785 от 29 05 2014

  • автор:

Содержание

Требования к сайтам государственных учреждений

Сайты государственных организаций подпадают под определенные нормативы российского законодательства. Они существенно отличаются от коммерческих ресурсов дизайном, представленным контентом, техническими параметрами и пользованием.

Основные моменты

Доменное имя. Если корпоративный сайт может себе позволить называться практически как угодно, то государственным учреждениям такая вольность недоступна. Доменное имя подбирается в соответствии с официальным наименованием и оформляется на государственный орган. Обычно используются аббревиатуры. Например, http://www.mvd.ru/ – Министерство внутренних дел, http://www.minfin.ru/ – Министерство финансов.

Дизайн. Исключаются флеш-ролики, яркие картинки и баннеры. Стиль выдержанный и лаконичный, но «дружелюбный», привлекательный для пользователей. Обычно на странице сайта присутствует государственная символика в виде флага или герба. Рассмотрим на примере сайта Министерств иностранных дел.

Контент. Информацию на созданный сайт добавляет сама организация. Фотографии должны быть качественными, обязательно публикуются изображения руководства и здания.

Что должно быть на сайте?

В зависимости от деятельности организации на сайте указывается следующая информация:

  • Общие сведения. Наименование, полномочия, услуги и функции, контактные данные. Подведомственные организации, перечень представительств и их контактных данных. История и развитие, информация обо всех руководителях и подразделениях, СМИ.
  • Нормотворческая деятельность. Нормативные и муниципальные акты, проекты актов, информация о работах и услугах для государственных и муниципальных нужд. Административные регламенты, стандарты услуг, формы обращений и прочих документов, которые принимает организация.
  • Сведения об участии учреждения в целевых программах, интернациональном сотрудничестве, официальных делегациях, рабочих поездках, прочих мероприятиях.
  • Тексты официальных выступлений и заявлений руководства.
  • Статистические данные о деятельности организации, экономическом развитии.
  • Информация о кадровом обеспечении. Порядок принятия людей на службу, сведения об открытых вакансиях, требования к кандидатам, условия, контакты для связи.
  • Информация о работе организации, время приема граждан, ФИО должностного лица, отвечающего за прием лиц, контактные данные для получения информации справочного характера.

Требования к официальному сайту

  • Контент в свободном доступе. Его можно скачивать, копировать и просматривать без проблем. Какие-либо ограничения, в том числе и для зарегистрированных пользователей, как правило, отсутствуют. Дополнительные услуги на платной основе в установленном законодательстве порядке через официальный сайт допустимы.
  • Информация на сайте датируется и обновляется регулярно не реже одного раза в неделю. Нормативно-правовые акты публикуются максимум через два дня после их регистрации.
  • Тексты представлены на государственном языке. Другие языковые версии допустимы и даже желательны, поскольку информация может понадобиться гражданину, не владеющему в совершенстве русским языком.
  • Безопасность. Государственная организация должна защитить сайт от потенциальных угроз уничтожения, несанкционированного редактирования, подделки или блокировки информации.

Требования к содержанию сайта

  • Представленная информация объективно освещает деятельность учреждения.
  • Достоверность сведений. Руководство организации несет полную ответственность за правдивость информации, которая публикуется на сайте.
  • На официальном сайте не должно быть государственных секретов и прочих сведений, разглашение которых запрещено законодательством.
  • Размещенная на сайте госоргана информация равнозначна публикациям в средствах массовой информации.

С полным перечнем требований вы можете ознакомиться в статье 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ.

В настоящей редакции статья 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ обязывает государственные органы и органы местного самоуправления с 1 января 2016 года иметь версию сайта для слабовидящих граждан.

Это требование относится как к государственным, так и к коммерческим сайтам, поскольку законодательство не допускает дискриминации по признаку инвалидности. Особенно важно иметь такую версию информационным ресурсам государственных органов и местного самоуправления, медицинским и образовательным учреждениям.

Требования к доступности информации

Чтобы взаимоотношение государственной организации с обществом имело благоприятную основу, следует повышать качество информатизации. Сайт должен содержать актуальную информацию о деятельности органа и порядке предоставления услуг.

Можно смело утверждать, что официальные сайты государственных органов служат основным источником достоверной информации. Около 1 млн. пользователей составляют аудиторию крупных порталов федеральных органов исполнительной власти – ФСН, ФССП, Росстат. Это не только юридическая, но и социальная ответственность.

В 2011 году был разработан инструмент контроля повышения уровня информационной открытости – АИС «Мониторинг госсайтов». Ниже приведена оценка комплексных показателей официальных сайтов органов исполнительной власти.

  1. Федеральная служба судебных приставов http://www.fssprus.ru
  2. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru
  3. Федеральное дорожное агентство http://www.rosavtodor.ru
  4. Министерство финансов Российской Федерации http://minfin.ru/
  5. Министерство здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru
  6. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minpromtorg.gov.ru
  7. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения http://www.roszdravnadzor.ru
  8. Министерство транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru
  9. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации http://www.minstroyrf.ru/
  10. Федеральная служба по интеллектуальной собственности http://www.rupto.ru

Система мониторинга полезна тем, что позволяет выявить недочеты и проблемы функционирования официальных государственных сайтов. Это стимулирует представителей органов совершенствоваться и учитывать мнения граждан. Кроме того, рейтинг служит отличным примером функциональных характеристик и структуры для государственных организаций, которым только предстоит разработать свой официальный сайт.

Что государственной организации дает сайт?

Согласно статьям 19 и 20 все того же закона при наличии сайта госслужащий может молча направить заявителя на этот самый сайт или проигнорировать запрос вовсе, если ответ на вопрос имеется в интернете. В общем, чиновники нынче не заморачиваются, но если без шуток, то сайт полезен как для организации, так и для общества.

Во-первых, это мотивирует государственный орган работать над наполнением сайта, чтобы у заявителей возникало меньше вопросов. Во-вторых, у граждан возникает меньше вопросов, поскольку исчерпывающая информация находится за пару кликов. В итоге все в выигрыше и экономится время каждого.

Главное условия – достоверность информации. О ней говорилось выше и говорится сейчас. Кроме того, должна быть открытость и доступность. Сайт должен соответствовать техническим и лингвистическим требованиям, предъявляемым к информационным системам.

Кстати, согласно статье 17 органы власти, например, должны обеспечить в публичных местах и в своих стенах условия для ознакомления со своей работой. Если же у них есть официальный сайт, этого делать не обязательно.

Список законов и подзаконных актов, регулирующих создание и ведение сайтов образовательных организаций

Требования Закона об образовании в РФ к сайтам образовательных организаций

Основание: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьи 28, 29.

Основные положения:

За создание и ведение сайта отвечает образовательная организация.

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

2) копий:

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования Постановления Правительства РФ к сайтам образовательных организаций

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 г.

Основные положения:

Утверждает правила размещения на официальном сайте образовательной организации и порядок обновления информации об образовательной организации.

Должна быть опубликована следующая информация о педагогических работниках:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

занимаемая должность (должности);

преподаваемые дисциплины;

ученая степень (при наличии);

ученое звание (при наличии);

наименование направления подготовки и (или) специальности;

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);

общий стаж работы;

стаж работы по специальности;

Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3-5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации в сети «Интернет».

Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

г) защиту от копирования авторских материалов.

Требования Рособрнадзора к сайтам образовательных организаций

Основание: Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации».

Основные положения Приказа:

Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее – специальный раздел). Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта. Страницы специального раздела должны быть доступны в сети Интернет без дополнительной регистрации, содержать указанную в пунктах 3.1 – 3.12 настоящих Требований информацию, а также доступные для посетителей Сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.

Специальный раздел «Сведения об образовательной организации» должен содержать следующие подразделы:

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образовательные программы

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Документы представляются на Сайте в виде файлов основных форматов PDF, XLS, ODS или RTF.
Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

а) максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

б) сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;

в) отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым и хорошо различимым.

Информация, указанная в пунктах 3.1, 3.5, 3.8 Требований, представляется на Сайте в текстовом формате;

Информация, указанная в пункте 3.2 Требований, представляется на Сайте в табличном формате;

Серверы, на которых размещен сайт, должны находиться в Российской Федерации

Вопрос:

Ответ:

Основание:

Допускается ли размещение сайта на технических площадках вне Российской Федерации?

Нет, только на территории Российской Федерации. За нарушение предусмотрен штраф:

должностным лицам — от 3000 до5000 рублей;

юридическим лицам — от 30000 до 50000 рублей.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Версия сайта для слабовидящих

Вопросы:

Ответы:

Основание:

Обязаны ли государственные и муниципальные образовательные организации вести версию сайта для слабовидящих?

Да, обязано:

· Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г.) Статья 14: «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации».

· N 531-ФЗ: «Статью 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776; 2011, N 29, ст. 4291; 2013, N 23, ст. 2870) дополнить частью 6 следующего содержания:

· «6. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.».

Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Какие требования предъявляются к версии сайта для слабовидящих.

Требования записаны в ГОСТ Р 52872-2012. Основные положения ГОСТ:

Возможность изменить размер шрифта.

Возможность преобразовать все иллюстрации в черно белый вариант, либо отключить иллюстрации.

Все иллюстрации должны иметь текстовое описание (в теге ALT).

Возможность смены фона страницы.

ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.»

Требование к доменному имени сайта образовательной организации

Вопрос:

Ответ:

Основание:

Кому должно принадлежать доменное имя образовательной организации?

Имя сайта должно принадлежать образовательной организации на правах аренды.

В Российской Федерации доменное имя не относится к средствам индивидуализации (ГК РФ, часть IV, Раздел VII). Следовательно, зарегистрированное доменное имя принадлежит ОО на правах аренды, что должно быть отражено в договоре между ОО и провайдером услуг.

Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014)»Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Требования к защите персональных данных (ЗПДн)

Вопросы:

Ответы:

Основание:

Какие законы и подзаконные акты регулируют защиту персональных данных?

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Приказ ФСБ РФ от 10.07.2014 n 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2014 n 33620)

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5—2006 Автоматическая идентификация. Идентификация биометрическая. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица.

Что относится к персональным данным?

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных. Статья 3.

Кто является оператором персональных данных?

Любое лицо, осуществляющие обработку персональных данных – например, школа или детский сад.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных.Статья 3.

Согласие субъекта персональных данных?

Согласие родителей на обработку ПДн несовершеннолетних детей?

Обработка персональных данных может осуществляться оператором (школой или детским садом) только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных законом N 152-ФЗ О персональных данных.

Согласие может быть получено любым способом, например в форме договора.

Требуется ли согласие педагогов для публикации персональных данных?

Не требуется для публикации данных, предусмотренных Законом об образовании:

1. фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

2. занимаемая должность (должности);

3. преподаваемые дисциплины;

4. ученая степень (при наличии);

5. ученое звание (при наличии);

6. наименование направления подготовки и (или) специальности;

7. данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);

8. общий стаж работы;

9. стаж работы по специальности.

N 152-ФЗ О персональных данных. Статья 9.

осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами.

Требуется ли согласие на размещение фотографий на сайте?

Фотографии могут относиться к биометрическим данным, а могут не относиться. Сведения, на основе которых можно установить личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Относится ли фото к биометрическим данным или нет, определяет ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5—2006.

N 152-ФЗ О персональных данных. Статья 11. Биометрические персональные данные.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5—2006.

Подпадает ли обработка ПДн без использования средств автоматизации под действие закона?

Да. При этом обработка регламентируется Постановлением Правительства РФ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»

Какие публикации нарушают авторское право?

Вопросы:

Ответы:

Основание:

1. Какой закон регулирует отношения Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации?

Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая.

2. Кто дает право на использование произведения?

Автор или иной правообладатель (держатель авторских и смежных –исполнительских или фонографических прав.

3. Что допускается к публикации без согласия автора или иного правообладателя?

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая. Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования.

Что такое спам?

Вопрос:

Ответ:

Основание:

Какие электронные письма можно отнести к спаму?

Только БЕЗАДРЕСНЫЕ сообщения, направленные неопределенному кругу лиц.

Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе. Статья 3:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Статья 18:

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Может ли вышестоящая организация обязать ОО разместить сайт у конкретного провайдера и/или с конкретным адресом?

Вопрос:

Ответ:

Основание:

Может ли кто-либо (например, вышестоящая организация) обязать образовательную организацию разместить сайт с конкретным адресом или на конкретной технической площадке или по конкретной технологии?

Нет, это является грубым нарушением Антимонопольного законодательства (конкуренция в сфере предоставления услуг), а также Статьи 28 «Закона об образовании в РФ», которая утверждает, что ведение сайт находится исключительно в компетенции ОО.

Конституция Российской Федерации. Статья 8.

Федеральный закон «О защите конкуренции» (с дополнениями)

Гражданский Кодекс РФ. Статья 10.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 29.

Требования к государственным сайтам

Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления«. Принят Государственной Думой 21 января 2009 года. Одобрен Советом Федерации 28 января 2009 года. Опубликовано 13 февраля 2009 г. Вступает в силу: 1 января 2010 г.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

5) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее — официальный сайт) — сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

1. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

4. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет

1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

3. Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

1. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Перечни информации о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждаются соответственно Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

5. Перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и не указанных в частях 1-3 настоящей статьи, утверждаются этими федеральными государственными органами.

6. Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

7. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

8. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 — 3, 5 — 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу

3. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

3. Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания образовательного учреждения

12

Тема. Создание образовательных учреждений.

Порядок создания образовательного учреждения.

Реорганизация образовательного учреждения.

Ликвидация образовательного учреждения.

Порядок создания образовательного учреждения

Учредителями образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, общественные и частные фонды, религиозные и общественные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Как видно из ст. 11 Закона РФ «Об образовании», возможно совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Предусматривается, что учреждение создается только одним собственником. Для некоторых типов и видов образовательных учреждений закон предусматривает определенного учредителя. Так, учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут учреждаться только федеральными и (или) региональными органами исполнительной власти.

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством для некоммерческих организаций, например в форме автономной некоммерческой организации. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономные некоммерческие образовательные организации характеризуются значительными особенностями правового статуса в области имущественных правоотношений, но в сфере организации образовательного процесса они подчиняются общим требованиям, предусмотренным Законом РФ «Об образовании».

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в заявительном порядке. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление, решение о создании учреждения или учредительный договор, устав учреждения и документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента представления указанных документов в регистрирующий орган (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и информационных предпринимателей»).

Права юридического лица у образовательного учреждения возникают с момента его регистрации (в части ведения финансово- хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом и направленной на подготовку образовательного процесса). Право на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи учреждению лицензии.

Основным документом образовательного учреждения является устав. Он необходим для регистрации учреждения как юридического лица и разрабатывается и принимается учредителем (учредителями), хотя по ст. 32 Закона РФ «Об образовании» эти вопросы отнесены к компетенции образовательного учреждения. Устав утверждается учредителем и регистрируется в уполномоченном органе исполнительной власти, начинающим с 1 июля 2002 г. регистрацию юридических лиц в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319, принятым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Содержание устава образовательного учреждения исчерпывающим образом регламентируется ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

В нее обязательно включаться: его наименование, место нахождения, статус, учредитель, организационно-правовая форма.

Закон требует, чтобы в уставе подробно был охарактеризован образовательный процесс:

· названы его цели, типы и виды реализуемых образовательных программ, продолжительность обучения на каждом этапе;

· указан язык, на котором ведется обучение;

· определены порядок приема, а также основания отчисления обучающихся, режим занятий, форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, система оценок.

В уставе, кроме того, следует закрепить порядок регламентации и оформления отношений между образовательным учреждением, обучающимися (их законными представителями), а также порядок предоставления платных образовательных услуг.

В уставе образовательного учреждения необходимо отразить структуру финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, закрепленных за учреждением учредителем, а также источники и порядок формирования собственности учреждения; финансирование и осуществление предпринимательской деятельности). Важным является раздел устава, посвященный порядку управления учреждением, в котором, в частности, должны быть названы полномочия учредителя, определены структура и порядок формирования органов управления учреждением, их компетенция, установлен порядок изменения устава, реорганизации и ликвидации учреждения, а также порядок комплектования кадрового состава учреждения. В уставе следует закрепить основные права и обязанности участников образовательного процесса и перечислить виды локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения (приказы, распоряжения, положения и др.).

Отношения между учредителем и образовательным учреждением регулируются договором. Договор заключается после регистрации учреждения в качестве юридического лица. Примерные формы таких договоров рекомендованы Минобразования России.

Правовое регулирование гражданско-правовых отношений в сфере образования

Порядок создания образовательных организаций как некоммерческих организаций. Учредители образовательных организаций.

Особенности государственной регистрации при создании образовательных организаций, лицензирование их деятельности.

Осуществление деятельности отдельных видов образовательных организаций – духовных образовательных организаций, загранучреждений МИД России, в области обороны и безопасности государства, для обучающихся с девиантным поведением.

Особенности реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Образовательные организации создаются, приобретая такой статус, на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса РФ о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; а также других нормативно-правовых актов (подзаконных актов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ), регулирующих правовое положение организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется на бумажном и электронном носителе регистрирующим органом – Министерством юстиции РФ. Для государственной регистрации представляются:

  • заявление о государственной регистрации образовательной организации;
  • решение о создании образовательной организации в виде протокола, договора или иного документа;
  • учредительные документы (устав) образовательной организации;
  • документ об уплате государственной пошлины.

После проведения государственной регистрации такого юридического лица как некоммерческая организация в Федеральной налоговой службы по месту нахождения образовательной организации, Министерство юстиции РФ направляет сведения и документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о постановке ее на налоговый учет и во внебюджетные фонды, а также открывается расчетный счет (р/cч) в кредитной организации для осуществления образовательной дея­тельности. Однако право на ведение такой деятельности у образовательной организации возникает впоследствии – после получения лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования.

К образовательным организациям (соискателям лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

  • наличие на правах собственности или на иных правах зданий, сооружений и территорий;
  • наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
  • наличие условий для охраны здоровья обучающихся;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений помещений, оборудования и иного имущества;
  • наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации;
  • наличие у образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения лицензии образовательная организация (лицензиат) представляет в лицензирующий орган заявление и копии определенных документов.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализовывать образовательные программы в области обороны, в сфере миграции, по контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, представляют копии документов в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ведет сводный реестр лицензий, а также включает сведения о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта информация также размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За предоставление лицензии или переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством.

В Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации вправе создавать образовательные организации. В статье 3 этого закона указано, что в Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания, в том числе исповедовать любую религию, осуществлять обу­чение религии и религиозное воспитание.

Централизованные религиозные организации, согласно своим уставам, имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала (для таких организаций) посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

Статья 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» разъясняет, что религиозные организации также могут обучать детей в государственных и муниципальных образовательных организациях религии вне рамок образовательной программы, однако необходима письменная просьба родителей и детей. При этом закон указывает, что обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.

В соответствии с Приказом Министерства иностранных дел РФ от 19 ноября 2013 г. № 21428 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях» загранучреждения МИД России вправе осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии в создаваемых в структуре загранучреждений МИД России специализированных образовательных подразделениях (заграншколах МИД России). Они осуществляют свою деятельность на основании положения, разрабатываемого и утвержденного загранучреждением МИД России. По решению Министерства иностранных дел Российской Федерации эти специализированные структурные образовательные подразделения создаются, а также приостанавливают и прекращают свою деятельность. Обучение в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляется по основным общеобразовательным программам бесплатно. Министерство иностранных дел Российской Федерации устанавливает штатное расписание этих подразделений, осуществляет кадровое и методическое, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью загранучреждений МИД России.

В Российской Федерации создаются образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением согласно ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Учредителем таких организаций являются публично-правовые образования. К ним относят государственные специализированные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (государственные учреждения), которые призваны обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. В таких образовательных организациях обучающиеся могут получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также начальное профессиональное образование. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральным законодательством, актами Президента РФ, Правительства РФ, международными актами в сфере защиты прав ребенка и его законных интересов.

Образовательная организация независимо от ее вида и типа с момента создания приобретает гражданские права и исполняет юридические обязанности, то есть наделяется правоспособностью (специальной), содержание которой соответствует уставным целям – предоставление образовательных услуг (бесплатно или за плату). Образовательная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход, но лишь для достижения целей, ради которых оно создано, не противоречащих уставным положениям. К таким видам предпринимательской деятельности можно отнести:

  • продажу товаров в розницу (продуктов питания, учебных материалов, канцелярских товаров и др.);
  • оказание услуг с применением множительной техники;
  • передачу недвижимого имущества в аренду;
  • приобретение ценных бумаг и совершение с ними сделок и др.

Создателем (основателем) образовательной организации является ее учредитель (или учредители), то есть лицо, которое принимает решение о создании этой организации. В законодательстве перечис­лены возможные учредители образовательной организации:

  • публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
  • юридические лица любой организационно-правовой формы;
  • физические лица – граждане Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 120), Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 102) имущество образовательной организации, необходимое для осуществления ее деятельности, принадлежит учредителю на праве собственности или на праве оперативного управления (ограниченном вещном праве).

Если существует несколько учредителей, то между ними заключается учредительный договор, определяющий их права и обязанности, а также между учредителями и образовательной организацией заключается договор, определяющий эти правоотношения.

Учредитель имеет право создавать образовательные организации любого вида. Учредителями могут быть одно или несколько физических лиц, а также одно или несколько юридических лиц либо смешанное количество таких участников, но не допускается создание образовательных организаций несколькими публично-правовыми образованиями. Например, учредителем Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова является только Российская Федерация, Московского педагогического государственного университета также Российская Федерация, Московского областного государственного университета – субъект Российской Федерации (Московская область) и др.

В отдельных случаях существует прямое указание в законе об учредителях образовательной организации. Так согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, где получают образование обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, c тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития), создаются только органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учредитель регистрирует образовательную организацию как юридическое лицо, определяет язык образования, назначает ее руководителя, принимает решение о реорганизации и ликвидации образовательной организации, контролирует оборот движимого и недвижимого имущества, находящегося на ее балансе, устанавливает правила приема для обучающихся и проведение образовательной деятельности, а также другие условия, обеспечивающие функционирование образовательной организации.

Физические и юридические лица вправе быть учредителями частной образовательной организации, реализующей общее и профессиональное образование на различных уровнях.

Следует оговориться, что иногда при создании частных образовательных организаций учредители должны иметь определенный статус, например, получение теологического и религиозного образования возможно, если учредителем такого юридического лица является определенная религиозная организация или централизованная религиозная организация.

Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, – Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. с учетом особенностей осуществления образовательной деятельности, а также подзаконными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Порядок реорганизации и ликвидации определяет или учредитель образовательной организации (в добровольном порядке) или это происходит по решению органов государственной власти. Так, например, Министерство образования и науки РФ приняло решение о реорганизации образовательных организаций высшего образования следующих вузов:

  • Самарский государственный университет (СамГУ) присоединен к Самарскому государственному аэрокосмическому университету им. академика С. П. Королева (СГАУ);
  • Московский государственный гуманитарый университет им. М. А. Шолохова (МГГУ) присоединен к Московскому государственному педагогическому университету (МПГУ);
  • Государственный университет управления (ГУУ) присоединен к Московскому государственному юридическому университету им. О. Е. Кутафина (МГЮА);
  • Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ) присоединен к Московскому авиационному институту (МАИ).

А также изданы приказы Минобрнауки России о реорганизации в форме присоединения и других образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации.

Реорганизация или ликвидация общеобразовательной организации, находящейся в сельской местности, осуществляется согласно решению органов местного самоуправления, но с учетом мнения жителей данного сельского поселения. Статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъясняет, что к сельскому поселению относят один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Реорганизация образовательных организаций согласно ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования с указанием правопреемства на основании передаточного акта. Ликвидация образовательной организации влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г. № 367 разъясняет особенности реорганизации и ликвидации образовательной организации на основании решения Комиссии по оценке последствий проведения таких процедур. При этом Комиссия проводит оценку последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации; готовит заключение об оценке последствий проведения таких процедур; при необходимости дает оценку дальнейшей деятельности образовательной организации. В состав Комиссии входят представители Министерства образования и науки РФ и общественных объединений (осуществляющих деятельность в образовательной сфере), а также в отдельных случаях в нее могут входить представители высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится образовательная организация. Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством, и оформляется заключение о проведении той или иной процедуры. Образовательная организация считается реорганизованной или ликвидированной после внесения сведений об этом в государственный реестр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *