Дела о несостоятельности банкротстве рассматриваются судьей

  • автор:

СТ 223 АПК РФ

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Комментарий к Ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Следовательно, отступление от норм, предусмотренных в перечисленных законах, в том числе от норм АПК РФ, возможно, если это допускается указанными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 Кодекса возможно предусмотреть такие отступления. При этом регламентировано, что особенности могут быть установлены только федеральными законами, и лишь законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. В настоящее время действуют:

3. В АПК сохранена общая норма о коллегиальном составе судей для рассмотрения дел о банкротстве. Вместе с тем законодатель предоставил возможность предусмотреть в законе, регулирующем вопросы банкротства, единоличное рассмотрение этих дел или отдельных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела о банкротстве. Это реализовано в новом Законе о банкротстве.

При применении ранее действовавшего Закона возникли сложности с созданием коллегиального состава для рассмотрения обоснованности требований кредиторов, вступивших в процесс после возбуждения производства по делу, особенно в случаях, когда в деле участвует большое количество кредиторов. Практика пошла по пути единоличного рассмотрения этих вопросов, когда нет возможности создать коллегиальный состав.

В новом Законе о банкротстве установлены случаи вынесения судьей единолично ряда определений. Так, определения о введении наблюдения, о подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, по результатам рассмотрения заявлений и ходатайств арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, между ним и должником, о рассмотрении жалоб кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

В новом Законе увеличен срок рассмотрения дел о банкротстве с трех до семи месяцев, так как исходя из всех действий, которые должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом до рассмотрения дела по существу трехмесячный срок оказался явно недостаточным.

4. В АПК предусмотрено, что дела о банкротстве рассматриваются только профессиональными судьями, участие арбитражных заседателей не допускается. Эта норма установлена в ч. 3 ст. 17 АПК РФ и подчеркнута в ч. 2 ст. 223 Кодекса.

5. Вопросы обжалования определений конкретизированы в ст. 61 Закона о банкротстве.

Определения, принимаемые по результатам рассмотрения заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле, установления обоснованности требований кредиторов, обжалуются в порядке, установленном АПК РФ. Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает постановление, которое является окончательным.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ ДОЛЖНИКА В ПРОЦЕССЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

© А. В. Перфилов

Перфилов Андрей Васильевич

аспирант

Самарская

гуманитарная академия

В статье проволится анализ положений закона о несостоятельности, посвященных обеспечению зашиты интересов работников посрелством института прелставительства. Обосновываются теоретические положения и преллатаются практические рекоменла-иии, направленные на повышение эффективности лействуюших правовых институтов.

Ключевые слова: представитель работников, арбитражный управляющий, собрание работников, несостоятельность (банкротство), лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве, лицо, участвующее в деле о банкротстве.

Как показывает современная практика, «здоровое финансовое состояние коммерческих организаций, их устойчивая платеже-спо-собность, является важнейшим условием успешного развития экономической системы страны в целом» . Однако основу экономической стабильности государства все же составляет благосостояние его граждан, которые являются основными потребителями большинства товаров и услуг, а также составляют значительную долю наемного персонала организаций, действующих на территории РФ. Именно это обстоятельство стало основанием для включения норм, обеспечивающих защиту интересов работников должника, в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее — закон о несостоятельности) .

Работники должника какого-либо особого статуса в законе о несостоятельности не

получили. Они не относятся ни к категории лиц, участвующих в деле о банкротстве, ни к группе лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Законодатель с целью защиты законных интересов работников должника использовал конструкцию представительства.

В соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности, представителем работников должника является лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Представитель работников должника также не получил статуса лица, участвующего в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о несостоятельности). Он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе (ст. 35 Закона о несостоятельности).

Согласно ст. 12 Закона о несостоятельности, представитель работников должника имеет право принимать участие в собрании кредиторов. Следовательно, он должен быть надлежаще уведомлен о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов (п. 1 ст. 13 Закона о несостоятельности). Однако такое участие ограничивается только правом обсуждения вопросов, но не принятия решения. Как нам видится, для обеспечения защиты интересов работников у их представителя должна быть более реальная возможность влияния на решение собрания кредиторов. Например, законодательно закрепить перечень вопросов, по которым мнение представителя работников должника обязательно должно учитываться.

В соответствии с п. 3 ст. 60 Закона о несостоятельности, в заседании арбитражного суда рассматриваются жалобы представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия, иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие права и законные интересы лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. То есть правом обжалования действий арбитражного управляющего, решений собрания кредиторов или комитета кредиторов наделены не только лица, участвующие в деле о банкротстве, согласно ст. 34 Закона о несостоятельности, но и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, следовательно, и представитель работников должника. Они приобретают такое право только тогда, когда нарушаются их права и законные интересы действиями и решениями арбитражного управляющего или собрания кредиторов. Порядок и сроки обжалования унифицированы и совпадают для них и остальных участников дела о банкротстве .

Таким образом, Закон о несостоятельности закрепляет за представителем работников слишком узкий перечень прав, включающий в себя:

• участие без права голоса в собрании кредиторов;

• обжалование решений, ущемляющих законные интересы и права работников;

• иные правомочия, предоставляемые процессуальным законодательством (знакомство с материалами дела, снятие копий материала дела и т. п.).

Однако предоставляемые представителю работников полномочия не обеспечивают исполнения в полной мере тех функций, которые возлагаются на него законом о несостоятельности.

Некоторые правоведы указывают на необходимость законодательного закрепления положений, предоставляющих представителю работников право запрашивать и представлять сведения о составе и размере требований по оплате труда, гарантийным и компенсационным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации, требовать внесения в реестр требований кредиторов сведений по оплате труда, гарантийным и компенсационным выплатам каждого работника организации и осуществлять другие функции .

На наш взгляд, данные высказывания имеют полное основание на их реализацию, однако необходимо еще изменить статус представителя работников с лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве), на лицо, участвующее в деле о банкротстве. Изменение правового статуса обеспечит повышение эффективности существующих защитных мер интересов работников должника.

Помимо изменения правового статуса, назрела необходимость законодательного регулирования процедуры наделения представителя работников должника соответствующими полномочиями.

Действующим законом о несостоятельности указанная процедура не регламентируется. В этом случае, как отмечает П. А. Марков, указанная проблема подлежит разрешению в соответствии с нормами трудового законодательства: «Согласно ст. 29 Трудового кодекса РФ представителями работников могут выступать профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом» .

При этом данная позиция не учитывает следующего:

• отсутствует обязательное требование о создании профсоюза в организации;

• для выступления профсоюза в качестве представителя работников необходимо, чтобы хоть один из его членов был сотрудником должника. Однако при этом утрачивается возможность волеизъявления трудового коллектива, что будет являться грубым нарушением законодательства;

• согласно легальной дефиниции понятия «представитель работников должника» он наделяется полномочиями самими работниками, следовательно, даже при наличии профсоюзной организации необходимо проведение собрания работников, которое и должно наделить соответствующими полномочиями представителя работников.

В силу возможной подмены волеизъявления трудового коллектива интересами профсоюзной организации, необходимо ограничить выступление последних непосредственно как представителя работника должника в процессе несостоятельности (банкротства). В Законе о несостоятельности должно быть установлено, что соответствующие полномочия могут быть предоставлены только физическому лицу, которое может быть как непо-

средственно работником соответствующей организации, так и членом профсоюза, так и иным лицом, не имеющим связи ни с организацией (должником), ни с профсоюзом.

Основанием является гражданско-правовая природа представительства. Тем не менее, Президиум ВАС РФ в отношении аналогичных норм Закона о несостоятельности 1998 г. определил, что представителем работников может быть либо работник юридического лица — должника, либо лицо, уволенное в связи с банкротством . Указанную позицию суда нельзя признать правильной в связи с тем, что у работников теряется реальная возможность отстаивать свои интересы посредством профессионального представителя, ввиду возможного отсутствия в трудовом коллективе специалиста надлежащей квалификации.

Однако определение круга соискателей указанного статуса не может устранить законодательный пробел полностью, поэтому Законом о несостоятельности должна быть регламентирована сама процедура наделения полномочиями представителя работников должника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наделение полномочиями должно происходить на общем собрании работников, что позволит в большей степени учитывать их мнение.

В связи с отсутствием у большинства сотрудников трудового коллектива соответствующих знаний, считаем необходимым возложить организацию и проведение собрания работников на арбитражного управляющего.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о несостоятельности, извещение о проведении собрания кредиторов арбитражным управляющим должно быть направлено по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов. Таким образом, для целей надлежащего уведомления представителя работников собрание работников должно быть проведено не позднее пяти дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом за четырнадцать дней до даты проведения собрания работников трудовой коллектив должника должен быть уведомлен о дате и месте проведения собрания и повестке дня посредством заказной корреспонденции с уведомлением.

Для признания собрания работников правомочным необходимо участие в нем более 50 % сотрудников трудового коллектива.

Процесс наделения представителя работников полномочиями должен состоять из нескольких этапов:

1) выдвижение кандидатур на соискание статуса представителя работников. Каждый сотрудник должника, а также профсоюзная организация, при ее наличии, имеют право выдвинуть свою кандидатуру на приобретение указанного статуса;

2) голосование. Решение должно приниматься на основании простого большинства голосов (50 % плюс один голос из присутствующих), что позволит выявить претендента, которому доверяет большая часть трудового коллектива;

3 в случае если ни одна из кандидатур не преодолела установленного порога, то проводится второй тур голосования, в который выходят два лидера первого тура. Решение принимается на основании абсолютного большинства голосов.

Во время проведения собрания работников составляется протокол в трех экземплярах (один остается у представителя работников, второй передается арбитражному управляющему, а третий направляется в арбитражный суд), в котором должно содержаться принятое решение, заверенное подписью арбитражного управляющего.

Следовательно, документом, подтверждающим полномочия представителя работников должника, является протокол собрания работников.

При регламентации процедуры наделения полномочиями необходимо также предусмотреть возможность лишения представителя работников своего статуса ввиду отсутствия у трудового коллектива доверия к данному лицу. Как нам видится, для соблюдения интересов всех работников должника и для исключения возможности злоупотребления правом при решении вопроса о лишении статуса представителя необходимо установить жесткие правила. Инициаторами процедуры лишения статуса должны выступать не менее 50 % трудового коллектива должника, которые должны направить в адрес арбитражного управляющего заявление, в котором должны содержаться причины, почему действующий представитель не устраивает данных работников, и просьба провести общее собрание работников для выбора нового кандидата.

Собрание работников проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение четырех недель с даты получения арбитражным управляющим заявления о лишении статуса представителя работников. Правила проведения процедуры должны совпадать с уже изложенными нами выше. При этом действующий представитель работников имеет право быть соискателем статуса «представитель работников». Указанное дополнение несет в себе задачу подтверждения выдвижения «вотума недоверия» большинством работников должника.

Действующий представитель работников самостоятельно может отказаться от имеющегося статуса, для чего достаточно представить соответствующее заявление арбитражному управляющему.

В указанном случае арбитражный управляющий обязан провести собрание работников в течение четырех недель со дня получения заявления.

Таким образом, для «оживления» института представительства работников в процессе несостоятельности (банкротства), а также обеспечения реальной защиты интересов работников должника в Закон о несостоятельности необходимо внести следующие изменения:

1. В ст. 1 Закона о несостоятельности изменить дефиницию понятия «представитель работников должника» и изложить ее в следующей редакции: «представитель работников должника — гражданин Российской Федерации, уполномоченный работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Обращаем внимание, что в отношении должников — специальных субъектов права (относящихся к оборонному комплексу, к ядерному и т.п.) к соискателям статуса «представитель работников должника» могут применяться дополнительные критерии, такие как допуск к секретной информации и т. п.

2. Необходимо дополнить Закон о несостоятельности положениями, посвященными общему собранию работников должника, в которых должны регламентироваться:

• процедура созыва общего собрания работников должника;

• основные правила организации и проведения общего собрания работников должника;

• правила наделения представителя работников должника полномочиями.

3. Необходимо включить в Закон о несостоятельности положения, посвященные представителю работников и раскрывающие:

• основные права и обязанности представителя работников должника, которые должны быть шире, чем предоставленные ему на сегодняшний день;

• основания лишения статуса представителя работников должника;

• правила отказа представителя работников должника от своего статуса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гончаров А. И. Правовые механизмы предупреждения банкротства коммерческой организации. М., 2006. С. 10.

2. СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

3. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.В. Залесского. М., 2006. С. 149.

4. Афанасьева И. В., Хорунжая Л. В. Анализ проблем правового регулирования трудовых отношений при банкротстве предприятий // Юрист. 2003. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Марков П. А. Представитель работников должника как участник арбитражного процесса по делам о несостоятельности (банкротстве) // Предпринимательское право. 2008. № 31

6. См. п. 8 Информационного письма ВАС РФ от 06.08.99 № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)” в судебной практике» // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2003. № 10. Ч 1.

Правовой статус представителя работников должника отражен в его определении: представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником этого должника, а также лицо, уволенное в связи с банкротством должника.

Законодателем не прописана процедура избрания представителя трудового коллектива — не уточнен численный состав собрания, правомочного избрать подобного рода представителя, не говорится также, кто вправе принимать участие в подобного рода собраниях — только лишь работники предприятия, непосредственно работающие на момент введения процедуры банкротства, либо уволенные, но не получившие расчета работники должника. Тем не менее факт избрания представителя трудового коллектива, его полномочия должны быть зафиксированы в протоколе общего собрания работников организации. Как правило, этот человек избирается на весь период проведения процедуры банкротства.

В протоколе должны найти отражение основные положения прошедшего собрания: число, месяц и год проведения собрания, количество участников собрания, рассматриваемый вопрос, фамилия, имя, отчество избранного представителя трудового коллектива и адрес для направления ему корреспонденции. Протокол собрания работников составляется в трех экземплярах: один протокол направляется в арбитражный суд, второй — конкурсному управляющему, а третий — остается у избранного представителя работников предприятия.

Представитель работников должника признается лицом, участвующим в арбитражном процессе, и получает полномочия на участие в арбитражном процессе непосредственно от работников должника, т. е. на общем собрании работников.

Таким образом, полномочия представителя работников, во- первых, не могут быть получены иначе как на общем собрании работников должника, во-вторых, документом, подтверждающим полномочия представителя работников в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является протокол общего собрания работников должника.

Представитель работников должника вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса и хотя он не вправе голосовать на собраниях кредиторов, арбитражный управляющий обязан извещать его о времени и месте собраний.

При появлении вопросов, связанных с порядком и сроком задолженности выплаты заработной платы, представитель работников организации направляет по почте заказным письмом с уведомлением свою просьбу (или высказывает устно на очередном собрании кредиторов) конкурсному управляющему. В случае оставления вопроса без ответа в двухнедельный срок или ответа, не удовлетворяющего своим содержанием, представитель работников имеет право обратиться в арбитражный суд на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей.

Если же арбитражный управляющий в двухнедельный срок с момента получения запроса не ответит на него либо ответ арбитражного управляющего не устроит представителя трудового коллектива, то он может обратиться в арбитражный суд с жалобой на действия арбитражного управляющего. Разногласия между арбитражным управляющим и представителем работников должника о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве. Разногласия, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, также рассматриваются арбитражным судом.

Стоит отметить, что в марте 2014 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект, направленный на защиту интересов кредиторов по требованиям о выплате выходных пособий или оплате труда в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Документом предусмотрено введение нового участника дела о несостоятельности (банкротстве) должника — государственного представителя работников должника и наделение органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями на представление интересов работников должника в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. При этом государственным представителем работников должника считается лицо, уполномоченное органом исполнительной власти субъекта РФ и наделенное соответствующим полномочием на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, законных интересов работников должника.

Предусмотрено наделение такого представителя полномочиями лица, участвующего в деле о несостоятельности (банкротстве), а также участника собрания кредиторов должника с правом голоса. Кроме того, работникам и бывшим работникам должника предлагается предоставить возможность выбора государственного представителя работников должника своим представителем в арбитражном суде. При этом работники сохраняют право самостоятельного представления своих интересов или выбора любого другого представителя.

Таким образом, статус представителя работников должника призван обеспечить защиту их прав и законных интересов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *