Что должно содержать уведомление?

  • автор:

Добавить в «Нужное»

Обновление: 9 октября 2017 г.

Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе, исходящей от работодателя, является сокращение штата. Подтверждением правомерности увольнения по данному основанию является в том числе письменное уведомление о сокращении должности. Образец уведомления можно будет скачать по ссылке ниже.

Общий порядок увольнения при сокращении должности

При расторжении трудового договора по рассматриваемому в данной статье основанию работодатель обязан:

  • уведомить работника о предстоящем увольнении, предложив ему имеющиеся вакантные должности;
  • по истечении срока предупреждения и при отсутствии вакантных должностей (отказа работника занять предложенные ему должности) издать приказ о расторжении трудового договора с работником и довести до него этот приказ, удостоверив ознакомление подписью работника;
  • внести в трудовую книжку работника запись, дублирующую формулировку приказа, об основании и причине расторжения трудового договора и заверить ее подписью работника;
  • произвести с работником в день увольнения окончательный расчет и выдать ему трудовую книжку.

Сложности при уведомлении о сокращении штата

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должности работники должны быть предупреждены каждый персонально не менее чем за два месяца. Подтверждением уведомления работника будет являться его подпись.

Сезонный сотрудник о предстоящем увольнении должен быть предупрежден за семь календарных дней, а сотрудник, заключивший краткосрочный трудовой договор, — за три.

Уведомление о сокращении составляется работодателем в произвольной форме. Оно должно содержать список сокращаемых должностей, наименование вакантных должностей, предлагаемых работнику, дату предполагаемого расторжения трудового договора.

При обоюдном согласии трудовые отношения с работником могут быть прекращены и до истечения срока предупреждения. Такое согласие должно быть оформлено в письменном виде.

Если работник отсутствует на работе ввиду отпуска или болезни, его необходимо вызвать и ознакомить с уведомлением. Если сделать это не представляется возможным, то уведомление следует направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или курьером. При этом необходимо сохранить почтовую квитанцию, подтверждающую отправку письма работнику, а также уведомление о вручении письма с росписью работника.

В случае, когда работник отказывается читать уведомление, оно может быть ему зачитано вслух в присутствии двух свидетелей, о чем должен быть составлен соответствующий акт.

Увольнение сотрудника позднее срока, установленного в уведомлении о сокращении должности, является правомерным, поскольку установленный ТК срок предупреждения не является пресекательным.

Скачать образец уведомления о сокращении работника

Особенности сокращения некоторых сотрудников

При рассмотрении судом иска о восстановлении в должности сотрудника, трудовые отношения с которым прекращены по рассматриваемому в данной статье основанию, правомерность увольнения и соблюдение процедуры увольнения будет доказывать работодатель.

При этом работодателям следует помнить, что:

  • должны быть действительно сокращены должности в штатном расписании;
  • будет признано неправомерным увольнение работника, находящегося на больничном или в отпуске;
  • ТК РФ установлено табу на увольнение некоторых категорий сотрудников по данному основанию;
  • увольнение работников, не достигших восемнадцатилетия, помимо прочего требует получения согласия государственной инспекции труда и органа, занимающегося делами несовершеннолетних и защитой их прав;
  • при сокращении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работодатель обязан обеспечить им получение профессии и последующее трудоустройство;
  • сокращение сотрудников, состоящих в профсоюзе, требует соблюдения мнения профсоюза;
  • работники, принимающие участие в коллективных переговорах, до их завершения не могут быть сокращены без согласия уполномочившего их органа;
  • работники, привлеченные к разрешению коллективного трудового спора, не подлежат увольнению до его урегулирования без согласия уполномочившего их органа.

Составление уведомления об увольнении работника происходит в тех случаях, когда увольнение является инициативой работодателя. Документ относится к обязательной части процедуры увольнения, вне зависимости от того, какие именно обстоятельства стали поводом для ее проведения: сокращение штата сотрудников, ликвидация организации, нарушения трудовой дисциплины со стороны работника и т.д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать бланк уведомления об увольнении работника .docСкачать образец уведомления об увольнении работника .doc

Порядок проведения увольнения

  1. Процесс увольнения запускается с момента принятия решения работодателем.
  2. После этого составляется оповещение, которое передается увольняемому сотруднику под роспись. Данный автограф будет свидетельствовать о том, что информация доведена до сведения работника.
  3. Затем на предприятии издается специальный приказ, на основании которого кадровик готовит документы на увольнение, вносит соответствующие записи в личное дело и трудовую книжку сотрудника, а бухгалтерия производит с ним окончательные расчеты.

Тонкости проведения увольнения в зависимости от причины

Как уже отмечалось выше, существуют разные поводы для увольнения. Каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо отразить в уведомлении. Например:

  • если увольнение происходит по причине сокращения штата, то в извещении работнику нужно предложить имеющиеся в наличии свободные вакансии для его перевода на другую должность;
  • если поводом к увольнению послужила ликвидация фирмы, то в уведомлении надо дать ссылку на протокол собрания учредителей, вынесших данное решение;
  • если увольнение наступает в связи с несоответствием занимаемой должности, то в бланке извещения следует сослаться на закон, который позволяет проведение увольнения на этом основании и т.д.

Срок отправки работнику уведомления об увольнении

О том, что работник подлежит увольнению, работодатель обязан сообщить ему заранее: от трех дней до двух месяцев до самого события.

Точный период зависит от того, по какой именно причине происходит увольнение. При окончании действия срочного трудового договора уведомление можно передать работнику за три дня, при ликвидации предприятия необходимо минимум 60 дней (считается, что такой срок является достаточным для того, чтобы человек определился с дальнейшими планами или нашел новую работу). Более подробно о сроках предварительного извещения увольняемых сотрудников можно узнать из ТК РФ.

Как отправить уведомление

Информацию об увольнении можно довести до сведения работника любым удобным способом: вручив оповещение лично в руки или же отправив по почте заказным письмом с уведомлением у вручении. Разница здесь заключается только в сроках: скорость почтовых отправлений оставляет желать лучшего.

Если работник не получил уведомление об увольнении

В случае, если сотрудник предприятия не получил уведомления об увольнении, он вправе оспорить увольнение в установленном законом порядке.

С соответствующим заявлением можно обратиться как в трудовую инспекцию, так и в суд.

Оспорить увольнение можно и тогда, когда работодатель не удосужился взять с подчиненного подпись об ознакомлении с уведомлением, даже если сотрудник получил и прочитал его.

Следует отметить, что в большинстве случаев подобных нарушений суд встает на сторону работника (но только если дело не касается ликвидации фирмы – здесь все несколько сложнее).

Что делать, если сотрудник отказывается подписывать уведомление

Если извещение о надвигающемся увольнении передано работнику лично в руки, но при этом он отказался его подписать, необходимо составить об этом специальный акт. Данный документ в случае судебных разбирательств послужит доказательством со стороны работодателя в том, что все необходимые этапы увольнения были выполнены им надлежащим образом.

Точно также считается, что работодатель оповестил работника об увольнении в случае отправки уведомления по почте, даже если письмо вернется с пометкой «не получено» Единственное условие: об отказе адресата получать послание почтовый работник также должен написать акт.

Кто составляет уведомление

Непосредственно написанием уведомления может заниматься любой специалист компании, обладающий необходимыми навыками, а также знанием Трудового и Гражданского кодекса РФ. Обычно это юрисконсульт, кадровик или секретарь предприятия, в небольших компаниях это может быть сам директор.

Образец уведомления об увольнении работника

Унифицированного образца уведомления об увольнении законодателями не разработано, так что представители предприятий и организаций могут писать его в произвольной форме или же по шаблону, утвержденному в учетной политике фирмы. При этом в уведомлении надо указывать некоторые обязательные сведения:

  • дату и место составления документа,
  • наименование организации,
  • персональные сведения о работнике: его должность, ФИО,
  • причину увольнения,
  • дату, в которую оно произойдет.

Вся остальная информация зависит от обстоятельств, послуживших поводом к этому событию.

Как оформить уведомление

Уведомление можно написать на фирменном бланке или простом чистом листе формата А4, от руки или в печатном виде – в деле определения законности документа это роли не играет. Важное условие заключается лишь в том, чтобы документ был заверен руководителем компании или лицом, уполномоченным на подписание подобного рода бумаг. Печатью удостоверять уведомление также не обязательно, т.к. с 2016 года юридические лица не обязаны применять в своей деятельности печати и штампы, а ИП и ранее были освобождены от этого требования.

Бланк лучше всего оформлять в двух экземплярах, один из которых передается работнику, второй остается у работодателя, при этом они должны быть абсолютно идентичны.

Как, сколько и для чего хранить уведомление

После завершения процедуры увольнения, уведомление следует подшить к личному делу работника, которое должно храниться в архиве предприятия период, установленный законом или внутренними локальными актами компании. Эта мера позволит обезопасить работодателя от возможных будущих необоснованных претензий со стороны уволенного. После того, как срок хранения личного дела истечет, его можно утилизировать совместно с другими утратившими актуальность документами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *