Деофшоризация

  • автор:

Деофшоризация в России

Россия благодарит Запад за национализацию элит. Видео от PolitRussia.

В 2013—2014 гг. активизировался процесс возвращения в российскую юрисдикцию капиталов и экономических активов из-за рубежа — по большей части из так называемых офшоров, то есть малых независимых государств (чаще всего островных) или заморских территорий Великобритании и других западных стран. Зарегистрированные в офшорной юрисдикции российские компании экономили на уплате налогов, реально при этом ведя бизнес в России или в основном в России, а российский бюджет, соответственно, данные налоги недополучал.

Также в офшорах и в зарубежных банках хранятся многие российские по происхождению капиталы. Помимо недостаточно патриотично настроенной части российского крупного бизнеса, бенефициарами офшорной схемы, таким образом, являются транснациональные (то есть, западные) банки, а также, в незначительной степени, сами государства-офшоры.

Деофшоризация и возвращение капиталов в первой половине 2010-х гг. были инициированы не только властями России, но и властями ряда других стран, например Германии. Причины деофшоризации связаны с необходимостью финансовой поддержки домашней экономики в условиях мирового экономического кризиса, а также с нарастающими в мире тенденциями амероскептицизма, дедолларизации и отказа от внешнеэкономического либерализма.

Деофшоризация российских компаний и капиталов получила мощный толчок благодаря кипрскому кризису 2013 года, когда власти Евросоюза и немецкое правительство Ангелы Меркель в качестве условия получения финансовой помощи попытались принудить правительство Кипра к фактической экспроприации части банковских вкладов путём введения на них крупного единовременного налога. При этом 30 % (20 млрд долларов) в кипрских банках принадлежали российским вкладчикам.

С 2013 года власти России неоднократно обращались к российскому бизнесу, говоря о необходимости вернуть активы и капиталы в российскую юрисдикцию. Был принят ряд законов и постановлений, стимулирующих этот процесс — в частности, зарегистрированные в офшорах компании не смогут получать госзаказы и господдержку. Уже в 2013 году российский бизнес начал выходить из офшоров. Процесс резко ускорился в 2014 году на фоне украинского кризиса и антироссийских санкций — под санкции попали многие российские компании и бизнесмены, и недружественное поведение Запада заставило их серьёзно задуматься о сохранности своих размещённых за рубежом капиталов.

В ноябре 2014 года в России был принят и подписан закон о деофшоризации, обязывающий физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний, а также создающий механизм налогообложения прибыли офшорных компаний.

Офшоры: что это?

Офшор — государство либо территория, предоставляющая эксклюзивные финансовые услуги для физических и юридических лиц-нерезидентов (то есть иностранцев). Для своих клиентов такие юрисдикции предоставляют преимущества, таких как:

  • минимальное налогообложение либо полное отсутствие налогов,
  • анонимность и непрозрачность, то есть активы не только зарегистрированы на подставных лиц, но и юрисдикция не идёт ни на какое сотрудничество с другими государствами даже в рамках официального следствия,
  • правовую защиту, неприкосновенность активов, затруднение каких-либо юридических процессов со стороны страны-происхождения.

И всё легально!

Кто от этого получает прибыль (кроме, разумеется, клиента)? Думаете, правительство каких-то там Каймановых островов? Частично, конечно, да, но основной бенефициар этого — какой-нибудь транснациональный банк. На втором месте страна, выстроившая финансовую систему вокруг необеспеченной валюты.

А страдает при этом то государство, где клиент живёт и работает, в первую очередь от налоговых недоимок. Если же так вышло, что офшором пользуется ключевая персона или из офшорного ООО управляются стратегические основные фонды — транснациональный банк начинает диктовать условия: делай то-то и то-то, иначе заморозим счёт. Именно это, по слухам, было с Януковичем.

Как работает офшорная схема

Пример классической схемы. Все совпадения случайны. Есть юридическое лицо «Петька и братишки», оно владеет заводом «ПаРашен» в африканской стране Майданистан. Завод производит некачественные конфеты, условная себестоимость партии продукта — 10 туземных гривников. Рыночная цена при экспорте в Великопакистанию — 100 туземных гривников. Но бедный глупый хозяин завода этого якобы не знает, и продаёт конфеты конторе «Петрус Шоколаднус ЛЛЦ» на Кипр (или другой офшор) по цене 15 туземных гривников. Итого прибыль конторы в Майданистане 15−10=5 туземных гривников. Налог в 20 % с такой прибыли составит 1 гривник.

Кипрская контора в свою очередь продаёт конфеты конечному потребителю в Великопакистан по рыночной цене. 100−15=85 гривенников составила прибыль кипрской конторы, с которой может быть будет уплачено до 5 % прибыли, то есть сэкономлено 15 % честно заработанного бабла. Но есть ещё и сопутствующий бонус — деньги из офшора можно отправить практически в любую точку мира и никто не будет задавать вопросы.

Пример второй. Чиновник, нахапавший добра, через фирму-однодневку слил деньги на Кипр под видом импорта партии комбайнов, оттуда купил хату на Лондонщине и благополучно туда уехал до того, как подымется пыль.

Также практикуются всякого рода платежи за авторские права, лицензии, консультации и подобное от юрлиц в нормальной стране своим же юрлицам в офшорах.

Хроника деофшоризации и возвращения капиталов

2011

  • 23 декабря 2011. Путин (тогда Председатель Правительства РФ) заявил о проблеме злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». Основная проблема, по словам Путина, это то, что «за офшором не видно конечного бенефициара».

2012

  • 12 декабря 2012. В Послании Федеральному Собранию Путин заявил: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу».

2013

  • Февраль 2013 года. Путин поручил до сентября 2013 года Правительству России подготовить все необходимые меры по деофшоризации российской экономики.
  • 16 марта 2013 года. Пик финансового кризиса на Кипре. Власти Евросоюза и немецкое правительство Ангелы Меркель в качестве условия получения финансовой помощи попытались принудить правительство Кипра к фактической экспроприации части банковских вкладов путём введения на них крупного единовременного налога. При этом 30 % (20 млрд долларов) в кипрских банках принадлежали российским вкладчикам.

2014

  • 30 апреля 2014. Сбербанк сворачивает обслуживание офшоров — подконтрольная Сбербанку компания Rocket Bermuda Limited разослала письма клиентам с просьбой закрыть счета, обслуживаемые компанией на Бермудских островах.
  • 22 мая 2014. Российский миллиардер Геннадий Тимченко до конца 2014 года переведёт все свои активы в Россию. Тимченко с состоянием более 15 млрд долларов — основной акционер Volga Group — группа объединяет активы в банке «Россия», «Новатэке», «Трансойле», «Сибуре» и т. д.
  • 23 июня 2014. Путин внёс в Госдуму проект закона о запрете иностранных счетов для чиновников.
  • 11 ноября 2014. Центробанк РФ сообщает, что объёмы вывода капитала из России по сомнительным основаниям за 9 месяцев этого года не превышают 8 млрд долларов, что почти в три раза меньше по сравнению с 23 млрд долларов за тот же период прошлого года.
  • 18 ноября 2014. Госдума РФ приняла «жёсткий» закон о деофшоризации бизнеса — контролируемые иностранные компании будут платить налоги в бюджет РФ.
  • 25 ноября 2014. Путин подписал закон о деофшоризации, обязывающий физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний. Также этот документ вносит поправки в Налоговый кодекс, которые создают механизм налогообложения прибыли офшорных компаний.
  • 12 декабря 2014. Госдума запретила иметь зарубежные счета всем, кто связан с безопасностью России.
  • 19 декабря 2014. Российский миллиардер Алишер Усманов перевёл ключевые активы в Россию.

2015

  • 20 января 2015. Россия ратифицировала Совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Важно, что к Конвенции присоединился целый ряд офшорных юрисдикций, с которыми мы ранее не имели возможности обмениваться налоговой информацией ввиду отсутствия двусторонних налоговых соглашений.
  • 23 марта 2015. Центробанк РФ сообщил, что в результате принятых мер по регулированию отечественной банковской системы отток капитала, связанный с сомнительными операциями, за год сократился с $26,5 млрд до $9 млрд.
  • 20 апреля 2015. Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны — банки обязаны сообщать о всех операциях клиентов, которые являются резидентами стран, принявших антироссийские санкции, поддерживающих терроризм и не борющихся с коррупцией.
  • 5 мая 2015. The Times пишет, что за последние 15 месяцев Великобритания потеряла 356 млрд долларов инвестиционных капиталов — одной из основных причин является активный вывод российского капитала. «Российские деньги начали покидать Британию в прошлом году, после того, как украинский кризис повлёк за собой санкции. К декабрю ситуация ухудшилась, когда президент Путин велел олигархам вернуть средства на Родину», — говорится в статье.
  • 8 июня 2015. Путин подписал закон об амнистии возвращённых из офшоров капиталов, по которым совершены правонарушения до 1 января 2015. По словам Путина, «Россия должна перевернуть, закрыть офшорную страницу в своей истории».
  • 13 июля 2015. Путин подписал закон о запрете госзакупок в офшорах. Закон, представляющий собой поправки в Налоговый кодекс, вводит понятие «контролируемая иностранная компания».
  • 23 октября 2015. Госдума приняла закон о лишении депутатов мандатов, а сенаторов и муниципальных чиновников — своих полномочий — за непредоставление декларации о доходах. Также закон предписывает информировать государство о наличии конфликта интересов и ликвидировать счета за рубежом в течение 3 месяцев после вступления закона в силу. Под муниципальными чиновниками в данном законе имеются в виду главы администраций муниципальных образований и сити-менеджеры.

4 ноября Владимир Путин подписал данный закон.

  • 27 октября 2015. Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала предварительный перечень стран, на которые распространяется правило выплаты налога контролируемыми иностранными компаниями — в список попали 119 стран, большинство из которых не считаются традиционными офшорами (ранее в список входило только 40 офшоров). В том числе в списке оказались Великобритания, Швейцария, Австрия.
  • 3 ноября 2015. Задержан Александр Григорьев, организатор преступного сообщества, которое вывело из России и обналичило около 50 миллиардов долларов. Полиция назвала Григорьева лидером крупнейшей в России банды, занимавшейся незаконным выводом средств. Он был совладельцем ряда обанкротившихся кредитных организаций..
  • 11 ноября 2015. По данным Банка России чистый вывоз капитала из РФ за период январь-октябрь 2015 года сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. По состоянию на декабрь картина та же: незаконный вывоз капитала сократился вдвое. В октябре-декабре правоохранительные пресекли деятельность ряда лиц и преступных групп, пытавшихся незаконно вывезти многие миллиарды рублей.
  • 29 декабря 2015. Владимир Путин продлил амнистию капиталов на полгода, до 30 июня 2016 года.

2016

  • 18 января 2016. По оценке Центробанка РФ, чистый отток капитала из страны в 2015 году упал до $56,9 млрд, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 году ($153 млрд).
  • 29 декабря 2016. Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий владеть иностранными активами депутатам, чиновникам и сотрудникам силовых ведомств, в том числе через третьих лиц или доверительное управление.

2017

  • 20 апреля 2017 года. В Кишинёве обвиняемого в выводе из России в офшоры 20 миллиардов долларов молдавского бизнесмена Вячеслава Платона приговорили к 18 годам тюремного заключения.
  • 21 декабря 2017. Путин поручил определить параметры облигаций федерального займа (ОФЗ) в валюте для возвращения капиталов на российскую территорию и обеспечить их выпуск в 2018 году.

2018

  • 13 января 2018. Компания «Газпром бурение» завершила деофшоризацию.
  • 1 мая 2018. Британский парламент проголосовал за принятие закона, требующего раскрыть имена хранящих деньги в офшорных зонах на Британских Виргинских и Каймановых островах. Закон может быть направлен в первую очередь против «русских олигархов», как ранее пообещали представители британских властей.
  • 3 мая 2018. Владимир Путин подписал пакет законов о создании офшорных зон на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области. Правительство рассматривает создание офшоров как меру поддержки подпавших под санкции российских бизнесменов.
  • 23 сентября 2018. Американское новостное агентство Bloomberg подтвердило, что санкции США вынуждают российских предпринимателей поспешно переводить свои активы в российские банки.
  • Власти Великобритании приступили к заморозке активов проживающих в стране иностранцев, неспособных объяснить происхождение своего богатства. Предположительно, это коснётся многих российских бизнесменов, вывезших свои капиталы в британскую юрисдикцию.

2019

  • 9 июля 2019. Российский производитель алюминия и электроэнергии En+ Group перерегистрировался из Джерси на территорию России, что является одним из пунктов плана вывода компании из списка санкций США.

Где зарегистрированы российские компании

На 2015 года большинство компаний из рейтинга РБК 500 имели не офшорную, а российскую регистрацию: в России зарегистрированы 239 компаний из 500 — 47,8 %. Однако в это число входят 87 государственных компаний, обязанных регистрироваться в России. Таким образом, в России зарегистрированы лишь 152 частные компании, тогда как за рубежом — 183, и ещё 38 компаний зарегистрированы в иностранных юрисдикциях через «компании-оболочки» (Yandex N.V., United Company Rusal и т. д.). Также в рейтинге участвует иностранная компания VimpelCom, а ещё 40 компаний не раскрыли свою юрисдикцию.

Совокупная выручка зарегистрированных в России компаний в 2014 году составила 32,47 трлн руб., тогда как совокупная выручка российских компаний, зарегистрированных в прочих юрисдикциях, — 23,57 трлн руб. Однако 3/4 выручки зарегистрированных в России компаний приходится на государственные компании — 24,5 трлн руб.

На первом месте среди мест зарубежной регистрации российских компаний находится Кипр, который с большим отрывом опережает в этом отношении ближайших конкурентов — Нидерланды и Британские Виргинские острова. Выручка зарегистрированных на Кипре российских компаний составила в 2014 году 9,056 трлн руб.

Компании, вернувшиеся или возвращающиеся в российскую юрисдикцию

Крупнейшие компании, вернувшиеся в российскую юрисдикцию:

  1. Компания USM Holdings Ltd российского миллиардера Алишера Усманова завершила 19 декабря 2014 года процедуру перевода контрольных пакетов акций «Металлоинвеста» и «Мегафона» в зарегистрированные на территории России ООО. Теперь МегаФон и «Металлоинвест» будут платить отчисления в бюджет России.
  2. «Русал» (крупнейший в мире производитель алюминия) объявил о начале переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России. Головная компания «Русала» была зарегистрирована на острове Джерси.
  3. КАМАЗ. Акционеры Камского завода объявили о переводе ценных бумаг под российскую юрисдикцию. В настоящее время различные юридические лица контролируют 98,34 % уставного капитала КАМАЗа — госкорпорация «Ростех» (49,9 %), компания Avtoinvest Limited (20,81 %), Daimler AG (11 %), KAMAZ International Management Co. (4,25 %), Европейский банк реконструкции и развития (4 %) и Decodelement Services Limited (2,73 %).
  4. «РусГидро» ликвидирует свои кипрские компании Balp Limited и Boges, ликвидация должна завершиться в 2014 году.

Возвращение капиталов

Наряду с выводом компаний из офшоров российские власти также предпринимают усилия по стимулированию возвращения в Россию капиталов из зарубежных стран вообще.

Начиная с конца января 2015 года британские банки потребовали от обеспеченных русских, проживающих в Великобритании, предоставить полный отчёт по происхождению лежащих на счетах денег. По мнению Росфинмониторинга, Британия таким образом саботирует возврат российских капиталов.

Россия по итогам 2016 года вошла в пятерку стран — главных инвесторов в офшоры, однако при этом вырос приток инвестиций из офшоров в Россию в связи с возвращением капиталов.

21 декабря 2017 года Президент России Владимир Путин поручил определить параметры облигаций федерального займа (ОФЗ) в валюте для возвращения капиталов на российскую территорию и обеспечить их выпуск в 2018 году. Об этом глава государства заявил на встрече с представителями бизнеса.

Мифы об офшорах

Пишущие про офшоры регулярно применяют грязные трюки, позволяющие им предъявлять публике астрономические цифры «выведенных из страны» денег. Допустим, например, у нас есть завод стоимостью в миллиард долларов. Завод оформлен на офшор — то ли из-за желания сэкономить на налогах, то ли из-за несовершенства нашего акционерного права, которое пока что ещё развито весьма слабо.

Типичный исследователь офшоров пишет в этом случае: «в офшоры выведен миллиард долларов». Однако завод остаётся в России, и олигарх Пупкин, которому принадлежит завод, тоже остаётся в России. Самый максимум, который может сэкономить господин Пупкин — это 13% налога с дивидендов, которые, в свою очередь, вряд ли превышают 9% от стоимости завода, то есть 10 млн долларов. То есть, реально за рубеж ушло 10 млн долларов (или меньше), а исследователи пишут про миллиард.

См. также

  • Дедолларизация
  • Обеление экономики России

Ссылки

  • «Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных оффшорных зонах». Книга британского автора кенийского происхождения Н. Шэксона — рекомендуется для людей, не до конца понимающих, что такое офшоры, как они работают и какой от них вред.
  • Деофшоризация — статья в Википедии

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Торжество киприотизма: Где зарегистрированы 500 крупнейших компаний страны

Экономософия
Производство Ресурсоёмкость • Мифы об экономической неэффективности территории России • Нефтяная игла • Импортозамещение • Продовольственная безопасность России
Торговля Российский экспорт • Экспорт углеводородов из России
Валюта и резервы Российский рубль • Центральный банк России • Золотой запас России • Вложения России в облигации США
Цены, курсы, ставки Цены на нефть • Цены на бензин • Курс доллара к рублю • Курс евро к рублю • Ставки по депозитам физлиц • Инфляция в РФ • Политика отрицательных процентных ставок (ПОПС)
Налоги Налоги в России • Детенизация экономики России • Деофшоризация в России • Прогрессивная шкала НДФЛ
Зарплаты и доходы Уровень жизни в России • Социальное неравенство в России • Зарплаты и доходы в России • МРОТ • Пенсии в России
Кредиты и долги Потребительские кредиты • Списание долгов Россией
Инвестиции Перспективные направления в России • Библиотека инвестора
Разное Размышления о ведении бизнеса в России • Миф:В России ничего не строится • Человеческий капитал в России
Россия
Государство Госдума • Правительство • Правоохранительные органы • Судебная система • Избирательная система • Центробанк (золотой запас • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Армия (модернизация ВС) • Вооружения • (пехотное оружие • военная техника • бронетехника • танк Т-14) • Военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ (территориальные споры) • Будущее России • Реформа Конституции России
Экономика Крупные проекты • Промышленность • Сельское хозяйство (темпы роста) • Электроэнергетика • Туризм • Жильё (Жилой фонд • благоустройство жилого фонда) • Продовольственная безопасность • Импортозамещение • Российская продукция • Компании-лидеры
Финансы Российский рубль (курс доллара • курс евро) • ВВП России (регионы РФ по ВРП • регионы РФ по ВРП (ППС) на человека) • Бюджет (финансирование науки) • ФНБ • Внешний долг • Экспорт (экспорт углеводородов) • Цены на нефть • Цены на бензин • Ставки по депозитам • Инфляция • Зарплаты и доходы (МРОТ • дефицит денежного дохода) • Пенсии • Уровень жизни • Прожиточный минимум • Численность бедных • Уровень безработицы • Налоги • Деофшоризация • Детенизация • Производительность труда
Транспорт Автомобилизация • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Морские порты (доступ к океану) • Аэропорты • SSJ 100
Технологии Изобретения • Хайтек-продукция (новые разработки) • Оборонка • Авиапром • Космос • Атом (атомная энергетика) • Судостроение • Автопром • Двигателестроение • IT-сектор (микропроцессоры • смартфоны) • Робототехника • Нефтепром
Медицина Медицина • Фармацевтика • Вакцинация
Демография Численность населения (по возрастным группам • трудоспособное население • инвалиды • численность мужчин и женщин • городское и сельское население) • Браки и разводы • Продолжительность жизни • Естественный прирост • Рождаемость • Смертность (материнская • младенческая) • Миграция (Эмиграция • Миграция в бСССР) • Число заключённых • Социальная политика (материнский капитал) • Человеческий капитал
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России (история) • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы РФ (геостратегические регионы) • Города (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения) • Федеральные округа • Экономические районы • Макрорегионы • Российская Арктика • Символы регионов

Правительство РФ предложило смягчить запрет на госгарантии офшорным компаниям

В частности, предлагается смягчить норму о запрете выдачи госгарантий офшорным компаниям

Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU — Правительство РФ предлагает смягчить введенную в 2016 году в рамках деофшоризации российской экономики норму о запрете выдачи государственных гарантий иностранным компаниям, а также российским юридическим лицам, зарегистрированным в офшорах. Под норму не подпадали экспортеры промышленной продукции товаров, работ и услуг, теперь предлагается вывести из-под действия запрета всех экспортеров.

Законопроект (N941158-7) был внесен правительством в Госдуму в пятницу.

Согласно норме Бюджетного кодекса, которая была введена в феврале 2016 года, офшорные организации лишены права получать государственные и муниципальные гарантии: пункт 16 статья 241. Если гарантия будет предоставлена с нарушением данной нормы закона, то такая гарантия и договор о ее предоставлении будут ничтожны, а исполнение обязательств по ней не осуществляется. Введенный ранее запрет не коснулся экспортеров промышленной продукции, а также товаров, работ, услуг, находящихся в офшорных юрисдикциях.

Внесенный законопроект сохраняет норму о запрете на предоставление госгарантий офшорным компаниям, но при этом расширяет перечень исключений. Теперь госгарантии можно выдавать не только экспортерам промышленной продукции, но и экспортерам любой продукции, товаров, работ и услуг.

«Создается возможность предоставления государственных гарантий РФ в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и, например, продукции сельскохозяйственного назначения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, вводится ряд других послаблений. Так, законопроект позволяет использовать государственные гарантии иностранных государств при регрессных требованиях. Допускается возможность исполнения госгарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства. По мнению авторов законопроекта, это будет способствовать снижению спроса со стороны государства на иностранную валюту и финансированию экспортных операций в рублях, то есть переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в национальной валюте. Данная норма, говорится в пояснительной записке, также позволит банкам-бенефициарам по государственным и муниципальным гарантиям в иностранной валюте применять понижающий коэффициент риска по рублевым активам при расчете нормативов в соответствии с требованиями ЦБ.

В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Проблемы оффшоризации российской экономики



В статье рассматриваются вопросы возникновения понятия «оффшор» и оффшорных компаний в России и за рубежом. Так же приводятся статистические данные чистого ввоза/вывоза капитала из России. Проводится сравнительная характеристика использования Китаем и Россией оффшорных зон.

Ключевые слова: оффшоры, международные компании, деоффшоризация, репатриация, утечка капитала

Keywords: offshore, international companies, de-offshorization, repatriation, capital flight

Современная мировая экономика в последние годы характеризуется мобильностью мирового рынка капиталов и активной экономической интеграцией, чьей неотъемлемой частью является создание и функционирование свободных экономических зон всех видов, в том числе и оффшорных.

Термин «оффшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 1950-х годов. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путём географической избирательности. Иными словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин «оффшор» включает в себя не только юридическое понятие, но и экономико-географическое.

Оффшорные компании являются одним из распространенных инструментов ведения предпринимательской деятельности в современном мире, а также выступают элементом российской экономики с одной стороны и ее же проблемой с другой стороны. Особенно необходимо анализировать риски экономической безопасности для субъектов федерации, регионов и страны в целом.

Впервые российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы Riggs Walmet Group , которая оказывала услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговых юрисдикциях.

Международные компании используют оффшорные зоны как для ухода от налогообложения, так же и для вывода капитала из страны. Последнее особенно актуально для Российской Федерации.

Стремительное развитие процесса оффшоризации непосредственно связано с преимуществами, которые предоставляются оффшорными центрами, т. е. с привлекательностью их оффшорных режимов, которые представляют собой совокупность особых льгот, предоставляемых зарегистрированным на их территории компаниям. Как правило, оффшорные режимы характеризуются набором следующих преимуществ: налоговые льготы (иногда полное освобождение от налогового бремени), значительный уровень свободы при ведении отчетности (иногда полное отсутствие требований к отчетности), отсутствие валютного контроля, возможность осуществления операций с резидентами в любой инвалюте, анонимность владельцев финансовых активов, а также конфиденциальность финансовых операций и др.

Наиболее активными пользователями оффшоров являются, как правило, страны, в структуре экспорта которых в значительной степени преобладает сырье (в первую очередь, это нефтедобывающие страны). Исследование международной исследовательской организации TJN (Tax Justice Network), занимающейся независимыми расследованиями в области уклонения от уплаты налогов, показало, что Россия по объемам выведенного в оффшоры капитала занимает 2 место (798 миллиардов долларов США) в мире, уступая лишь Китаю (1,189 триллион долларов США). В 2014 году отток российского капитала достиг своего исторического максимума, составив 151,5 миллиард долларов США.

Утечка капитала оказывает существенное влияние на развитие экономики страны. Ведь вместо того, чтобы инвестировать в собственную экономику, предприниматели стараются вывезти свои доходы в оффшорные зоны, тем самым стимулируя экономическое развитие стран, в которые уходят средства. С 2000 по 2015 гг. из России было выведено более 400 млрд долл. (рис.1).

Рис. 1. Чистый ввоз/вывоз капитала из России в 2000–2015 гг., млрд долл.

Из графика видно, что приток капитала наблюдался в 2006–2007 гг., в связи с тем, что с 2006 г., в расчете на приток иностранных инвестиций, в России были сняты последние ограничения на движение капитала, произошла полная либерализация валютного регулирования, характерная для стран с развитой экономикой в некризисные периоды. Однако, в 2008 году отток капитала из страны возобновился из-за мирового финансового кризиса и составил 133 млрд долл. В 2014 году отток капитала превысил прогнозы и достиг своего исторического максимума составив 152,9 млрд долл. Такое ухудшение было вызвано введением санкций против России фактически и ограничением доступа на внешние рынки капитала. В 2015 году отток капитала замедлился в 2,7 раза — до 56,9 миллиарда долларов по сравнению с 2014 годом .

Оффшорными зонами пользуется большая часть крупных компаний Китая. Данная деятельность ведется в рамках государственных программ иностранных инвестиций, что является существенным отличием от практики России. Однако сохраняется валютный контроль движения капиталов, и отсутствуют планы по его либерализации. Стоит отметить, что размер потерь китайского бюджета от использования местными компаниями оффшорных зон не оценивался по ряду причин, в том числе и по причине рассматривания движения капитала в качестве одного из направлений интеграции Китая в мировую экономику под контролем государства. Особое внимание китайскими регуляторами уделяется использованию оффшорных схем физическими лицами. В связи с этим потери бюджета достаточно серьезны. Так, с 1990 по 2010 года Китай покинули от 16 000 до 18 000 коррупционеров и вывели с территории страны более 120 миллионов долларов США, в том числе через оффшорные компании.

На территории Российской Федерации, как и других государств, оффшорные юрисдикции создают комплекс противоречий между интересами бизнеса и государства. Страна из-за использования услуг оффшорных зон несет значительные налоговые убытки, а также риски утраты контроля над стратегическими активами. Экономика России теряет значительные финансовые ресурсы, уходящие в оффшорные банки. Например, российское предприятие продает оффшорной фирме товар (руду, металл, нефть и т. д.) по низкой цене и, соответственно, уплачивает государству минимальные налоги. Оффшорная фирма продает товар в другое государство уже по мировым ценам. Значительная доля выручки остается в этой фирме. Таким образом, российское предприятие уплачивает российскому государству минимум налогов и выводит за рубеж основную массу доходов от продажи товаров (сырья). Самое главное деньги уже принадлежат иностранной фирме. И именно этим зачастую наносится наибольший ущерб государству.

Самой популярной зарубежной юрисдикцией для российских бизнесменов остается Республика Кипр, лидирующая с огромным отрывом от ближайших конкурентов — Нидерландов и Британских Виргинских островов. Россия — единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в оффшорах. В Европе не более 4 % крупнейших и крупных компаний контролируются владельцами из оффшорных юрисдикций. В США — 2 %. В России, картина совершенно иная, не имеющая аналогов среди развитых стран мира. Отличие западной и российской моделей офшоризации кардинально разные. На западе в оффшоры выводятся только прибыли, что влечет за собой проблемы фискального характера, а в России не только прибыли, но и активы, а это угроза утраты всей отечественной экономики.

Оффшоризованным в России оказывается не только средний и крупный частный бизнес, а также госкорпорации, акционерные общества с преобладающей долей государства. Например, у государственной «Роснефти» только по официальной отчетности зарегистрированы одиннадцать «дочек» в оффшорах: на Кипре, в Голландии, Ирландии, Великобритании, Люксембурге и на острове Джерси. В конце 2012-го «Ростехнологии» перепродали кипрской компании Nordcom 45,42 % акций единственного в России производителя титана — корпорации «ВСМПО-Ависма». Имея статус госкорпорации, «Роснано» начала создавать оффшорные структуры под предлогом того, что они позволят корпорации выходить на западные финансовые рынки. Наиболее крупная такая структура — фонд «Rusnano Capital» с капиталами 500 млн долл., зарегистрированная в Швейцарии. После преобразования в 2011 году «Роснано» из госкорпорации в акционерное общество с государственным участием компания продолжила курс на оффшоризацию капитала. «Газпром», в котором государству принадлежит контрольный пакет, львиную долю своей деятельности ведет при помощи юрисдикций с более комфортным, чем в России, налогообложением. А также на «кипрской арене» присутствуют: «Норильск никель» (100 % владение Norilsk Nickel (Cyprus) Ltd), ОАО «Роснефть» (51 % владения кипрской компанией «Роснефть Шелл Каспиан Венчурс Лимитед»), Банк ВТБ (100 % владение Russian Commercial Bank (Cyprus) Ltd и I. T. C. Consultants (Cyprus)), Челябинский трубопрокатный завод (75,9 % в руках кипрской оффшорной компании Mountrise Ltd), аэропорт «Домодедово» (кипрская компания «Асьенда Инвестментс Лимитед»), «Магнитка» (87 % принадлежит кипрским компаниям Mintha Holding Ltd и Fulnek Enterprises Ltd) и многие другие .

Борьба с оффшорами перешла в активную фазу в 2013 году. Главный способ ведения борьбы — ликвидация оффшоров или, по крайней мере, изменение их статуса и повышение «прозрачности». Объявленный в России «курс на деоффшоризацию» — часть общемирового тренда по стремлению властей вернуть деньги на родину. Однако, главной движущей силой деоффшоризации у нас является так называемая «национализация элит», т. к. независимость российского бизнеса, основные активы которого находятся за рубежом, сильно снижает управляемость страной. Ширмой для «национализации элит» стали рекомендации международных организаций в области противодействия уклонению от уплаты налогов.

«Многие страны борются с оффшорами, но надо понимать, что через офшоры национальные компании дают себе возможность немного облегчить налоговое бремя. Это отдушина, которую они для себя создают. Поэтому борьба с офшорами будет эффективна, когда будет сопровождаться снижением внутренней налоговой нагрузки» (председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов ).

Данное мнение отражает одно из эффективных решений проблемы оффшоризации. Мы понимаем, что данная проблема существует не год и не два и характерна не только для России, но и для других стран, в том числе и развитых. И если она не решена до сих пор, то маловероятно, что ее удастся решить в одночасье. Но тем не менее необходимо совершенствование налоговой системы, а также улучшение инвестиционного климата и создание выгодных условий для репатриации «сбежавшего» капитала.

Необходимо отметить, что Россия очень сильно проигрывает иностранным юрисдикциям по многим критериям: качеству судебной и правовой системы, уровню налогообложения, а также по таким элементарным вещам, как безопасность бизнеса и профессии. Необходимо отметить, что 90 % российских компаний зарегистрированы в оффшорах, но если завтра все оффшорные зоны будут закрыты, бюджет нашей страны будет в два раза больше, и тогда можно будет удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону. Один из инструментов решения проблемы — оптимизация международных налоговых отношений.

Таким образом, главной задачей политики деоффшоризации является устранение диспропорции в конкурентных преимуществах между компаниями, использующими оффшоры в своей деятельности, и компаниями, не интегрированными в международный бизнес. Деоффшоризация только набирает свои обороты, и далеко не все оффшорные юрисдикции пойдут на подписание двусторонних соглашений, так как западные финансовые институты, в которых размещена значительная часть вывезенных из России капиталов, не заинтересованы в их репатриации. Преодолеть тенденцию вывоза капитала возможно лишь путем разработки действенной государственной стратегии, направленной на совершенствование мер регулирования движения капитала.

Литература:

«Мировое и национальное хозяйство»

№2(25), 2013

Офшоризация российской экономики – мотивы, последствия, методы борьбы

Офшоризация российской экономики приняла большие масштабы. Это требует вмешательства государства в данную проблему

Ключевые слова: Россия, офшоризация экономики

N.Shulga. Offshorization of Russian Economy: Motives, Consequences and Methods of Counteraction

Offshorization of Russian economy attained a great scale. The government intervention to the problem is necessary.

Key words: Russia, offshorization of economy.

В современном мире практика использования бизнесом офшоров и налоговых гаваней является неотъемлемой частью экономической жизни общества. Существуют разные причины, по которым капитал стремится выехать из родной страны — чрезмерное налоговое бремя, плохой инвестиционный климат, отсутствие верховенства права частной собственности, нестабильная экономическая и политическая ситуация.

Еще с конца 80-х годов мы могли наблюдать поспешное бегство капитала сначала из СССР, затем из Российской Федерации. В 90-е годы его размеры достигли чудовищных масштабов: по разным оценкам, за этот период из страны было вывезено от 200 млрд. до 1 трлн. долларов. По мнению экспертов, на данный момент более 70% российских производственных активов принадлежит фирмам, зарегистрированным в офшорах, в то время как в США и Евросоюзе не более 10%. При этом, в офшорах регистрируют свои финансовые компании не только частные, но и государственные компании.

Во время предвыборной кампании начала 2012 года вопрос о репатриации капитала имел особую популярность: о необходимости возвращения денег в страну говорили все — Миронов, Прохоров и, конечно же, Путин. Еще в декабре 2011 года он обвинил ряд энергокомпаний страны в отмывании денег через офшоры и выстраивании коррупционных схем через подставные организации. По его словам, «с оффшорным наследием надо заканчивать», а «вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из оффшорных денег — наша приоритетная задача на предстоящий период». Стоить заметить, что задача эта была поставлена еще 10 лет назад. Еще в 2002 году на съезде Торгово-промышленной палаты тот же Путин посоветовал бизнесу без всяких условий возвращать капиталы из офшоров, иначе в результате действий развитых стран, ведущих борьбу с финансированием терроризма, «вы замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая свои средства». Впоследствии в одном из посланий Федеральному собранию он же заявил, что «деньги должны работать на нашу экономику, а не болтаться в офшорных зонах».

Очевидно, что проблема носит весьма неоднозначный характер: оценки такого явления, как офшоризация, зависят от конкретных интересов различных групп — бизнеса, нацеленного на максимизацию прибыли и комфортные условия для своего развития; богатых граждан, использующих офшорные убежища для сокрытия своих капиталов и тайн их происхождения; отдельных групп правящих элит офшорных стран, стремящихся сохранить свою собственность и власть, и, наконец, добросовестных налогоплательщиков, чьи интересы в наибольшей степени соответствуют национальным интересам. Естественно, при исследовании последствий офшоризации российской экономики следует исходить в первую очередь из интересов народа.

В данной работе будут рассмотрены основные причины утечки российского капитала в офшоры, указаны угрозы офшоризации и ее последствия для российской экономики, отмечены уже предпринятые и предпринимаемые в данный момент меры по решению проблемы.

Основные мотивы использования офшоров и налоговых гаваней российским бизнесом

В своем труде «Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике» Б. А. Хейфец приводит следующие мотивы использования офшорных юрисдикций:

  1. налоговая оптимизация — традиционный и постоянно действующий мотив использования офшорных юрисдикций, бизнес получает возможность легально снизить налоговое бремя и тем самым увеличить доходы от своего бизнеса;
  2. владение активами — постоянно усиливающееся социальное неравенство и, как следствие, нестабильность политической ситуации, ее непредсказуемость, криминализация экономики и коррумпированность власти, неурегулированные отношения собственности являются основными причинами, по которым российские бизнесмены отдают предпочтение офшорным юрисдикциям, обеспечивая тем самым большую сохранность активов;
  3. структурирование активов — в своей повседневной деятельности финансово-промышленные группы и корпорации применяют большое количество офшорных фирм и различных схем, с помощью которых оптимизируются операции компаний с финансами и другими активами, в том числе и при их реструктурировании;
  4. управление активами — для управления активами часто используются компании из классических, условных или спарринг-офшорных юрисдикций, при этом применяются сложные, многоступенчатые схемы;
  5. скрытие информации об истинных участниках сделки в сочетании с возможностью налоговой минимизации и другими традиционными удобствами офшорного владения собственностью;
  6. создание офшорных трейдеров — в офшорах концентрируются трейдеры, которые становятся центром концентрации прибыли, причем офшорных трейдеров создают не только частные фирмы, но и бизнес-структуры, где контрольный пакет акций принадлежит государству (до недавнего времени самой активной такой компанией был голландский нефтетрейдер Gunvor, принадлежащий давнему другу Путина Геннадию Тимченко; через него проходило до 80% экспортных поставок «Роснефти», так же поставщиками сырья являлись «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» и ТНК-BP; однако после недавнего конфликта между Тимченко и Сечиным Gunvor проиграл тендеры на продажу нефти тех же «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР; победу в тендерах одержали Vitol и Glencore, а также компания Shell);
  7. использование для международных инвестиций и осуществления международной экспансии — офшорные компании часто позволяют сохранить тайну реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения;
  8. размещение ценных бумаг на иностранных фондовых рынках — офшорные компании часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций;
  9. осуществление инвестиций в Россию — с помощью офшоров на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы; значительная часть этих инвестиций возвращается в виде кредитов и ссуд: таким образом «зарубежные» инвесторы пытаются защитить свои инвестиции при неблагоприятном для них стечении обстоятельств с помощью международных судов; существуют и другая точка зрения об инвестициях из офшорных зон: они могут представлять собой форму вывода активов за рубеж, когда в офшоре учреждается фирма, а затем приобретает за счет своих средств, зачастую по фиктивной стоимости, либо весь, либо контрольный пакет акций российской компании у своего же учредителя; и, конечно же, льготные налоговые юрисдикции могут легально использоваться для создания специальных фондов по инвестированию в Россию;
  10. осуществление расчетов за пределами России с помощью офшоров — этот мотив особенно важен был в 90-е годы, когда до половины расчетов с деловыми партнерами российский бизнес производил через такие корпоративные расчетные центры.

Когда мы говорим о мотивах использования офшоров, не стоит забывать, что сам по себе данный институт является вполне легальным инструментом международного налогового планирования. Однако в России он (как и рыночная система в целом) принял дикие формы.

Последствия офшоризации российской экономики

Как уже было упомянуто, подавляющее большинство российских производственных активов принадлежат фирмам, зарегистрированным в офшорах, а это означает, что национальная экономика недополучает гигантские объемы потенциальных налоговых поступлений. Есть интегральные оценки, что через офшоры корпорации РФ уводят от налогообложения от 2/5 до 4/5 реальных доходов. Некоторые эксперты всерьез заявляют, что увод капиталов в офшоры является своеобразной заменой налоговой реформы. Однако данный тезис представляется абсолютно несостоятельным — ведь эти капиталы не зарабатывают на хай-теке, не используются для модернизации национальной экономики и, конечно же, не защищают интересы забитого в России малого бизнеса. Данные капиталы в основном состоят из вывезенной части природной ренты или других квазидоходов, полученных из-за монополизации и коррупционности российской экономики. А зачастую офшоры используются для банального отмывания капиталов (в том числе добытых преступным путем), с которых не были уплачены налоги.

По словам начальника главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России генерал-майора полиции Дениса Сугробова, основной массив от объема отечественных коррупционных средств, оседающих за рубежом, составляют деньги, полученные в виде, так называемых, «откатов» в сфере госзаказа. Кроме того, это средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней.

Конечно же, нельзя сказать, что офшоры самим фактом своего существования наносят ущерб российской экономике, однако они создают благоприятные условия для дальнейшего процветания казнокрадства в Российской Федерации — доходы, добытые преступным путем, отправляются за рубеж, где уже намного сложнее отследить, кем и при каких обстоятельствах они были получены.

Возвращаясь к вопросу о налоговой реформе, столь жизненно необходимой России, стоит отметить, что она должна отвечать задачам структурной перестройки экономики и ее инновационного развития. Однако здесь многое зависит и от качества государственных институтов. А с этим, как водится, большие проблемы. В рейтинге восприимчивости коррупции (Corruption Perceptions Index), составляемом неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International, Россия делит 143 место (из 182) с такими странами, как Нигерия, Того и Уганда.

Сама государственная власть показывает плохой пример частным компаниям. Она фактически поощряет широкое использование госкомпаниями офшорных трейдеров, явно и скрыто аффилированных с ними (что мы прекрасно видим на примере того же Gunvor), а это наносит многомиллиардный ущерб бюджету. Строгая правительственная комиссия, жестко отбиваясь от серьезных иностранных инвесторов, становится по-отечески мягкой, когда речь идет о некоторых новоявленных институциях с запасных офшорных аэродромов, позволяя им вкладываться в перспективные стратегические активы. А госбанки своими кредитами помогают делать такие выгодные покупки.

Говоря о других негативных последствиях офшоризации, стоит отметить, что она строит жизнерадостные декорации для реальной весьма плачевной ситуации с экспортом из/импортом в Российскую Федерацию капитала — когда говорят об инвестициях из одной страны в другую, то подразумевают, что деньги там будут работать, делать новые деньги и в конечном итоге приносить пользу стране экспортеру капитала, при этом предоставляя прекрасную возможность развития стране импортеру капитала. Если же взглянуть на структуру российского импорта и экспорта капитала, в какие страны Россия вкладывает деньги и какие страны вкладывают в Россию, то станет очевидным тот факт, что активная инвестиционная деятельность по большей части является бутафорной — большая доля инвестиций до сих пор приходится на офшорные зоны.

Некоторые эксперты могут отметить, что эта доля заметно снизилась в последнее время, однако это свидетельствует лишь о том, что российские компании становятся хитрее и осторожнее в использовании открытых офшорных схем и активнее прибегают к использованию в качестве промежуточных звеньев компаний из респектабельных неофшорных стран. Показательным является также тот факт, что более четверти всех поступающих инвестиций приходится на финансовый сектор, инвестиции сюда приходят из Швейцарии, Кипра и Люксембурга, что еще раз свидетельствует об обращении российского бизнеса к данным юрисдикциям при проведении финансовых операций и построении финансовых структур.

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

Социальные последствия офшоризации также носят большое и зловещее значение. Можно по-разному относиться к личности Владислава Суркова, но он был абсолютно прав, когда в 2006 году, выступая на закрытом заседании Единой России, заявил о существовании в России так называемой «офшорной аристократии» и угрозах, которые она несет для российского общества: «Вроде хозяева жизни, но при этом они видят свое будущее, будущее своих детей не в России. Живет он ментально не здесь, не в России, и держаться за нее такие люди не будут, и заботиться о ней тоже не будут. То есть у них не только деньги в офшоре, но и голова там же. И если наше деловое сообщество не трансформируется в национальную буржуазию, то, конечно, будущего у нас нет».

С тех пор прошло уже шесть лет, а ситуация только ухудшилась, социальное неравенство усилилось, и, как следствие, сформировалось серьезное протестное движение. Однако нельзя сказать, что с офшоризацией все это время не велось абсолютно никакой борьбы.

Методы борьбы с офшоризацией российской экономики

Можно отметить как минимум четыре достижения российских властей в борьбе с офшорами: первое — обновление налоговых соглашений с ключевыми для российского бизнеса налоговыми гаванями; второе — лишение резидентов офшоров права на льготное налогообложение дивидендов при стратегическом владении; третье — введение обязательного контроля сделок с офшорами в рамках принятого в 2011 году закона о трансфертном ценообразовании; четвертое — успехи налоговых органов в судебном оспаривании действий минимизаторов налогов с помощью зарубежных компаний.

К пересмотру налоговых соглашений Министерство финансов приступило в 2010 году. С «дикими» офшорами типа БВО у российских властей как не было, так и нет контактов, так что было принято решение налаживать отношения с договороспособными европейскими юрисдикциями. В частности, в 2010 году была подписана новая редакция соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Кипром — российские власти считали, что подписанное в 1998 году соглашение позволяет российскому бизнесу чрезмерно экономить на налогах (например, налог на дивиденды на Кипре — 5%, в России — 15%). В новую редакцию также была включена крайне важная статья об информационном обмене между налоговыми службами. Раньше получить подобную информацию было практически невозможно, что даже вынудило Минфин включить Кипр в список экзотических офшоров. Приказом от 31 октября 2012 года он оттуда был исключен.

Также соглашение об избежании двойного налогообложения было обновлено со Швейцарией. Аналогичное соглашение будет действовать с Люксембургом. Кроме норм об обмене информацией во все эти соглашения включена еще одна важная статья — о введении налогообложения сделок с акциями компаний, владеющих недвижимостью в РФ. Сейчас большинство девелоперов оформляют недвижимость на компании, зарегистрированные в офшорах, прежде всего — на Кипре. Так что при сделках продается не недвижимость, а сама компания. До сих пор налоги в этом случае в РФ не уплачивались, теперь — будут. Правда, лишь с 2017 года: Россия согласилась на отсрочку, необходимую для того, чтобы включить такую же статью в соглашения и с другими странами-партнерами.

Вторая антиофшорная мера — введение в 2008 году поправок в Налоговый кодекс о нулевой ставке налога на прибыль с дивидендов, получаемых российскими компаниями от своих «дочек». До 2008 года эти доходы облагались по ставке 9%, если же дивиденды платила иностранная компания — то 15%. Льгота предоставлена с рядом условий: получающий дивиденды холдинг должен не менее года владеть более чем 50% акций «дочки», и главное — она не должна быть зарегистрирована в странах-офшорах из списка Минфина. Освобождение было придумано ради стимулирования создания холдингов в России.

Об эффективности нового закона о трансфертном ценообразовании, согласно которому все сделки с офшорными компаниями на сумму более 100 млн. рублей в год подлежат контролю, судить пока рано. Накопление информации о таких сделках идет в пилотном режиме, пока без санкций за ошибки со стороны ФНС.

Последнее из отмеченных антиофшорных достижений властей — создание выгодных для российского бюджета судебных прецедентов. Эксперты отмечают, что успехи налоговых органов в судебной практике неоспоримы, а в различных нашумевших делах налоговые органы провели большую работу по сбору доказательств из зарубежных источников и смогли качественно оспорить созданные налогоплательщиком структуры налогового планирования.

Библиография

  1. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М.,2008. С.167
  2. Гладунов О. «У России фактически нет своей экономики» // Свободная Пресса (13.02.12)
  3. См.: Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. С. 186-202 См.: Столяренко В.М. Инвестиции, вывоз и репатриация капитала: проблемы и решения// Год планеты: политика, экономика, бизнес, банки, образования. — 2000. — С. 169
  4. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. С. 197
  5. СМИ: проблемы Gunvor — из-за ссоры Тимченко с Сечиным // BBC-Русская служба (17.09.12)
  6. Хейфец Б.А. Офшоризация non stop//Российская Федерация Сегодня. — 2010. — №10
  7. См.: Там же.
  8. Интервью начальника главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России генерал-майора полиции Дениса Сугробова. Как выводят денежные активы // Интерфакс (15.08.11)
  9. Corruption Perceptions Index 2011 // Transparency International
  10. См.: Хейфец Б.А. Офшоризация non stop
  11. См.: Живихина О. Последствия применения офшоров российскими компаниями для экономики страны//»РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция». — 2012. — №1
  12. Рискин А. Российские власти по-прежнему опасаются «оранжевой революции» // Час — Ежедневная газета Латвии (06.03.06)
  13. Вислогузов В. Борьба с переменным оффшором // Газета «Комерсантъ» (20.06.12)
  14. Кипр исключен из российского «чёрного списка» // URVISTA — Международные проекты
  15. См.: Вислогузов В. Борьба с переменным оффшором
  16. Там же.
  17. The Global Competitiveness Index 2012–2013 rankings and 2011–2012 comparisons // World Economic Forum
  18. Авторская статья Владимира Путина «О наших экономических задачах» // Путин 2012.

Что ждать от деофшоризации все за и против деофшоризации экономики в России

Термин «офшор» («вне границ») впервые был применен еще в прошлом веке. Офшоры в современной экономике – это своего рода налоговые «убежища». То есть, территории, где дозволено отмывание сомнительных денег и экономическое мошенничество. На таких территориях трудятся сотни тысяч различных компаний, «благодаря» чему из России утекло уже, по средним оценкам, от 800 млрд до 1 трлн долларов. Задача деофшоризации – ослабление офшоризации в российской экономике.

  • Что будет прописано в законе о деофшоризации
  • Что станет с инвестициями после принятия законопроекта о деофшоризации
  • Кому выгодна деофшоризация в России

Что будет прописано в законе о деофшоризации – основные моменты проекта закона о деофшоризации


Актуальность темы деофшоризации на сегодняшний день вызвана внутренними и внешними причинами. К первым относятся растущая угроза экономической нацбезопасности от последствий офшорной экономики, «обескровливание» бюджета при существенных рисках понижения доходов и усиление волны социального неприятия всей офшорной аристократии. К внешним причинам можно отнести новую линию в формировании экономической политики (справедливое налогообложение, моральные факторы) и активизацию антиофшорной политики с учетом обострения бюджетных/долговых проблем и наступления глобального кризиса. Впервые тему деофшоризации президент РФ затронул в декабре 2012 г. (тогда все сделали вид, что его не услышали), а повторился уже в 2013-м, обратившись к Федеральному собранию. С этого момента дело сдвинулось с мертвой точки.

Основные моменты федерального закона о деофшоризации:

  • Отлучение офшорных компаний от государственных контрактов и любой господдержки, в частности и от кредитов Внешэкономбанка. То есть, поддерживать компании, уклоняющиеся от налогов, государство не намерено.
  • Принудительное изымание налогов с подобных сделок в пользу бюджета РФ.
  • Отказ от соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорами.
  • Обязательное раскрытие личности владельцев подобных компаний для определения места регистрации бизнеса и учета уплаченных ими налогов.
  • Запрет на заключение муниципальных и госконтрактов с компаниями, которые находятся в офшорной юрисдикции.
  • Разработка договорной базы для повышенной эффективности сотрудничества в сфере обмена информацией по налоговым делам между зарубежными налоговыми органами и ФНС России.
  • Введение в законодательство термина «фактический получатель дохода».
  • Создание реестра бенефициарных владельцев и предоставление к нему доступа налоговым органам.
  • И др.

Говоря кратко, «хочешь льгот, прибыли и господдержки при работе в России – будь добр зарегистрироваться в российской юрисдикции». Основная задача деофшоризации – сделать вывод денег из нашей страны максимально невыгодным.

Что станет с инвестициями в России после принятия законопроекта о деофшоризации – какие могут быть последствия?

Чем может грозить данный план Минфина по деофшоризации? По мнению специалистов (тезисно)…

  • Большой прибыли в казну от такого проекта ждать не стоит.
  • Многие компании (с учетом санкций против России) уйдут в офшоры ещё глубже.
  • Наиболее мощным ударом по бизнесу может стать пункт по определению резидентства организаций и налогообложения зарубежных компаний.
  • Деофшоризация может стать причиной (одной из причин) приостановки экономического роста. Отток капиталов приостановится, но надежды на инвестирование этих средств в российскую экономику мало. В то же время нет и предпосылок для серьезных иностранных инвестиций в нашу страну.
  • Если все прибыли, которые компании получали за счет офшоров, будут уходить в российский бюджет, то можно забыть об их реинвестировании. В свою очередь, слом данного механизма способен повлиять на остановку роста экономики.

Кому выгодна деофшоризация в России – все за и против


Существуют как сторонники, так и противники деофшоризации. Первые ратуют за то, чтобы деньги российских компаний оставались в России, и выступают против их отмывания в офшорах, не вдаваясь в плюсы наличия офшорных зон. Вторые считают деофшоризацию началом конца для российской экономики и бизнеса в целом. Каковы плюсы и минусы деофшоризации?

+’Минусы деофшоризации:

)

  • Доходы бюджета могут вырасти в среднем на 5-6 млрд долларов в год.
  • Добросовестные участники налогового сотрудничества будут отсеиваться от недобросовестных через обмен информацией между странами (белый список вместо черного).
  • Налоговые преимущества для компаний, не желающих терять господдержку.
  • Устранение коррупционной составляющей бизнеса.
  • Упрощенная процедура регистраций для компаний, желающих работать в России.
  • Раскрытие данных о владельцах компаний, работающих в офшорах.
  • Мощный удар по черному рынку и нелегальному бизнесу.

Минусы деофшоризации:

)

  • Чем больше средств забирает государство в качестве налогов, тем меньше прибыль компаний и тем медленнее темпы роста инвестиций, которые и так не слишком высоки.
  • Более половины инвестиций в российскую экономику получены из офшоров.
  • При потере возможности получения средств из офшоров теряет и экономика.
  • Российский капитал из накопленных инвестиций из Нидерландов, Кипра, Люксембурга и пр. может уйти в другие страны при резком прикрытии офшоров.
  • Расширение бюрократического аппарата из-за увеличения количества нужной документации с учетом ужесточения госмер. Как следствие – рост временных затрат на оформление таких документов, финансовые потери и пр.

Резюмируя, можно сказать, что у деофшоризации, как и у любых иных экономических реформ, есть и недостатки, и преимущества. Причем, в соответствии с экономико-политической ситуацией в стране, один и тот же момент всего процесса способен стать, как плюсом, так и минусом. Но в целом деофшоризация позитивно влияет на состояние мировой экономики, охватывая практически все экономически развитые государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *