Что является обособленным подразделением юридического лица

  • автор:

Обособленные подразделения юридического лица – это представительства и филиалы, которые связаны с основной компанией, но территориально удалены от нее. Расчет налогов и подготовка отчетности по ним имеет особенности, поэтому иногда возникают трудности. А с нового года для обособленных подразделений вводят упрощенные требования по уплате и передаче сведений об уплаченном НДФЛ.

Что собой представляет обособленное подразделение (ОП)

Право открытия филиалов есть у всех российских предприятий. Существующее законодательство регламентирует признаки и все аспекты их деятельности. Разберем подробно правовые нормы, регулирующие деятельность этих структурных единиц компаний.

Определение, что такое обособленное подразделение юридического лица, дается в ГК РФ. По статье 55 Гражданского кодекса, им считается представительство или филиал, которые находятся вне места расположения главного офиса, представляющего и защищающего интересы юридического лица. Обособленное подразделение это не отдельное юридическое лицо, поскольку действует на основании положений, утвержденных головной компанией. Статья 11 Налогового кодекса говорит о том, что отдельным является любое обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места размещения главного офиса, в котором оборудованы стационарные рабочие места на срок более чем один месяц.

В чем специфика филиала и представительства?

Из определений, данных в Гражданском и Налоговом кодексах, в ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ следует, что существует две формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Они обладают следующими признаками:

  • являются территориально обособленными от юридического лица;
  • имеют оборудованные рабочие места;
  • факт создания филиала или представительства предприятие должно указывать в учредительных и других документах;
  • действие руководства ОП осуществляется на основании доверенности от имени организации.

И хотя и филиал, и представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, между ними есть отличия. Главное — в разных функциях:

  • представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) представляет интересы юридического лица;
  • филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) не только представляет интересы, но и осуществляет функции головной организации — полностью или частично.

НК РФ указывает только на обособленность и наличие стационарных рабочих мест как признак обособленного подразделения, без перечисления конкретных форм. В законодательстве указано, что сведения о создании нового филиала или представительства вносят в учредительные документы, их же необходимо сообщить ИФНС для включения в ЕГРЮЛ. Условие территориальной обособленности соблюдено, если обособленное подразделение географически находится отдельно от главного офиса на территории, и они подконтрольны разным налоговым инспекциям. Таким образом, ОП не обязательно должно быть расположено в другом городе.

Процедура создания филиала или представительства

Каждое обособленное подразделение ставится на учет в налоговой по месту его нахождения. Если их несколько, и они созданы на территории одного муниципального образования, организация вправе выбрать одно ОП для постановки на учет на свое усмотрение. Если оно не является филиалом или представительством, НК РФ указывает, что необходимо известить о его создании ИФНС в течение месяца после его создания.

ОП ставится на учет и как плательщик страховых взносов. Но в ПФР обособленное подразделение сведения не передает, фонд получает их автоматически из налоговой. Встать на учет необходимо только в ФСС.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ она сохранена только для тех отделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется хотя бы одно условие, ставить ОП на учет не нужно.

Обособленное подразделение при УСН

Многих предпринимателей, желающих открыть ОП, пугает возможность утраты работы по УСН. В каких случаях стоит этого опасаться?

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не вправе применять УСН организации, имеющие обособленные филиалы. Следовательно, если данные о создании ОП не внесены в учредительные документы и ЕГРЮЛ, то такое юридическое лицо вправе применять УСН. При условии, что соблюдаются все остальные положения, указанные в данной норме. Отметим, что до 1 января 2016 года подпункт 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ запрещал применение УСН для представительств. В настоящее время такое ограничение снято, и представительства ОП тоже вправе пользоваться этой системой налогообложения.

Организация, применяющая УСН, при создании обособленного подразделения (кроме филиала) обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения этого территориального отделения. Об этом говорит пункт 1 статьи 83 НК РФ. Для этого необходимо направить в налоговый орган сообщение по форме № С-09-3-1 об открытии ОП в течение одного месяца со дня создания.

После его получения налоговый орган в течение пяти дней осуществит постановку на учет.

За уклонение от постановки на учет предусмотрены штрафные санкции. Например, за нарушение срока постановки грозит штраф 200 рублей (статья 126 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет предусмотрено более суровое наказание — 10% от суммы доходов, но не менее 40 000 рублей (пункт 2 статьи 116 НК РФ).

Отчетность обособленного подразделения в 2020 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. Но уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации ОП. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Как и уплата налогов, и предоставление отчетности осуществляются обособленным подразделением по месту его нахождения. Объединять отчеты, даже если ОП состоят на учете в одной инспекции, нельзя (см. письмо ФНС от 14.02.2018 № ГД-4-11/2828).

ВАЖНО! Такое правило действует вплоть до 1 января 2020 года. С этой даты вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который меняет порядок уплаты и отчетности по НДФЛ. Документ позволяет организациям с ОП, которые находятся на территории одного муниципального образования, выбрать одну ИФНС, куда в течение года будут платить и отчитываться по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Чтобы налоговики знали о решении головной организации и не подозревали в уклонении от уплаты налогов, юридическое лицо уведомляет каждую из ИФНС, где числятся ОП, о том, в какую инспекцию будут передавать данные в следующем году. Менять ИФНС разрешено раз в год, уведомляя о принятых решениях до 1 января следующего года.

Если в течение календарного года юрлицо откроет еще один обособленный филиал или представительство, уплачивать и отчитываться по НДФЛ ОП сможет либо в выбранную головным офисом ИФНС, либо в инспекцию по месту своего нахождения.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников ОП (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников ОП (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ, отражают в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит статья 313 НК РФ.

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя — СЧОП или ОТОП
Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

или

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ – остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

или

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Каким образом производится расчет доли прибыли по обособленному подразделению, пример желательно привести в налоговой политике или в иной документации организации.

Отметим, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия и работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.

Ответственность

Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет организация. В Гражданском кодексе не установлена отдельная ответственность для ОП.

Скачать форму С-09-03-1

Обособленные подразделения юридического лица (Представительства, Филиалы, ОСП)

Благодарим вас, что посетили сайт нашей фирмы!

Мы работаем для Вас с 2006 года.

Юридическое бюро «Доверие» предлагает самый широкий спектр услуг в области юриспруденции.

За 12 лет практики мы приобрели бесценный опыт и помогли большому числу клиентов в решении различных вопросов и проблем.

В данной статье, в краткой форме изложены основные моменты, касающиеся обособленных подразделений юридического лица (представительства, филиалы, ОСП). Надеемся, что она будет для вас полезна.

В законодательстве Российской Федерации можно выделить три вида обособленных структурных подразделений. Два из них поименованы в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (последнии изменения 5 мая 2014 года), а третий в Налоговом кодексе (27 июля 2006 года).

1) ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (часть 1, статьи 55 ГК РФ) Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2) ФИЛИАЛ (часть 2, статьи 55 ГК РФ) Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляет все его (юридического лица) функции или их часть, в том числе функции представительства. То есть как мы видим, понятие Филиал гораздо шире, чем понятие представительство.

3) ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ) (часть 2, статьи 11 НК РФ) Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Порядок открытия и регистрации филиалов и представительств схож с порядком открытия юридического лица, но имеет ряд своих особенностей.

Ни филиал, ни представительство, ни обособленное подразделение не являются юридическими лицами, но филиал и представительство должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Представительства, филиалы и ОСП наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Важная особенность заключается в том, что представительства и филиалы участвуют в предпринимательской деятельности самостоятельно (Пример: Заключая любой гражданско-правовой договор, наименование стороны будет следующее: «ООО «Ромашка», действуя через свой филиал (представительство), расположенный в городе Воронеж…».), а ОСП всегда является составной частью юридического лица.

Ещё одним немаловажным отличием является то, что представительства и филиалы могут самостоятельно (в пределах их компетенции) открывать счета в банках, а ОСП нет. Само юридическое лицо может открыть счёт для обслуживания операций ОСП. Филиал или представительство ведёт самостоятельный бухгалтерский учёт (если иное не установлено положением).

Приём на работу в представительство и филиал осуществляется в соответствии с ТК РФ по общим принципам и в случае ликвидации представительства или филиала работник увольняется также в соответствии с ТК РФ. То есть филиал или представительство выступает самостоятельным работодателем. ОСП самостоятельно не может принимать и увольнять работников. Работник принимается на работу в само общество, в трудовом договоре указывается место его работы ОСП. При ликвидации ОСП работник не может быть уволен, за исключением, если трудовой договор носил временный характер и был заключён на время существования ОСП.

Материал написан в октябре 2010 г. Лисицын А.А. (последнее редактирование январь 2017)

Хочется отметить, что законодательство в современной России развивается семимильными шагами. И порой к моменту написания того или иного материала, некоторые сведения в нём утрачивают свою актуальность.

Если у Вас остались вопросы – звоните:

+7 (903) 728-15-96 (с 10 до 18 — будни);

+7 (909) 907-90-75 (с 9 до 21 — все дни).

Альтернативные способы связи:

e-mail: 7281596@rambler.ru

WhatsApp: +79037281596

Консультация по телефону БЕСПЛАТНО!!!

Адрес нашего офиса: 109548, город Москва, улица Гурьянова, дом 2, корпус 1 (метро Печатники)

О понятии обособленного подразделения в налоговом и бюджетном законодательстве

Д. Комягин,
зам. начальника отдела развития системы
федерального казначейства Минфина России
В. Нарежный,
ведущий специалист Департамента налоговой
политики Минфина России

Действующее гражданское законодательство не содержит дефиниции обособленного подразделения. При этом Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) четко определяются такие виды обособленных подразделений, как филиал и представительство, но отсутствует указание на то, что данные виды обособленных подразделений являются единственно возможными. Данный факт в процессе правоприменения и правотворчества уполномоченных органов государственной власти порождает различные толкования как сущности, так и объема компетенции обособленных подразделений. Проблема состоит в том, что понятие «обособленное подразделение» используется не только гражданским, но налоговым и бюджетным законодательствами, и при столкновении интересов субъектов гражданского оборота зачастую применяются нормы той отрасли права, которая определяет более выгодную позицию в конкретной коллизии.
В соответствии с ГК РФ выделяются два вида обособленного подразделения:
1) представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
2) филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство создается для представления интересов общества и обеспечения их защиты. Никаких производственно-хозяйственных функций оно не выполняет.
У филиала более разнообразные функции: он может осуществлять все виды деятельности общества или часть их, то есть заниматься непосредственно производственно-хозяйственной деятельностью и наряду с этим выполнять функции представительства.
И филиалы, и представительства создаются как обособленные подразделения; они не пользуются правами юридического лица и действуют на основании положений, утверждаемых обществом. Филиалы и представительства создаются вне места нахождения юридического лица, причем могут открываться как на территории Российской Федерации, так и в других государствах. На территории России они создаются в соответствии с требованиями федеральных законов Российской Федерации; на территории других государств — в соответствии с требованиями российского законодательства и законодательства государства по месту открытия филиала или представительства, если иное не предусмотрено международным договором. Юридическое лицо наделяет филиалы и представительства частью своего имущества, которое учитывается на отдельных балансах обособленного подразделения и на балансе юридического лица. Оставаясь собственником имущества, юридическое лицо может изымать его у филиалов и представительств.
Не являясь юридическим лицом как таковым, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени юридического лица. При этом конкретные сделки от имени юридического лица подписывают руководители филиалов и представительств.

Руководители филиалов и представительств назначаются и действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Доверенность должна оформляться с соблюдением требований ст. 185 ГК РФ: быть подписанной руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным на это его уставом; содержать все необходимые данные, включая дату выдачи, при отсутствии которой доверенность признается недействительной; быть удостоверена печатью.
Ответственность за действия филиала или представительства (включая обязательства, принятые ими от имени юридического лица), так же как за действия любого другого подразделения либо за действия своих работников, несет юридическое лицо; в то же время по долгам юридического лица взыскание может обращаться на имущество, переданное филиалам и представительству.
В законодательстве о налогах и сборах понятие «обособленное подразделение» появилось вследствие невозможности обойтись в налоговых правоотношениях одними только нормами гражданского законодательства.
Дело в том, что многие организации осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом далеко не всегда их территориально отдаленные подразделения существуют в форме филиалов и представительств. Пользуясь существующей в месте их функционирования инфраструктурой, такие подразделения, исходя из принципа справедливости, а также элементарных экономических соображений, должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, что реализуется, в числе прочего, путем налоговых изъятий. Так как, базируясь исключительно на нормах гражданского законодательства, добиться внесения подразделениями, не являющимися филиалами и представительствами, налогов и сборов по месту их фактического нахождения не представлялось возможным, то для целей налогообложения применялось особое понятие «обособленное подразделение».
До недавнего времени единого и четкого определения обособленного подразделения в налоговых правоотношениях не существовало. Законы о конкретных налогах и сборах до настоящего времени содержат различные упоминания об обособленных подразделениях, порядок уплаты налогов которыми различается, как правило, в зависимости от наличия у таких подразделений баланса и расчетного счета.
Так, в соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее по тексту — Закон РФ N 2116-1) плательщиками данного налога являются филиалы и другие обособленные подразделения организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Учитывая, что согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций с 1 января 1999 года выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, представляется, что вышеуказанная норма Закона РФ N 2116-1 подлежит приведению ее в соответствие с частью первой Налогового кодекса на основании ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Пункт 3 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 и принятое в его развитие постановление Правительства РФ от 01.07.95 N 660 устанавливают порядок уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, уже по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
Статьей 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий и организаций» определен порядок уплаты налога на имущество предприятиями, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие баланса и расчетного (текущего) счета.
Кроме того, недавние изменения, внесенные в Закон РФ N 2116-1 (речь идет о Федеральном законе от 31.03.99 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций”», установившем новую льготу для предприятий по прибыли, полученной от вновь созданного производства, выделенного в обособленное структурное подразделение), также требуют уточнения исследуемого понятия.
Как видно, разные законы о налогах различно трактуют понятие «обособленное подразделение», при этом ни в одном из вышеприведенных нормативных актах четкого его определения нет.
Законодательное определение понятия «обособленное подразделение» после вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в настоящее время содержится в ст. 11 НК РФ, в соответствии с которой обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и независимо от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, существенное с точки зрения гражданского законодательства наличие в учредительных документах сведений об обособленном подразделении в налоговом законодательстве уже не должно приниматься во внимание. Новым же существенным признаком обособленного подразделения организации в налоговом законодательстве стало наличие по месту нахождения такого подразделения стационарных рабочих мест.
При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «рабочее место» устанавливается не налоговым, а трудовым законодательством. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, теперь любое подразделение организации, в котором постоянно исполняет свои трудовые обязанности хотя бы один ее сотрудник, будет для целей налогового законодательства считаться обособленным подразделением со всеми вытекающими отсюда последствиями. Представляется, что с момента вступления в силу вышеуказанных изменений в НК РФ при применении отдельных законодательных актов о налогах и сборах должно использоваться понятие обособленного подразделения, установленное ст. 11 НК РФ.
Итак, мы разобрали трактовку термина «обособленное подразделение» в гражданском законодательстве и законодательстве Российской Федерации по налогам и сборам. Очевидно, что позиция законодателя, закрепленная в НК РФ, продиктована вышеизложенными соображениями, в числе которых необходимость исполнения доходной части бюджета и тот факт, что определенное подобным образом обособленное подразделение может в соответствии с частью второй ст. 19 НК РФ исполнять обязанности налогоплательщика, не означает, что мы имеем дело с обособленным подразделением с точки зрения гражданского законодательства. В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.97 N ГКПИ 97-288 объектами налогообложения наряду с другими являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам. Это подтверждается той же ст. 11 НК РФ, в соответствии с которой нормы, содержащиеся в п. 2 ст. 11 НК РФ, используются исключительно для целей Кодекса, то есть в налоговых правоотношениях.
В качестве примера можно привести территориально обособленный факультет учебного заведения, финансируемый из федерального бюджета, который, имея определенную хозяйственную деятельность, обязан по месту своего нахождения исполнять обязанности по уплате соответствующих налогов и сборов, но не является ни филиалом, ни представительством по признакам, устанавливаемым ГК РФ.
Если вести речь о нормах бюджетного законодательства, то в соответствии с Правилами оформления в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, утвержденными приказом Минфина России от 02.02.99 N 9н, для учета внебюджетных средств организациям и обособленным подразделениям организаций, финансируемым из федерального бюджета, открываются текущие счета, как правило, в учреждениях Банка России или кредитной организации по месту открытия счета федерального бюджета органа федерального казначейства. Данные счета открываются на основании
письменного разрешения, выдаваемого соответствующим органом федерального казначейства. Иными словами, мы имеем дело уже с бюджетным законодательством, также использующим термин «обособленное подразделение». При этом следует иметь в виду, что бюджетным законодательством для определения обособленного подразделения по умолчанию используются нормы гражданского законодательства.
Споры, порождаемые упомянутой выше незавершенностью перечня возможных видов обособленных подразделений в ГК РФ, возникают в бюджетных правоотношениях в основном по поводу открытия счетов для учета средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, хотя действующими нормативными актами Минфина России данный вопрос урегулирован достаточно подробно.
Совместными указаниями Минфина России от 05.05.97 N 36н и Банка России от 11.04.97 N 433а и Временной инструкцией Минфина России от 09.10.96 N 3-Е1-6/50 «О порядке ведения лицевых счетов распорядителями ассигнований, финансируемыми за счет средств федерального бюджета через территориальные органы федерального казначейства» регламентируются открытие и ведение в органах федерального казначейства лицевых счетов распорядителей средств федерального бюджета, а также их обособленных подразделений. Письмом Минфина России от 24.06.98 N 3-10-7/39 разъясняется порядок применения вышеупомянутых документов при ведении счетов обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, и прямо указывается, что обособленными подразделениями являются представительства, филиалы и иные структурные подразделения юридического лица-распорядителя бюджетных средств, расположенные вне места его нахождения, указанные в его учредительных документах и действующие на основании утвержденных данным юридическим лицом положений; при этом руководители обособленных подразделений действуют на основании доверенности распорядителя средств федерального бюджета. Для открытия лицевого счета обособленному подразделению юридическое лицо представляет в управление федерального казначейства по месту своего нахождения соответствующим образом оформленное заявление. Можно легко убедиться, что по определению под обособленными подразделениями в бюджетных правоотношениях фигурируют представительства и филиалы в том виде, в каком они существуют в нормах гражданского права. Данная позиция подтверждена многочисленными разъяснениями частного характера и последовательно осуществляется при разработке новых нормативных документов.
Таким образом, следует проводить принципиальное различие между понятием обособленного подразделения в бюджетном и налоговом законодательстве. Если вернуться к примеру с обособленным факультетом учебного заведения, то в соответствии с действующим законодательством данный факультет исполняет обязанности учебного заведения по уплате налогов по месту своего нахождения, но не вправе открыть себе отдельный счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В качестве аргумента можно привести еще одно соображение в пользу гражданско-правового подхода к обособленному подразделению в бюджетном законодательстве. Дело в том, что речь идет о правоотношениях, регулирующих открытие счета в кредитной организации. Данные правоотношения являются имущественными и связаны с взаимоотношениями равных сторон — кредитной организации и клиента, обладающих имущественной обособленностью и самостоятельностью. Регулированию подобных правоотношений, в частности договора банковского вклада, банковского счета, посвящены отдельные главы ГК РФ, что однозначно означает существование правоотношений по открытию счетов обособленным подразделениям в плоскости гражданских правоотношений.
Итак, имеется различная трактовка понятия обособленного подразделения в налоговом и бюджетном законодательствах. При этом круг рассматриваемых субъектов для целей налогообложения гораздо шире, чем круг субъектов с аналогичным названием «обособленные подразделения», фигурирующих в правоотношениях, связанных с бюджетным финансированием и использованием государственной собственности.
В заключение следует отметить, что гражданское и гражданско-процессуальное законодательства содержат специальные нормы, устанавливающие свои критерии для обособленных подразделений, для целей участия обособленных подразделений в договорных отношениях и в судебном и арбитражном процессе.
Так, в соответствии с письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.94 N С1-7/ОП-742 рекомендуется при разрешении споров, возникающих при исполнении договоров, заключенных обособленными подразделениями юридических лиц, исходить из того, что руководители обособленных подразделений при наличии надлежаще оформленных юридическими лицами полномочий на заключение договоров вправе от их имени и в пределах данных полномочий заключать соответствующие договоры, и такие полномочия могут быть оформлены доверенностью юридического лица либо предусмотрены в его уставе или в положении об обособленном подразделении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.12.93 N 34 «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц» разъяснил, что обособленным подразделениям, созданным юридическими лицами, предоставлено право осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны по делу при наличии соответствующей доверенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *