Безвозмездный договор по 44 ФЗ

  • автор:

В чем разница между договором и контрактом

Договор или контракт? Что заключать?

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) реализуется на практике вот уже почти год.

Несмотря на это, вопрос о правильности названия соглашений, которые заключаются заказчиком с его контрагентами в рамках Закона о контрактной системе, до сих пор остается актуальной дискуссионной темой, относительно которой исследователи продолжают спорить.

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев Закон о контрактной системе использует формулировку «контракт».

Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными.

Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не так все просто, как выглядит на первый взгляд.

Во-первых, Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту.

Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Так, в частности согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, Закон о контрактной системе использует понятия контракт и договор как равнозначные, как синонимы.

И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более, что в самом Законе №44-ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких – договор.

Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.) понимает контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор.

Как определено гражданским кодексом РФ (ч.1 ст.420), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты.

Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц – этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ).

В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка.

Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений: для сделок допускается 1 волеизъявление и такая сделка будет считаться односторонней (ч.2 ст.154 ГК РФ). Тогда как для любого договора, в том числе одностороннего договора, необходимо наличие нескольких волеизъявлений – как минимум двух сторон, участвующих в заключении договора.

Договор – это всегда соглашение нескольких лиц (ч.1 ст.420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором.

Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение наличие количество волеизъявлений сторон.

Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий.

Как указывалось выше, Закон о контрактной системе использует их как равнозначные.

Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются её особенность, исключительный характер.

Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития РФ от 30.09.2014г. №Д28и-1889.

Согласно данных разъяснений, «в соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения по всем вида закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение действующее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают государственные контракты.».

Таким образом, на основании разъяснений уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы органа исполнительной власти можно делать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения с победителем (контракт или договор) зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий.

Вышеуказанные разъяснения подтверждают по сути тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Данные разъяснений дают однозначный ответ на часто задаваемый вопрос о том, что именно: договор или контракт должны заключаться при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица – гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 000 рублей?

Учитывая вышеизложенное, ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением.

При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, или не являющимся.

Согласно пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.

Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 4 статьи 23 ГК РФ).

Следовательно, если участник закупки является физическим лицом и для выполнения контракта вынужден будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения в случае, если он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например, при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, вышеизложенное позволяет придти к следующим выводам:

  1. Договор и контракт по своей сути являются разным формами одного правого института – соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей.
  2. Действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт».
  3. Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы.
  4. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом на регулирование контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.
  5. При этом форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее – его организационно правовой формой.

Обоснование

Согласно позиции суда цена контракта в размере 0 руб. характеризует его как безвозмездный и не соответствует целям и задачам проведения закупки, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель (п. 5 Обзора практики применения положений главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Указание такого условия в любом договоре делает его безвозмездным, что необходимо иметь в виду, учитывая действующие запреты и ограничения, например, запрет дарения между коммерсантами, установленный п. 4 ст. 575 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2016 N Ф05-10194/2016 по делу N А40-180322/15-147-1483, п. 5 Обзора судебной практики Арбитражного суда Московского округа Обзор практики применения положений главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Однако данное постановление было отменено Определением Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 305-КГ16-15387 по делу N А40-180322/2015, в котором суд указал, что указание в котировочной заявке обществом на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом закупки, не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, а также не является основанием для отклонения котировочной комиссией такой заявки….

Таким образом, полагаем, что заключить безвозмездный государственный контракт на оказание услуг, т.е. с ценой контракта 0,00 рублей можно, так как Закон N 44-ФЗ этого не запрещает.

Однако следует учесть, что, начиная с 1 июля 2018 года при проведении электронного запроса котировок действует правило о недопустимости подачи заявки с нулевой ценой. В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику запроса котировок, если она не содержит предложение о цене контракта либо содержит предложение о цене контракта, превышающей НМЦК или равной нулю.

Практика по данному вопросу:

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1, 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 N 4449/03 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Новгородского УФАС России от 04.10.2018 Нарушение: ч. 3 ст. 53, ч. 1 и 5 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) были внесены изменения, вступающие в силу с января 2020 года. В частности, в ст. 3 Закона N 44-ФЗ введено новое понятие — «контракт».
Необходимо ли вносить изменения в отработанные бюджетным учреждением договоры, оплата по которым происходит из средств бюджетных субсидий согласно п. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, и менять в договорах термин «договор» на термин «контракт»? Если да, то будет ли правомерным такой вариант формулировки преамбулы договора: «именуемые вместе «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий Контракт (далее — Контракт, Договор) о нижеследующем…» и далее по тексту — с формулировкой «договор»?

21 февраля 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любой контракт, заключенный в законодательстве о контрактной системе, является гражданско-правовым договором, который именуется «контракт» только в этом законодательстве исключительно для удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт — это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Категории «государственные контракты» и «муниципальные контракты» входят в более широкую категорию контрактов, определение которым дано в п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, внесенным в этот Закон с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ. Согласно этой норме контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Субъекты, являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, перечислены в п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения и унитарные предприятия среди них не названы и именуются просто заказчиками (п. 7 той же статьи).
То есть фактически для целей Закона N 44-ФЗ понятие «контракт» является синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ», «государственный» или «муниципальный» — если он заключается государственным или муниципальным заказчиком, и «(просто) контракт» — если он заключается заказчиком, который не относится к государственным или муниципальным.
Вместе с тем каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта, именно «государственный контракт», «муниципальный контракт», «контракт» договором, Закон N 44-ФЗ не содержит.
В этой связи заметим, что во второй части Гражданского кодекса РФ изначально выделялись государственные и муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (параграф 4 главы 30 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ) как виды гражданско-правовых договоров купли-продажи и подряда соответственно (п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525, п. 2 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ). Фактически квалифицирующим признаком их выделения является выступление в качестве одной из сторон — покупателя или заказчика — государственного или муниципального заказчика (ст. 526, п. 2 ст. 763 и ст. 764 ГК РФ). В п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ понятие «государственный, муниципальный контракт» фактически расширяется по сравнению со значением, употребляемым в Гражданском кодексе РФ, в отношении всех договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Понятие же «контракт» включает в себя все договоры, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При этом из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть с точки зрения права имеет значение не наименование документа («договор» или «контракт») и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.
Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и к нему будут применяться нормы параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, поскольку бюджетное учреждение или унитарное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор — «договором» или «контрактом», к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ (смотрите также разъяснения в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, выделение контракта из числа прочих гражданско-правовых договоров является чисто терминологическим и вводится в Законе N 44-ФЗ в целях удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

У КОГО БЕРУ – ТОМУ И ПЛАЧУ

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР С РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.

ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЮТ СОБСТВЕННИКИ

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов. То есть общее собрание считается правомочным принимать решения, в случае если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.

При этом решение по вопросу считается принятым, если «за» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Копия Протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы Протокола и решений инициатор собрания обязан предоставить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.

Заключения Договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения Договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и Протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо также учесть, что переход на прямой Договор влечет за собой изменение Договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец Протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЕТ РЕСУРСНИК

Ресурсник вправе отказаться от Договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в том случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть Договор. При прекращении действия Договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме.

Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой Договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЯМЫХ РАСЧЕТОВ

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

— снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов;

— если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника; на остальных услугах и платежах это не скажется;

— при задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.

Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УК ПРИ ПЕРЕХОДЕ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ

31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.

Постановление №897-ПП выполняет следующие задачи:

— утверждает форму типового Договора между УК и РСО;

— регулирует сроки и состав информации, которую УК должна передать в РСО после заключения прямого Договора;

— уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учета между УК и РСО;

— прописывает правила приема жалоб на качество коммунальных услуг и требований перерасчета платы при некачественных услугах;

— фиксирует правила взаимоотношений УК с Регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого Договора (что актуально после новой мусорной реформы);

— вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей коммунальных услуг;

— вводит запрет на размещение рекламы на платежных документах.

ЗА ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ

Из основного – управляющая организация по-прежнему в ответе за содержание всех внутридомовых сетей. Также УК всегда отвечает за прием жалоб от жителей и качество коммунальных услуг.

Но теперь, поскольку при прямых договорах с РСО услуги жильцам поставляются напрямую ресурсоснабжающими организациями, у этих организаций должны быть все данные о собственниках и принадлежащих им помещениях. Что возлагает на ЖЭКи ответственность за передачу РСО внушительного объема такой информации, а также за ее своевременную актуализацию.

Помимо этого, управляющая организация при прямом Договоре собственников с поставщиками коммунальных ресурсов должна:

— заключать договоры на приобретение ресурсов на содержание общедомового имущества (то есть на все общедомовые и нежилые помещения: чердаки, подвалы, подъезды и др.);

— проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;

— принимать жалобы потребителей на качество коммунальных услуг, а также организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причиненный имуществу и/или здоровью жителей дома ненадлежащим качеством услуг;

— контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;

— установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОДПУ) в течение трех месяцев с момента, когда собственники на общем собрании приняли решение включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ РСО ВПРАВЕ ПЕРЕДАТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирника без сотрудника УК попасть довольно сложно.

Однако теперь по соглашению ресурсник может уполномочить управляющую организацию ограничить или приостановить подачу ресурса должникам. Для этого между УК и РСО заключается соглашение.

Какие еще права может передать ресурсник управляющей компании:

— снимать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже одного раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ №354);

— проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ №354).

При этом все это РСО и Регоператор не могут сделать в одностороннем порядке. Для этого также требуются соответствующие соглашения.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если часть обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой Договор, была передана УК, то ресурсник/Регоператор обязан сообщить об этом потребителям. Для этого на информационных стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в офисах РСО должна быть размещена соответствующая информация.

КУДА ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ: В УК ИЛИ РСО?

В обязанностях управляющих организаций при переходе собственников на прямые договоры появилось требование по передаче в РСО показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. После заключения прямого Договора жильцы должны предоставлять показания счетчиков исполнителю коммунальных услуг, то есть РСО.

Однако многие граждане по старинке пересылают информацию в свою УК. Если так произошло, то есть собственники/наниматели жилых помещений в доме передали показания счетчиков воды или электроэнергии в УК, она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца.

В такие же сроки УК обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учета ресурсов, если таковой установлен в доме. Снимать такие показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Весь порядок предоставления данных должен быть закреплен в Договоре между УК и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома. Ресурсник также обязан извещать УК об актуальных показаниях счетчиков. Обязанность такого взаимообмена, прописанная в данном Постановлении, поможет избежать ошибок в начислениях. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УК в свою очередь сможет контролировать расчет платы за эту услугу.

КАК И КАКИЕ ДАННЫЕ О СОБСТВЕННИКАХ УК БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ РСО

При заключении прямого Договора на поставку коммунальных ресурсов между собственниками помещений и РСО управляющая домом организация перестает быть исполнителем коммунальных услуг. Такой статус по прямому Договору получает РСО.

При этом ей необходимо получить от управляющей организации персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений для начислений и выставления платежных документов. Эти данные ЖЭК должен передать, причем не спрашивая согласия жителя.

Состав сведений, которые УК должна передать новому исполнителю коммунальных услуг, до ПП РФ №897 определялся в соответствии с п. 69 ПП №354. В данном пункте перечислен состав информации, которую исполнитель услуг обязан указывать в платежных документах.

Информация о собственниках содержит: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, реквизиты удостоверяющего личность документа, телефон и адрес электронной почты, если собственник или наниматель является физическим лицом; наименование, место госрегистрации и контактный телефон собственника, если он является юридическим лицом.

Информация о жилых помещениях в МКД содержит: адрес, площадь и количество проживающих по каждому из таких помещений, площадь общего имущества, а также реквизиты документов, удостоверяющих право собственности на помещения с предоставлением их копий при наличии.

Информация о приборах учета содержит: дату и место установки, сроки поверки, дату опломбирования, показания таких приборов учета за последние 12 месяцев.

Также в распоряжении ресурсника и Регоператора должна быть следующая информация:

— о наличии/отсутствии технической возможности установить ИПУ с приложением актов обследования;

— о субсидиях на оплату коммунальных услуг в отношении собственника или пользователя жилым помещением;

— о помещениях, где введено ограничение или приостановлена поставка коммунальных ресурсов, и об устранении причин для применения таких мер на дату передачи информации;

— о перерасчетах за последние 12 месяцев с предоставлением копий документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Аналогичный перечень информации при прямом Договоре управляющая организация должна передать Регоператору по обращению с ТКО.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ И ОШИБКИ

В Постановлении №897 и новых добавленных пунктах Постановления №354 теперь прописана ответственность ЖЭКа за непередачу сведений в РСО или ошибки в них.

Все данные, необходимые для расчетов и взимания платежей, УК должна передать не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Эта дата, как правило, указывается в Протоколе общего собрания собственников, на котором участники приняли решение о переходе на прямой Договор.

Передать информацию УК обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя правления ТСЖ/ЖК.

В ПП РФ №354 появилось примечание о том, что УК будет отвечать за ошибки, которые содержатся в переданной РСО информации или за непредоставление всех или части сведений в соответствии с п. 6 ПП РФ №354 (пп. «б» п. 1 ПП РФ №897).

ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно п. 155(1) ПП РФ №354, исполнитель коммунальных услуг уплачивает штраф потребителю, если последний докажет, что ему необоснованно увеличили плату за коммунальные услуги.

Если к такой ситуации приведут ошибки в переданных в РСО управляющей организацией данных, то именно ЖЭК будет возмещать поставщику ресурсов убытки, связанные с уплатой штрафа. Такие же санкции в отношении УК будут применены, в случае если она не передаст необходимые для расчетов сведения или передаст их не в полном объеме.

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Зачем заключать прямой Договор, если у собственников нет претензий к УК?

Заключение прямого Договора с поставщиком коммунальной услуги – это право, а не обязанность.

Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой Договор необязательно.

Как быть, когда УК препятствует заключению прямого Договора?

У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса, имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником?

Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом.

Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации. В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)?

Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.

Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду?

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома, – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги?

Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа – это 50% от выставленной суммы за ресурс.

Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?

Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил №354. Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.

Что такое рамочный договор? Это понятие закрепилось в гражданском законодательстве РФ в 2015 г. До этого времени документ использовался в сфере экономических правоотношений в виде организационного соглашения, определяющего общие положения и условия предстоящего контракта. В статье мы поговорим об особенностях применения такого соглашения в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое рамочный договор?

В Гражданском законодательстве есть указание на особую форму соглашений – договоры с открытыми условиями (ст. 429.1 ГК РФ). Стороны до начала работ обговаривают возможные общие условия исполнения обязательств. В таком документе не указывается цена, объект поставки. Ключевым моментом документа является необходимость определить права и обязанности участников сотрудничества. Это и есть рамочный договор (РД). В профессиональной среде прижился термин «рамочник».

Когда у заказчика появляется возможность приобрести товары, работы или услуги, к рамочному договору готовят дополнительный документ – спецификацию (одну или несколько). Также это могут быть отдельные соглашения, заявки, письма. Цена контракта складывается из сумм всех спецификаций.

Приведем пример, когда между заказчиком и организацией заключен РД на поставку определенной группы товаров. Данная группа состоит из нескольких наименований, различающихся между собой. Заказчик затрудняется сразу установить, в какой момент ему понадобится товар, какого наименования и в каком количестве. В этом случае в рамочном договоре стороны отмечают, что при необходимости заказчик отправляет исполнителю заявку с указанием конкретного наименования, цены и объема.

Существенные условия поставки согласуются сторонами не в самом тексте соглашения, а позднее — в дополнительных документах. Этот пример показывает, что такое РД простыми словами, и как стороны взаимодействуют друг с другом.

Если стороны не урегулировали какие-то обязательства в первоначальных документах, то к этим обязательствам будут применяться общепринятые законодательные нормативы. Об этом говорится в ГК РФ.

«Рамочники» бывают на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Область деятельности по таким соглашениям широка: это и организация сотрудничества, и закупка энергоресурсов, и периодическое обслуживание (помещений, сооружений и др.) заказчика.

Несмотря на то, что документ имеет общий вид, в нем обязательно указываются определенные требования:

  • предмет, в отношении которого планируется исполнение обязательств;
  • правила, особенности и порядок взаимного сотрудничества (осуществление заказа, отгрузки, сдачи-приемки);
  • неизменные условия по каждому финансово-хозяйственному действию (оплата каждой поставки, ответственность сторон за просрочку обязательств).

По форме – это простой письменный договор, не требующий государственной регистрации.

Рамочным называется соглашение, в котором определяются возможности и обязанности сторон, основные правила проведения неоднократно повторяющихся процедур (отгрузка, оплата) и есть возможность конкретизации других положений о сотрудничестве заказчика и исполнителя. Касается это и срока: гражданское законодательство не ограничивает периодичность действия такого контракта (п.4 ст.421 ГК РФ). Если сроки все же необходимо уточнить, то целесообразно воспользоваться локальными контрактными положениями.

Когда используется?

Заблаговременно обсудить условия — это важная часть сделки. Если стороны уже определились по некоторым позициям, но не пришли к общему знаменателю по цене или объемам поставки, то рекомендуется фиксация достигнутых соглашений. Что такое рамочный договор на оказание услуг или поставку продукции? Это базовые договоренности сторон, подтвержденные основные положения сделки и открытые условия для будущих взаимоотношений. Правильным решением будет заключать его как на этапе первоначальной организации, так и на этапе пролонгации обязательств.

На практике это происходит следующим образом. Вы обговорили с заказчиком ключевые условия дальнейшей работы. В ходе исполнения обязательств ряд операций периодически повторяется. Логичным будет однократно заключить соглашение с последующей конкретизацией обязательств по каждой поставке. Это сократит и время, и расходы сторон. У заказчика пропадает необходимость искать поставщика, проверять его благонадежность и качество продукции, проведения закупки. Долгие переговоры становятся не нужны, работа идет быстро, отлажено и без перебоев. В этом и есть главное отличие рамочного договора от обычного: условия работы обсуждены, документы подписаны и распространяются на все последующие сделки. Сторонам больше не нужно многократно встречаться и подтверждать или опровергать установленные требования и положения контракта.

Отличие рамочного договора от иных договоров

Для каждого типа договоренностей характерны свои особенные признаки. Основным отличием «рамочника» , например, от абонентского соглашения является следующее:

  1. Не нужно конкретизировать предмет исполнения обязательств. Условия остаются открытыми, предмет не детализируется. А вот для опционов и предварительных документов конкретика в предметной части строго обязательна (п.3 ст.429, п.4 ст. 429.2 ГК РФ).
  2. Стороны могут не платить за возможность проведения некоторых сделок по условиям общего соглашения. В отличие от РД, опцион предоставляется после его оплаты. По условиям абонентских договоров, заказчик должен перечислять условную сумму в любом случае, и даже тогда, когда отсутствовал факт выполнения работы или оказания услуги (п.1 ст.429.2, п.2 ст.429.4 ГК РФ).

Сроки действия

В законе нет упоминания по времени действия «рамочника». Нужно понимать, что стороны, договариваясь заблаговременно о работах, представляют, сколько времени требуется на выполнение конкретных обязательств. Поэтому вопрос стороны урегулируют на свое усмотрение и вносят в договор необходимые им сроки. Если срок истек, а работы не закончены, договор можно продлить по соглашению сторон.

В случае, если стороны не указали в документе срок его действия, то к нему будут применяться нормы ГК РФ. Однако в настоящее время судебная практика по вопросам сроков и условий в РД практически отсутствует. Это объясняется тем, что понятие рамочного договора было внесено в гражданское законодательство относительно недавно.

Как применяется в закупках по 44-ФЗ?

Согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ цена контракта является твердой и неизменной величиной и указывается на весь срок исполнения обязательств.

В ч.18 ст.34, пп. «б» п.1 ч.1 ст. 95 44-ФЗ говорится , что количество и объем ТРУ являются существенными неизменными условиями. Их изменение допустимо только в пределах 10% по правилам, установленным в ст.95 44-ФЗ, а также в пределах разницы между ценой победителя и НМЦК в случае указанном в ч.18 ст.34 44-ФЗ.

В п.2 ст.42 44-ФЗ упоминается о специальном правиле, которое можно применять в некоторых контрактах, когда невозможно установить объем работ либо услуг. Это следующие категории контрактов:

  • работы по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования;
  • услуги связи, юридические, медицинские, образовательные, общественного питания, переводчика, грузоперевозок, гостиничных, по проведению оценки.

В таких договорах допускается указание в извещении цены запчастей, цены за единицу услуги или работы и условия об оплате за фактически выполненные обязательства. А также возможно включение в закупочную документацию графика выполнения работ.

Несмотря на всю кажущуюся сложность темы, ее можно изложить вкратце простыми словами. Мы выяснили, что 44-ФЗ требует обязательного указания в договоре цены, количества и объема ТРУ. Однако в некоторых случаях объем и количество могут определяться в ходе исполнения обязательств заявками заказчика.

Если срок договора закончился, а обязательства выполнены не в полной мере, стороны вправе расторгнуть контракт или засчитать фактически выполненные работы.

Заключается ли в рамках 223-ФЗ?

Вопрос неоднозначный, и многие специалисты спорят на эту тему.

  1. Некоторые придерживаются точки зрения, что заключать такое соглашение в рамках конкурентных процедур по 223-ФЗ невозможно. Они объясняют это тем, что в извещении по корпоративной процедуре обязательно нужно указывать предмет, цену, объемы поставки согласно ч.9, 10 ст.4 223-ФЗ. Если данные сведения не внести в документацию, то это будет нарушением законодательства и приведет к штрафам со стороны контролирующих ведомств. В качестве доказательства приводятся Решение ФАС РФ № 223ФЗ-656/18 от 05.09.2018 г., Постановление ФАС РФ по делу № 223ФЗ-615/17/АК084-18 от 15.05.2018 г.

В закупках у единственного поставщика по 223-ФЗ дело обстоит иначе. В этом случае заказчик может первоначально не указывать предмет, цену и объемы обязательств, т.е. организация вправе заключить РД с единственным поставщиком (ч.5 ст.4 223-ФЗ). Верным решением будет отметить это в локальном Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.4.1 223-ФЗ, если стоимость товаров, работ, услуг более 100 тыс. руб. — для обычных и 500 тыс. руб. — для крупных заказчиков, и заказчик не разместил информацию о заключении контракта в ЕИС, то необходимо опубликовать ее в реестре договоров ЕИС. Это правило касается всех дополнительных или отдельных соглашений, заключенных в рамках исполнения первоначального. Прописать данный порядок в положении о закупке остается за заказчиком.

  1. Другие специалисты придерживаются иной точки зрения. Они говорят, что законодательством не установлен запрет и рамочный договор по 223-ФЗ можно заключать при соблюдении определенных условий в отношении долгосрочного сотрудничества с исполнителями.

Если требуется осуществить ряд самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет выходить за пределы обозначенного лимита, заказчик может заключить РД с конкретным поставщиком. Впоследствии каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в процессе которых стороны могут изменяться существенные условия сделки:

  • Цены товаров, работ и услуг;
  • Количество закупаемых единиц;
  • Условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Исполнить рамочный договор в рамках 223-ФЗ будет возможно путем составления отдельных соглашений или подачи заявок по определенному предмету закупки.

  1. Также вопрос использования рамочных договоров в закупках по 223-ФЗ рассмотрен в Письме Минфина РФ от 5 мая 2015 г. № 02-02-08/25835 об обращении заказчика, осуществляющего закупки на основании счетов поставщика.

Ведомство определяет рамочное соглашение как организацию взаимоотношений сторон, их права и обязанности, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которое заключается по итогам конкурентных или неконкурентных процедур. Минфин считает, что заключать рамочные договоры по 223-ФЗ возможно, и информацию о них надлежит размещать в реестре договоров.

Закупки по 223-ФЗ совершаются согласно Положению о закупке (ч.1 ст.2 223-ФЗ), в котором прописываются требования к исполнению обязательств. Таким образом, внесение сведений о рамочном договоре, заключенном путем составления счета в реестр регулируется Положением о закупке.

Правила ведения реестра договоров утверждены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 31.10.2014 г. В данных правилах содержится перечень информации и документов о закупках, которые следует вносить в реестр. В п.2 Правил говорится, что в реестр включается дата заключения договора. Минфин отмечает, что такой датой может быть дата составления или заключения счета.

Включение сведений о результатах исполнения обязательств определено п.33 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.12.2014 № 173н.

Согласно п.2 Правил заказчик вносит в реестр копии рамочного договора и копии счета, в случае если информация о таком договоре подлежит включению в реестр.

Как видно из примеров, единого мнения о правомерности использования рамочного договора по 223-ФЗ в законодательстве нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *