Арендная плата 2017

  • автор:

Собственников законодатель обязывает уплачивать земельный налог, а арендаторам надлежит вносить арендную плату. В этой статье рассказано о том, в каких случаях расчет арендных платежей производится на основании кадастровой стоимости земли, и как самостоятельно определить размер платы за пользование наделом.

Содержание

Основные принципы

Внимание. Законодатель установил, что, рассчитывая стоимость аренды при передаче в пользование земельных участков, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, необходимо руководствоваться принятым 16 июля 2009 года Постановлением Правительства РФ № 582.

Этот нормативный документ определил основные принципы, которые подлежат обязательному применению при определении размера платы за аренду земли, являющейся собственностью государства или муниципалитетов, а также установил, в каком порядке, на каких условиях и в какие сроки должны вноситься платежи, взимаемые за пользование земельными участками, на праве собственности принадлежащими Российской Федерации (ст. 39.7 Земельного кодекса РФ).

Арендная плата не на все территории, принадлежащие на праве собственности государству, рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Для такого расчета должны быть соблюдены определенные условия.

Стоимость земельного надела, определенная в процессе государственной кадастровой оценки, берется за основу исчисления арендных платежей в следующих случаях:

  • право собственности на землю принадлежит государству;
  • надел расположен на территории Российской Федерации;
  • заключение договора аренды осуществляется не на основании проведенных торгов;
  • земля предоставляется для использования в определенных целях, перечисленных в пункте 3 Постановления Правительства РФ № 582.

Инструкция по вычислению арендных платежей и формулы

Расчет платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, достаточно прост. Для его выполнения необходимо:

  • располагать сведениями о стоимости земельного участка, определенной Росреестром в процессе проведения государственной кадастровой оценки;
  • знать корректирующий коэффициент.

Важно. Для уточнения кадастровой стоимости необходимо запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для этого можно воспользоваться:

  • сетью «Интернет», выяснив интересующие сведения через федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости;
  • сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», для определения цены земли необходимо заполнить соответствующее поле, указав в нем адрес объекта, либо его кадастровый или условный номер;
  • сервисом «Публичная кадастровая карта», для этого также потребуется ввести данные о кадастровом номере земельного надела;
  • сервисом «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».

Что касается коэффициента, то он может варьироваться от 0,01 до 2 % от кадастровой стоимости участка земли и зависит от того, с какой целью территория берется в аренду.

Корректирующий коэффициент

Внимание. Важным параметром, подлежащим учету при расчете размера платы за пользование земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, является коэффициент, варьирующийся от 0,01 до 2% от стоимости участка, определенной органами Росреестра в процессе выполнения его кадастровой оценки.

Величина корректирующего коэффициента находится в прямой зависимости от целей, для которых арендуется участок земли (пункт 3 Постановления Правительства РФ № 582), и составляет:

  • 0,01 % от определенной Росреестром стоимости надела при предоставлении его гражданам или организациям, которые освобождены от уплаты налогов или имеют предоставленные законодательством льготы по их уплате.Такой коэффициент распространяется также на земли, которые изъяты из оборота, загрязнены опасными отходами или радиоактивными элементами, при условии, что их можно сдавать в аренду, а кроме того, на участки, на которых предполагается размещение дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
  • 0,6 % от определенной по результатам кадастровой оценки стоимости земли, предоставляемой гражданам, намеревающимся использовать территорию для возведения индивидуального жилья. Аналогичный коэффициент применяется в случае, если целью аренды земельного участка является размещение на нем личного подсобного хозяйства, осуществление деятельности крестьянских и фермерских хозяйств.С учетом 0,6 % будут рассчитываться платежи за наделы, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
  • 1,5 % от кадастровой стоимости участков земли в случае заключения договоров аренды с определенными категориями граждан и организаций в случаях, установленных в части 5 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ:
    1. с лицами, имеющими право на получение земли бесплатно, при условии, что земля ограничена в обороте;
    2. с лицами, которым предоставлено внеочередное или первоочередное право на приобретение участков, при условии осуществления развития арендуемой территории, а также строительства на ней коммерческого наемного или социального жилья, либо стандартного жилья (о том, что нужно знать о том, можно ли строить дом на земле, если она в аренде, и как оформить здание в собственность, читайте ).

    Коэффициент в размере 1,5 % учитывается в случае, если территория предоставляется собственникам зданий (строений, сооружений), не имеющим в соответствии с российским законодательством права на приобретение земли в собственность.

  • 2 % от определенной Росреестром стоимости земли, если целью аренды является выполнение работ, связанных с недропользованием, а также при условии отсутствия на участке, сдаваемом в аренду без проведения торгов, объектов незавершенного строительства.

Корректирующий коэффициент зависит от целей, для которых земельный участок берется в аренду.

За территории, принадлежащие на праве собственности государству или муниципальному образованию

Определение годовой величины арендного платежа за предоставленную в пользование земельную территорию, которая на праве собственности принадлежит государству или муниципальному образованию, выполняется при помощи несложной формулы:

Ап = Кс * Кк, в которой:

  • Ап – размер платы за арендуемый земельный участок;
  • Кс – стоимость земельной территории, определенная при проведении оценки государственным кадастровым органом;
  • Кк – корректирующий коэффициент, зависящий от целей аренды участка.

Информация о том, какова кадастровая цена земельного надела содержится в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

За земли, находящиеся в частной собственности

В части 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, частях 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым размер платежа за пользование землей является существенным условием договора аренды и в обязательном порядке должен быть в нем прописан.

Обязательность внесения платежей за пользование земельными участками, принадлежащими физическим или юридическим лицам на праве частной собственности, установлена также в статье 65 ЗК РФ, в соответствии с которой в договоре аренды должны прописываться условия, сроки и порядок внесения соответствующей платы(часть 4). А о нюансах оформления договора аренды земельного участка между юридическим и физическим лицом читайте .

Для того, чтобы рассчитать, каким будет платеж за пользование земельными территориями, принадлежащим на праве частной собственности физическим или юридическим лицам, необходимо воспользоваться формулой:

Ап = Рс * Ср, где:

  • Ап – платежи за пользование землей;
  • Рс – рыночная цена земельного надела;
  • Ср – установленная Банком России ставка рефинансирования.

Для того, чтобы рассчитать стоимость аренды надела земли, находящегося в частной собственности, необходимо использовать ставку рефинансирования, установленную Банком России на начало года, в котором оформляются отношения по аренде территории.

О том, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка, чтайте .

Особенности изменения платы за предоставленные объекты в связи с изменением расценок

Законодатель предоставляет федеральным органам исполнительной власти право предусматривать в договоре аренды возможность изменения размера платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, при соблюдении следующих условий:

  • при расчете арендных платежей должна использоваться стоимость участка, определенная в процессе его кадастровой оценки;
  • Росреестром должна быть установлена новая кадастровая стоимость арендуемого участка.

Размер платежей за использование участков в таком случае будет пересматриваться с 1 января следующего года.

Важно! Если размер платы за пользование землей изменяется в связи с изменением ее кадастровой цены, то индексация платежей за аренду земли в связи с инфляцией проводиться не будет.

Плюсы и минусы

Главное достоинство расчета платы за аренду земли на основании кадастровой стоимости участка заключается в простоте этого способа.

Для того, чтобы определить годовую сумму платежа, необходимо знать 2 параметра:

  • кадастровую оценку земли;
  • корректирующий коэффициент.

К недостаткам такого определения цены за пользование землей можно отнести разве что возможность значительного изменения кадастровой стоимости участка, пересматриваемой органами Росреестра раз в 3-5 лет.

Проведение кадастровой оценки представляет определенную сложность для территориальных подразделений органов кадастрового учета. Впрочем, благодаря поступаемым в бюджет платежам, расходы на проведение оценочных работ полностью покрываются.

Земельные участки могут не только приобретаться в собственность, но и использоваться для определенных целей на основании договоров аренды. При этом, в пользование могут передаваться как земли, находящиеся в частной собственности, так и принадлежащие государству или муниципальным образованиям.

Расчет арендной платы зависит от того, кто является собственником земли, и производится в соответствии с простыми формулами, в основе которых лежит кадастровая (для государственных территорий), либо рыночная (для частных наделов) стоимость участка.

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

СТ 39.7 ЗК РФ

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.

Комментарий к Статье 39.7 Земельного кодекса РФ

В соответствии с п. 1 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Предусмотренные п. 1 комментируемой статьи Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 (СЗ РФ. 2009. N 30, Ст. 3821; 2011. N 26. Ст. 3812; N 35. Ст. 5084; N 44. Ст. 6281; 2014. N 3. Ст. 289; N 9. Ст. 916). Так, основными принципами определения арендной платы являются:

— принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

— принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

— принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

— принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

— принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

— принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений ст. 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.

Как отметил Президиум ВАС РФ, учитывая единство экономического пространства и правовой системы России, нашедшее свое отражение в Постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 15837/11, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г. <1>). Размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. Увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
———————————
<1> Бюллетень ВС РФ. 2015. N 10 (извлечение).

Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 32-КГ15-12).

Комментируемой статьей предусмотрены следующие подходы к определению размера арендной платы:

1. Если договор заключается на аукционе, то размер ежегодной арендной платы определяется по результатам такого аукциона, т.е. размером ежегодной арендной платы является размер платы, предложенной победителем аукциона.

В случаях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения такого аукциона в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ) ценой предмета аукциона является не размер ежегодной арендной платы, а размер первого арендного платежа (по сути, плата за право заключения указанного договора), размер остальных платежей определяется по правилам п. 3 комментируемой статьи.

2. В случае признания аукциона несостоявшимся заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона. Правила определения такой начальной цены установлены п. п. 14 и 15 ст. 39.11 ЗК РФ.

Представляется, что законодатель выбрал такой подход, поскольку подача заявления на участие в аукционе свидетельствует о намерении лица заключить договор по установленной начальной цене предмета аукциона. Изменение цены при заключении договора без фактического проведения аукциона в сторону уменьшения недопустимо, поскольку означает создание неравных условий для участников рынка и ограничение конкуренции, изменение цены в сторону увеличения может привести к нарушению прав единственного участника аукциона.

3. В случаях приобретения земельных участков в аренду без проведения торгов размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (п. 3 комментируемой статьи).

Иной порядок определения размера арендной платы может быть установлен ЗК РФ и федеральным законом. При этом п. 4 комментируемой статьи установлены ограничения максимального размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ (т.е. для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, — не выше размера арендной платы, рассчитанного для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582.

В качестве примера размера арендной платы, выше которой не может устанавливаться арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ, государственной неразграниченной или муниципальной собственности, является предусмотренный подп. «д» п. 3 вышеуказанных Правил размер арендной платы за земельный участок, который предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, — 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 5 комментируемой статьи установлен ряд случаев, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Введение данного ограничения связано с необходимостью обеспечить в ряде случае социальную справедливость и баланс интересов государства и конкретного гражданина — в отношении лиц, которые имеют право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, но по ряду объективных причин не могут им воспользоваться (подп. 1, 4), и граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное получение земельных участков (подп. 3 п. 5 комментируемой статьи).

В случаях, предусмотренных подп. 2, 2.1, 5, 6 п. 5 комментируемой статьи, введение указанного ограничения обусловлено необходимостью создания льготных условий для застройщиков, реализующих социально ориентированные проекты, реализация которых направлена в первую очередь на решение жилищных проблем граждан и предусматривает обязанность продавать или сдавать жилые помещения по определенным ценам, ниже рыночных.

Представляется целесообразным отметить также федеральные законы, устанавливающие иной порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

— в случае приобретения в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такой земельный участок сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере 0,3% его кадастровой стоимости (п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);

— в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ);

— методика расчета арендной платы и максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. ст. 33 и 34 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 14 июля 2006 г. N 190 (РГ. 2006. 29 авг. N 190). Как правило, максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения, составляет 2% их кадастровой стоимости в год <1>;
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5747; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 892; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 890.

— годовой размер арендной платы за пользование земельными участками, предоставляемыми Государственной компании «Российские автомобильные дороги», определяется в договорах аренды таких земельных участков и не может превышать 1% кадастровой стоимости таких земельных участков. Годовой размер арендной платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 36 ФЗ от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582; 2010. N 30. Ст. 3999; 2011. N 13. Ст. 1688).

— в случае, если с гражданином в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключен договор аренды земельного участка, размер арендной платы за земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Размер арендной платы по договору аренды земельного участка из состава земель лесного фонда определяется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Можно также отметить Постановление Правительства РФ от 25 января 2008 г. N 30 «Об утверждении ставок арендной платы за пользование земельными участками, приватизация которых в соответствии с законодательством РФ не допускается и которые передаются организациям атомного энергопромышленного комплекса по договорам аренды» (СЗ РФ. 2008. N 5. Ст. 402).

Комментируемой статьей не регулируются вопросы периодичности внесения изменений в договор аренды земельного участка в части размера арендной платы. Согласно п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, установлены следующие правила изменения размера арендной платы (п. п. 8 — 10). При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.

В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не производится. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем один раз в год.

При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не ранее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции не применяется.

Как отмечено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (Вестник ВАС РФ. 2012. N 1; 2013. N 4; 2014. N 3), по смыслу п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.

Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, первый арендный платеж при предоставлении земельного участка для комплексного освоения территории, размер которого является ценой аукциона). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст. ст. 168, 614 ГК РФ).

Изменение арендной платы исходя из уровня инфляции

Заключая договор аренды, обе стороны традиционно уделяют большое внимание определению размера оплаты и порядку ее внесения. При этом не всегда подробно прописывается пункт об индексации исходя из уровня инфляции.

Подробно о том, что такое инфляция простыми словами и о ее темпах было написано ранее. Теперь разберемся, как будет лучше для арендатора и для арендодателя прописать механизм индексации в договоре аренды.

Ставка арендной платы

Практика показывает, что интересы обеих сторон прямо противоположны:

  1. Арендодателю выгодно повышать плату регулярно, исходя из ситуации, сложившейся в экономике.
  2. Для арендатора предпочтительней закрепить суммы платежей на длительный срок, либо иметь четкое представление о рамках, в которых возможно повышение расходов на аренду помещения в будущем.

Следовательно, возможны следующие варианты:

  1. Неизменность ставки арендной платы и ее корректировка исключительно по дополнительному соглашению обеих сторон;
  2. Изменение арендной платы арендодателем в одностороннем порядке путем уведомления арендатора.

Первый вариант не выгоден для арендодателя, но и несет для арендатора риск того, что арендуемые площади могут быть переданы другому арендатору по истечению срока аренды.

Второй вариант более гибкий и может учесть интересы обеих сторон договора. Поэтому рассмотрим именно его.

Как производится индексация?

В договоре может быть прописан порядок вычислений с помощью формул, коэффициентов, тарифов или других данных, которые будут согласованы обеими сторонами.

Кстати, нормативными документами Российской Федерации в некоторых случаях предусмотрен обязательный порядок индексации. Например, при аренде земель, находящихся в собственности государства или муниципальных органов власти.

Так, согласно Постановлению Правительства России от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции.

А если в аренду сдается имущество коммерческой организации? Тогда в договоре аренды может быть указана формула расчета арендной платы.

При составлении формулы могут использоваться любые показатели, соответствующие специфике отношений сторон, например:

  • определенные сторонами твердые величины (в рублях, штуках, килограммах);
  • ставки и коэффициенты, устанавливаемые органами власти (могут быть определены в договоре в виде ссылки на соответствующий нормативный акт);
  • показатели инфляции (общие, отраслевые, региональные);
  • несколько твердых величин, каждая из которых применяется при наступлении определенных в договоре обстоятельств.

Вот пример условия договора об индексации:

«Арендная плата определяется путем умножения базовой части, которая составляет _______ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей, на индекс потребительских цен, установленный в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 № 23, действующий на момент оплаты».

В формулу расчета арендной платы могут быть включены показатели, значение которых периодически изменяется. Это может быть курс валюты, уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России.

Если стороны согласовали размер платы подобным образом, он может изменяться неоднократно в течение срока действия договора. В некоторых случаях размер арендной платы может оказываться различным по каждому сроку ее внесения.

При таком согласовании фактическое изменение размера арендной платы означает исполнение сторонами условия о порядке его расчета, а не изменение условия договора. Поэтому правило статьи 614 о запрете на изменение размера платы чаще одного раза в год в данном случае применению не подлежит.

Напомним, что упомянутая выше статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Изменение размера платежа НЕ может быть признано недействительным, поскольку условия договора не меняются, меняется лишь показатель, используемый для расчета платежей (размер инфляции).

Арендатор не сможет отказаться от внесения арендной платы в новом размере, даже если фактическое изменение размера арендной платы происходило чаще одного раза в год.

Вместе с тем следует учитывать, что для изменения самой формулы расчета (например, исключения из нее одних показателей и включения других) должно быть заключено дополнительное соглашение. В его отсутствие арендодатель не вправе требовать внесения арендатором арендной платы в новом размере.

В судебной практике отмечают, что в условиях нынешнего экономического кризиса, постоянного изменения цен и валютной инфляции, стоит отдавать предпочтение договорам, где заранее прописана возможность изменения размера платы с учетом инфляции. В таком случае, не будут возникать споры и разногласия в цене за аренду. Сумма автоматически будет исчисляться по прописанному в договоре механизму.

Стоит ли подписывать дополнительное соглашение?

Изменение платы за арендуемое помещение в твердой сумме возможно только по соглашению сторон, даже если наблюдается инфляция в стране. Арендатор вправе отказаться от такого повышения, если оно не прописано в первоначальном договоре аренды. В случае не разрешения проблемного вопроса, спор переходит в суд.

Часто арендодатели предлагают подписать дополнительное соглашение. Но арендатору стоит иметь в виду, что такое соглашение может предоставить собственнику помещения право на изменение арендной платы в одностороннем порядке.

Будьте аккуратны с официальными документами и консультируйтесь у специалистов!

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об индексации рентных платежей:

Увеличение арендной платы на уровень инфляции формулировка

Образец уведомления об увеличении арендной платы

Гражданским кодексом РФ п.2 ст. 1, п. 4 ст. 421, ст. 422 прописан принцип свободы заключения договоров, где условия сделки определяются по усмотрению сторон, если иное не предусмотрено законом. Изучив образец уведомления о повышении арендной платы, рассмотрим правовые основания, вытекающие из соглашения между сторонами, для ее применения.

Интересы сторон соглашения

Интересы контрагентов не совпадают: арендодателю выгодно увеличивать плату, учитывая ситуацию в экономике.

Для арендатора наиболее выгодна фиксированная стоимость на продолжительный период или понимание возможного повышения расходов на аренду в перспективе.

Нередко недобросовестные арендодатели, пользуясь невнимательностью, а чаще незнанием правовых норм арендаторами, ставят их в неожиданно невыгодные условия. Одним из таких распространенных примеров является повышение платы за аренду в одностороннем порядке.

Арендодатель заинтересован в возможности повышения стоимости аренды, арендатору выгодна фиксированная плата

Благоприятные условия для арендатора

Рассмотрим ситуации и возможные пути разрешения споров, возникающих при заключении контрактов аренды, когда законодатель стоит на защите прав арендатора и никаких прочих усилий для их отстаивания не требуется:

  1. Договор аренды не закрепляет право арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы, условия меняются по соглашению сторон.

Такой факт наиболее благоприятен для арендатора, и его нельзя заставить подписать дополнительное соглашение о повышении арендной платы. Суммы платежей остаются неизменным. Любые действия арендодателя по повышению суммы оплаты являются неправомерными.

Инициаторы повышения обосновывают свою позицию ст. 445, 450 ГК РФ, ст. 6, 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. No 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и на их основании заявляют иски о понуждении арендатора к заключению дополнительного соглашения. Однако суды выступают на стороне арендаторов, защищая их от взыскания задолженности по арендным платежам.

  1. Договор аренды предусматривает одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы, но стороны не определили порядок изменения.

Изменение платы за аренду происходит только по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, если иное не предусмотрено самим документом. Кроме того, конкретно прописываются действия сторон при таком изменении. Если такие шаги не предусмотрены, то исполнение требований, указанных уведомлением о повышении суммы оплаты, являются не правомочными.

Арендатор продолжает оплачивать аренду по ранее согласованным платежам, и каких – либо ответных мер законодатель не предусматривает.

В случае предъявления арендодателем иска к контрагенту о взыскании платежей и/или о расторжении соглашения, связанного с невнесением своевременной платы по ставкам, указанным в одностороннем уведомлении, судом будет принято решение в пользу арендатора.

Образец уведомления об увеличении арендной платы (типовой бланк) можно скачать здесь.

Арендатор может повлиять на изменение стоимости аренды, если это момент не оговорен в заключенном соглашении

Благоприятные условия для арендодателя

Благоприятные условия для арендодателя возникают при возможности изменения платы в договоре без заключения сторонами дополнительного соглашения.

Рассмотрим три наиболее важных варианта повышения оплаты за аренду:

  1. По причине наступления продиктованных законом обстоятельств.

Повышение оплаты зависит от следующих обстоятельств:

  • повышение цен и тарифов;
  • смена вида деятельности арендатора (в рамках пользования арендуемых помещений);
  • повышение ставок, изменение методики расчета;
  • иное, непосредственно предусмотренное законодателем.

Дополнительное соглашение не предусмотрено. Для требования оплаты арендатором новой ставки достаточно направить уведомление об изменении ее размера.

При рассмотрении судами исков, поданных на основании перечисленных выше причин, берутся во внимание условия договора аренды, которые диктуют возможность одностороннего изменения размера арендного платежа, при отсутствии такого основания, как «увеличение (изменение) рыночной стоимости арендной платы (либо рыночной стоимости объекта аренды, если ставка оплаты зависит от его стоимости)».

  1. При повышении рыночной стоимости арендных платежей.

Арендатору сообщается о таком изменении уведомлением, основанном на анализе оценки стоимости арендной платы (либо оценки рыночной стоимости арендуемого объекта, в случае, если оплата рассчитывается из стоимости помещения). Изменения начинают свое действие по срокам, согласованными сторонами либо определенными уведомлением, и будут правомерными:

  • при прописанном контрактом факте возможности арендодателя в одностороннем порядке изменять размер платы в случае изменения рыночной стоимости объекта;
  • наличия отчета об оценке изменения рыночной стоимости предмета аренды.

Несоблюдение каждого из них дает право арендатору предъявить исковые требования о признании такой сделки недействительной.

Кстати, законодательством РФ в особых случаях предусматривается порядок индексации. Например, при аренде земельных участков, собственником которых являются государство или муниципальные органы власти.

Исходя из Постановления Правительства России от 16.07.

2009 No 582, при заключении договора аренды земли ставка меняется ежегодно на размер уровня инфляции (не ранее одного года с момента возникновения правоотношений) в одностороннем порядке.

Образец письма об увеличении арендной платы (с указанием обоснований) можно скачать здесь

  1. Без зависимости от каких-либо причин.

Договорные правоотношения предусматривают одностороннее (бесспорное) изменение арендодателем размера арендного платежа. Арендодатель в подобном случае полностью защищен законодателем и все его действия правомерны.

При аренде коммерческой недвижимости оплата рассчитывается по определенной формуле

Когда арендуется имущество коммерческой организации

Договором предусмотрена формула расчета платы за аренду. В формуле могут быть использованы любые величины, в зависимости от специфики соглашения сторон, например:

  • согласованные сторонами константы (в рублях, штуках и т.д.);
  • ставки и коэффициенты, назначенные компетентными органами власти (можно сослаться на определенный правовой документ);
  • показатели уровеня инфляции (общие, отраслевые, региональные);
  • некоторые твердые величины, каждая из которых применяется при наступлении определенных соглашением обстоятельств.

При заключении договора аренды рекомендуется прописать обязанность сторон в случае увеличения размера платежа за аренду письменно заключить дополнительное соглашение (ст. 310 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 614 ГК РФ изменение может осуществляться не чаще одного раза в год (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. No 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).

Если соглашение зарегистрировано и даже прописан порядок изменения арендной платы по уведомлению, то этого всё равно недостаточно. Соглашение об изменении договора заключается также, как и основной договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Таким образом, соглашение подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

В случае когда договор не подлежит государственной регистрации, достаточно определить процедуру уведомительного порядка изменения арендной платы арендодателем в самом документе.

При заключении правоотношений на срок менее двенадцати месяцев имеет смысл закрепить в документе условие об индексации установленной суммы арендной платы по уведомлению арендодателя, в случае изменения стоимости коммунальных услуг, роста инфляции и прочего (образец письма арендатору о повышении арендной платы смотреть выше). Правомерность объясняется не изменением оплаты, а расчётом размера на основании механизма, установленного договором (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.02 No 66).

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Уведомление о повышении арендной платы в связи с инфляцией образец

В качестве наймодателя может выступать собственник объекта недвижимости или иное лицо, наделенное правом сдать недвижимость в аренду по закону или распоряжению собственника.

Наниматель — юридическое лицо любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, арендующий имущество для ведения своего бизнеса. Лучше оформление договора доверить опытным юристам, которые составят его, соблюдая нормы российского законодательства, и учтут интересы обеих сторон.

Проблема его составления заключается в том, что гражданский кодекс не выделяет этот вид договора отдельной статьей. Закон регулирует общий порядок составления подобных договоров, с оговоркой «если иное не предусмотрено условиями договора».

Из этого следует, что существенные моменты должны быть тщательно прописаны в условиях договора. Без соблюдения следующих моментов договор могут признать неправомерным.

  • Договор перевозки, фрахтования, траспортной экспедиции
  • Договор передачи, отчуждения
  • Договор подряда: бытового, строительного, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки, контрактации
  • Договор проката: бытового, строительного
  • Договор пожизненной ренты, пожизненного содержания
  • Договор ссуды, безвозмездного оказания услуг
  • Договор страхования, перестрахования
  • Трудовой договор с работником
  • Договор уступки прав и перевода долга
  • Ученический договор с работником
  • Учредительный договор, договор о совместной деятельности
  • Договор хранения, материальной ответственности
  • Прочие договоры

Договоры по тегам Цитата на века Тщеславие заставляет нас поступать противно нашим вкусам гораздо чаще, чем требование разума. (Ф.

Письмо о повышении арендной платы

Договор аренды нежилого помещения — гражданский договор, заключаемый между наймодателем и нанимателем, по которому наймодатель обязуется передать нанимателю во временное пользование объект недвижимости за установленную плату и на определенный срок.

При этом доходы, полученные нанимателем от использования объекта недвижимости, принадлежат только ему на правах собственности.

Все гражданско-правовые отношения, сопряженные со сдачей в наем недвижимого имущества, регламентируются главой 34 «Аренда» ГК РФ.

В соответствии с нормативными актами, под нежилым помещением понимают здания и сооружения целиком или отдельные их части в виде складов, офисов, торговых залов и иных помещений, не предназначенных для проживания людей.

Субъектами договора найма нежилого помещения выступают наймодатель и наниматель.

В случае если в договоре не прописана дата его окончания, то он считается бессрочным. Все договора найма нежилого помещения подлежат обязательной регистрации в государственных органах. Сумма аренды.

Во избежание спорных ситуаций в договоре необходимо прописывать цифрами и прописью сумму арендных платежей и период ее внесения.

Размер платежей устанавливает наймодатель в виде фиксированной суммы, уплачиваемой через определенный интервал времени, или сразу за определенный срок.

Важно

В сумму аренды могут входить расходы на оплату коммунальных услуг, интернета, телефона и другие. Договор, в котором не прописана сумма аренды, считается недействительным.

В конце договора прописывают реквизиты сторон, юридические адреса, дату и место его подписания.

Внимание

В то же время если попробовать представить в органы Росреестра для регистрации уведомление арендодателя, то вряд ли это найдёт понимание и регистрации этого документа придётся добиваться в судебном порядке. И всё это время нельзя будет изменить размер арендной платы.

Это правомерно, поскольку в таком случае речь идёт не об изменении арендной платы, а о расчёте размера на основании механизма, установленного в договоре (п.

Образцы по теме: Уведомление (наименование или Ф.И.О. арендатора) адрес: от (наименование или Ф.И.О.

арендодателя) был заключен Договор аренды (наименование или Ф.И.О. арендатора) от » » г. N . (указать объект аренды) В соответствии с п. Договора аренды от » » г.

N размер арендной платы может изменяться в сроки, предусмотренныедоговором, но не чаще одного раза в год. На основании вышеизложенного и руководствуясь п. Договора аренды от » » г.

Онлайн журнал для бухгалтера

Бланки и образцы документов / Уведомление / Документ относится к группе «Уведомление». Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в своем социальном профиле или скачать файл в удобном вам формате.

арендодателя) был заключен Договор аренды (наименование или Ф.И.О. арендатора) от » » г. N . (указать объект аренды) В соответствии с п. Договора аренды от » » г.

N размер арендной платы может изменяться в сроки, предусмотренныедоговором, но не чаще одного раза в год.
Особое внимание нужно уделить при подписании договора аренды на следующий пункт, о порядке повышения арендной платы.

Если данный пункт отсутствует в договоре, то по существующему законодательству, Арендодатель вправе увеличить арендную плату не более чем один раз в год.
В обязательном порядке необходимо написать уведомительное письмо арендатору.

В нем укажите, на какую сумму Вы собираетесь повысить арендную плату ( можно указать в процентах), в какие сроки.

Желательно этот документ отправить заказным письмом с уведомлением. Это необходимо сделать приблизительно за месяц до окончания предыдущего договора аренды.

После этого как Арендатор получит Ваше уведомление, необходимо встретиться с ним и подписать новый договор аренды со всеми изменениями.
Договор найма помещения составляется в письменной форме, не менее двух экземпляров. Количество листов и экземпляров обязательно прописывается в тексте договора.

Каждая страница подписывается сторонами во избежание подделки. Договор аренды должен обязательно содержать информацию о субъектах договора. В случае если соглашение заключает не сам собственник или не арендатор, то необходимо прописать, кто подписывал договор и на каких основаниях.

Часть договора, раскрывающая сведения об объекте аренды, должна содержать: адрес нахождения объекта, если здание сдается частично, то номер помещения и этаж, назначение сдаваемых помещений, общая площадь. К договору должны прилагаться кадастровый паспорт и план эвакуации снимаемого помещения. Срок договора.

Договор найма недвижимого имущества заключаются на срок не менее 12 месяцев.

Традиционно считается, что арендодатель по умолчанию находится в более выигрышном положении, чем арендатор. Возьмём, к примеру, право арендодателя на увеличение арендной платы.

ГК РФ прямо устанавливает, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Поскольку это диспозитивная норма, т. е.

норма, позволяющая сторонам самим решать, как вести себя в той или иной ситуации, то в договор может быть включена норма о том, что арендодатель вправе изменять арендную плату в одностороннем порядке.

Однако для этого необходимо чётко прописать, как оформляется такое изменение. Наиболее целесообразно оговорить, что «арендодатель в письменной форме уведомляет арендатора об изменении арендной платы.

Условие договора об арендной плате считается изменённым с момента получения уведомления».

Письмо о повышении арендной платы в связи с инфляцией образец

И если порядок одностороннего изменения арендной платы в договоре не предусмотрено, то иной порядок изменения договора, т. е. не по соглашению сторон, считается неустановленным и все изменения возможны только по соглашению сторон (п. 1 ст. 450, п. 1 ст. 452 ГК РФ). Таким образом, простое уведомление арендодателя о повышении арендной платы не имеет обязательной силы для арендатора.

Если договор зарегистрирован и в нём прописана процедура изменения арендной платы по уведомлению, то этого недостаточно. Тут действует общее правило о том, что соглашение об изменении договора заключается в той же форме, что и сам договор (п.

1 ст. 452 ГК РФ). Таким образом, соглашение также подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

Особенности расчета арендной платы за аренду земельного участка

Аренда – право пользования земельным участком на определённый срок. Сдать землю во временное пользование, в частности, может любой собственник.

Органы местного самоуправления являются арендодателями. Документ, который регулирует все права и обязанности сторон – договор.

В соответствии с договором сторон закрепляется арендная оплата за землю. Все моменты урегулированы законодательством РФ.

Законодательное регулирование

Земельный кодекс РФ в статье 22 главы 4 рассматривает все особенности аренды земельных участков.

В статье 39.7 Земельного кодекса РФ прописано об установлении величины платы за аренду земли.

Статья 614 Гражданского Кодекса РФ регулирует порядок, условия и временные рамки, когда вносятся выплаты по аренде.

Постановление от 16.07.2009 N 582 Правительства Российской Федерации «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков…» отредактировано в 2018-ом году.

Соглашения между арендатором и арендодателем расписываются на основании вышеизложенных законодательных документов в договоре.

По каким параметрам можно рассчитать?

Основные принципы определения платы по установлению российского правительства:

  • Предсказуемость. Органы государственной власти, местного самоуправления нормативно (правовыми актами) закрепляют особенности ценовой политики.
  • Стабильность. При переоформлении прав на землю не допускается превышение размера платы более чем в два раза относительно земельного налога.
  • Защита. При социально значимой деятельности арендная оплата фиксируется наравне с земельным налогом.

Размер налога за землю зависит от экономического положения страны, отдельно взятого региона и географического положения.

Арендную плату можно рассчитать на основании двух важных показателей:

  1. Географическое расположение арендуемого земельного участка. Рассматриваются природные зоны: земли сельскохозяйственного назначения юга страны значительно дороже аналогичных участков северных районов. Учитываются расположения вблизи экономически развитых городов. В Подмосковье плата за аренду земельного участка в 4 раза дороже, чем в других пригородах.
  2. Ценность земельного участка. В зависимости от целевого назначения каждый тип земли имеет свои показатели ценности.

Основные параметры:

  • ценность для строительства и инженерных решений;
  • социальная значимость;
  • экономическая роль;
  • природные особенности;
  • ценность в историческом и архитектурном плане.

Арендная стоимость формируется от назначения земли.

Стоимость под строительство торговой площади или жилого дома выше оплаты аренды земли сельскохозяйственного назначения.

Виды стоимости

Условия аренды земельного участка у государства или физического лица отличаются. Государство ориентируется при назначении цены арендной платы на местоположение, назначение участка, а также учитывает планы города.

Частник, как арендодатель, ценовую политику ведёт, учитывая собственные интересы. Если территория привлекательна по разным показателям для арендаторов (удобное расположение, подведённые коммуникации), цена назначается выше.

Законодательными органами государства сформированы разные виды арендной стоимости участка:

  • кадастровый,
  • нормативный,
  • рыночный.

Кадастровая

Кадастровую стоимость земельного участка определяет ревизионная комиссия. В состав группы привлекаются лицензированные оценщики, должностные лица из администрации региона. Поставленный на учёт участок вносится в регистрационную запись Росреестра.

Информация о результатах оценки выставляется на сайте местной администрации. В течение 6 месяцев заинтересованные лица могут подавать заявки о несогласии с определением стоимости. Через полгода результат оценки будет иметь юридическую силу.

По закону инвентаризация должна проводиться в 5 лет один раз. От кадастровой стоимости зависит сумма земельного налога.

Факторы определения

Есть параметры, которые определяют ценовую политику при определении кадастровой стоимости:

  • Характеристика состояния земли;
  • Дата, когда ввели в Росреестр;
  • Транспортная инфраструктура;
  • Инженерная инфраструктура;
  • Экологическая обстановка;
  • Региональная привязка. Каждый регион имеет определённый коэффициент по учётным параметрам;
  • Инвестиционная привлекательность.

После инвентаризации земельный участок прикрепляется к кадастровому номеру. На карте отмечается место расположения участка. Определяется категория.

Определение размера оплаты за землю по договору

Арендную плату определяет корректирующий коэффициент от кадастровой стоимости участка:

  • Гражданину (организации), имеющему налоговые привилегии или освобождённому от уплаты земельного налога, назначается 0,01% . Если земля не используется из-за ряда причин, при передаче в аренду оценивается таким же коэффициентом;
  • При использовании арендной земли для ЛПХ или развития сельского хозяйства назначается 0,6 %;
  • Аренда земли для реализации взаимовыгодного проекта между частником и государством — 1 %;
  • Аренда на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ – 1,5 %;
  • Аренда участка для пользования недрами земли – 2 %.

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру участка.

Нормативная

Постановление Правительства РФ от 15.03. 1997 г. № 319 регулирует порядок определения нормативной стоимости надела.

Цена формируется из характерных особенностей:

  • по качеству,
  • местоположению,
  • доходности
  • и самоокупаемости земли

за расчётный период.

Нормативная цена нужна:

  • для экономического расчёта при передаче в собственность надела,
  • оформлении дарственной
  • и выполнение других операций, где земля является капиталом владельца.

Органам местного самоуправления дано право решением на 25% менять нормативную цену в сторону повышения или понижения. По отношению рыночной цены нормативная не может превышать 75 процентов.

Если не определена кадастровая стоимость арендуемого надела, оформляется налогообложение по нормативной цене.

Рыночная

При сделках продажи применяется рыночная стоимость надела, которая не может быть ниже кадастровой. Независимые оценщики определяют рыночную цену земельного участка. Также и владелец может установить свою цену. Существует сравнительный, доходный и затратный метод определения цены.

Сравнительный метод расчета

Изучаются объявления на сайтах, в средствах массовой информации цены аналогичных участков. Определяется средняя цена, которая и определит рыночную стоимость определённого надела.

Доходный

Прогнозируется, какой доход можно получить от надела, если использовать по целевому назначению. Инфраструктура, перспектива развития окружающей среды увеличат рыночную стоимость.

Затратный

Подсчитываются затраты, которые предполагаются для освоения земли и возведения строений. Рассматриваются и прогнозируемые доходы. Разница между доходами и затратами и есть рыночная цена земельного участка.

Как рассчитать размер оплаты?

Цены в зависимости от арендодателя отличаются. В аренду можно брать у государства и у частника. Расчёт совершается по разным формулам.

За земли государственной собственности исчисляется по формуле: АП = Цк * k.

Примечание:

  • АП – размер арендной платы (земельного налога);
  • Цк – кадастровая стоимость;
  • k – корректирующий коэффициент.

За земли частной собственности действует формула расчёта: АП = Цр * k.

Примечание:

  • АП – арендная плата за один год;
  • Цр – рыночная цена земли;
  • k – ставка рефинансирования центрального банка.

Иногда право на аренду приобретается на торгах, конкурсах. В таких случаях расчёт арендной платы ведётся по разработанной схеме площадки этого мероприятия.

Как оплатить?

Правовые отношения между сторонами в земельных вопросах регулируются Земельным Кодексом. Условия оплаты оговариваются в статье 65 ЗК РФ, согласно которой формами выплаты является налог на землю и арендная плата, размер и сроки которой устанавливаются на основе договора между арендатором и собственником.

Сумма выплаты начисляется на основании кадастровой стоимости земли. Существует специальная формула, по которой ведется расчет стоимости земельной аренды:

А = КС * k , где:

  • А — конечная плата,
  • КС — кадастровая стоимость участка,
  • аk — особый коэффициент, который зависит от категории владельца и цели аренды.

Для коэффициента «k» действуют следующие значения:

  • k = 0,0001 — используется для граждан, имеющих специальные льготы по ст. 395 ФЗ №117 от 05.08.2000;
  • k = 0,006 — действует для участков, взятых в найм под садовые, огородные и сельскохозяйственные работы;
  • k = 0,02 — применяется для участков, нанятых с целью добычи полезных ископаемых.

Во всех остальных случаях ЗК РФ принято фиксированное значение коэффициента — 0,015.

Как осуществляется оплата?

Для оплаты аренды существует два способа.

  1. Выплата по договору — осуществляется на основе соглашения об аренде между нанимателем и владельцем участка.
  2. Уплата земельного налога — в большей части регионов России налоговый сбор за эксплуатацию земли является основным способом оплаты аренды.

Для осуществления выплаты используют обычное платежное поручение. Для этого следует напрямую обратиться к арендодателю или воспользоваться услугами любой платежной системы (Яндекс Деньги, Сбербанк, Webmoney, портал Госуслуги). Платеж будет происходить по соответствующим реквизитам и спишется напрямую со счета плательщика.

Основными мерами наказания в случае неуплаты за аренду и является начисления штрафа в размере 20-40 % от суммы арендного платежа или пени, начисляемой за каждый день просрочки до момента полной выплаты долга.

Налоговые нюансы

За использование земли в РФ надо платить.

Арендная плата за землю прописана в договоре сторон, сумму получает арендатор. Земельный налог оплачивается в казну государства, порядок прописан в Налоговом кодексе ст. 387 и 398.

Налоговая база – кадастровая стоимость земли. Налоговая ставка устанавливается муниципалитетом, не может превышать 1,5 и 0,3 процента.

Арендная плата перечисляется владельцу. Владелец обязан платить ежегодный земельный налог государству.

Определение размера налога и НДС

Налог на земельный участок определяется по формуле: Кст * Д * Cт * Кв.

Примечание:

  • Кст – кадастровая стоимость;
  • Д – доля собственности;
  • Ст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения участком земли.

Местный муниципалитет определяет размер налоговой выплаты за землю. Расчёт земельного налога осуществляет налоговый орган. Не обязательно налогоплательщику заниматься бухгалтерским учётом.

НДС – налог на добавленную стоимость. От полученной прибыли государству надо заплатить 18 процентов от дохода.

В основе арендной платы берётся кадастровая стоимость за землю. На едином портале Росреестра гражданин РФ в онлайн режиме легко может узнать кадастровую стоимость своего участка по соответствующему номеру. Кроме арендной платы существует земельный налог и НДС.

Арендовать землю можно у частного лица или государства. Доход от земельного налога и арендного наложения используется местными органами власти для улучшения инфраструктуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *