Анализ производства продукции

  • автор:

Назначение сервиса. Онлайн-калькулятор предназначен для автоматического расчета показателей, с помощью которых анализируется деятельность предприятию по производству и реализации продукции (см пример анализа выпуска продукции). При анализе реализации услуг во времени перед исследователем встает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей. Для характеристики интенсивности изменения во времени такими показателями будут:

  1. абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста,
  2. абсолютное значение одного процента прироста.
  • Решение онлайн
  • Видеоинструкция

Инструкция. Укажите количество данных (количество строк) для анализа. Полученное решение сохраняется в файле MS Word.

Анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в четыре этапа:

  1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.
  2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
  3. Исследования структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
  4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Основные задачи анализа реализации продукции и услуг:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

Для изучения динамики товарной продукции составляется аналитическая таблица «Динамика товарной продукции».
Таблица 1 — Динамика товарной продукции

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные
2010
2011
2012

По данным таблицы рассчитывается среднегодовой темп роста (прироста).
Для большей наглядности динамику товарной продукции можно изобразить графически в виде столбиковой диаграммы.
Далее необходимо дать оценку выполнения плана по выпуску товарной продукции предприятием. Данные для анализа приводятся в Таблице 2.
Таблица 2 — Анализ выполнения плана и структуры товарной продукции предприятия

Изделие (цех) Объем производства продукции Отклонение планового выпуска от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции
Прошлый год Отчетный год от плана от прошлого года
план факт т.руб % т.руб %
т.руб. % т.руб. % т.руб. % т.руб. %
А
Б
В
и т.д.
Итого
100 100 100

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры. Влияние структуры производства на величину товарной продукции может быть рассчитано способом цепных подстановок, способом абсолютных разниц, с помощью средневзвешенных цен.

Анализ отгрузки и реализации продукции заключается в сравнении фактических данных с плановыми и предшествующими периодами. Рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый период.

Объем производства и реализации продукции – это два главных показателя, которые характеризуют деятельность организации. Анализ затрат на производство и реализацию продукции помогает оценить деятельность компании, способствует рациональному планированию. В системе экономического анализа анализ производства и реализации продукции занимает большое места.

Цели и задачи анализа

Главная цель анализа состоит в увеличении объемов реализации, получении наибольшей прибыли, расширение доли в отрасли, увеличении преимуществ перед конкурентами. Он позволяет выявить самые эффективные пути роста продаж, улучшения качества продукции и использовании не задействованных ранее резервов для расширения производства.

Задачей анализа производства и реализации является оценка конкурентоспособности предприятия в целом и выпускаемой им продукции в частности, а также способности компании маневрировать ресурсами при условиях изменения рыночной конъюнктуры.

Более подробно задачи анализа можно обозначить так:

  • Оценка степени выполнения плана производства и плана продаж.
  • Изучение изменений в объемах реализации и выпуска.
  • Определение факторов, которые влияют на динамику этих показателей.
  • Оценка степени выполнения договоров о поставке, качества продукции, ритмичности выпуска и пр.
  • Выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения количества выпускаемой продукции.
  • Разработка мероприятий, которые помогут освоить обнаруженные резервы.

Объектами анализа могут быть:

  • Объемы производства.
  • Количество реализуемой продукции.
  • Ассортимент.
  • Качество товаров.
  • Ритмичность продукции.

Технология анализа

Ряд особенностей, которые имеет каждое производство, определяют, в какой последовательности будет проводиться анализ, какие методы будут использованы.

В качестве источников информации для анализа могут выступать бизнес-планы компании, оперативные план-графики, а также статистические данные и отчеты. Для статистической отчетности используются годовые, квартальные и месячные формы. Среди бухгалтерской отчетности используются отчеты об убытках, прибылях, ведомости движения изделий, всевозможные бухгалтерские отчеты и регистры. Для оперативного анализа применяется первичный бухгалтерский отчет.

Объем производства может быть измерен по-разному. Иногда используют денежные, или стоимостные показатели, иногда натуральные и условно-натуральные. Натуральные показатели – это количество изделий, тонны, литры, квадратные или кубические метры продукции.

Условно-натуральные показатели близки к натуральным. Они используются для обобщения показателей различных видов продукции. К примеру, топливо может быть пересчитано на условные показатели в соответствии со своей теплотворной способностью, а материалы для возведения стен пересчитываются на условные показатели по параметрам кирпича.

Также при анализе необходимо учесть объем работы, который выполняется при производстве определенного объема продукции. Для этого могут быть использованы следующие показатели:

  • Нормо-часы – позволяют определить количество рабочего времени, которое было затрачено на производство продукции.
  • Нормированная зарплата.
  • Нормативная стоимость обработки – передают разность между себестоимостью продукции и затратами на материалы и комплектующие, использованы для ее изготовления.
  • Вновь созданная стоимость – показатель условно-чистой и чистой продукции.

Показатель чистой продукции – это разница между оптовой ценой без НДС и материалами затрат с учетом амортизационных отчислений. Чистая продукция – это сумма фонда зарплаты с отчислениями в пенсионный фонд и другие фонды и прибыли, которую получает компания. Условно-чистая продукция включает также амортизационные отчисления.

Резервы увеличения выпуска продукции

Одной из главных целей, для которых проводится анализ показателей производства и реализации продукции, является выявление резервов, позволяющий повысить выпуск продукции. Среди этих резервов могут быть выявлены:

  • Увеличение сменности функционирования оборудования. Сумма резерва – это произведение количества дополнительных часов работы на среднее количество произведенной за час продукции.
  • Ликвидация причин, которые приводят к простою внутри смены или целой смены.
  • Ввод в эксплуатацию оборудования, которое имеется в наличии, но не установлено.
  • Проведение мероприятий, которые позволят сократить затраты времени на производстве единицы продукции.
  • Устранение причин большого количества отходов.
  • Полезное использование тех отходов, которые установлены планом.
  • Экономия материальных ресурсов компании.
  • Увеличение или уменьшение штата до планового уровня, позволяющего сохранить максимальную эффективность производства.
  • Снижение уровня трудоемкости производства.

Определив, какие резервы можно задействовать на производстве, нужно вычислить общую сумму резервов, которые возможно использовать. Суммы резервов нельзя складывать, так как они относятся к различным группам факторов. Факторы делятся на три группы, а в качестве ориентира выбирается та группа, в которой сумма резерва получилась наименьшей. Эта сумма будет иметь обеспечение в виде других двух групп, то есть ее можно назвать комплексной.

Определив, какой резерв можно задействовать, необходимо определить резерв оста объема продукции при реализации этого резерва. Полученное количество и будет являться резервом, на который можно увеличить производство продукции компании.

Анализ выпуска и реализации готовой продукции позволяет не только увеличить количество продукции, которую производит компания, но и увеличить ее до таких объемов, который будет успешно реализован. Только в этом случае увеличение объемов совпадет с увеличением реализации и будет нести компании реальную прибыль, укреплять ее позиции и конкурентоспособность.

Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия и предопределяет финансовые результаты деятельности предприятия. Рост прибыли может быть достигнут не только на основе роста объема производства, но и объёма реализации. Поэтому производство должно быть ориентировано на востребованную покупателем продукцию. Выпуск продукции, которая не пользуется спросом по тем или иным причинам приводит к отвлечению финансовых средств и прямым убыткам.

Показатели объема производства и объема реализации взаимосвязаны друг с другом. При снижении объема производства объем реализации, при прочих равных условиях, снижается. В условиях роста спроса на продукцию возникают возможности увеличения объема реализации и необходимость наращивания объема производства.

В связи с вышеизложенным, анализ производства и реализации продукции имеет важное значение в управлении предприятием. Объектами анализа производства и реализации продукции выступают:

  • объем, структура и ассортимент производства и реализации продукции;
  • качество продукции, работ, услуг;
  • ритмичность производства и реализации продукции;
  • факторы производства и реализации продукции.

Задачами анализа производства и реализации продукции являются:

— оценка выполнения плана и динамики объема производства и реализации продукции;

— установление факторов изменения объема производства и реализации продукции и определение их влияния;

— оценка изменения ассортимента и структуры продукции;

— оценка изменения качества продукции;

— оценка ритмичности производства и реализации продукции;

— выявление резервов роста выпуска и реализации продукции, разработка рекомендаций по реализации выявленных резервов.

Источники информации, используемые при проведении анализа производства и реализации продукции

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *