Актив и пассив

  • автор:

Активы и пассивы предприятия – основные понятия бухгалтерского учета, понимание их необходимо не только специалистам в сфере учета, но и любому руководителю, или менеджеру.

Все имущество, имущественные права и обязанности представляется в виде активов и пассивов. Одновременно. Имущество Шредингера. Одни и те же деньги — это и актив, и пассив. Как кот, не правда ли? Такое возможно только в бухгалтерской реальности.

Давайте разбираться:

  • Активы, в широком смысле, – это все средства производства, которыми владеет предприятие;
  • Пассивы – это источники формирования активов.

Пример

Общество с ограниченной ответственность «Визит» имеет 100 000 рублей.

Это «денежные средства», которые являются активом. Последние не могут взяться из воздуха, а формируются из пассивов. В бухгалтерии действует правило – величина активов равна величине пассивов.

Как это происходит?

Предположим, денежные средства сформировались за счет уставного капитала, который равен 100 000 рублей. УК – это пассив.

За 100 000 рублей предприятие приобретает товар. Товар — актив, кредиторская задолженность, которая возникла, – это пассив.

Например, товар сразу оплачен. Оплачен он из актива «денежные средства», которые равны 100 000 рублей. Соответственно, у нас величина активов уменьшается на 100 000 рублей, и пассивов — на ту же сумму.

Звучит сложновато. Да и на деле это непросто. Дело в том, что величина активов должна быть равна величине пассивов обязательно, иначе не сойдется баланс.

Если в итоге баланс не сходится, то наверняка в процессе учета хозяйственных операций была допущена ошибка, которую, при большом количестве операций, довольно трудно выявлять.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ группировки имущества компании. Баланс отражает стоимость имущества, размер задолженности, прибыль и другие статьи на конкретную дату (конец года, квартала, месяца). Любой баланс состоит из численно равных актива и пассива (если актив не равен пассиву, то перед нами вовсе не баланс). Пассив показывает каким образом формируются источники финансирования компании, а актив – куда эти источники направляются. В общем виде баланс выглядит следующим образом:

Актив

  • Внеоборотные активы.
  • Оборотные активы.

Пассив

  • Капитал и резервы.
  • Долгосрочные обязательства.
  • Краткосрочные обязательства.

Теперь кратко познакомимся с каждой из статей актива и пассива.

Внеоборотные активы. Состоят из нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, различных видов долгосрочных (боле 12 месяцев) вложений и займов. Именно внеоборотные активы составляют опору компании в долгосрочной перспективе, генерируя более или менее стабильную прибыль.

Актив баланса: внеоборотные активы

Компания, у которой очень мало внеоборотных активов в общей сумме активов будет иметь очень изменчивую величину прибыли, которая будет зависеть от спроса на продукцию или услуги компании, а также от других циклических факторов, таких как величина арендной платы, стоимость обслуживания долга, уровень заработной платы и пр. Соответственно, цена акций таких компаний может изменяться в большом диапазоне – от десятков, до тысяч процентов. Такое часто наблюдается у розничных сетей, которые при агрессивном расширении предпочитают аренду помещений их покупке.

Оборотные активы. В их состав входят запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (до 12 месяцев) и денежные средства. Оборотные активы используются в ежедневной деятельности компании и подвержены значительным изменениям от периода к периоду, особенно это относится к денежным средствам. Более подробно об оборотных активах вы узнаете на сайте успешного форекс-брокера Gerchik & Co,

актив баланса: оборотные активы

Оборотные активы обычно оборачиваются за год несколько раз (могут и десятки раз), формируя значительную часть выручки; т.е. оборотные активы генерируют постоянный поток прибыли. Капитал и резервы. К ним относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль/непокрытый убыток. Эта статья содержит собственный источники финансирования компании.

Пассив баланса: капитал и резервы

Уставный капитал является первоначальным видом финансирования; затем, в процессе деятельности за счет прибыли и других финансовых влияний формируются добавочный и резервный капиталы. Статья капитал и резервы должна постоянно увеличиваться из года в год. Если происходит обратное, т.е. есть четкая динамика уменьшения этой статьи, то об инвестициях в такую компанию лучше забыть.

Долгосрочные обязательства. Долгосрочными обязательствами называются кредиты и займы, погашены которые будут не ранее, чем через год. Кредитная ставка по долгосрочным кредитам меньше, чем по краткосрочным, поэтому за их счет имеет смысл формировать статью «внеоборотные активы». Такие обязательства идеально подходят при инвестировании в долгосрочные проекты.

Пассив баланса: долгосрочные обязательства

Важное значение имеет вид процентной ставки – фиксированная ставка, взятая под невысокий процент, лучше плавающей, величина которой может сильно измениться в неблагоприятный для компании момент, и прибыльные проекты мгновенно превратятся в убыточные из-за увеличении оплаты процентов. Краткосрочные обязательства. В состав краткосрочных обязательств входят: займы и кредиты, кредиторская задолженность и другие платежи, осуществить которые необходимо в течение года. Как правило, краткосрочные займы и кредиты достаточно дорого обслуживать, поэтому использовать их стоит только там, где доходность выше процента по займам, а срок не превышает года.

Пассив баланса: краткосрочные обязательства

Часто краткосрочные кредиты служат основой формирования внеоборотных активов, т.к. доходность их достаточно высокая. Хуже обстоят дела у компании, которая финансирует свои долгосрочные проекты краткосрочными обязательствами. Это говорит о недостаточной надежности такой компании.

Далее: Анализ выручки, P/S

Продолжаем тему чтения финансовой отчетности компаний. Мы уже разобрали, что такое баланс и почему наличие пассивов вопреки мнению Кийосаки совсем не плохо для компании. Мы рассмотрели, что входит в активы бизнеса и почему особое внимание нужно уделять динамике дебиторской задолженности.

Я не устану повторять, что использование цифр, коэффициентов и расчетов для принятия инвестиционных решений никаким анализом не является. Фундаментальный анализ — это попытка выяснить, что скрывается за цифрами. Всегда проще что-то измерить, чем понять, что именно мы измеряем. Сегодня я покажу, что бухгалтерский баланс далеко не всегда точно отражает реальную ситуацию в компании. И не последней причиной расхождения бухгалтерии с реальностью является концепция амортизации.

Амортизация — перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Говоря простыми словами это перенос расходов на основные средства в будущее по частям.

Как работает амортизация?

Проще всего понять концепцию амортизации и ее последствия на несложном примере. Допустим, я создал ООО «Путь к богатству» и внес в качестве капитала 70 000 рублей на расчетный счет. Баланс компании будет выглядеть следующим образом.

Актив Пассив
Р. счет 70 000 Нач. капитал 70 000

Для того, чтобы бизнес заработал и начал приносить деньги, я потратил 50 000 рублей на покупку ноутбука. Как вы думаете, чему будут равны расходы фирмы после этой операции? Вы удивитесь, но они будут равны нулю. Согласно правилам бухучета произошла просто смена активов — были деньги на счету, стал ноутбук.

Актив Пассив
Р. счет 20 000 Нач. капитал 70 000
Ноутбук 50 000

Вот теперь в дело вступает амортизация. Допустим, срок жизни ноутбука составляет 5 лет, потом он морально и физически устареет. Значит, я должен списывать на расходы каждый год по 1/5 стоимости ноутбука, т.е. по 10 000 рублей. Если ООО «Путь к богатству» за год работы принесет 20 000 рублей, то у компании образуется прибыль в 10 000 рублей (20 000 выручки минус 10 000 амортизации).

Ноутбук теперь «стоит» 40 000 рублей, а 20 000 добавляются на расчетный счет. Начальный капитал мы не трогаем, а заработанную прибыль добавляем в пассивы. Баланс «Пути» на конец года будет выглядеть так (в таблицу для наглядности добавлены строки с доходами и расходами за год).

Актив Пассив
Р. счет 40 000 Нач. капитал 70 000
Ноутбук 40 000 Прибыль 10 000
Доход Расход
Выручка 20 000 Амортизация 10 000

После второго года работы на тех же условиях ноутбук «подешевеет» еще на 10 000, которые будут записаны в амортизационные расходы. Снова 20 000 добавим на расчетный счет, а 10 000 — в прибыль.

Актив Пассив
Р. счет 60 000 Нач. капитал 70 000
Ноутбук 30 000 Прибыль 20 000
Доход Расход
Выручка 20 000 Амортизация 10 000

На конец пятого года стоимость нашего ноутбука согласно отчетности составляет 0 рублей.

Актив Пассив
Р. счет 120 000 Нач. капитал 70 000
Ноутбук 0 Прибыль 50 000
Доход Расход
Выручка 20 000 Амортизация 10 000

Вы заметили, что произошло? Реально потраченные в первый год 50 000 рублей мы разнесли по частям на будущие 5 лет. Как будто в рассрочку покупали. Теперь посмотрим, к каким последствиям это привело.

Искажение отчетности из-за амортизации

Баланс компании должен показывать, чем она владеет на данный момент, сколько это стоит и откуда взялось. Глядя на балансы из примера можно заметить два существенных искажения реальности.

Во-первых, балансы первого года завышают стоимость имущества. Купленный ноутбук сразу после покупки теряет в стоимости от 30 до 50%. То есть рыночная стоимость этого актива должна находиться в районе 25-35 тысяч рублей, а балансе гордо красуются 50 000. Баланс показывает, что все имущество компании оценивается в 70 000, но на самом деле оно стоит чуть больше полусотни тысяч рублей.

Во-вторых, баланс пятого года занижает стоимость имущества. Наш ноутбук по балансу стоит 0 рублей, хотя его можно продать хотя бы тысяч за 5-10. Опять балансовая оценка и реальная стоимость не равны друг другу. А представьте, что на балансе «висит» не дешевый ноутбук, а производственная линия, которая стоит миллионы долларов!

Пример из жизни: я уже писал о приобретении в прошлом году компьютера за 7 000 рублей. Его дешевизна объясняется как раз амортизацией. Для компании продажа этого «актива» за любую цену больше нуля является прибыльной операцией. Для меня же покупка компьютера по цене в разы ниже рыночной несомненно выгодная сделка. В результате все довольны. Основное правило искажения отчетности: чем дольше срок эксплуатации основных средств, тем больше занижена их стоимость в балансе. Чем новее основные средства, тем более завышена их балансовая оценка.

Ускоренная амортизация

Какую долю стоимости имущества можно относить на амортизацию регулируется законодательством. Все компании заинтересованы увеличить эту долю, но не всем это разрешается. Выгода ускоренной амортизации для бизнеса очевидна — раздувается фиктивная себестоимость товаров, сокращается бухгалтерская прибыль, хотя с точки зрения финансовых потоков прибыль остается на том же уровне. Такая ситуация позволяет получить налоговые льготы.

Допустим, моему проекту разрешено использовать ускоренную амортизацию и отчислять в два раза больше. Посмотрите на отчетность из примера. Если отчислять по 20 000 рублей амортизации в год, то по отчетности ООО «Путь к богатству» не имеет прибыли в первые два года, хотя реальная ситуация не изменилась. А значит, не нужно платить налог на прибыль. Фактически получаются «налоговые каникулы».
Можно возразить, что общая прибыль за пять лет будет неизменной, т.к. в последние два года прибыль будет завышенной. Стоимость ноутбука перейдет на расходы в течение 2,5 лет, поэтому в 4 и 5 году расходов на амортизацию не будет, и бухгалтерская прибыль составит 20 000 в год. А раз общая прибыль одинакова, то и сумма налога на прибыль за пять лет будет неизменной. Это так, разница только в том, что при ускоренной амортизации платить налоги придется позже, а деньги, как известно, со временем дешевеют.

Как использовать амортизацию в фундаментальном анализе

Зная основное правило искажения отчетности можно дать несколько простых рекомендаций для анализа.

1. Оцените долю основных средств в балансе компании. Если она невелика, то и искажение будет незначительным. Не стоит даже тратить время на получение более реальной оценки имущества компании.

2. Оцените долю амортизационных отчислений в расходах компании. Имейте в виду, что эти расходы — фиктивные и с точки зрения финансов являются притоком денежных средств. Если компания «тратит» миллион долларов на амортизацию, в реальности этот миллион остается у нее на счетах. Прибыль компании является заниженной, а реальное финансовое состояние лучше, чем кажется при взгляде на баланс.

3. Найдите информацию о методе начисления амортизации. В России применяется всего два — линейный, когда на расходы списывается одна и та же доля ежегодно, и нелинейный — формулу можно найти в налоговом кодексе РФ статья 259.2. В зарубежной практике методов гораздо больше. Это знание поможет спрогнозировать будущие амортизационные отчисления и, соответственно, увидеть, как изменится финансовое состояние компании при прочих равных. Если анализ амортизации покажет, что финансы бизнеса ухудшатся, значит, компании придется прикладывать дополнительные усилия только чтобы сохранить статус-кво.

4. Найдите информацию о среднем возрасте основных средств. Использует ли бизнес новейшее оборудование, либо пользуется откровенным старьем, да еще и подержаным. Переоцените чистые активы компании и их динамику с учетом этих данных.

Грамотный фундаментальный анализ позволяет принимать намного лучшие инвестиционные решения, чем прислушивание к аналитикам, способным лишь на формулы — «низкий Р/Е означает фундаментальную недооцененность бизнеса».

Становитесь грамотными инвесторами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *