Аудит 47

  • автор:

Н. Афанасьева
Разделы: Аудит

В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001 №119-ФЗ (Закон) аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности установлены в статье 9 Закона и представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудита подразделяются на:
— федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
— внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц и утверждаются Правительством РФ.
Действующие в настоящее время федеральные правила аудита утверждены Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Рассмотрим первые 5 правил.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Правило устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами:
— независимость;
— честность;
— объективность;
— профессиональная компетентность и добросовестность;
— конфиденциальность;
— профессиональное поведение.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление отчетности несет руководство аудируемого лица.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА
Правило устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
Правило устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица.
Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита, которая в свою очередь определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 4. СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ
Правило устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.
Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними.
Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 5. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Правило устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур по существу аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.

Аудиторы могут оказывать различные виды услуг, которые необязательно связаны с составлением официального аудиторского заключения. В теории их часть объединяют в системы и называют видами аудита.

Рассмотрим классификацию видов аудита.

В основу общей классификации аудита могут быть следующие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы.

В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит.

Исходя из принципов инициативы проведенияаудит может быть инициативным (добровольным) или обязательным.

Исходя из объекта изучения принято выделять пять видов аудита: финансовый аудит, оперативный аудит и управленческий аудит на соответствие, налоговый аудит.

С точки зрения периодичности осуществленияаудиторских проверок различаютпервоначальнойипериодический аудит.

По характеру проверкиразличают также подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Аудит внешний и внутренний

Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с организациями с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг.

Внешняя аудиторская проверка не может осуществляться:

  • аудиторскими организациями, аудиторами, являющимся учредителями аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

  • аудиторскими организациями, аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

  • аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими организациями оформляются путем составления и представления аудиторского заключения, могут быть оформлены и представлены аудируемому лицу различные проекты, схемы, бизнес-планы и т.д. в зависимости от поставленной цели в предмете договора.

Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяются на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

В организациях наряду с внешним проводится внутренний аудит. Его осуществляют штатные сотрудники организации, подчиняющиеся ее руководителям. По существу внутренний аудит представляет собой реализацию контрольной функции управления предприятием. Это организованная в интересах собственников хозяйствующего субъекта и регламентированная внутренними документами система внутреннего контроляза соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования самой системы контроля. Кзвеньям внутреннего аудитаотносятся назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или их группы.Основная задача внутреннего контроля- постоянный контроль за затратами, оценка их правомерности и результативности, определение резервов производства, обоснование путей мобилизации резервов, в зависимости от выбранных форм организации контрольная функция может быть централизована в отделе внутреннего контроля или децентрализована по основным подразделениям управления. Во многих средних организациях функцию внутреннего контроля выполняет внутренний аудитор. утверждаемый собранием акционеров или учредителей (собранием членов кооператива или правлением коллективного предприятия).

В тоже время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита.

Однако между внутренними и внешним аудитом имеются и существенные различия. Это прежде всего в уровнях независимости. Независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна в отношении структурных подразделений организации, деятельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских организаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как материально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность службы внутреннего аудита на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением, предусматривающим права и обязанности ее сотрудников, также гарантии руководства предприятия по обеспечению их эффективной работы.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из основных задач и из времени выполнении работы. Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данной организации для руководства, то главная задача внешнего аудита — подготовка соответствующего заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, органов власти и т.д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводит периодически, как правило, один раз в год.

Обязательный и инициативный аудит

В нормативных документах и практике различают обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит проводится ежегодно в организациях, перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке.

1. Обязательный аудит проводится в случаях, если:

  1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

  2. ценные бумаг организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов на рынке ценных бумаг;

  3. организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

  4. объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

  5. организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную)бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

  6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

  1. Обязательный аудит проводится ежегодно.

  2. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

  3. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта в объемах и в сроки, обусловленные договором между аудитором (аудиторской организацией) и руководством аудируемого лица. Такая проверка может носить целевой (проблемно-ориентированный) характер. Инициативные аудиторские проверки проводятся по инициативе хозяйствующих субъектов (в частности, по инициативе акционеров, руководства организации), а также по требованию финансово-кредитных организаций (при получении кредита, оформлении договора залога), страховых фирм и т.п. Кроме подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, целью инициативного аудита могут быть: оценка и прогноз финансовой устойчивости предприятия; обоснование рациональной учетной политики; выбор метода ведения бухгалтерского учета; разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности предприятия.

Аудит финансовой отчетности- проверка полноты и качества информации представленной финансовой отчетности на соответствие данным бухгалтерского учета на основании общепринятых принципов и стандартов бухгалтерского учета, принятых в государстве.

Аудит на соответствие- проверка, целью которой является выявление соблюдения хозяйствующими субъектами процедур и правил, предписанных администрацией и государством. К такому типу проверок относят в частности, проверку контрактов, заключенных фирмой, на соответствие действующему законодательству; порядок выдачи заработной платы сотрудникам на соответствие всем необходимым нормативам; оценку соответствия требованиям природоохранительного законодательства всех сфер деятельности аудируемого лица.

Аудит операционный (управленческий)- проверка операционной (текущей) деятельности фирмы в целях оценки ее эффективности. В процессе такой проверки помимо изучения бухгалтерского учета анализируются все основные системы жизнедеятельности предприятия — организационные структуры, документооборот и принципы обработки документов, финансовые потоки, маркетинг, формирование себестоимости и др.

В связи с тем, что понятие «аудит» в современном мире часто используется для характеристики деятельности по независимой проверке каких-либо процессов или явлений, поэтому и видов аудита сейчас определяется несколько. Часть авторов называет их типами аудита, некоторые специалисты рассматривают только одну-две классификационных признаки, отдельные ученые определяют их до десяти.

Рис. 1.1. обобщает существующие классификации аудита по пяти критериям (признакам).

Так, аудит в Украине разделяется на обязательную и добровольную соответствии с п. 8 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» и других нормативно-правовых актов по решению суда, арбитража или следственных органов.

В связи с этим обязательный аудит иначе можно назвать регламентированным, так как его проведение обусловлено (регламентируется) законодательными актами, в которых определены категории предприятий, представляющих отчет (заключение) независимого аудитора о финансово-хозяйственной

Рис. 1.1. в Классификация видов аудита

деятельности и финансовом состоянии в соответствующие инстанции (перед представлением годовой отчетности в органы, которые взимают налоги и сборы, при получении банковского кредита, перед эмиссией ценных бумаг и тому подобное). Цель обязательного аудита — защитить интересы государства, возможных кредиторов и инвесторов от преднамеренного искажения (искривления) показателей финансовой отчетности субъектов хозяйствования.

Добровольный аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования аудиторскими фирмами (аудиторами) независимо от того, предусмотрена ли (регламентирована) такая проверка законом. Целью этого вида аудита могут быть: выяснение состояния финансовой отчетности предприятия и ее показателей, осуществление контроля за работой учетно-финансового аппарата, анализ состояния бухгалтерского учета в целом и отдельных его разделов и тому подобное.

в Зависимости от того, кем непосредственно осуществляется аудиторская проверка и предоставляются сопутствующие услуги, аудит принято разделять на внешний и внутренний.

Необходимо заметить, что Темы 1-11 дисциплине «Аудит» рассматривают подходы и методику именно внешнего аудита. Внутреннему аудиту посвящено Теме 12-14, которые за соответствующими общими вопросами базируются на материалах о деятельности аудиторских фирм и частных предпринимателей-аудиторов, то есть — внешнего аудита. Так, в методах и процедурах указанные виды аудита не имеют существенных различий, однако они отличаются субъектами и объектами проверки, целью и характером деятельности, внутренний и внешний аудиторы руководствуются различными основными нормативными законодательными актами и составляют разные виды итоговых документов по результатам проверки и тому подобное.

Так, внутренний аудит должен обеспечивать адекватность управления политике предприятия на всех его уровнях (в т.ч. и в учете), высокую конкурентоспособность и прибыльность подведомственных единиц, достоверность и точность учета, облегчать проведение внешнего аудита и тому подобное.

В своем развитии внутренний аудит прошел путь от детальных проверок (подобные ревизий товарно-материальных ценностей, которые осуществлялись в СССР государством для всех предприятий и которые сейчас проводятся вышестоящими органами до подчиненных субъектов хозяйствования) и сплошного контроля документов с простой фиксацией отклонений к предоставлению соответствующей экспертно-аналитической оценки.

Внутренний аудит может выполнять следующие задачи:

— анализ системы учета и внутреннего контроля;

— изучение бухгалтерской и оперативной информации (по отдельным статьям);

— изучение экономической эффективности управленческих решений на разных уровнях хозяйствования;

— анализ адекватности политики в сфере менеджмента;

— оценка качества информации;

— разработка проектов управленческих решений;

— проведение стратегического анализа и тому подобное.

С точки зрения эволюции (то есть — последовательных этапов развития аудита в мире) принято выделять три группы: утверждающий (подтверждающий) аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

На стадии своего становления аудит проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, в качестве рабочих документов аудитора обязательно состояли параллельные учетные регистры до всех регистров клиента. При незначительном количестве заказчиков по проведению аудита, аудиторы имели возможность проверить и высказать свое мнение о достоверности финансовой отчетности по данным бухгалтерского учета.

При значительном ограничены заказов относительно подтверждения достоверности финансовой отчетности, аудиторские фирмы должны были искать достаточный объем других видов работ, выполнение которых не противоречило бы их устава, поэтому возникла необходимость в оказании услуг по проведению консультаций, ведение и обновление бухгалтерского учета и тому подобное, то есть — предоставление аудиторских услуг. Этот период получил название — период системно-ориентированного аудита. Кроме того, аудиторы постепенно отходят от слова «подтвердить» отчетность клиента, так как это подразумевает перераспределение ответственности за ее составление между аудитором и клиентом, что не является объективным и правомерным. А потому аудиторы лишь выражают свою неизмененную или модифицированную мнению, на основе собранных аудитором доказательств, и предоставляют ее в соответствующем виде отчета (заключения) независимого аудитора за объектом проверки.

В дальнейшем своем развитии, при значительном увеличении заказов и ограничения времени на проведение аудита, аудитор стал ориентироваться в основном на ту информацию, которую предоставляла система внутреннего контроля клиента. Как правило, аудитор лишь наблюдал за определенными операциями или действиями, полностью доверяя, к сожалению, не самостоятельно полученным данным. Конечно, при отличной организации системы внутреннего контроля проведения внешнего аудита значительно облегчалось, но в таком случае терялись принципы скептицизма, независимости и объективности. Поэтому современная аудиторская практика говорит об условии полного недоверия внутреннему контролю для максимального снижения риска аудита по этой составляющей.

На текущий момент более распространен вид аудита, который предполагает риск, связанный с выборочным исследованием хозяйственных операций, исходя из условий деятельности клиента и детального изучения его «проблемных» объектов и статей. С одной стороны, это позволяет уменьшить риск аудитора в отношении выявления соответствующих искажений по вышеназванным «узкими местами», а с другой — увеличивает риск пропуска или нераскрытие определенной «не отобранной» информации, которая также может содержать искажения. Этот период получил название периода аудита, базирующегося на риске.

в Зависимости от частоты проведения аудита осуществляется деление видов аудита первичный аудит и периодический (тот, что выполняется в определенной аудиторской фирмой (аудитором) для данного клиента уже не впервые, а последовательно из периода в период) возникает в связи с тем, что проведение аудита впервые существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки. Аудитору необходимо дополнительное время на познание специфики деятельности клиента, его слабых и сильных сторон в организации учета и внутреннего контроля. Кроме того, имеют место определенные вопросы, которые передаются в письменной форме до предыдущего аудитора (аудиторской фирмы) об обстоятельствах замены проверяющих и более пристальное внимание и скептицизм к входящих остатков по счетам учета клиента в случаях отсутствия обратной связи.

Практика аудиторской деятельности свидетельствует о преимуществах периодического аудита. Такое сотрудничество взаимовыгодно как аудитору, так и клиенту.

В зависимости от того, что именно (какой объем или вид деятельности) проверяет аудитор или аудиторская фирма, аудит принято разделять на операционный аудит, аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит, как правило, проверяет любую часть процедур и методов функционирования системы хозяйствования с целью оценки ее производительности и эффективности. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом. Они могут включать оценку организационной структуры, уровня компьютеризации, методов производства, маркетинга и любой другой области, по которой аудитор является квалифицированным. Значение операционного аудита в последние годы растет, он, как правило, является более мобильным и похож на консалтинг администрации, чем на то, что традиционно считается аудитом.

Целью аудита на соответствие является выяснение соблюдения в хозяйственной системе тех специфических процедур и правил, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией). Результаты этого вида аудита, как правило, сообщаются лишь работникам подразделения, которое проверялось, и руководству, а не широкому кругу пользователей.

Классификация стандартов аудиторской деятельности

Стандарты распространяются на различные сферы деятельности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство, здравоохранение, транспорт и др. Коснулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в широком смысле слова — образец, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (MCA) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к MCA отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

Страны — члены МФБ могут применять MCA в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Возможны несколько вариантов использования MCA и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только MCA. Второй — создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ национальные стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две группы: федеральные и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, они разрабатываются в соответствии с MCA и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

Стандарты СРО аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты: понятие и классификация. Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме, представленной в таблице:

Таблица 3.1

Принципиальная схема стандарта

№ п/п Наименование раздела
Общие положения Цель и основные разработки стандарта; необходимость использования данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными) преемственность с ранее действовавшими нормативными документами
Стандарт (изложение сущности) Формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте; Методология решения указанной проблемы
Приложение Практические приложения (при необходимости)

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые создаются Международной федерацией бухгалтеров.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

— международные стандарты;

— национальные стандарты;

— внутренние стандарты.

Стандарты аудиторской деятельности РФ подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

— обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;

— содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

— помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

— обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

— создает общественный имидж профессии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Документ утратил силу или отменен Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696

Список изменяющих документов
  • Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
  • Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
  • Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
  • Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
  • Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
  • Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
  • Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
  • Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
  • Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
  • Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
  • Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
  • Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
  • Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
  • Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
  • Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
  • Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
  • Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
  • Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
  • Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
  • Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Открыть полный текст документа

Классификация международных стандартов аудита

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).

Дадим их общую характеристику.

группа — «Введение» — включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

группа — «Обязанности» — включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

группа — «Планирование» — посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

группа — «Внутренний контроль» — включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

группа — «Аудиторские доказательства» — состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

группа — «Использование работы третьих лиц» — включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

группа — «Аудиторские выводы и заключения» — включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки — составлению аудиторского заключения.

группа — «Специальные области аудита» — включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

группа — «Сопутствующие услуги» — включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 — особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений — помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Перечень Международных стандартов аудита мса:

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

200—299 общие принципы и Обязанности

— МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»

— МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»

— МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

— МСА 230 «Аудиторская документация»

— МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

— МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

— МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»

— МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»

300—499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

— МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

— МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

— МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»

— МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»

— МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»

— МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500—599 Аудиторские доказательства

— МСА 500 «Аудиторские доказательства»

— МСА 501 «Аудиторские доказательства — особенности оценки отдельных статей»

— МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»

— МСА 510 «Первичное аудиторское задание — начальные сальдо»

— МСА 520 «Аналитические процедуры»

— МСА 530 «Аудиторская выборка»

— МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»

— МСА 550 «Связанные стороны»

— МСА 560 «Последующие события»

— МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»

— МСА 580 «Письменные представления»

600—699 Использование услуг других лиц

— МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»

— МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»

— МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»

700—799 Аудиторские выводы и заключения

— МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

— МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

— МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

— МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел «прочие вопросы» аудиторского заключения»

— МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»

— МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

800—899 Особые аспекты

— МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»

— МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»

— МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»

    1. Аудит финансовых вложений.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:

— документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;

— бухгалтерскую отчетность;

— приказ об учетной политике организации;

— регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

— первичные документы по отражению финансовых вложений.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:

— порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;

— рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;

— формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *