Части судебного разбирательства в административном судопроизводстве

  • автор:

Судебное разбирательство — центральная часть стадии административного судопроизводства в суде первой инстанции. Оно представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела и дополнительно представленных сторонами, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого спора о нраве административном.

Судебное разбирательство происходит в судебном заседании, во время которого обстоятельства дела рассматриваются в пределах заявленных истцом требований. Суд вправе выйти за эти пределы только в случаях, предусмотренных законом.

Значение судебного разбирательства в суде первой инстанции выражается в следующих основных моментах:

  • — в судебном заседании в процессе рассмотрения и разрешения административного спора осуществляется административное правосудие но конкретному административному делу;
  • — от правильности проведения судебного разбирательства зависит исход всего дела в целом;
  • — в процессе разбирательства административного дела в максимальной степени проявляют себя все принципы судебного административно-процессуального права;
  • — в ходе судебного разбирательства реализуются все нрава сторон;
  • — на этом этапе административного судопроизводства решается вся совокупность задач, имеющих значение для разрешения административного дела по существу.

Порядок проведения судебного разбирательства характеризуется следующими признаками:

  • 1) детально регламентированная в КАС РФ последовательность совершения процессуальных действий как со стороны суда, так и со стороны других участников административного судопроизводства (гл. 14 КАС РФ);
  • 2) обязательность распоряжений председательствующего для всех участников судопроизводства и лиц, присутствующих в зале. Субъекты административно-процессуальных отношений вправе высказывать свои возражения отностительно действий председательствующего, которые заносятся в протокол судебного заседания (ст. 143 КАС РФ);
  • 3) за нарушение порядка в процессе судебного заседания предусмотрена юридическая ответственность (ст. 144 КАС РФ). При его нарушении присутствующими в зале судебного заседания возможно применение мер принуждения или ответственности — предупреждение, удаление, штраф (ст. 119 КАС РФ);
  • 4) обязательность ведения протокола судебного заседания, который составляется в письменной форме и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении всех действий участников процесса или каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания (ст. 204, 205 КАС РФ).

Судебное заседание, в котором происходит разбирательство административного дела, в содержательном плане состоит из четырех частей:

  • — подготовительной;
  • — рассмотрения дела по существу;
  • — судебных прений;
  • — постановления и оглашения решения.

Каждая часть, последовательно сменяя одна другую, имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

В подготовительной части судебного заседания перед судом стоит задача выяснить, имеются ли необходимые условия для рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании.

Для решения этой задачи осуществляется ряд процессуальных действий, которые проводятся в определенном порядке (ст. 145—155 КАС РФ). В назначенное для разбирательства административного дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. Затем секретарь судебного заседания обязан доложить суду, кто из вызванных по данному делу лиц явился, вручены ли повестки не явившимся и какие имеются сведения о причинах их неявки. Председательствующий в судебном заседании устанавливает личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверяет полномочия должностных лиц, представителей. Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания. Им разъясняется, что они будут вызваны в зал судебного заседания для дачи показаний.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в деле в качестве прокурора, представителя общественной организации, эксперта, переводчика, секретаря судебного заседания, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод или отвод. Основания и порядок отвода суда, а также других указанных в законе участников процесса определяются ст. 31—36 К АС РФ.

Разъяснив лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (ст. 153 КАС РФ), председательствующий выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства, заявления. При наличии заявлений или ходатайств об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, суд обязан заслушать мнение других лиц, участвующих в деле. Заявления и ходатайства разрешаются путем вынесения определений, которыми ходатайства удовлетворяются или оставляются без удовлетворения (ст. 154 КАС РФ). Разрешив заявления и ходатайства, суд переходит к рассмотрению вопроса о возможности слушания дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, представителей, свидетелей и экспертов.

Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если (ст. 152 КАС РФ):

  • 1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;
  • 2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;
  • 3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;
  • 4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий;
  • 5) имеется ходатайство лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

Рассмотрение дела но существу начинается докладом административного дела председательствующим (ст. 156 КАС РФ). В докладе кратко излагается:

  • — кто, к кому и какие требования заявил, их основания;
  • — если в деле имеются письменные возражения ответчика, то докладывается их суть;
  • — имеющиеся в деле доказательства.

Закончив доклад дела, председательствующий выясняет:

  • — поддерживает ли административный истец свои требования, содержащиеся в административном иске;
  • — признает ли административный ответчик требования истца;
  • — не желают ли стороны кончить дело соглашением о примирении, если по данной категории административных дел такое соглашение возможно.

В случае намерения сторон совершить распорядительные действия (отказаться от иска, признать иск или заключить соглашение о примирении), председательствующий разъясняет им последствия соответствующих процессуальных действий. Изложенные в письменной форме заявление административного истца об отказе от иска или признании иска административным ответчиком и условия соглашения о примирении сторон должны быть подписаны и приобщены к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ст. 157 КАС РФ).

Если стороны отказываются от совершения распорядительных действий, суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле. Вначале суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица. Вместо сторон объяснения в суде могут давать их представители. Это не лишает стороны права дать дополнительные объяснения, от которых они могут и отказаться, если считают, что представители полно и правильно изложили их позицию по делу. В целях полного выяснения фактических обстоятельств участвующим в деле лицам предоставляется право с разрешения председательствующего задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд должен установить порядок дальнейшего исследования доказательств: порядок допроса свидетелей, экспертов и исследования других доказательств. Этот вопрос суд решает, предварительно выслушав мнение присутствующих в зале судебного заседания лиц, участвующих в деле (ст. 158 КАС РФ). Чаще всего суд начинается с допроса свидетелей. Каждый свидетель допрашивается отдельно в отсутствие других, еще не допрошенных свидетелей. Председательствующий, установив личность свидетеля, разъясняет ему обязанность говорить суду только правду и предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выявив отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, председательствующий предлагает ему сообщить все, что лично ему известно по делу.

КАС РФ (ст. 162) устанавливает специальные правила, регулирующие допрос несовершеннолетнего свидетеля. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет, производится с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

Показания свидетелей, собранные в порядке судебного поручения, в порядке обеспечения доказательств или в ином порядке, предусмотренном ст. 51, 66, 67, 152 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании. Путем оглашения исследуются и письменные доказательства (ст. 164 КАС РФ). Далее суд при необходимости приступает к исследованию вещественных доказательств, порядок исследования которых регламентируется ст. 166 КАС РФ. Вещественные и письменные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по месту их нахождения.

Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случаях когда представление таких доказательств для этих лиц затруднительно, по их ходатайству или по собственной инициативе суд истребует необходимые доказательства. Согласно ст. 63 КАС РФ об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления истребуемого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство. В случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленном ст. 122, 123 КАС РФ.

Если по делу проводилась экспертиза, то после осмотра вещественных доказательств суд должен исследовать и заключение эксперта, которое он дает в письменной форме. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд решает вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Если же суд не согласен с заключением эксперта по мотиву необоснованности, то назначается повторная экспертиза.

По инициативе лица, участвующего в деле, или самого суда к делу может быть привлечен специалист (ст. 169 КАС РФ). Он дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

После исследования всех доказательств, председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они чем- либо дополнить материалы дела и выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии заявлений о желании выступить с заключением или дополнительными объяснениями председательствующий объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным, и суд переходит к заслушиванию судебных прений.

Цель этой части судебного разбирательства — подвести итог проведенного исследования доказательств. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, и представителей (ст. 171 КАС РФ). Сначала выступает административный истец и его представитель, который, как правило, просит суд иск удовлетворить, а затем — административный ответчик и его представитель, который просит в иске отказать. Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей. Прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела. Все лица, участвующие в деле, их представители после произнесения ими речей с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания. Принятие и оглашение решения — это заключительная часть судебного разбирательства, в которой суд разрешает административное дело по существу и объявляет вынесенное решение в зале судебного заседания.

Решение постановляется судом в специальном помещении — в совещательной комнате (сг. 175 КАС РФ). Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находиться лишь судья или судьи, входящие в состав суда по конкретному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Такой порядок создает условия, исключающие постороннее воздействие на судей во время вынесения решения. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В совещательной комнате судьи должны проанализировать и оценить добытые доказательства. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Он может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.

При вынесении решения суд должен ответить на следующие вопросы:

  • — какие факты и на основании каких доказательств следует считать установленными и какие — не установленными;
  • — какая норма материального права должна быть применена к установленным фактам;
  • — как в соответствии с законом необходимо разрешить данное административное дело.

Постановленное судом решение излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении.

Решение суда по своему содержанию состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 180 КАС РФ). В вводной части решения суда должны быть указаны: номер административного дела; дата и место принятия решения суда; наименование суда, принявшего решение; состав суда; сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска. Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны:

  • 1) обстоятельства административного дела, установленные судом;
  • 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;
  • 3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;
  • 4) НПА, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения суда должна содержать:

  • — выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска;
  • — выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела;
  • — указание на распределение судебных расходов;
  • — порядок и срок обжалования решения суда.

В силу принципа непрерывности суд обязан вынести решение немедленно после разбирательства дела. Только в исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более пяти дней. Однако в этом случае резолютивная часть решения должна быть объявлена в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда (ст. 174 КАС РФ). Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. 187 КАС РФ). Решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение к немедленном}’ исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

На определение суда о немедленном исполнении решения суда или об отказе в немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба. Подача жалобы на определение о немедленном исполнении решения суда нс приостанавливает исполнение данного определения.

Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Разбирательство любого административного дела в суде первой инстанции по общему правилу заканчивается вынесением судебного решения, разрешающего дело по существу. В отдельных прямо указанных в законе случаях оно может окончиться без вынесения решения. Процессуальное законодательство предусматривает две формы окончания производства по делу без вынесения решения по существу спора’.

  • — прекращение производства по делу;
  • — оставление заявления без рассмотрения.

Эти формы различаются по характеру оснований и по правовым последствиям их применения. Прекращение производства по делу имеет место, как правило, при отсутствии у административного истца права на судебную защиту. В этом случае прекращение производства по делу исключает возможность вторичного возбуждения в суде аналогичного дела. Оставление заявления без рассмотрения допускается тогда, когда административный истец имеет право на судебную защиту, но не были соблюдены лишь условия его реализации. В случае оставления заявления без рассмотрения истец не лишается права вновь возбудить в суде тождественное дело после того, как устраняются нарушения условий реализации права на судебную защиту.

Прекращение производства по делу может иметь место только по основаниям, указанным в ст. 194 КАС РФ. Суд прекращает производство по административному делу в случае:

  • 1) если административное дело не подлежит разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, а должно рассматриваться в гражданском или уголовном судопроизводстве;
  • 2) если имеется:
    • — вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
    • — определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон;
    • — определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;
    • — вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете по административному делу об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;
  • 3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
  • 4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
  • 5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 7) если оспариваемые НПА, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Производство по делу прекращается определением суда. Если производство по делу прекращено вследствие неподведомственности дела судам, суд обязан указать в определении, в какой орган истцу необходимо обратиться.

Оставление заявления без рассмотрения — это окончание деятельности суда по разбирательству дела без вынесения решения, которое не препятствует истцу или заявителю вторично обратиться в суд с тождественным заявлением. Основания оставления заявления без рассмотрения указаны в ст. 196 К АС РФ. Согласно этой статье суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

  • 1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный для данной категории административных дел;
  • 2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
  • 3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
  • 4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • 5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, касающихся его формы и содержания либо прилагаемых к нему документов (ст. 125, 126 КАС РФ);
  • 6) если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования.

В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для его оставления без рассмотрения. Он обязан также указать, как устранить эти обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

§ 1. Задачи судов в сфере административного
судопроизводства
1. Вводные положения. Принятие КАС является важным этапом становления судебной власти в России. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ <1> судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило его отдельное правовое регулирование — в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК.
———————————
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
В числе признаков административного судопроизводства можно выделить следующие:
(1) это вид судебной деятельности и форма осуществления судебной власти;
(2) урегулированный судебным административным процессуальным законодательством;
(3) для защиты прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, административное судопроизводство представляет собой урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.
При характеристике административного судопроизводства следует обратить внимание на особенность судебной организации в России. По общему правилу в странах системы континентального (гражданского) права деление права на частное и публичное является фундаментальным и определяющим, в том числе в организации судебной системы. В России суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются одновременно судами и частного, и публичного права. Хотя в ст. 118 Конституции РФ говорится о выделении гражданского и административного судопроизводства, это не проецируется непосредственно на судебную организацию, поскольку отдельной системы административных судов в России не образовано.
Поэтому административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК.
2. Задачи административного судопроизводства. Согласно ст. 3 КАС выделяются следующие задачи административного судопроизводства:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
3. Характеристика отдельных задач административного судопроизводства. Приведенные задачи административного судопроизводства имеют программно-целевое назначение и оказывают большое влияние на правовое регулирование и процесс правоприменения. Они определены исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных договоров Российской Федерации, в особенности Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В основном значение задач заключается в следующем. Во-первых, с помощью задач административного судопроизводства возможно выявление действительного смысла и содержания той или иной нормы КАС, и, во-вторых, задачи судопроизводства задают правильные ориентиры для разрешения правоприменительных вопросов, когда отсутствует норма технического характера, но тем не менее конкретный вопрос, поставленный перед судом, нуждается в разрешении.
Анализ отдельных задач административного судопроизводства показывает, что они не имеют специфики, отличающей их от задач правосудия в сфере гражданского судопроизводства, поскольку задачи правосудия всегда едины. В частности, содержание задач в ст. 3 КАС совпадает с теми задачами гражданского судопроизводства, которые определены в ст. 2 ГПК, и задачами судопроизводства в арбитражных судах, указанными в ст. 2 АПК. Такой подход является правильным, поскольку задачи любого правосудия, которое осуществляется посредством как конституционного, гражданского, уголовного, так и административного судопроизводства, едины. Задачи административного судопроизводства решаются судами с помощью только им присущих полномочий и с учетом места того или иного суда в общей судебной системе. Так, суды первой инстанции разрешают дела из административных и иных публичных правоотношений, а вышестоящие суды для решения задач судопроизводства рассматривают дела в порядке производств по пересмотру судебных актов.
Важнейшей задачей административного судопроизводства является обеспечение доступа к правосудию, поскольку согласно ст. 46 Конституции РФ, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека <1>, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <2> гарантируется свободный и беспрепятственный доступ к правосудию. При этом современное понимание доступа к правосудию заключается не только в беспрепятственной возможности обращения к суду. Доступ к правосудию понимается как начало, которое должно быть обеспечено на всех стадиях процесса — от прохождения досудебных этапов правовой защиты, на стадиях возбуждения дела, судебного разбирательства до возможностей реализовать право на обращение в суды, наделенные полномочием по пересмотру судебных актов, и право на исполнение судебного акта. Кроме того, доступ к правосудию должен быть гарантирован как всей системой правового регулирования административного судопроизводства, так и созданием экономических и организационных условий для возможностей обращения к суду.
———————————
<1> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля. N 67.
<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
Другие задачи являются одновременно и целью правосудия, в частности защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая и достигается путем рассмотрения и разрешения дел судами, в том числе и в рамках административного судопроизводства. То же самое относится и к правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел, а также к укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Все указанные задачи решаются также путем осуществления судебных полномочий посредством совершения процессуальных действий.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *