Административный регламент 589

  • автор:

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30544

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1- приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел Российской Федерации

В. Колокольцев

Министр обороны Российской Федерации

С. Шойгу

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

А. Бортников

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации

А. Муров

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации

М. Фрадков

Директор Федеральной службы исполнения наказаний

Г. Корниенко

Директор Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

А. Бастрыкин

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Приложение

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность1, результатов ОРД2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий3 по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций6, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности7 (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами8.

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

1 Далее — «ОРД».

2 В соответствии с подпунктом 36 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

3 Далее — «ОРМ».

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

5 Далее — «уполномоченные должностные лица (органы)».

6Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее — «УПК РФ».

7 Далее — «сообщение (рапорт)».

8 Далее — «материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ».

Юридические науки

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

Е.В. Колузакова, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. В статье обращено внимание на обязанность осуществления организации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, контроль, надзор, дорожное движение.

PECULIARITIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY BY DISTRICT POLICE OFFICER ON ADMINISTRATIVE SITE

Keywords: district police officer, control, supervision, traffic.

Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач не только органов внутренних дел, но и государства, и общества в целом. Организация исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется подразделениями ГИБДД МВД РФ, исполнение данной функции возложено на сотрудников ГИБДД, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также на участковых уполномоченных полиции.

Участковый уполномоченный полиции наделен обширными полномочиями в сфере профилактики правонарушений, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения. Являясь сотрудником полиции, он занимается не только правоохранительной деятельностью. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как субъекта обеспечения правопорядка имеет некоторую специфику, обусловленную особенностью обслуживаемой территории. Например, административные участки, расположенные на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности, где расстояние до ближайшего подразделения ГИБДД может составлять несколько сотен километров, в связи с чем, прибытие экипажа ДПС на место дорожно-

V 1—4 w

транспортного происшествия возможно через длительный промежуток времени. В такой ситуации участковый уполномоченный полиции — единственный представитель

правоохранительных органов, обладающий правами и наделенный обязанностями в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Приказом МВД РФ № 1166 на участкового уполномоченного возлагаются обязанности по проведению проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий . На этом его полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на административном участке не заканчиваются.

Старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции подразделений участковых уполномоченных полиции управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, участвуют в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, только на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности. При необходимости использования специальных навыков и применения средств измерения для выявления фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог информируют об этом уполномоченных должностных лиц ГИБДД. В случае выявления (без применения средств измерения и использования специальных навыков) административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», составляют протокол об административном правонарушении .

Однако, при всей широте полномочий участкового в области обеспечения безопасности дорожного движения его обязанности на административном участке сводятся к выявлению, пресечению административных правонарушений и оформлению материалов по главе 12 КоАП РФ . Осуществление таких полномочий требует наличия достаточных познаний Правил дорожного движения, порядка проведения административного расследования, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т.д.

Практика показывает, что при выявлении и пресечении административных правонарушений в области дорожного движения на обслуживаемой территории участковые уполномоченные полиции чаще всего прибегает к помощи сотрудников ГАИ для оформления материалов по делу, а при отсутствии такой возможности, подобные правонарушения остаются не зафиксированными и нарушитель избегает ответственности за совершенное деяние. Вероятно, по этой причине граждане не всегда воспринимают участковых, как сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Конечно обеспечение безопасности дорожного движения на административном участке не самое главное направление деятельности участкового уполномоченного полиции, но необходимо помнить, что осуществлять государственный контроль (надзор) за

соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств — обязанность полиции.

Безусловно, не все из перечисленных обязанностей полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения исполняются участковыми уполномоченными полиции, и в этом нет необходимости, т.к. имеются специализированные подразделения ГИБДД, выполняющие определенные функции. Тем не менее, обязанность УУП по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, законодательно закреплена.

К сожалению не все УУП обладают специальными навыками и знаниями нормативно-правовых актов в области дорожного движения, и соответственно не информированы о своих полномочиях в этой сфере. Кроме этого участковые уполномоченные не имеют специального оснащения. В участковом пункте полиции должны находиться необходимые средства, такие как жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, конуса и т.п.

Для эффективного исполнения своих обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основании законов и иных нормативных актов, участковый уполномоченный полиции на территории закрепленного административного участка должен:

осуществлять мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения среди населения, проживающего на обслуживаемой территории;

знать направление дорог общего и необщего пользования, дорог, соединяющих административные центры, федеральных и региональных автодорог, подъезды к крупнейшим транспортным узлам — аэропортам, морским и речпортам, региональные дороги, прочие дороги местного подчинения, лесохозяйственные, противопожарные др.;

в случае необходимости осуществлять распорядительно-регулировочные действия, организовывать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ;

составлять схему дорожно-транспортного происшествия;

обеспечивать охрану места дорожно-транспортного происшествия до приезда следственно-оперативной группы;

останавливать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством;

осматривать и досматривать транспортные средства и перевозимые грузы; проверять документы водителей и пассажиров транспортных средств, а также документы на перевозимый груз;

проверять соблюдение правил перевозки пассажиров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применять меры обеспечения производства, предусмотренные КоАП РФ;

рассматривать материалы по делам об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ;

составлять протоколы об административных правонарушениях по составам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ;

участвовать в исполнении отдельных видов наказаний за административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области дорожного движения;

информировать уполномоченных должностных лиц о выявлении фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

С учетом анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод, что необходимо повышать профессиональный уровень участковых уполномоченных полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения, дополнительно обучая их совместно с сотрудниками ГИБДД в целях приобретения специальных знаний, умений и навыков, оснащать участковые пункты полиции, особенно в сельских поселениях и в отдаленной, труднодоступной местности, необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства. 2002. № 1.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

3. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

4. Приказ МВД России от 30 марта 2015 г. № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2017).

5. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Sobranie zakonodatel’stva. 2002. № 1.

7. Federal’nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O politsii» // Spravochno-pravovaya sistema

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *