Цели, содержание и показатели плана производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции должен удовлетворять конкретные потребности покупателей (потребителей) и быть тесно связан с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
— основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
— объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
— расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
— определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
— распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
— выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
— обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.
Номенклатура и ассортимент продукции
Номенклатура — характеризует количество видов продукции, имеющей различное назначение;
Ассортимент — число разновидностей вырабатываемой продукции, имеющей одинаковое назначение.
Ассортимент продукции, выпускаемой предприятиями легкой промышленности;
1. Видовой ассортимент — количественное состояние разновидностей продукции, имеющей одинаковое назначение, но отличающейся по виду;
2. Групповой ассортимент — соотношение в пределах одного вида, но отличающееся характером применяемых материалов;
3. Родовой ассортимент — различие продукции по половозрастным видам;
4. Ростовочный, размерный, полнотный, модельный ассортимент.
Товарная продукция, методика ее расчета.
Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:
а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним предприятиям (частичная обработка деталей и т. д.);
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.
г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.
Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:
Для каждого вида изделия или услуг
а по всему объему товарной продукции
, руб/год, (4.2)
Где
— товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;
— объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;
— оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;
n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;
— стоимость производственных услуг сторонним предприятиям и капитальное строительство, руб.;
— затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.
Планирование реализации продукции.
Результативным показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции.
Реализованной продукцией по общепризнанным стандартам является та продукция, которая была отгружена покупателям (то же самое касается и оказанных услуги и выполненных работ) одновременно с предоставлением платежных документов.
К объему реализации относится:
выручка от реализации всей продукции, произведенной на предприятии;
выручка от реализации товаров по давальческим сделкам (в том числе на давальческом сырье);
выручка от реализации газа, пара, воды, электроэнергии и тепла.
Формирование плановых показателей по реализации продукции зависит во многом от того, какая продукция считается на предприятии реализованной. Если здесь имеется в виду отгруженная продукция, вне зависимости от того, оплачена она или нет, то план рассчитывается так:
Объем реализации продукции по плану = Объем производства + (Складские запасы готовой продукции на начало периода – Складские запасы готовой продукции на конец периода).
Под запасами готовой продукции на складе здесь подразумеваются те запасы, которые еще не отгружены потребителю. Оценка также производится в фактических ценах без учета налога на добавленную стоимость, акцизных платежей и т. д.
Следующим вариантом расчета планового показателя реализованной продукции является метод, который используется в том случае, если под реализованной продукцией понимается отгруженная и полностью или частично оплаченная продукция:
Объем реализации продукции по плану = Объем производства + (Складские запасы готовой продукции на начало периода + Складские запасы готовой продукции на конец периода) + (Остаток неоплаченной, но отгруженной продукции на начало периода – Остаток неоплаченной, но отгруженной продукции на конец периода).
Определение оптимальной производственной программы.
Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа покупательского спроса на конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям, материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.
Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за определенный период времени по установленной рынком цене) выступает ограничением, которое определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при разработке производственной программы.
Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат. Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.
Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев, полученные оптимальные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы. Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного программирования с использованием компьютерной техники.
Производственная программа разрабатывается в три этапа.
Первый этап – определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап –разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.
Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.
Производственная программа цехов.
Производственная программа цехов основывается на учете производственных мощностей и расчете максимального их использования. План использования производственных мощностей предполагает проведение объемных расчетов, включающих: определение объема работ для выполнения установленного заводу или цеху производственного задания (с распределением этого объема по видам оборудования и специализированным производственным участкам); определение пропускной способности по каждой технологической однородной группе оборудования и по каждому производственному участку; расчет степени загрузки оборудования и производственных площадей в планируемом периоде; анализ загрузки отдельных групп оборудования и площадей; выявление узких мест с целью ликвидации обнаруживающихся при этом диспропорций при помощи соответствующих организационно-технических мероприятий. Во всех производственных единицах ( заводах, производствах) корпорации производственные программы цехов на каждый следующий месяц корректируются по итогам фактической работы в предыдущем месяце.
Чистая, условно-чистая и нормативно-чистая продукция.
ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ — это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит заработная плата, учтенная при формировании себестоимости продукции, начисления на заработную плату (единый социальный налог) и прибыль.
Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить показатели эффективности использования ресурсов предприятия.
ЧП = РП – МЗ — А,
Где ЧП – чистая продукция;
РП – реализованная продукция (объем продаж);
МЗ – материальные затраты;
А – амортизационные отчисления.
УСЛОВНО ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ — показатель деятельности предприятия, соответствующий по содержанию категории конечного общественного продукта. Это чистая продукция с учетом амортизационных отчислений.
В качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость).
Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия.
Нормативно-чистая продукция — представляет собой часть цены продукта, включающая основную и дополнительную заработную плату персонала, единый социальный налог и прибыль предприятия. Норматив чистой продукции утверждается по всей номенклатуре изделий, полуфабрикатов, запасных частей, по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемых на сторону.
Этот норматив утверждается в установленном порядке одновременно с ценами. Обязательным условием при этом должна быть прогрессивность норм трудоемкости.
Анализ выполнения плана производства и реализации продукции.
Анализ начинается с изучения состава, структуры и динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста. С этой целью используется вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится по методике, приведенной в таблице.
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием
Наименование изделия |
Производство продукции в плановых ценах |
Реализация продукции в плановых ценах |
|||||||
план |
факт |
+, — |
% выполнения |
план |
факт |
+, — |
% выполнения |
||
А Б В и т.д. |
|||||||||
Итого |
3.5. Учебный план является нормативным документом Университета, который определяет перечень и объем учебных дисциплин (образовательных компонентов), логическую последовательность их изучения, вид семестрового контроля, распределение учебных часов по видам занятий и форму аттестации.
3.6. Учебные планы составляются на основе соответствующей образовательной программы и графика учебного процесса отдельно для каждого РВО и формы получения ВО на весь срок обучения.
3.7. Рабочие учебные планы составляются на основе соответствующих учебных планов на каждый год подготовки по соответствующей образовательной программе с целью совершенствования содержания обучения, конкретизации планирования образовательного процесса и закрепления учебных дисциплин (образовательных компонентов) за определенными кафедрами на следующий учебный год.
3.8. Учебные и рабочие учебные планы разрабатываются рабочими группами выпускающих кафедр с привлечением, при необходимости, представителей других кафедр. Координацию деятельности рабочей группы осуществляет гарант соответствующей образовательной программы, а контроль выполнения требований к учебным и рабочим учебным планам осуществляет заместитель директора института/декана факультета (учебно-методическое направление).
3.9. Требования к структуре, содержанию и оформлению учебных и рабочих учебных планов определяются приказом ректора о подготовке к новому учебному году в КПИ им. Игоря Сикорского.
3.10. Учебные планы утверждаются Ученым советом Университета, подписываются председателем Ученого совета и скрепляются печатью Университета.
3.11. Графики учебного процесса принимаются Ученым советом, утверждаются первым проректором Университета и скрепляются печатью Университета.
3.12. Рабочие учебные планы утверждаются проректором по учебной работе Университета.
3.13. Формирование учебных планов в электронном виде осуществляется в автоматизированной системе планирования учебного процесса.
3.14. За организацию образовательного процесса на кафедре, выполнение учебных планов, осуществление контроля за качеством преподавания учебных дисциплин (образовательных компонентов), учебно-методической и научной деятельностью научно-педагогических работников (далее — НПР) кафедры отвечает заведующий кафедрой.