Брачно семейное право византии

  • автор:

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены; неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену; психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями. Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое. В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры). Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Брачное и семейное право.

Так как брак в Византии регулировался нормами православного церковного права, необходимо отметить много новых черт в брачном праве по сравнению с римским брачным правом.

B Византии браку предшествовало обручение, которое, как и венчание, сопровождалось церковным обрядом.

Обручение с конца XI в. было признано одним из необходимых условий законного брака. Вместе с тем было признано, что обручение, санкционированное церковью, не могло быть произвольно нарушаемо и по своему значению имело такую же силу, как и венчание. Для совершения обручения, вернее, для признания его действительным, необходимы были в основном те же условия, что и для признания брака действительным, за исключением возраста.

Подробно указывались поводы для расторжения обручения, а именно: обоюдное нежелание обрученных вступить в брак, совершение обручения без согласия и ведома родителей и опекунов, близкая степень родства между обрученными, неспособность к брачному сожительству, развратное поведение жениха или невесты, совершение какого-либо тяжкого преступления женихом или невестой, безвестное отсутствие в течение трех лет, тяжелая болезнь, сумасшествие в течение двух лет, желание уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда. Для признания брака действительным нужно было:

1) достижение брачного возраста: для мужчины 14 лет, для женщины — 12 лет; 2) согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; 3) не состоять одновременно в другом браке и 4) отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось последовательно вступать в брак трижды. Четвертый брак запрещался.

По византийскому праву брак мог быть расторгнут, причем различался развод, зависевший от воли супругов либо по вине одного из них (cum damno), и развод, не зависевший от воли супругов (sine damno).

Так называемый развод cum damno был связан с наказанием и запрещением брака для виновной стороны.

Развод sine damno не предусматривал наказания для разводящихся. Для развода cum damno требовались следующие причины: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода или прелюбодеяние. Кроме того, причиной для развода могло быть легкомысленное поведение жены: участие в пирах с посторонними мужчинами, слишком свободное обращение с ними, отлучка на ночь из дома. Жена не имела права без ведома мужа посещать конские скачки, театральные представления и другие публичные зрелища. Нарушение этих правил также считалось основанием для развода.

Вначале законы о разводе защищали только интересы мужчин. C течением времени в этот закон были внесены изменения, предоставлявшие женщинам право возбуждать дело о разводе в следующих случаях: 1) если муж оскорблял целомудрие своей жены, стараясь свести ее с другим мужчиной; 2) если муж без оснований обвинял свою жену на суде в прелюбодеянии; 3) если муж находился в связи с посторонней женщиной или скрывался от жены в течение продолжительного времени.

Развод sine damno мог быть совершен по следующим причинам: 1) неспособность к брачному сожительству; 2) долговременное безвестное отсутствие одного из супругов; 3) пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, превращался в раба); 4) психическое заболевание; 5) вступление одного из супругов в монастырь и 6) посвящение в сан епископа.

По законодательству Юстиниана развод производился только по судебному решению.

При разводе cum damno жена теряла право на имя и состояние своего мужа и не могла претендовать на материальную поддержку с его стороны.

При разводе sine damno жена могла носить имя супруга до вступления в новый брак и имела право требовать материальной помощи от мужа.

Основные черты имущественных отношений между супругами, регламентированные в памятниках кодификации Юстиниана, сохранились и в византийском праве, в частности, почти не подверглось изменению учение о приданом и о предбрачном даре. Различалось два вида приданого: так называемая профектиция — приданое, выделенное дочери отцом или кем-нибудь посторонним из дружбы к отцу, и так называемая адвентиция, выделенная посторонними лицами. Обещание со стороны отца или других лиц наделить невесту дает право иска против не выполнивших это обещание в течение десяти лет. Приданое и предбрачные подарки как

муж, так и жена не имели права отчуждать, за некоторыми исключительными случаями, например для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход, для уплаты долгов жены, для пропитания родителей, мужа и брата.

Жена имела право иска против своего мужа, растратившего ее приданое. Муж имел право пользоваться доходами с имущества, входившего в состав приданого.

Брачное и семейное право

Обязательственное право.

Гражданское право. Право собственности.

С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IX — X вв. после ослабления внешней опасности прежде всего со стороны Арабского халифата начинается наступление на свободных крестьян, которые теряли не только свою экономическую самостоятельность, но и свободу, превращаясь таким образом в феодально-зависимых крестьян.

Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде.

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества.

С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты.

Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.

Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии.

Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).

Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.

Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.

Брачно-семейные отношения- Источники права

Византия была уникальным явлением для средневековой Европы — целостность, системность, римское правовое наследие. Византия усваивала римское правовое наследие, когда там действовало постклассическое римское право. Последнее стало изменяться несколько иначе, чем реципированное римское право в странах Западной Европы. В слабороманизированных районах обширной империи, простиравшейся от Северной Африки до Закавказья и от Балкан до Сирии и Месопотамии, большая часть населения говорила не на латинском, а на греческом языке, а, кроме того, на арабском, армянском и других языках. Поскольку в этих районах действовали давние традиции местного обычного права, то реальное функционирование последних не могло оказать заметного воздействия на усвоение римского правового наследия в рамках византийского права.

С 438 г. основным источником византийского права становится императорское законодательство. В 438 г. выходит первый официальный свод римских законов — Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времен Константина (с 312 г.).

Для Византии характерен высокий уровень развития правовой мысли. Здесь складываются две самостоятельные юридические школы — Бейрутская и Константинопольская. Итогом их работы становится Свод законов Юстиниана, изданный в IV в. и представляющий собой всеобъемлющую кодификацию римского права (включает Дигесты, Кодекс, Институции и Новеллы Юстиниана). Новеллы включают 160 конституций Юстиниана, отражающих условия жизни византийского общества.

Античность вплоть до III—IV вв. не знала кодификаций законов, опыт римлян в этой области был подхвачен в Византии.

Второй этап развития византийского права приходится на VIII—XIV вв. Все законодательные акты первого этапа издавались на латыни, поэтому их знал узкий круг лиц. Жизнь требовала изменений.

В 726 г. по указанию императора Льва (Македонская династия) была издана Эклога («избранные законы»), являвшаяся переработкой Свода законов Юстиниана. Эклога делилась на 18 титулов, содержащих статьи. Титулы с 1 по 7 были посвящены брачно-семейному праву. Обручение могло происходить с 7 лет с согласия родителей. Брачный возраст: 15 лет — для мужчин, 13 лет — для женщин. Приданое жены рассматривалось не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию 1/3 часть наследуемого имущества обязательно отходила детям.

Титулы с 9 по 13 содержали нормы договорного права. В отличие от Свода Юстиниана количество видов договоров было ограничено. Виды договоров: купли продажи, займа, хранения, товарищества.

8 титул был посвящен положению рабов, 14 титул — видам доказательств, 17 титул — уголовному праву. Для византийского уголовного права было характерно усиление государственной репрессии. Виды преступлений: государственные (карались смертной казнью), против христианской религии, имущественные, против личности, против семьи и нравственности. Преступления против личности по субъективной стороне подразделялись на умышленные и неумышленные, что влияло на степень наказания.

Впервые Эклога тщательно регулировала вопросы военного права, в том числе, местного управления на базе военных округов (фемов) во главе со стратегами (генералами), сочетавшими военную власть с гражданской.

Эклога была задумана как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана, но с внесением в него «исправления в духе большего человеколюбия». Реформаторская нацеленность сборника ориентирована в основном на область уголовного и процессуального права: был провозглашен принцип равенства перед судом вне зависимости от имущественного положения, введено жалованье из казны всему судебному персоналу и установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.

Наиболее оригинальным стал титул Эклоги о наказаниях. Он занимал пятую часть всего объема и треть всего количества глав, вошедших в 18 титулов. Здесь были введены такие составы преступлений, как нарушение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление и вероотступничество, разграбление и осквернение могил, а также прелюбодеяние и другие преступления против нравственности и семьи.

В Эклогу был включен уточненный перечень телесных и членовредительских наказаний: битье палками и плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, бритье головы, выжигание волос. И хотя здесь было немного новаций по сравнению со 134-ой новеллой Юстиниана, которая предусматривала, например, отсечение всех четырех конечностей, вышеупомянутое исправление в духе большего человеколюбия состояло, видимо, в том, что все перечисляемые разновидности увечья воспринимались современниками как способы замены более сурового наказания в виде смертной казни. Другим направлением смягчения судебных кар стало введение менее жестоких способов и процедур казни — с отказом от распятия, сожжения и т.п. В этом можно видеть благотворное влияние христианской религии.

Цель наказания — возмездие и искупление вины, а также предупреждение преступлений в будущем (наказание как средство устрашения). Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Состояние аффекта освобождало от наказания.

Смертная казнь сохранялась за государственные преступления, за кровосмесительную связь с близкими родственниками или мужеложство, за умышленный поджог, за отравление с летальным исходом, колдовство, убийство, разбой, а также за некоторые ереси.

Штраф предусматривался за укрытие раба, связь с рабыней, растление малолетних, изнасилование.

Судебный процесс носил инквизиционный характер, допрос проводился отдельно для обвиняемых и свидетелей, применялись пытки. Представительство сторон исключалось. Свидетели отбирались по тщательно продуманной системе: не допускались совершеннолетние, жены, наемные работники, слуги, бедные, сыновья за отцов. Все стадии процесса оформлялись письменно, в том числе исковые заявления, свидетельские показания, приговор.

В ряде списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами, которые действовали в Византии в VIII—IX вв. Земледельческий закон регулировал поземельные отношения в крестьянской общине. Морской закон (известен в Европе как Родосский закон) представлял собой запись морских правовых обычаев. Военный закон регулировал наказания для лиц, состоявших на военной службе.

Дальнейшее развитие византийского права связано с именами императоров Македонской династии Василия I и Льва VI (иконопочитатели).

Они отменили Эклогу и составили в 879 г. Прохирон («введение в изучение законов») — более полный сборник законов, в котором насчитывалось уже 35 титулов. Но по четкости расположения правового материала Прохирон уступал Эклоге. Более подробно здесь было рассмотрено только договорное право. Прохирон отменил установленные Эклогой выплаты жалованья судейским работникам, отменил также завещания (это новшество прямо противоречит 115 новелле Юстиниана 542 г.), установил новое регулирование размера предбрачного дара (дополнительного к приданому) и санкционировал превращение опеки и попечительства в такую разновидность обязанностей, которая возлагается властью на определенное лицо, находящееся под контролем этой власти.

На базе Эклоги и Прохирона в 884—886 гг. была составлена Эпаногога («переработанное повторение»), состоявшая из 40 титулов. Наиболее существенные изменения были внесены в сферу публичного права — нормы о патриаршей власти, о правах духовенства.

Около 890 г. под руководством видного юриста Симбация были составлены «Василики» («Базилики»), т.е. царские законы, которые являлись также переработкой Свода Юстиниана. «Василики» включали 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Юстинианово право здесь использовалось не непосредственно, а через греческие переводы и комментарии. «Василики» включали публичное и церковное право (книги 1, 3-5 — о церкви, книга 6 — о государственных должностях, книги 7-9 — о судебном процессе, книга 60 — о преступлениях и т.д.). В основном книги были посвящены частному праву (книга 45 — о наследственном праве, книга 46 — о статусе свободных людей, книга 48 — о рабах, книга 55 — о крестьянах и т.д.). Обязательственным отношениям были посвящены книги 19 — о купле-продаже, книги 23, 25 — о закладных операциях, книга 26 — о поручительстве и уплате долга.

С конца XII в. «Василики» стали единственным действующим сводом византийского права.

После составления «Василик» византийское право развивалось посредством императорских законов — новелл, хрисовул (императорских грамот). В XIV в. были составлены частные юридические компиляции — «Шестикнижье» Константина Арменопуло.

Обилие законов и относительно гибкая регламентация эволюции феодализирующего византийского общества дают основание считать правовую культуру империи глубоко укоренившейся. Правовое сознание было глубоко внедрено в умы византийского общества. Все законодательные памятники, начиная от Свода законов Юстиниана, содержат аргументы и суждения о важном инструментальном назначении законов в делах управления и достижении общей пользы, в обеспечении правосудия и в качестве образца, которые могут использовать другие народы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *