БПЛА применение

  • автор:

Области применения беспилотников — Беспилотники

По данным аналитиков BI Intelligence структура пользования коммерческими БЛА в США на 2016.03 выглядит так:

Источник: RoboTrends.ru по данным .

Археология

2016.06.12 . Археологи нашли с дрона большую платформу под песками в районе древнего города Petra в Иордании.

Архитектура, градостроительство и беспилотники

Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности. Или более того, обработать визуальные данные для поддержки градостроительных решений — помочь в решении проблем ирригации, проведения линий электроснабжения и т.п.

Аэродромы и беспилотники

Основное правило на сегодня — хобби-беспилотники не должны и близко приближаться к аэродромам, чтобы не создавать опасностей для пилотируемой людьми техники. Но есть ситуации, когда беспилотники на аэродромах — желанные гости. Это касается, например, инспекции самолетов (наружного осмотра), проверок аэродромного оборудования. Дроны позволяют сократить длительность и стоимость предварительных проверок.

Аэротакси

Беспилотные аэротакси для доставки пассажиров в точку назначения. Еще несколькими годами ранее беспилотные аэротакси казались исключительно атрибутом фантастических романов и фильмов. В 2016 году еще идут разработки ряда моделей, например, в Китае, Франции и США, но также проводятся испытания в Лос-Анжелосе. В том, что подобные аппараты появятся в нашем небе в ближайшие годы, сомнений практически нет.

Аэрофотосъемка

В России практически отсутствуют цифровые карты с разрешением выше 1:10 000. БЛА позволяют создавать цифровые карты практически с любым разрешением, начиная от нескольких сантиметров на точку. Идут разработки по автоматизации таких работ, например, совместная разработка Autodesk, 3D Robotics, Kimley-Horn в США — платформа Solo и продукт Site Scan. Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности.

Безопасности мониторинг

Например мониторинг безопасности при проведении строительных работ.

Ветроэлектрогенераторов обследование беспилотниками

Обследование ветроэлектрогенераторов — тяжелая, ответственная и опасная работа, требующая специальных навыков. Есть компании, которые пробуют ее автоматизировать за счет использования автономных БЛА, оснащенных системами компьютерного зрения. Собранные данные анализирует система облачная система AI, что позволяет выявлять дефекты размером, начиная от 1 до 3 мм без необходимости привлечения сотрудников с допуском на высотные работы.

Видео- и киносъемка с воздуха, аэросъемка

2016.03.02 Как дроны меняют телепроизводство

Видеонаблюдение с воздуха. Видеостриминг

Вулканология и беспилотники

Геодезия и беспилотники

Геологоразведка и беспилотники

Поиск и разведка полезных ископаемых с помощью БЛА.

В России соответствующие услуги магниторазведки предлагает, например, Геоскан.

Гонки пилотируемых мультикоптеров

2019.07.04 Австралийская компания Alauda разрабатывает скоростные соосные октокоптеры и классические квадрокоптеры для скоростных гонок пилотируемые аппаратов. Дроны смогут разгоняться до 200 км/ч, а основные события будут разворачиваться на высоте порядка 20 метров. Предельная высота полета аппаратов — 900 метров, их масса — 230 кг.

Горнодобыча и беспилотники

Участники рынка горнодобычи РФ: Беспилотные системы, Геоскан.

Городское хозяйство и беспилотники

Примеры: поиск несанкционированных свалок; выявление незаконной застройки; контроль качества дорожного покрытия; взятие проб воздуха; замеры уровней радиоизлучения; замеры радиации; выявление крыш, требующих ремонта; закраска граффити в труднодоступных местах.

Дефибрилляторов экстренная доставка

Когда у человека сердечный приступ, трудно переоценить значение и важность каждой секунды до прибытия команды медиков. Если у человека перестало биться сердце, его еще можно спасти при помощи разряда дефибриллятора — однако доставить соответствующее оборудования к пациенту нужно очень быстро — за считанные минуты! Это может сделать беспилотник.

Дорожная полиция и беспилотники

2019.09.07 На дорогах России стали появляться вот такие таблички, предупреждающие водителей о том, что за их действиями может следить летающий беспилотник с функцией фотофиксации нарушений.
Известно, что ГИБДД начала применять БЛА для слежения за водителями автомобилей и за мотоциклистами с 2017 года, например, в Красноярском крае. Проводились эксперименты и в других регионах.
Что именно может зафиксировать беспилотник? Вероятнее всего, «очевидные» нарушения, например, разворот через двойную сплошную или обгон с нарушением. Теоретически возможна фотофиксация данных измерения скорости, но это менее вероятно. Источник информации и фото:

С апреля 2019 года в Москве началось использование БЛА для патрулирования дорог. Соответствующие разрешения получил МосТрансПроект, здесь же разработано ПО для дронов. Пресс-служба организации сообщила, что получила необходимые разрешения на использование летательных аппаратов. При возникновении аварий с помощью БЛА можно будет сфотографировать место ДТП, снять видео, передать информацию с места происшествия в ГИБДД. Пока что в тестировании принимают участие два БЛА, управляемые операторами, в будущем рутинные полеты должны стать полностью автономными. /

В 2019 году испанская дорожная полиция использует БЛА для фотографирования водителей с высоты 120 метров. Это позволяет фиксировать случаи использования мобильного телефона за рулем и выписывать штрафы. /

Доставка беспилотниками грузов

Доставка грузов разных габаритов без пилота в автономном варианте по запрограммированному маршруту, доставка медикаментов и биологических материалов, доставка пиццы, доставка почты, доставка товаров из интернет-магазина, транспортные системы на базе дронов.

Железные дороги и беспилотники

85.5 тыс. км составляет общая протяженность железных дорог в России. Беспилотники позволяют достичь экономии при периодическом обследовании железных дорог и объектов с БЛА.

Животноводство и беспилотники

Существует целый ряд профессий БЛА, позволяющих с пользой задействовать их в животноводстве. Одно из основных применений — оперативное выявление в стаде заболевших животных с помощью тепловизора по разнице температур заболевших и здоровых особей.

Картография / кадастр и беспилотники

Получение отофотопланов для целей картографирования, постановки на кадастр и т.п. Идут разработки по автоматизации таких работ, например, совместная разработка Autodesk, 3D Robotics, Kimley-Horn в США — платформа Solo и продукт Site Scan. Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности.

Кинематограф и беспилотники

Современный беспилотник для профессиональной съемки, вместе со всем навесным оборудованием и камерой, обходится примерно в те же деньги, что и час аренды вертолета с оператором-специалистом. К тому же, дрон, при правильном обращении, может служить киностудии годами — главное — не переборщить в своих проектах с повторяющимися кадрами, снятыми с высоты птичьего полета. Беспилотник сегодня может принести разнообразие в музыкальный клип, инди-кино и даже во вполне серьезную картину, и все это за совсем небольшие деньги. Со стороны киностудий отмечается спрос на услуги квалифицированных операторов, которые умеют работать с БЛА, оснащенными профессиональным оборудованием для съемки.

Контроль радиотехнических средств

Контроль точности и надежности работы средств радиотехнического обеспечения полетов. Переход на беспилотную технику весом менее 30 кг в составе комплекса позволяет отказаться от практики использования воздушных судов с массой свыше 5 тонн. Это позволяет в разы сократить затраты на проверок, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и исключить влияние человеческого фактора при проведении работ.

2017.07.22 На салоне МАКС-2017 показали радиоизмерительный комплекс на базе гексакоптера.

Контроль температуры с беспилотника

Контроль токсичных веществ

2019.04.22 В Дании начали следить за содержанием серы в выхлопных газах судов, проходящих через пролив Большой Бельт с борта БЛА вертолетного типа Saab Skeldar V-200. Беспилотник следует за судном на расстоянии около 100 метров и ведет анализ выбросов судна в атмосферу. /

Кредитно-страховая деятельность

Сравнение заявленных и фактических площадей земель, объектов. Оценка фактических объемов выполненных работ. Прогноз урожайности. Визуальная оценка состояния объектов в видимом и ИК спектре. Контроль соблюдения техусловий эксплуатации объектов (расчистка территории, вырубка леса и т.п.)

Лесное хозяйство и заповедники

Борьба с браконьерами; выявление пожаров, задымлений; контроль заграждений; лесозащита; лесоустройство; мониторинг (учет) животных; поиск (выявление) и инспектирование вырубок, выявление незаконного строительства, свалок, обезлесений, ветровалов; ввосстановление леса за счет посадок семян с БЛА; публикации.

Логистика и беспилотники

Медицина и беспилотники

Медицина и доставка летающими беспилотниками

Метеорология и беспилотники

Изучение ураганов, тайфунов и других природных явлений в области метеорологии.

Усиление осадков.

2018.01.22 Китайский БЛА успешно вызвал дождь.

Мониторинг удаленных, труднодоступных или опасных объектов с беспилотника

Мониторинг мостов, высотных и прочих сооружений с беспилотника

Беспилотники могут эффективно применяться для обследования труднодоступных снаружи высотных сооружений, например, фабричных труб, высотных зданий, плотин и мостов, а также различного оборудования — ветроэлектростанций, оборудования сотовой связи, устанавливаемое на вышках и т.п.

Мониторинг протяженных объектов

2.5 млн км составляет общая протяженность линий электропередачи в России. 900 тыс. км составляет общая протяженность газо- и нефтепроводов в России. Авиамониторинг данных объектов проводится как правило не реже раза в неделю. 85.5 тыс. км составляет общая протяженность железных дорог в России. Использование беспилотников вместо авиамониторинга с пилотируемых человеком самолетов позволяет заметно сэкономить на себестоимости такого мониторинга.

Наблюдение за ходом работ с беспилотника

Нефгегазовая область и беспилотники

Зачем нужны беспилотники в нефтегазовой отрасли. Виды работ, которые помогает автоматизировать применение БЛА. Обследование факелов, инспекция трубопроводов, мониторинг проведения строительства, демонтажа, ремонтных работ. Выявление незаконной деятельности. Поиск утечек. Примеры компаний, оказывающих дрон-услуги. Статус. Новости.

Опыление растений беспилотниками

После значительного сокращения популяции пчел на планете, проблема опыления растений привлекает все больше внимания. Пчелам не повезло: насекомые попали под удар заболеваний, пестицидов и климатических изменений — сегодня вымирание грозит 40% насекомых-опылителей. Между тем, именно эти насекомые отвечают за 80% от объема опыления всех посадок. В использовании летающих и наземных беспилотниках видят возможное решение проблемы. При этом, возможны различные подходы к использованию беспилотников для опыления.

На 2016-2018 год это не более, чем уровень «проверка концепта». Несколько команд в мире изучают механизмы опыления растений пчелами и пытаются воспроизвести опыление с помощью мини- и микро-беспилотников. Пока что используются или готовые БЛА наладонного класса или специально разработанные. В любом случае речь идет о лабораторных экспериментах. БЛА такого размера пока что не автономны, зачастую не имеют бортового ИИ и даже GPS, не защищены от негативных погодных условий, их время работы от аккумулятора слишком мало для тиражирования идеи.

Орнитология и беспилотники (наблюдение за птицами с воздуха)

Есть опыт использования БЛА в орнитологии в России и за рубежом. По ссылке можно найти более подробную информацию.

Осмотр изнутри труднодоступных для человека объектов

Например, осмотр объектов со сложной геометрией — резервуары, тоннели, бойлерные котлы, другие труднодоступные участки производства.

2016.12.08 Дрон Elios и ПО Expanse проинспектируют промышленный объект

Охрана природы и беспилотники

Изучение путей миграции диких животных, ветеринарные услуги для диких животных

Перевозка людей

Автономные «беспилотники», предназначенные для перевозки пассажиров. В 2016 году начались испытания первого Аэротакси, рассчитанного на перевозку одного пассажира весом до 100 кг.

Пожарные и беспилотники

Беспилотники позволяют обеспечить своевременное обнаружение задымлений, лесных пожаров, а также провести обследование территории пожара, оконтурить территорию задымления, проанализировать состояние воздуха, наличие в нем вредных веществ и их концентрацию, чтобы определить зону поражения. А также непосредственное тушение пожаров из поднятого беспилотником на необходимую высоту пожарного рукава. Об этом можно почитать .

Поиск и обнаружение объектов с беспилотника

Поиск, обнаружение и идентификация объектов в режиме реального времени, включая определение их точных координат и передачу данных на НСУ (наземную станцию управления). Также можно осуществлять поиск объектов за счет анализа фотоснимков и/или видеозаписи. Беспилотник может быть снабжен самыми разными сенсорами — от мультиспектральных камер до датчкиков радиации, магнитного поля, тепловизоров, металлодетекторов и т.д.

Например, выявление объектов незаконной застройки, выявление мин и их подрыв и т.п.

Поисково-спасательные работы.

Проектные работы и беспилотники

Выбор трасс линейных сооружений, участие в инженерно-геодезических изысканиях, проектирование инженерной инфраструктуры. Идут разработки по автоматизации таких работ, например, совместная разработка Autodesk, 3D Robotics, Kimley-Horn в США — платформа Solo и продукт Site Scan. Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности.

2017.03.06 Дроны оптимизируют работу солнечных ферм. Обследуют ландшафт и дают рекомендации по размещению солнечных батарей на местности.

2016.06.01 .

Развлечения и беспилотники

Рассматривание или аэрофотосъемка объекта с воздуха, спорт и другие соревнования владельцев беспилотников, включая гонки беспилотников и гонки беспилотников с управлением от первого лица (FPV), курьезные применения беспилотников, управление беспилотником ради удовольствия, шоу с использованием беспилотников.

Реклама и беспилотники

Беспилотник переносит рекламный баннер, например, во время мероприятий на «открытом воздухе». При этом не нужно арендовать «точку стояния». Возможны и другие варианты. В 2015 году отмечались случаи использования дронов в рекламе и рекламных акциях в США и России.

Риэлтеры и беспилотники

Риэлтеры все чаще используют беспилотники для рекламы недвижимости. Клиентам демонстрируют видео объектов и их окрестностей. Кроме того, по мере роста распространения шлемов виртуальной реальности, растет также популярность 3D-туров.

2016.09.01 Все больше риэлторов используют дроны.

Сельское хозяйство и беспилотники

Зачем нужны БЛА в сельском хозяйстве? Плюсы и минусы использования БЛА в сельском хозяйстве. Прогнозы использования БЛА в сельском хозяйстве. Основные направления использования БЛА в сельском хозяйстве. Компании, оказывающие услуги в области сельского хозяйства с использованием беспилотников. Новости использования БЛА в сельском хозяйстве.

Селфи с беспилотников

Летающие камеры, интеллектуальные парящие селфи-палки, селфи-коптеры, предназначенные для фотографий себя любимого — такое применение беспилотников набирает популярность в «десятые годы» XXI века.

Силовые, охранные структуры и беспилотники

Полиция и спасатели все чаще задумываются об использовании беспилотников в повседневной практике. А где-то уже прошли первые внедрения и накоплен опыт использования «глаза в небе» в различных ситуациях, требующих внимания силовых структур или спасателей. В частности, в Лондоне намерены преследовать преступников с помощью БЛА — это дешевле и безопаснее для полиции и окружающих, чем при использовании мотоциклов и вертолета.

Складское хозяйство и беспилотники

Первое известное применение беспилотников на складах — инвентаризация. Дрон летит вдоль полок, делая до 30 снимков в секунду. Снимки обрабатываются системой технического зрения, данные синхронизируются в базой данных склада. Другой вариант — дрон также летит вдоль полок, ретранслируя сигнал RFID-считывателя и ответы меток, такой подход позволяет сканировать товары с расстояния до пары десятков метров с точностью позиционирования до 19 см.

Спасатели и беспилотники

Структуры типа МЧС используют беспилотники для профилактики чрезвычайных ситуаций, мониторинга чрезвычайных ситуаций, поиска людей после стихийных бедствий или пропавших людей, а также экстренной доставки необходимого туда, где это требуется в чрезвычайной ситуации. Дроны пытаются задействовать для выявления акул около пляжей.

Снабжение медикаментами и другими необходимыми вещами пострадавших от стихийных бедствий — см. в разделе Доставка беспилотниками грузов

Спасение на водах и беспилотники

Можно с уверенностью говорить о все более активном развитии такого направления использования беспилотников и роботов, как помощь утопающим, а также столь экзотическом, как автоматизированное выявление акул в прибрежных водах.

Спорт и беспилотники

Камера дрона позволяет выбирать ракурсы и создавать кадры спортивных соревнований, недостижимые для «наземных» профессионалов-операторов, даже если они используют специальные краны. В 2015 году уже есть примеры такого рода использования беспилотников, несомненно они будут множиться в ближайшем будущем. Возможно использование дронов, как для освещения крупных соревнований (с трансляциев видео на большой экран или по ТВ), так и спортсменами, например, во-время тренировок, в том числе «летающих камер», которые ведут автоматическую видеозапись спортсмена, старающегося поставить рекорд или выполнить сложный трюк.

Страховой рынок и беспилотники

Использование дронов удобно для осмотра, например, осмотра полей, угодий, леса, зданий и сооружений при заключении договора и, безусловно, при оценке ущерба после наступления страхового случая. Соответствующий рынок считается третьим по объемам, после использования беспилотников в строительстве и сельском хозяйстве.

Строительство и беспилотники

Подготовка проекта. Планирование работ и контроль за ходом их выполнения. Мониторинг соблюдения требований техники безопасности. Подготовка видео и фото-отчетов для клиентов, инвесторов, акционеров. Идут разработки по автоматизации таких работ. Система с использованием дрона и специального ПО может автономно обследовать местность и формировать 2D и 3D карты и модели местности.
Снимки с дронов также позволяют создавать с помощью дронов 3D-модели строящихся объектов, что позволяет сравнить реальное положение вещей с тем, что должно быть по-плану. Сервис, позволяющий контролировать строительство подрядчиками, взяли на вооружение некоторые российские строительные компании.

ТВ, интернет-ТВ, стрингерство и беспилотники

2016.05 Вскоре Periscope позволит желающим владельцам DJI выводить стримы со встроенной видеокамеры в Periscope в реальном времени.

Телекоммуникации и беспилотники

Беспилотники в связи могут использоваться для ретрансляции сигналов; исследования картины распространения радиосигналов; обследование вышек сотовой связи; беспилотники, как «узлы» подключения к интернету (IoD, Internet of Drones).
Сети сотовой связи могут использоваться как канал связи с беспилотником, наряду с «воздушными сетями» P2P, например, для обеспечения доступа БЛА к информации о «географической зоне» (например, запрете полетов БЛА в данной зоне), а также в системах управления воздушным движением.

Телеприсутствие и беспилотники

Обеспечение телеприсутствия для людей с ограниченной подвижностью.

В квартире или в доме — можно «слетать» в другую комнату, подсмотреть, чем занимается ваше домашнее животное, даже поговорить с ним.

Через радиооборудование, установленное на дроне, можно переговорить с «нарушителем периметра» на охраняемом объекте, подлетев к нарушителю (дрон не должен быть слишком шумным).

Транспорт и беспилотники

См. Дорожная полиция и беспилотники

Транспортные услуги и беспилотники

Аэротакси

Доставка беспилотниками грузов

Трубопроводы и беспилотники

Управление погодой и беспилотники

До недавнего времени практиковался «засев облаков» химикатами с самолетов или специальных ракет для формирования дождя. Это делается, чтобы вызвать дождь там, где он необходим или предупредить там, где он не нужен. Американские разработчики в 2016 году создали и испытали беспилотник, способный распылять йодистое серебро, который может работать даже в неблагоприятных условиях в воздухе.
2016.05.10 Дроны займутся засевом облаков. БЛА для распыления йодистого серебра в облаках для стимулирования выпадения осадков. Sandoval Silver State Seeder, Drone America, США. Самолетного типа, 3.6 метра — размах крыльев, вес — до 25 кг, может функционировать при неблагоприятных погодных условиях.

Фотографирование себя с воздуха (дрони)

Летающие камеры, интеллектуальные парящие селфи-палки, селфи-коптеры, предназначенные для фотографий себя любимого — такое применение беспилотников набирает популярность в «десятые годы» XXI века.

Чрезвычайные ситуации и беспилотники

см. раздел Спасатели и беспилотники

Экология и беспилотники

борьба с браконьерами, выявление миграционных путей животных, выявление нарушений норм экологического законодательства, изучение таяния полярных льдов, мониторинг лесов, мониторинг побережья, мониторинг акваторий, мониторинг почвы и посевов, наблюдение за редкими видами животных, определение влияния различных загрязнителей на глобальную экологическую ситуацию, определение уровня загрязнений, поиск несанкционированных свалок

Энергетика и беспилотники

2.5 млн км составляет общая протяженность линий электропередачи в России. Необходим периодический мониторинг с воздуха, как линейных, так и высотных объектов с разнообразными целями. Все это обеспечивается использованием профессиональных БЛА с обученными экипажами. Среди более экзотичных профессий БЛА в электроэнергетике отметим — сжигание с помощью установленного на дроне огнемета мусора, попавшего на провода ЛЭП, например, пластиковых пакетов. БЛА применяют для обследования местности для выбора оптимального размещения солнечных панелей. После размещения батарей их состояние контролируют с помощью тепловизора, установленного на БЛА, который позволяет выявлять тепловые аномалии на поверхности модулей, как правило, указывающие на какие-то проблемы.

Тема: беспилотные летательные аппараты

О.Н. Зинченко, «Ракурс», Москва, Россия. 2011.

СкачатьPDF, 651 Кб Предлагаемый материал является первой из двух публикаций, посвященных проблеме обработки данных с БПЛА и содержит общий обзор состояния вопроса, характеристики наиболее используемых моделей, преимущества и недостатки БПЛА как средства получения аэросъемочных данных.
Во второй части статьи рассмотрены особенности фотограмметрической обработки беспилотной аэросъемки, даны рекомендации по ее проведению и по установке основного и дополнительного оборудования на борт БПЛА для получения максимальной точности..

Введение

Стимулом к развитию беспилотной авиации во всем мире послужило успешное и широкое использование БПЛА армиями США и Израиля в ходе военных операций (Персидский залив, Югославия, Ближний Восток, арабо-израильские войны). При этом беспилотники зарекомендовали себя как эффективное средство разведки, сопровождения боя, в качестве ложных мишеней для обнаружения зенитных установок противника, доставки грузов, для выполнения прочих боевых задач.
На сегодняшний день по данным UVS International (ведущей международной ассоциации беспилотных систем) БПЛА производят в 52 странах мира. Десятки больших предприятий и малых фирм конкурируют на этом рынке. Обширный, хотя и не полный перечень производителей и моделей доступен по ссылке на ежегодный отчет этой организации2009/2010 UAS Yearbook. Не смотря на то, что запросы военных ведомств на БПЛА велики и разнообразны, далеко не все производители могут надеяться на получение оборонных заказов. В результате, многие компании, имеющие разработки в области БПЛА, склонны обращать внимание на перспективы применения БПЛА в гражданской и коммерческой сферах.
В свою очередь заинтересованные государственные ведомства и спецслужбы, функции которых связаны с охраной, контролем и мониторингом объектов, ликвидацией ЧС, предприятия ТЭК, а также фирмы, бизнес которых связан с получением пространственных данных, также проявляют встречный интерес к БПЛА.
В данном материале акцент будет сделан на перспективы применения БПЛА для проведения аэрофотосъемки в целях картографирования, а также представлен обзор некоторых моделей БПЛА, предназначенных для выполнения этой задачи.

Терминология

1. Определение понятия
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА) — в общем случае это летательный аппарат без экипажа на борту. Понятие летательный аппарат включает в себя большое число типов, у каждого из которых есть свой беспилотный аналог. В прессе, когда речь идет о резком всплеске интереса к беспилотникам, и в данном материале под определение БПЛА попадает более узкое понятие. А именно: летательный аппарат без экипажа на борту, использующий аэродинамический принцип создания подъемной силы с помощью фиксированного или вращающегося крыла (БПЛА самолетного и вертолетного типа), оснащенный двигателем и имеющий полезную нагрузку и продолжительность полета, достаточные для выполнения специальных задач (см. Табл. 1).

Таблица 1. Типы беспилотных летательных аппаратов

Аэростатические Аэродинамические Реактивные
Гибкое крыло Фиксированное крыло Вращающееся крыло
Безмоторные Аэростаты Воздушные змеи и аналоги безмоторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.) Планеры
Моторные Дирижабли Аналоги моторных аппаратов сверхлегкой авиации (парапланы, дельтапланы и др.) БПЛА самолетного типа БПЛА вертолетного типа Космические реактивные аппараты

Приоритет БПЛА самолетного и вертолетного типов над остальными можно проиллюстрировать следующей диаграммой:


Диаграмма 1. Соотношение числа БПЛА самолетного и вертолетного типов ко всем прочим (по данным UVS International).

2. Управление

Для еще более точного определения тех БПЛА, которые будут рассматриваться ниже, необходимо подробнее остановиться на такой важной характеристике как способ управления БПЛА.
Существует следующие способы:
Ручное управление оператором (или дистанционное пилотирование) с дистанционного пульта управления в пределах оптической наблюдаемости или по видовой информации, поступающей с видеокамеры переднего обзора. При таком управлении оператор прежде всего решает задачу пилотирования: поддержание нужного курса, высоты и т.д.
Автоматическое управление обеспечивает возможность полностью автономного полета БЛА по заданной траектории на заданной высоте с заданной скоростью и со стабилизацией углов ориентации. Автоматическое управление осуществляется с помощью бортовых программных устройств.
Полуавтоматическое управление (или дистанционное управление) — полет осуществляется автоматически без вмешательства человека с помощью автопилота по первоначально заданным параметрам, но при этом оператор может вносить изменения в маршрут в интерактивном режиме. Таким образом, оператор имеет возможность влиять на результат функционирования, не отвлекаясь на задачи пилотирования.
Ручное управление может быть одним из режимов для БПЛА, а может быть единственным способом управления. БПЛА, лишенные каких-либо средств автоматического управления полётом — радиоуправляемые авиамодели — не могут рассматриваться в качестве платформы для выполнения серьезных целевых задач.
Последние два способа в настоящее время являются наиболее востребованными со стороны эксплуатантов беспилотных систем, т.к. предъявляют наименьшие требования к подготовке персонала и обеспечивают безопасную и эффективную эксплуатацию систем беспилотных летательных аппаратов. Полностью автоматическое управление может быть оптимальным решением для задач аэрофотосъемки заданного участка, когда нужно снимать на большом удалении от места базирования вне контакта с наземной станцией. В то же время, поскольку за полет отвечает лицо, осуществляющее запуск, то возможность влиять на полет с наземной станции может помочь избежать внештатных ситуаций.

3. БАС

Для выполнения специальных задач, в частности для аэрофотосъемки, БПЛА должен рассматриваться в совокупности с его приборным оснащением и полезной нагрузкой, для чего введен термин беспилотная авиационная система (БАС).
БАС, помимо БПЛА, состоит из бортового комплекса управления, полезной нагрузки и наземной станции управления.

1. Бортовой комплекс:

  • Интегрированная навигационная система;
  • Приемник спутниковой навигационной системы;
  • Автопилот. Задачи автопилота:
    — пилотирование:
    автоматический полет по заданному маршруту,
    автоматический взлет и заход на посадку,
    поддержание заданной высоты и скорости полета, стабилизация углов ориентации,
    принудительная посадка в случае отказа двигателя или прочих серьезных неполадок.
    — программное управление бортовыми системами и полезной нагрузкой, например: стабилизация видеокамеры и синхронизация по времени и координатам срабатывания затвора фотоаппарата, выпуск парашюта.
  • Накопитель полетной информации.

2. К полезной нагрузке для задач аэрофотосъемки относится цифровая фотокамера, как дополнение могут использоваться видеокамера, тепловизор, ИК-камера.

3.Функции наземного пункта управления:

  • слежение за полетом;
  • прием данных;
  • передача команд управления

Предпосылки применения БПЛА для аэрофотосъемки

Предпосылками применения БПЛА в качестве нового фотограмметрического инструмента являются недостатки двух традиционных способов получения данных ДЗЗ с помощью космических спутников (космическая съемка) и воздушных пилотируемых аппаратов (аэрофотосъемка).
Данные спутниковой съемки позволяют получить снимки с максимальным общедоступным разрешением 0,5 м, что недостаточно для крупномасштабного картирования. Кроме того, не всегда удается подобрать безоблачные снимки из архива. В случае съемки под заказ теряется оперативность получения данных. В отношении компактных участков операторы и дистрибъюторы зачастую не проявляют гибкой ценовой политики.
Традиционная аэрофотосъемка, которая проводится с помощью самолетов (Ту-134, Ан-2, Ан-30, Ил-18, Cesna, L-410) или вертолетов (Ми-8Т, Ка-26, AS-350) требует высоких экономических затрат на обслуживание и заправку, что приводит к повышению стоимости конечной продукции.
Применение стандартных авиационных комплексов нерентабельно в следующих случаях:

  • Съемка небольших объектов и малых по площади территорий. В этом случае экономические и временные затраты на организацию работ, приходящиеся на единицу отснятой площади, существенно превосходят аналогичные показатели при съемке больших площадей (тем более для объектов, значительно удаленных от аэродрома);
  • При необходимости проведения регулярной съемки в целях мониторинга протяженных объектов: трубопроводы, ЛЭП, транспортные магистрали.

Таким образом, плюсами применения БПЛА являются:
1. Рентабельность.
2. Возможность съемки с небольших высот и вблизи объектов. Получение снимков высокого разрешения.
3. Оперативность получения снимков.
4. Возможность применения в зонах чрезвычайных ситуаций без риска для жизни и здоровья пилотов.
Стоит отметить, что технология аэрофотосъемки с БПЛА в значительной степени отработана. В настоящее время большая часть существующих и эксплуатируемых БПЛА предназначены для воздушной разведки и наблюдения, которые осуществляются с помощью фото- и видеосъемки.

Факторы, сдерживающие развитие рынка

1. На сегодняшний день развитие рынка гражданских БПЛА, в том числе и для нужд аэрофотосъемки, тормозится отсутствием нормативно-правовой базы для интеграции БПЛА в единое воздушное пространство. Эта проблема не решена полностью ни в одной стране мира. В России пока предприняты только первые шаги в этом направлении. С 1 ноября 2010 года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Впервые в этот документ включено определение беспилотного летательного аппарата, а также введены положения относительно порядка использования беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве. Однако этот документ должен быть дополнен рядом сопутствующих документов, содержащих подробные правила и инструкции. Пока что, не дожидаясь создания нормативно-правовой базы, беспилотные системы, закупают структуры, имеющие особые полномочия (пограничники, полиция, МЧС).
В настоящее время легальные запуски БПЛА в коммерческих целях осуществляются на основании разрешения, технология получения которого отработана компаниями-поставщиками БПЛА. При этом ответственность за полет лежит на операторе, который осуществляет запуск.
2. Повышенная аварийность БПЛА. В настоящее время БПЛА не снабжены системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие модели оснащены не вполне совершенными автопилотами (для удешевления стоимости и уменьшения веса бортового оборудования). Риск потери аппарата и оборудования приводит к тому, что многие компании могут предпочесть покупать не БПЛА, а летные часы у организаций, которые бы специализировались на беспилотных запусках.
3. Не урегулированы до конца вопросы сертификации, страхования, регистрации.

Обзор моделей БПЛА, разработанных в целях аэрофотосъемки

Исходя из вышеприведенного, можно сформулировать ряд признаков для определения аэрофотосъемочных БПЛА, применяемых в целях картографирования.
1. Тип конструкции: БПЛА самолетного или вертолетного типа.
2. Способ управления: автоматический или полуавтоматический.
3. БПЛА для аэрофотосъемки в целях картографирования должен иметь на своем борту полноценный автопилот, способный выдерживать параметры съемки (маршрут, углы наклона фотоаппарата, процент продольного и поперечного перекрытия, высоту и т.д.) даже при малой массе аппарата в широком диапазоне метеоусловий.
2. Полезная нагрузка: откалиброванная цифровая автоматическая фотокамера (возможно в качестве дополнения видеокамера, тепловизор и ИК-камера), отсутствие излишней целевой нагрузки, необходимой для военных беспилотников.
3. На сегодняшний день это должны быть модели, летающие на малых высотах (в классе воздушного пространства G с высотой до 4,5 км в ненаселенных территориях, в пределах которого планируется ввести уведомительный порядок полетов для малой и беспилотной авиации). Получение разрешения на полеты в классах А и С пока возможно только военными.
4. Коммерчески доступные — выдержавшие экспериментальные полеты и поступившие в серийное производство.

5. С помощью модели выполнены фотограмметрические проекты, на которые есть ссылки на сайте производителя, либо по материалам проектов выпущены статьи. На сайте компании есть указание, что главным или одним из назначений является аэрофотосъемка.

Отечественные модели

В таблице 2 подробно рассмотрены три модели БПЛА отечественного производства, разработанные специально для аэрофотосъемки: ZALA 421-Ф, Птеро-Е4 и Дозор-50. Эти модели удовлетворяют вышеперечисленным признакам и активно применяются на практике.

Таблица 2. Отечественные БПЛА, разработанные специально для аэрофотосъемки

Модель ZALA 421-Ф Птеро-Е4 Дозор-50
Производитель «Беспилотные системы ЗАЛА АЭРО» (на международном рынке A-Level Aerosystems), Россия, Ижевск. «АФМ-Серверс», Россия, Москва. ЗАО «Транзас», Россия, Санкт-Петербург.
Краткое описание Отвечая на потребности рынка аэрофотосъемки инженеры компании разработали специальный комплекс ZALA 421-04Ф. Комплекс разработан на базе серийного беспилотного самолета ZALA 421-04 специально для решения задач аэрофотосъемки. Комплекс Птеро на базе БЛА Птеро Е, предназначен для проведения аэрофотосъемки днем и ночью в полностью автоматическом режиме, имеет как аварийное, так и профилактическое применение. Предназначен для решения задач:
— оперативной и систематической дистанционной диагностики протяженных и площадных объектов;
— картографирования, паспортизации.
БЛА «Дозор-50» (ранее известный как проект «Дозор-2») является компактной беспилотной авиационной платформой для проведения различных видов авиационного мониторинга как со стандартной целевой нагрузкой, так и с аппаратурой заказчика. БЛА «Дозор-50» с цифровой фотокамерой представляет собой идеальное решение для выполнения аэрофотосъемочных работ в качестве поставщика первичной фотографической информации.
Масса пустого, кг 4,1 9,5 32
Макс. взлетная масса, кг 4,5 20 50
Размах крыла, м 1,6 3,03 4
Тип двигателя Электрический двигатель Вентильный электродвигатель Бензиновый двигатель ДВС 3W — 106
Макс. дальность полета, км Не менее 100 130 600
Рабочая высота полета, м 50-500 Минимальная безопасная высота 80, до 1км (зависит от задач) 500 — 1000
Практический потолок (высота), м Не менее 3600 2000 4000
Время полета, ч 1,5 Электрический вариант (Птеро-Е4) — 1,5
Бензиновый вариант (Птеро_G0) — 6
6
Скорость, км/ч 65-120 85-115 (крейсерская), 180 (максимальная) Минимальная безопасная — 80, крейсерская 110-130
Старт С помощью эластичной или механической катапульты Автоматический с пневматической катапульты По самолетному: 100 м разбег
Приземление В точку старта на парашюте в автоматическом либо полуавтоматическом режиме Автоматическое на парашюте с амортизационной подушкой По самолетному: 100 м пробег
Режимы полета Полет в автоматическом или полуавтоматическом режиме Полностью автоматический и полуавтоматический с возможностью смены траектории в полете Автоматический и полуавтоматический
Бортовое оборудование и полезная нагрузка Цифровой фотоаппарат Canon 550 D (18 мегапикселей) В зависимости от выполняемых задач можно установить: фотокамеру CANON 5D (12 мегапикселей) с различными объективами; тепловизор VarioCAM hr head 480; высокоточный GPS приемник TOPCON euro 160; лазерный дальномер собственной разработки до 600м с разрешением 1м; фотовспышку собственной разработки для ночной съемки с высот 100-150м; либо другую полезную нагрузку весом до 3кг с габаритами, позволяющими разместить в отсеке полезной нагрузки. Модуль автопилота разработки ЗАО «Транзас Авиация», малогабаритная инерциальная система разработки ООО «Транзаз Телематика», встроенный ГЛОНАСС/GPS приемник, бортовой накопитель полетной информации, система воздушных сигналов, командная радиолиния. Видеокамера переднего обзора, фотокамера CANON 21 мегапикселей.
Подробное описание zala.aero.ru www.ptero.ru www.uav-dozor.ru
Дополнительная информация Укреплен для возможности его многократного применения на неподготовленных площадках.
Плавучесть БЛА.
Режим фото, видео, тепловизорной съемки.
Передача видео в режиме онлайн и запись на борту.
Один из самых тяжелых БЛА в России на электрической тяге, в разработке бензиновый вариант (лето 2011г. начало опытной эксплуатации), дальность и продолжительность бензинового варианта в 5 раз выше Ptero E4. Остальные параметры аналогичны. В настоящее время на основании 4-х летнего опыта применения БЛА Дозор-50 в качестве АФС разрабатывается новая более универсальная модель БЛА «Филин-1». Заводские испытания планируются провести в период с мая по июль 2011 г. Загрузить справку по ТТХ и функциональным возможностям БАК «Филин-1».
Проекты Различные проекты для предприятий ТЭК и силовых ведомств РФ. 1. В период с 14.10.2010 по 08.11.2010 выполнены работы по съемке шахтных отвалов.
2. Выполнение землеустроительных работ по СНТ «Аллея Перова», расположенному в Клинском районе Московской области.
3. Участие БЛА Птеро в учениях по организации взаимодействия и устранения сложных технологических нарушений в электрических сетях в условиях низких температур, организованных Холдингом МРСК и МРСК Северо-Запада в конце сентября – начале октября 2009 года на территории Новгородской области.
Осуществлены и другие проекты, информация по которым, а также образцы данных получаемых с БЛА «Птеро» доступны в коммерческом отделе компании.
Комплекс прошел апробацию в ряде экспериментальных проектов по аэросъемке и подготовлен к серийному производству.

Российские эксплуатанты БПЛА предпочитают закупать отечественные модели, поскольку данная техника требует высокого уровня тех. поддержки (тестирование перед покупкой, обучение работе с БПЛА персонала) и оперативного сервиса (ремонт, зап. части). Кроме того, ввоз импортных БПЛА сопряжен с таможенными хлопотами и получением разрешений (техника потенциально может быть использована в военных целях).

Резюме

На сегодняшний день БПЛА для аэрофотосъемки — это в основном легкие аппараты из классов «микро» до 5 кг и «мини» до 30 кг.


Диаграмма 2. Классы БПЛА по данным UVS International.
Результаты аэрофотосъемки с БПЛА могут применяться в разных областях, таких как рекламная съемка объектов недвижимости, различный мониторинг (экологический, сельскохозяйственный) и т.д.
Выполнение аэрофотосъемки с целью профессионального картографирования предъявляет повышенные требования к выходным данным, а именно к выдерживанию геометрических параметров съемки. Небольшие БПЛА экономичны в эксплуатации и портативны, однако менее стабильны с этой точки зрения. Как следствие, блоки снимков, полученные с БПЛА, обладающие отличной детальностью, яркостью и контрастом могут иметь низкое фотограмметрическое качество с точки зрения традиционных фотограмметрических пакетов.
Широкое применение беспилотников для профессиональной картографической аэрофотосъемки возможно при консолидации усилий как производителей БПЛА (в том числе производителей полноценного бортового оборудования), так и разработчиков профессионального фотограмметрического программного обеспечения. С одной стороны должно повышаться качество съемки, с другой стороны программные пакеты должны быть доработаны в сторону снижения требований к входным данным в случае работы со снимками, полученными с БПЛА.
Детальный анализ проблем, возникающих при фотограмметрической обработке данных с БПЛА, рекомендации по используемым камерам и средствам позиционирования, особенностям фотограмметрической обработки этих данных, примеры получения конечных продуктов картографического качества в ЦФС PHOTOMOD являются предметом продолжения данного обзора, которое будет опубликовано в ближайшее время.

Список литературы:

Применение БЛА в гражданском секторе в настоящее время находится в ожидании решения некоторых технических и организационных проблем, без чего невозможно стабильное использование БЛА.

Основные проблемы связаны с использованием воздушного пространства, выделением частотного диапазона для управления БЛА и передачи информации с борта на землю и наоборот и, наконец, с развитием рынка гражданских услуг, который находится в стадии становления.

Из поставленных гражданским сектором рынка задач применения БЛА, в первую очередь, хочется отметить такие, которые в ближайшее время могут стать востребованными. Это, в первую очередь, контрольные функции БЛА. С помощью беспилотных систем можно контролировать как техническое состояние объектов, так и их безопасность и функционирование, притом, что контролируемые объекты могут находиться на большом удалении (протяженные объекты).

Отсюда можно сделать вывод, что интерес, который в последнее время проявляют организации ТЭК к использованию БЛА, закономерен. Имея в своей структуре сотни тысяч километров трубопроводов, которые довольно слабо охраняются, а зачастую и вообще не охраняются, предприятия ТЭК напрямую заинтересованы в использовании беспилотных систем. Простая экономическая выгода подталкивает предприятия ТЭК к принятию решений по использованию БЛА, и этот процесс, находящийся в данный момент в начальной стадии, будет неуклонно развиваться.

К сожалению, в руководстве этих компаний до сих пор нет единого представления о том, как с помощью БЛА получить наибольший эффект (экономический, в том числе) от применения беспилотных систем. В недрах некоторых серьезных организаций начались формироваться представления об использовании БЛА и, в связи с этим, концепции по применению БЛА в интересах компаний.

Здесь существует другая опасность — опасность зарегулировать этот вопрос таким образом, что его трудно будет решить вообще.

Хотелось бы, чтобы потенциальные пользователи беспилотных системам выступили инициаторами введения некоторых Правил применения БЛА в интересах гражданского сектора в небе России.

Основной вопрос в этой сфере — это получение статуса воздушного судна (ВС) беспилотными аппаратами.

БЛА, не являясь ВС, не подлежат регистрации в реестре ВС и не имеют Свидетельства о регистрации и годности к использованию. Им невозможно, да и не нужно получать разрешение на использование воздушного пространства. А это уже чревато самыми серьезными последствиями. Аппарат, способный летать на высоте до 4 км со скоростью до 250 км/час, массой около 100 кг, может подняться в воздух без разрешения на использование воздушного пространства, ведь по классификации — это радиоуправляемая модель. В этой ситуации скорее нужны не запретительные меры, а организация разрешительных мероприятий. «Джин» из бутылки вылетел, нужно срочно научить его летать, притом правильно.

В рамках действующего законодательства есть вид авиации, в котором «беспилотники» могут существовать на законном основании. Это – экспериментальная авиация. По этому пути идут и другие страны (США, Европа). В этой отрасли есть многолетний опыт использования летательных аппаратов, нормативные документы, разработанные десятилетиями, также есть возможность контроля за техническим состоянием БЛА и многое другое. Получив статус ВС в рамках экспериментальной авиации, БЛА смогут использовать воздушное пространство по существующим правилам.

Конечно, все БЛА должны быть застрахованы от ущерба третьим лицам. БЛА должны иметь на борту транспондеры, отвечающие всем требованиям ИКАО в этой области. Те БЛА, которые не способны нести аппаратуру СНВ-2, могут летать только в специально отведенных районах по предварительным заявкам с большим сроком уведомления.

Цель всех организаций, участвующих в регламентации использования БЛА в воздушном пространстве России, состоит в том, чтобы достигнуть уровня безопасности полетов любого класса БЛА, эквивалентного к уровню безопасности полетов самолетов. Для этой цели необходимо разработать технические требования к БЛА, которые бы способствовали выполнению этой задачи.

БЛА в последние годы активно применялись военными, поэтому наработанный ими опыт эксплуатации БЛА в различных условиях отбрасывать ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно привлечь военных к выработке технических требований к БЛА с учетом того, что цели и задачи применения БЛА в гражданском секторе некоторым образом отличаются от задач решаемых военными.

Думается, что было бы целесообразно создать некую новую организацию, способную решить вопросы, связанные с эксплуатацией БЛА в гражданских целях и способную сформулировать некую долгосрочную регулирующую политику в области применения БЛА.

Итак, подводя итоги, можно отметить тот факт, что использование БЛА в воздушном пространстве России не только возможно, но и необходимо. Полеты БЛА возможны при условии выполнения требований (выработанных) для получения Свидетельств о летной годности и регистрации. Это можно сделать в рамках экспериментальной авиации.

Вопросы применения БЛА для обеспечения безопасности объектов на сегодняшний день выходят на первые роли.

Угроза жизнедеятельности различных организаций заставляет все больше обращать внимание на новые методы контроля и мониторинга земной поверхности.

Больше всего это беспокоит такие организации, которые имеют протяженные объекты, контроль за которыми довольно сложно организовать. В первых рядах — это владельцы различных трубопроводов, Пограничные войска ФСБ России, ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги». Все эти организации могут ощутить экономический эффект от применения беспилотных систем через очень короткий период времени.

Ввиду высокой протяженности и территориальной обширности объектов наблюдения воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством наблюдения и дистанционного сбора данных об их состоянии.

В настоящее время воздушное патрулирование осуществляется авиационными средствами в соответствии с Положением о воздушном патрулировании трасс магистральных трубопроводов.

Согласно данному положению, периодичность выполнения облетов планируется с учетом технических характеристик объектов, условий их эксплуатации, не реже 2-х раз в месяц.

Взрывной рост рынка БЛА и связанных с ним услуг прогнозируется при преодолении в скором времени ряда технических и административных барьеров, ограничивающих использование БЛА в национальном воздушном пространстве.

Использование беспилотных авиационных комплексов (БАК) в гражданской области на сегодняшний момент практически ограничивается частными случаями локальных применений в интересах решения текущих производственных или хозяйственных задач, преимущественно в экспериментальном порядке.

Ситуация с БАК в Российской Федерации наглядно иллюстрируется прошедшими в 2007 и 2008 годах форумами-выставками «Беспилотные комплексы в интересах ТЭК» и на авиасалонах МАКС 2005 и МАКС 2007.

Ряд разработок соответствует современному уровню развития авиастроения, средств связи, управления и систем дистанционного зондирования. Наибольший интерес представляют компании, предлагающие комплексное системное интегрирование несущей платформы, средств сбора и обработки данных мониторинга. Некоторые из разработок находятся в стадии предсерийных прототипов и предлагаются в качестве законченных систем, включающих носители различного типоразмера, комплексы целевой нагрузки, средства наземной поддержки и обработки информации.

В процессе выполнения полета, как правило, управление БЛА осуществляется автоматически посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:

  • приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения БЛА;
  • система воздушных сигналов, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости;
  • различные виды антенн, предназначенные для выполнения задач.

Бортовая система навигации и управления обеспечивает:

  • полет по заданному маршруту (задание маршрута производится с указанием координат и высоты поворотных пунктов маршрута);
  • изменение маршрутного задания или возврат в точку старта по команде с наземного пункта управления;
  • облет указанной точки;
  • автосопровождение выбранной цели;
  • стабилизацию углов ориентации БЛА;
  • поддержание заданных высот и скорости полета (путевой либо воздушной);
  • сбор и передачу телеметрической информации и параметрах полета и работе целевого оборудования;
  • программное управление устройствами целевого оборудования.

Бортовая система связи:

  • функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот;
  • обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

Данные, передаваемые с борта на землю:

  • параметры телеметрии;
  • потоковое видео- и фотоизображение.

Данные, передаваемые на борт, содержат:

  • команды управления БЛА;
  • команды управления целевой аппаратурой.

Информация, полученная с БЛА, должна классифицироваться в зависимости от степени представляемой угрозы. Классификация проводится оператором наземной станцией управления (НСУ), либо непосредственно бортовым компьютером БЛА. Во втором случае программное обеспечение комплекса содержит элементы искусственного интеллекта, и требуется выработать количественные критерии и градации уровней угрозы. Такие критерии могут быть сформулированы путем экспертных оценок и формализованы таким образом, чтобы минимизировать вероятность ложного сигнала тревоги.

Полеты беспилотных летательных аппаратов ничем не отличаются от полетов пилотируемой авиации. БЛА оснащены системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами. В производственной программе ЗАО «Транзас» есть БЛА, который по всем показателям превышает аппараты производства Великобритании и Франции, а по цене значительно дешевле, чем БЛА США. Это БЛА «Дозор-3». Летные испытания данного образца начнутся в 2008 году и к 2009 году БЛА «Дозор-3» будет готов к использованию.

Главный конструктор БЛА Г.В. Трубников. ЗАО «Транзас» Статья с uav.ru.

В России зарегистрировано не более 16% малых дронов. Требование об их обязательной постановке на учет вступило в силу два месяца назад. Однако наладить эффективную систему контроля за беспилотниками пока не удается, считают эксперты. Инспекторы Ространснадзора не планируют массовых рейдов против тех, кто запускает неучтенные дроны, но готовы отрабатывать сигналы от населения, организаций и правоохранительных органов, пояснили «Известиям» в федеральной службе. Но этого недостаточно для формирования ответственного отношения к использованию квадрокоптеров.

Без присмотра

Новые правила регистрации гражданских беспилотников весом от 250 г до 30 кг вступили в силу 27 сентября. Владельцам дронов дали месяц на то, чтобы поставить их на учет. К концу ноября Росавиация зарегистрировала лишь 8,3 тыс. таких устройств. Всего в стране, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, около 500 тыс. беспилотников. Из них любительских «легких» дронов — около 50 тыс., рассказывали «Известиям» в ассоциации «Аэронет».

Наказания за владение незарегистрированным беспилотником нет. Однако запуск такого аппарата, согласно КоАП, карается штрафом 2-2,5 тыс. или лишением права управления дроном на срок до одного года. Это может быть квалифицировано и как нарушение правил пользования воздушным пространством. А за такое нарушение гражданам уже грозит штраф до 50 тыс. рублей, должностным лицам — до 150 тыс., а организациям — до 300 тыс. рублей. Контролировать выполнение этих правил должен Ространснадзор. В пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что массовые рейды по выявлению незарегистрированных дронов не планируются.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

— Ространснадзор проводит проверочные мероприятия по фактам нарушения воздушного пространства БПЛА согласно поступившим обращениям граждан, юридических лиц либо соответствующих правоохранительных органов, — пояснили в федеральной службе.

В Ространснадзоре отметили, что при проведении проверочных мероприятий инспекторы используют базу данных Росавиации. И за 2019 год было выявлено всего 216 нарушений.

Дополнительная нагрузка

У Ространснадзора не хватит сотрудников, чтобы проводить массовые рейды, пояснил «Известиям» член общественного совета федеральной службы Виктор Горбачев.

— Ространснадзор занимается контролем деятельности всего транспортного сектора, — пояснил он. — График только плановых проверок расписан на годы вперед. Заниматься еще и беспилотниками инспекторам ведомства просто некогда. Кроме того, там жесткое разделение по специализации: инспектор по водному транспорту не может проверять воздушный, и наоборот. Поэтому без помощи правоохранительных структур за постоянно растущим количеством гражданских летательных аппаратов им просто не уследить.

При этом по мнению эксперта, реагирование на сигналы от населения не может быть достаточно эффективным инструментом. Пока инспектор доберется на место, нарушитель уже может скрыться. А значит, нужно налаживать взаимодействие с подразделениями патрульной-постовой службы и линейными отделами на транспорте, заключил он.

В управлении общественных связей МВД России на запрос «Известий» ответили, что функция по контролю за соблюдением порядка учета и использования гражданских беспилотников массой от 250 г до 30 кг не относится к компетенции ведомства.

В Минтрансе «Известиям» сообщили, что правила учета беспилотников разработаны в соответствии с требованиями Воздушного кодекса. При этом для владельцев квадрокоптеров готовят и послабления. В октябре Минтранс разработал проект постановления правительства, разрешающий использовать «легкие» дроны на небольших высотах без уведомления авиавластей. Как следует из документа, согласовывать не придется полеты беспилотных воздушных судов массой до 30 кг в светлое время суток на высоте менее 150 м над землей или водой. Квадрокоптер обязательно должен находиться в зоне видимости оператора.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Тем не менее регистрировать беспилотники необходимо, хотя бы для формирования культуры ответственного отношения граждан к запуску таких аппаратов, уверен глава ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. Даже легкие машины массой 2 кг, преобладающие в любительском сегменте, при попадании в окно дома или автомобиль могут нанести ущерб, пояснил эксперт. По его словам, новые правила должны мотивировать граждан на более осмотрительные полеты и ответственное поведение в воздухе. Необходимость регистрации аппаратов дисциплинирует владельцев, но только в том случае, если они будут понимать: наказание за нарушение правил неизбежно.

Не все владельцы незарегистрированных дронов — злоумышленники, отметил директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД Олег Иванников. Но квадрокоптеры могут нести и реальные угрозы.

— Их можно использовать для слежки за гражданами, сбора компромата, ведь беспилотник может зависать напротив окон и проводить аудио-, видеозапись. Он даже может нести небольшой взрывпакет, контейнер с биологически опасным веществом, — сказал эксперт.

По мнению Олега Иванникова, действующую систему учета беспилотников можно сделать более эффективной. Для этого необходимо создать единую электронную базу, а во все коптеры начать встраивать GPS-маячки. Тогда оператор системы слежения будет видеть, где именно происходит взлет, а также наблюдать траекторию полета, добавил эксперт.

Современные технологии в области обнаружения и развития пожаров на сегодняшний день развиваются очень стремительно. Новейшие разработки могут удивить не только своим внешним видом, к примеру в области тушения и ликвидации последствий стихийных бедствий на сегодняшний день применяют роботизированную технику.

В нашей статье мы расскажем Вам о еще одной принципиально новой технологии которая активно внедряется и используется в современном мире.

Методический план конспект по кнопке СКАЧАТЬ

Беспилотная авиация может найти широкое применение для решения специальных задач, когда использование пилотируемой авиации невозможно или экономически невыгодно:

  • осмотр труднодоступных участков границы,
  • наблюдение за различными участками суши и водной поверхности,
  • определение последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • выявление очагов лесных пожаров, выполнение поисковых и других работ.

Применение БПЛА позволяет дистанционно, без участия человека и без подвергания его опасности, проводить мониторинг ситуации на достаточно больших территориях в труднодоступных районах при относительной дешевизне.

Типы

По принципу полета все БПЛА можно разделить на 5 групп (первые 4 группы относятся к аппаратам аэродинамического типа):

  • с жестким крылом (БПЛА самолетного типа);
  • с гибким крылом;
  • с вращающимся крылом (БПЛА вертолетного типа);
  • с машущим крылом;
  • аэростатические.

Кроме БПЛА перечисленных пяти групп существуют также различные гибридные подклассы аппаратов, которые по их принципу полета трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп. Особенно много таких БПЛА, которые совмещают качества аппаратов самолетного и вертолетного типов.

С жестким крылом (самолетного типа)

Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с жестким крылом. Подъемная сила данных аппаратов создается аэродинамическим способом за счет напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большой длительностью полета, большой максимальной высотой полета и высокой скоростью.

Существует большое разнообразие подтипов БПЛА самолетного типа, различающихся по форме крыла и фюзеляжа. Практически все схемы компоновки самолета и типы фюзеляжей, которые встречаются в пилотируемой авиации, применимы и в беспилотной.

С гибким крылом

Это дешевые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жесткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом.

Беспилотный моторизованный параплан – аппарат на основе управляемого парашюта-крыла, снабжённый мототележкой с воздушным винтом для автономного разбега и самостоятельного полёта. Крыло обычно имеет форму прямоугольника или эллипса. Крыло может быть мягким, иметь жесткий или надувной каркас. Недостатком беспилотных моторизованных парапланов является трудность управления ими, так как навигационные датчики не имеют жесткой связи с крылом. Ограничение на их применение оказывает также очевидная зависимость от погодных условий.

С вращающимся крылом (вертолетного типа)

Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с вращающимся крылом. Часто их называют также – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. Последнее не совсем корректно, так как в общем случае вертикальный взлет и посадку могут иметь и БПЛА с неподвижным.

Подъемная сила у аппаратов этого типа также создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолетного типа являются способность зависания в точке и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

С машущим крылом

БПЛА с машущим крылом основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полете летающими живыми объектами – птицами и насекомыми. Хотя в этом классе БПЛА пока нет серийно выпускаемых аппаратов и практического применения они пока не имеют, во всем мире проводятся интенсивные исследования в этой области. В последние годы появилось большое количество разных интересных концептов малых БПЛА с машущим крылом.

Главные преимущества, которые имеют птицы и летающие насекомые перед существующими типами летательных аппаратов – это их энергоэффективность и маневренность. Аппараты, основанные на имитации движений птиц, получили название орнитоптеров, а аппараты, в которых копируются движения летающих насекомых – энтомоптерами.

Аэростатические

БПЛА аэростатического типа– это особый класс БПЛА, в котором подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями.

Дирижабль – Л А легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и системы управления ориентацией. По конструкции дирижабли подразделяются на три основных типа: мягкий, полужёсткий и жёсткий. В дирижаблях мягкого и полужёсткого типа оболочка для несущего газа мягкая, которая приобретает требуемую форму только после закачки в неё несущего газа под определённым давлением.

В дирижаблях мягкого типа неизменяемость внешней формы достигается избыточным давлением несущего газа, постоянно поддерживаемым баллонетами – мягкими ёмкостями, расположенными внутри оболочки, в которые нагнетается воздух. Баллонеты, кроме того, служат для регулирования подъемной силы и управления углом тангажа (дифференцированная откачка/закачка воздуха в баллонеты приводит к изменению центра тяжести аппарата).

Дирижабли полужёсткого типа отличаются наличием в нижней части оболочки жесткой (в большинстве случаев на всю длину оболочки) фермы. В жёстких дирижаблях неизменяемость внешней формы обеспечивается жестким каркасом, обтянутым тканью, а газ находится внутри жёсткого каркаса в баллонах из газонепроницаемой материи. Жесткие дирижабли в беспилотном исполнении пока практически не применяются.

Классификация

Некоторые классы зарубежной классификации отсутствуют в РФ, лёгкие БПЛА в России имеют значительно большую дальность и т. д. Согласно российской классификации, которая ориентирована преимущественно пока только на военное назначение аппаратов.

БПЛА можно систематизировать следующим образом:

  1. Микро– и мини–БПЛА ближнего радиуса действия – взлётная масса до 5 кг, дальность действия до 25-40 км;
  2. Лёгкие БПЛА малого радиуса действия – взлётная масса 5-50 кг, дальность действия 10-70 км;
  3. Лёгкие БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса 50-100 кг, дальность действия 70-150 (250) км;
  4. Средние БПЛА – взлётная масса 100-300 кг, дальность действия 150-1000 км;
  5. Средне-тяжёлые БПЛА – взлётная масса 300-500 кг, дальность действия 70-300 км;
  6. Тяжёлые БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса более 500 кг, дальность действия 70-300 км;
  7. Тяжёлые БПЛА большой продолжительности полёта – взлётная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км;
  8. Беспилотные боевые самолёты – взлётная масса более 500 кг, дальностью около 1500 км.

Применяемые БПЛА

Гранад ВА-1000

Комплекс воздушной разведки Гранад ВА-1000

ZALA 421-16E

Для технического оснащения МЧС России беспилотными летательными аппаратами, российскими предприятиями разработано несколько вариантов, рассмотрим некоторые из них:

Это беспилотный самолет большой дальности (рис. 1.) с системой автоматического управления (автопилот), навигационной системой с инерциальной коррекцией (GPS/ГЛОНАСС), встроенной цифровой системой телеметрии, навигационными огнями, встроенным трехосевым магнитометром, модулем удержания и активного сопровождения цели («Модуль AC»), цифровым встроенным фотоаппаратом, цифровым широкополосным видеопередатчиком C-OFDM-модуляции, радиомодемом с приемником спутниковой навигационной системы (СНС) «Диагональ ВОЗДУХ» с возможностью работы без сигнала СНС (радиодальномер) системой самодиагностики, датчиком влажности, датчиком температуры, датчиком тока, датчиком температуры двигательной установки, отцепом парашюта, воздушным амортизатором для защиты целевой нагрузки при посадке и поисковым передатчиком.

Данный комплекс предназначен для ведения воздушного наблюдения в любое время суток на удалении до 50 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. Беспилотный самолет успешно решает задачи по обеспечению безопасности и контролю стратегически важных объектов, позволяет определять координаты цели и оперативно принимать решения по корректировке действий наземных служб. Благодаря встроенному «Модулю АС» БПЛА в автоматическом режиме ведет наблюдение за статичными и подвижными объектами. При отсутствии сигнала СНС – БПЛА автономно продолжит выполнение задания.

Рис. 1. БПЛА ZALA 421-16E

ZALA 421-08M

Выполнен по схеме «летающее крыло» – это беспилотный самолет тактической дальности с автопилотом, имеет подобный набор функций и модулей, что и ZALA 421-16E. Данный комплекс предназначен для оперативной разведки местности на удалении до 15 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. БПЛА ZALA 421-08M выгодно отличается сверхнадежностью, удобством эксплуатации, низкой акустической, визуальной заметностью и лучшими в своем классе целевыми нагрузками.

Данный летательный аппарат не требует специально подготовленной взлетно-посадочной площадки благодаря тому, что взлет совершается за счет эластичной катапульты, осуществляет воздушную разведку при различных метеоусловиях в любое время суток.

Транспортировка комплекса с БЛА ZALA 421-08M к месту эксплуатации может быть осуществлена одним человеком. Легкость аппарата позволяет (при соответствующей подготовке) производить запуск «с рук», без использования катапульты, что делает его незаменимым при решении задач. Встроенный «Модуль АС» позволяет беспилотному самолету в автоматическом режиме вести наблюдение за статичными и подвижными объектами, как на суше, так и на воде.

Рис. 2. БПЛА ZALA 421-08M

ZALA 421-22

Это беспилотный вертолет с восемью несущими винтами, средней дальности действия, со встроенной системой автопилота (рис. 3). Конструкция аппарата складная, выполнена из композитных материалов, что обеспечивает удобство доставки комплекса к месту эксплуатации любым транспортным средством.

Данный аппарат не требует специально подготовленной взлетно- посадочной площадки из-за вертикально-автоматического запуска и посадки, что делает его незаменимым при проведении воздушной разведки в труднодоступных районах.

Успешно применяется для выполнения операций в любое время суток: для поиска и обнаружения объектов, обеспечения безопасности периметров в радиусе до 5 км. Благодаря встроенному «Модулю АС» аппарат в автоматическом режиме ведет наблюдение за статичными и подвижными объектами.

Рис. 3. БПЛА ZALA 421-22

Phantom 3 Professional

Представляет собой следующее поколение квадрокоптеров DJI. Он способен записывать видео 4K и передавать видеосигнал высокой четкости прямо из коробки. Камера интегрирована в подвес, для максимальной стабильности и весовой эффективности при минимальном размере. При отсутствии GPS сигнала, технология Визуального позиционирования обеспечивает точность зависания.

Комплект Phantom 3 Professional

Функции Phantom 3 Professional

Камера и подвес: Phantom 3 Professional вы снимает 4K видео с частотой до 30 кадров в секунду и делает 12 мегапиксельные фотографии, которые выглядят четче и чище, чем когда-либо. Улучшенный сенсор камеры дает вам большую ясность, низкий уровень шума, и лучшие снимки, чем любая предыдущая летающая камера.

HD Видео Линк: Низкая задержка, HD передача видео, основана на системе DJI Lightbridge.

DJI Intelligent Flight Battery: 4480 mAh DJI Intelligent Flight Battery имеет новые элементы и использует интеллектуальную систему управления батареями.

Полетный контроллер: Полетный контроллер следующего поколения, обеспечивает более надежную работу. Новый самописец сохраняет данные каждого полета, а визуальное позиционирование позволяет при отсутствии GPS точно зависать в одной точке.

ТТХ Phantom 3 Professional

БАС Фантом-3
Вес (с батареей и винтами) 1280 г.
Максимальная скорость набора высоты 5 м/с
Максимальная скорость снижения 3 м/с
Максимальная скорость 16 м/с (при режиме ATTI в безветренную погоду)
Максимальная высота полета 6000 м
Максимальное время полета Приблизительно 23 минуты
Рабочий диапазон температур От – 10° до 40° С
Режим GPS GPS/GLONASS
Подвес
Охват Угол наклона: от – 90° до + 30°
Визуальное позиционирование
Диапазон скоростей < 8 м/с (на высоте 2 метра над землей)
Диапазон высот 30-300 см.
Рабочий диапазон 30-300 см.
Рабочие условия Ярко освещенные (> 15 люкс) поверхности с контурами
Камера
Оптика EXMOR 1/2.3”

Эффективные пиксели: 12,4 млн. (всего пикселей: 12,76 млн.)

Объектив

Угол обзора 94° 20 мм

(эквивалент формата 35 мм) f/2,8

Регулировка ISO 100-3200 (видео) 100-1600 (фото)
Выдержка электронного затвора 8 с. – 1/8000 с.
Максимальный размер изображения 4000×3000
Режимы фотосъемки

Покадровая

Серийная съемка: 3/5/7 кадров

Автоматический экспобрекетинг (АЭБ)

брекетинг кадра 3/5 при вилке 0,7EV

Замедленная съемка

Поддерживаемые форматы карт SD

Микро-SD

Максимальная емкость 64 Гб. Требуемый класс скорости: 10 или UHS-1

Режимы видеосъемки

FHD: 1920×1080p 24/25/30/48/50/60 fps

HD: 1280×720p 24/25/30/48/50/60 fps

Максимальная скорость сохранения видео 60 Мб/с
Поддерживаемые форматы файлов

FAT32/exFAT

Фото: JPEG, DNG

Видео: MP4/MOV (MPEG-4 AVC/H.246)

Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Пульт дистанционного управления
Рабочая частота 2,400 ГГц – 2,483 ГГц
Дальность передачи 2000 м (вне помещений без наличия препятствий)
Порт вывода видео USB
Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Батарея 6000 мАч, литий-полимерная 2S
Держатель мобильного устройства Под планшеты и смартфоны
Мощность передатчика (EIRP) ФКС: 20 дБМ; СЕ: 16 дБм
Рабочее напряжение 1,2 А при 7,4 В
Зарядное устройство
Напряжение 17,4 В
Номинальная мощность 57 Вт
Батарея Intelligent Flight (PH3 – 4480 мАч – 15,2 В)
Емкость 4480 мАч
Напряжение 15,2 В
Тип батареи Литий-полимерная 4S
Полный заряд 68 Вт*ч
Вес нетто 365 г
Рабочий диапазон температур От -10° до 40° С
Максимальная мощность зарядки 100 Вт

Phantom 3 ProfessionalРис. 4. БПЛА Phantom 3 Professional

Inspire 1

Inspire 1 является новым мультикоптером способным записывать 4K видео и передавать видеосигнал высокой четкости (до 2 км) к нескольким устройствам прямо из коробки. Оснащен убирающимся шасси, камера может беспрепятственно поворачиваться на 360 градусов. Камера интегрирована в подвес для максимальной стабильности и весовой эффективность при минимальном размере. При отсутствии GPS сигнала, технология Визуального позиционирования обеспечивает точность зависания.

Комплект Inspire 1

Функции Inspire 1

Камера и подвес: Запись видео до 4K и фотографии 12-мегапикселей. Присутствует место для установки нейтральных (ND) фильтров для лучшего контроля экспозиции. Новый механизм подвеса, позволяет быстро снять камеру.

HD Видео Линк: Низкая задержка, HD передача видео, это усовершенствованная версия системы DJI Lightbridge. Также существует возможность управление с двух пультов ДУ.

Шасси: Убирающиеся шасси, позволяют камере беспрепятственно делать панорамы.

Аккумулятор DJI Intelligent Flight Battery: 4500 мАч использует интеллектуальную систему управления батареями.

Полетный контроллер: Полетный контроллер следующего поколения, обеспечивает более надежную работу. Новый самописец сохраняет данные каждого полета, и визуальное позиционирование, позволяет при отсутствии GPS точно зависать в одной точке.

Рис. 5. БПЛА Inspire 1

Все характеристики перечисленных выше БПЛА представлены в таблице 1 (кроме Phantom 3 Professional и Inspire 1 так как указаны в тексте)

Обучение на операторов беспилотных летательных аппаратов

ТТХ Inspire 1

Преимущества

Можно выделить следующие:

  • осуществляют полеты при различных погодных условиях, сложных помехах (порыв ветра, восходящий или нисходящий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму, при среднем и сильном тумане, сильном ливне);
  • проводят воздушный мониторинг в труднодоступных и удаленных районах;
  • являются безопасным источником достоверной информации, надежное обследование объекта или подозреваемой территории, с которой исходит угроза;
  • позволяют предотвращать ЧС при регулярном наблюдении;
  • обнаруживают ЧС (лесные пожары, горение торфяников) на ранних стадиях;
  • исключают риск для жизни и здоровья человека.

Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач:

  • беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров;
  • мониторинг и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе;
  • инженерная разведка районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий;
  • обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек;
  • мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов;
  • экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии;
  • определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов.

Мониторинг осуществляется днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях. Наряду с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами.

Во время полета, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом автоматически осуществляется посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:

  • приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения беспилотного летательного аппарата;
  • система датчиков, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости;
  • различные виды антенн.

Бортовая система связи функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

Решаемые задачи

Можно классифицировать на четыре основные группы:

  • обнаружение ЧС;
  • участие в ликвидации ЧС;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба от ЧС.

В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.

При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.

Дополнительный материал по кнопке СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *