90 статья УК РФ

  • автор:

Цели принудительных мер воспитательного воздействия *

<*> Burlaka S.A. Purposes of compulsory measures of educational impact.

Бурлака Сергей Анатольевич, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России (БелЮИ МВД России), кандидат юридических наук, подполковник полиции.

Работа посвящена теоретическому исследованию целей принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям в качестве альтернативы уголовного преследования. По мнению автора, цель позволяет определить не только сущность принудительных мер воспитательного воздействия, но и понять их назначение в более общей системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: цель, наказание, несовершеннолетние, принуждение, воспитание, мера воздействия, предупреждение, исправление, социальная справедливость.

Key words: goal, penalty, minors, forced education, measure the impact, prevention, correction, social and justice.

Происходящие в российском обществе изменения серьезно влияют на функционирование целого ряда социальных институтов и в первую очередь институтов семьи и воспитания. Они фактически находятся в состоянии глубочайшего кризиса. Порожденная беспризорностью и безнадзорностью подростковая преступность в современном обществе — одна из наиболее сложных для решения проблем, практический подход к которой невозможен без анализа и учета исправительно-воспитательного потенциала всех уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям.

В современном обществе уже сформировалось мнение о высоком исправительно-воспитательном потенциале уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности несовершеннолетних. Преимуществом названных мер является то, что они, имея педагогическое содержание, предоставляют лучшие, в сравнении с мерами уголовного наказания, условия для развития положительных качеств личности. Это обусловлено прежде всего тем, что в основе их реализации лежит пробуждение в сознании подростка мотива общественного служения и предоставление ему большего простора положительной деятельности. Основываясь на рациональных педагогических идеях, предусмотренных действующим уголовным законом, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. ст. 90 — 92 УК РФ) направлены на «возвращение» несовершеннолетних правонарушителей в общество, ограждение их от пагубного влияния тюремной среды и взрослого криминалитета.

Поскольку принудительные меры воспитательного воздействия в целом представляют собой меры уголовно-правового характера, то логично предположить, что их применение направлено в первую очередь на достижение целей уголовного законодательства <1>. Использование категории «цель» является общепринятым для раскрытия сущности того или иного явления. Под целью в философии понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия» <2>. Достижение или недостижение цели свидетельствует о результативности определенной деятельности, правового института <3>. Именно от того, насколько четко и какие именно цели сформулировал законодатель, в значительной степени зависит определение средств и методов их достижения, законность и гуманизм, соблюдение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Цель позволяет определить не только сущность принудительных мер воспитательного воздействия, но и понять их назначение в более общей системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

<1> В специальной литературе отмечается, что цели принудительных мер воспитательного воздействия можно рассматривать на различных уровнях. (См.: Иванов П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 103; Карелин Д.В. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовной ответственности: Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2001. С. 93.) Так, возможно выделение общесоциальных (включая криминологические), психолого-педагогических и юридических целей. По нашему мнению, такое деление следует признать условным, поскольку указанные уровни целей применения исследуемых мер на практике проявляются одновременно.
<2> Философский словарь. М., 1987. С. 534.
<3> Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990. С. 33.

Ни ранее действовавшее уголовное законодательство, ни УК РФ 1996 г. не содержат определения целей исследуемых мер. Отсутствие легального понятия целей принудительных мер воспитательного воздействия восполнялось и восполняется теоретическими исследованиями. По мнению большинства авторов, изучавших данную проблему до принятия действующего УК, принудительные меры воспитательного воздействия по УК 1960 г. преследовали одинаковые цели с наказанием: общее и специальное предупреждение; исправление и перевоспитание лица, совершившего преступление <4>. С принятием нового Уголовного кодекса ситуация в этой области несколько изменилась. Это связано в первую очередь с тем, что сами цели наказания подверглись определенному теоретическому осмыслению. Кроме того, в самостоятельную категорию выделились «иные меры уголовно-правового характера».

<4> См., напр.: Лесников Г.Ю. Меры, заменяющие уголовное наказание, и их применение в деятельности органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1989. С. 37; Семернева Н.К. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера: Дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1969. С. 67; Якубов А.Е. Освобождение несовершеннолетних от ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1971. С. 7.

В современной литературе, посвященной проблематике анализируемых мер, можно выделить две сложившиеся на сегодня основные точки зрения относительно целей их применения. Первая и наиболее многочисленная группа ученых приходит к выводу, что принудительные меры воспитательного воздействия преследуют те же цели, что и наказание, поскольку выступают альтернативой последнего. По их мнению, анализ ст. ст. 90 и 92 УК РФ позволяет сделать вывод, что при назначении названных мер уголовно-правового характера по существу преследуются те же цели, что и при применении наказания <5>. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних акцентирует внимание на том, что принудительные меры, не являясь, по существу, наказанием, преследуют те же цели <6>.

<5> См., напр.: Горобцов В.И. О совершенствовании правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. С. 63, 67; Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. 2002. N 6. С. 153; Середин А.А. Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания // Уголовное право в борьбе с преступностью: Сборник научных материалов / Под ред. В.Д. Малкова, В.А. Лелекова, С.Т. Гаврилова. Воронеж, 2003. С. 210; Скрипченко Н.Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (по материалам Архангельской области): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 54 — 55; Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 1999. С. 144.

<6> О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4. С. 10.

С данной точкой зрения не соглашаются П.В. Иванов, Д.В. Карелин и С.В. Максимов. Они полагают, что принудительные меры воспитательного воздействия преследуют две относительно самостоятельные цели: 1) исправление несовершеннолетнего; 2) предупреждение совершения новых преступлений как со стороны конкретного подростка, так и со стороны других лиц. По их мнению, восстановление социальной справедливости нельзя рассматривать в качестве самостоятельной (однопорядковой с другими целями) цели рассматриваемых мер, поскольку в рамках их применения она представляется фактически невыполнимой <7>.

<7> Иванов П.В. Указ. соч. С. 18; Карелин Д.В. Указ. соч. С. 95; Максимов С.В. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2002. N 11. С. 43.

По нашему мнению, нет оснований отрицать исправление, общую и специальную превенцию как цели принудительных мер воспитательного воздействия. О правильности такого вывода со всей очевидностью свидетельствуют текст уголовного закона (ч. 1 ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ) и результаты исследований, проведенных указанными выше по тексту авторами. Абсолютно обоснованным и справедливым представляется мнение профессора А.Э. Жалинского, который отмечает, что юридическая обязательность и социальная необходимость подчинять меры уголовно-правового характера сформулированным целям не подрывается их неосуществимостью в отдельных случаях. Закон «нацеливает» меры ответственности на достижение определенных целей, однако не может полностью этого гарантировать. Важно, чтобы доля «неоправданного» применения этих мер не выходила за рамки социально обоснованного <8>.

КонсультантПлюс: примечание.

<8> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 125.

Какова же реальная возможность достижения цели восстановления социальной справедливости путем применения принудительных мер воспитательного воздействия? Очевидно, что освобождение от уголовной ответственности может быть признано целесообразным, если оно соответствует ее целям. Абсолютное большинство исследователей традиционно отождествляют цели уголовной ответственности с законодательной трактовкой целей уголовного наказания <9>. Отсюда следует, что лицо должно освобождаться от ответственности лишь в том случае, если для восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений меры ответственности являются излишними. Отметим, что применение принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с ч. 1 ст. 90 УК РФ является законодательно установленным специальным видом освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности. Поэтому суд, освобождая лицо от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, безусловно, должен стремиться к достижению целей уголовной ответственности (наказания).

<9> См., напр.: Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 1974. С. 20 — 22; Молодцов А.С. Уголовная ответственность и меры общественного воздействия. Ярославль, 1977. С. 22; Середин А.А. Указ. соч. С. 207 — 209; Ткачевский Ю.М. Уголовная ответственность // Уголовное право. 1999. N 3. С. 40.

То же самое следует сказать и об освобождении лица от уголовного наказания, поскольку согласно правилам о соотношении части и целого цели уголовной ответственности (наказания) должны быть признаны целями исследуемых мер и в том случае, когда последние выступают формой реализации уголовной ответственности.

Таким образом, суд, освобождая несовершеннолетнего как от уголовной ответственности, так и от уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, должен стремиться к достижению целей уголовного наказания. Поскольку такое освобождение происходит по усмотрению суда и только суд имеет право решать вопрос о необходимости применения того или иного основания освобождения, то логично утверждать, что такая возможность зависит в первую очередь от того, насколько полным предполагается достижение упомянутых целей.

Восстановление социальной справедливости предполагает восстановление нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод человека, общественного порядка, пошатнувшейся в результате совершения преступления убежденности граждан в способности государства бороться с преступностью и защищать их права. М.Н. Становский в своей работе совершенно обоснованно указывает на то, что восстановление социальной справедливости как правовая категория характеризуется минимум четырьмя аспектами, выражающими интересы виновного в преступлении, потерпевшего, общества и государства <10>.

<10> Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 18.

Интересы виновного заключаются в применении к нему обоснованных мер государственного принуждения. Вполне понятно, что принудительные меры воспитательного воздействия не носят характер возмездия. Вместе с тем любая мера ответственности (а тем более мера воспитательного воздействия), воспринятая несовершеннолетним как неадекватная, единовременно способна привести к полной утрате веры в справедливость законов общества, а также в силу правосудия.

Интересы потерпевшего включают в себя три составляющие: а) назначение виновному лицу обоснованной меры уголовно-правового характера; б) возмещение в полном объеме материального ущерба, причиненного преступлением; в) компенсация морального вреда. Очевидно, что применение принудительных мер воспитательного воздействия не направлено на возмещение материального ущерба (за исключением возложения обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК)) и уж тем более не связано с материальной компенсацией морального вреда.

Содержание защиты интересов общества как одного из аспектов социальной справедливости состоит прежде всего в убежденности граждан в том, что государство способно восстановить правопорядок, привлечь виновного к ответственности в соответствии с законом. Не вызывает сомнений тот факт, что подавляющее число членов общества не желает применения к несовершеннолетним наиболее строгих мер уголовной ответственности и при условии соблюдения норм уголовного закона получают моральное удовлетворение от того, что виновному подростку была назначена адекватная и целесообразная принудительная мера воспитательного воздействия.

Последняя составляющая социальной справедливости затрагивает интересы государства. Она характеризуется тем, что при нарушении лицом уголовно-правовых норм государство полностью или частично возмещает причиненный ему ущерб за счет мер ответственности материального характера <11>. Вполне понятно, что принудительные меры воспитательного воздействия никак не способствуют возмещению причиненного государству ущерба. Ведь они несут не столько карательную, сколько воспитательную нагрузку.

<11> Там же. С. 20 — 21.

Изложенное позволяет говорить о том, что применение исследуемых мер может обеспечить восстановление социальной справедливости лишь частично. Социальная справедливость имеет место главным образом на стадии назначения принудительных мер воспитательного воздействия и заключается прежде всего в реальной, а не декларативной возможности применения к несовершеннолетним рассматриваемых мер. Но то же самое можно сказать и о большинстве уголовных наказаний. Отсюда следует, что применение принудительных мер воспитательного воздействия позволяет достичь всех целей уголовной ответственности и наказания. Поэтому цели наказания в полной мере могут быть признаны целями указанных мер.

Статья 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

См. все связанные документы >>>

1. От уголовной ответственности несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным. При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК). Указанные основания не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним (см. коммент. к ст. 94). К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

2. Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет. Согласно ч. 1 комментируемой статьи освобождение подростка от уголовной ответственности возможно при наличии двух обстоятельств:

1) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

2) исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

3. Освобождение от уголовной ответственности возможно на любой стадии судопроизводства. Согласно ст. 427 УПК РФ если в ходе предварительного расследования уголовного дела небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия. Соответствующее постановление вместе с уголовным делом руководитель следственного органа или прокурор направляет в суд.

Прекращение уголовного преследования не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

4. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, в целях их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности.

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения. Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

5. Комментируемая статья предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

6. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в комментируемой статье.

7. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних (п. п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90) предусматривается продолжительностью от одного месяца до двух лет — при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

8. В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90).

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия является условной мерой.

9. Федеральный закон от 21.05.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5). В указанную систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации; органы управления образованием; органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости, органы внутренних дел.

Новая редакция Ст. 90 УК РФ

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарий к Статье 90 УК РФ

1. Принудительные меры воспитательного воздействия (ПМВВ) — это меры государственного принуждения, применяемые к достигшим возраста УО несовершеннолетним, совершившим преступления, когда исправление и перевоспитание таких лиц возможны без применения уголовного наказания только воспитательными средствами. Эти меры носят принудительный характер, так как осуществляются независимо от воли виновного или его представителя, и обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц, но они не являются уголовным наказанием и не влекут за собой судимости.

2. Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что применение их подчинено задаче исправления несовершеннолетнего, до сознания которого доводится отрицательная оценка его поведения.

3. Применение ПМВВ возможно при наличии следующих условий: а) лицо должно обладать признаками субъекта преступного посягательства и быть несовершеннолетним, т.е. не достигшим возраста 18 лет; б) преступление, совершенное им, не должно представлять большой общественной опасности, т.е. относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести; в) личность несовершеннолетнего не должна представлять большой общественной опасности, т.е. несовершеннолетний может быть исправлен.

4. Освобождение от УО совершившего преступление небольшой или средней тяжести несовершеннолетнего правонарушителя с применением ПМВВ допускается при том непременном условии, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения к нему именно этих мер.

5. Содержащийся в ч. 2 коммент. статьи перечень ПМВВ, применяемых к несовершеннолетним в случае освобождения их от УО, является исчерпывающим и не подлежит распространительному толкованию.

6. Необходимость применения к несовершеннолетнему одновременно нескольких ПМВВ может определяться задачами более эффективного его исправления, например, предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 7).

7. Систематическое неисполнение несовершеннолетним ПМВВ, как основание ее отмены и направления материалов для привлечения лица к УО, означает наличие не менее трех фактов неисполнения требований этих мер. Все факты такого рода документируются специализированными государственными органами и по их представлению направляются в суд для привлечения его к УО.

Другой комментарий к Ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, помимо общих видов освобождения от уголовной ответственности (ст. ст. 75 — 78 УК РФ), может применяться и такой специальный вид, как освобождение от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, при наличии определенных условий: а) преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести; б) установление возможности исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. В ч. 2 ст. 90 УК РФ приводится исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга или установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается в зависимости от категории преступлений.

4. В случае систематического (не менее трех раз) неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Если несовершеннолетнему были назначены несколько мер воспитательного воздействия, то их отмена возможна даже в том случае, когда он не исполняет хотя бы одну из них.

Правовой отдел 13 Марта 2017 Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления ….

Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Условие освобождения от уголовной ответственности — возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в части 2 статьи 90 УК РФ:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение — это самая мягкая принудительная мера воспитательного воздействия, носит бессрочный (одномоментный) и публичный характер и, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Заглаживание причиненного вреда предполагает возмещение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Соответственно, суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г», указанными выше, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным видом освобождения от ответственности. Согласно части 4 статьи 90 УК РФ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. При этом возобновление производства по делу допустимо, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

  • Версия для печати
  • Отправить по почте

Ссылка на страницу

закрыть

Отправить ссылку на E-mail

закрыть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *