378 2 НК РФ

  • автор:

Законодатели внесли в правила расчета налога на имущество весьма неоднозначную поправку. Из дословного ее прочтения получается, что перечень объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, фактически становится открытым. Но это не все нововведения. Есть достаточно значимые изменения для транспортного и земельного налогов. Подробности — в нашем материале.

Все рассматриваемые новации внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ). Большинство из них вступают в силу уже со следующего года. Так что бухгалтерам не стоит откладывать изучение поправок в долгий ящик.

Изменения для налога на имущество

Начнем с самой нашумевшей поправки, которая вызвала бурное обсуждение в профессиональном сообществе.

Расширение перечня «кадастровой» недвижимости или спецпоправка для банков?

Перечень объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, установлен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции подп. 4 указанной нормы, которая начнет применяться с 1 января 2020 г. Согласно ей налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении иных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренных в подп. 1—3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Обратите внимание: если у таких объектов нет кадастровой стоимости, то налог (авансовые платежи) рассчитывается в общем порядке (новый подп. 2.2 п. 12 ст. 374 НК РФ).

Итак, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ отсылает нас к положениям главы 32 НК РФ, устанавливающей правила для налога на имущество физических лиц. Согласно п. 1 ст. 401 этой главы объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как видите, перечень объектов здесь открытый. Означает ли это, что и для налога на имущество организаций перечень объектов налогообложения становится открытым? Идет ли в этой норме речь только об объектах недвижимости, принадлежащих физическим лицам, или обо всех объектах, у которых есть кадастровая стоимость?

Стоит отметить, что специалисты Минфина России достаточно оперативно выпустили разъяснения по применению рассматриваемого нововведения. В письме от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869 финансисты сообщили следующее.

С 1 января 2020 г. расширяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых законами субъектов РФ могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Так, согласно новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ. При этом к указанным видам объектов могут относиться жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т.п.).

Данные разъяснения налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 03.10.2019 № БС-4-21/20087@).

Между тем в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации на данный законопроект сказано следующее: «Законом расширяется перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций. Теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков».

Получается, что рассматриваемое нововведение имеет узкоспециализированную направленность? Но из дословного прочтения новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ это прямо не следует. Поэтому возможен риск того, что на практике налоговые органы будут требовать уплаты налога со всего имущества, у которого есть кадастровая стоимость.

Объекты налогообложения детализированы

Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ. Со следующего года объектами налогообложения налогом на имущество признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, налоговая база по которому определяется исходя из среднегодовой стоимости (новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);

  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).

При этом в обоих случаях законодатели предусмотрели исключения в виде ст. 378 и 378.1 НК РФ, в которых установлены особенности налогообложения имущества при передаче его в доверительное управление и при исполнении концессионного соглашения.

Кроме того, законодатели перенесли в новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ положение о том, что в целях налога на имущество иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения по правилам российского законодательства о бухгалтерском учете. Ранее это было прописано в п. 2 ст. 374 НК РФ. При этом п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ, в которых установлен порядок налогообложения для иностранных компаний, со следующего года признаются утратившими силу. Напомним, что сейчас для иностранных организаций с постоянным представительством в РФ объектом налогообложения признается:

  • недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (при этом инофирмы ведут учет объектов по правилам российского бухучета);

  • недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если же у иностранной компании нет представительства в РФ, то объектом налогообложения признается:

  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности;

  • недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Получается, что с 1 января 2020 г. иностранные компании будут руководствоваться общими правилами. Ведь из п. 1 ст. 374 НК РФ исключено упоминание о том, что правила определения объекта налогообложения распространяются только на российские организации.

Ставки налога откорректированы

На сегодняшний день для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2%. Это предусмотрено в п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Законодатели дополнили указанную норму исключениями. Данное правило со следующего года не будет применяться в отношении:

  • объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

  • объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов (газодобычи, производства и хранения гелия);

  • железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Поправки для транспортного и земельного налогов

Сроки уплаты — строго по НК РФ

Данные поправки касаются как транспортного, так и земельного налогов. С 1 января 2021 г. организации, владеющие транспортными средствами или землей, должны будут уплачивать соответствующие налоги в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный — к местным налогам. Соответственно, первый вводится в действие законами субъектов РФ, а второй — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Сейчас установление сроков уплаты этих налогов дано на откуп региональным и местным властям. Это прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 356 и п. 2 ст. 387 НК РФ.

С 1 января 2021 г. из указанных норм Кодекса исчезнет право региональных и местных властей самостоятельно вводить сроки уплаты налогов. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ организации будут уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи — в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Аналогичные сроки установлены и для земельного налога (новая редакция п. 1 ст. 397 НК РФ).

Налоговая база для водных буксируемых средств

Откорректирован порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость. Согласно действующей редакции подп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ для таких транспортных средств налоговая база равна валовой вместимости в регистровых тоннах. С 1 января 2020 г. налоговая база по указанным объектам будет определяться как валовая вместимость. Дело в том, что на практике данный показатель может быть установлен не только в регистровых тоннах, но и в других единицах.

Соответственно, со следующего года налоговая ставка по водным несамоходным (буксируемым) средствам будет установлена в зависимости от валовой вместимости на одну регистрационную тонну или одну единицу валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности. Такая поправка внесена в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Ставки по земельному налогу

С 1 января 2020 г. ставка налога в размере 0,3% по земельным участкам, которые приобретены для жилищного строительства, не будет применяться, если такая земля используется в предпринимательской деятельности. Это предусмотрено новой редакцией подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в отношении указанных земельных участков будет использоваться ставка 1,5%.

Кроме того, со следующего года дифференцированные налоговые ставки будут устанавливаться только в зависимости от земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Соответствующая поправка внесена в п. 2 ст. 394 НК РФ. Напомним, что сейчас дифференцированные налоговые ставки могут вводиться и в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.

Контроль за использованием сельхозземель

С 1 июля 2020 г. вводится обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и предназначенных для сельскохозяйственного производства. Сведения должны быть переданы налоговикам в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу.

Данная поправка содержится в новом п. 18 ст. 396 НК РФ. По мнению законодателей, нововведение даст возможность применять повышенные налоговые ставки земельного налога в отношении указанных земель.

Напомним, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется ставка 0,3%. Со следующего года в случае неиспользования сельхозземель по назначению налоговики смогут применить ставку 1,5%.

Обратите внимание: от повышенной ставки можно и уйти, если устранить факт указанного нарушения. В этом случае органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в течение 10 дней будут переданы в налоговые органы соответствующие сведения. Такой порядок прописан в том же п. 18 ст. 396 НК РФ.

Комментарии экспертов

Ольга Пономарева, управляющий партнер Юридического Бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»

С учетом трендов налогового администрирования и необходимости пополнять бюджет думаю, что цель нововведений именно в возможности расширить количество объектов, которые облагаются налогом на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Так что налог будут требовать платить с недвижимости, которая принадлежит компании, при этом перечень объектов такого имущества станет, по сути, открытым, так как его дополнили ссылкой на недвижимость, с которой платят налог физические лица.

Иными словами, если у компании будут такие же объекты, как и у физических лиц, — жилье, гаражи, незавершенное строительство и какие-либо еще здания, с них могут посчитать налог по кадастровой стоимости. Движение в сторону того, что все объекты, имеющие кадастровую стоимость, должны облагаться именно исходя из ее значений, очевидно.

Дмитрий Кириллов, адвокат, партнер практики налоговых споров «МЭФ Аудит», преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers

На мой взгляд, отсылка в новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к положениям главы 32 НК РФ, а именно к ст. 401 НК РФ с ее открытым перечнем объектов, расширяет список объектов, облагаемых налогом на имущество организаций. Это уже подтвердил Минфин России в письме от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869. Как следствие, налоговое бремя налогоплательщиков — юридических лиц увеличится.

Отдельно следует отметить наличие в этом перечне объектов незавершенного строительства. Сейчас такие объекты не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (такую позицию выражает Минфин России, например, в письме от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623), если только степень готовности не оспаривалась налоговыми органами. Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ позволит начислять налог и на такие объекты, что создает дополнительный риск для организаций в свете возможности определить кадастровую стоимость таких объектов согласно приказу Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, вступившему в силу в марте 2019 г.

Риск расширительного толкования законодательных норм существует всегда, точку в этом вопросе чаще всего ставит суд.

Что касается «воли законодателя», выраженной в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ вполне может иметь в том числе и озвученный в заключении экономический смысл дополнительного налогового бремени для кредитных организаций. Существующая редакция этой нормы говорит об исчислении налога по кадастровой стоимости только в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Отсылка к ст. 401 НК РФ позволяет исчислить таким же способом налог в отношении иных объектов (жилой дом, в том числе дачные постройки, гараж, машино-место и т.д.), которые традиционно не используются бизнес-субъектами, но могут приобретаться, например, банками в случае дефолта заемщиков — физических лиц.

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье — перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

11. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных статьей 377 настоящего Кодекса, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей.

12. Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений настоящей статьи;

2.1) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;

2.2) в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой без учета положений настоящей статьи;

3) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

13. Организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.

14. В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.

15. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

Консультация предоставлена 25.06.2015 г.

Организация (г. Москва), применяющая УСН, имеет в собственности здание гостиницы.

Являются ли здания гостиниц у организаций, применяющих УСН, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций согласно ст. 378.2 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Здания гостиниц в общем случае не являются объектом налогообложения по налогу на имущество у организаций, применяющих УСН.

В то же время, если часть здания (часть помещений) гостиницы, находящейся в собственности организации, применяющей УСН, будет признана объектом недвижимого имущества, указанного в пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, отвечающим условиям, установленным п.п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ (будет предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо будет фактически использоваться для размещения этих объектов), и такой объект недвижимого имущества (часть здания, часть помещений) будет включен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, то организация должна будет уплачивать в отношении таких объектов недвижимости налог на имущество организаций (исходя из кадастровой стоимости).

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 52-ФЗ), п. 1 ст. 346.19, п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2015 признаются плательщиками налога на имущество организаций в отношении того имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

Так, в соответствии с редакцией нормы абзаца первого п. 2 ст. 346.11 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение, в частности, от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость, организации на УСН по-прежнему будут освобождены от уплаты налога на имущество (п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ).

Напомним, что Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ (далее — Закон N 307-ФЗ) дополнил главу 30 НК РФ статьей 378.2, устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества (видов недвижимого имущества), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Указанным в данной норме перечнем к таким объектам недвижимого имущества отнесены:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Кроме того, Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ п. 1 ст. 378.2 НК РФ дополнен пп. 4 (вступившим в силу с 01.01.2015), в котором в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указаны жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Отметим также, что Законом N 307-ФЗ внесены изменения также в ст. 12 и в абзац второй п. 2 ст. 372 НК РФ.

Согласно новой редакции абзаца четвёртого п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать не только налоговые льготы и порядок их применения, но и особенности определения налоговой базы.

В свою очередь, в отношении налога на имущество в абзаце втором п. 2 ст. 372 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Законом N 307-ФЗ) указано, что законами субъектов РФ могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ.

При этом отдельные объекты недвижимого имущества указаны в ст. 378.2 НК РФ.

В п. 2 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Исходя из п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта РФ может устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости только тех объектов недвижимого имущества (видов недвижимого имущества), которые указаны в пп.пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Таким образом, субъекты РФ при установлении особенности определения налоговой базы не вправе устанавливать иные виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость имущества, и, соответственно, устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении данных видов недвижимого имущества.

Отметим, что приведенный в п. 1 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость имущества, напрямую не включает в себя гостиницы.

Поскольку в перечне объектов недвижимого имущества, приведенном п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не поименованы гостиницы, то с учётом п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ следовало бы сделать вывод о том, что в общем случае гостиницы не будут являться объектом налогообложения по налогу на имущество у организаций, применяющих УСН, так как указанные организации с 01.01.2015 признаются плательщиками налога на имущество только в отношении того имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать также следующее.

В соответствии с пп.пп. 1 и 2 п. 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, применяется в отношении объектов недвижимости, к которым отнесены:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

— нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Так, согласно п.п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ:

— административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий:

1) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в указанных целях, если назначение помещений общей площадью не менее 20% его общей площади в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры;

— торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (и т.п.), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий:

1) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20% его общей площади в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения таких объектов.

В свою очередь, согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (и т.п.) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

— здание (и т.п.) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (и т.п.) в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

— фактическим использованием здания (и т.п.) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей площади этого здания (и т.п.) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая вышеизложенное, если объекты недвижимого имущества, указанные в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, отвечают условиям, установленным п.п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ, то они должны быть включены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Такие объекты недвижимости, включенные в указанный Перечень, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246).

Соответственно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации, если часть здания (часть помещений) гостиницы, находящейся в собственности организации, применяющей УСН, будет признана объектом недвижимого имущества, указанного в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, отвечающим условиям, установленным п.п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ (будет предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо будет фактически использоваться для размещения этих объектов), и такой объект недвижимого имущества (часть здания, часть помещений) будет включен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, то организация должна будет уплачивать в отношении таких объектов недвижимости налог на имущество организаций (исходя из кадастровой стоимости).

К сведению:

Законодатели могут установить ограничения в перечне облагаемого по кадастровой стоимости имущества. Так, уже измененный и действующий в новой редакции Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон г. Москвы) предусматривает ограничение площади объектов, подлежащих налогообложению (п. 1, п. 2 ст. 1.1 Закона г. Москвы), также предусмотрены определенные налоговые льготы (ст. 4.1 Закона Москвы). При этом в разъяснениях Минфина России говорится, что по вопросам применения Закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, следует обращаться в соответствии со ст. 34.2 НК РФ в финансовый орган субъекта РФ, а по вопросу формирования Перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период — в уполномоченный Правительством субъекта РФ орган исполнительной власти (письма Минфина России от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8066, от 17.02.2014 N 03-05-05-01/6376, от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *