Бюджет как основа муниципальных финансов

  • автор:

Экономическая сущность и содержание местного бюджета

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) выступает как основополагающий структурный элемент финансовой системы муницинального образования. Он является концентрированным выражением всех социально-политических, экономических и организационных решений местных органов власти, принимаемых в муниципальной бюджетноналоговой сфере.

Экономическая сущность местного бюджета заключается в том, что он выражает совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением валового муниципального продукта, формированием финансовых ресурсов органов местного самоуправления в виде фонда денежных средств и его использованием для удовлетворения локальных общественных потребностей.

По материальному воплощению местный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления.

По организационно-правовой форме местный бюджет — это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Функциональное назначение местного бюджета состоит в формировании фонда денежных средств, являющегося финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления; распределении этих фондов для финансирования экономики и социальной сферы на территории муниципального образования; контроле за экономическими процессами, протекающими в структурных звеньях муниципального хозяйства через формирование и использование фонда денежных средств.

В зависимости от особенностей административного устройства различают следующие виды местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты городских округов с внутригородским делением; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений; бюджеты внутригородских районов.

Положением ст. 15 БК РФ установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Здесь, так же как и в ст. 52 «Местные бюджеты» Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Это означает, что централизованным денежным фондом в форме местного бюджета может располагать орган власти лишь того публично-правового образования, которое имеет статус муниципального образования. При этом использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований органами местного самоуправления не допускается.

До 1991 г. местные бюджеты в России были составной частью единого государственного бюджета. Сейчас, в условиях реконструкции системы местного самоуправления, органы местной власти должны самостоятельно осуществлять формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также контроль за их исполнением. Согласно российскому законодательству местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, поэтому местные бюджеты как элемент муниципальных финансов не относятся к системе государственных финансов, хотя они, безусловно, являются составляющей бюджетной системы государства.

В тех случаях, когда в состав муниципального образования входит ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не имеющих статуса муниципального образования, в его бюджете могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы данных населенных пунктов и территорий. Если же в состав муниципального образования входят иные муниципальные образования, то право самостоятельно формировать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований обоих типов, при этом бюджет муниципального образования первого уровня и свод бюджетов муниципальных образований второго уровня образуют консолидированный бюджет.

Важно запомнить!

В соответствии со ст. 52 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета мсжбюджстных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутри городеким делением.

Поскольку местные бюджеты представляют собой звено бюджетной системы государства, принципы их формирования и исполнения вытекают из общих принципов бюджетной системы РФ, установленных в гл. 15 БК РФ. Вместе с тем при реализации данных принципов должна учитываться специфика местных бюджетов, связанная с особенностями правового, экономического и социального статуса муниципального образования.

32.1. Содержание процесса управления муниципальными финансами

Процесс управления муниципальными финансами распадается на три большие стадии.

  1. Финансовое планирование.
  2. Бюджетный процесс.
  3. Оценка результатов.

Характер и цели деятельности на каждой из этих стадий различны. Так, на первой стадии основной вид деятельности — составление анализа и прогноза, причем определяющей оказывается аналитическая работа. На второй стадии основным является процесс исполнения бюджета, на третьей — процесс контроля. Одни и те же структуры органов местного самоуправления не могут эффективно исполнять все перечисленные функции, поэтому крайне важно провести их разделение в процессе управления финансами.

Как правило, в структуре органов местного самоуправления указанными видами деятельности занимаются:

  1. финансовые органы — производят финансовое планирование;
  2. бюджетные органы — организовывают и осуществляют бюджетный процесс;
  3. контрольные органы — контролируют расходование средств.

Как считают специалисты, смешение этих функций недопустимо, поскольку интересы перечисленных органов различны. Так, возложить функцию финансового планирования на бюджетные органы (что на практике происходит достаточно часто) — это значит подчинить процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и исполнения.

32.2. Муниципальный финансовый механизм

Муниципальный финансовый механизм обеспечивает управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового управления являются соответствующее подразделение местной администрации (финансовое управление), местное казначейство.

Финансовый механизм — это система финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 32.1.


Рис. 32.1. Структура муниципального финансового механизма

Функции субъекта финансового управления представляют собой вид управленческой деятельности по сбору, систематизации, передаче, хранению финансовой информации, а также по выработке и принятию управленческих решений. Финансовые функции состоят из следующих семи блоков:

  1. финансовое планирование — комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощению их в жизнь (требует создания методологии и методики разработки финансовых планов);
  2. прогнозирование — прогноз на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта и его составных частей, финансовых показателей и параметров, определение вариантов развития финансового состояния объекта на основе наметившихся тенденций;
  3. функция организации — создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязей, разработка норм, нормативов, методик и пр.;
  4. регулирование — воздействие на объект управления для достижения состояния устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений;
  5. координация — согласованность работ всех звеньев системы финансового управления между собой и с другими системами;
  6. стимулирование — побуждение работников к заинтересованности в эффективном расходовании финансовых средств;
  7. функция контроля — проверка организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и анализ финансовых результатов.

В муниципальном управлении финансовый механизм является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, с потенциальными инвесторами и организациями — получателями бюджетных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *