Аморальные поступки

  • автор:

Понятие аморального поведения, его признаки и причины

Аморальное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам, морали, социального поведения в том или ином обществе. Аморальность – это наличие у человека безнравственных, моральных устоев, нарушение эстетики, правил среди таких же людей.

К основным видам аморального поведения можно отнести такие проблемы, как:

— наркомания;

— токсикомания;

— проституция;

— преступления различной направленности;

— алкоголизм (пьянство) и многое другое .

Исходным для понимания понятия аморального поведения служат понятия социальной нормы и морали, которые в полной мере отражают основные правила и требования (устные), которые получили распространение внутри общества.

Социальные нормы – это нормы поведения, существования внутри общества, которые считаются признанными и «нормальными» в этом обществе.

Отклонения от социальных норм могут быть:

— позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

— негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению:

Схема 1. Аморальное поведение

Мораль – это правила, требования поведения самого себя и отношения к другому человеку, которые являются примерными и правильными среди общества. Но нужно отметить то, что понятие морали и норм для каждого человека могут приобретать свое значение и понятие. Для одного алкоголь может считаться нормальным явлением, а для другого алкоголизм может считаться аморальным поступком, который с его стороны может быть причислен к безнравственности и распущенности .

Аморальное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление аморального поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Причинами аморального поведения могут быть:

— социальное неравенство населения, разделение народа на богатых и бедных.

Такие проблемы как: нехватка денег, бедность могут повлиять на развитие личности и его деградацию при помощи применения вредных веществ и занятия непристойным видом деятельности. Психологически выдержать порог нищеты и безденежья может не каждый. Безработица и коррупция может вызвать злобу народа и непонимание власти. В свою очередь власть должна стремиться решить подобного рода проблемы на уровне всего государства. Нехватка еды, одежды может привести человека к нервным расстройствам, стрессам, депрессиям, которые, по — мнению многих людей преодолимы при помощи принятия алкоголя и психотропных веществ;

— морально – этические факторы и причины аморального поведения населения.

К таковым причинам можно отнести в первую очередь в низком моральном воспитании народа, отсутствие моральных норм и наличие среди населения непристойных людей, которые не имеют представления о морали и ценностях. Каждая личность стремится найти свое богатство и ценность отношений, а также взаимопонимания отпадает вовсе. При функционировании общества большое внимание должно уделяться традициям, нормам и воспитанию личности. Деградация норм и ценностей постепенно приводят население к занятию проституцией, алкоголизму и другим аморальным поступкам;

— Окружающая среда человека.

Учеными доказано, что на человека наибольшее влияние оказывает именно близкое окружение: друзья, семья, школа. Поэтому важно вести работу не только с каждой личностью, но и его окружением в том числе.

Нужно отметить и то, что причины для каждого человека с аморальным поведением могут быть различными. Нельзя говорить о том, что перечисленные причины могут повлиять на всех людей одинаково. В каждом, отдельном случае нужно работать самостоятельно, сосредоточиться на проблеме конкретного человека .

Аморальным поведением может обладать любой человек, независимо от пола, возраста, рода занятий, профессии и достатка. Важно вовремя понять причину возникновения такого поведения и постараться вовремя решить все проблемы и помочь человеку вновь встать на истинный путь.

Нужно отметить то, что к аморальным поступкам и поведению скорее склонны молодежь и люди среднего возраста. Как правило, это люди от 12 до 40 лет, которые по каким – либо причинам не могут образовать достойный уровень жизни себе и своим близким.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, которая свободна от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами:

— неустойчивость психики;

— внутренняя противоречивость;

— низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);

— стремление выделиться, отличаться от остальных;

— существование специфической молодежной субкультуры .

Таким образом, аморальное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам морали в обществе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Уголовно-правовое значение шантажа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Шантажу присуща угроза — например, распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 17.12.2015 N 56 «О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)» разъяснил: «Под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка). При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство. К иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких, относятся, в частности, любые сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близких или подрывающих его (их) репутацию, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими части ст. ст. 128.1, 137, 155 или 183 и 163 УК РФ». Распространение сведений понимается как сообщение их хотя бы одному постороннему лицу.

В прямом эфире радио КП известный актер и психотерапевт Александр Рапопорт обсуждает с ведущими Еленой Хангой и Ольгой Медведевой , почему люди знают, что поступают плохо, но продолжают это делать.

Ханга:

— Здравствуйте. Это Елена Ханга вместе с Ольгой Медведевой.

Медведева:

— Здравствуйте! Сегодняшняя тема: какие поступки вы считаете аморальными в современном мире. Дело в том, что «Левада-центр» провел опрос среди россиян на тему морали. Выяснилось, что самым аморальным поступком люди считают отказ от своего ребенка. На втором месте — самоубийство и на третьем — клонирование. Если сравнивать с результатами опроса трехлетней давности, то произошли некоторые изменения. Россияне стали более лояльно относиться к алкоголизму, перееданию, уклонению от уплаты налогов, курению марихуаны, супружеской измене, сексу до брака и разводу. А в свежий список аморальных поступков вошли взятки и увлечение азартными играми. Считается аморальным брать взятки.

Ханга:

— Интересно, почему это произошло именно сейчас? В студии у нас Александр Рапопорт, врач, психотерапевт, он же — актер театра и кино, теле- и радиоведущий. Вам он известен как актер театра и кино. Я была на премьере у Александра в театре «Современник», «Враги: история любви» — замечательный спектакль. Александр поет прекрасно. Я его хорошо знаю, как врача-психотерапевта. Когда я в Нью-Йорке лет 20 назад решила поступать учиться на психотерапевта, мне надо было привезти в нью-йоркский университет несколько рекомендаций от профессионалов. А один из лучших русскоговорящих психотерапевтов в Америке был Александр, который в меня поверил, написал мне письмо, и меня взяли в университет. Поэтому меня с Сашей связывают долгие давние отношения. Он абсолютно нормальный человек, с которым можно поговорить.

Рапопорт:

— Что бывает нечасто.

Ханга:

— Среди психотерапевтов. А он как раз здоровый. С ним можно говорить о чем угодно. Поэтому звоните, говорите, что вы совершили аморального, он вас поймет и все вам объяснит. Саша, а ты как считаешь, что в наше время можно считать аморальным?

Рапопорт:

— Когда я услышал про секс до брака, я подумал, что такого не бывает? Я считаю, аморальный поступок, с моей точки зрения, это когда человек делает что-то, что он считает делать нельзя, и, тем не менее, делает. Очень часто люди делают то, что считается аморальным с точки зрения общепринятой морали, а он говорит: ребята, а я не вижу в этом ничего страшного, я это делаю потому-то, он объясняет и оправдывает. Тогда возникает вопрос: кто прав — те, кто считает, что это неправильно с точки зрения общепринятой морали или он, который объясняет, почему он это сделал. Мы же редко становимся на платформу человека.

Ханга:

— Саша, ты когда-нибудь совершал аморальные поступки?

Рапопорт:

— Да.

Ханга:

— Какие?

Рапопорт:

— Я, например, считаю аморальным поступком злословие. Если я недоволен каким-то поступком моего оппонента, партнера, работодателя, подчиненного, жены, если я считаю это неправильным, то по идее я не должен об этом рассказывать никому. Если я рассказываю кому-то, то знаешь, что потом происходит? Звонит тебе кто-то и говорит: Лена, а Саша Рапопорт сказал про тебя то-то и то-то. Что ты сделаешь в этот момент? Ты ведь мне не позвонишь. Может, ты позвонишь. Но большинство людей не позвонит. Ты просто обидишься, разозлишься, затаишь. И в этом виноват будет кто? Я считаю, это аморальный поступок. Если я чем-то недоволен, я должен позвонить тебе и сказать: Лена, я недоволен тем-то и тем-то.

Ханга:

— Согласна.

Звонок Алексея:

— Добрый вечер. Аморально, мне кажется, что по средствам массовой информации последние лет 10-15 всякие негативные поступки преподносятся, как первая новость дня. Например, упал где-то самолет в Манчжурии, 2-3 дня его ищут. Корабль утонул на Сахалине, забыли про самолет, теперь тема — корабль.

Рапопорт:

— Согласен.

Медведева:

— Вы считаете, что о таких вещах не должны говорить или неправильно подают?

Алексей:

— Можно, конечно сказать, то долю сострадания, что люди погибли, а не сам факт этого несчастья. Последний случай с убийцей. Вплоть до того, что он в своем дневнике написал. Я считаю, что для человека, который не очень морально или психологически готов, это как руководство к действию. То есть, появляется герой для подражания. А герой отрицательный. Разве это правильно?

Медведева:

— Но его вряд ли подают как героя для подражания.

Рапопорт:

— Наш радиослушатель говорит о том, что смакование негатива в принципе аморально. Когда человек начинает испытывать удовольствие от того, что произошло что-то негативное, это аморально.

Медведева:

— Но когда случается какое-то ЧП, мы понимаем, почему СМИ дают так много информации об этом. Потому что это читают, это смотрят.

Рапопорт:

— Но это нужно давать разным тоном.

Ханга:

— И нужно продолжение. Что случилось.

Медведева:

— В «Комсомольской правде» всегда есть продолжение.

Звонок Натальи:

— Здравствуйте. Я считаю, что аморально поступает наша государственная налоговая служба. Совсем недавно мы получили письмо, что мой муж должен заплатить смехотворный налог — 56 рублей. И к этому письму приложена квитанция: по ней оплатите, и все будет нормально. А мелким-мелким шрифтом там написано, что за вами числятся пенни в размере 15 тысяч.

Медведева:

— Поэтому юристы всегда говорят: читайте в документах, что написано мелким почерком.

Рапопорт:

— Юристы говорят об этом, но юристы очень часто рады, что клиенты не читают, потому что тогда у юристов есть работа.

Звонок Михаила:

— Здравствуйте. Я считаю аморальными поступки, когда они идут вразрез интересам общества. То есть, когда личные интересы ставятся выше всех остальных. Возьмем юристов. Уже давно складывается впечатление, что юридическая наука работает сама на себя. То есть, наши законы пишутся так, что без юриста не разберешься. То есть, система пошла вразнос. Юристы порождают новых юристов для юристов. Я считаю, что это нарушение здравого смысла и морали как таковой.

Известный телеведущий, актер и психотерапевт Александр Рапопорт объяснил, почему люди, понимая, что поступают плохо, продолжают это делатьФото: Анатолий ЖДАНОВ

Рапопорт:

— Если уж говорить о психотерапии, это очень больная тема, мне кажется аморальным (и это происходит сегодня очень часто), что психотерапевты подсаживают на себя пациентов. Это сверхаморально. Вместо того, чтобы лечить, как можно быстрее отправлять человека в свободное плавание, подсаживают на себя, практически заменяя собою наркотик, с которого снимают.

Ханга:

— Это аморально.

Звонок Сергея:

— Добрый вечер. Я считаю, аморально транслировать по телевидению кадры катастроф.

Медведева:

— А вы не смотрите такие новости?

Сергей:

— У меня трое детей маленьких, я стараюсь их оградить.

Медведева:

— Вы стараетесь оградить детей, но ведь сами наверняка смотрите. Вы же следите за этими событиями.

Сергей:

— Если честно, смотрю. Но мне немножко противно смотреть на оторванные ноги или окровавленные.

Ханга:

— То есть, смотрите с отвращением.

Сергей:

— Да.

Медведева:

— Я согласна, что надо фильтровать кадры.

Ханга:

— Когда случилась трагедия в 11 сентября 2001 году в Америке, было очень много видео. Жертвы выбрасывались из небоскребов и летели вниз. Было принято решение не показывать этого по телевизору, не публиковать эти фотографии в прессе, хотя все это было. И это решение было принято не президентом. Сами журналисты решили, что аморально показывать такие кадры в то время, когда, может быть, родственник смотрит на это.

Медведева:

— Если не говорить о журналистах, то в последнее время очень часто в Интернете появляются ролики, когда снимают ЧП, драку, очень негативное, выкладывают в Интернет. Я считаю, это более аморально.

Рапопорт:

— Мне кажется, в высшей степени аморальным было злорадство по поводу трагедии 2001 года, которое некоторые себе позволяли.

Звонок Александра из Красноярска:

— Здравствуйте. Мне 45 лет. Я помню наше общество старого типа, перестроечное общество и общество нового типа, которое строится сейчас. Вопрос в том, что сейчас общество строится на страхе. Это выгодно руководству, неважно какому.

Ханга:

— О каком страхе вы говорите?

Александр:

— Я помню, когда общество осуждало за все акты насилия, любые, на кухне, в автобусе — везде. Сейчас общество смакует акты насилия. Из этого вытекает корень проблемы. Более позднее поколение воспитывается на том, что эти акты насилия — нормально, нравственно.

Медведева:

— Не знаю, кто подает это как нравственную сторону. Это очень спорно.

Звонок Николая:

— Добрый вечер. На мой взгляд, самое аморальное, что может быть на свете — это ложь.

Ханга:

— Какая ложь? Есть ложь во спасение.

Николай:

— Любая. У лжи короткие ноги. Любая ложь аморальна.

Ханга:

— Конкретно.

Рапопорт:

Ханга:

— Это аморально, на ваш взгляд?

Михаил:

— Это не аморально. Но это не ложь. Успокоительная таблетка.

Ханга:

— Успокоительной таблеткой можно очень многое назвать. Например, будет кризис, а вам говорят, что не будет кризиса. Вы скажете, аморально нас обманывать, а вам скажут: мы вас не обманываем, это успокоительная таблетка, чтобы не было паники. Мы так далеко зайдем по поводу лжи.

Михаил:

— Любая ложь очень аморальна.

Ханга:

— Я по-другому хотела бы поставить вопрос. Сегодня я открываю Интернет и вижу новость: директора ЦРУ уволили за то, что выяснили, что он изменял своей жене. Причем, он сам подал заявление. Они считают, что это аморально, и это повод для того, чтобы подать заявление об отставке. Саша, ты считаешь, измена жене — аморально?

Рапопорт:

— Все зависит ли от того, считает ли человек, который уволился с поста ЦРУ, это изменой. Если он считает это изменой, это повод. Если он считает это изменой и если он считает измену аморальной, если он считает, что директор ЦРУ не имеет права на аморальные поступки, тогда последовательно он поступает совершенно правильно. Другой вопрос, если у человека снизился интерес к своей супруге-супругу, и появился интерес к другой женщине или у нее — к другому мужчине, надо подумать, измена ли это.

Медведева:

— Вы действительно считаете, что измена жене должна как-то отражаться на работе? По-моему, это личное дело каждого.

Рапопорт:

— Что такое измена? Когда человек влюбляется, то никакого отношения к его работе он уже не имеет. Для того, чтобы находиться на работе, человек должен находиться в нормальном психическом состоянии. А любовь — состояние несколько отличающаяся от обычного среднего нормального.

Ханга:

— В комментариях к сегодняшнему поступку было сказано, что поскольку этот человек занимает такой важный государственный пост, то его могли использовать люди из других стран, манипулировать или шантажировать.

Рапопорт:

— Наверняка. А на самом деле он хороший парень.

Ханга:

— И поэтому он боялся.

Звонок Юрия:

— Здравствуйте. Уволился начальник ЦРУ не из-за того, что он с ней. А из-за того, что эта погань влезла в служебные. Мог быть КГБшником типа Бута и убить много-много людей.

Ханга:

— Вы считаете, что он уволился не по моральным соображениям, а из соображений безопасности страны.

Юрий:

— Точно. Ради сохранения людей. На этих должностях человек должен быть кристально чистым. Представьте, Путин туда бы вошел. Это разрушит весь демократический мир.

Ханга:

— Какие поступки вы считаете аморальными?

Юрий:

— Любая ложь, которая влечет к изменению сознания. Человек не понимает, где он находится.

Ханга:

— Конкретно можете привести пример аморального поступка? Может, вы совершили аморальный поступок?

Юрий:

— Служение преступному режиму.

Ханга:

— Вы отказываетесь себя приводить в пример?

Юрий:

— Мне лет 15 было. Когда мне следователь-женщина сказала: ты скажи, и будет все хорошо. Я сказал, и было очень плохо.

Рапопорт:

— Это всегда так.

Звонок Галины:

— Здравствуйте. Я хочу спросить, аморально это или нет, если президент Америки имеет две резиденции, Италии — три правительственные, Германии — две, а у нашего Путина — 20. А у меня муж инвалид 1-й группы пожизненно, и земельный налог.

Рапопорт:

— Лена, ты знаешь, сколько у Путина?

Ханга:

— Все из Интернета.

Звонок Василия:

— Здравствуйте. Разве не является аморальным поступком, как сегодня показали по телевидению, сколько у министра обороны было всего прочего. Для детей надо отдать городок, где у него находится все это.

Ханга:

— Вас возмутило то, что это показали по телевизору? Или то, что у него это есть?

Василий:

— Что у него это есть.

Рапопорт:

— Мне кажется, что когда мы обсуждаем поведение людей, которые находятся во власти, нам очень трудно себя абстрагировать от того, что мы знаем, кто эти люди. Если мы рассматриваем людей неизвестных, мы все-таки смотрим на них иначе. Допустим, сейчас обсуждают конкретного человека из власти. Для очень многих он плохой. А если бы это был его родственник или просто неизвестный человек, так ли яростно были против него?

Ханга:

— Боюсь, что так же.

Звонок Натальи:

— Здравствуйте. Я долгое время получала зарплату в конверте. Я думаю, это аморально или нет?

Медведева:

— С чьей стороны? Со стороны работодатели, которые выдавали?

Наталья:

— С моей.

Ханга:

— Вас смущает, что вы не платили налоги?

Наталья:

— Да.

Рапопорт:

— Это хороший вопрос. Наталья, спите спокойно. Вы не самый большой нарушитель. Хотя я не подстрекаю к уклонению от уплаты налогов. Но, поверьте мне, есть гораздо более серьезные нарушители, чем вы.

Медведева:

— В актерской среде, я думаю, большая конкуренция. Наверняка есть зависть. Люди готовы на какие-то аморальные поступки.

Рапопорт:

— Готовы.

Медведева:

— На какие? И осознают ли они, что совершают аморальные поступки?

Рапопорт:

— Это очень больной вопрос, потому что ролей меньше, чем актеров. Огромное количество талантливых, потрясающих актеров, особенно в театральной среде, которых никто не знает.

Ханга:

— Саша, ты когда-нибудь шел на что-нибудь аморальное ради роли?

Рапопорт:

— Не шел. Не шел в очень большой степени, что сложилось, что шло ко мне. Мне не пришлось ни разу наступать ни на чей хвост и не на чье горло.

Ханга:

— Ты мне напоминаешь одного моего знакомого, который говорит: Лена, я до миллиона не кидаю. Это он объяснял, что он очень благородный человек.

Рапопорт:

— Я никогда этого не делал. Не знаю, как бы я поступил, если бы лежала роль, и был бы претендент я или другой, и надо было войти в какую-то дверь, сказать: дайте эту роль мне. Не буду врать. Не знаю.

Звонок Сергея:

— Добрый вечер. Скажите пожалуйста, Елена, когда получается, что СМИ говорят одно, потом переворачивают на другое, третье, пятое, десятое. Вам не стыдно за все СМИ?

Рапопорт:

— Тебе не стыдно за себя?

Ханга:

— Я не помню, чтобы я вначале говорила одно, потом — другое, третье. Это очень общий вопрос. Так нельзя огульно все СМИ. Есть разные газеты, радио. Кому-то мы верим, кому-то мы не верим.

Звонок Дмитрия:

— Вечер добрый. Смотрите, что происходит в любимом городе каждый день. Десятки тысяч людей ждут проезда неизвестно кого. Без извинений. Это уже продолжается очень много лет. И конца и края этому нет. А все благие слова, которые власти говорят, стопроцентная ложь.

Рапопорт:

— Алексей, вы сами лично что-то сделали, чтобы этого не было?

Алексей:

— Когда я вижу это безобразие, я начинаю гудеть, я ругаюсь с ментами. А что я могу сделать? Достать пистолет и пристрелить их, что ли?

Рапопорт:

— Я вам этого совета не давал.

Звонок Юрия:

— Здравствуйте. Аморальным я считаю, когда СМИ говорят неправду.

Ханга:

— Например.

Юрий:

— Формируются одни из вещей, что, например, одна часть общества должны ненавидеть другую часть общества. Товарищ предыдущий ненавидит чиновников. Кто-то ненавидит ЖКХ. Кто-то ненавидит черных. Помните, 90-е времена, вы вели программу про секс.

Ханга: — Она называлась «Про это».

Юрий:

— Я считаю, эту передачу саму по себе разлагающую общество, аморальной. А вы были ее ведущей. Я считаю, что это неправильно.

Ханга:

— Мне этот вопрос задавали сто тысяч раз и я объясняла, что тема секса интересует абсолютно всех. Потому что это естественно. Дальше вопрос ставится так: насколько интеллигентно эта передача сделана. Если вы считаете, что она плохо сделана, давайте разговаривать. Но говорить, что передача «Про это» в принципе аморальна только потому, что мы говорим о сексе, это неправильно.

Звонок Сергея:

— Здравствуйте. Давайте про нашу жизнь. Куда ни коснись, она вся аморальна.

Ханга:

— Например.

Сергей:

— Любую тему коснись, все аморально.

Медведева:

— Вы сами совершали аморальные поступки?

Сергей:

— Совершал.

Ханга:

— Какие?

Сергей:

— Не буду говорить.

Рапопорт:

— Я согласен с Сергеем.

Сергей:

— Сверху до низу пронизано все аморальным.

Рапопорт:

— Сергей, я с вами согласен. Уровень морально-нравственного дефекта на сегодняшний день настолько высок, людям настолько в большинстве своем наплевать на то, что происходит с кем-то другим, чего раньше в такой степени не было. Когда я учился в школе, были хотя бы какие-то морально-нравственные разговоры. Обсуждалось, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня это не обсуждается.

Медведева:

— Возвращаясь к роликам, которые выкладывают в Интернет. Не так давно была целая волна историй, когда школьники избивали своего одноклассника, выкладывали это все. Школьники разве не понимают, что это аморально? Откуда это идет? Это неправильное воспитание?

Рапопорт:

— Это комплекс. Дети жестокие. Откуда-то появляются не жестокие дети. Это родители, наличие в доме животных, любящие взаимоотношения, учителя. Дети все рождаются маленькими, добрыми. Откуда-то появляются злые и добрые. Это зависит от комплекса мероприятий. Но самое главное это зависит от того, что этим кто-то должен хотеть заниматься. А этим сегодня хотят заниматься очень немногие. И это большая проблема.

Звонок Сергея:

— Добрый вечер. На сегодняшний день о конкретных аморальных поступках рассуждать нам не хватит времени. В общем, совершенно аморально радость человеческую подменять удовольствиями. Это касается еды, секса, когда он предоставляется, как удовольствие, а не как некое божье вдохновение для того, чтобы рождались дети. Совершенно аморально. Любые удовольствия и стремление к ним аморальны.

Рапопорт:

— Как человек, который кроме всего прочего занимается сексологией, должен сказать, что на самом деле так называемая удовольственная компонента секса, как говорят сексологи, имеет право ан свое существование. Она совершенно не отрицается. Продолжение человечества тоже должно быть, и любовь. Но удовольствие никто не отменял. И я не считаю, что аморально получать удовольствие от секса.

Звонок Ахмата:

— Добрый вечер. В нашем обществе настолько много аморального. Оно пронизывает просто все.

Медведева:

— Вы можете нам конкретную ситуацию привести?

Ахмат:

— Я сталкиваюсь с ними везде и всюду.

Рапопорт:

— Каждый человек, который звонит, говорит о том, что совершаются какие-то аморальные поступки. Вы про себя что-то можете сказать?

Ахмат:

— Не лукавя, я скажу, что в моей жизни были аморальные поступки, в последствии я осознавал степень их аморальности.

Ханга:

— Какие?

Ахмат:

— Это формат личных взаимоотношений и девушками.

Рапопорт:

— А в момент, когда вы это совершали, вы понимали или не понимали?

Ахмат:

— Не понимал. Потому что был не достаточно опытен, юн.

Рапопорт:

— Тогда если вы потом поняли, что это было аморально и потом делать это перестали, значит, людям, которые это делают, можно тоже простить, учитывая, что потом они тоже поймут со временем?

Ахмат:

— Вы правы. Все зависит от намерений человека изначально. Если он знает степень аморальности поступка, и не идет на этот поступок — это одно.

Рапопорт:

— Ахмат прав. В Америке есть слово — считается намерение.

Звонок Степана:

— Здравствуйте. Когда мы прилетаем в аэропорт или на вокзал, нас встречает куча таксистов, которые навязывают свои услуги. Мне кажется, что такое навязывание аморально.

Медведева:

— Аморально было, когда случился теракт в Домодедово.

Ханга:

— И за большие деньги таксисты возили людей.

Медведева:

— Воду продавали в сто раз дороже.

Звонок Ивана:

— Вы спрашиваете примеры. Самый главный пример, особенно у нас в Москве. Все хотят получать на работе денег много, а работать честно никто не хочет.

Ханга:

— Это аморально?

Иван:

— Для меня — аморально.

Ханга:

— А вы кем работаете?

Иван:

— Я строитель. Даже в строительстве все стараются наварить. Компании стараются обмануть. Это аморальный принцип заработка денег.

Рапопорт:

— У меня под окнами, допустим, орут пьяные люди. Я выхожу с ними разбираться сам. Подъехали полицейские на машине, они даже не вышли из машины. Это аморально. Я разобрался сам. Но если бы я превысил степень своих полномочий, меня бы арестовали. Это было бы морально?

Звонок Владимира из Краснодара:

— Добрый вечер. У нас сейчас весьма актуальна такая аморальная тема — мздоимство и казнокрадство. Я не беру более высокие степени — убийство и прочее. Это позорит нашу страну. Народ нашей страны жил бы гораздо лучше, если бы отсутствовали эти факты.

Рапопорт:

— Владимир, что надо сделать, чтобы этого не было? У вас есть рецепт?

Владимир:

— Для начала начать с полиции.

Рапопорт:

— С себя надо начинать всем.

Владимир:

— Я стараюсь жить по принципу: не делай для других того, чего не хочешь, чтобы сделали для тебя.

Ханга:

— Надо подводить итог.

Медведева:

— Почему вы боитесь совершить аморальный поступок? Задали такой вопрос на одном из сайтов. На первом месте оказался ответ: боюсь порицания близких. На втором месте: боюсь греха. И только на третьем: боюсь тюрьмы. Все-таки люди не совершают аморальных поступков потому что они боятся наказания.

Рапопорт:

— Надо бояться осуждения самого себя.

Ханга:

— Потому что самый жестокий и жесткий критик — это ты сам. И от себя никуда не убежишь. Поэтому мы советуем всем не совершать аморальных поступков не потому, что вас потом посадят в тюрьму. Может, никто даже не узнает, что вы совершили. Потому что надо потом смотреть в глаза близким и заглядывать в свою душу. Всего вам доброго.

Аудио:

УДК 349.2

Оспичев Игорь Михайлович

кандидат юридических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин, Югорский государственный университет iospichev@mail.ru

Igor M. Ospichev

Аморальный поступок

как основание прекращения трудовых отношений

Immoral conduct as a

ground for termination of employment

Аннотация. В данной статье рассмотрены термин «аморальный проступок», юридические основания для увольнения работников, проведен анализ данного аспекта в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также, определен перечень категорий работников, которые могут быть уволены за совершение аморального проступка, а также конкретизирован порядок их увольнения по данному основанию.

Ключевые слова: аморальный проступок, увольнение, воспитательная функция, моральные устои.

Keywords: immoral transgression, dismissal, educational function, moral principles.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации) в пункте 8 части 1 статьи 81 части 8 среди оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя среди оснований для прекращения трудового договора выделяются такие основания, как совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального право нарушения, несовместимого с продолжением этой работы. Однако это положение остается спорным и по сей день.

Возникают вопросы о том, что само по себе является аморальным проступком?

Средства массовой информации изобилуют сообщениями о безнравственных деяниях, регулярно совершаемых учителями с завидной регулярностью. Очень часто ученики, коллеги и общественность выступают в защиту уволенных, считая наложение дисциплинарных взысканий незаконным. Учитывая, что категория «нравственность» не является законной и трудно поддающейся определению, возникает целый ряд вопросов относительно уместности использования этого слова при перечислении оснований для увольнения.

Понятие «аморальный проступок» незакреплено в Трудовом кодексе РФ иных правовых актах в связи с его ценочным характером и связью с нормами морали. В настоящее время этот про-

бел заполняется только доктринальными точками зрения, а так же сложившейся судебной практикой.

Так, К.Н. Гусов в своей работе понимает аморальные действия (бездействие) как «виновные действия (бездействие), нарушающие основные нравственные нормы общества и противоречащие содержанию служебно-трудовой функции, дискредитирующие служебно-педагогические, служебные полномочия круга лиц» .

Если попытаться наметить перечень действий, то на практике, чаще всего, аморальными считаются: хулиганство; употребление алкоголя и наркотиков в общественных местах и вовлечение в эти действия несовершеннолетних; драки; проклятия в присутствии несовершеннолетних и

др.

Под моралью понимаются «моральные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама мораль» .

Таким образом, невозможно четко определить поступок «аморальный» и «моральный», особенно с учетом того, что в конкретном обществе существуют и развиваются собственные ценности.

В различных судебных решениях, помимо банального физического воздействия, были признаны, например, сексуальные домогательства

со стороны учителя спортивной школы ; избиения одного учителя другими , произнесение клятвы коллеге ; поощрение учителем использования телефонов учащимися при прохождении ЕГЭ ; принуждение ученика ко лжи

Так, например, доводы апелляционной жалобы истца о том, что произошедший конфликт с коллегой не может быть признан аморальным проступком при выполнении ею должностных функций по педагогической деятельности, судебная коллегия учитывает, что в трудовом законодательстве не содержится определения аморального проступка и не устанавливается каких-либо критериев, на основании которых проступок лица, выполняющего воспитательные функции, может быть признан аморальным, в связи с чем, работодателю предоставлена возможность самостоятельно решить данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В то же время, конфликт с применением физического воздействия к коллеге по работе — это не только нарушение положений Устава вуза, но и общепринятых в обществе норм поведения, несовместимое с деятельностью преподавателя. В воспитательные функции педагога входит, в числе прочего, демонстрация воспитанникам (студентам) уважительного отношения к коллегам, умения погасить конфликт и не вовлекать в конфликтные ситуации воспитанников (студентов), чего истцом в данном случае сделано не было.

При изложенных обстоятельствах, а также, принимая во внимание особенности работы истца в учебном заведении, ее должностные обязанности, совершенный ею проступок (в рабочее время, на территории работодателя, во время учебного процесса, в присутствии учащегося) обоснованно признан работодателем аморальным, поскольку он нарушает принятые в обществе нравственные нормы, нормы морали, правила поведения в обществе, как в целом, так и в коллективе, противоречащие содержанию учебно-трудовой функции преподавателя, несовместимого с продолжением работы преподавателем и влечет за собой применение дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения по инициативе работодателя .

Данный пример, показывает, как на практике работодатель может самостоятельно принять решение об аморальности проступка, уволив работника по соответствующей статье ТК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, правонарушение, противоречащее общепринятым нормам и правилам (появление в общественных местах в состоянии опьянения, непристойная клятва, драка, поведение, унижающее человеческое достоинствои т.д.), считается аморальным . Во многих решениях суды пытаются дать свое определение, которое, посути, сводится к этому — аморальным поведением можно считать поведение, неприемлемое для большинства членов общества, которые наделяют этого чело-

века особыми социальными ожиданиями, соответствующими его социальному статусу и роли.

Увольнение возможно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая определенных в ч. 3 ст. 192 ТК РФ промежутков времени), шести месяцев — со дня совершения.

День обнаружения — день, в который непосредственному руководителю работника стало известно о произошедшем. Увольнение возможно за совершение поступка и не по месту работы -оно в этом случае относиться к дисциплинарному взысканию оно не будет и порядок увольнения, установленный ст. 193 ТК РФ не соблюдается. По прошествии года уволить работника по данному основанию (ч. 5 ст. 81) уже нельзя.

В случае, если работник является педагогическим, его могут уволить по ст. 336 ТК РФ, а не по п. 8 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Так, в одном из дел, по ч. 2 п. 1 ст. 336 была уволена воспитательница (она, согласно рапортам свидетелей, схватила воспитанника за ворот одежды сзади и грубо, с силой, толкнула в сторону матери, хотя сама утверждала, что ребенку угрожала опасность, и ее действия были обоснованы).

Категория «аморальный» субъективна, однако неизбежна. Невозможно предусмотреть перечень всех возможных действий, негативно влияющих на развитие зрелой личности. Таким образом, суды должны принимать решения, зачастую руководствуясь только собственной совестью и правосознанием. Зачастую учителя увольняются за совершение аморального поступка, заставляя их писать заявление по собственной воле. Показательна в этом отношении история учителя А. В. Шкуриной. Ее уволили за телефонный звонок на экзамене, потому что она забыла снять телефон с пиджака. Руководство школы сочло это действие аморальным и несовместимым с дальнейшей педагогической деятельностью и настаивало на написании ею заявления об отставке.

Мария Шестопалова, учительница, которая была вынуждена написать заявление об отставке после того, как сообщила, что разместила отчеты о гомосексуализме и конкретные фотографии на своей странице в социальной сети, имела похожую историю.

Как видно из приведенных выше примеров, существует проблема в области принуждения к увольнению с работы лиц, выполняющих воспитательные функции, в отсутствие аморального акта, но с тем, чтобы это означало, что он существует.

Похоже, можно прийти к выводу, что смешение рабочего времени с остальным временем сотрудника не всегда уместно. Отстранение от должности за безнравственное правонарушение при исполнении служебных обязанностей является обязательным, если это наносит ущерб нравственному и физическому развитию подопечных или есть основания подозревать наличие такого влияния в будущем. Если деяние совер-

шено вне рамок образовательных функций (т.е. вне рабочего времени) или в присутствии учащихся, даже в образовательной или иной подобной организации, увольнение является несколько необоснованным: работодатель не имеет четких оснований подозревать, что работник сделает это с учащимися в течение определенного периода времени или подаст отрицательный пример. В этом случае доказанное совершение уголовного преступления лицом, выполняющим воспитательные функции, всегда должно рассматриваться как аморальное деяние. На практике крайне редки случаи, когда работника не увольняют за безнравственное поведение (например, выговор может быть вынесен за безнравственное действие, оскорбляющее руководителя детского сада ).

Следует отметить, что при анализе судебной практики было выявлено незначительное количество споров, в которых суд признал бы увольнение незаконным.

Литература:

2. Бойко А.В. К вопросу об аморальном проступке как основании дляувольнения работника // Молодой ученый. 2018. №16. С. 192-193.

3. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. 2004. 236 с.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ». 2004. № 6.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующие рекомендации:

Исключить из пункта 8 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможность увольнения работника за безнравственное поведение вне места работы (при этом всегда рассматривать совершение работником уголовного преступления, а также грубо аморальное оскорбление учащегося).

При увольнении ученика на этом основании необходимо принимать во внимание присутствие учеников в акте.

При выборе меры дисциплинарного воздействия работодатель должен учитывать авторитет лица для учащихся, а также качества, проявленные работником в ходе образовательной деятельности, и его опыт, мнение коллег предполагаемого нарушителя и мнение законных представителей учащихся.

2. Boyko A.V. On the issue of immoral misconduct as a basis for dismissal of an employee // Young scientist. 2018. №16. P. 192-193.

3. Gusov K.N. Labor law of Russia : textbook / K.N. Gusov, V.N. Tolkunova. M. : TK velbi, Publishing house Prospect. 2004. 236 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *