, и возвратить его обратно. Вето может быть преодолено представительным органом при повторном рассмотрении возвращенного акта квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и опубликовать такой акт.

Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы местной администрации. В некоторых случаях имеется и то, и другое должностное лицо, но в большинстве муниципальных образований эти должности соединены. Многие уставы муниципальных образований прямо предусматривают соединение этих должностей (Астрахань, Саранск, Ярославль и др.), глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. В этом случае глава муниципального образования руководит исполнительно-распорядительной деятельностью по вопросам местного значения, и ему предоставляются дополнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др.
На главу местной администрации распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные гарантиям депутатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом муниципального образования), смещения его с должности местным представительным органом (в некоторых случаях это возможно путем квалифицированного большинства голосов), вступления в силу обвинительного приговора суда и др. Он прекращает исполнение своих обязанностей также по естественным причинам (смерть и т.д.), в том числе в некоторых муниципальных образованиях по достижении определенного возраста (обычно 65 лет).
Кроме главы муниципального образования их уставы могут предусматривать и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения), муниципальные ревизоры. В России, однако, выборы таких должностных лиц практически не проводятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации в тех редких случаях, где эта должность замещается отдельно. Главой местной администрации является назначенное (после заключения контракта) должностное лицо.
Выборные должностные лица (депутаты, глава муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения.

14.4. Исполнительные органы местного самоуправления

Кроме представительного органа (Совета и др.) и выборных должностных лиц (мэра и др.) в муниципальном образовании могут быть другие, невыборные органы и должностные лица. Такие органы и должностные лица бывают в муниципальных образованиях в зарубежных странах (совещательные советы при назначенном сверху чиновнике, наемные менеджеры и администраторы), они могут быть и в России. Это допускает Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, не определяя, правда, их характер и название. Среди них могут быть совещательные органы и советники при главе муниципального образования, но могут быть и другие органы и должностные лица.
Конкретная структура, компетенция, сроки полномочий таких органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а «нанимают» как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее).
Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Названия их тоже неодинаковы. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель — главой администрации. Как говорилось, на практике, как правило, эту должность занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации (он же — глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом). Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации, то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае он может возглавлять группу чиновников — начальников отделав по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное правительство. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях с развитыми экономическими, социальными и культурными функциями.

Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых может назначить самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.
Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяется главой местной администрации и утверждается главой муниципального образования, а иногда — и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения. Как правило, в их числе.— подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством, в городах — муниципальными землями и градостроительной политикой и т.д. В крупных муниципальных образованиях есть отделы здравоохранения, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой вспомогательный, обслуживающий аппарат. Это — управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба (юрист) и т.д. Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет единоличный руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.).

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципальнрго образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими

организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную безопасность. Администрация муниципального образования осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.

Осуществляя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции.

14.5. Муниципальная служба

Все работники муниципальных органов (кроме отдельных лиц обслуживающего, технического персонала) занимают какую-либо должность. Однако не все лица, занимающие должности, являются муниципальными служащими. Муниципальные должности делятся на две группы:

  1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, прежде всего глава муниципального образования);
  2. муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Вторая категория должностей относится к муниципальной службе.

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность лица, занимающего должность на невыборной основе. Депутат представительного органа, выборное должностное лицо местного самоуправления занимают должность, но муниципальными служащими не являются. Не являются муниципальными служащими также лица, не замещающие муниципальные должности, не имеющие полномочий по участию в управлении, а занимающиеся обслуживанием, техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления (например, шоферы, разнорабочие, стенографистки).
В разных странах существуют свои классификации муниципальных должностей по категориям, классам (в некоторых странах бывает до 10 классов), рангам и т.д. В России порядок установления муниципальных должностей, прохождения муниципальной службы, права и обязанности муниципальных служащих определяются федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 1998 г. (в редакции 1999 г.). Эти федеральные законы содержат общие положения, а более детально муниципальная служба регулируется законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и их законами о муниципальной службе (в некоторых субъектах РФ, например в Воронежской, Орловской областях, приняты отдельные законы о муниципальной службе). Законами субъектов РФ утверждается Реестр муниципальных должностей. Исходя из его положений, каждое муниципальное образование правовыми актами представительного органа, главы муниципального образования устанавливает для себя муниципальные должности. Согласно Реестру муниципальных должностей устанавливаются муниципальные должности трех категорий: «А», «Б» и «В». К категории «А» относятся: глава муниципального образования; председатель, заместитель и депутаты представительного органа при условии, что они работают на постоянной основе. Депутаты, работающие на общественных началах, должность не занимают (и не оплачиваются за их работу), но в остальном их правовое положение приравнивается к «депутатам на должности». Лица, занимающие должности по категории «А», муниципальными служащими не являются. Муниципальные служащие — это лица категорий «Б» и «В».
Муниципальные должности категорий «Б» и «В» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие муниципальные должности. К высшим муниципальным должностям обычно относятся: глава администрации (если эту должность по совместительству занимает глава муниципального образования, последний все же не становится муниципальным служащим, так как остается выборным должностным лицом); заместители главы администрации. Главные муниципальные должности категории «Б»: руководители основных структурных подразделений местной администрации, ведущие должности — руководители мелких структурных подразделений, помощники главы администрации, старшие должности — помощники заместителей главы администрации, помощники руководителей комитетов и комиссий муниципального представительного органа, младшие должности — различные специалисты (юристы, экономисты и др.).
Муниципальные должности категории «В» также подразделяются на 5 групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие). К высшим должностям обычно относятся руководители структурных подразделений местной администрации во внутригородских районах (если такие районы — муниципальные образования), к главным — их заместители, к ведущим — главные специалисты, к старшим — ведущие специалисты, к младшим — специалисты 2-й категории. Внутри каждой группы могут быть свои квалификационные разряды (первый, второй и т.д. класс), которые присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Есть и другие должности и их иные классификации, но они должны устанавливаться муниципальным образованием в рамках Реестра, предусмотренного законом субъекта Федерации.

В связи с особыми условиями деятельности (прием граждан в нерабочее время, частые выезды на места, установленные запреты, например, заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в забастовках и др.) муниципальным служащим предоставляются определенные трудовые и социальные гарантии. К ним, в частности, относятся: медицинское обслуживание (в том числе после выхода на пенсию), пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнением служебных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, если эти вредные последствия наступили в связи с исполнением должностных обязанностей; дополнительные выплаты за квалификационные разряды (достигают 40% от оклада), ежемесячные надбавки за выслугу лет (обычно до 5 лет — 10%, при стаже свыше 15 лет достигают 40%). При уходе в отпуск оказывается материальная помощь (обычно два оклада денежного содержания). Существуют надбавки за почетные звания Российской Федерации и т.д. В законах различных субъектов Федерации говорится и о других гарантиях. Чаще других называются: предоставление жилья, обеспечение транспортом (или денежная компенсация транспортных расходов), повышение квалификации с отрывом от работы, но с сохранением денежного содержания и др. Однако вопреки существующему мнению при всех надбавках доход руководителя отдела (управления и т.д.) даже в крупном муниципальном образовании не выше доходов секретарши в процветающей коммерческой фирме. Правда, многие чиновники используют право своей подписи для взяточничества. Такие факты периодически публикуются в печати.

Для муниципального служащего предусмотрено множество ограничений. Он не может заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельностью; быть депутатом любого представительного органа (федерального, субъекта Федерации, муниципального), членом иных выборных органов, выборным должностным лицом местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом правления (совета директоров и т.д.) коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении такой организацией в соответствии с законодательством и на основе порядка, установленного уставом муниципального образования; быть поверенным или представителем третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на службе; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, услуги, оплату развлечений, питания, отдыха, транспортных расходов и др.), связанные с выполнением муниципальными служащими своих служебных обязанностей; выезжать в командировки за счет средств физических или юридических лиц, кроме как на взаимной основе, если об этом есть договоренность органов муниципального образования с органами государственной власти, других муниципальных образований, с международными и иностранными организациями некоммерческого характера; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, других общественных или религиозных объединений.
Муниципальные служащие не вправе создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций (кроме профессиональных союзов).
Будучи назначены на должность, они обязаны передать в доверительное управление под гарантию муниципалитета на время прохождения службы находящиеся в их собственности пакеты акций в уставном капитале коммерческих организаций. При поступлении на службу они обязаны представить в налоговые органы сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, а затем ежегодно представлять такие данные.

В.Е. Чиркин, Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юрист, 2003.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧЕЕ (СЛУЖЕБНОЕ) ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК

Рабочее время и время отдыха

Рабочее время — это время, в течение которого муниципальный служащий, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора, должен исполнять служебные обязанности, а также иные периоды, которые относятся к рабочему времени в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Статьей 20 Закона № 25-ФЗ определено, что рабочее (служебное) время муниципальных служащих регулируется в соответствии с трудовым законодательством1.

Правовое регулирование рабочего времени состоит в нормировании его продолжительности, т.е. установлении временного отрезка, который необходимо отработать у данного работодателя в определенную единицу времени (день, неделя, месяц и проч.). Законодательно определяются также вопросы режима рабочего времени, его учета и использования, закрепляются права и обязанности работников, а также работодателя по поводу рабочего времени, в предоставлении гарантий (стимулов, ответственности), обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей. Частью 2 ст. 91 ТК РФ определено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

К рабочему времени относятся периоды: в течение которых работник исполнял трудовые обязанности; иные периоды, которые, согласно закону, также включаются в рабочее время. К иным периодам, включаемым в рабочее (служебное) время муниципального служащего, относятся: простой (ст. 30 ТК РФ); перерывы, предоставляемые женщинам для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ); сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ) и другие периоды в соответствии с законодательством РФ.

Режим рабочего (служебного) времени на муниципальной службе должен предусматривать точную продолжительность рабочей недели. Наиболее распространенной на муниципальной службе является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).’

Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ). Общая продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Режим рабочего (служебного) времени муниципального служащего должен предусматривать время отдыха. Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Виды времени отдыха определены ст. 107 ТК РФ, в том числе: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Ежедневный (междусменный) отдых — это перерыв в работе в период после окончания рабочего дня и до начала нового рабочего дня. Его продолжительность зависит от режима работы и продолжительности рабочего дня. Всем муниципальным служащим предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Вопросы предоставления муниципальным служащим ежегодного отпуска регламентированы нормами ст. 21 Закона № 25-ФЗ1. Для муниципальных служащего он состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 21).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона №25-ФЗ(в ред. Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 181-ФЗ), предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней, а для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. В частности, ст. 4 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-30 (в ред. Закона Ульяновской области от 2 декабря 2008 г. № 21-30) «О муниципальной службе в Ульяновской области» муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 21 Закона № 25-ФЗ). При этом порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ (ч. 4 и ч. 5 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). В частности, порядок и условия предоставления муниципальным служащим Ульяновской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, имеющим ненормированный рабочий день, регламентированы ст. 5 Закона Ульяновской области № 163-30 (в ред. Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 91-30), а продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципального служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы.

При исчислении муниципальному служащему общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Их общая продолжительность для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, не может превышать 45 календарных дней, для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы иных групп, — 40 календарных дней.

Муниципальным служащим, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия его предоставления устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, принимаемым по представлению главы местной администрации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года (ч. 6, 7 Закона № 25-ФЗ). Во время отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим сохраняется должность муниципальной службы.

  • Ульяновская правда. 2007.9 нояб.

Рабочее (служебное) время и время отдыха

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Рабочее время — время, в течение которого муниципальный служащий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять служебные обязанности. К рабочему (служебному) времени муниципальных служащих также могут быть отнесены иные периоды времени, которые установлены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Режим рабочего (служебного) времени на муниципальной службе должен предусматривать точную продолжительность рабочей недели. На муниципальной службе рабочая неделя может быть представлена двумя типами: пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем. Наиболее распространенной на муниципальной службе является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

В соответствии с ТК РФ на муниципальной службе возможно установление рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику, а также неполная рабочая неделя. По соглашению между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

На муниципальной службе представитель нанимателя (работодатель) имеет право в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации, привлекать муниципальных служащих к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Выполнение служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени признается ненормированным рабочим днем или сверхурочной работой.

В течение рабочего дня муниципальному служащему должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между представителем нанимателя (работодателем) и муниципальным служащим.

Отпуск относится ко времени отдыха, но в Федеральном законе не содержится нормы, регулирующей время отдыха муниципального служащего. В этом случае время отдыха муниципального служащего регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Ко времени отдыха по общему правилу относятся:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

Статья 21 Федерального закона гарантирует муниципальным служащим право на отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из:

· основного оплачиваемого отпуска;

· дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. У наемных работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отпуск составляет 28 дней, что на два дня меньше муниципальных служащих.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года № 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» Муниципальным служащим, замещающим высшие и главные должности муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

группы должностей продолжительность основного отпуска
высшие 35 кал. дней
главные 35 кал. дней
ведущие 30 кал. дней
старшие 30 кал. дней
младшие 30 кал. дней

Муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные отпуска. За выслугу лет дополнительные отпуска предоставляются в обязательном порядке, как правило, один дополнительный день за каждый год службы. Но не более 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации.

В целях рационального использования работниками полагающихся им дней ежегодного оплачиваемого отпуска и, прежде всего, длительного, а также с учетом потребностей современной практики в Трудовом Кодексе Российской Федерации включена норма, позволяющая заменять часть ежегодного отпуска денежной компенсацией.

В соответствии с частью первой статьи 126 Трудового Кодекса Российской Федерации денежной компенсацией может быть заменена только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней, и только в случае, если о такой замене просит сам работник, а работодатель не возражает против этого. Причем просьба работника о замене части отпуска денежной компенсацией должна быть выражена в письменной форме (в заявлении).

Согласно части второй статьи 126 Трудового Кодекса Российской Федерации при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией можно заменить часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

У муниципальных служащих, как и у гражданских служащих, есть право на отпуск без сохранения денежного содержания. Такой отпуск предоставляется муниципальному служащему по его письменному заявлению, как правило, по семейным обстоятельствам, но не более чем на год.

Порядок предоставления отпуска главе зависит от его правового статуса. Например, предоставление отпуска главе администрации муниципального района (городского округа) установлен нормами Федерального закона № 25-ФЗ и Закона Республики Башкортостан № 453-з, т.к. глава администрации муниципального района (городского округа) является муниципальным служащим.

Что же касается порядка предоставления отпуска главе сельского поселения, возглавляющего местную администрацию и исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения, то в соответствии со статьей 20 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 года № 453-з на них распространяются гарантии муниципального служащего в Республике Башкортостан установленные законодательством. Эти нормы будут действовать до вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Республики Башкортостан, который урегулирует основы правового статуса главы сельского поселения, возглавляющего местную администрацию и исполняющего полномочия председателя представительного органа сельского поселения.

Таким образом, главе сельского поселения, также как и муниципальному служащему, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, которые предоставляются в том же порядке, что и муниципальному служащему.

В соответствии с решением Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы от 9 марта 2006 года № 1 главам сельских поселений, возглавляющим местную администрацию и исполняющим полномочия председателя представительного органа сельского поселения предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск в следующем размере:

при численности населения до 7,5 тысяч человек – 30 календарных дней;

при численности населения свыше 7,5 тысяч человек – 35 календарных дней.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение рабочего времени?

2. Перечислите виды отдыха муниципального служащего.

3. Из каких частей состоит отпуск муниципального служащего?

4. Какова продолжительность отпуска муниципального служащего?

5. В чем специфика предоставления отпуска главе в Республике Башкортостан?

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1142 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *