Денежная масса в России

  • автор:

Денежная масса (агрегат М2) в РФ в национальном определении в августе 2020 года увеличилась на 606,8 млрд рублей, или на 1,1%, до 55 трлн 294,2 млрд рублей, сообщается в информации на сайте Банка России.

Денежная масса в январе-августе 2020 года выросла на 7,0%. В годовом исчислении темпы роста денежной массы к 1 сентября увеличились до 16,2% с 15,5% на 1 августа.

Денежный агрегат М2 включает денежный агрегат М1 (наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат М0) и остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами РФ) и остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами РФ.

Объем наличных денег (агрегат М0) в составе денежной массы вырос в августе на 1,1%, до 11 трлн 951,3 млрд рублей.

Доля наличных денег в денежной массе в августе осталась на июльском уровне в 21,61% (максимум с 1 января 2015 года, когда она достигала 22,68%).

Денежный агрегат М2 включает денежный агрегат М1 (наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат М0) и остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами РФ) и остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами РФ.

Банк ЦБ РФ и Денежная масса России. Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег. Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2,М3, М4. Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков. Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, на­коплению и потреблению. Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно,обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты. Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента. Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в кредитных учреждениях. Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при М2> М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др. Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3. К денежным агрегатам относят: М0 — наличные деньги в обращении; М1 — М0 плюс расчетные, текущие, специальные счета в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные вклады в сберегательных банках; М3 состоит из М2 и депозитных сертификатов,облигаций государственного займа. Об изменении денежной массы М2 и ее структуры дают представление данные таблицы 1. Таблица 1. Денежная масса и ее структура (в трлн. руб.)

Из таблицы видим, что денежный агрегат М2 увеличился в 1994-1998 гг. более чем в 10 раз, удельный вес наличных денег в М2 сократился с 40% в 1994 г. до 33,9% в 1998 г. Обращает на себя внимание, что вне сферы денежного обращения, ее ключевых денежных агрегатов находятся ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа). Между тем их объемы в 1994-1998 гг.стреми­тельно наращивались с 20,5 трлн. руб. в 1994 г. до 605,5 трлн. руб., т.е. увеличились почти в 30 раз, или в 3 раза быстрее, чем увеличилась денежная масса М2. ( Афера демократов и Ельцынской власти, которая и привела к дефолту1998 года и пропавшие средства МВФ, обворовали вклады населения, инфляция увеличилась в разы – долги, которые до сих пор погашает Россия . Все это и привело, что демократы начали обменивать рубли в доллары и выводить их в оффшоры, спекуляции достигли максимумов). Государственные ценные бумаги (ГКО), являясь ликвид­ным финансовым активом, тесно связаны с движением наличных и безналичных денег, обладающих более высокой ликвидностью, т.е. их ценность в кризисных ситуациях может падать, в связи с чем либо их стремятся обменять на наличные деньги, либо от­крыть депозитные счета в банках. Именно так и получилось в августовский (1998г.) кризис, когда происходил лихорадочный сброс ГКО, ОФЗ и других долговых обяза­тельств. Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия «денежная база». Денежная база — это сумма наличных денег (МО) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном Банке в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или деньгами «высокой эффективности», поскольку эта категория денег может прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о дру­гих элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политикиЦентрального банка, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы,доверяют ли они банкам или не до­веряют. Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрица­тельных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отно­шение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора. Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое ис­пользование иностранной валюты, как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от ин­фляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения кур­сарубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов долларизации и бег­ства капитала используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе. Для определения величины широких денег используется среднегодовой валютный курс. На­пример, в 1996 г. депозиты в иностранной валюте составляли12,8 млрд. долл., а в руб­левом исчислении (с учетом курса рубля 5,5 тыс. руб.за 1 долл.) — 72 трлн. руб.; агре­гат М2 — 220,8 трлн., широкие деньги — 292,8трлн. руб. Как известно, значительная часть сбережений населения хранится дома в иностран­ной валюте. В 1996 г. «домашняя» валюта составляла 21,0 млрд. долл., или в рублевом эквиваленте — 116,8 трлн. руб. Вся сумма валютных денег составляла достаточно вну­шительную величину — 188,8 трлн. руб. Масса валютных денег более чем в 2 раза превышает наличные деньги вне банков­ской системы (МО)и составляет 85,5% от М2. Если бы денежное обращение основыва­лось только наотечественной валюте, то М2 должен быть на 85,5% больше. Масштабы замещения рубля долларом в общем денежном потоке настолько значительны, что можно считать, что в России сложилась по международной терминологии параллельная система денежного обращения, когда наряду с национальной денежной единицей ак­тивно циркулирует денежная единица иностранного государства, что ведет к сокраще­нию эмиссионного дохода Российского государства. Попробуем проанализировать денежную массу в 2000 году на основе приведенных ниже данных. Таблица 2. Денежная масса России в 2000 году (млрд. руб.). За год денежная масса в России возросла в 1,5 раз или на 47,1%, причем темпы роста в первом полугодии выше и составили 26,6 % против 16,2% во втором. В течение года ежемесячно темпы роста денежной массы неодинаковы, а в феврале 2000 г. этот показатель имеет отрицательное значение. Темп роста на 01.07.2000 г. отмечен самым высоким значением – 7,3%. Соотношение наличных и безналичных денег в общем объеме денежной массы существенно не изменилось. Удельный вес наличных денег к концу года снизился на 3,2%, а соответственно безналичных увеличился, что характеризует рост безналичных расчетов в хозяйстве страны и тенденцию к стабилизации ее экономики. Все колебания денежной массы объясняются экономическим, а также политическим развитием страны, ее зависимостью от промышленного роста, развития реальных секторов российской экономики, различных благоприятных и неблагоприятных внешних и внутренних факторов (ситуация с мировыми ценами на основные товары российского экспорта – нефть, газ, черные и цветные металлы). С точки зрения ведущих экспертов – экономистов, 2000 год ознаменовался для российской экономики годом положительных темпов роста, позитивного импульса производства, что в свою очередь укрепило финансовую систему.

Другими словами, финансовая система была так разбалансирована, что плохо работаешь или хорошо, результат получается искаженный и не отражает общественно необходимых затрат. Рост услуг в структуре оборота денежных средств с 38 % до 49 %, привело к образованию всяких прохиндеев в чью задачу вошло не заработавание денег, а их хищение, что привело к образованию власти олигархии и вынудило пьянь Ельцына бросить свой пост с условием защиты его семьи. Количество олигархов с 19 в 2000 году в 2013 году возросло до 119.

Другими словами происходила концентрация капитала в одних руках и обнищание основной массы населения и только рост цен на нефть, газ и ряд других сырьевых ресурсов не позволил скатится России в яму.

Второй отличительной чертой в указанный период из-за отсутствия денег шло разорение промышленных предприятий, образовывались торговые группы, которые обменивали полученную валюту за энергоресурсы , на товары ширпотреба, создание ритейлеров*, которые диктуют свою волю основной массе покупателей и гнобят производителей.

*Ритейлер — это компания, занимающаяся розничной торговлей – будь то супермаркет, магазин одежды, автосалон, банк, продающий услуги частными клиентам. Ритейл использует особые ритейл-технологии торговли.

Поэтому уже имеются большие противоречия между спросом и предложением и фактически исход части этих компаний с рынка России. За всеми этими группами стоят олигархи, их депутаты в ГД, банки и структуры власти .

Путину В.В. за период с 2000 г. По 2014 год частично удалось решать проблему верхов и низов , что позволило удерживать общество. Важно заметить, что за 25 последних лет с момента измены Горбачевым , жизнь основной массы населения улучшилась, но при этом накопился долг по кредитам и обязательствам равный 40 % ВВП.

Денежная масса в России занижена в 3-4 раза, что с одной стороны мешает эффективности роста ВВП России, с другой стороны распилы бюджетов всех уровней, вывоз капитала, теневая экономика составляет сегодня около 45 % ВВП, только решение этого вопроса позволит увеличить ВВП ежегодно на 2,5-3 % ВВП.

Денежные средства не являются казначейскими обязательствами, а бюджет в 13 трил. руб. находится в ЦБ РФ.

Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству?

Отделение центрального банка от России произошло 2 декабря 1990 года, когда Борис Ельцин подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Вот так под демократические лозунги Россия собственными руками лишила себя экономического суверенитета.

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:»

Рассмотрим лишь некоторые пункты статьи 4.

«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;»

Опять же таки уточняется, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, а, не строго выполняя распоряжения правительства.

«2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;»

Монопольно – значит, исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ. И это же у нас записано в конституции РФ (Статья 75 пункт 1).

«7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;»

Золотовалютные резервы являются государственной собственностью, но распоряжается ими может только юридическое лицо – Центробанк РФ, который не отвечает по обязательствам и не подчиняется правительству Российской Федерации. ( деньги мои, но распоряжается «дядя»)

«12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;»

Взаимоотношение валют регулирует опять же таки Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ.

«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды,( а где Российские суды)»

Получается, что Банк России, если ему что-то не нравится, может в любой момент обратиться «за защитой своих интересов» (и необязательно, что это будут интересы российского народа и государства) в международный суд. Международный суд по законодательству (Статья 15 пункт 4) имеет приоритет над российским судом.

Таким образом, если интересы Центрального Банка и международных организаций совпадают, но они не совпадают с интересами России, то Центральный Банк будет, ожидаемо, всегда выигрывать все суды. Это означает только одно, что посредством международного права осуществляется контроль российской экономики.( Но встает вопрос, кто контролирует экономику России ,если по закону Правительство РФ не имеет на это право.)

«Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Здесь представлена лишь часть статьи 7, но её достаточно, чтобы понять суть сказанного.

Статья 7 федерального закона о ЦБ говорит о том, что Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять.

Т.е. ещё раз подчёркивается, что в финансовой сфере главнокомандующим является Банк России, а не правительство РФ. ( Главный не человек , а кошелек – абсурд)

«Статья 21.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Очень интересный отрывок статьи, который показывает взаимоотношение Банка России и правительства Российской Федерации. Напоминает договор между двумя странами, которые «информируют друг друга о предполагаемых действиях», «координируют свою политику» и «проводят регулярные взаимные консультации». Также выясняется, что Банк России не относится к Министерству финансов, а он его только консультирует.

«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.»

Очень часто можно встретить такое мнение, что если центральный банк отделён от государства, то это в порядке нормы – так везде принято.

Тут же в пример нам приводят США, где федеральная резервная система также действует независимо от государства. Однако в любой цивилизованной стране мира, в том числе и США, центральный банк имеет право кредитовать экономику собственный страны.

Статья 22 федерального закона о ЦБ показывает нам, что, если у российского государства не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального Банка, как это делают, например, США у своей системы ФРС, но в то же время Банку России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.( вот ,где собака зарыта — абсурд правления Горбачева и Ельцына СССР еще не развалили, Россию еще не создали , а а закон о ЦБ РФ, который вредит более 20 лет создали в 1990 году, Конституцию приняли в 1993 году, Россию создали в декабре 1991 году – встает вопрос , кто все это сделал ?)

«Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.»

Не смотря на то, что Центральный Банк независим от государства и не отвечает по обязательствам государства, все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России».

Также статья 23 сообщает нам о том, что если Правительство Российской Федерации хочет провести какую-то операцию в финансовой сфере, то оно отдаёт распоряжение Министерству финансов Российской Федерации, Министерство финансов в свою очередь должно заключить договор с Банком России, и только в том случае, если Банк России согласится заключить соглашение, операция может быть осуществлена.

Таким образом, мы видим, что Банк России не только освобождён от выполнения распоряжений правительства РФ , что прописано в 1-ой статье закона о ЦБ, но и совершенно не обязан подчиняться Министерству финансов, т.к. в законе чётко прописано, что «Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения», а не действуют по системе «руководитель — подчиненный».

Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ – посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Из данной статьи мы видим, что председателя Банка России назначает не президент, а государственная Дума. Президент всего лишь предлагает свою кандидатуру, но не факт, что дума её примет. Более того, только государственная Дума может снять с должности председателя Банка России и только «по представлению Президента Российской Федерации». Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы практически невозможно. Чтобы в этом убедиться, нужно прочитать, в каких случаях председатель Банка России может быть освобожден от должности.

Читаем продолжение статьи 14:

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу.»

Получается, если председатель ЦБ здоров, его полномочия еще не истекли, уходить сам не собирается, закон не нарушает, соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты своей стране), не скрывает сведения о своих доходах – то снять председателя Банка России с должности нельзя.

«Статья 15. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;

Это означает, что досрочно уволить некомпетентного банкира, состоящего в Совете директоров, может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения члена Совета директоров ЦБ нужно представление председателя банка. Сама Госдума не может уволить банкира, если председатель ЦБ этого не хочет.

Таким образом, изучив федеральный закон о ЦБ, мы можем смело сделать вывод, что Банк России и российский рубль не принадлежит государству. Но, если ЦБ не принадлежит и не подчиняется государству, то кто же является его хозяином? По чьим правилам Банк России играет?

Как известно, Россия является членом МВФ. Соответственно Россия заключила соглашение с МВФ, которое должно безоговорочно выполняться. В законе о ЦБ так и написано:

«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

182) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов.

Много юристов, экономистов, но ни кто не объяснит, что с этим делать – это театр абсурда длится уже с 1990 года, я экономистом работаю 37 лет, из них только теперь понял, почему мы все были донкихотами в экономике последние 25 лет, а еще как юрист, я не понимаю существо законов , по которым живет ЦБ РФ, Правительство РФ – исполнительный орган, и мы, которым Конституция РФ дала гарантии, а закон о ЦБ РФ их у нас забрал.

1C развитием рыночной системы шел процесс вытеснения из обращения товар-Йшх денег кредитными деньгами При этом изменялась и структура самих кре-^итных денег, наличные деньги постепенно вытеснялись безналичными В насто-рпцее время подавляющая часть всех операций, в которых участвуют деньги, про-|(1зводится при помощи безналичных денег I,

Ч^правдывает свое название — ее владелец фактически получает кре-?дит от банка в пределах установленного для него лимита.

Ликвидность денег

Важнейшим свойством денег является их высокая ликвидность. Под ликвидностью понимается способность какого-либо имущества, т. е. активов, служить в качестве средства платежа или превращаться в средство платежа.

В принципе свойством ликвидности обладают многие виды активов. Например, высокой ликвидностью обладают золотые слитки, несмотря на то, что золото перестало играть роль денег. Золото сравнительно легко может быть обращено в валюту любой страны, которая может служить в качестве средства платежа. Вместе с тем Для того, чтобы обратить золото в наличные или безналичные деньги, требуется известное время. Эта операция связана и с небольшими

издержками, связанными с оплатой услуг агентов, занимающихся покупкой и продажей золота.

Телевизор устаревшего образца, напротив, обладает очень низкой ликвидностью, так как продать его, т. е. обратить в средство платежа, почти невозможно. Для продажи такого телевизора потребуется много времени и оплата больших комиссионных.

Наличные деньги, банкноты, непосредственно служат средством платежа, поэтому они обладают абсолютной ликвидностью Очень высокой, почти абсолютной ликвидностью обладают депозиты до востребования, дающие право выписки чеков. Несколько ниже, но тоже очень высок уровень ликвидности срочных и сберегательных депозитов, государственных облигаций.

Фактор ликвидности существенно влияет на решения, принимаемые фирмами и домашними хозяйствами. При прочих равных условиях фирмы и домашние хозяйства отдают предпочтение абсолютно ликвидным наличным деньгам и почти абсолютно ликвидным депозитам до востребования. Но этому виду денег присущ существенный недостаток: наличные деньги не приносят дохода, а процент, который выплачивается вкладчикам по депозитам до востребования, низок и, как правило, лишь компенсирует общее повышение цен. Поэтому реальный доход по этим депозитам равен нулю.

Ликвидность срочных и сберегательных депозитов немного ниже, чем ликвидность наличности. Зато эти депозиты приносят реальный доход в форме процента, выплачиваемого по этим вкладам

Еще несколько ниже ликвидность государственных облигаций и государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Непосредственно они не могут служить деньгами, однако они легко реализуемы по цене, которая соответствует их номиналу.

Согласно критерию ликвидности современные кредитные деньги сгруппированы в несколько денежных агрегатов. Денежный агрегат — это показатель денежной массы, определяемый уровнем ее ликвидности. Существуют следующие денежные агрегаты:

МО — наличные деньги;

Ml — наличные деньги + депозиты до востребования;

М2 — наличные деньги + депозиты до востребования + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты;

МЗ — наличные деньги + депозиты до востребования + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты + крупные срочные депозиты;

Глава 8

I, L — вся денежная масса, выраженная агрегатом МЗ + сберега-фелъные облигации + краткосрочные государственные обязатель-$пва (векселя) + коммерческие векселя.

Таким образом, денежная масса, циркулирующая в экономике етран с развитой рыночной системой, имеет достаточно сложную Структуру. Это показывает рис. 8-3.

* Рассмотрение структуры денежной массы показывает, что главную роль в функционировании развитой рыночной системы играют не наличные, а безналичные деньги. Но безналичные деньги fieмогут существовать и циркулировать без банков. Более того,

Рис. 8-3. А

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *