736 8

  • автор:

Новая редакция Ст. 143 УПК РФ

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к Статье 143 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном преступлении или готовящемся преступлении, полученное из иных, нежели заявление и явка с повинной, источников, и является его продолжением. Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это — криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция); органы федеральной службы безопасности; таможенные органы; органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого, гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например, районный отдел внутренних дел, таможня и т.д.). На основании такого рапорта и приобщенных к нему первичных документов должностное лицо, сосредоточивающее в своих руках законную функцию органа дознания, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Здесь прежде всего имеется в виду милицейская деятельность, осуществляемая различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями и функциями: дежурная часть, патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные, уголовный розыск и другие службы, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающиеся с уголовным миром. Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника милиции.

3. Закрепленная в ч. 1 ст. 140 УПК РФ совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе серьезную проблему. Она не является системой и страдает существенными недостатками, решительно проигрывая в этом отношении ранее действовавшему УПК РФ РСФСР. Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающие в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них. Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления — путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета и теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику. Рапорты уместны в органах дознания, например в милиции, органах федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях. Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е. руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса. Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по смыслу своего процессуального положения, точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья.

О введении в действие правил нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщение о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2016 года N 824

О введении в действие правил нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщение о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

В целях обеспечения единого подхода к регистрации и статистическому учету уголовных дел в Российской Федерации, руководствуясь статьями 17 и 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.02.2017 прилагаемые правила нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

2. Возложить ведение единого справочника подразделений правоохранительных органов Российской Федерации в электронном виде на Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Главному организационно-аналитическому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить:

формирование справочника подразделений правоохранительных органов Российской Федерации и своевременное внесение в него изменений с учетом проводимых организационно-штатных мероприятий, связанных с созданием, ликвидацией или реорганизацией федеральных государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство;

направление в федеральные государственные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры актуального справочника подразделений правоохранительных органов Российской Федерации в электронном виде.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам обеспечить:

внесение совместно с информационными центрами территориальных органов МВД России дополнительного поля в реквизиты статистических карточек, содержащие номер уголовного дела, для отражения кода подразделения федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство;

направление в Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации информации о проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с созданием, ликвидацией или реорганизацией территориальных органов федеральных государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу судебных приставов, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.Чайка

Приложение. Правила нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

Приложение

к приказу

Генерального прокурора

Российской Федерации

от 28 декабря 2016 года N 824

Правила нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок формирования номеров уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, при их регистрации (далее — уголовные дела и материалы проверок).

2. Регистрация уголовных дел и материалов проверок осуществляется в соответствии с пунктом 45 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее — Положение).

3. При регистрации уголовных дел и материалов проверок им присваивается регистрационный номер, который состоит из семнадцати разрядов и формируется следующим образом — ХГГААББВВВВNNNNNN, где:

X — вид уголовного дела или материала проверки:

1 — уголовное дело;

2 — материал проверки сообщения о преступлении, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

3 — уголовное дело частного обвинения, возбужденное судьей в порядке части 1 статьи 318 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

4 — уголовное дело, выделенное из другого уголовного дела в отдельное производство в отношении подозреваемых или обвиняемых, совершивших преступления в соучастии;

ГГ — последние две цифры года, в котором возбуждено уголовное дело, выделено уголовное дело в отдельное производство в отношении соучастника или вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

ААББВВВВ — уникальный восьмиразрядный код подразделения федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство, который включает в себя:

АА — код федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство;

ББ — код органа прокуратуры Российской Федерации;

ВВВВ — порядковый номер подразделения федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство, в справочнике подразделений правоохранительных органов;

NNNNNN — присвоенный при регистрации порядковый номер уголовного дела или материала проверки в рамках одного подразделения федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное судопроизводство, в пределах одного года начиная с единицы.

4. Учет сведений об уголовных делах частного обвинения, по которым вынесен обвинительный приговор, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 53 Положения.

При этом в регистрационном номере указывается код органа внутренних дел Российской Федерации, в который поступили статистическая карточка формы N 6 о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции и приложение к ней.

5. В случае выделения уголовного дела из другого уголовного дела в отдельное производство в порядке пункта 3 части 1 статьи 154 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для производства предварительного расследования нового преступления в первом разряде регистрационного номера указывается кодовое значение «1».

6. После принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям по результатам проведения дополнительной проверки сообщения о преступлении, по которому ранее было отменено постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, уголовному делу или материалу проверки присваивается новый регистрационный номер.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *