Активная нфо

  • автор:

Содержание

Некредитные финансовые организации

Некредитные финансовые организации (НФО) – выделенный Банком России тип финансовых организаций, включающий следующих участников финансового рынка:

1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

2) управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерные инвестиционные фонды;

5) клиринговые организации;

6) организации, осуществляющие деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) организации, осуществляющие деятельность организатора торговли;

8) организации, осуществляющие деятельность центрального депозитария;

9) субъекты страхового дела;

10) негосударственные пенсионные фонды;

11) микрофинансовые организации;

12) кредитные потребительские кооперативы;

13) жилищные накопительные кооперативы;

14) бюро кредитных историй;

15) организации, осуществляющие актуарную деятельность;

16) рейтинговые агентства;

17) сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

18) ломбарды.

Данный тип финансовых организаций находится под непосредственным надзором структурных подразделений Банка России в рамках комитета финансового надзора Банка России (до 3 марта 2014 года – службы Банка России по финансовым рынкам).

Целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка, эффективное управление финансовыми рисками, защита прав и интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

В рамках осуществления надзорных полномочий Банк России устанавливает требования к собственным средствам НФО и обязательные для расчета финансовые и экономические нормативы, а также закрепляет обязательные для данного типа финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности и другой информации, предусмотренной законодательством РФ.

FAQs: Международный обмен информацией по финансовым счетам (MCAA CRS)

FAQ: CRS

1. Что такое CRS?

CRS – общий стандарт обмена (финансовой информацией) был разработан по запросу Большой Двадцатки и одобрен Советом ОЭСР 15 июля 2014 года. Подразумевает получение юрисдикциями информации от своих финансовых институтов и осуществление регулярного (ежегодного) обмена такой информацией на автоматической основе друг с другом. CRS устанавливает перечень финансовой информации, подлежащей обмену; определяет отчитывающиеся финансовые институты; дает систематизацию финансовых счетов и лиц, в отношении которых осуществляется обмен, а также устанавливает общие процедуры проверки финансовыми институтами своих клиентов (due diligence).

Обмен претворяется в жизнь посредством четырех ключевых элементов:

  • MСАА (Multilateral Competent Аuthority Аgreement) — многостороннего Соглашения Компетентных Органов, определяющего правовой режим обмена информацией в соответствии со стандартами;
  • непосредственно CRS (Common Reporting Standards) – общего стандарта обмена;
  • комментариев ОЭСР к CRS (Сommentaries);
  • пользовательского гайда XML CRS (User Guide and Schema).

2. На чем основан обмен?

Основа обмена в РФ: Страсбургская конвенция 1988 года о взаимной административной помощи по налоговым делам (в РФ вступила в силу с 1 июля 2015 года), статья 6 которой предполагает обмен информацией:

  • по индивидуальному запросу;
  • инициативный;

автоматический обмен информацией – реализован посредством CRS MCAA.

Альтернативно различные юрисдикции могут основывать обмен на двухсторонних соглашениях об обмене информацией, соглашениях об избежании двойного налогообложения (ст.26 модельной конвенции ОЭСР). В странах Евросоюза обмен может основываться на соответствующих директивах ЕС, соглашениях стран ЕС с третьими странами, двусторонних соглашениях, таких как UK-CDOT. Таким образом, MCAA – это не единственное основание для автоматического обмена (AEOI), но самое практичное, так как не требует заключения двухсторонних соглашений.

3. Международный обмен налоговой информацией осуществлялся и раньше, почему CRS MCAA изменит привычную картину мира?

Упрощенно, в России до введения автоматического обмена у налоговых органов сначала возникали подозрения в отношении конкретного налогоплательщика в ходе его проверки или предпроверочный мероприятий, а затем в отношении этого налогоплательщика у иностранных фискальных органов запрашивалась конкретная информация. Т.е. обмен носил выборочный характер в отношении конкретных лиц. Налогоплательщик мог не попасть в поле зрения фискалов. После начала автоматического обмена финансовой информацией налоговый орган сначала будет получать информацию в отношении всех своих резидентов, имеющих счета (в широком смысле слова) в стране-партнере по обмену, на основании анализа которой впоследствии будут (или не будут) предъявляться конкретные претензии. Т.е. проверка будет носить сплошной, а не выборочный характер.

4. Какова схема обмена финансовой информацией?

Схематично обмен финансовой информации можно изобразить следующим образом

5. Какие финансовые институты должны будут учувствовать в обмене?

При ответе на данный вопрос проще пойти от обратного и разобраться в том, какие финансовые институты освобождены от сбора и передачи информации (в целях обмена такие организации не признаются финансовыми институтами). Согласно CRS это:

  • Правительственные органы и их личные фонды
  • Международные организации
  • Центральные банки и некоторые пенсионные фонды
  • Квалифицированные эмитенты кредитных карт
  • Необлагаемые налогом формы осуществления коллективных инвестиций
  • Трастовые фонды, финансовая информация по которым подается управляющим
  • Иные финансовые институты с низким риском злоупотребления – устанавливаются полномочными органами страны-участницы. Судя по всему, Россия намеревается воспользоваться данной опцией. Согласно проекту ФЗ № 231414-7: «Правительство Российской Федерации вправе установить перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения настоящей главы в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций действий (бездействий), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов)».

Любые финансовые институты, не включенные в приведенный перечень и не исключенные уполномоченным органом государства из перечня обменивающихся финансовых институтов, признаются обменивающимися финансовыми институтами (финансовыми институтами в целях обмена).

CRS прямо относит к финансовым институтам:

«Депозитные институты» – означает любую Организацию, которая принимает вклады как часть ее обычной банковской или иной деятельности;

«Кастодиальные институты» — означает любую организацию, которая осуществляет держание финансовых активов за счет иных лиц как существенную часть ее деятельности. Организация осуществляет держание финансовых активов за счет иных лиц как существенную часть ее деятельности, если валовой доход этой организации, связанный с держанием финансовых активов и связанными с этим финансовыми услугами, равен или превышает 20% валового дохода организации в течение наиболее короткого из следующих периодов: (i) трехлетнего периода, который оканчивается 31 декабря (или в последний день отчетного периода, иного, чем календарный год), предшествующего году, в котором производится определение; или (ii) периода существования организации;

«Указанные страховые компании» — означает любую организацию, являющуюся страховой компанией (или холдинговой компанией страховой компании), которая заключает контракт страхования стоимости средств или аннуитетный контракт, или является обязанной произвести выплаты по ним.

«Инвестиционные организации» – означает любую Организацию:

a) которая главным образом занимается как бизнесом одним или несколькими из следующих видами деятельности для клиентов или от их имени:

i) торговля инструментами денежного рынка (чеками, векселями, депозитными сертификатами, деривативами и т.д.); иностранной валютой; деривативными инструментами, основанными на валютном курсе, процентных ставках и индексах; обращаемыми ценными бумагами; товарными фьючерсами;

ii) индивидуальным или коллективным управлением портфелями; или

iii) иным образом инвестирует финансовые активы или денежные средства или управляет ими от имени иных лиц; или

b) валовой доход которой в основном связан с инвестированием, реинвестированием или торговлей финансовыми активами, если организация управляется иной организацией, которая является Депозитным институтом, Кастодиальным институтом, Указанной страховой компанией или Инвестиционной организацией, описанной в подпункте в данном пункте.

Организация рассматривается как главным образом занимающаяся как бизнесом одним или несколькими из видов деятельности, описанных в данном пункте, а валовой доход организации рассматривается как в основном связанный с инвестированием, реинвестированием или торговлей финансовыми активами для целей целей данного подпункта, если валовой доход организации, связанный с соответствующей деятельностью равен или превышает 50% валового дохода организации в течение наиболее короткого из следующих периодов: (i) трехлетнего периода, который оканчивается 31 декабря (или в последний день отчетного периода, иного, чем календарный год), предшествующего году, в котором производится определение; или (ii) периода существования организации.

Проектом Федерального закона (№ 231414-7) определены следующие финансовые институты:

  • Кредитные организации
  • Страховщики, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию жизни
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность и (или) деятельность по управлению ценными бумагами и (или) депозитарную деятельность
  • Управляющие по договору доверительного управления имуществом
  • Негосударственные пенсионные фонды
  • Паевые инвестиционные фонды
  • Акционерные инвестиционные фонды
  • Управляющие компании инвестиционных фондов
  • Центральный контрагент (клиринг)
  • Управляющий товарищ инвестиционного товарищества
  • Иные организации или структуры без образования юридического лица, принимающие от клиентов денежные средства для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

6. По каким счетам будет осуществляться обмен?

  1. Счета, открытые в отчитывающихся финансовых организациях, принадлежащие физическим лицам – налоговым резидентам государства, с которым осуществляется обмен
  2. Счета, открытые в отчитывающихся финансовых организациях:
  • принадлежащие организациям – налоговым резидентам государства, с которым осуществляется обмен,

    или

  • принадлежащие организациям, но контролируемые физическими лицами – налоговыми резидентами государства, с которым осуществляется обмен.

    Обмен по счетам организаций осуществляется с учетом ограничений, установленных CRS.

    Для определения необходимости предоставления отчета Handbook CRS предлагает осуществлять финансовым организациям следующие тесты:

Счета физических лиц в свою очередь подразделяются на:

  1. Cуществующие счета (preexisting accounts), которые делятся на:
  • Счета физических лиц меньшей величины – до 1 млн. долларов США на 31.12.ХХХХ
  • Крупные счета – более 1 млн. долларов США на 31.12.XXXX

При этом финансовые институты должны вычислять «совокупный» остаток по всем счетам в своей организации и в связанных организациях.

2) Новые счета (new accounts)

И те и другие счета физических лиц подлежат передаче государствам-контрагентам по автоматическому обмену, различия только в процедурах должной осмотрительности.

7. Как будет устанавливаться налоговое резидентство физических лиц: в чем заключаются процедуры должной осмотрительности?

Процедуры должной осмотрительности в финансовой сфере реализованы уже давно: это KYC (know your customer) и AML (anti money laundering). В России такие процедуры реализованы посредством Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Установление налогового резидентства по существующим счетам физических лиц.

Установление налогового резидентства по существующим счетам физических лиц «меньшей величины» осуществляется посредством электронного поиска по документам, имеющимся в распоряжении финансового института. При этом отчитывающийся финансовый институт может не полагаться на заявленный адрес места жительства клиента. Финансовым институтом должна осуществляться проверка электронной базы на наличие следующих признаков резидентства клиента:

  • текущий почтовый адрес;
  • телефонные номера и отсутствие телефонных номеров в стране, задекларированной в качестве адреса места жительства;
  • Указания автоматического платежа;
  • действующая доверенность или право подписи, выданные лицу с адресом в обменивающейся юрисдикции;
  • адрес «до востребования» или адрес представителя.

    При этом физическое лицо само может представить финансовому институт заверение относительно своей налоговой юрисдикции. Так, отчитывающийся финансовый институт не обязан рассматривать владельца счета как резидента обменивающейся юрисдикции, если имеются:

  • заверение владельца счета о юрисдикции (юрисдикциях), налоговым резидентом которых он является;
  • документальные свидетельства, из которых следует, что о владельце счета сообщать не следует (удостоверяющий личность документ, в котором указаны данные физического лица).

Тем не менее, финансовый институт может и не полагаться на заверения и документальные свидетельства, если сочтет, что они являются неверными или ненадежными.

Установление налогового резидентства по крупным существующим счетам физических лиц осуществляется в вышеуказанном порядке, однако, прибавляется поиск по бумажным документам и обращение к персональному менеджеру с просьбой предоставить информацию о владельце счета. Обращение к персональному менеджеру является обязательной процедурой в случае, если такой менеджер назначен.

Установление налогового резидентства по новым счетам физических лиц.

При установлении налогового резидентства физического лица с целью открытия нового счета, финансовый институт обязан:

  • до момента открытия счета получить от клиента заверение, которое позволяет определить налоговое резидентство держателя счета;
  • подтвердить обоснованность заверения на основании информации, полученной при открытии счета в рамках процедур AML/KYC.

В случае если происходи изменение обстоятельств и такие обстоятельства позволяют предполагать что заверение неверно и такие обстоятельства становятся известны финансовому институту, финансовый институт обязан получить достоверное заверение.

8. Что будет делать финансовый институт, если информация по результатам поиска будет противоречива?

Ответ прост! Отчитывающийся финансовый институт должен идентифицировать клиента в качестве налогового резидента каждой из тех юрисдикций, в отношении которых соблюдаются вышеуказанные критерии.

9. Что будет происходить с финансовыми счетами организаций?

Финансовый институт обязан отчитываться о следующих счетах организаций:

  • Счета организаций, владельцами которых являются организация или организации, являющиеся резидентами государства-партнера по автообмену
  • Счета юридических лиц, владельцами которых являются пассивные нефинансовые организации (пассивные НФО), контролируемые налоговыми резидентами государства-партнера по автообмену.

    Пассивные НФО определяются через понятие активных НФО (через противопоставление). Признаки активной НФО установлены CRS (смотри вопрос 10).

    Кроме того, не требуется проверять, выявлять и отчитываться по счетам юридических лиц в случае соблюдения всех следующих критериев:

  • это ранее существовавший счет юридического лица;
  • совокупная сумма средств на нем или стоимость активов, учитываемых на таком счете, не превышает 250 000 долларов США на 31.12.ХХХХ.

Однако о таком счете не требуется отчитываться только до тех пор, пока сумма средств на счете не превысит указанный лимит.

Установление налогового резидентства организаций будет осуществляться на основании заявленного места инкорпорации или места нахождения, в отношении новых счетов также посредством самосертификации клиента. Контролирующие лица также должны будут пройти процедуру самосертификации.

10. Какие НФО являются пассивными?

Пассивными НФО являются организации, которые не отнесены к активным. К Активным НФО относятся:

  1. менее 50% валового дохода НФО за предыдущий календарный год или иной соответствующий отчетный период является пассивным доходом, и менее 50% активов НФО за предыдущий календарный год или иной соответствующий отчетный период являются активами, которые дают пассивный доход или которые приобретены для получения такого дохода;
  2. акции НФО регулярно обращаются на организованном рынке ценных бумаг или НФО является Взаимозависимой организацией Организации, акции которой регулярно обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
  3. НФО является Государственным учреждением, Международной организацией, Центральным банком или Организацией, полностью принадлежащей одной или нескольким вышеуказанным организациям;
  4. вся существенная деятельность НФО заключается во владении (полностью или частично) акциями одной или нескольких дочерних организаций, которые занимаются любой деятельностью, кроме деятельности Финансового института, или предоставлении им финансирования и услуг. Однако Организация не соответствует этому статусу, если Организация действует (или представляет себя) как инвестиционный фонд, такой как фонд частного капитала, фонд венчурного капитал, фонд финансируемого выкупа или любая инвестиционная организация, целью которой является приобретение или финансирование компаний с последующим участием в этих компаниях в инвестиционных целях;
  5. НФО ещё не занимается никакой деятельностью и ранее не занималась ею, но инвестирует капитал в активы с целью заниматься любой деятельностью, кроме деятельности Финансового института. Однако Организация не соответствует этому исключению после даты, отстоящей на 24 месяца с даты первоначального создания НФО;
  6. НФО не была Финансовым институтом в течение пяти последних лет и находится в процессе ликвидации или реорганизации с целью продолжения деятельности, иной, чем деятельность Финансового института;
  7. НФО в основном занимается финансовыми и хеджинговыми сделками с Взаимозависимыми организациями или для них, и не предоставляет финансирование или услуги хеджирования какой-либо организации, не являющееся Взаимозависимой организацией, при условии, что группа таких Взаимозависимых организаций в основном занимается деятельностью иной, чем деятельность Финансового института; или
  8. НФО отвечает следующим требованиям:

i) она создана и действует в юрисдикции, в которой она является резидентом, исключительно для религиозных, благотворительных, научных, культурных, спортивных или образовательных целей; или она создана и действует в юрисдикции, в которой она является резидентом, являясь профессиональной организацией, отраслевой организацией, торговой палатой, трудовой организацией, сельскохозяйственной или растениеводческой организацией, общественной организацией или организацией, действующей исключительно в целях общественного блага;

ii) она освобождена от налога на доход в юрисдикции, в которой она является резидентом;

iii) она не имеет акционеров или членов, имеющих имущественные или бенефициарные интересы в отношении ее дохода или активов;

iv) применимые законы юрисдикции, в которой НФО является резидентом, и учредительные документы НФО не позволяют какое-либо распределение дохода или активов НФО или их использование в пользу частного лица или неблаготворительной Организации, иное чем в связи с благотворительной деятельностью НФО, или в качестве уплаты разумного вознаграждения за оказанные услуги, или в качестве уплаты рыночной цены за приобретаемое НФО имущество; и

v) применимые законы юрисдикции, в которой НФО является резидентом, или учредительные документы НФО требуют, чтобы при ликвидации НФО все ее активы передавались Государственному учреждению или другой некоммерческой организации, или государству юрисдикции НФО, или какому-либо его административно-территориальному подразделению.

11. Какая именно информация по счетам будет передаваться?

По всем счетам передается общая информация:

  1. Идентификационные данные: имя (название), адрес, юрисдикция резидентства, ИНН, дата и место рождения (для физических лиц);
  2. Номер счета (или его эквивалент);
  3. Название отчитывающейся финансовой организации (и идентификационный номер);
  4. Остаток по счету на конец календарного года(применимого отчетного периода) или на дату закрытия.

Дополнительно, по кастодиальным (брокерским) счетам будут передаваться:

  1. общий брутто-размер процентов, дивидендов, прочего дохода, возникающего в связи с активами, учитываемыми на счете, зачисленного на счет в течение календарного года (применимого отчетного периода);
  2. общий брутто-размер выручки от продажи или погашения финансовых активов, зачисленной на счет в течение календарного года (применимого отчетного периода), в отношении которого отчитывающийся финансовый институт действовал в качестве хранителя, брокера, номинала или иного агента владельца счета.

По депозитным счетам:

  1. общий брутто-размер процентов, зачисленных на счет в течение календарного года.

По иным счетам:

  1. общий брутто-размер средств, зачисленных в пользу держателя счета в течение календарного года (применимого отчетного периода), в отношении которых финансовый институт является должником, включая общий размер любых платежей в погашение обязательств, произведенных в пользу держателя счета

12. Как будет осуществляться имплементация CRS в законодательство РФ?

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального Закона, интегрирующего автоматический обмен в российское законодательство, планируемый срок вступления законопроекта в силу — 2018 год, т.е. обмену будет подлежать информация по финансовым счетам за 2017 год. Однако, имплементация CRS, помимо подписания международного соглашения, требует принятия:

  1. Федерального Закона о внесении изменений в НК РФ. Соответствующий законопроект №231414-7 включен в программу осенней сессии Государственной Думы, комитет по бюджету и налогам дал положительное заключение, на 20/09/2017 законопроект прошел первое чтение.
  2. Приказа ФНС России, определяющего перечень иностранных государств и территорий, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (перечень должен быть передан в ОЭСР)
  3. Постановлений Правительства, определяющих:
  • состав информации, а также условия, порядок и сроки ее направления организацией финансового рынка федеральному органу исполнительной власти
  • перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, которые исключаются из-под действия CRS
  • порядок получения организацией финансового рынка у клиента финансовой информации, обработки и анализа указанной информации, а также порядок принятия мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации
  • порядок передачи финансовой информации компетентным органам иностранных государств и территорий, а также требования к защите передаваемой информации.

Подготовка данной нормативной базы может сдвинуть сроки на 2019 год (в отношении обмена информацией за 2018 год).

13. Между какими странами будет осуществляться обмен?

В настоящий момент участниками обмена являются 95 стран. Обмен будет осуществляться между теми странами, которые обоюдно уведомят ОЭСР о своем желании начать обмен информацией (существует опция по добровольной односторонней передаче информации). Вот некоторые из стран-участниц: Британские Виргинские острова, Кипр, Бермуды, Чехия, Швейцария, Гибралтар, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Литва, Мальта, Нидерланды, Сейшельские острова, Сингапур, Великобритания, Ирландия, Словения, Сент-Китс и Невис. Полный список стран на 30 августа 2017 можно посмотреть здесь.

14. Какие страны уже изъявили желание осуществлять обмен с Россией в рамках CRS?

1. Швейцария

2. Кипр (предварительно)

3. Гонконг (предварительно)

15. Как отслеживать наличие договоренностей об обмене информацией?

можно узнать актуальную информацию. Например, сейчас напротив России стоит цифра 0.

Обменные заморочки

Автоматический международный обмен информацией между налоговыми органами для России стал возможным после вступления в силу с 1 июля 2015 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (ConventiononMutualAdministrativeAssistanceinTaxMatters). Данной Конвенцией предусмотрена ст. 6 «Об автоматическом обмене». Соответственно после ратификации Конвенции Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией (Письмо Минфина от 28.12.2015 № 03-08-05/76765). Рассмотрим достоинства и недостатки такого обмена.

Определение понятий

В рамках международного обмена (далее — CRS обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.

Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.

Финансовыми учреждениями в рамках CRS обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.

Активная нефинансовая организация (Active NFE) — это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:

  • менее 50% валового дохода организации составляет пассивный доход и менее 50% активов этой организации связаны с получением пассивного дохода;
  • акции организации регулярно торгуются на бирже, или организация тесно связана с другим юридическим лицом, акции которого регулярно торгуются на бирже;
  • является государственным учреждением, международной организацией;
  • деятельность юридического лица заключается во владении выпущенными акциями связанных с этой организацией компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, и предоставлении им финансирования и других услуг;
  • организация занимается финансированием и страхованием сделок в интересах связанных организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, и организация не предоставляет услуг финансирования и страхования другим лицам;
  • организация работает исключительно в религиозных, благотворительных и т. п. целях.

Пассивный доход — дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.

Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) — организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.

Порядок сбора информации

Описанный в статье порядок сбора информации с 01.01.2016 применяется банками 53 стран, планирующих осуществить первый обмен данными в сентябре 2017 года. В России аналогичный порядок будет реализовываться с 01.01.2017.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по новым счетам, открытым после 01.01.2016 таков.

1. Заполнение анкеты физическими и юридическими лицами. Клиент самостоятельно заполняет анкету (self-certification form), где в том числе отмечает свою страну налогового резидентства и номер налогоплательщика.

2. Проверка анкеты банком. Банк оценивает информацию, представленную клиентом, проводит тест на разумность. На практике возможна ситуация: страна фактического места проживания клиента — физического лица не совпадает с указанной клиентом страной налогового резидентства. В таком случае банк запрашивает дополнительную информацию у клиента, например справку из налогового органа о резидентности или иной аналогичный документ.

3. Определение активной/пассивной организации. При реализации данного шага банк, руководствуясь критериями, классифицирует организацию в качестве активной (Active NFE) либо пассивной (Passive NFE).

4. Для пассивных организаций — установление резидентства бенефициаров. Банк устанавливает страну налогового резидентства и страну фактического адреса бенефициара.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по счетам, открытым до 01.01.2016, следующий.

В отношении физических лиц, если остаток по счету на 31.12.2015 меньше 1 млн. долл. США (при сборе данных за финансовый 2017 год и последующие года критерием будет 500 тыс. долл. США), банки анализируют опросную анкету, заполненную клиентом при открытии счета, и самостоятельно определяют страну налоговой резидентности. При этом за основу берется фактическая страна постоянного проживания клиента, то есть налоговое резидентство соответствует стране постоянного проживания. Если же остаток по счету на 31.12.2015 больше 1 млн. долл. США, банки анализируют опросную анкету и дополнительно изучают документы, представленные клиентом. При этом за основу также берется фактическая (что подтверждено документально) страна постоянного проживания клиента.

Клиенты — юридические лица, чьи остатки на счетах по состоянию на 31.12.2015 были меньше 250 тыс. долл. США, в отчетность банков не попали.

По клиентам — юридическим лицам, у которых по состоянию на 31.12.2015 остатки на счетах превышали 250 тыс. долл. США, банки проводят дополнительные тесты по определению налоговой принадлежности. Вначале определяется страна налоговой резидентности клиента на основе анкетных данных, при этом вывод формируется на основе таких данных, как страна регистрации компании или страна фактического ведения бизнеса. Далее Банки определяют вид получаемого компанией дохода (активный или пассивный). По активным компаниям данные на бенефициарных владельцев к представлению не предусмотрены. После уже формируется вывод банком, и если организация не резидент участвующей страны и отсутствуют контролирующие лица из участвующих стран, то дальнейший анализ прекращается, а если информация свидетельствует, что клиент является резидентом участвующей страны или контролирующие лица — из участвующей в обмене страны, то сведения о счете попадают в обмен.

Вне зависимости от времени открытия расчетного счета финансовые учреждения по физическим лицам должны передать в налоговые органы информацию следующего характера:

  • имя;
  • адрес проживания (паспортные данные представлять не нужно);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);
  • дата и место рождения;
  • номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);
  • остаток по счету на конец календарного года (если счет был закрыт в этом году — остаток на момент закрытия счета);
  • сумму выплаченного дохода по депозитным и ценно-бумажным счетам.

По юридическим лицам предоставляется такая информация:

  • наименование;
  • адрес;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);
  • номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);
  • остаток по счету на конец календарного года либо остаток на момент закрытия счета;
  • сумму выплаченного дохода по депозитным и ценно-бумажным счетам.

Для бенефициаров (только для пассивных компаний) необходимо передать в налоговые органы следующую информацию:

  • имя;
  • адрес;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);
  • дату и место рождения.

Схема работы финансового института с Passive NFE

Недостатки автоматического обмена информацией

Руководствуясь трактовкой п. 2 разд. 2 Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information (МСАА) можно сделать вывод, что обязательному обмену подлежит информация:

  • по расчетным (финансовым) счетам;
  • по счетам депо (Custodial Account);
  • по депозитным счетам (Depository Account);
  • по любым иным счетам.

Таким образом, обмен информацией будет осуществляться по всем счетам физических и юридических лиц. Не исключаем, что в своей дальнейшей банковской деятельности финансовые институты будут подстраиваться под клиентов, разрабатывать и предлагать им новые банковские продукты, информация по которым не будет подлежать обмену. Развитие данного вопроса целиком и полностью зависит от финансовых институтов.

Также CRS обмен не содержит стандартной процедуры определения налогового резидентства, поэтому клиент / бенефициар клиента при заполнении анкеты (self-certification form) руководствуется порядком определения своего налогового резидентства законами страны своего резидентства.

По общему правилу приобретение лицом статуса налогового резидента страны зависит от ряда факторов, в частности:

  • от количества дней пребывания в данной стране;
  • наличия объектов недвижимости на территории страны;
  • мест фактического нахождения руководства;
  • мест учреждения либо регистрации для юридических лиц;
  • от любого другого схожего критерия.

Из-за разнообразия методик и критериев определения статуса у каждой страны — участницы обмена разработаны свои правила определения налогового резидентства. Подробная информация о порядке определения статуса налогового резидента стран CRS обмена (за некоторым исключением) представлена на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency.

Описательная информация о виде и структуре номера налогоплательщика доступна на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numbers.

Приведем примеры определения статуса налогового резидента стран-участниц для физических лиц.

В России (1 налогоплательщиками признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

По общему правилу все люди, проживающие в Мексике (2, являются налоговыми резидентами данной страны. В случае если лицо проживает также в другой стране, оно признается налоговым резидентом Мексики, если в этой стране находится центр его жизненных интересов, либо более 50% его дохода в год возникает из источников внутри страны, или когда центр его профессиональной деятельности находится в Мексике.

Физические лица, являющиеся государственными должностными лицами или работниками по трудовому договору, автоматически считаются резидентами Мексики, даже если их центр жизненных интересов находится за границей.

Если не доказано обратное, предполагается, что все лица, имеющие мексиканское гражданство считаются резидентами Мексики.

Лица, постоянно проживающие на территории Франции (3, являются налоговыми резидентами данной страны.

Независимо от национальной принадлежности, лица признаются постоянно проживающими во Франции для целей налогообложения, если:

  • их жилая недвижимость находится во Франции;
  • место их постоянного проживания расположено во Франции;
  • ими ведется профессиональная деятельность на территории Франции, оплачиваемая или нет, кроме тех случаев, когда они могут представить доказательства того, что деятельность не является основной;
  • центр концентрации их экономических интересов находится во Франции.

Разнообразие критериев и методик получения статуса налогового резидента довольно часто приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство.

Данным бонусом они могут воспользоваться при заполнении анкеты в банке, указав желаемый статус.

В случаях, если юридическое лицо не признается налоговым резидентом ни в одной стране, то оно признается резидентом в стране по месту фактического нахождения своего руководства (по адресу головного офиса).

Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил.

1. Пункт 2 ст. 207 НК РФ.

2. http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/Mexico-Tax-Residency.pdf.

Операция некредитная

Операция некредитная — один из видов посреднической сделки банка, связанный с последующим получением комиссионных. Как правило, некредитные операции не затрагивают активов банковского учреждения и не отображаются на банковском балансе. К некредитным относятся следующие операции — обмен валют, инкассовые и биржевые сделки, аккредитивы и так далее.

Операция некредитная: сущность, расчетные сделки

К некредитным принято относить те операции, по которым финансовое учреждение получает доход (комиссионное вознаграждение). Такой вид сделок, как правило, совершается банками по поручению клиентов. К некредитным (комиссионным) операциям можно отнести — переводные сделки, сделки по инкассированию дебиторских обязательств (получение средств по поручению клиентов на базе разных финансовых активов), торгово-комиссионные сделки (продажу ценных бумаг), лизинговые операции, факторинг и так далее.

Наиболее востребованы расчетные операции, в которых выражается вся сущность посреднических функций банковского учреждения. При этом данный вид некредитных операций можно разделить на:

— инкассовые сделки. Суть данных операций в том, что банк получает от клиентов различные документы (векселя, чеки, расчетные бумаги, платежные требования), добивается выплаты по ним средств и зачисляет деньги на счет клиента-заказчика. Если получатель средств (кредитор) и плательщик (должник) выступают в качестве клиентов одного банка, то суть расчетов сводится к минимуму. Банк анализирует предоставленные бумаги и производит списание средств со счета стороны-должника и осуществляет их зачисление на счет стороны-кредитора.

В случае когда стороны операции представляют разные банки, то перед зачислением средств на свой счет банк стороны-кредитора обязан получить средства в банке кредитора-должника. Стоит отметить, что клиенты одних банков лично передают обязательства клиентам других банков, получая при этом другой тип обязательств. Как следствие, банк не только получает средства от других кредитных учреждений, но и вынужден совершать выплаты по обязательствам в пользу своих клиентов.


Вот почему расчетная практика между разными банковскими учреждениями, как правило, сводится к встречным требованиям через расчетные палаты — структуры, созданные коммерческими банками с целью обмена встречными требованиями.

Суть расчетных операций, проводимых через расчетную палату, в том, что каждый банк-участник должен собрать данные по переданным ему векселям и чекам. Такая информация вместе с ценными бумагами идет в расчетную палату, работники которой на базе полученной информации формируют общую ведомость по расчетным сделкам. Как правило, в этих документах подбивается окончательный результат обмена платежными бумагами, а также определяется роль каждого из банков (какая сторона — кредитора, а какая — должник).

Далее ведомость отправляется в ЦБ, а векселя и чеки — к клиентам. В дальнейшем с учетом информации из расчетной ведомости ЦБ производит списание средств с текущего счета банка-должника и производит зачисление на счет банка-кредитора;

— аккредитивы, в свою очередь, могут быть коммерческими и денежными (туристическими). Денежный аккредитив — специальная бумага (документ), выдаваемая банковским учреждением своему клиенту. В таком аккредитиве содержится просьба к филиалам банковского учреждения или банкам-корреспондентам (как внутри страны, так и за рубежом) производить выплаты в пределах определенной суммы и на протяжении определенного времени по чеку, выписанному держателем аккредитива. Если человек выезжает за пределы страны (к примеру, для туристических целей), то аккредитив может выписываться в зарубежной или национальной валюте (все зависит от пожеланий стороны-туриста).

Существует и второй вариант бумаги — коммерческий аккредитив. Такой вид расчета между поставщиком и стороной-покупателем применяется тогда, когда у поставщика нет уверенности в возможностях (платежеспособности) стороны-покупателя. Коммерческий аккредитив получил наибольшую популярность в условиях внешней торговли. Его суть сводится к тому, что банк стороны-покупателя дает гарантии поставщику в своевременной оплате товаров со стороны покупателя.


Техника расчетных операций проста. Банковское учреждение стороны-импортера предоставляет аккредитив (гарантийную бумагу), согласно которой предоставленные экспортером долговые бумаги будут акцептированы по факту предъявления или же полностью оплачены. Такие векселя сторона-экспортер может учитывать в своем банковском учреждении, получив выплаты сразу же после передачи (отправки) товара.

Часто коммерческий аккредитив принимает форму письменного поручения со стороны банка-импортера в отношении банка-корреспондента, находящегося в другой стране. В таком документе прописывается, должен ли производиться акцепт или оплата в пределах оговоренной суммы в период действия векселя.

Операция некредитная: переводные, факторинговые, трастовые и прочие виды сделок

Кроме перечисленных выше, к некредитным операциям банка стоит отнести:

1. Переводные операции — сделки, подразумевающие совершение перевода банковским учреждением внесенной наличности или списанных со счета клиента средств по направлению своего отделения или же отделения другого банка за границей или внутри страны. При этом другая сторона, которой направлен адресный перевод, может получить эти средства. В ситуации, когда производится перевод денег, клиент получает на руки денежный аккредитив или чек. В случае телеграфного перевода банк передает клиенту квитанцию в размере принятой суммы и оповещает банковское учреждение через телеграф в отношении суммы, которая подлежит выплате.

2. Факторинговые сделки — вариант расчетных операций, которые сочетаются с кредитование оборотных средств клиента посредством переуступки банку непогашенных банковских обязательств, а также счетов фактур за поставленные товары, предоставленные услуги и выполненные работы. По сути, производится инкассирование дебиторского долга клиента, а именно получение средств по платежным бумагам.

При совершении такой сделки к банку переходят невыплаченные обязательства (платежные требования), а также риск невыплаты средств (несмотря на то, что проверка платежеспособности клиентов является обязательной). По договору сторона-должник должна выплатить общий размер переуступленных платежных требований, независимо от оплаты задолженности со стороны контрагента поставщика. Как следствие, поставщик владеет точной информацией по отношению к своим платежным требованиям и может осуществлять точное планирование будущих выплат.

3. Доверительные операции — сделки, при реализации которых банковское учреждение выступает в роли доверенного лица. Функции доверителей берут на себя отдельные компании и граждане, а также благотворительные, религиозные, учебные и прочие учреждения. Для некоторых участников банки принимают участие в управлении недвижимостью, финансами и ценными бумагами.

В момент передачи банковскому учреждению средств доверитель может дать направление в отношении сферы их применения. Если же отдельных рекомендаций в этом отношении нет, то банк имеет право действовать по собственному усмотрению и пускать средства в оборот. Кроме этого, банки на основании завещания усопшего или (при его отсутствии по решению суда) проводят сделки по разделу собственности между наследниками-претендентами. В случае если среди наследников есть лица, которым не исполнилось 18 лет, то банк может выступить и в роли опекуна.

На практике банки совершают ряд трастовых сделок и в отношении компаний. Зачастую последние передают банкам для управления пенсионные фонды, сформированные за счет денег сотрудников и самих предприятий. При этом банки выступают в роли доверенных лиц при эмиссии корпорациями облигационных кредитов.

В случае если эмиссия долговых бумаг производится под обеспечение дочерних структур компаний, то их передача производится банку на весь срок до момента выплаты средств по облигациям. Если в роли обеспечения выступает недвижимость, то банк становится временным «держателем» такого залога. При этом именно он выступает в роли защитника интересов долговых бумаг.

5. Торгово-комиссионные сделки — один из видов операций, который связан с покупкой или продажей драгметаллов или ценных бумаг для клиентов. Кроме этого, банки все чаще принимают участие в подписке долговых бумаг государственного займа. Покупая облигации у страны, банки осуществляют их размещение на фондовом рынке, распределяя активы между группой частных лиц и компаний. К тому же банки принимают активное участие в проведении сделок с облигациями и акциями, скупая их у одних клиентов и продавая другим.

6. Акцептные операции связаны с согласием стороны должника погасить долги по выставленному кредитором векселю. Часто стороны сделок (в случае недоверия к другой стороне) требуют, чтобы в роли акцептанта выступил банк покупателя. Согласие на акцепт со стороны банковского учреждения должно предоставляться в виде письма поставщику. Как следствие, банк выступает гарантом своевременной оплаты.

Обновленная форма 0420001 «Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций». Практика составления

МСФО: обучение, методология и практика внедрения для компаний и специалистов

Совместный проект ИПБ России и журнала «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты».

Габбасова Алсу Венеровна Заместитель руководителя департамента банковского аудита ООО «Листик и Партнеры»

Указание ЦБ РФ от 13 января 2017 года № 4263-У (далее — Указание № 4263-У) устанавливает новый порядок представления некредитными финансовыми организациями (далее — НФО) в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами. Форма отчетности 0420001 «Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» (далее — форма 0420001) значительно изменилась: появились новые коды, одна часть кодов отменена, другая претерпела изменения. В июне 2017 года все НФО впервые заполнили форму 0420001 в соответствии с новыми требованиями. Проанализируем, с какими трудностями столкнулись НФО при первом заполнении обновленной формы.

Выплаты денежных средств под отчет и командировка

Учитывая, что расчеты (то есть и выдача, и возврат) по подотчетным суммам осуществляются между организациями и их работниками, в целях учета операций с денежными средствами и составления формы 0420001 такие операции ранее отражались по кодам видов операций, соответствующим выплатам на основании трудовых договоров. После введения Указанием № 4263-У новых кодов, детализирующих расчеты, связанные с выдачей работникам денежных средств под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, необходимость приравнивать эти виды выплат к выплатам на основании трудовых договоров отпала. Регулятор разгрузил коды, используемые для отражения операций, связанных с трудовыми отношениями. Изменения можно представить следующим образом.

Выплата денежных средств под отчет

Вид НФО / код

Указание № 3719-У*

Новые коды, введенные
Указанием № 4263-У

Страховые компании

НПФ

МФО

КПК

* Указание Банка России от 9 июля 2015 года № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» (далее — Указание № 3719-У)

С учетом вышеизложенного на практике возникает вопрос, какой код следует использовать организациям для отражения выплат работнику в счет возмещения затрат работника в случае направления его в служебную командировку?

Практика применения кодов для отражения данной ситуации оказалась противоречивой: часть НФО настаивала на применении кодов видов операций, соответствующих выплатам на основании трудовых договоров. Главный аргумент — работник направлен в командировку для целей выполнения своих трудовых обязанностей. Действительно, инициатива поездки работника в командировку всегда исходит от работодателя, ведь в ее процессе будут решаться рабочие вопросы. Вместе с тем, направляясь в командировку, работник подает на имя руководителя заявление о выдаче ему денежных средств под отчет. Далее получивший деньги работник должен отчитаться за них, то есть представить авансовый отчет. А значит, данная ситуация как нельзя лучше соответствует характеристике кода 0_856: расчеты, связанные с выдачей денежных средств под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы. Применяя данный код, мы не опровергаем наличие трудовых взаимоотношений между работником и НФО, наоборот, только уточняем, что денежный поток связан с выдачей средств под отчет. Поэтому, по нашему мнению, в данной ситуации целесообразно применять специально введенные для этого новые коды 0_856.

Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности, также следует отражать с использованием нового кода 0_856.

Трудовой договор и связанные с ним операции

Разные подходы к выбору кода продемонстрировали страховые компании при отражении возврата переплаты денежных средств по трудовым договорам. Одна часть компаний выбрала код 02850 «Выплаты денежных средств на основании трудовых договоров», другая — 02990 «Прочие расчеты, связанные с текущей финансово-хозяйственной деятельностью страховой организации (общества взаимного страхования, страхового брокера), не указанные по кодам видов операций 02070–02950». Главный аргумент тех, кто выбирал код 02990, — характеристика кода 02850 преду­сматривает только выплаты, но не возврат.

Исходя из общеэкономического смысла, можно отметить, что ситуация возврата переплаты денежных средств по трудовым договорам является продолжением операции по выплате заработной платы. Соответственно, без факта выплаты (в нашем случае — переплаты) возврата не было бы. В связи с этим, по-нашему мнению, целесообразно применять код 02850.

Расчеты с ИП. Все ли расчеты с ИП одинаковы?

Каждая НФО задавалась вопросом: какой код вида операции следует использовать при кодировании выплат на основании заключенных организациями с физическими лицами гражданско-правовых договоров, связанных с использованием их личного труда?

До введения Указания № 4263-У такие операции отражались по кодам видов операций, соответствующим выплатам на основании трудовых договоров, сейчас же появились новые коды, соответствующие выплатам физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг.

Выплаты на основании гражданско-правовых договоров, заключенных организациями с физическими лицами

Вид НФО / код

Указание № 3719-У

Новые коды, введенные
Указанием № 4263-У

Страховые компании

НПФ

МФО

КПК

Таким образом, расчеты с индивидуальными предпринимателями по гражданско-правовым договорам на выполнение работ и оказание услуг теперь должны отражаться обособленно. Но все ли расчеты с индивидуальными предпринимателями одинаковы? Какой код следует применять для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги как поставщики?

Для ответа на данный вопрос необходимо отталкиваться от типа договора. Кроме того, нужно учитывать, что гражданско-правовой договор заключается на выполнение определенного вида работ или услуг. Если между НФО и индивидуальным предпринимателем заключен именно гражданско-правовой договор, то отражать движение денежных средств по нему целесообразно с использованием кода 0_855.

В чем существенная разница между кодами 02690 и 02990?

Проанализировав классификатор видов операций с денежными средствами, совершаемых страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами, коды можно условно разделить на две группы:

  1. коды, которые могут применяться только страховым бизнесом, содержащие в себе операции, характеризующие основную деятельность страховой компании (коды с 02070 по 02680);
  2. коды, которые отражают операции, универсальные для всех НФО:
    1. переводы с одного банковского счета на другой;
    2. расчеты с небанковской кредитной организацией;
    3. внесение наличных денежных средств из кассы на банковский счет;
    4. снятие наличных денежных средств с банковского счета для пополнения кассы;
    5. выплаты денежных средств на основании трудовых договоров;
    6. расчеты, связанные с выдачей работникам денежных средств под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы;
    7. расчеты, связанные с взысканием денежных средств по решению судебных органов;
    8. расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

Поэтому, выбирая между кодами 02690 и 02990, необходимо в первую очередь учитывать данное смысловое разграничение. Если операция, которую требуется отразить, связана с основным видом деятельности, специфична только для страховых компаний и если в перечне кодов с 02070 по 02680 отсутствует подходящий код, то целесообразно отразить данную операцию по коду 02690. Если же операция, которую требуется отразить, связана непосредственно с текущей финансово-хо­зяйственной деятельностью страховой организации, то целесооб­разно выбрать код 02990.

Когда следует применять код 02620?

Это новый код, он применяется для отражения расчетов по договорам страхования, сострахования, заключенным при участии страховых брокеров, иных посредников. Для его применения необходимо выполнение двух условий:

  1. страховыми организациями являются страховые брокеры и иные посредники;
  2. страхователи не являются страховыми организациями.

Особенность данного кода в том, что по нему одновременно отражаются и сами расчеты, и выплаты вознаграждения страхователями страховым брокерам, иным посредникам, являющимся страховыми организациями.

Судебные разбирательства

Рассмотрим отражение операции добровольного (не через судебного пристава-исполнителя) погашения должником своей задолженности перед организациями по договору займа. Если операция осуществляется по решению суда в рамках исполнительного производства, то целесооб­разно применение следующих кодов.

Отражение выплат по судебным разбирательствам

Вид НФО / код

Указание № 3719-У

Новые коды, введенные
Указанием № 4263-У

Страховые компании

НПФ

МФО

КПК

Государственная пошлина

Операция по уплате организациями государственной пошлины в связи с взысканием ими долга с должника в судебном порядке вызывает на практике массу вопросов. Одни НФО склоняются к выбору кода по отражению прочих расчетов, связанных с текущей финансово-хозяйственной деятельностью (0_990), другие настаивают на том, что без судебного разбирательства данного вида расхода не возникло бы, и в связи с этим выбирают код 0_910.

Считаем необходимым отметить, что в соответствии с информационным письмом ЦБ РФ от 17 марта 2016 года № ИН-014-12/13 «Об обоб­щении практики применения некредитными финансовыми организациями — участниками рынка микрофинансирования Указания Банка России от 9 июля 2015 года № 3719-У „Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами“» в данной ситуации рекомендуется применять код 0_990.

Несмотря на то что Указание № 4263-У заменило собой Указание № 3719-У, никаких изменений относительно отмены, корректировки или добавления новых кодов в части отражения судебных разбирательств и государственной пошлины не было, поэтому логика, изложенная в рассматриваемом выше информационном письме, является актуальной. Таким образом, для отражения операций по уплате организациями государственной пошлины в связи с взысканием ими долга с должника в судебном порядке рекомендуем использовать следующие коды.

Отражение государственной пошлины

Вид НФО / код

Указание № 3719-У

Новые коды, введенные
Указанием № 4263-У

Страховые компании

НПФ

МФО

КПК

Договоры займа: сложные вопросы

Рассмотрим ситуацию: организацией предоставлен заем физическому лицу. При этом денежные средства физическому лицу организацией не выдаются, а по поручению физического лица перечисляются в безналичном порядке в пользу иного лица в оплату товаров (услуг), проданных (оказанных) физическому лицу — заемщику этим иным лицом, либо в счет предоставления электронных денежных средств. Каким образом отражаются сведения об этом переводе в данных об операциях?

В данной ситуации целесообразно применение следующих кодов.

Отражение расчетов по договорам займа

Вид НФО / код

Новые коды, введенные Указанием № 4263-У

МФО

КПК

Какой код вида операции следует использовать при поступлении на банковский счет или в кассу организаций денежных средств в счет погашения задолженности по выданному организациями займу (основного долга и/или начисленных процентов), а также денежных средств в виде штрафов и иных платежей, предусмотренных договором займа? В данной ситуации целесообразно применение тех же кодов: 04010 или 05110.

Идентификация и определение статуса клиента

Определение понятий «резидент» и «нерезидент» содержится в пп. 6 и 7 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». На основании п. 4.5 Приложения 3 и п. 2.5 Приложения 4 к Указанию № 4263-У идентификационные сведения о клиенте следует указывать с учетом требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Нельзя не отметить, что в финансовом сообществе в последнее время активно обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контро­ле“». Он подготовлен инициативно в рамках реализации Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2016 год в части упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

Целью проекта являются:

  • определение валютного резидентства физических лиц;
  • устранение отдельных избыточных обременений для физических лиц — резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц — резидентов, открытых ими в банках за пределами Российской Федерации;
  • расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц — резидентов, открытые ими в банках за пределами Российской Федерации, минуя уполномоченные банки;
  • установление особенностей выполнения физическими лицами — резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов о счетах (вкладах), открытых этими физлицами в банках за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим, как меняется понятие валютного резидента

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ

Проект закона

6) резиденты
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года

6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ

Таким образом, законопроект исключает требование об обязательности представления физическим лицом — резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (исключен абз. 3 ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ).

Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излиш­нее административное обременение как для физических лиц — резидентов, так и для уполномоченных банков.

Данные поправки еще не вступили в силу, предположительно это произойдет 1 января 2018 года. Впоследствии такие изменения необходимо будет учесть во внутренних документах НФО, раскрывающих подходы к определению статуса клиента.

Итак, в заключение можно сказать, что Указание № 4263-У серьезно скорректировало порядок заполнения формы 0420001. Теперь у всех НФО появилась возможность отражать некоторые виды доходов/расходов обособленно, в специально предусмотренной для этого строке (например, расчеты по аренде, уступке), кроме того, каждый вид НФО получил новые коды, специфичные именно для него. В результате всех этих изменений количество операций с денежными средствами, классифицируемых как «Прочие операции», заметно уменьшилось, детализация и прозрачность отчета существенно повысились.

Другие статьи рубрики

Проверка внешнего аудитора. Советы по подготовке

А. А. Терехина

Мошенничество с финансовой отчетностью. Обзор судебных разбирательств за 2016 год

Б. М. Сардарова

Нарушения и злоупотребления, связанные с искажением финансовой отчетности, составляют менее 10 % случаев профессионального мошенничества, что по количеству выявленных случаев уступает другим типам мошенничества (незаконное присвоение имущества — 83 %, коррупционные схемы — 17 %). В то же время нанесенный такими злоупотреблениями ущерб (в расчете на одно расследование) значительнее, чем ущерб от незаконного присвоения имущества и использования коррупционных схем — его среднее значение достигает 975 тыс. долл.

Первое применение МСФО компаниями, переходящими на международные стандарты в 2016 году

И. О. Келтокайнен

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности — процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Прохождение аудита отчетности по МСФО. Опыт корпорации «Уралвагонзавод»

Н. В. Горина

Пройти аудит — нелегкое дело. Наша компания «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в этом году прошла аудит по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) уже в пятый раз. Опыт у нас большой, но при этом значительные трудности все еще возникают. Отчетность улучшается год от года, и каждый новый аудитор привносит что-то новое и важное. К тому же международные стандарты постоянно меняются, улучшаются, появляются новые.

Руководитель отдела МСФО — 2016: кто он и к чему стремится? Результаты опроса

Редакция КФО. МС

В апреле 2016 года мы провели опрос руководителей департаментов (отделов) МСФО и консолидированной отчетности «Head of IFRS 2016 — кто он и к чему стремится?». Опрос проводился путем открытого онлайн-голосования на сайте finotchet.ru при поддержке партнеров: АССА, Финансовой академии «Актив», кафедры МИИТ, кадрового агентства Antal Russia.

«Нужно создать новую интеллектуальную среду — образ мышления, который завтра будет влиять на экономику и финансовые показатели». Интервью

Б. А. Аксенов

О методологии финансовой функции в ОАО «РЖД», повышении эффективности бухгалтерской службы путем создания общего центра обслуживания, о перспективах для составителей финансовой отчетности, дальнейшем развитии МСФО в России, корпоративных университетах и требованиях бизнеса к специалистам в сфере финансов.

Система финансового управления и внутреннего контроля: как внедрить и оценить эффективность (интервью)

В. Б. Солдатова

О том, как построить и поддерживать эффективную систему финансового управления и внутреннего контроля, мы поговорили с Викторией Солдатовой, финансовым директором ведущей европейской компании, специализирующейся на разработке, производстве и торговле алюминиевыми конструкциями для строительства.

Как, отказавшись от самостоятельной управленческой отчётности, планировать по МСФО. Плюсы и минусы. Практика внедрения

Р. С. Голованов

Для принятия стратегических решений и для оперативного управления бизнесом любой компании необходима качественная система получения управленческой информации. Система управленческого учета, основанная на финансовой информации российского бухгалтерского учета, далеко не всегда удовлетворяет потребностям управления. Все чаще компании отдают предпочтение финансовой информации, сформированной в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Построение управленческого учета на основе отчетности по МСФО

Т. В. Золотухина

Для принятия стратегических решений и для оперативного управления бизнесом любой компании необходима качественная система получения управленческой информации. Система управленческого учета, основанная на финансовой информации российского бухгалтерского учета, далеко не всегда удовлетворяет потребностям управления. Все чаще компании отдают предпочтение финансовой информации, сформированной в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Автоматизация учета по МСФО: унификация методологии, как способ сокращения затрат

С. В. Манько

Чем меньше различий между методологией бухгалтерского учета и методологией учета по МСФО, принятым в холдинге, тем меньше усилий и времени требуется на подготовку отчетности по МСФО. Поэтому в рамках проектов по автоматизации часто возникает вопрос: можно ли приблизить (унифицировать) методологии таким образом, чтобы сократить затраты на автоматизацию учета по МСФО?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *