Борьба с коррупцией в Китае

  • автор:

Методы борьбы с коррупцией в Китае

Антикоррупционное законодательство в Китае очень жесткое, во многом даже жестокое. В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. В случае с отсрочкой, приговоренный на смерть может ее избежать, если в течении этих двух лет будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий в свою сторону. Но наказания в любом случае ему избежать не удастся: казнь будет просто заменена тюремным заключением.

По мнению одного из директоров китайской программы в фонде «Карнеги за международный мир» Минь Синь Пэя данный метод — лишь «символический жест», который может запугать часть чиновников, но, к сожалению, не затрагивает корней проблемы. Он считает, что антикоррупционные меры Китая носят довольно мягкий характер. Также существуют статистические данные, по которым лишь 6% уличенных в коррупции лиц действительно наказывают.

Антикоррупционная борьба ведется в Китае с 80-х гг. На протяжении всех этих лет вопрос коррупции является одним из самых острых. Нынешний лидер страны Ху Цзиньтао, заявляя о том, что «жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции», является лишь продолжателем курса по уничтожению коррупции, теория которого была заложена еще Дэн Сяопином.

Борьба с коррупцией в Поднебесной ведется по разным направлениям: издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное Управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого назначили министра контроля Ма Вэнь. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся и выявления коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.

Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. Монтескье утверждал, что как «известно уже по опыту времен, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею» и мировая история этому подтверждение.

Вот и Китай борется с коррупционерами, формируя у них моральные и нравственные принципы, а также повышая чувство долга и ответственности. Например, Ху Цзиньтао разработал «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая. На юге Китая в партийной школе, где проходят подготовку госслужащие, появились специальные занятия, названные «антикоррупционное тай-чи», которые помогают бороться с соблазнами взять взятку с помощью медитации, восточных единоборств и силовых упражнений. Задействована даже игровая технология под названием «Неподкупный борец», в которой пользователи уничтожают коррумпированных чиновников, и снят фильм «Роковое решение», просмотр которого является обязательным для всех государственных чиновников. А в Пекине работает «горячая телефонная линия», по которой любой житель Поднебесной может анонимно сообщить о злоупотреблениях конкретного лица своим служебным положением.

И конечно, нельзя оставить без особого внимания, одну из основных мер по противодействию коррупции — смертную казнь. Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным Кодексом, взяточничество являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни — вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертные инъекции — а само существование казни осталось.

Но несмотря на столь сильную решимость правительства в борьбе с коррупцией, по оценкам китайских экспертов, экономика КНР ежегодно теряет 13-17% ВВП и 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников. коррупция приговор взяточник законодательство

Правда, жизнь осужденных на тюремное заключение в Китае не так уж «тяжела», как сообщает французская газета «Мариан»: для коррупционеров построены специальные тюрьмы по европейским стандартам, внутри которых есть офисные помещения, банкетные залы и балконы, а вокруг располагаются спортивные площадки теннисные корты, искусственные водоемы, сады и парки. Наверняка, многие чиновники уже заказали себе такой «номер». И, несмотря на то, что количество осужденных за взятки огромен, что, конечно же радует, в обществе бытует мнение, что «большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие — попадают в тюрьму».

А как можно объяснить то, что правительство подавляло митинги и демонстрации студентов против бюрократии и коррупции с помощью военной силы. Зачем правительству нужно бороться с теми, кто помогает ему бороться с коррупцией? Не лучше ли было объединить свои силы в борьбе за общее дело? И почему по результатам голосования в Постоянном комитете китайского политбюро уже в пятый раз не проходит законопроект относительно «обнародования информации о семейных доходах, владении собственностью и фондами членов партии», представленный комитетом центрального правительства по соблюдению дисциплины и министерством наблюдения. Чего же так боятся партийные работники?

Четвертый президент США и один из авторов конституции страны, Джеймс Медисон написал в издании «Федералист»: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешним или внутренним — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой». Получается, что существование коррупции в правящих кругах бесконечно и любые меры по ее предотвращению бездейственны на практике.

Хотя, мы знаем примеры Швеции и Сингапура, которые выиграли этот «бой». И Китай, следуя словам Дэн Сяопина о том, что «мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь», с помощью «кнута» может быть избавится от «зла», которое мешает стране процветать. И тогда править Поднебесной станут ангелы.

А до тех пор, пока победа над взяточниками не наступила, в сегодняшнем Китае при ведении реального бизнеса надо, с одной стороны, учитывать существование повсеместной коррупции, а с другой стороны, надо помнить о жестком антикоррупционном законодательстве и учитывать возможность его применения в отношении самого бизнесмена.


Каждый раз когда речь заходит о коррупции, кто-нибудь обязательно вспомнит Китай. «А в Китаее коррупционеров расстреливают!» — заметит ваш собеседник или комментатор в блоге. На самом деле никого в Китае не расстреливают… ну, почти… с 1980 года всего 6 человек. Так как же в Китае борются с коррупцией, если никого не расстреливают?
В Китае, как и в России, большинство граждансчитаеткоррупцию одной из главных проблем страны. Именно поэтому председатель Си, придя к власти в 2012 году, заявил, что коррупция “угрожает самому существованию компартии!” и первым делом развязал массовую кампанию по борьбе с этим злом. Давайте посмотрим, как это было и к чему привело.

Си Цзиньпин и чиновники
В 2012 году Си Цзиньпин стал Председателем КНР и первым делом запустил кампанию по борьбе с коррупцией. Большинство обозревателей тогда не восприняли это всерьез. Считалось, что Си просто укрепляет режим личной власти.
Ну посадят для видимости парочку чиновников средней руки (а потом выпустят), ну нахмурит “папаша Си” свои бровки в телеэфире, но бизнес-то продолжится “эз южал”. Так думали китайские бюрократы.
Председатель начал с малого. Был опубликован список из 8 пунктов, которые каждый китайский коррупционер чиновник должен был выучить наизусть и беспрекословно соблюдать. Вот этот замечательный список (в немного сокращенном виде):
1. Отказаться от формализма, то есть всяких красных ковров, “встречи народом”, одаривания цветами, постановочных аплодисментов;
2. Не участвовать без разрешения в коммерческих мероприятиях: перерезании ленточек, открытии закладных камней, форумах, конференциях и так далее;
3. Писать документы простым и понятным языком;
4. Ездить за границу только при необходимости и с разрешения, сократить число сопровождающего персонала;
5. Отказаться от перекрытия дорог для проезда кортежей (“в обычных ситуациях”);
6. Серьезно относиться к участию в новостных программах, не “лить воду”, не светить своим еблом появляться на телевидении только при информационной необходимости;
7. Без разрешения не писать всякие статьи и книжки, не отправлять открытки и все такое;
8. Экономить. Не выписывать себе за госсчет квартиры, машины, путевки, вот это все.
Когда этот список появился, китайские чиновники восприняли его как шутку. “Как это, «не выписывайте себе квартиры»?!”, – смеялись они, вращая на пальце ключи от собственных шубохранилищ.
Си продолжал подводить под свою кампанию логическое обоснование: “Если мы не откажемся от нездоровых тенденций в нашей партии, позволим им (тенденциям) взять верх над нами, это будет подобно установлению стены между партией и народом, мы оторвемся от своих корней, источника нашей жизни и силы”.
Си оказался настолько суров, что потребовал на банкетах подавать “Только 4 блюда и суп!”. Все дело в том, что в китайской традиции на торжественном обеде приносят десятки блюд, которые ставят по центру стола. Съесть все невозможно, многое остается на столе. Китайские чиновники привыкли, что на банкетах, проводившихся в 5-звездочных гостиницах, на стол подавали дорогие морепродукты, изысканные вина и сигареты, стоимостью десятки долларов за пачку. Теперь же все поняли, что новый председатель настроен решительно.
Антикоррупционная кампания нанесла удар по экономике! За первый год правления Си количество банкетов снизилось на 30%, продажи авиабилетов первого класса упали на 10%, продажи роскоши – на 20-30%. Снизились продажи любимой китайскими чиновниками водки “Маотай”, цена которой доходит до $600 за бутылку. Китайские сыщики, порой, даже приходят в дорогие рестораны проверить, в чей адрес и на какую сумму выписывают квитанции об оплате! По некоторым подсчетам, всего за 2013 год антикоррупционная кампания сэкономила для бюджета $40 млрд расходов правительственных ведомств и почти $156 млрд расходов бюджетных организаций!
Чиновники в Китае, конечно, прифигели. Новая фраза, популярная среди китайских бюрократов, звучит так: “Гуляй тихо, бери умеренно, плати по подставным именам!”.
Знакомый в Пекине, у которого ребенок учится в китайской школе, рассказывает: “Раньше в нашу школу деток чиновников привозили на БМВ “Х5”. Теперь больше никто так не рискует. Детишек привозят на простеньких “Фавусиках”.
О таких чиновниках агентство “Синьхуа” пишет так: “Позор двуличным бюрократам, которые публично призывают экономить, а сами ведут экстравагантный образ жизни!”
На этом председатель Си не успокоился. Он заявил, что в своей антикоррупционной кампании собирается бороться не только с “мухами” (мелкими и средними чиновниками), но и с “тиграми” (крупными чиновниками).
Про “тигров” Си не пошутил. Бывшего министра железных дорог Лю Чжицзюня приговорили к расстрелу с отсрочкой исполнения наказания. Уволили и дали пожизненный срок бывшему министру энергетики Лю Тенаню. Сняли с должности и посадили пожизненно бывшего секретаря парткома города Чунцин Бо Силая. В угледобывающей провинции Шаньси сняли с должности и возбудили уголовные дела сразу против 13 высших областных чиновников! Уволили и возбудили дело против бывшего главы Китайской национальной нефтегазовой корпорации (аналога нашей “Роснефти”) Цзян Цземиня. Завели дело на бывшего заместителя самого Си Цзиньпина в Центральном военном совете и бывшего члена Политбюро (!) Сюй Цайхоу. Но главное событие уходящего года – выгнали из партии и завели дело на бывшего главу китайских гебоидов Чжоу Юнкана! Такого размаха не ожидал никто.

Бывший глава китайских гебоидов Чжоу Юнкан не ожидал такого поворота!
Всего за время правления Си было “дисциплинировано” (китайский эвфемизм для антикоррупционного разбирательства) более 100 000 чиновников, при этом 31 000 чиновников были “серьезно дисциплинированы” (как правило, это означает исключение из партии и уголовное разбирательство). Посмотрите, какое количество чиновников было “дисциплинировано” в прошлом году:

График количества “дисциплинированных” чиновников за неисполнение “8 пунктов”
Вопреки распространенному в России мнению, что всех китайских коррупционеров в Китае расстреливают, это не совсем так. Хотя 73% китайских граждан достаточно кровожадные, чтобы поддержать высшую меру для коррупционеров, в последние годы китайских коррупционеров расстреливают не так часто, как хотелось бы. По закону, чиновника, незаконно обогатившегося на $16 000 долларов (на этом месте российские бюрократы заходятся в истерическом смехе), уже можно приговорить к расстрелу. На практике, с 1980 года в Китае расстреляли только 6 коррупционеров. Остальным дают “высшую меру” с отсрочкой, которую потом заменяют на пожизненное заключение.
После того, как борьба с коррупцией начала принимать неожиданный размах, некоторые аналитики забеспокоились, а не раскачает ли она лодку окончательно? Во-первых, антикоррупционная кампания Си как бы намекает, насколько прогнил режим. Во-вторых, китайские чиновники привыкли к безнаказанности и постепенному росту среднего размера взяток, который только за последнее десятилетие увеличился с $91 000 до $225 000, и остаются не очень довольны происходящим. Конечно, открыто выступить против политики Си никто не посмеет, но местные чиновники начинают придерживать одобрение проектов, что негативно сказывается на экономическом росте. А экономический рост и повышение уровня жизни китайских граждан – основная причина, по которой коммунисты у власти в стране с огромным числом внутренних социальных проблем.
Посты по теме:
О чем сказал и не сказал Председатель Си в новогоднюю ночь

Патриотическое воспитание

Когда Китай захватит Россию?
Догнать и перегнать Америку!

———————————————
Советую подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер
Одноклассники
___________________________
Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней — обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишетесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях

Китай

Борьба с коррупцией стала важной составляющей идеологии Коммунистической партии Китая (КПК) и одним из ключевых направлений работы правоохранительных органов. «Нулевая терпимость» к коррупционерам призвана укрепить общественную поддержку политики руководства страны и повысить эффективность экономики.

Ключевую роль в координации борьбы с коррупцией выполняет Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД), секретарем которой в настоящее время является член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ван Цишань. Один из заместителей секретаря ЦКПД традиционно возглавляет Министерство контроля и Государственное управление по предотвращению коррупции (ГУПК). ГУПК осуществляет мониторинг, организует инспекционную работу, участвует в подготовке соответствующих законопроектов, определяет меры, необходимые для противодействия коррупции, занимается вопросами пропаганды в этой сфере.

Законодательная база, которой руководствуются китайские правоохранительные органы в антикоррупционной деятельности, включает Уголовный кодекс, разъяснения Верховного народного суда, законы «Об административном контроле», «О недобросовестной конкуренции», «О борьбе с отмыванием денег», постановления Государственного совета (правительства) КНР и подведомственных ему органов.

Кроме того, так как коррупционные расследования правоохранительных органов, как правило, следуют за взысканиями по партийной линии, особое значение представляют внутрипартийные нормы и положения — «Правила КПК о дисциплинарных наказаниях», «Кодекс этичного поведения руководящих кадров КПК», «Правила ЦКПД о запрете извлечения противозаконной выгоды посредством злоупотреблений служебными полномочиями» и т.д.

Партийные организации центральных ведомств и региональных правительств следят за ознакомлением и выполнением своими членами соответствующих указаний. Важную роль в воспитательном процессе выполняют партийные школы.

После состоявшегося в ноябре 2012 г. 18-го съезда КПК дисциплинарные инструкции были дополнены. Центральной директивой стали «Восемь положений об улучшении стиля работы и поддержании тесных связей с массами», принятые Политбюро ЦК КПК в декабре 2012 г. Данный документ фактически обновил кодекс поведения партийцев. В ряде провинциальных парткомов на его основе были подготовлены свои нормативные документы, включившие дополнительные дисциплинарные меры.

С июня 2013 г. по сентябрь 2014 г. в Китае проводилась кампания по утверждению «линии масс», направленная на активизацию диалога между руководством партии и ее активом, партийными кадрами и населением. В значительной степени она основывалась на «восьми положениях». Упор был сделан на искоренении т.н. «четырех поветрий» — формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительства. По итогам кампании на несколько десятков тысяч членов партии были наложены дисциплинарные взыскания, закрыты сотни строительных проектов, произошло значительное сокращение парка служебных автомобилей, расходов на протокольные мероприятия и зарубежные поездки.

Антикоррупционная деятельность в Китае поставлена на плановую основу. В декабре 2013 г. ЦК КПК утвердил очередной пятилетний план по борьбе с коррупцией. Антикоррупционное воспитание обозначено в нем в качестве одного из главных элементов образовательных курсов для партийных кадров и государственных чиновников. Внимание акцентируется на знании законов, укреплении дисциплины, повышении моральных качеств и изучении типовых случаев коррупции.

Воспитание молодежи, будущих государственных служащих и партийных функционеров также осуществляется по линии комсомольских структур. Нормативной базой служат соответствующие циркуляры, поступающие из ЦК китайского комсомола. Занятия включают изучение марксистской идеологии, законодательства, базовой этики, традиционных китайских добродетелей.

Ряд просветительских программ, посвященных вопросам коррупции и ориентированных на воспитание высоконравственных качеств нового поколения граждан, был разработан для детей. Они были апробированы Министерством образования КНР в некоторых провинциях и крупных городах в форме семинаров, лекций, практикумов и дистанционного обучения.

Образовательные антикоррупционные программы в КНР также реализуются по линии общественных организаций, например, Всекитайской федерации женщин. Они ориентированы на противодействие коррупции через семью.

Коррупция власти

Определений коррупции много, однако, в международно-правовых документах ООН и Совета Европы: коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп . Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Кроме него, она включает непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Наиболее близко по социально-политическим и экономическим условиям и по укладу экономики представляется законодательство КНР, где в 1999 г. был принят новый Уголовный закон КНР. В нем дается понятие коррупции: Преступление коррупции означает, что государственные работники (с выгодой для себя) используют должностные полномочия, похищают, присваивают обманным путем или используют иные способы незаконного присвоения общественного имущества .

Китай переживает в последние два десятка лет, с начала экономических и социальных реформ предпринятых Дэн Сяопином, переходный период от коммунистического режима с плановой экономикой и тоталитарной политической системой к авторитарному государству с частным рынком, националистической идеологией и конфуцианской культурой. Неудивительно, что в политике Пекина сочетаются и марксистские догмы и рыночная прагматичность и конфуцианская мораль. В последнее время китайские руководители неоднократно заявляли, что самой опасной проблемой для дальнейшего развития Китая является рост коррупции во всех сферах жизни. Коррупция существует во всех странах и в каждой из них имеет свои специфические особенности, связанные с её социально-экономической системой, культурой и традициями. Хорошо известно, что там, где роль государства в управление экономикой высока, больше всего процветает коррупция. Вряд ли можно найти другую страну, где единство власти и собственности было бы столь значительно, как в Китае. Коррупция в Китае имеет глубокие традиционные корни. В древние времена, и это запечатлено в Книге песен , народ называл чиновников-грабителей большими крысами , отмечая их прожорливость и ненасытность. Известно, что крысы обладают способностью к быстрому размножению. Никакие крысоловки, никакие ядовитые отравы не сдерживают рост их популяции. Подобным же образом количество коррумпированных чиновников не уменьшается, а возрастает, несмотря на проводимые кампании, растут и их аппетиты.

Чиновничество всегда занимало особое положение в китайском обществе и пользовалось множеством привилегий. Считалось вполне допустимым, чтобы чиновник использовал какую-то часть государственных денег на собственные нужды, при этом её размер напрямую зависел от его ранга. В Китае закон никогда не имел главенствующей силы, традиционно его функции определялось сводом конфуцианских правил, регулирующих общественную и частную жизнь в стране. Чиновников, которым не удалось сохранить лицо , приговаривали к самым жестоким наказанием вплоть до смертной казни. До недавнего времени взяточников водили по ярмаркам с оскорбительным колпаком на голове, что для китайского чиновника было страшным наказанием. Традиции восточного общества в коммунистическом Китае мало изменились. Ведущую роль в качестве критериев для оценки деятельности партийных кадров продолжает играть личная преданность руководству. Стремительное развитие свободного рынка поставило перед государственной властью задачу адаптироваться к новой экономической реальности. С конца 80-х годов партийное руководство признало наличие проблемы коррупции и призвало активно преследовать коррупционеров. По неофициальным подсчетам, потери от коррупции в Китае за 1995-2000 годы составили до 150 миллиардов долларов — около 17% валового внутреннего продукта КНР. Китайское руководство для борьбы с коррупцией прибегает к самым различным мерам: от морального воспитания чиновников до длительных сроков тюремного заключения и публичной смертной казни. В течение последних пяти лети около ста тысяч человек были приговорены к различного рода наказаниям. Китайские власти пытаются списать причины порождающие коррупцию на что угодно, только не на существующую авторитарную систему. В Пекине действует горячая телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о злоупотреблениях служебным положением и аморальном поведении тех или иных кадровых работников. В Китае даже сняли фильм Роковое решение , в котором рассказывается о том, как мэр одного из китайских городов города борется с коррупционерами, с которыми связаны члены его собственной семьи, друзья и коллеги. Просмотр этого фильма был обязателен для всех партийных и правительственных чиновников. Как это всегда бывало на протяжении всей китайской истории, все беды, оказывается, происходят от падения морали чиновников. Руководство КПК недавно опубликовало список недопустимых поступков для членов партии. Среди возможных 178 грехов , которые совершают китайские коммунисты, наиболее предосудительными являются неверие в марксизм, общение с проститутками, взяточничество, азартные игры и содержание любовниц. Оказывается именно эти грехи в первую очередь способствуют коррупции среди высших эшелонов власти. Азартные игры связанны с прагматичным отношением китайцев к религии. Они обращаются к богам не столько с духовными запросами, а с просьбой принести им удачу . Время от времени китайские правители запрещали азартные игры, а во времена царства Мин наиболее неисправимым игрокам даже отрубали руки. Азартные игры в немалой степени определяют стиль жизни новых китайцев . Привыкшие ничему не удивляться, владельцы игорных залов в Лас-Вегасе были поражены огромными ставками китайских туристов . Они играют несколько дней подряд, не отходя от столов и ночью, проигрывая огромные деньги. Заместитель мэра Шаньяна проиграл 4 миллиона долларов общественных средств, а 50 сотрудников китайского строительного банка были обвинены в хищении и проматывании средств в Макао еще больших сумм. В декабре прошлого года правительство провело конференцию, посвященную азартным играм. Хотя на нее не допустили журналистов, сведения о ней просочились в прессу. В них сообщалось, что якобы было принято решение легализовать азартные игры в самом Китае, чтобы можно было лучше контролировать коррупционеров. Китайский экономический бум привел к возрождению традиции золотых канареек , которой более двух тысяч лет. Обзаведения любовницами восходит к династии Цин, В китайской империи любовницы всегда были символом статуса чиновника. В соответствии с конфуцианской моралью был разработан целый свод правил, касающихся отношений между мужчинами, их супругами и маленькими женами . Одним из них определялось, что мужчина должен встречаться со своей любовницей раз в пять дней. Придя к власти, коммунисты стремились искоренить этот буржуазный порок, несмотря на то, что председатель Мао в преклонном возрасте держал гарем. Сегодня любовницы стали непременным атрибутом для партийных функционеров, чиновников и бизнесменов. Так, Чжан Эрцзян — мэр одновременно двух городов – Даньцзина и Тяньмэня имел дружную и большую семью, он пользовался уважением у своих коллег и соседей. Но как оказалось, он подделывал экономическую статистику и брал взятки, чтобы содержать более 100 любовниц. В донжуанском списке чиновника были и представительницы Молодежной коммунистической лиги и Федерации женщин Китая и высокопоставленные сотрудницы госпредприятий и просто женщины легкого поведения. Власти не учли сложных проблем, стоявших перед любвеобильным мэром и приговорили его к расстрелу. Прокурор в провинции Хэнань недавно лишился своего поста и был исключен из коммунистической партии после того, как следователи заявили, что он растратил 2 миллиона долларов на красивую жизнь с семью любовницами. Недавно заместитель мэра города Цзинин в провинции Шаньдун, Ли Синь был приговорен к пожизненному заключению за взятки, за счет которых он содержал всего четырех любовниц в различных городах Китая. Ли осыпал своих дам дорогими подарками и покупал им дома Китайские власти избрали довольно оригинальные меры для борьбы с золотыми канарейками , совращающими партийных чиновников. Так мер Пекина изменил законы о браке, чтобы заставить мужчин, имеющих любовниц, платить штрафы и предоставлять разведенным женам больше прав при разводе. Власти Нанкина обязали чиновников докладывать о своих внебрачных связях. В Гуанчжоу руководство местного университета строго предупредило студенток не заводить романы с женатыми мужчинами. В провинции Хайнань принято решение исключать из партии тех, кто имеет любовниц или внебрачных детей. Китайцы мало верят, что законы, направленные против азартных игр и внебрачных отношений, могут серьезно повлиять на систему, где работа чиновника окружена завесой секретности. Как в любом авторитарном государстве, китайские руководители особенно болезненно относятся к появлению в средствах массовой информации сведений о коррупции в высших эшелонах власти. Время от времени в прессе появляется информация о скандалах, в которых замешаны не только видные провинциальные вожди, но и дети и другие члены семей китайских лидеров. Неудивительно, что подобные разоблачения рассматриваются властями, как раскрытие государственных секретов и журналисты и издания, которых их публикуют, подвергаются репрессиям. В конце прошлого года был освобожден из заключения журналист, приговоренный к шести годам тюремного заключения, опубликовавший в гонконгском журнале серию статей о видных коррупционерах в одной из приморских провинций. Его обвинили в раскрытие государственных секретов и подрывной деятельности. На этот раз секретные сведения заключались в том, что местный мэр использовал государственные средства для постройки 29 квартир для своих любовниц, а другой крупный чиновник потратил около 4 миллионов долларов в казино в Макао. Осужденный журналист был освобожден за год до окончания, назначенного ему срока за хорошее поведение . Однако, некоторые обозреватели считают, что его освобождение было своеобразным подарком президенту Бушу перед его визитом в Китай в ноябре прошлого года. Вполне возможно, что глава Белого дома занесет это гуманный жест Пекина в свой победный реестр успехов США в деле демократизации азиатских народов. Однако и в дальнейшем китайские правители в борьбе с любым злом будут больше полагаться на заветы Мао и мудреца Конфуция, чем на идеалы американской демократии.

Как загребают богатство коррумпированные партийные и административные чиновники?. Мне очень интересно привести забавную историю о бывшем министре здравоохранения Италии – он в 1993 году в самый разгар кампании по борьбе со взятками был арестован, и у него в доме были найдены в шкатулках, ящиках, пуфах, матрасах слитки, драгоценности, наличные. Они рассчитались с правосудием, покаялись с содеянном, очистили душу. Китайский варианты принципиально ни в чем не сознаются. Держатся до последнего, пока не почувствуют настоящую опасность. На протяжении столетий было известно, что в Китае дают взятки по любому поводу за каждым углом, в каждой провинции, в каждом округе, в каждом городе и в каждой деревне. Также известно, что даже маоистская этика не сумела изменить сердца партийной и государственной бюрократии и выкорчевать этот порок. И сегодня Дракон из кожи вон лезет, чтобы убедить своих сынов, что брать взятки нехорошо. Не проходит и дня, чтобы генеральный секретарь или председатель партии, премьер или вице-президент, глава следственного департамента партии не предупреждали: внимание, червь коррупции нас разрушает.

В номере журнала Дунсян (Dongxiang) появилось сообщение, что Постоянный комитет китайского политбюро рассмотрел законопроект относительно обнародования информации о семейных доходах, владении собственностью и фондами членов политической партии . Законопроект был представлен Комитетом центрального правительства по соблюдению дисциплины и Министерством наблюдения. Результаты голосования Постоянного комитета политбюро по этому законопроекту были такими: 4 — за, 2 — против и 3 — воздержавшихся. Поэтому этот пункт был отложен для рассмотрения уже в пятый раз. Почему партийные кадры так боятся обнародовать информацию о своих доходах, доходах своих родственников, собственности и фондах?

Во время правления Цзяна должностные лица партии были замешаны в хищениях, коррупции, взяточничестве и присвоении государственных денег. Это явление было чрезвычайно серьезным. Сам Цзян вместе с членами своей семьи и со многими его доверенными подчиненными был глубоко замешан в хищениях и коррупции. Например, один из очень близких подчиненных Цзяна, Цзя Цинлинь , председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая, был очень тесно связан с общеизвестным делом Юань Хуа (дело о контрабанде, в которое были вовлечены многие высокопоставленные китайские должностные лица). В то время, когда он был ответственным в провинции Фуцзянь , он присвоил 1,28 миллиарда юаней из местных правительственных фондов провинции Фуцзянь, фондов, которые, как предполагалось, должны были использоваться на финансирование строительства.

Чжоу Чжэнъи (самый богатый человек в Шанхае) и президент Гонконгского банка в Китае Лю Цзиньбао были задержаны, и было проведено расследование Центральным Комитетом. Эти случаи непосредственно связаны с борьбой за власть между фракциями в китайской верхушке, со многими бывшими и нынешними высокопоставленными должностными лицами в Шанхае, а также с нелегальными действиями старшего сына Цзяна, Цзян Мяньхэна . С 1994 года Цзян Мяньхэн приобрел много кампаний и скупил много земли. Он быстро стал королем телесвязи в Шанхае. Некоторое время он занимал пост заместителя декана Китайской Академии Наук. В последнее время сообщалось, что на острове Дали Цзян приобрел себе гигантский особняк. Говорят, что Цзян потратил свои собственные деньги для приобретения этого особняка, но китайское правительство предоставило ему субсидию в миллион долларов.

Автор статьи предполагает, что Цзян Цзэминь вместе с дочерью и сыновьями обладает огромными богатствами. Бывший президент Филиппин Маркос присвоил несколько сотен миллионов американских долларов во время своего правления. Китайская экономика, безусловно, гораздо более масштабна, чем филиппинская. Присвоение и растрата средств в Китае имеют позорную известность, так что не будет натяжкой предположить, что перевод Цзян Цзэминем фондов посредством хищения и коррупции, превзошел самого Маркоса.

Цзян всё ещё цепляется за свою власть и отказывается удалиться от дел. Возможно, одной из важных причин, объясняющих это, является то, что он вынужден полагаться на возможность использовать военную силу и влияние, чтобы защитить большие финансовые хищения из государственных фондов, осуществляемые членами его семьи. Очевидно, что при подобных обстоятельствах в Китае чрезвычайно трудно добиться введения мер, противодействующих хищению и коррупции.

Действительно, радоваться нечему. Коррупция в Китае настолько масштабная и разветвленная, что не подсчитать числа протестов и восстаний против государственных чиновников , которые – за обычную справку, за продажу недвижимости или за элементарное разрешение – набивают карманы, да так, что в результате способны удовлетворять самые причудливые свои капризы и желания. Не всегда взятки получают деньгами, хотя некий генерал пару лет назад хранил дома в холодильнике 4 млн долларов. Он получил их за то, что передал заказы от одних организаций другим. Но вариантов гораздо больше. На аукцион в столице провинции Аньхой в зал публичной библиотек пришли будущие покупатели и просто любопытствующие граждане: посмотрите, посмотрите, что делали некоторые господа из администрации и партийные чиновники, – они брали эти дорогие подарки в обмен на выполнение обязанностей, предусмотренных законом и должностью. Коррупция является самым разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития страны. Иногда говорят, что коррупция в небольших масштабах полезна для сокращения волокиты, что она является частью культуры данной страны. Возможно, что коррупция более, чем какая-либо другая форма межчеловеческого и политического взаимодействия связана с местной ситуацией, культурой и традициями. Однако теперь в обществе появилось более глубокое осознание опасностей коррупции, и терпимость по отношению к ней уменьшилась. Коррупция имеет тенденцию к размножению и превращению в монстра, которого оказываются неспособны обуздать даже те, кто его первоначально породил.Китай, к сожалению, стал не исключением, а, наоборот, ярким примером разрушительной силы коррупции. Этому служат многие причины, включая вышеназванные, а также несущие локальный характер. Для Поднебесной это является не веением моды, а годами сложившаяся система, которую очень непросто сломить.

В древние времена, и это запечатлено в Книге песен , народ называл чиновников-грабителей большими крысами , отмечая их прожорливость и ненасытность. Известно, что крысы обладают способностью к быстрому размножению. Никакие крысоловки, никакие ядовитые отравы не сдерживают рост их популяции. Подобным же образом количество коррумпированных чиновников не уменьшается, а возрастает, несмотря на проводимые кампании, растут и их аппетиты.

Политика открытости и реформ позволяет взяточникам и казнокрадам разнообразить формы ограбления государства и его граждан, укрывать наворованное в других странах. Но рано или поздно их настигает возмездие. Не все крупные тигры и большие крысы оказываются в силах спасти свои шкуры, и когда на скамью подсудимых попадает большой начальник, в народе начинают верить в то, что руководители страны не на словах, а на деле хотят покончить с коррупцией.

Руководители Китая открыто заявляют, что от успеха в борьбе с коррупцией зависит не просто судьба реформ, но и будущее всей страны. Эту мысль неустанно, чуть ли не ежедневно внушает своим читателям китайская печать, сообщая о раскрытии всевозможных преступлений, совершаемых чиновниками на разных уровнях, и призывая население к усилению бдительности и оказанию помощи правоохранительным и партийным органам в разоблачении правонарушителей.

Китай веками переживал нестабильность и шаткость, со временем это переросло в серьезную угрозу. Коррупция поражает Поднебесную изнутри, парализуя стабильное и успешное развитие, ставит под угрозу многие государственные рычаги, коррозия власти подрывает могущество Китая, в том числе и основу политической власти в стране, ее представители это не скрывают. Центральный комитет КПК к четвертому пленуму выпустил воззвание, в котором отмечалось, что борьба за выживание является делом жизни для коммунистической партии, у которой самый главный враг – коррупция. Если она победит, то коммунистический режим в Китае может прекратить свое существование.

Коррупция в руководящих органах Китая является одной из насущных проблем. Несмотря на то, что тысячи китайских чиновников-взяточников сидят в тюрьмах, а многих руководящих работников публично расстреливают, окончательно победить рукоблудство Китаю не удается.

За текущее время был составлен документ об опасности коррупции по распоряжению председателя КНР Ху Цзиньтао, который уже много раз предупреждал, что коррупция негативно сказывается на имидже КПК. Меры, которые Китай предпринимает для борьбы с коррупцией являются радикальными, руководители считают, что необходимы разъяснения политики по оздоровлению нравов.

По мнению партийного руководства Китая причиной процветания коррупции служат такие внутренние факторы, как отсутствие эффективного управления и моральное разложение, не забывая и воздействие других держав на положение страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью экономических реформ.

Коррупция в Китае носит самые различные формы, но, как правило, наиболее распространенными являются взяточничество и казнокрадство. За эти преступления подвергаются партийному и судебному разбирательству десятки тысяч чиновников. Многие из них исключаются из партии, приговариваются к тюремному заключению или даже смертной казни. Наиболее вопиющие случаи коррупции служат предметом разбирательства в Центральном Комитете КПК.

Суровые приговоры, выносимые высокопоставленным взяточникам, должны служить предупреждением для других чиновников, образумить их, заставить понять, что рано или поздно карающий меч правосудия падет на их головы. Но, похоже, уроки осужденных преступников не всем идут впрок.

Сейчас громкие коррупционные процессы в Китае следуют один за другим, причем их ход активно освещает вся партийная пресса. Например, в воскресенье к пожизненному заключению был приговорен 55-летний Чжан Шаоцан — глава энергетической госкомпании провинции Аньхуэй. Как установил суд, товарищ Чжан на своем посту получил взятки на сумму более $1 млн. Огромное внимание к процессу привлекло и то, что провинция Аньхуэй — малая родина председателя КНР Ху Цзиньтао.

Почти 1800 китайских чиновников признались, что брали взятки. Об этом сообщает ВВС со ссылкой на заявление Центрального комитета дисциплинарной инспекции Китая. Сумма взяток, в получении которых признались китайские чиновники, составляет около 10,2 миллиона долларов.

Как заключает ВВС, коррупционные скандалы в Китае связаны с желанием председателя КНР Ху Цзиньтао продемонстрировать свое намерение бороться со взяточничеством. Так, на прошлой неделе из компартии был исключен бывший секретарь шанхайского горкома КПК Чэнь Ляньюй. Он был снят с поста в сентябре прошлого года по обвинениям в причастности к скандалу с пенсиями.

В Китае традиционно считают, что общество должно управляться не только властью закона, но и нормами, правилами поведения, нравственными убеждениями, силой примера. Глубоко почитаемый всеми в Китае Конфуций призывал: Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты его .

Причины и последствия коррупции в Китае

2.2 Причины и последствия коррупции в Китае

Коррупция – поистине универсальное явление. Сегодня она стала одной из приоритетных тем обсуждения во всех странах мира. Какую страну ни возьми, борьба с коррупцией непременно является одним из пунктов политической программы практически каждой партии. Более того, коррупция неизменно на повестке дня заседаний правительств, парламентов, она постоянно обсуждается в средствах массовой информации, о ней много говорят политики, ученые, предприниматели и общественные деятели. Даже само упоминание о готовности побороть в стране коррупцию мигом поднимает рейтинг любого политика. В рассуждениях о нынешнем состоянии Китая масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной китайской прессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности «Поднебесной»; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Китай может быть причислена к числу коррумпированных государств. Коррупция , ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Китай переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе – негативным. Неудивительно, что данная страна также подходит под свод основных причин, порождающих коррупцию. Большинство специалистов сходится на том, что основными причинами высокой коррупции является несовершенство политических институтов Китая, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания.

Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

1. Двусмысленные законы.

2. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой

3. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

4. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Выдвигались и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

10. низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

11. государственное регулирование экономики;

12. зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

13. оторванность бюрократической элиты от народа;

14. экономическая нестабильность, инфляция;

15. этническая неоднородность населения;

16. низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

17. неанглосаксонская система права;

18. религиозная традиция;

19. Невозможность всеохватывающего контроля (надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров).

20. культура страны в целом.

Говоря о культуре страны, что накануне ежегодной сессии высшего собрания законодательства страны: Всекитайкого собрания народных представителей страны (ВСНП), лидеры КНР провели чистку всех уровней власти и пришли выводу, что проблема лежит в глубоких исторических корнях: Существует такое понятие как «красный конверт для чиновников», в котором может лежать как небольшая, символическая сумма денег, так и чеки на огромные суммы, а ведь эта традиция стара как мир. Историки говорят, что в императорском Китае получившие назначение в богатую провинцию чиновники жалованья не получали. Они могли обеспечить себя, выполняя волю императора, вымогательство было нормой, обычно они получали взятку в красных мешочках, Поднебесная изменилась, но место традиции осталось, нынешние чиновники до сих пор получают «красные мешочки» (позже превратились в конверты) в знак благодарности от лиц, которым оказали услуги. Простые китайцы хотят, чтобы многовековая традиция «хуанбао» сохранилась только раздаче конвертов с мелкими купюрами детям во время празднования китайского Нового года по лунному календарю.

На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет.

Китайские эксперты признают тот факт, что главные причины коррупции имеют структурный характер и вырастают из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе из-за несовпадения интересов центральной и местной власти, из-за наличия у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления. Профессор экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс, который руководит Азиатским центром в университете выделяет основную причину коррупции: «В сегодняшнем Китае процветанию коррупции способствуют остатки прежней командно-административной системы. Там все еще многое зависит от решений местного, среднего и высшего звена руководства. Эта система позволяет чиновникам говорить «да» или «нет» при решении массы вопросов и брать при этом взятки за положительное решение».

Существуют тысячи причин, влекущих за собой взяточничество и продажность должностных лиц: зависимость и неэффективность судебной системы, непрозрачность финансовых институтов, безнаказанность коррумпированных государственных чиновников, и, конечно, излюбленный и зачастую предвзятый односторонний подход западных аналитиков к объяснению коррупции как результату недемократичности государственной системы. Например, всемирная коалиция по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» подчеркивает, что наименее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки, а развивающиеся страны коррумпированы. Но есть и другая точка зрения. «Архитектор китайских реформ» Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее развитие страны, отмечал, что «Китай переживает процесс, когда требуется сосредоточить все внимание на экономическом развитии. Если мы бросимся в погоню за формальной стороной демократии, то в результате не только не осуществим реальную демократию, но не добьемся и экономического подъема. Это приведет лишь к беспорядкам в стране и деморализует людей». Также трудно не согласиться с французским просветителем Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как «известно уже по опыту веков, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Действительно, весь исторический опыт подтверждает, что причины коррупции кроются в большей степени не в изъянах политических систем, а прежде всего в человеческой природе. Поэтому главный упор в борьбе с коррупцией должен быть направлен на формирование человека с высокими моральными и нравственными критериями. В ином случае критика коррупции в бедных странах со стороны богатых государств будет оставаться малоубедительной до тех пор, пока их финансовые институты не прекратят пользоваться богатствами, украденными у беднейших народов планеты, а мировые финансовые центры предоставлять коррумпированным чиновникам возможность переводить, скрывать и инвестировать свои богатства, нажитые незаконным путем. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

По мнению партийного руководства Китая причиной процветания коррупции служат такие внутренние факторы, как отсутствие эффективного управления и моральное разложение, не забывая и воздействие других держав на положение страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью экономических реформ.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни, и ниже описанные негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются в Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют развитию и процветанию.

Экономические последствия:

1. Расширилась теневая экономика, это привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушены конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

4. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель.

5. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия:

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы. По данным китайских источников, за последние 5 лет 140660 государственных чиновников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 миллионов долларов.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Китай признан страной, числящей наибольшее количество миллионеров, множество из них занимают высокие посты в правительстве. Население КНР жалуется на разницу в благосостоянии простых людей и чиновников, которые носят золотые часы, ездят в дорогих машинах и устраивают своих родственников на престижную работу.

3. Дискредитировалось право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании сформировалось представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания дене.

5. Увеличилась социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Политические последствия:

1. В свое время произошло смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок, что привело к экономическому коллапсу, утечку огромных денежных средств.

2. Уменьшилось доверие к коммунистической партии, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставя под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции, отток инвестиций, в которых Китай особенно нуждается ввиду новой экономической политики, роста международных предприятий.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях коммунизма, особенно это прослеживается среди молодежи. Увеличивается риск крушения нарождающейся полити на волне борьбы с коррупцией.

Регулярно публикуются новые документы Центральной дисциплинарно-контрольной комиссии и ЦК КПК о принятии строгих мер в отношении руководящих партийных и государственных работников, нарушивших устав партии и законы государства. И почти каждый раз перечисляются те виды правонарушений, которые совершаются злоумышленниками, занимающими важные посты в партийно-государственном аппарате и в хозяйственных органах. Фразы об огромной опасности, которую представляет коррупция, переходят почти дословно из одного решения в другое, что заставляет думать о малой эффективности принимаемых постановлений, об их слабом воздействии на сокращение масштабов коррупции.

Информация о работе «Явление коррупции в Китае» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 117639
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

147108 2 8

… же социально-экономической системе. Множественные равновесия являются естественным явлением в равновесных экономических моделях и моделях экономических игр. Тем не менее ввиду автономности моделей коррупции как направления социально-экономического моделирования, изучение таких наблюдаемых на практике явлений требует специального объяснения. Актуальность этого направ­ления определяется тем, что в …

29007 0 0

… пресса и программы центрального телевидения, представляется весьма сомнительным. В таком случае остается признать, что коррупция в КНР далеко не всегда уголовно наказуема. Как уже отмечалось ранее, менее 10 процентов партийных функционеров, наказываемых за разложение-коррупцию, привлекаются к уголовной ответственности. В данной ситуации приходится констатировать, что в стране существуют как бы …

20659 0 0

… , проиграли, и это делало перспективу внутренней смуты почти неизбежной. 3. Минский Китай и внешний мир Первая половина правления минской династии была отмечена энергичной внешней политикой, свидетельствовавшей о том, что китайская держава стремится утвердить себя как истинный центр мировой цивилизации, не ограничиваясь той ее частью, которая традиционно была объектом китайской экспансии. …

174460 0 0

… время Китай и Россия еще находятся в процессе преобразований, перед ними стоит общая задача углубления реформ и развития экономики. Обе страны являются постоянными членами СБ ООН и мировыми державами. Вместе с этим мы должны прилагать целенаправленные усилия для дальнейшего развития китайско-российских отношений. Следует развивать сотрудничество в экономической и технической сфере. Здесь Китаю и …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *