Что проверяет ростехнадзор?

  • автор:

ГОСАТОМНАДЗОР — государственный орган власти, организация, которая от имени государства выполняла функции атомного надзора за безопасной эксплуатацией объектов ядерной (атомной) энергетики (объектов использования атомной энергии — АЭС, АСТ, АТЭЦ и других ОИАЭ) в России. По завершению административной реформы от 2004 года, (государственный) атомный надзор перешел в ведение «Федеральной службы по атомному надзору».

РОСТЕХНАДЗОР — образован в то же время (Государственный технический надзор или «Госгортехнадзор»). А с учетом последующего слияния двух государственных организаций образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, говоря о федеральном атомном надзоре на территории Российской Федерации в области ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, с учетом нынешних полномочий и функций по государственному атомному надзору, в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ надзор в области безопасности деятельности ядерных объектов и их ядерно-радиационной безопасности является Ростехнадзор России (ФСЭТАН).

Виды деятельности составляющие функции государственного атомного надзора по ядерной и радиационной безопасности

  • Размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов.
  • Проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
  • Разработка, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизация, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними.
  • Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Обеспечение безопасности при использовании атомной энергии.
  • Контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии.
  • Проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии.
  • Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии.
  • Государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
  • Подготовка специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.

Лицензии Госатомнадзора — помощь соискателям и лицензиатам

Наша компания оказывает комплексное юридическое и экспертное сопровождение соискателей (лицензиатов) по всем вопросам, связанным с оформлением, переоформлением и расширением видов деятельности (изменением УДЛ) лицензий атомной отрасли. Готовим всю комплектность, помогаем с экспертизой (ЯР) безопасности, получаем необходимые виды лицензий.

«К нам едет ревизор… ЧТО ДЕЛАТЬ?» – с такой почти классической фразы начал телефонный разговор один из наших клиентов. Он рассказал, что через неделю к нему должны прибыть инспекторы Ростехнадзора с выездной плановой проверкой, и попросил разъяснить ряд важных для каждого владельца ОПО моментов. Когда и на каком основании может проводиться проверка опасного производственного объекта? Какие документы будет проверять Ростехнадзор? Что грозит организации при выявлении нарушений норм и правил промышленной безопасности? На эти вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в рамках этой статьи.
Итак, если ваша организация осуществляет:

  • проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
  • транспортировку опасных веществ на ОПО;

то, согласно нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», Ростехнадзор может периодически проводить на вашем предприятии плановую (для ОПО 1-3 кл. опасности) и внеплановую (для всех классов ОПО) проверку. Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности.
Советуем изучить:
Предметом проверок Ростехнадзора является (п. 4 статьи 16 ФЗ №116):

  • соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
  • соответствие установленным требованиям промбезопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
  • соблюдение требований обоснования безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).


Плановые проверки ФСЭТАН проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет (как правило, это файл в формате Excel, который можно скачать в любое удобное время).
Основанием для проведения внеплановых проверок могут выступать (п. 7 статьи 16 ФЗ №116):

  • Истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
  • Поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
  • Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.


Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.

Когда ожидать проверку Ростехнадзора

Согласно п. 5 статьи 16 ФЗ №116 основанием для включения организации в реестр ежегодных плановых проверок является истечение 1 года (для ОПО I-II кл. опасности) и 3-х лет (для ОПО III кл. опасности) со дня:

  • принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Предприятие уведомляется о проведении в отношении него плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
С внеплановой проверкой все иначе. Ростехнадзор может инициировать ее в любое время, имея на то достаточные основания (см. п. 7 статьи 16 ФЗ №116). Поднадзорная организация (юр. лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т.д., предварительное уведомление поднадзорной организации не допускается (п. 9 статьи 16 ФЗ №116).
Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 статьи 16 ФЗ №116).

Какие документы проверит Ростехнадзор

Скачайте Перечень основных документов, которые проверят инспекторы Ростехнадзора в ходе проведения плановой/внеплановой проверки (в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и иных нормативных актов в сфере промышленной безопасности, включая технические регламенты, федеральные нормы и правила).
Ростехнадзор также может проверить иные специализированные документы, приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФНП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалисты ведомства проведут осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности.
По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора делают вывод (составляют акт) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности.

Ростехнадзор выявил нарушения: что грозит организации?

Если в ходе проверки Ростехнадзор выявил на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, он выдает поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков.
Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1, 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан (физических лиц) – от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление Лицензии – неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию, без договора на обязательное страхование ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Предупрежден – значит вооружен

Помните, проверка Ростехнадзора – это не тяжкое бремя, которое выпадает на долю владельца ОПО. Это индикатор безопасности опасного производственного объекта. Пусть вы эксплуатируете ОПО уже 20 лет. И ни разу за этот период не было даже намека на серьезную аварию. Но жизнь переменчива, и всегда есть человеческий фактор.
Поэтому, чтобы избежать санкций со стороны Ростехнадзора и сохранить надежность вашего объекта:
1. Своевременно и в полном объеме получайте, разрабатывайте, бережно храните разрешительные, нормативно-технические документы для ОПО, инструкции и регламенты, графики и журналы, приказы и акты. И доводите каждое положение каждого документа до всех сотрудников вашей организации.
2. Поддерживайте в исправном состоянии технические устройства (их составные части), здания и сооружения на ОПО, своевременно проводите их осмотр и диагностику, техническое освидетельствование и экспертизу.
3. Следите за изменениями в законодательстве по промышленной безопасности, своевременно вносите коррективы в документы, переоформляйте разрешения, лицензии.
4. Следите за качеством работы персонала, своевременно проводите его обучение и аттестацию.
Эксплуатируя ваш ОПО в рамках закона, вы вносите вклад не только в промышленную, но и в нашу общую безопасность.

Уважаемые представители организаций (предприятий)!

Обращаем Ваше внимание, что все уведомления, направляемые в МТУ Ростехнадзора заполняются строго на бланке организации с присвоением входящего номера и даты!

Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743

Форма уведомления о вводе лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора в эксплуатацию

Форма уведомления о выводе лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора из эксплуатации

Форма уведомления о смене владельца лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), эскалатора

_________________

Дополнительные сведения, которые рекомендуется предоставлять организациям, эксплуатирующим ОПО, с целью оптимизации постановки на учёт подъёмных сооружений (грузоподъёмные краны, подъёмники (вышки), строительные подъёмники, краны-манипуляторы) при подаче заявления для осуществления регистрационных действий с ОПО в МТУ Ростехнадзора

Типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок предприятий и организаций эксплуатирующих лифты, в том числе нарушения, являющиеся причинами аварий с пострадавшими

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от10 февраля 2020 г. № 200/3029 «Об аварийности и травматизме на опасных объектах»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 23 декабря 2019 г. № 51497-А/3/3.2-13 «О причинах аварий при производстве работ с применением грузоподъемных кранов-манипуляторов»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 26 декабря 2019 г. № 52472/А3/3.2-13 «Об аварии башенного крана Linden Comansa 10LC140»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 25 июля 2019 г. № 26452/А3/3.2-20 «Об аварии башенного крана Liebherr 90EC»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 11 февраля 2019 г. № 4599-А/3/3.2-13 «О причинах аварийности и травматизма при эксплуатации лифтов в 2018 году»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 27 апреля 2016 г. № 9573-А/3/3.2-25 «Об аварии при эксплуатации автомобильного подъемника HYRYONG SKY 450SF
Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 01 апреля 2016 г. № 7392/А3/3.2-25 «О смертельном несчастном случае при эксплуатации подъемных сооружений»
Рекомендации МТУ Ростехнадзора по пользованию пассажирскими лифтами
Образец заявления на постановку на учет подъемных сооружений
Образец письма о вызове представителя МТУ Ростехнадзора для участия в комиссии по вводу в эксплуатацию канатных дорог

В связи с принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 22-ФЗ) из категории опасных производственных объектов исключены объекты, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена).

Таким образом, если у организации отсутствуют иные опасные производственные объекты (на которых используются грузоподъемные краны, вышки, используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля и т.д., подпадающие под действие Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ)), сведения о ней исключаются из реестра опасных производственных объектов.

Исключение опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов (далее – государственный реестр ОПО) в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности, производится на основании заявления эксплуатирующей организации с приложением пакета документов в соответствии с подпунктом 3 пункта 24 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140.

Для объектов, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена) и отсутствуют иные критерии (признаки) отнесения указанных объектов к категории опасных производственных в соответствии с требованиями действующего законодательства, в качестве обоснования исключения их из государственного реестра ОПО в заявлении указывается ссылка на пункт 3 приложения 1 Федерального закона № 116-ФЗ с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 22-ФЗ.

Разъяснения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по вопросу учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (письмо от 26.02.2019 № 00-07-06/357)

Информационное письмо об аварии, произошедшей на лифте по адресу: Островитянова ул., д. 49, г. Москва

Информация об изменении законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 28 октября 2015 г. № 22914-А/3/3.2-25 «Об аварийности и травматизме при эксплуатации подъемных сооружений»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 30 октября 2015 г. № 23102-А/3/3.2-25 «О недостатках башенных кранов типа Potain модели МС 235-В»

Информационное письмо МТУ Ростехнадзора от 12 ноября 2015 г. № 24141-А/3/3.2-25 «По вопросам качества проектирования, изготовления и сертификации башенного крана типа КБ модели КБ-586, зав. № 009»

Головенков
Вячеслав Георгиевич

Начальник отдела

Надзор за опасными объектами, где эксплуатируются лифты, канатные дороги, платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся дорожки), эскалаторы (кроме метрополитена)

(499) 254-19-41

Волынский
Владимир Валентинович

Заместитель начальника отдела
(надзор за подъёмными сооружениями)

Надзор за опасными производственными объектами, где эксплуатируются грузоподъемные краны, вышки, краны-манипуляторы,строительные фасадные и грузо-пассажирские подъемники,

(499) 254-15-48

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

8 (499( 254-04-10, 8 (499) 254-16-44

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *