Чрезвычайное происшествие определение

  • автор:

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях

В соответствие с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также в целях совершенствования системы оповещения и информирования населения Каменищенского сельского поселения администрация Каменищенского сельского поселения постановляет:

1. Утвердить:

Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (Приложение № 1).

Тексты речевых сообщений по оповещению населения сельского поселения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (Приложение № 2).

2. Рекомендовать возложение обязанностей по доведению сигналов оповещения до населения руководителям организаций и учреждений, расположенных на территории Каменищенского сельского поселения.

4. Рекомендовать обеспечить постоянную техническую готовность системы оповещения:

Руководителям потенциально опасных объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» в срок до 01 января 2014 г. создать и поддерживать в постоянной готовности на своих объектах локальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Руководителям организаций, имеющим в своей структуре потенциально опасные объекты, разработать инструкции по действиям дежурных диспетчеров, начальников потенциально опасных объектов в случае аварии и возникновении угрозы жизни людей.

Руководителям учреждений и организаций принять правовые акты на своей территории о создании локальных систем оповещения потенциально опасных объектов.

Руководителям организаций, находящихся на территории сельского поселения иметь на территории объектов необходимое количество радиотрансляционных точек коллективного пользования, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до всех сотрудников.

7. Контроль исполнения данного постановления оставляю за собой

Глава администрации

Каменищенского сельского поселения В. В. Пучков

Приложение № 1
к постановлению администрации
Каменищенского сельского поселения
Бутурлинского муниципального района
№ 61 от 29.10.2013 г.

Положение
о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок оповещения и информирования населения Каменищенского сельского поселения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения предусматривает:

доведение до населения прогноза или факта возникновения чрезвычайной ситуации (далее — ЧС) природного или техногенного характера;

доведение до населения рекомендаций о порядке действий с момента получения информации о прогнозах или факте возникновения ЧС.

3. Информирование населения предусматривает:

передачу данных о прогнозе или факте возникновения ЧС природного или техногенного характера;

информацию о развитии ЧС, масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС;

информацию о состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов;

информацию об ожидаемых гидрометеорологических, стихийных и других природных явлениях:

систематическое ознакомление населения с мероприятиями, проводимыми силами и средствами наблюдения контроля и ликвидации ЧС;

доведение до населения информации о защите от вероятной ЧС.

4. Система оповещения населения Каменищенского сельского поселения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации включает:

передачу информации по 1-2 каналам центрального телевидения, путем перехвата речевого сопровождения;

работу электросирен в режиме 3-х минутного непрерывного звучания, означающего сигнал «Внимание всем!»;

использование машин полиции, оборудованных громкоговорящими устройствами;

5. Информирование населения Каменищенского сельского поселения осуществляется через средства массовой информации ,а также доведение информации до населения при проведении собраний, сходов, встреч.

6. Оповещение населения Каменищенского сельского поселения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется согласно схемы оповещения главой администрации Каменищенского сельского поселения.

7. Право на оповещение населения Каменищенского сельского поселения об угрозе чрезвычайных ситуаций предоставлено администрации Каменищенского сельского поселения.

8. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производить:

на уровне сельского поселения — за счет средств бюджета сельского поселения;

на объектовом уровне — за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.

Приложение № 2
к постановлению администрации
Каменищенского сельского поселения
Бутурлинского муниципального района
№ 61 от 29.10.2013 г.

Тексты
речевых сообщений по оповещению населения сельского поселения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

Текст по оповещению населения в случае угрозы или возникновения паводка

(наводнения)

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава администрации Каменищенского сельского поселения. Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации. Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в место временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило, на базе средних школ), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.

Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток — вывесить на высоком месте полотнища; в темное — подавать световые сигналы.

Помните!!!

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.

Текст

по оповещению населения в случае получения штормового предупреждения

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава администрации Каменищенского сельского поселения.

Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы.

Штормовое предупреждение подается, при усилении ветра до 30 м/сек.

После получения такого предупреждения следует:

очисть балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;

закрыть на замки и засовы все окна и двери;

укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы;

заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;

потушить огонь в печах;

подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток;

подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);

перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.

Если ураган застал Вас на улице, необходимо:

держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев;

защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами;

попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.

Текст

по оповещению населения в случае угрозы или возникновения стихийных бедствий

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава администрации Каменищенского сельского поселения.

Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия — это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего района являются ураганы, наводнение, снежные заносы, бураны.

Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.

Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного радиовещания и посыльными.

Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.

При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:

перед тем, как войти в любое поврежденное здание убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;

в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов, нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);

будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания;

не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба;

не пейте воду из поврежденных колодцев.

Текст

обращения к населению при возникновении эпидемии

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава администрации Каменищенского сельского поселения.

______________(дата, время)__ на территории сельского поселения в районах _________________

________________________________________________ отмечены случаи заболевания людей и животных ___________________________________________________________________

(наименование заболевания)

Администрацией сельского поселения принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.

Прослушайте порядок поведения населения на территории с. __________________:

при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медработникам;

не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;

продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах;

до минимума ограничить общение с населением.

Информация предоставлена Главным врачом (название учреждения) в __________.

Текст

обращения к населению при угрозе воздушного нападения противника

Внимание! Внимание!

«Воздушная тревога», «Воздушная тревога»

Граждане! К вам обращается глава администрации Каменищенского сельского поселения.

___________________ на территории сельского поселения существует угроза

(дата, время)

Непосредственного нападения воздушного противника.

Вам необходимо:

одеться самому, одеть детей;

выключить газ, электроприборы, затушить печи, котлы;

закрыть плотно двери и окна;

Взять с собой:

средства индивидуальной защиты;

запас продуктов питания и воды;

личные документы и другие необходимые вещи;

погасить свет, предупредить соседей о «Воздушной тревоге».

Занять ближайшее защитное сооружение (убежище, противорадиационное укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала «Отбой воздушной тревоги».

Текст

обращения к населению, когда угроза воздушного нападения противника миновала

Внимание! Внимание!

«Отбой воздушной тревоги», «Отбой воздушной тревоги»

Последствия воздействия опасностей.

При действии травмирующих факторов на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.

Первичные последствия характерны для травма опасных воздействий и острых отравлений. Они сопровождаются различными травмами или гибелью людей.

Отдаленное действие вредных факторов проявляется через заболевания, сокращение продолжительности жизни, снижение рождаемости и ухудшения здоровья новорожденных и детей.

Чрезвычайное происшествие – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

АВАРИЯ – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ).

КАТАСТРОФА – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Комитет по проблемам современного общества ВОЗ считает, что катастрофа − это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно.

Различают следующие виды катастроф:

— Экологическая катастрофа − стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы.

— Производственная или транспортная катастрофа − крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

— Техногенная катастрофа − внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Стихийные бедствия − это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – нарушение нормальных условий жизни и деятельности человека на объекте или территории, вызванное природными катаклизмами, авариями и катастрофами, применением средств массового поражения, эпидемиями, которые привели или могут привести к людским и материальным потерям.

Основные причины возникновения ЧС:

I. ВНУТРЕННИЕ

1. Сложность технологий.

2. Недостаточная квалификация персонала.

3. Проектно-конструкторские недоработки.

4. Физический и моральный износ оборудования.

5. Низкая трудовая и технологическая дисциплина.

II. ВНЕШНИЕ

1. Стихийные бедствия.

2. Неожиданное прекращение подачи энергии, газа, технологических продуктов.

3. Терроризм.

4. Война.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

1) источник риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

2) действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

3) нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

ЧС классифицируют:

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, извержение вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары, космические явления и др.

К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: пожары, взрывы, аварии, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, транспортные аварии.

К биологическим ЧС относятся:

а) эпидемия – массовое распространение инфекционного или паразитарного заболевания среди населения;

б) эпифитотия – массовое распространение заболевания среди растений;

в) эпизоотия – массовое распространение заболевания среди животных.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей (напр. диспетчеров поездов и самолетов).

К комбинированным можно отнести те ЧС, которые стали следствие комбинированного негативного воздействия человеческого и природного факторов (лавина в результате неосторожного взрыва и др.).

Классификацию ЧС определяют в соответствии с 1. числом пострадавших людей, 2. числом людей у которых нарушены условия жизнедеятельности. 3. размах материального ущерба, 4. границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

Локальная ЧС – ситуация при которой пострадало более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, зона ее распространения не выходит за пределы территории объекта. Локальные ЧС − это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Объектовые – это ЧС, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Объектовые ЧС − это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, учреждения, учебного заведения, но не выходят за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают хотя и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местная – это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек. Либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек на день возникновения ЧС и ее зона не выходит за пределы населенного пункта. Местные ЧС − это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

К территориальной относят ЧС, в результате которой пострадало 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, зона ее не выходит за пределы субъекта государства (области).

К региональным относятся ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, зона ее охватывает несколько областей, республик. Региональные ЧС − это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают кроме всех видов формирований подразделения МЧС, МВД и МО.

К национальным относятся ЧС, в результате которой пострадало свыше 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек. Национальные ЧС − это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

К трансграничной относится ЧП, поражающие факторы которой выходят за пределы государства, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию соседнего государства.

Глобальные ЧС – это ЧС планетарного масштаба. Глобальные ЧС − это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны − Председатель Правительства

— по причине возникновения − преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

— по скорости развития − взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

— по возможности предотвращения − неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.

— по ведомственной принадлежности.

По ведомственной принадлежности различают ЧС в следующих отраслях народного хозяйства:

— в промышленности;

— в строительстве;

— на транспорте;

— в жилищно-коммунальной сфере;

— в сельском хозяйстве;

— в лесном хозяйстве и т. д.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характе­ра выявил их общую черту − стадийность.

Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:

— накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

— период развития катастрофы;

— экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

— период затухания;

— период ликвидации последствий.

Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрез­вычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологиче­скими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится дейст­вовать органам государственной власти по поддержанию этого режима.

Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. впервые в России было закреплено понятие безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов лично­сти, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях реализации указанного Закона Указом Президента России был образован Совет безопасности. Председателем Совета безопасности по должности является Президент Российской Федерации.

В сферу важнейших вопросов Совета безопасности входят:

— определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выделение внутренних и внешних угроз объектам безопас­ности;

— подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвы­чайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; органи­зация их ликвидации и другие вопросы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 ут­верждено Положение о Совете безопасности, которым был конкретизиро­ван правовой статус этого конституционного органа и возложена задача по разработке предложений по координации федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспече­ния безопасности и оценки их эффективности.

В целях более эффективного государственного воздействия на раз­личные ситуации природного и техногенного характера, а главное — на быстрейшую ликвидацию их разрушительных последствий впервые — Ука­зом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 710 был образован единый спе­циализированный федеральный орган исполнительной власти — Мини­стерство по делам гражданской обороны Российской Федерации, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вместе с тем в последние годы массовый характер приобрели чрез­вычайные обстоятельства и особые условия социального, криминогенного характера, связанные с появлением незаконных вооруженных формирова­ний, банд, похищением людей, совершением террористических актов и т. п. В связи с этим Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к дейст­виям при чрезвычайных обстоятельствах закреплены такие понятия, как чрезвычайные обстоятельства и особые условия.

Чрезвычайные обстоятельства (ЧО) — это события, произошед­шие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и яв­ления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни и здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

К видам чрезвычайных обстоятельств относятся:

— появление на опре­деленной территории незаконных вооруженных формирований, банд, воо­руженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

— воз­никновение вооруженного мятежа, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— захват заложников, важ­ных объектов, собственных объектов органов внутренних дел; блокирова­ние транспортных коммуникаций;

— угон транспортных средств;

— незаконное массовое пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Особые условия определяются как обстановка, сложившаяся в ре­зультате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвы­чайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных или террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного само­управления, работы организаций, сохранности материальных ценностей.

Понятие «чрезвычайное положение» сформулировано в Федераль­ном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ и означает вводимый в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, обществен­ных объединений, допускающий установление федеральным конституци­онным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организа­ций и общественных объединений, а также возложение на них дополни­тельных обязанностей.

Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным за­коном «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного харак­тера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в ре­зультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности людей.

Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 выделены следующие виды чрезвычайных ситуаций:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

В классификации чрезвычайных ситуаций немалое место занимают стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии. Однако законодательством Российской Федерации не закреплены эти понятия, поэтому при определе­нии их будем руководствоваться терминами, сложившимися в научной ли­тературе и на практике.

Стихийные бедствия — это неконтролируемые явления природы, не зависящие от воли и деятельности человека, угрожающие жизни и здо­ровью людей, частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений.

По времени возникновения и по своей сущности стихийные бедствия условно можно подразделить на две группы:

1) закономерно, периодически повторяющиеся стихийные бедст­вия — паводки, наводнения, снежные заносы;

2) внезапные, т. е. возникающие в короткий промежуток времени (землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары).

Различие этих групп стихийных бедствий состоит не только в степе­ни их общественной опасности, но и в степени подготовленности государ­ственных органов и населения по защите от сил природы. Если первая группа стихийных бедствий дает возможность заранее предусмотреть антистихийные мероприятия, т. е. имеется период упреждения, то вторая группа наиболее опасна в силу своей внезапности, не позволяющей при­нять в короткие сроки меры защиты.

Некоторые авторы классифицируют стихийные действия в зависи­мости от причин, их порождающих:

— на гидрологические (снежные лавины, селевые потоки);

— метеорологические (сильные ветры, метели, бураны, ливни);

— гидрометеорологические (цунами, тайфуны);

— сейсмические (землетрясения, извержения вулканов). В мировой практике для оценки разрушительной силы некоторых стихийных бедствий разработаны и применяются специальные шкалы:

— для определения силы ветра — 12- балльная;

— для землетрясений — 9- балльная;

— для аварий на АЭС — 7- уровневая шкала;

— шкала пожаров и т. п.

По тяжести последствий к стихийным бедствиям близко примы­кают крупные промышленные аварии и транспортные катастрофы. Они возникают или по вине людей, что, как правило, выражается в служеб­ной халатности или преступной самонадеянности конкретных должно­стных лиц, либо возникают из-за изношенности оборудования и другим причинам. К таким катастрофам можно отнести аварию на Чернобыль­ской АЭС 1986 г. (эта авария относится к наивысшему, седьмому уров­ню по шкале МАГАТЭ), гибель судов, серию крушений пассажирских поездов и взрывов на железной дороге, крупные пожары и другие техногенные ситуации.

Серьезную опасность для жизни и здоровья населения представляют эпидемии.

Эпидемия — это массовое заражение населения инфекционной бо­лезнью, поражающее определенную местность, регион. Особую опасность вызывают холера, чума, черная оспа, тиф и др.

Большой урон государству и населению наносят эпизоотии — это массовое распространение инфекционных болезней среди животных. В случае возникновения эпизоотии (ящура, бешенства, сибирской язвы и прочих болезней животных) на данной территории устанавливается каран­тин и вводятся режимные ограничения (как впрочем, и при эпидемиях).

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым определены ее задачи, органы управления, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных структур, а также регулиру­ются основные вопросы функционирования этой системы (ЕГСЧС) в разных режимах.

ЕГСЧС состоит из функциональных территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, мест­ный и объектовый.

Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными ор­ганами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их тер­риторий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие специальные органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресур­сов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

а) на федеральном уровне — правительственная комиссия по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федераль­ных органов исполнительной власти;

б) на территориальном уровне (субъекта РФ) — комиссии по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;

г) на местном уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

д) на объектовом уровне — комиссии по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ор­ганизации.

Органами повседневного управления ЕГСЧС являются:

1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные цен­тры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнитель­ной власти;

2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

3) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образо­ваний;

4) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой го­сударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» от 3 августа 1996 г. № 924 установлено, что к ним относятся:

1) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

— служб (учреждений) и организаций федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

— формирований санитарно-эпидемиологической службы;

— служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пище­вого сырья и продуктов питания Министерства экономического развития и торговли;

— геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агент­ства по атомной энергии.

2) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

— военизированных и невоенизированных противопожарных, поис­ковых, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формиро­ваний федеральных органов исполнительной власти;

— формирований Всероссийской службы медицины катастроф;

— формирований Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору;

— специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны Российской Федерации;

— служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации;

— сил Федеральной службы гражданской обороны охраны общест­венного порядка МВД России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей чрезвычайной ситуации решением пределах конкретной территории устанавливается один из следующих ре­жимов функционирования единой системы:

1) режим повседневной деятельности — при нормальной производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпи­демий и эпизоотии;

2) режим повышенной готовности — при ухудшении той или иной указанной выше обстановки, при получении прогноза о возможности воз­никновения чрезвычайных ситуаций;

3) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

— непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

— оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвы­чайных ситуациях;

— проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и все­стороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, под­держанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привле­чению при необходимости общественных объединений и населения к лик­видации возникших чрезвычайных ситуаций;

— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

— организация и поддержание непрерывного взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопро­сам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрез­вычайных ситуациях.

Чрезвычайные обстоятельства и их организационноправовое обеспечение

Обеспечение управления в чрезвычайных обстоятельствах — это специфический вид деятельности государственных органов власти и управления, так как имеет обособленный характер, несет особое содержание и является объективной необходимостью.

Исследованию проблем обеспечения управления в чрезвычайных обстоятельствах посвящены научные монографии и специальные издания. Для теории управления и российского законодательства отдельные вопросы остаются предметом дискуссий среди правоведов и практиков государственного управления. В этой связи целесообразно отметить лишь наиболее важные аспекты правоохранительной деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. Среди многих управленческих аспектов этой проблемы необходимо выделять признаки чрезвычайных обстоятельств для государственной системы управления, систему органов обеспечения управления в чрезвычайных обстоятельствах и правовое обеспечение чрезвычайных обстоятельств и деятельности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и ликвидацию их последствий.

Системность признаков чрезвычайных обстоятельств позволяет решать важные теоретико-методологические вопросы. На основании признаков представляется возможным выявить и учесть в последующей деятельности негативные явления или процессы, затрагивающие интересы всего общества и стабильность системы государственного управления.

Критерии признаков чрезвычайных обстоятельств содержат качественную характеристику чрезвычайной ситуации и имеют свои параметры.

  • 1. Временной критерий характеризуется внешней внезапностью, неожиданностью возникновения либо чрезвычайно быстрым развитием событий (с момента возникновения ситуации) и некоторыми другими параметрами.
  • 2. Экологический критерий объясняется возникновением эпидемий, эпизоотий, мутагенезом, тератогенезом, разрушением плодородного слоя и иными нарушениями, которые приводят к выводу из воспроизводства значительной части природных и сельскохозяйственных ресурсов, а также к человеческим жертвам.
  • 3. Психолого-физиологический критерий характеризуется дестабилизацией физиологической устойчивости человека, ростом нагрузки на психику, распространением стрессов и посткризисного депрессивного состояния многих людей.
  • 4. Экономический критерий связан с такими параметрами, как значительный материальный ущерб, выход из строя инженерных систем и сооружений, высокие затраты на восстановительные работы.
  • 5. Социально-политический критерий определяется напряженностью и остроконфликтностью общественных отношений, ростом опасности возникновения социальных потрясений и проявлением массовых недовольств, снижением социальной защищенности граждан и необходимостью принятия дополнительных социально-политических мер для стабилизации обстановки, а также широким внешнеполитическим резонансом.
  • 6. Организационно-управленческий критерий проявляется в многофакторной дестабилизации процесса управления и неопределенности ситуации, недостаточной предсказуемости последствий принимаемых управленческих решений, необходимости формирования особых структур управления со специфическими полномочиями и функциями, привлечением значительных управленческих ресурсов, проведением масштабных эвакуационных и спасательных работ.
  • 7. Мультипликативный критерий характеризуется параметром, связанным с разнопорядковостью проявлений, их цепным характером (например, последствиями взрыва могут стать пожар, выход из строя коммуникаций и т. д.).

Данные критерии признаков чрезвычайных обстоятельств обладают свойством системности. Необходимое условие для определения чрезвычайной ситуации — наличие всей совокупности критериев. Однако наличие совокупности параметров, качественно описывающих критерии чрезвычайной ситуации, для определения ситуации как экстремальной не является необходимым, в той или иной конкретной обстановке некоторые из них могут отсутствовать.

Таким образом, чрезвычайные обстоятельства — это обстоятельства, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности, граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Несмотря на развернутую форму данного определения, оно не отражает всего многообразия и сложности реальных ситуаций. Вместе с тем с методологической точки зрения важно, что сформулированное определение позволяет разграничить «ординарные» и чрезвычайные ситуации, а также иные формы дестабилизации обычного хода дел. С точки зрения организации управления в экстремальной ситуации существенное значение имеет то обстоятельство, что чрезвычайные ситуации не просто нарушают обычный порядок жизнедеятельности и управления, они резко дестабилизируют оперативную обстановку и несут угрозу правам и интересам человека, в том числе системе жизнеобеспечения.

Существует несколько классификаций чрезвычайных обстоятельств.

  • 1. По причинам возникновения чрезвычайные обстоятельства делятся:
    • • на военно-политические и социально-политические конфликты;
    • • стихийные бедствия;
    • • технологические (техногенные) катастрофы;
    • • чрезвычайные обстоятельства комбинированного типа.

К комбинированному типу относят чрезвычайные обстоятельства, имеющие смешанную основу: естественно-технологическую (например, эпидемии различных заболеваний людей, связанных с вредными производствами, или оползни, опустынивание и т. д.), естественносоциальную (эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний) или естественно-техносоциальную (ряд психических заболеваний).

  • 2. По происхождению все чрезвычайные обстоятельства подразделяются:
    • • на чрезвычайные обстоятельства искусственного происхождения, или антропогенные (социально-политические конфликты и технологические катастрофы);
    • • естественного происхождения, или природные (стихийные бедствия);
    • • смешанного происхождения, или природно-антропогенные (класс чрезвычайных ситуаций «комбинированного» генезиса).
  • 3. С точки зрения преднамеренности чрезвычайные обстоятельства делятся:
    • • на преднамеренные (социально-политические конфликты);
    • • непреднамеренные (стихийные бедствия, технологические катастрофы и «комбинированные» чрезвычайные обстоятельства).
  • 4. По темпам формирования (развития), т. е. по времени, которое проходит от момента возникновения чрезвычайного обстоятельств до его кульминационной точки, все обстоятельства можно разделить:
    • • на «взрывные», где время нередко исчисляется минутами, а то и секундами (например, землетрясение или взрыв на АЭС, ТЭС, газопроводах или химических предприятиях);
    • • «плавные», которые характеризуются продолжительным латентным периодом, длящимся иногда десятилетиями.
  • 5. По масштабам воздействия и последствий, включая как пространственный, так и социально-экологический и экономический аспекты, ситуации можно подразделить:
    • • на локальные;
    • • региональные
    • • национальные;
    • • субнациональные;
    • • глобальные.
  • 6. По характеру возникновения чрезвычайные обстоятельства принято подразделять:
    • • на явления природного характера (наводнения, землетрясения; массовые лесные, торфяные и другие пожары; цунами; оползни; обвалы; ураганы; бури и смерчи; снежные заносы и лавины; извержения вулканов; сильные морозы и засухи и т. п.);
    • • явления биологического характера (эпидемии; эпизоотии; массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства, носящее характер стихийного бедствия);
    • • явления социального характера.

В повседневной деятельности органы внутренних дел чаще сталкиваются с обстоятельствами социального характера, которые, в свою очередь, делятся на две группы.

  • 1. Криминальные явления. К ним относят:
    • • групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки;
    • • межнациональные конфликты;
    • • побеги преступников;
    • • появление на территории города, района, края, области, республики вооруженных и особо опасных преступников;
    • • совершение особо опасных преступлений;
    • • захват преступниками летательных аппаратов и заложников;
    • • забастовки;
    • • изменение конституционного строя и т. д.
  • 2. Явления некриминального свойства. К ним можно отнести:
    • • массовые организованные выступления самодеятельных объединений, а также массовые политические, спортивные, культурные и иные мероприятия;
    • • явления техногенного характера — промышленные и транспортные аварии, взрывы, пожары, выбросы химически опасных веществ; загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания токсичными веществами.

Систематизация чрезвычайных обстоятельств по тем или иным признакам причинно-следственных связей позволяет разрабатывать формы и методы реагирования, а также методики их прогнозирования. Например, при соблюдении всех правил эксплуатации высокой прогнозируе- мостью обладают техногенные аварии. Меньшей точностью обладают научные методики прогнозирования природных катаклизмов (снежные лавины, разливы рек и наводнения, извержения вулканов, атмосферные циклоны и др.). Наиболее сложны прогностические оценки социальных конфликтов и последствия вооруженных столкновений. Тем не менее на основе изучения природы социальных конфликтов в настоящее время применяются меры коллективной международной безопасности.

Государственная система обеспечения чрезвычайного положения создается в целях предупреждения чрезвычайных обстоятельств, а также принятия необходимых мер для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. С учетом различного генезиса и процессов развития чрезвычайных обстоятельств система их ликвидации должна отличаться разнообразием своих звеньев — подсистем. Каждая из подсистем имеет свое целевое назначение, решает собственные задачи и обладает определенной структурой, в том числе органами управления. Эффективность системы в целом определяется ее способностью противостоять дезорганизующему воздействию, а также решать самые сложные задачи управления в экстремальных условиях.

Решение подобных управленческих задач формирует определенные требования к системе управления в условиях чрезвычайного положения:

  • 1) должны осуществляться единая политика предупреждения чрезвычайных обстоятельств и общая организационно-распорядительная деятельность;
  • 2) Система должна иметь структуру взаимодействующих органов, обладающих общими целями деятельности;
  • 3) система должна обладать качественным разнообразием структурных звеньев, способных самостоятельно и автономно решать отдельные задачи общесистемного (государственного) значения;
  • 4) полномочия всех структурных звеньев системы должны быть четко регламентированы вплоть до прав и обязанностей отдельных служащих, действующих в чрезвычайных обстоятельствах;
  • 5) управленческие отношения должны строиться преимущественно на принципе «власть-подчинение».

Данные требования формируют положение подчинения всей системы управления в условиях чрезвычайного положения высшим органам власти и управления государством, а соподчиненные уровни распространяют свою компетенцию на соответствующие подсистемы управления. При этом в основе функционирования государственной системы в условиях чрезвычайного положения лежат такие основные принципы, как правовая обеспеченность, компетентность и приемлемый риск. Данные принципы охватывают не только все виды чрезвычайных обстоятельств, но и все стадии их развития. Они позволяют максимально снизить вероятность возникновения подобных ситуаций и признают факт, что полное исключение данного риска практически невозможно.

Задачами системы обеспечения чрезвычайного положения являются следующие.

  • 1. Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, защиты жизни и здоровья людей, материальных и духовных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное время. Решение данной задачи включает разработку и реализацию единых требований к обеспечению надежной защиты населения, размещению, строительству и эксплуатации объектов народного хозяйства, их устойчивому функционированию в различных условиях обстановки, организации мониторинга природной среды и потенциально опасных объектов. Кроме того, для проводятся следующие мероприятия:
    • • выявление и прогнозирование жизненно важных интересов личности, общества и государства;
    • • оценка состояния внутренней безопасности страны, прогнозирование ее динамики, разработка, обеспечение и реализация внутренней политики государства в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства;
    • • комплексное планирование и реализация программ деятельности исполнительных структур в целях обеспечения защиты жизненно важных интересов страны в условиях действия возникающих и прогнозируемых угроз.
  • 2. Формирование системы экономических, правовых и иных мер обеспечения защиты населения, а также мер обеспечения технической и экономической безопасности государства. Эта задача предполагает определение гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб, создание государственных норм и стандартов, определяющих порядок проведения надзора, экспертизы, лицензирования, организацию страхования от чрезвычайных обстоятельств, различных фондов, резервов, непосредственно не связанных с функционированием экономики.
  • 3. Осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных обстоятельств, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы. В соответствии с этой задачей государственные целевые и научно-технические программы реализуются соответствующими органами государственной власти и управления с целью координации финансовой, кредитной, налоговой и инвестиционной политики и снижения их дестабилизирующего воздействия;
  • 4. Обеспечение достаточной степени готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств системы к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, а также на этапе реализации режима чрезвычайного положения и проведения работ по их ликвидации. Эта задача предусматривает осуществление комплекса мероприятий правового, организационного и технического характера;
  • 5. Обеспечение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, подготовка и повышение квалификации кадров, специалистов, что предполагает обучение населения способам и умелым действиям в чрезвычайных обстоятельствах, создание сети учебных центров, полигонов для подготовки и повышения квалификации специалистов органов управления и сил системы обеспечения внутренней безопасности, проведение специальных учений и тренировок.
  • 6. Создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. Эта задача состоит в определении номенклатуры необходимых запасов, их накопления, оперативной доставке в пострадавшие районы, направлении средств на покрытие затрат, связанных с пополнением продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, использованных из государственных и иных резервов при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
  • 7. Осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, оказание помощи зарубежным странам. Эта задача предусматривает изучение, использование и распространение передового зарубежного опыта, обмен научно-технической и специальной информацией, проведение совместных комплексных научных исследований в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, а также оказание взаимной помощи при социальных и иных конфликтах.

Структура системы обеспечения чрезвычайного положения должна включать территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы, а также силы и средства обеспечения чрезвычайного положения.

Территориальные подсистемы, соответствующие административно- территориальному делению России, представляют собой подсистемы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению чрезвычайных обстоятельств, создают, оснащают и готовят силы быстрого реагирования, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения, действуют самостоятельно при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, масштабы которых не выходят за границы подведомственных территорий.

Функциональные подсистемы осуществляют контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, создают чрезвычайные резервные фонды для защиты населения, решают задачи по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечению личной и общественной безопасности и охране всех форм собственности и т. д.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах, комитетах, службах, агентствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств на подведомственных им объектах.

В государственной системе обеспечения чрезвычайных обстоятельств органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест, поскольку являются наиболее мобильными и многочисленными силами обеспечения правопорядка. Соответственно для органов внутренних дел необходимо разграничить чрезвычайные ситуации с иными кризисными обстоятельствами, происшествиями и преступлениями, текущей оперативной обстановкой, а также регламентировать формы, средства и методы деятельности, применяемые в чрезвычайных обстоятельствах. С точки зрения деятельности органов внутренних дел чрезвычайные обстоятельства представляют собой явления и процессы, которые приводят к резкой дестабилизации оперативной обстановки, масштабным нарушениям охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемой территории и требуют дополнительных стабилизирующих организационно-правовых мер.

Система обеспечения чрезвычайного положения имеет особые свойства, т. е. организационную связь между элементами системы. Функционирование системы обеспечения чрезвычайного положения основывается на реализации соответствующих нормативных правовых актов.

Система правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах напрямую связана с особыми правовыми режимами, которые вводятся решением высших органов государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Развитие чрезвычайного законодательства в России происходит с учетом международного опыта и практики правового регулирования деятельности государственных органов по нормализации кризисной ситуации. Вместе с тем проблемы государственного управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств и ситуаций стали исследоваться в комплексе с вопросами безопасности государственной системы и международной безопасности.

Нештатная ситуация

Смотреть что такое «Нештатная ситуация» в других словарях:

  • НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, при которой технологический процесс или состояние оборудования выходит за рамки нормального функционирования и может привести к аварии … Российская энциклопедия по охране труда

  • нештатная ситуация — Ситуация, при которой технологический процесс или состояние оборудования выходит за рамки нормального функционирования и может привести к аварии. Тематики энергетика в целом EN INES 1 … Справочник технического переводчика

  • нештатная (опасная) ситуация — режим работы оборудования, отличающийся от проектного, возникающий при отказе технического устройства, создающий опасность возникновения аварии. ВИДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ: Источник: СТО 17330282.27.140.001 2006: Методи … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Новейший философский словарь

  • ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Социология: Энциклопедия

  • Worst-case situation — Нештатная ситуация … Краткий толковый словарь по полиграфии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *