Бюджетное планирование

  • автор:

Бюджет как основной финансовый план государства

Бюджет как финансовый план характеризуется составом доходов и расходов, которые отражают финансовую деятельность государства, их структурирование может иметь официальный и научный характер. Официальная бюджетная классификация, которая представляет собой систематизированное группирование доходов и расходов и финансирования бюджета, утверждается соответствующими уполномоченными органами. В ее основу кладутся те признаки, имеющие определяющую роль в бюджетном процессе. Научная классификация дает возможность оценить состав и структуру доходов и расходов в первую очередь за экономическим содержанием. В классификации расходов основным является их общественное назначение, а в классификации доходов — методы мобилизации.

По общественному назначению расходы объединяются в следующие группы:

— Социальная защита населения и социальное обеспечение;

— Финансирование социальной сферы;

— Финансирование фундаментальных исследований;

— Экономическая деятельность государства;

— Национальная оборона;

— Государственное управление и внешнеполитическая деятельность;

— Обслуживание государственного долга;

— Другие расходы.

Доходы бюджета за методами их мобилизации делятся на две основные группы:

— Налоговые поступления;

— Неналоговые доходы.

Состав и структура расходов бюджета как основного финансового плана отражают экономическую и социальную политику страны, ее военную доктрину. Так, характерным признаком последних лет является отсутствие определенных приоритетов. Это объясняется тем, что в условиях тяжелого финансового состояния финансовая политика государства направлена ??на поддержание хотя бы на минимальном уровне всех сфер и отраслей. Даже достаточно разветвленный состав расходов на развитие экономики отражает в основном текущие расходы. В составе расходов в разные годы достаточно специфические статьи, отражающие современные проблемы РФ.

Как финансовый план бюджет не является чем-то обособленным. Он входит как составляющая в единую систему финансового планирования в стране. Взаимосвязь бюджета с финансовыми планами предприятий, организаций и учреждений имеет преимущественно односторонний характер. Те из них, которые осуществляют деятельность на основе коммерческого расчета, являются налогоплательщиками. В их финансовых планах отражается балансовая прибыль, уплата налогов в бюджет, чистая прибыль и его использования. Налоговые взаимоотношения с бюджетом регулирующих финансовые планы предприятий и определяют их реальные возможности. Предприятия государственного сектора экономики, кроме уплаты налогов, могут получать ассигнования из бюджета в виде государственных дотаций и бюджетных кредитов. Такие взаимоотношения тоже отражаются в финансовых планах предприятий и определяют их финансовое состояние. Сейчас, с одной стороны, стоит задача полной ликвидации убыточности и государственного дотирования предприятий, а с другой — государство вынуждено финансовое поддерживать важнейшие отрасли и предприятия .

Учреждения социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании, составляют финансовый план в виде сметы доходов и расходов. В нем отражаются бюджетные ассигнования, которые являются главным источником финансового обеспечения. Объем расходов зависит прежде всего от состояния бюджета. В нормальных условиях сметное финансирование осуществляется по нормативному методу. Размер нормативов зависит как от реальных потребностей в ресурсах, так и от возможностей бюджета — чем лучше состояние бюджета, тем больше размером нормы. Во время финансового кризиса бюджетное финансирование осуществляется на основе комбинированного подхода. Часть расходов, прежде всего на заработную плату, финансируется по установленным (но на достаточно низком уровне) нормам, часть — исходя из реальных возможностей бюджета. Внедрение в социальной сфере элементов коммерческого расчета путем развития платных услуг ведет к изменениям в их финансовом планировании и к формированию новых отношений с бюджетом. Бюджетные ассигнования являются только одним из источников формирования доходов, причем их роль и удельный вес постепенно уменьшаются за счет расширения форм и методов финансовой деятельности.

Бюджет как финансовый план также тесно взаимосвязан с другими звеньями государственных финансов — фондами целевого назначения. Часть из них, как уже отмечалось, может непосредственно зачисляться в бюджет при его утверждении, хотя и выполняются они обособленно. Другие, например Пенсионный фонд, составляются и исполняются отдельно. Однако они взаимосвязаны с бюджетом, поскольку могут иметь как целевые поступления средств из бюджета, так и перечисления в бюджет.

Таким образом, бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной .

Методология планирования расходов

Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

— программно-целевой,

— нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

— денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

— нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

— нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Простое бюджетное планирование

В современном мире динамичного бизнеса вопрос бюджетной эффективности затрагивается стабильно часто, если не сказать постоянно и ежедневно. Организация планирования – вот самый простой ответ на него. При этом на одной чаше весов суммарной конкурентоспособности бизнеса соседствуют вопросы стратегического, организационного, процессного и других видов планирования, включая центральный вид – бюджетное планирование.

В этой статье мы детально рассмотрим практический подход и методы бюджетного планирования на предприятиях: речь пойдет не просто о теоретической базе знаний, а о роли бюджетных планов в успехе бизнеса предприятия в целом.

Основы бюджетного планирования

Бюджетное планирование необходимо не только для государства, для бюджетных учреждений или домохозяйств, поскольку субъекты бюджетного планирования – это участники экономических процессов, характерных абсолютно для любых видов деятельности, любых организаций, а бюджет, по сути – план, фиксирующий ожидаемые показатели экономической активности. Не «хотелки» в смысле «добиться бюджетной эффективности за неделю», а реальный бюджет и детальное бюджетное планирование – сколько и на что потратим, сколько и с чего заработаем. Вопрос предметный и не терпит приблизительного подхода.

В этом контексте бюджетное планирование – это такой набор действий и решений, результатом которых станет составление документа – бюджета, в котором в численном выражении будут зафиксированы цели и планы на определенный период, чаще всего, на год. Таким образом, составление бюджета и бюджетное планирование объединяет все подразделения одной фирмы вместе, делая их совместную работу возможной, а главное, обеспечивая за счет этого результаты экономической активности. Причем не просто результаты, а результаты соответствующие планам и фактам, т.е. максимально приближенных к понятию бюджетной эффективности. Что крайне важно в глобальном смысле – быть не просто успешной компанией, а быть стабильно прогнозируемой успешной компанией, потому это, допустим, привлекает инвесторов.

У хороших бюджетов коммерческих предприятий, конечно, есть свои основы бюджетного планирования и их организации:

  • Сквозной характер. Бюджет распространяется на все части, подразделения, направления и сегменты бизнеса;
  • Бюджет = закон. Свойство – директивность. Если бюджет подписан, его нельзя не исполнять. Часто исполнение бюджета является ключевым KPI для подразделений, которые только тратят, а не зарабатывают. Бюджет в таком случае это элемент контроля, а также основание для поощрения;
  • Формализация. Единица бюджета – обоснованный результативный показатель деятельности, выраженный в виде цифры. «Продать много» не очень хорошая цель для процесса бюджетного планирования, а «Продать на 1 млн $ в квартал» очень даже ничего;
  • Регулярность – бюджет принят и исполнен (или не исполнен) в четкий оговоренный промежуток времени, который приказом главного лица фирмы выбран в качестве бюджетного периода. Это ключевое условие результативности бюджетного планирования, потому что регулярность означает неразрывность плановой деятельности компании;
  • Новый бюджет разрабатывается на основе аналитики показателей плана и факта исполнения бюджета истекшего периода.

Рисунок 1. Признаки хорошего бюджета

Методы бюджетного планирования

На практике бюджетное планирование или бюджетирование в современном мире – это методы повышения конкурентоспособности бизнеса, на основе детализированного контроля ключевых показателей работы фирмы в разрезе финансов. Когда мы говорим о бюджете и бюджетном планировании в целом, мы касаемся такой сложной темы, как методы структурирования универсальной технологии планирования, а также учета и непрерывного контроля средств предприятия для достижения бюджетной эффективности.

Если представить, что будущее фирмы и бюджетная эффективность напрямую зависят только от соблюдения некоторых метрик и показателей без влияния каких-то внешних факторов, тогда процесс бюджетного планирования либо делает фирму стабильно приносящей прибыль, либо отправляет ее на кладбище (в зависимости от четкости и точности структурированности бюджетного процесса).

Субъекты бюджетного планирования

Самая важная задача любого бизнесмена – делать бизнес конкурентоспособным во всех смыслах этого слова. Поэтому в компаниях по всему миру поняли, что необходимо тратить время не на споры с конкурентами, а на создание такой универсальной системы или многорычажного механизма управления, который помог бы удерживать и развивать позиции на интересном бизнесу рынке. Одним из таких рычагов является рассматриваемый нами процесс создания бюджетных планов для достижения бюджетной эффективности.

В бюджетном планировании однозначно участвуют все подразделения компании. У каждого субъекта своя глубина детализации бюджета и взаимосвязи с другими подразделениями. Бюджетов и соответствующих им планов исполнения этих бюджетов может быть бесчисленное множество. По большей части это зависит от таланта финансового директора и требуемой степени детализации, определяемой стратегией финансового учета фирмы.

К примеру:

  • Бюджет доходов и расходов как детализированная смета расходов и продаж, которые должны обеспечить фирме профицит;
  • Бюджет движения денежных средств для распределения текущих денег в операционном цикле;
  • План финансирования для формирования прогнозов потребности в заемном капитале и по внутренним инвестициям;
  • Прогнозный баланс как инструмент контроля капитала;
  • Бюджет ФОТ с целями прогнозирования операционных затрат и отчислений в фонды;
  • Материальные бюджеты – планы по снабжению, сформированные на нормах производственного расхода;
  • Энергетические бюджеты по нормам потребления ресурсов для обеспечения производственных нужд;
  • Бюджет амортизации для контроля внутреннего износа, капитального ремонта и реновации производственных мощностей;
  • Налоговый бюджет.

Рисунок 2. Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Пример ввода бюджетов в WA:Финансист

Бюджеты в «WA:Финансист» вводятся с помощью соответствующего документа «Бюджет»:

Доступны следующие возможности ускорения и облегчения ввода плановых данных:

  • Загрузка из файлов excel;
  • Настройка шаблонов заполнения;

  • Заполнение по данным графиков оплат в договорах;
  • Заполнение в одном Бюджете данных по нескольким периодам, статьям и их аналитика;

  • Настройка зависимых оборотов.

В данном кейсе более подробно рассмотрим вариант заполнения бюджетов «По данным графиков» в договорах.

В «Бюджетах» есть возможность выполнения следующего действия:

При этом автоматически подбираются и затем будут отражены в бюджете плановые данные, ранее настроенные для договоров согласно указанным отборам:

Сначала формируется план доходов/расходов:

Затем на его основании с помощью настройки «Модели распределения платежей» – график платежей:

Формируется график платежей в разрезе периодов с учетом условий оплаты по договору (аванс, предоплата):

Результатом настроек является автоматическое заполнение нескольких видов плановых документов:

  • Плановые бюджеты по финансовым данным договоров;
  • Планируемые Заявки на платеж;
  • Планируемые поступления ДС.

Для этого предусмотрено отдельное рабочее место:

Поскольку ввод плановых данных по графикам доходов и расходов и платежей в договорах является частью общего бюджетного планирования, система «WA:Финансист» позволяет подключать к «Договорам/Регистрации условий договоров» и «Контрагентам» общие возможности системы по согласованию:

Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Конечно, есть и другие бюджеты, начиная с командировочных, до бюджетов корпоративных праздников и подарков. Все это бюджеты, и во всех бюджетах обязаны быть четкие и продуманные показатели. Понятно, что для турфирмы нужна одна степень детализации бюджетных планов, а для сталелитейного комбината – совсем другая.

Идентично для всех одно: вне зависимости от количества бюджетов и планов контроля утвержденных показателей, процесс бюджетного планирования является единственной возможностью контролировать жизнь фирмы в разрезе всех финансовых результатов. Напомним, что от качества бюджетных планов может зависеть весь суммарный результат фирмы за будущий период.

Взаимосвязанность процесса бюджетного планирования и организация планирования процесса бюджетирования

Современные динамичные системы управления стремятся к тому, чтобы процесс бюджетного планирования был основан на принципах взаимосвязанности и четкой регламентации бюджетного процесса во всех подразделениях. То есть процесс создания бюджетных планов должен быть согласован, как горизонтально/вертикально, так и во временном диапазоне для достижения бюджетной эффективности. К примеру, если планово-экономический отдел планирует бюджет (сверху вниз), то он учитывает и реальные данные доходного/расходного подразделения (снизу вверх). Таким образом, достигается балансировка показателей и приведение их к реальному значению.

Рисунок 3

Целесообразно производить строительство бюджетных планов таким образом, чтобы все бюджеты были взаимосвязаны. Проще говоря, бюджет низкого уровня всегда есть составная часть (или расширенная детализация) бюджетных планов более высокого уровня. Это позволяет с одной стороны связать плановые данные с реальными данными, а с другой – обеспечить дополнительный контроль исполнения.

Процесс составления бюджетных планов компании должен быть продуман и документально оформлен в виде регламента, который будет определять порядок составления бюджетов в части состава, подготовки, верификации и утверждения. Организация бюджетного планирования должна быть структурирована так, чтобы создать полный непрерывный цикл бюджетирования, начиная с установки целевых значений каждого показателя, до анализа фактического значения (результата).

Проблемы процесса бюджетного планирования

Невозможно создать такой процесс бюджетного планирования, который стал бы идеальным или эталонным во всех его частностях для всех предприятий. Но чтобы структурировать наиболее оптимальную и рабочую модель бюджетного планирования, необходимо учесть наиболее распространенные ошибки и проблемы, а также воспринимать этот процесс как составной элемент комплексного управления компанией.

Рисунок 4. Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

  • Затягивание сроков. Планы и бюджеты не принимаются в срок и постоянно переносятся. В итоге компания сталкивается с тем, что бюджет/план должны догонять ее реальную жизнь, что чаще всего невозможно.
  • Не идентичность показателей. Проблема многих компаний, в которых подразделения привыкли измерять свою эффективность или ставить планы на основе внутреннего представления, а не общих показателей системы планирования. Это часто приводит к тому, что предприятия упираются в стену из необходимости суммировать или вычитать друг из друга несопоставимые данные.
  • Нет единой системы документов. Это приводит к затруднениям в процессе сопоставления данных отчетности и дальнейших бюджетных планов.
  • Бесконечность согласования. Проблема всех крупных предприятий: лица, принимающие распорядительные решения, тормозят весь производственный процесс своим неисполнением бюджетных планов. Зачастую бесконечность процесса согласования бюджетных планов – это следствие низкого качества менеджерского состава или недостаточной организации самого процесса.
  • Низкое качество IT-инфраструктуры. Приводит к тому, что процессы тормозятся из-за невозможности импорта/экспорта каких-либо данных или их сопоставления между собой.
  • Несоответствие бюджетов и планов предприятия. На стратегическом уровне это несоответствие означает крах процесса бюджетного планирования, потому что верхним уровнем всего процесса и является стратегический план компании.
  • Нереальность бюджетирования. Если план и факт значительно отличаются друг от друга, значит, процесс бюджетного планирования не соответствует тому, что происходит в реальности на предприятии, имеет неправильное основание, а также не опирается на принципы «сверху вниз» и «снизу вверх».

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Заключение и выводы

Организация планирования процесса эффективного бюджетирования – это не самая сложная задача внутрикорпоративного управления. Безусловно, финансово бюджетное планирование требует большой ответственности и последовательности, которые обеспечат не только реальность будущего бюджета предприятия, но и бюджетную эффективность. Но только такая система управления компанией, система, на основе формирования и контроля исполнения структурированных бюджетов и охватывающая все субъекты бюджетного планирования, может быть адекватна современным рыночным отношениям. За счет бюджетного планирования на предприятиях любой формы собственности и размера достигаются желаемые результаты и решаются важные задачи бизнеса:

  • Создать и использовать систему бюджетных планов, на основе план-фактного анализа;
  • Добиться прозрачности потоков денежных средств и точности управления ими;
  • Обеспечить руководство инструментом контроля финансовых ресурсов предприятия;
  • Повысить эффективность использования денежных средств;
  • Снизить операционные риски в рамках управления свободными финансовыми ресурсами;
  • Обеспечить непрерывный контроль производственных показателей и нормативов;
  • Усилить контроль доходно-расходной деятельности компании в целом;
  • Консолидировать ресурсы внутри компании для обеспечения достижения поставленных целей;
  • Активизировать потенциал менеджмента подразделений, создав среду вовлеченности и ответственности за общий результат компании;
  • Оптимизировать процессы внутри компании.

В заключении отметим, что бюджетное планирование – наиболее правильный и простой способ избежать вопросов из серии «что же будет с бизнесом в будущем?». Как инструмент менеджмента методы бюджетного планирования дадут понимание, какую линию поведения выстраивать, и какой путь выбрать для достижения поставленной цели.

Классическое и скользящее бюджетирование

Различают два основных метода бюджетирования:

Нулевой метод. Он применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего предприятия. Такой метод требует значительных затрат времени, связанных с формированием новой структуры ЦФО, разработкой новых форм бюджетов и пр. Это позволяет заново изучить и критически переосмыслить деятельность предприятия.

Традиционный метод – планирование от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Он позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года

Большинство отечественных организаций сферы услуг, использующие в качестве управленческого инструмента — бюджетирование, зачастую применяют периодическое бюджетирование. Притом они сталкиваются в процессе формирования бюджетов и их реализации с огромным количеством затруднений и проблем. Специфика в каждом конкретном случае своя, как для небольших, так и для крупных организаций сферы услуг. В основном эти осложнения в применении данного механизма способны поставить крест на эффекте, за счет его применения. Однако достаточно поменять лишь некоторые принципы бюджетирования для решения большинства проблем управления. В частности, организация сферы услуг может перейти от периодического, классического бюджетирования к скользящему.

Подпериодическим, классичкским бюджетированием понимают «процесс формирования бюджетов организации сферы услуг на определённый период времени (год), при истечении которого процесс повторяется».

Скользящее бюджетирование – это «процесс планирования, где период времени разделен на несколько этапов, по завершении которых плановые показатели бюджетов организации сферы услуг передвигаются на этот же этап вперёд». Соответственно, организация, разработавшая план на год, в конце марта анализирует выполнение плановых показателей бюджетов за 1-й квартал, вносит соответствующие корректировки в бюджеты до конца года и составляет бюджет на 1-й квартал уже следующего года. Оба подхода к бюджетированию имеют свои недостатки и преимущества.


Коснемся основных проблем периодического бюджетирования.

Нестабильность существующей экономической среды, высокие экономические и политические риски, необходимость структурных реформ, динамично изменяющиеся рынки и их условия — всё это препятствует планированию и управлению сроком даже на год. Получается бюджет, формируемый ежегодно, заметно теряет свою актуальность.

Существуют несколько действенных способов, в рамках периодического бюджетирования, следование которым позволит частично справиться с проблемой актуальности. Во-первых, организация может составлять несколько вариантов бюджетов. Оставляя наиболее приемлемые, необходимо определить разумное количество этих бюджетных сценариев, поскольку увеличение количества бюджетов существенно снижает полезность самого бюджетирования. Во-вторых, после утверждения годового бюджета определенные отклонения убираются путём внесения соответствующих поправок. Чрезмерно частое внесение существенных корректировок в бюджет организации сферы услуг полностью перечёркивает эффект от его использования. Но эти методы или даже их сочетание не позволят организациям устранить все отклонения фактических значений от запланированных. Суммируясь, накопленные разницы к концу планируемого периода способны достигать существенных величин.

Организация, имея на начало периода, годовой бюджет, к концу года непременно сталкивается с ограничением бюджета в несколько месяцев. Возникновение такой проблемы может быть вызвано «близорукостью» принимаемых решений, экономистами, составляющими бюджет, и несогласованностью решений в целом.

Применение периодического классического бюджетирования приводит к запоздалому поиску недостающих средств для инвестирования последних месяцев, в результате организация сможет привлечь только кредиты под высокие процентные ставки. Вопрос времени играет весомую роль, озадачившись ранее подобными вопросами организация, сможет улучшить свой финансовый результат.

Помимо этого организации сталкиваются и с другой проблемой: руководители отделов (структурных подразделений) откладывают выполнение бюджетных показателей на следующий период, в ущерб финансовым результатам организации.

В большинстве случаев бюджетирование в организации выстроено без использования инструментов мотивации и премирования. У ответственных лиц отсутствуют стимулы к уменьшению затрат ниже плановых показателей в бюджете. Сложившуюся проблему можно подразделить на две.

Во-первых, могут сложиться благоприятные условия, приводящие к снижению уровня затрат ниже запланированных в бюджете

Во-вторых, бюджетирование подталкивает начальников отделов (структурных подразделений) к определённой системе поведения по отношению к предоставляемым им средствам]. С одной стороны, сложившаяся универсализация совершенствует систему управления организацией сферы услуг и заменяемость начальников отделов (подразделений). Но с другой – препятствует возникновению новых способов освоения средств, способных привести к снижению затрат без потерь в качестве предоставляемых услуг или управляемости самой организацией

Разработка ежегодного бюджета, подавляет инициативу сотрудников организации сферы услуг. В течение года проекты, инициативы и идеи многих менеджеров и сотрудников переносятся на рассмотрение бюджета лишь на следующий год. В результате организация не способна достаточно гибко и оперативно реагировать на открывающиеся перед ней новые возможности и встающие перед ней угрозы. Подавление инициативы менеджеров и сотрудников подтолкнет их к переходу в другие, более динамично развивающиеся и лояльные организации. Последствия демотивированности весьма широки:

— стимулирование менеджеров и сотрудников к превышению бюджетных показателей только к концу года. Причиной тому, нежелание вносить корректировки в бюджеты для ликвидации отклонений, возникших за счет высоких результатов, достигнутых в середине периода;
— менеджеры среднего звена зачастую стремятся к установлению и выполнению заурядных бюджетных показателей вместо реально достижимых, способных увеличить финансовый результат организации;
— весомое превышение бюджетных показателей вызовет соответствующие высокие требования к результатам дальнейших периодов. Вот отчего менеджеры среднего звена больше заинтересованы в достижении невысоких целей.

Традиционно выделяют два метода бюджетирования: «сверху-вниз» и «снизу-вверх».Бюджетирование «сверху-вниз» строится на основании целей, задач и ограничений, сформированных руководством организации, которые затем каскадируются вниз, на уровни отделов, служб, структурных подразделений и т.д. Обратным является бюджетирование «снизу-вверх», которое основывается на сведение воедино плановых показателей бюджетов отделов и служб организации.

Состояние систем бюджетирования показывают, что отечественные организации чаще используют первый метод, — бюджетирование в форме корпоративного, централизованного управления и контроля. Это представляется весьма логичным, ведь для большинства организаций характерна низкая вовлеченность менеджеров среднего звена в формирование системы управления и составление бюджетов. Это влечет за собой ряд негативных последствий:

— низкая вовлечённость сотрудников организации в процесс формирования системы управления и составления бюджетов снижает их лояльность и мотивацию;

— бюджетирование рассматривается сотрудниками организации как механизм сокращения расходов, а в дальнейшем и как уменьшение числа рабочих мест, что может вылиться в коллективное сопротивление

Следующая проблема в том, что большинство организаций не имеют чётко сформулированной стратегии, которой они должны придерживаться. Соответственно распределение ресурсов, формирование проектов и их приоритетность зачастую носит случайный характер или основывается на противоречивых и субъективных оценках руководства и менеджеров организации.

Результатом бюджетирования в организации должно стать совершенствование системы управления, т.е. повышение управляемости. Тогда организация приобретает возможность отследить, как она функционирует в соответствии со сформированными планами (стратегией). На сегодняшний день, большинство организаций поверхностно понимают задачу бюджетирования, как управление затратами с целью их общего снижения, а не как инструмент увеличения выручки, удержания и развития клиентской базы и улучшения качества работ и услуг

Процесс бюджетирования в большинстве отечественных организаций не ориентирован на создание информационный базы управления, а значит и не приносит ожидаемой ценности для акционеров.

Помимо отрыва от стратегии исследования о состоянии и применении бюджетирования за рубежом и в России показывают, что организации не уделяют должного внимания экономическому анализу выполнения бюджетных показателей. Зачастую аналитической работой на этапе разработки бюджетных показателей пренебрегают, с целью сокращения времени формирования бюджетов и снижения затрат на бюджетирование.

Заключительной проблемой является бюрократия. Периодичное бюджетирование для крупных организаций с широкой финансовой структурой, с большим количеством служб и отделов весьма проблематично организовывать по причине необходимости согласования интересов и сглаживания конфликтов между ними.

Соответственно, организация сталкивается с трудностью формирования процедур бюджетирования таким образом, чтобы достигаемый эффект был выше затрат. Трудности бюджетирования возникают вследствие: изменения условий функционирования организации; ухода ответственных лиц и экономистов по бюджетированию; смены руководства и т.д.

Теперь рассмотрим проблемы скользящего бюджетирования. Во-первых, скользящее бюджетирование, более затратное по сравнению с классическим, особенно на этапе внедрения. Для разработки бюджетов, отслеживания их выполнения, анализа и затем внесения корректировок, организации потребуются весомые финансовые ресурсы. К тому же использованию в организации нормально функционирующего скользящего бюджетирования должно предшествовать формирование соответствующей атмосферы. Сотрудникам необходимо объяснить специфику скользящего бюджетирования как инструмента управления организацией и значимость выполняемой ими работы.

Организации следует привлечь профессионалов в области бюджетирования, с целью освобождения сотрудников организации от совмещения своей текущей деятельности с работой над составлением бюджетных показателей. Помимо этого организация сможет больше времени уделять экономическому анализу бюджетных показателей, и как следствие качественнее и быстрее реагировать на возникающие перед организацией угрозы и возможности.

Сам же процесс разработки скользящих бюджетов повторяется чаще, чем в случае периодического бюджетирования. Поэтому в данном случае организации проще разработать регламентирующие положения, соответствующие целям организации. Работа по составлению бюджетов становится более понятной, что значительно увеличивает эффект, достигаемый применением скользящего бюджетирования. Более частое привлечение сотрудников организации к бюджетному процессу влечёт за собой совокупное увеличение затрат времени. Одновременно, более частая работа по составлению бюджетных показателей приводит к тому, что работа по составлению бюджетов становится более понятным и обычным делом, чем при периодическом, классическом бюджетировании.

Целесообразнее выстраивать бюджетный процесс в зависимости от рыночных ориентиров и потребностей в ресурсах, а не наоборот. Для решения этих целей скользящее бюджетирование подходит намного лучше для организаций. По мере увеличения актуальности бюджеты проектов уточняются и детализируются.

Преимущества для организации при использовании скользящего бюджетирования:

— анализирует выполнение бюджетных показателей за прошедший 1-й квартал;

— вносит соответствующие корректировки в бюджеты до конца года;

— детализирует бюджеты на 2-й квартал в разбивке по месяцам и неделям;

— формирует бюджет на 1-й квартал уже следующего года

Таким образом, скользящее бюджетирование способно решить множество проблем. Оно несет в себе переосмысление всей системы управления ресурсами организации и организации в целом, которое происходит в результате применения данного инструмента управления. Образующаяся в итоге гибкость управления проектами и всей организацией в целом способствует формированию у руководства организации понимания настоящей роли и места бюджетирования в организации

Переход к скользящему бюджетированию позволит организации решить множество проблем и перейти к более адекватной и гибкой системе управления, как отдельными проектами, так и организацией в целом. Последней ступенью в развитии бюджетирования в организации сферы услуг является интеграция данного процесса в систему информационно-аналитической поддержки управления и его позиционирование как технологии поддержки менеджмента, позволяющей внести логику в процесс формирования перспективных величин и повысить объективность плановых данных.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Выбираем программу для планирования и бюджетирования

Какая программа наиболее удобна для планирования и бюджетирования? Думаем, этот вопрос волнует многих специалистов. Для того чтобы облегчить ваш труд и помочь в выборе необходимой программы, мы и публикуем этот обзор.

На российском рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации бюджетирования. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

«1С:финансовое планирование»

«1С:Финансовое планирование» — комплексное программное решение для создания автоматизированного контроля бюджетных средств и финансовых потоков для многопрофильных компаний. Обширная функциональность, простота и удобство в использовании, а также структурированный подход — все это делает «1С:Финансовое планирование» лидером на рынке программного обеспечения.

В совокупности системный комплекс включает более четырёх конфигураций и приложений, рассматривающих отдельные аспекты организации бюджетных отношений для профильных предприятий.

Программа готова к использованию и не требует внедрения дополнительных компонентов. Полностью интегрируема в состав таких типовых программ, как «Оперативный учет», входящей в состав программного продукта «1С:Торговля и Склад 7.7» и в комплексную поставку системы «1С:Предприятие». В таком режиме конфигурация «Финансовое планирование» может быть настроена в полном соответствии с индивидуальными особенностями управления финансами на конкретном предприятии.

В основе международной системы управления предприятием Microsoft Business Solutions Navision заложены мощные инструменты для управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления товарно-материальными потоками и производством. Систему можно быстро внедрить, легко модифицировать, просто использовать и поддерживать.

«Контур Корпорация. Бюджет холдинга»

Данная система предназначена для финансового планирования и бюджетирования многофилиальных предприятий и холдингов. Система позволяет планировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывать, контролировать и анализировать фактическое исполнение бюджетов.

Система «Контур Корпорация. Бюджет холдинга» устанавливается в головной конторе предприятия или холдинга и обеспечивает:

финансовое планирование и бюджетирование с использованием современных технологий и методик. Система позволяет применять любую модель бюджетирования. Ведение бюджета может быть организовано в рамках финансовой структуры предприятия с выделением центров учета. Для планирования и контроля финансовых показателей можно использовать различные бюджеты, например, такие, как бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет накладных расходов, бюджет инвестиций и другие. Вести бюджеты можно в разрезе любой аналитики: по продуктам, проектам, контрагентам и др., а также в различных валютах;

  • участие в бюджетном процессе всех филиалов. Поддерживается коллективное участие в бюджетном процессе сотрудников всех подразделений и филиалов предприятия. Инструменты системы позволят удаленным филиалам составлять планы и согласовывать их с головной конторой;
  • объединение финансовой информации холдинга в едином хранилище данных. Бюджетные данные всех филиалов собираются в информационное хранилище данных «Контур Корпорация» и консолидируются в сводный бюджет предприятия. Система позволяет интегрировать в информационное хранилище данных любую финансовую информацию предприятия, необходимую для составления планов и учета фактического исполнения бюджетов. В качестве источников финансовой информации могут быть использованы автоматизированные системы бухгалтерского учета и любые другие системы.

SAP R/3

SAP — комплексная система управления предприятием, включающая интеграционную платформу и 22 отраслевых решения, а также преднастроенное решение для среднего и малого бизнеса SAP All-in-One.

Преимущества выбора SAP R/3: комплексная интеграционная платформа на основе ERP решения; помогает усовершенствовать системы управления финансами и корпоративного управления; система позволяет повышать производительность, эффективность и оперативность процесса принятия решений; дает возможность адаптации к изменениям бизнеса; существует возможность объединять на своей базе другие IT-приложения.

Ядром решений SAP выступает mySAP ERP — полнофункциональное ERP-решение, представляющее собой набор пакетов и модулей, которые можно развертывать по мере необходимости. Это позволяет компаниям внедрять только ту функциональность управления бизнесом, которая им необходима, и тогда, когда она необходима.

«Галактика»

КИС «Галактика» — это система для руководителя, который с ее помощью может легко спланировать и сбалансировать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, кадровые): просчитать и оценить результат тех или иных своих действий; наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров и услуг), ходом выполнения плана и использованием ресурсов; а также решить много других задач.

Возможности, которые открывает автоматизация бюджетирования с помощью системы «Галактика ERP»:

  • автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре предприятия от холдинговой структуры до структуры отделов и подразделений;
  • автоматизация процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;
  • возможность формировать и анализировать различные варианты (сценарии) бюджетов;
  • гибкая настройка аналитических признаков статей и их визуального представления в типовых формах бюджетов;
  • формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам в системе «Галактика ERP» (например, формирование бюджета на основе календарных планов договоров);
  • формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных системы «Галактика ERP»;
  • возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры, например, по оргструктуре юридических лиц и по оргструктуре функционального подчинения;
  • гибкая настройка представления форм бюджетов для каждого подразделения;
  • распределение значений статей одного бюджета по статьям другого, что необходимо, например, при расчете налогов, с использованием моделей распределений по центрам ответственности;
  • разграничение доступа пользователей к различным вариантам и копиям бюджетов с помощью механизма областей видимости, стадий и масок бюджетного процесса.

«ПАРУС»

Система создана на базе СУБД ORACLE в архитектуре «клиент-сервер» с использованием современных технологий обработки информации и подготовки документов MS Office и Seagate Crystal Report. В состав «ПАРУС-Предприятие 8.xx» входит набор модулей, каждый из которых работает во взаимодействии с другими модулями либо автономно. Благодаря модульному принципу построения системы существует возможность постепенного наращивания ее возможностей по мере расширения автоматизации задач управления вашим предприятием.

Приложение «Финансовое планирование» автоматизирует:

  • текущее финансовое планирование (бюджетирование), обычно на месяц или квартал: планирование доходов и расходов, движения денежных средств; составление прогнозного баланса; долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование (например, на год или более);
  • контроль исполнения финансовых планов (проверку соблюдения контрольных цифр доходов и лимитов расходов); план-факт-анализ выполнения финансовых планов;
  • планирование и управление кредиторской/дебиторской задолженностью предприятия: установление лимитов возникновения и погашения задолженности; контроль на соответствие этим лимитам договоров, счетов, платежных документов; мониторинг текущего и ожидаемого состояния задолженности;
  • оперативное планирование и управление платежами: формирование платежного календаря (плана-графика поступлений и платежей); упреждающее выявление и устранение недостатка или избытка платежных средств; управление оплатой текущих счетов и заявок; оперативный учет поступлений и платежей;
  • финансовый анализ: расчет плановых и фактических показателей для анализа их взаимных отклонений.

Oracle Financial Analyzer (OFA)

OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности, и проводить многомерный анализ данных в любом разрезе (например, анализ доходности компании за II квартал 2002 г. по каждому продукту с разбивкой по дилерам региона).

В системе OFA могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для этого необходимо установить в каждом филиале свой сервер, через который будут передаваться данные.

В системе есть гибкий контроль доступа к данным. Например, можно настроить программу таким образом, что руководитель будет видеть только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный — только свои показатели и показатели в целом по компании. Можно также разделять финансовую модель на подмодели по подразделениям.

Однако у программы есть и недостатки. Интерфейс ее не очень нагляден, поэтому работа в OFA требует сложной и дорогостоящей настройки. Кроме того, система не полностью переведена на русский язык: практически весь раздел помощи доступен только в английском варианте.

В OFA не развиты средства документирования модели, то есть разработанную модель сложно описать с помощью встроенных инструментов, например, получить условную схему модели в виде рисунка или таблицы. Это серьезная проблема, которая встает особенно остро при смене персонала: если в компании нет аналитика, который занимается описанием всех моделей, объяснить новому сотруднику подробности вашей бюджетной инфраструктуры будет трудно.

Наконец, в OFA полностью отсутствуют встроенные средства, позволяющие вести документооборот. Учитывая, что система рассчитана на большое количество пользователей, из-за этого сразу появляются определенные трудности: например, начав работать с бюджетом, вы не знаете, внес ли туда свои данные тот или иной отдел. Поэтому для организации коллективной работы необходимо использовать дополнительное программное обеспечение. Причем простыми MS Outlook или Lotus Notes тут не обойтись; придется ставить специализированную систему документооборота, например Documentum.

OFA — очень мощная и функциональная система, подходит для компаний, у которых сложная взаимосвязь между бюджетами. Но для обслуживания этой системы и грамотной работы в ней понадобятся сильная IT-служба и штатные аналитики.

Hyperion Pillar

Это первая западная система бюджетирования, появившаяся на российском рынке.

Программа достаточно проста, легка в освоении, обладает наглядным интерфейсом и русифицирована. Система имеет хороший инструментарий для создания различных отчетов и гибкую структуру документооборота: бюджеты можно составлять «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанным схемам.

Однако реализовывать сложные задачи в Hyperion трудоемко из-за наличия некоторых ограничений. Например, число уровней аналитики (степеней детализации информации) в модели не может превышать 12. На первый взгляд, этого более чем достаточно, но на практике при работе с системой часто обнаруживается, что все уровни аналитики уже использованы.

Из-за технологических особенностей производительность системы невысока: когда с файлом работает несколько человек одновременно, процесс замедляется. Кроме того, этот продукт довольно сложно интегрировать с другими базами данных.

Еще один недостаток связан с планированием: планировать в Hyperion можно только по месяцам, а по неделям или декадам — нет. Встроенные средства документирования моделей отсутствуют, как и в Oracle.

Можно сделать вывод, что это хорошая система для предприятий, в которых не очень сложная финансовая структура и финансовая модель. Так как освоить Hyperion очень просто, эта система идеально подходит тем компаниям, где сотрудники негативно реагируют на изменения или у них недостаточно времени на обучение.

Adaytum e.Planning Analyst

В этой системе хорошо организовано ведение документооборота: схемы движения документов и регламенты работы можно просто рисовать с помощью мышки. Созданную модель, как и в OFA, можно разделить на подмодели по определенному классу аналитических уровней (например, по ЦФО, по затратам и т. д.), что хорошо для больших предприятий. Очень удобно контролировать исполнение бюджета: в столбцах отражаются плановые и фактические значениями показателей, и темпы их изменения. И сама программа, и раздел «Помощь» русифицированы.

Однако и эта система имеет свои недостатки. Во-первых, производительность ее несколько ниже, чем, например, у OFA. Во-вторых, с помощью стандартных средств, имеющихся у системы, можно просмотреть либо суммарные значения, либо полностью детализованные. Иными словами, вам доступны либо данные по дебету в целом по нефтяной компании, либо данные по дебету по скважине «Петровская», а данные по дебету по нефтегазодобывающему управлению (НГДУ) «Петровское плюс», в которое входит несколько скважин, посмотреть невозможно. Создание такого отчета «вручную» у опытного специалиста займет не так уж много времени — примерно один час. Однако при любом изменении одной из использованных аналитик (например, скважину причислят к другому НГДУ) придется также вручную переделывать все отчеты, в которые входили данные по этой аналитике, или же тратить ресурсы ИТ-службы на перепрограммирование.

Эта система подойдет предприятиям, в которых самое важное — организация коллективной работы (с участием различных, в том числе удаленных, подразделений) над бюджетом.

EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise

Различие между двумя системами EPS Prophix заключается в том, что Enterprise предназначен для большего количества пользователей и содержит немного больше функций. В целом же они практически одинаковы.

Обе системы легки для освоения, их отличает простой и удобный интерфейс. Можно не только посмотреть результаты, но и выяснить, с помощью какой формулы они были получены (как и в Excel, подведя указатель мыши к цифре). В системе есть удобные инструменты для поиска информации (они называются Data Mining): щелкнув по показателю, вы можете перейти на следующий уровень и просмотреть, из какого отчета взяты данные.

Возможности собственно построения моделей ограничены. Так, нельзя сослаться на данные из будущего периода. Это означает, что вы не сможете привязать закупки материалов в феврале, скажем, к планам производства в марте. Для сложных моделей такие ограничения становятся настоящей проблемой, в результате часть данных приходится «перебивать» вручную.

Эта программа подойдет предприятиям, у которых нет необходимости создавать сложные финансовые модели.

Comshare MPS

Этот продукт выделяется богатыми возможностями для создания отчетов: к услугам пользователя множество графиков и таблиц. Система очень наглядна: в ней можно задать цветовое выделение отклонений значений от заданных. Например, отклонение на 10 % будет выделено розовым, на 15 % — зеленым, а на 20% — ярко-красным. При работе с многостраничными консолидированными отчетами это особенно удобно: вы можете обращать внимание только на проблемные показатели. Это касается и показателей, которые вычисляются по формулам, например, оборачиваемости или ликвидности. Кроме того, система позволяет строить довольно сложные модели и корректно работать с удаленными филиалами.

Comshare устроен не совсем обычно: он состоит из большого числа отдельных модулей, то есть чтобы, например, посчитать оборачиваемость активов, вам придется запустить первый модуль, в котором нужно нарисовать схему движения активов, затем во втором модуле составить формулу, в третьем — создать отчет и т. д. Через несколько часов работы такая последовательность действий может вызывать раздражение.

Эта система подойдет предприятиям, которым важны подробные и хорошо оформленные отчеты, и которые готовы не экономить на труде работников ИТ-службы и внедренцев.

«ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы»

Внедрение «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» предоставит вам возможность видеть полную финансовую картину вашего предприятия: от оперативного получения данных до их комплексного анализа и представления; обеспечит управляемость и прозрачность движения денежных средств.

Продукт позволяет автоматизировать следующие области финансового управления:

  • бюджетирование по всей системе бюджетов;
  • управленческий и бухгалтерский учет;
  • платежный календарь (управление ликвидностью, казначейство);
  • финансовый анализ;
  • финансовый контроль;
  • прогнозирование.

При этом вы сможете:

  • консолидировать данные и отчетность из различных источников;
  • осуществить управление документами и бизнес-процессами, благодаря интеграции с «ИНТАЛЕВ: Корпоративные документы и процессы»;
  • обеспечить полную интеграцию с типовыми и нетиповыми конфигурациями для «1С: Предприятие 8».

Продукт ориентирован и успешно применяется в крупных и средних организациях различных направлений деятельности и форм собственности, в том числе и в географически распределенных компаниях (реализована поддержка консолидации информационных ресурсов). Возможности продукта не зависят от отраслевой специфики предприятия.

«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление»

«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление» версия 3.0 — это новая, существенно улучшенная и доработанная версия популярного продукта для автоматизации бюджетирования «Инталев: Бюджетное управление».

Программный продукт реализован в самой распространенной в СНГ учетной системе «1С:Предприятие 7.7», что дает возможность автоматически получать фактическую управленческую информацию без двойного ввода данных и затрат на их ввод. «Инталев: Бюджетное управление» интегрирован в наиболее распространенные конфигурации для «1С:Предприятие 7.7».

Отличительной особенностью новой версии продукта является возможность оперативного внедрения в промышленную эксплуатацию без существенных временных затрат на настройку. «Инталев: Бюджетное управление» — это полностью готовый для эксплуатации современный программный продукт.

При разработке третьей версии программы за основу был взят популярный программный продукт для автоматизации управленческого учета и бюджетирования «Инталев: Корпоративные финансы». Основными свойствами этого продукта являются универсальность (он подходит для компаний различных отраслей экономики и может быть настроен под специфику предприятий и холдингов), а также использование в программе современных управленческих и информационных технологий. С другой стороны, программный продукт «Инталев: Бюджетное управление» отличается наглядностью, простотой внедрения и эксплуатации. Учитывая пожелания клиентов, специалисты компании «Инталев» соединили в третьей версии «Инталев: Бюджетное управление» достоинства обеих программ.

Продукт «Инталев: Бюджетное управление» версия 3 ориентирован в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса, приступающие к автоматизации управленческого учета и бюджетирования и желающие получить современное решение, масштабируемое по функциональности и количеству пользователей на платформе «1С:Предприятие 7.7».

«Красный директор»

Программный продукт предназначен для использования в повседневной деятельности менеджерами всех уровней и финансовыми директорами.

«Красный директор» — решение для небольших, возможно, для средних предприятий. Для ситуации, когда финансовый директор компании единолично строит бюджет нескольких подразделений, а схемы платежей просты и ведутся вручную, «Красный директор» вполне подойдет как дешевая альтернатива больших комплексов.

Система сделана как коробочный продукт, то есть не требует сложного внедрения, но и особой гибкостью не обладает — это готовое решение, а не инструмент.

Поскольку в «Красном директоре» не было необходимости создавать функционал для групповой работы, согласования бюджетов и многого другого, интерфейс достаточно прост и работу можно начинать сразу после установки. Этому существенно помогает и вынесение всех операций в одно окно с четко прорисованной рекомендованной последовательностью работы.

Бюджетирование, реализованное в программе «Красный директор», позволяет создавать бюджеты недельной (месячной, квартальной, годовой) периодичности для каждого отдельного подразделения организации, направления работы и т. п.

После ввода текущих осуществленных платежей/поступлений по трем видам источников денежных средств (расчетным счетам, кассам и неучтенным кассам) производится автоматический учет произведенных операций с точки зрения исполнения бюджета. Программа автоматически показывает отклонение доходных и расходных статей бюджета от плановых показателей в абсолютном выражении и в процентах.

Данные хранятся в простой файловой базе данных, оперировать с ними довольно сложно, интеграции с какими-либо системами управленческого учета нет, что, впрочем, вполне естественно для системы, ориентированной на небольшие компании.

BPlan — это специализированный программный продукт для эффективного решения задач бюджетирования, профессиональный инструмент финансового менеджера или руководителя компании, позволяющий разрабатывать, анализировать и контролировать исполнение ее бюджетов.

BPlan идеально подходит для небольших и средних компаний любой сферы деятельности (отрасли). Он гораздо проще и удобнее в работе, чем электронные таблицы и «большие» системы!

Работа с BPlan строится путем моделирования системы бюджетов в виде совокупности взаимосвязанных таблиц и работы с созданной моделью. Основные преимущества использования BPlan состоят в возможности быстро разрабатывать и вносить изменения в бюджетную модель, а также эффективно анализировать данные в бюджетах.

КИС: Бюджетирование

КИС:Бюджетирование 2.0 — это продукт нового поколения, позволяющий в комплексе автоматизировать задачи среднесрочного, краткосрочного и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности и контроля исполнения планов. В нем обобщен опыт применения программы в организациях различного масштаба химической, машиностроительной, пищевой, строительной промышленности и других отраслей.

Версия 2.0 имеет расширенные функциональные возможности по сравнению с предыдущей. Благодаря этому появляется возможность более качественно планировать деятельность предприятия путем моделирования производственно-коммерческой деятельности в любых горизонтах планирования с любой детализацией временных интервалов. Длина интервала планирования может составлять от одного дня до недели, месяца, квартала, года.

Встроенная система консолидации отдельных бизнес-планов и бюджетов предприятия позволяет формировать бюджет холдинга, в котором группируются материально-финансовые потоки филиалов, и рассчитывать сводный бюджет для производственных объединений, имеющих производственно-коммерческие взаимосвязи.

Интеграция автоматизированной системы бюджетирования с введенными в промышленную эксплуатацию корпоративными информационными системами дает возможность загружать массивы данных с целью повышения оперативности, достоверности и непротиворечивости поступающей в систему информации, необходимой для формирования плановой и фактической составляющих бюджетов.

«AVACCO Корпоративное управление»

При постановке бюджетирования, по мнению многих специалистов, важно пользоваться данными именно управленческого учета, а не бухгалтерского. В этом плане система «AVACCO Корпоративное управление», спроектированная именно как инструмент для поддержки управленческих решений, чрезвычайно удобна для:

  • созданич модели финансовой структуры предприятия в виде иерархии взаимосвязанных бюджетов;
  • выявления потребностей в денежных средствах на каждом уровне структуры путем формирования заявок;
  • полного информационного обеспечения центра планирования;
  • мониторинга денежных потоков, включающего контроль поступающих средств и контроль расходов для центров ответственности всех уровней;
  • контроля исполнения бюджета;
  • накопления фактических данных об исполнении планов в отчетном периоде;
  • консолидации оперативных данных, в том числе данных, поступающих от территориально удаленных подразделений компании;
  • формирования финансовых отчетов.

Система легко адаптируется для предприятий с различными формами собственности и типами структур, независимо от сферы деятельности, решая общие задачи учета, контроля и управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *