Декрет 166 о локализации автопроизводителей

  • автор:

Автокомпании просят Минпромторг сохранить режим промышленной сборки

Как стало известно «Газете.Ru», ведущие автокомпании намерены добиться от Минпромторга продления определяющего для отрасли нормативного документа. Речь идет о постановлении о промышленной сборке №166.

Высокопоставленные топ-менеджеры ряда крупных брендов настаивают на продолжении работы именно согласно этому документу.

Собеседники «Газеты.Ru» предупреждают — в противном случае все сделанные инвестиции в Россию не принесут желаемых результатов. Цены вырастут, а роста продаж не будет.

Реклама

Если не продлить — повысят цены

По словам высокопоставленного источника «Газеты.Ru», близкого к Volkswagen Group (включает несколько брендов, представленных в России), в Минпромторге хотят договариваться с каждым автопроизводителем индивидуально, а это означает, что условия конкурентной борьбы будут неравными.

«Мы уже обратились в ведомство с просьбой продлить срок действия постановления, — говорит источник «Газеты.Ru». – Те, кто уже инвестировал в российский рынок миллионы евро, сейчас очень недовольны».

Про словам осведомленного источника «Газеты.Ru», инициативу по продлению 166 постановления поддерживают, в частности, в Ford, Volkswagen Group и Nissan.

В компании Nissan эту информацию «Газете.Ru» подтвердили вице-президент «Nissan Восток» Филипп Сайяр и старший вице-президент по производству Nissan в Европе Колин Лоутер.

«Мы хотим продлить срок действия постановления №166, — заявил Лоутер. — Мы настаиваем на подготовке новых условий этого документа. Сейчас общий уровень локализации группы составляет 64%. Это не та цифра, которой мы довольны, но она не так уж и плоха. Чтобы повысить уровень локализации, нам нужно увеличивать объемы производства до 100 тыс. единиц в год — тогда это будет просто. Возьмем модели Qashqai и X-Trail — их мы производим в России около 30–35 тыс., но этого недостаточно. Если рынок поднимется до 3 млн единиц, то продажи Qashqai и X-Trail достигнут уровня 70 тыс. единиц. И тогда работа над локализацией становится более заманчива.

Нам нужен прогноз того, когда рынок начнет снова расти, когда он расширится настолько, чтобы выросли наши объемы производства. Пока наши прогнозы таковы, что это не произойдет раньше истечения срока постановления №166.

Поэтому действие постановления должно сохраняться, пока рынок не вернет свои позиции и пока условия для локализации не станут более привлекательными и прибыльными для автопроизводителей.

В противном случае цены могут снова начать рост. Меня мысль об этом угнетает — цены на автомобили и без того очень высоки».

Источник «Газеты.Ru» в российском офисе Ford заявил, что позиция компании скорее в том, чтобы лишний раз напомнить правительству России, что компания инвестировала серьезные суммы в развитие бизнеса и взамен хотела бы понимания того, какие льготы и в каких объемах за это полагаются.

«Просто назовите нам правила игры, — говорит источник «Газеты.Ru» в Ford. — Мы работаем в долгосрочной перспективе, а сейчас это оказалось невозможно делать из-за того, что сроки старого постановления прошли, но как нам работать дальше, нам не говорят». В свою очередь в пресс-службе Ford «Газете.Ru» заинтересованность в продлении срока действия постановления №166 не подтвердили. Но сообщили, что «надеются на последовательную политику в области автопрома, в первую очередь ориентированную на крупных инвесторов, добросовестно выполнивших все повышенные обязательства по второй промсборке».

С этим мнением согласны и представители других брендов, которые пока не решаются на осуществление запланированных проектов.

К примеру, в Mercedes-Benz неоднократно говорили о том, что ждут конкретики от правительства. «Cрок постановления правительства о промышленной сборке №166 истекает в 2018–2019 годах. Сейчас чиновники разрабатывают так называемые специальные инвестиционные контракты, которые заработают только в 2019 году.

Но чтобы нам открыть завод к тому времени, строить надо начинать уже сейчас. И в этом проблема.

Правительству надо определиться с новым режимом и условиями для автопроизводителей», — говорил в интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея.

В Минпромторге оперативно ответить на запрос «Газеты.Ru» не смогли.

Эксперты за продление режима и ясность для ведения бизнеса

В беседе с «Газетой.Ru» руководитель отдела розничных продаж управляющей компании «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский заявил, что продление действия постановления — «почти обязательный пункт дальнейшего развития автопрома в России».

«В противном случае многие автопроизводители потеряют интерес к нашему рынку, — говорит Звенигородский «Газете.Ru». — Они несколько лет искали, создавали выгодных поставщиков с точки зрения локализации, а теперь им придется работать на рыночных условиях, без субсидий. Это вряд ли возможно. Сейчас важно не потерять эти наработки, продлив программу. Именно поэтому у многих автопроизводителей в России большие площади, но они не загружены, это всего лишь земля и строения, без оборудования, — они рассчитывают на рост рынка, но без помощи государства не будут начинать.

А цены на автомобили будут расти, чтобы оправдать уже сделанные инвестиции».

Эксперт уверен, что неопределенность с дальнейшими условиями работы негативно влияет на рынок и на конкретных автопроизводителей. «Они хотели бы локализовать не только производство мелких деталей, но, к примеру, двигателей. А для этого нужно три-пять лет», — заключил Звенигородский.
С этим мнением согласен и аналитик ГК «Алор» Кирилл Яковенко. По его словам, отсутствие перспектив продления соглашений ставит целесообразность проделанной автокомпаниями работы под вопрос.

«Не добавляет оптимизма производителям и крайне высокий уровень неопределенности в отношении перспектив заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), — говорит Яковенко «Газете.Ru». — В большинстве своем автопроизводители говорят о собственном разочаровании.

Однако Минпромторг и правительство на попятную все же не пойдут. Дело тут не в нежелании государства способствовать развитию промышленного производства и автосборки в России, а в требованиях Всемирной торговой организации (ВТО).

Продление соглашений не соответствует этим требованиям. Играет свою роль и стремление государства повысить объемы собираемых налогов и пошлин. Таким образом, поддерживать автопром и повышать уровень локализации производства придется иными, не противоречащими правилам ВТО и интересам государства, способами. Проблема сейчас заключается в том, что все стороны это отлично понимают, но продолжают отстаивать собственные интересы с целью получения наиболее выгодных условий».

Зачем нужно было постановление №166

Именно с помощью постановления №166 российские власти последние несколько лет регулировали отношения с большинством автокомпаний, которые ведут локальное производство в России. В частности, этот документ содержит основные требования по объемам инвестиций со стороны автокомпаний в развитие мощностей в России, параметры глубины локализации и графики выхода на новый уровень производства.

В постановлении же прописаны и возможные меры господдержки, на которые может рассчитывать тот или иной автопроизводитель при выполнении поставленных условий.

Напрямую с постановлением №166 связан Федеральный закон №448-ФЗ от 31.12.2014 года, который закрепил для закупок госкомпаний принцип приоритета произведенной в России продукции над продукцией, произведенной за рубежом. Проще говоря, на получение госзаказов и участие в гостендерах могут претендовать только автокомпании, ведущие производство на территории России, и это условие регулирует данный ФЗ.

Что предлагают вместо, до конца не определено

В зависимости от даты подписания документа (какие-то автокомпании сделали это раньше, а кто-то позже) срок действия обязательств с обеих сторон истекает в 2018–2019 годах.

Часть прописанных требований стала терять свою актуальность с приходом кризиса 2014 года и резким падением курса рубля. Повышать уровень локализации на фоне растущих цен на компоненты стало все труднее. Сначала было решено изменить довольно неоднозначную и вызывающую споры формулу, по которой рассчитывается уровень локализации. А после на выбор автопроизводителям и вовсе представили несколько инструментов для дальнейшего взаимодействия с властями. Первый — это СПИКи. Они формализуют статус товара как произведенного в России, для чего служит подтверждение Минпромторга. Также для подтверждения того, что товар произведен в России, служат акты экспертизы Торгово-промышленной палаты и сертификат происхождения.

Автопром без льгот: машины резко подорожают в 2019-м (Autonews.Ru)

В ближайшее время автомобили могут подорожать на 3–10% — к этому приведет отмена компенсаций импортных пошлин на иностранные запчасти. С проблемами столкнутся даже те модели, которые производят в России.

Очередной рост цен на автомобили в России предсказали участники рынка после запланированных изменений в господдержке отрасли. В Минпромторге анонсировали локализовавшим производство в России автоконцернам и производителям автокомпонентов новые условия постановления правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств, а также узлов и агрегатов к ним» №1278. Об этом Autonews.ru рассказали источники на авторынке, присутствовавшие на встрече с представителями министерства 12 июля.

Согласно предстоящим изменениям, большинство автокомпаний и поставщиков автокомпонентов, даже подписавших специнвестконтракты и взявших на себя дополнительные обязанности по инвестициям в локализацию и производство, будут лишены возможности получения компенсации импортных пошлин. Исключение затронет лишь ряд автокомпаний, у которых еще действует подписанное с правительством соглашение о промышленной сборке №166 (№566 — для производителей компонентов). Начиная с 2005 г. именно этот документ, содержащий основные требования по объемам инвестиций в локализацию производства в России, считался основным при регулировании взаимоотношений автомобильной отрасли с чиновниками.

Однако действие заключенных соглашений начало истекать — последние потеряют силу уже в 2019–2020 гг., и количество автокомпаний, имеющих на руках актуальные контракты, невелико. Например, действие соглашений между альянсом Renault–Nissan–АвтоВАЗ уже истекло этим летом, еще раньше — у Hyundai. Некоторые, такие как Mercedes-Benz, вовсе не заключали соглашение о промышленной сборке, поскольку откладывали момент открытия в России собственных производств.

Действует соглашение о промсборке у тех, кто заключил его одним из последних, например у Группы PSA, продающей в России автомобили марок Peugeot и Citroen. Что касается калининградского предприятия «Автотор», то оно будет продолжать пользоваться особыми условиями в силу своего расположения в специальной экономической зоне. Здесь, напомним, всю свою модельную линейку по контрактной сборке производят BMW и Genesis. Kia собирает здесь все свои автомобили за исключением Kia Rio, а Hyundai производит модели Santa Fe, Elantra, Tucson, Sonata.

Источники в крупных автоконцернах считают, что отказ от компенсации импортных пошлин нанесет серьезный удар по компаниям. Для них импорт недостающих автокомпонентов обернется дополнительными расходами. Кроме того, поскольку производители компонентов также лишатся льгот, даже отечественные комплектующие подорожают: многие из них закупают субкомпоненты из-за границы.

«К началу 2021 года из-за таких изменений цены на новые автомобили могут вырасти на 3–10%, все будет зависеть от глубины локализации, — предсказал один из источников. — К этому времени срок постановления №166 истечет у всех — объем рынка резко сожмется, людям придется платить за автомобили еще больше. Подобный рост цен однозначно повлечет дальнейшее падение спроса».

«Получается, что основными выгодоприобретателями такого решения стали Toyota и калининградский «Автотор», — уточнил другой источник. — Так как у Toyota соглашение о промсборке действует до конца 2020 года, а «Автотор» вообще не платит таможенные пошлины, будучи резидентом особой экономической зоны в Калининграде. В результате решение правительства создало неравные конкурентные условия и предоставило колоссальные рыночные преимущества двум компаниям, продукция которых не отличается высоким уровнем локализации».

Один из источников также добавил, что автокомпании будут готовить ответные меры.

«При заключении СПИКов представители правительства неоднократно декларировали намерение обеспечить их держателям компенсацию таможенных пошлин, — рассказал один из представителей автоконцернов. — Именно с учетом этих намерений ряд автопроизводителей приняли на себя повышенные обязательства по локализации. Масштабная локализация новых технологий и подготовка отечественных поставщиков неизбежно потребует нескольких лет, в которые господдержка будет жизненно важна. Если бы представители правительства не декларировали намерение компенсировать таможенные пошлины, держатели СПИКов не пошли бы на принятие столь существенных обязательств. Теперь с высокой вероятностью может встать вопрос о пересмотре обязательств по ряду СПИКов в строну их соразмерного уменьшения».

Autonews.ru запросил официальные комментарии в Минпромторге. Там сообщили, что министерство компенсирует организациям автомобилестроения часть затрат в соответствии с условиями постановления №1278. «Условия для получения указанной меры поддержки от государства с принятием изменений в постановление 1 июля 2019 г. не изменились по сравнению с 2018 годом. Рассчитывать на субсидию в рамках постановления смогут организации — производители автомобилей и автомобильных компонентов, у которых действует подписанное соглашение о промышленной сборке. По состоянию на 1 июля 2019 г. соглашение действовало у более чем 60 организаций».

Управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов предположил, что дальнейший отказ от преференциальных импортных ставок на автокомпоненты — вынужденный шаг. Так, в рамках соглашений с ВТО подобная льгота считалась разрешенной до 1 июля 2018 года. После чего она должна была полностью прекратить свое действие — сохранить ее смогли только те, кто подписал соглашение о промсборке.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что вопрос удорожания импортных комплектующих коснется всех марок без исключения. Но в первую очередь — недорогих.

«Для премиальных брендов BMW и Mercedes проблема роста стоимости импортных комплектующих, несмотря на низкий уровень локализации, не стоит столь остро. В их ценовом сегменте изменение стоимости конечного продукта сборки, связанное с отменой льготы, для потребителя окажется малозаметным. А вот бюджетные автомобили подорожают в этой связи более заметно».

Эксперт напомнил о судьбе General Motors и Ford — последние до момента своего ухода из России просили правительство вместе с Volkswagen Group о продлении срока действия льготного постановления о промсборке. Но так и не дождались и в итоге свернули производство легковых автомобилей. По его словам, некоторые компании будут в очередной раз рассматривать возможность сократить или вовсе прекратить производство в России, что может привести к сокращениям персонала или скрытой безработице, когда предприятия работают в неполную смену.

Andrei-Nalcik ›
Блог ›
Автоконцерны попросили Минпромторг продлить постановление о промсборке

Автоконцерны, имеющие в России свои заводы, попросили Министерство промышленности и торговли о продлении режима промсборки, в противном случае может произойти значительный рост цен на выпускаемые ими автомобили.

Как сообщает «Газета.ру» со ссылкой на собственные источники в индустрии, о продлении постановления правительства N166 «О промышленной сборке автомобилей» Минпромторг попросили компании Volkswagen, Ford и Nissan. Это постановление предоставляет компаниям значительные таможенные льготы в обмен на обязательства по повышению локализации производства, однако срок соглашений с автоконцернами по этому постановлению истекает в 2018-2019 гг.

После истечения соглашений отмена льгот неизбежно повлечет за собой заметный рост цен на автомобили. На смену постановлению Минпромторг готовит специальные инвестиционные контракты, предполагается, что они будут заключены индивидуально с каждым автоконцерном. Но заработают инвестиционные контракты не раньше 2019 года.

«Мы работаем в долгосрочной перспективе, а сейчас это оказалось невозможно делать из-за того, что сроки старого постановления прошли, но как нам работать дальше, нам не говорят», — цитирует «Газета.ру» представителя концерна Ford.

Однако Минпромторг не может продлить действие постановления N166 из-за требований ВТО. Играет свою роль и желание повысить объемы собираемых налогов и пошлин.

Именно с помощью постановления N166 российские власти последние несколько лет регулировали отношения с большинством автокомпаний, которые ведут локальное производство в России. В частности, этот документ содержит основные требования по объемам инвестиций со стороны автокомпаний в развитие мощностей в России, параметры глубины локализации и графики выхода на новый уровень производства. В постановлении же прописаны и возможные меры господдержки, на которые может рассчитывать тот или иной автопроизводитель при выполнении поставленных условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *