652 закон

  • автор:

Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 45-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 16 февраля 2016 года Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2016 года Статья 1 Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 31, ст. 3230; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6243; 2008, N 24, ст. 2798; 2009, N 14, ст. 1578, 1579; N 26, ст. 3126; 2010, N 18, ст. 2145; N 31, ст. 4163; N 50, ст. 6611; 2011, N 15, ст. 2040; N 19, ст. 2715; N 49, ст. 7067; 2012, N 18, ст. 2127; 2013, N 9, ст. 872; N 17, ст. 2028, 2033; N 27, ст. 3479; N 43, ст. 5442; N 52, ст. 7001; 2014, N 11, ст. 1094; N 19, ст. 2331; N 26, ст. 3360; N 30, ст. 4274; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 29, 58; N 10, ст. 1393; N 27, ст. 3945; 2016, N 1, ст. 29) следующие изменения: 1) часть четвертую статьи 7 изложить в следующей редакции: «4. Гражданские дела в судах апелляционной инстанции, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и частью первой статьи 335-1 настоящего Кодекса, рассматриваются коллегиально. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально.»; 2) часть первую статьи 121 изложить в следующей редакции: «1. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей.»; 3) статью 122 дополнить абзацами следующего содержания: «заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи; заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.»; 4) часть первую статьи 135 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1) заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства;»; 5) часть первую статьи 150 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1) разрешает вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства;»; 6) статью 199 дополнить частью шестой следующего содержания: «6. Решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, составляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 232-4 настоящего Кодекса.»; 7) дополнить главой 21-1 следующего содержания: «Глава 21-1. УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Статья 232-1. Порядок упрощенного производства 1. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой. 2. При рассмотрении в порядке упрощенного производства дел с участием иностранных лиц применяются также особенности, установленные разделом V настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой. Статья 232-2. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства 1. В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела: 1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 и часть третья статьи 125 настоящего Кодекса); 2) по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей; 3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства. 2. По ходатайству стороны при согласии другой стороны или по инициативе суда при согласии сторон судья при подготовке дела к рассмотрению может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства иных дел, если не имеется обстоятельств, указанных в части четвертой настоящей статьи. 3. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела: 1) возникающие из административных правоотношений; 2) связанные с государственной тайной; 3) по спорам, затрагивающим права детей; 4) особого производства. 4. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: 1) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; 2) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц. 5. В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. После вынесения определения рассмотрение дела производится с самого начала, за исключением случаев, если переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства вызван необходимостью произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания. 6. В случае, если заявлено несколько требований, одно из которых носит имущественный характер и относится к требованиям, указанным в части первой настоящей статьи, а другие требования носят неимущественный характер и суд не выделит эти требования в отдельное производство на основании части второй статьи 151 настоящего Кодекса, такие требования рассматриваются в порядке упрощенного производства. Статья 232-3. Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства 1. Исковое заявление по делу, указанному в части первой статьи 232-2 настоящего Кодекса, и прилагаемые к такому заявлению документы подаются в суд по общим правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом. 2. Суд выносит определение о принятии искового заявления к производству, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, или определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определениях суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения. 3. В определениях, указанных в части второй настоящей статьи, суд устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в части второй настоящей статьи. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней. 4. Если доказательства и иные документы поступили в суд до принятия решения по делу, но по истечении установленных судом сроков, суд принимает эти доказательства и иные документы при условии, что сроки их представления пропущены по уважительным причинам. 5. Суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом в соответствии с частью третьей настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков. 6. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила о ведении протокола и об отложении разбирательства дела. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Статья 232-4. Решение суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства 1. Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия и которое размещается на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 2. По заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение. 3. Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. В этом случае решение принимается по правилам, установленным главой 16 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. 4. Мотивированное решение суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, его представителя соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы. 5. Решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление. 6. В случае составления мотивированного решения суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы частью восьмой настоящей статьи. 7. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия определения судом апелляционной инстанции. 8. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей — со дня принятия решения в окончательной форме.»; 8) главу 39 дополнить статьей 335-1 следующего содержания: «Статья 335-1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства 1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. 2. Дополнительные доказательства по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если доказательства и (или) иные документы необоснованно не были приняты судом первой инстанции в случае, указанном в части четвертой статьи 232-3 настоящего Кодекса. 3. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса, а также в случае, если судом апелляционной инстанции признаны обоснованными приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, суд апелляционной инстанции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.»; 8) дополнить статьей 386-1 следующего содержания: «Статья 386-1. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления на вступившие в законную силу судебный приказ и решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства 1. Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебный приказ и решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом кассационной инстанции по правилам, установленным настоящей главой, без вызова лиц, участвующих в деле. 2. Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационных жалобы, представления. 3. Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением, вправе направить в суд кассационной инстанции объяснения по делу до дня рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции. 4. Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность направить объяснения по делу. 5. С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. 6. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а также содержание поступивших письменных объяснений по делу.». Статья 2 Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2008, N 24, ст. 2798; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 18, ст. 2145; N 31, ст. 4197; 2011, N 29, ст. 4291; N 50, ст. 7364; 2012, N 26, ст. 3439; 2014, N 26, ст. 3392) следующие изменения: 1) в части 5 статьи 227: а) пункт 2 изложить в следующей редакции: «2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;»; б) пункт 4 признать утратившим силу; 2) часть 1 статьи 272-1 изложить в следующей редакции: «1. Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.»; 3) дополнить статьей 288-2 следующего содержания: «Статья 288-2. Кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства 1. Вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. 3. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.»; 4) статью 291-12 дополнить частью 6-1 следующего содержания: «6-1. Судебное заседание Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению кассационных жалобы, представления на решение, постановление, принятые по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства либо в порядке приказного производства, проводится без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно кассационных жалобы, представления суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.». Статья 3 Абзац двадцать четвертый пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3439) признать утратившим силу. Статья 4 Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 2 марта 2016 года N 45-ФЗ </p>

Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 N 652

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2015 г. N 652

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.».

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7174; 2014, N 26, ст. 3576):

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Требования пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, вступают в силу с 1 января 2017 г.»;

б) в Правилах, утвержденных указанным постановлением:

в пункте 4:

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) договор фрахтования, заключенный в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», — в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;»;

подпункты «в» и «г» изложить в следующей редакции:

«в) копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее подразделение Госавтоинспекции) или копия уведомления об организованной перевозке группы детей;

г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды);»;

подпункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) программа маршрута, включающая в себя: график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных лет;

не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;

прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;

прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.»;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов.

Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки.»;

в пункте 12 цифру «3» заменить цифрами «12»;

дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18. При организованной перевозке группы детей автобусами запрещено допускать в автобус и (или) перевозить в нем лиц, не включенных в списки, предусмотренные подпунктом «д» пункта 4 настоящих Правил, кроме назначенного медицинского работника. Указанный запрет не распространяется на случаи, установленные федеральными законами.».

О введении в действие Закона Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации»

О денежной системе Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О денежной системе Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 мая 1995 года на основании
Федерального закона от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ
____________________________________________________________________

Глава I. Общие положения

Статья 1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования.
Статья 2. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.
Статья 3. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Статья 4. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
Статья 5. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. Эмиссия наличных денег

Статья 6. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.
Статья 7. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Статья 8. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.
Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации.
Статья 9. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета во вклады, на аккредитивы и для перевода.
Статья 10. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуется по закону.
Статья 11. Ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России.

Глава III. Расчеты

Статья 12. Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов.
Статья 13. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории Российской Федерации, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждается Банком России.
Статья 14. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке.

Глава IV. Организация и регулирование
денежного обращения

Статья 15. На Банк России возлагаются:
планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Статья 16. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
25 сентября 1992 года
N 3537-1

О введении в действие Закона

Верховный Совет Российской Федерации
постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» с 1 июля 1992 года.

2. Банкноты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты СССР и монеты образцов 1961-1991 годов, находящиеся в обращении, подлежат обязательному приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

3. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации принять меры к широкому внедрению в платежный оборот безналичных расчетов, обеспечивающих сокращение его потребностей в наличных деньгах, а также к улучшению инкассации торговой выручки.

4. Впредь до приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» ранее изданные акты законодательства применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному Закону.

5. Центральному банку Российской Федерации и Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» и привести свои решения в соответствие с указанным Законом.

Председатель Верховного
Совета Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
18 июня 1992 года
N 3081-1

Текст документа сверен по:

«Ведомости Съезда
народных депутатов РФ
и Верховного Совета РФ»,
N 43, 29.10.92

Закон о торговле: новые ограничения

Журнал «Учет в торговле» № 3, март 2010 г.

Звоненко Д.П., юрист, Чистяков Б.М., адвокат

C 1 февраля 2010 года действует Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он вводит целый ряд, образно говоря, новых правил игры, которым должны следовать представители торговли, и в первую очередь крупные розничные сети. Расскажем о том, как повлияют новые нормы на деятельность торговых компаний.

Термины и определения

Сразу отметим, что в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле) особое внимание сконцентрировано на регулировании торговли продовольственными товарами.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ…

Законодатель в числе основных понятий нового закона дает определение таких товаров. К ним относятся продукты, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Обратите внимание: в сферу регулирования нового закона не попала товарная группа, которая также широко представлена в розничных торговых сетях, — ее традиционно принято обозначать как промышленные или непродовольственные товары (бытовая химия, средства гигиены, парфюмерия и косметика, бытовая техника и т. п.).

…И ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ

Статья 2 Закона о торговле вводит в правовой и, как следствие, повседневный оборот определения целого ряда принципиальных понятий. Речь идет, в частности, о таких терминах, как торговая деятельность, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект.

Также важное значение имеет определение торговой сети, сформулированное в статье 2 нового закона. Под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Условия договоров

Принципиальное значение имеет статья 9 Закона о торговле, которая определяет права и обязанности розничных компаний и поставщиков, связанные с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В частности, установлена взаимная обязанность торговых сетей и поставщиков обеспечивать открытость доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров. Такая информация должна быть размещена на интернет-сайтах либо бесплатно предоставлена в течение 14 дней со дня получения письменного запроса.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ОБЪЕМ ЗАКУПОК

Новый закон устанавливает, что стороны договора поставки продовольственных товаров могут предусмотреть вознаграждение, которое поставщик выплатит розничной фирме за определенный объем закупок. Однако в отношении данного поощрения введен ряд ограничений.

Во-первых, размер такой премии не может превышать 10 процентов от стоимости купленной продукции.

Во-вторых, сумма данного вознаграждения не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Следуя буквальному толкованию этой нормы, можно сделать вывод о том, что премирование возможно только в денежной форме без каких-либо льготных поставок товаров. Иными словами, вознаграждение не может быть предоставлено, например, в виде скидки, уменьшающей цену товаров.

В-третьих, при покупке отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (их перечень утверждает Правительство РФ) устанавливать такое вознаграждение вообще запрещено.

В-четвертых, иные виды вознаграждений (не за объем закупок) договор поставки предусматривать не может. В частности, установлено, что включать в договор поставки условие о плате за продвижение продуктов питания (рекламирование, маркетинг, мерчандайзинг и т. п.), которую оптовый поставщик перечисляет розничной фирме, запрещено.

ПЛАТА ЗА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ

Правда, это не означает, что розничная сеть вовсе не может оказывать подобные услуги поставщику. Действия по рекламированию продуктов, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут осуществляться в рамках отдельного договора возмездного оказания услуг.

Выходит, получить денежное вознаграждение от поставщика розничная фирма может в двух случаях:

— превысив определенный объем закупок продовольственных товаров (в соответствии с договором поставки);

— оказав поставщику услуги по продвижению товаров (согласно договору возмездного оказания услуг).

Тем самым установлен законодательный запрет на пути существовавших ранее многочисленных бонусов, которые был обязан выплачивать поставщик торговых сетей, например по факту открытия новых магазинов или «за вход» в розничную сеть. Вместе с тем нельзя исключать, что торговые сети будут настойчиво предлагать своим потенциальным поставщикам увязать заключение договора поставки с договором на предоставление соответствующих услуг. При этом законодатель не предъявляет серьезных требований к содержанию такого договора, и в первую очередь к размеру вознаграждения торговой сети за оказанные услуги. На наш взгляд, было бы логичным существование предельного размера вознаграждения за оказанные услуги, привязанного к стоимости поставленных товаров.

СРОКИ ОПЛАТЫ ПРОДУКЦИИ УСТАНОВЛЕНЫ ЗАКОНОМ

Новый закон определяет четкие сроки оплаты продовольственных товаров. Они зависят от сроков годности самих продуктов. А именно:

— товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня их приемки розничной сетью;

— товары, срок годности которых составляет от 10 до 30 дней включительно, должны быть оплачены в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки магазинами;

— товары со сроком годности свыше 30 дней (а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации) подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня их получения торговой компанией.

Не вызывает сомнения, что установление достаточно жестких сроков, в течение которых розничная фирма должна рассчитаться с продавцом, является выгодным для поставщиков, которые теперь смогут более эффективно планировать собственную деятельность, не «выпрашивая» свои деньги. Вместе с тем соблюдение таких сроков потребует от торговцев, и в первую очередь от розничных сетей, пересмотра своей финансовой политики, которая во многом строилась на получении фактически бесплатного кредитования со стороны поставщиков.

Важно отметить, что указанные сроки не предполагают их корректировки в договоре. Таким образом, условия любого договора поставки продовольственных товаров, в котором предусмотрены сроки, отличные от тех, что определил законодатель, будут считаться ничтожными.

ПОСТАВЩИК ОБЯЗАН ВОВРЕМЯ ПЕРЕДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Заметьте: обязанность покупателя по оплате товаров в сроки, установленные Законом о торговле, возникает при условии, что поставщик выполнил свои обязательства по передаче документов, относящихся к поставкам продукции. Таковыми могут быть документы, подтверждающие качество поставляемых продовольственных товаров (сертификаты), а также товаросопроводительные бумаги (накладные, счета-фактуры и т. п.).

Закон о торговле содержит специальное положение о том, что в случае, если поставщик не передает или отказывается передать покупателю необходимые документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления этих бумаг (по запросу торговой фирмы). Иными словами, поставщик, нарушающий установленные Гражданским кодексом РФ обязанности передать документы на товар, не вправе рассчитывать на то, что торговая компания будет пунктуальна в соблюдении сроков оплаты.

КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕЛЬЗЯ НАВЯЗЫВАТЬ

Статьей 13 Закона о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров в торговые сети. В частности, запрещено выдвигать дискриминационные требования, а также навязывать контрагентам такие условия, как:

— предоставление партнеру сведений о заключаемых договорах с другими контрагентами, ведущими аналогичную деятельность;

— внесение платы за право поставок продовольственных товаров в торговые сети;

— внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

— возврат поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, когда такой возврат допускается или предусмотрен законодательством РФ).

Формулировка, используемая законодателем («навязывать контрагенту условия»), не совсем удачна. Ведь если поставщик в «добровольно-принудительном» порядке соглашается на не очень выгодные для себя условия (например, на возврат товаров), то это отнюдь не означает, что навязывания нет, а есть добровольное заключение договора. По нашему мнению, в контексте статьи 13 Закона о торговле условия договоров, которые запрещается навязывать, являются теми условиями, которые вообще не должны включаться в договор.

В противном случае во многом обесценивается смысл самого Закона о торговле.

ДОГОВОР КОМИССИИ ПОД ЗАПРЕТОМ?

В числе ограничений, установленных статьей 13 Закона о торговле, следует также отметить запрет на продажу продовольственных товаров с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Формально это означает, что теперь поставщик не может передать магазинам продукты на реализацию в рамках посреднического договора, а должен быть заключен только договор поставки.

Однако представляется, что данный запрет не в полной мере соответствует гражданскому законодательству РФ. Ведь Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 51, регулирующая комиссионные сделки) не содержит подобных ограничений. В связи с этим нельзя исключать судебных разбирательств, инициированных заинтересованными сторонами.

Когда вмешается государство

Немалое значение в новом законе придается методам государственного регулирования торговой деятельности, полномочиям Правительства РФ, региональных и муниципальных властей.

В частности, особо оговорено, что в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо субъекта РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров составит 30 и более процентов, Правительство РФ примет соответствующие меры. А именно: оно вправе установить предельно допустимые розничные цены на такие товары в данном регионе на срок не более чем 90 календарных дней (ст. 8 Закона о торговле).

Крупным сетям запрещено расширяться

И в заключение скажем еще об одном ограничении, которое установлено статьей 14 Закона о торговле. Речь в ней идет о розничных сетях, доля товарооборота которых (в денежном выражении) превышает 25 процентов объема всех реализованных в регионе продовольственных товаров за предыдущий финансовый год. Таким организациям запрещено приобретать или арендовать (в границах соответствующего субъекта РФ) дополнительные площади для ведения торговой деятельности.

Сделки, совершенные с нарушением названного положения, ничтожны. Очевидно, что столь суровое для торговых сетей требование направлено на предотвращение монополизации региональных и местных рынков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *