Что делать если покупатель не подписывает УПД

  • автор:

Покупатель не подписывает ТОРГ-12. Что делать поставщику?

Арбитражная защита в спорах по договору поставки между поставщиком и покупателем: досудебное урегулирование спора от 15 000 руб. Защита в судах всех инстанций!

Ситуация:

Коммерческая организация, торгующая оборудованием, заключила договор поставки. По условиям договора передача товара удостоверяется подписанием сторонами товарной накладной по унифицированной форме ТОРГ-12.

Вручив товар покупателю, перевозчик вместе с сопроводительными документами передал ему два экземпляра товарных накладных, подписанных поставщиком. Покупатель не подписал товарные накладные, не заявил мотивированных претензий к товару и перестал отвечать на звонки поставщика. Оплата товара также полностью произведена не была.

Таким образом, поставщик не имеет на руках товарные накладные, удостоверяющие реализацию товара и не получил оплату за товар.

Вопросы:

  1. Может ли поставщик обязать покупателя подписать товарные накладные?
  2. Как в этой ситуации взыскать с покупателя оплату за переданный товар?

Ответ: Поставщик вправе требовать оформления факта приемки товара от поставщика в суде. Отсутствие передаточного документа (товарная накладная, акт) не освобождает покупателя от обязанности оплатить врученный ему товар. В такой ситуации поставщику нужно доказать, что товар находится во владении покупателя или указанного им грузополучателя.

Рекомендации:

  1. Полностью и качественно заполнять транспортные документы на товар, указывая в накладных реквизиты передаточных документов (номер и дату ТОРГ-12 или акта приема-передачи, сопровождающих груз).
  2. Если транспортные документы были составлены плохо, собрать документы, удостоверяющие факт нахождения товара во владении покупателя или указанного им грузополучателя. Вступите с ним в переписку, добейтесь ответа от него, что товар у него.
  3. Направьте всеми доступными Вам способами товарные накладные в адрес покупателя. Заказные ценные письма, курьерские службы и прочие способы, подтверждающие, что Вы требовали от покупателя поставить отметку на товарной накладной.
  4. Привлеките юриста для подачи иска в суд. Небольшая ошибка, допущенная в ходе подготовки к процессу или в ходе него, может повлечь проигрыш для вас. Суд всегда может критически отнестись к представленным вами доказательствам передачи товара. Важно грамотно доказать обстоятельства вручения товара покупателю.

Обоснование ответа:

Как обязать покупателя подписать ТОРГ-12?

В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора

п. 3 ст. 484 Гражданского кодекса РФ

Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

п. 1 ст. 513 Гражданского кодекса РФ.

Из указанных норм следует, что поставщик вправе требовать совершения всех необходимых действий в соответствии с договором поставки. Это значит, что в случае, когда передача товара оформляется подписанием ТОРГ-12, и покупатель уклоняется от оформления факта приемки, поставщик может требовать исполнения этого действия через суд.

Аналогичная правовая позиция отражена в судебной практике:

покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. … установив, что управлением не осуществлены все необходимые действия, обеспечивающие приемку поставленного товара, не сделана отметка о принятии товара, … суды правомерно удовлетворили встречный иск в части возложения на управление обязанности произвести оформление факта приемки товара…

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2010 г № Ф09-2448/10-С3 по делу № А50-2478/2009.

Как без товарной накладной взыскать стоимость товара?

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка, предусмотренного договором

ст. 516 Гражданского кодекса РФ

Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором купли-продажи

ст. 486 Гражданского кодекса РФ

В описанной ситуации, договором поставки было предусмотрено, что оплата товара осуществляется в течение 10 дней после подписания товарной накладной. Однако это не означает, что уклонение покупателя от оформления факта приемки товара освобождает его от оплаты товара.

Покупателю для взыскания оплаты за поставленный товар, необходимо доказать факт его передачи. Для этих целей подойдут товарно-транспортные накладные или транспортные накладные. Такие документы, если они правильно составлены, должны содержать ссылку на товарную накладную. Так транспортный раздел ТТН формы 1-Т в таблице «сведения о грузе» подразумевает указание реквизитов документов, сопровождающих груз. Если товарная накладная передается вместе с грузом, необходимо внести его реквизиты в этот раздел ТТН.

Если же транспортные документы были составлены некачественно, доказать факт передачи товара покупателю можно и другими способами. Например, подойдет претензионная переписка, удостоверяющая факт получения товара покупателем.

На правильность такого подхода указывает сложившаяся судебная практика:

Предприниматель указал, что акт приема-передачи имущества, который является неотъемлемой частью договора, сторонами подписан не был, иных доказательств передачи товара истцом не представлено. … Судами установлено и материалами дела подтверждено, что … имущество, подлежащее передаче по договору купли-продажи находится по месту непосредственной работы ответчика, что подтверждается договором, письменными гарантийными обязательствами о передаче истцом ответчику оригиналов документации на имущество по договору с подписью ответчика в получении и письмом закрытого акционерного общества «Компания ЭР-Телеком» от 27.07.2010 N 953 о переоформлении номеров телефонов на ответчика…

Постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2011 № Ф09-1167/11-С3 по делу № А47-3863/2010

Из приведенного судебного решения следует, что отсутствие передаточного документа, подписанного покупателем, не освободило его от исполнения обязанности по оплате товара. Но каждая ситуация по-своему уникальна. Доказывание факта вручения товара покупателю становится творческой задачей, с которой лучше справится профессиональный юрист.

Добрый день!
Мне кажется, комментаторы письма сами в заблуждении и вводят в заблуждение посетителей сайта nalog-nalog.ru.
В самом письме ФНС от 22.08.2018 № АС-4-15/16298@ нет ни слова о проблемах с вычетом. В указанном письме был дан ответ конкретной организации на конкретный вопрос, можно ли использовать УПД только в качестве счетов-фактур. В письме сказано непосредственно следующее: «Таким образом, форма УПД предложена ФНС России для оформления первичных учетных документов, в том числе с возможностью одновременного исполнения требований, установленных законодательством о налогах и сборах для счетов-фактур. Статуса для использования УПД только в качестве «счет-фактура» не предусмотрено.»
Если упомянута возможность при оформлении УПД одновременного исполнения требований, установленных законодательством о налогах и сборах для счетов-фактур, что и было предусмотрено при реализации идеи такого документа, то для чего оформлять счет-фактуру и какие претензии могут быть к вычету? Как минимум нелогично разрабатывать документ, заменяющий два других с тем, чтобы все равно оформлять один из них (счет-фактуру). Считаю комментарий некорректным и прошу пояснить, если я не права. Также, следуя логике комментария, нарушается принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика, закрепленный ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 5 НК РФ.
Страшно представить объем счетов-фактур, которые предлагается запросить у поставщиков и выписать покупателям тем организациям, кто давно перешел на УПД.
С уважением,
главный бухгалтер ООО «ТД УпакКомплект»
Ольга Каффри

НовостиНовости сервиса: 2017

Ранее мы уже сообщали о том, что прежние форматы первичных финансово-учетных документов и счетов-фактур утратят силу с 1 июля 2017 года. При этом прием контролирующими органами первичных учетных документов и счетов-фактур, созданных по прежним форматам, будет осуществляться до конца 2020 года.

На текущий момент в сервисе реализована возможность создавать и обмениваться в электронной форме следующими финансово-учетными документами:

● универсальными передаточными документами (УПД);

● универсальными корректировочными документами (УКД);

● документами о передаче товаров (ДПТ);

● документами о передаче результатов работ (об оказании услуг) (ДПРР).

Чтобы быть в курсе, как заполнять УПД в электронном виде, предлагаем подробно ознакомиться с Рекомендациями ФНС.

Такие документы заменят собой обязательные форматы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры, исправленного счета-фактуры и рекомендованные форматы товарных накладных (ТОРГ-12) и актов приемки-сдачи работ (услуг).

ВАЖНО! Счетами-фактурами в электронной форме с 01.07.2017 года можно обмениваться только по вновь утвержденному формату универсального передаточного документа (УПД) (согласно Приказу ФНС России от 24.03.2016 года №ММВ-7-15/155@).

Корректировочные счета-фактуры в электронной форме необходимо формировать по формату универсального корректировочного документа (УКД) (утвержденному Приказом ФНС России от 13.04.2016 года № ММВ-7-15/189@).

УПД, как универсальный документ, может быть выставлен контрагенту в трех качествах:

● как счет-фактура (функция СЧФ);

● как первичный документ (функция ДОП);

● как первичный документ и счет-фактура (непосредственно УПД, УКД, функция СЧФДОП).

УКД выставляется аналогично.

Выставление счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур)

До 01.07.2017 года электронный счет-фактуру можно выставить тремя способами:

● счет-фактура;

● УПД с признаком СФ;

● УПД с функцией СЧФДОП.

После 01.07.2017 года остаются два последних варианта, которые подразумевают использование УПД. Это же относится и к выставлению электронных корректировочных счетов-фактур.

На данный момент есть несколько вариантов выставления первичных документов в электронной форме:

● прежние первичные учетные документы (ТОРГ-12 и Акт приемки-сдачи работ (услуг);

● документ о передаче товара (ДПТ) или документ о передаче результатов работ (ДПРР);

● УПД с функциями ДОП или СЧФДОП.

Выставление первичных учетных документов

С 01.07.2017 г. первичные учётные документы (товарная накладная ТОРГ-12, акт приемки-сдачи работ(услуг), могут быть выставлены в электронном виде и в прежних форматах, с единственным ограничением – принимать такие документы контролирующие органы будут только на бумаге.

Предлагаем подготовиться к переменам заблаговременно и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант работы, тем более что в сервисе Synerdocs поддержка новых форматов уже реализована.

Если вы работаете в веб-клиенте Synerdocs

Вы можете создавать документы в новых форматах в веб-клиенте Synerdocs, выбирая из списка необходимый тип документа.

Если Вы работаете в интеграционном решении Synerdocs и 1С

Если вы используете интеграционное решение 1С, скачайте актуальную версию интеграционного решения Synerdocs для 1С (http://www.synerdocs.ru/1c) и установите его.

В разделе «Настройки» интеграционного решения 1С выберите возможность отправки документов по новым форматам и заполните информацию о подписанте в соответствующих полях.

Настройки отправки в версии ИР 1.10

Настройки подписанта в версии ИР 1.10

Настройки в версии ИР 2.4

Если Вы работаете через сервис интеграции Synerdocs

Если вы используете сервис интеграции, по вопросам его перевода на новые форматы обратитесь в службу технической поддержки.

Если Вы работаете через API Synerdocs

Если у вас настроена интеграция с сервисом Synerdocs посредством API, используйте новые возможности и обновленную сопроводительную документацию для обеспечения возможности работы с новыми форматами документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *