3223 у

  • автор:

Содержание

Об Указании Банка России от 1 апреля 2014 года № 3223-У

Об Указании Банка России от 1 апреля 2014 года № 3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации»

Банк России издал Указание от 1 апреля 2014 года № 3223-У «Отребованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 года № 32086 (далее — Указание Банка России).

Указание Банка России разработано на основании норм статьи 111-2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статей 571, 572 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Указанием Банка России:

устанавливаются квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (далее — руководитель службы), лицам, назначаемым на данные должности;

предусматривается, что деловая репутация вышеуказанных лиц должна соответствовать требованиям, установленным пунктом первым части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

определяется порядок получения Банком России информации о соблюдении установленных требований к руководителям служб;

предусматривается требование о направлении кредитной организацией информации об изменении сведений о руководителях служб, представленных в Банк России при их назначении на должность (освобождении от должности) и (или) в рамках подтверждения их соответствия установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации;

устанавливаются переходные положения, предусматривающие, что кредитные организации представляют в структурные подразделения Банка России информацию, подтверждающую соответствие лиц, назначенных на должность руководителей служб, требованиям Указания Банка России, не позднее 90 дней со дня вступления его в силу.

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

ВАЖНО! Указание Банка России от 12.07.2016 №4067-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 1 апреля 2014 года №3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации» Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 №43152.

Уточнены квалификационные требования к руководителям служб кредитной организации

Предусмотрено, в частности, что квалификация в области управления рисками, и (или) внутреннего контроля, и (или) аудита, которую имеет лицо, назначаемое на должность руководителя службы кредитной организации, признается достаточной, в случае если это лицо получило дополнительное профессиональное образование (освоило программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки) в области управления рисками, и (или) внутреннего контроля, и (или) аудита и обладает профессиональными навыками в этой области. Удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об образовании.

Установленные квалификационные требования применяются также к лицам, на которых временно (более двух месяцев) возлагается исполнение должностных обязанностей руководителей служб кредитной организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Формирование резервов на возможные потери по займам: вопрос, конечно, интересный

Для участников рынка / Консультация


Центробанк все чаще запрашивает документы, касающиеся формирования резервов на возможные потери по займам.

Об этом рассказала Раиса Тарина, директор Ассоциации микрофинансовых организаций «Сибирь» в ходе вебинара, организованного для членов ассоциации.

Какие документы требует регулятор, какие ошибки чаще всего допускают МФО, как правильно не только сформировать сами резервы, но и оформить документы – об этом шла речь в ходе онлайн-разговора.

«Банк России запрашивает выписки из внутренних документов: копии документов, касающиеся методики формирования резервов, копии актов инвентаризации, реестр договоров и многое другое. Для того, чтобы у регулятора не возникло претензий к МФК и МКК нужен внятный документ о порядке формирования резервов в компании», — отметила Раиса Тарина.

Эксперт посоветовала микрофинансистам не относиться к документу формально, типовой документ на все случаи жизни МФО не спасет от предписаний и штрафов. Необходимо разработать документ именно «под себя», отразив реальные бизнес-процессы в компании. Например, если компания выдает только микрозаймы, незачем там прописывать порядок формирования резервов на потери по иным займам. Если появится новый продукт, то можно будет дополнить документ. При этом важно ничего не упустить, должны быть прописаны не только этапы формирования резервов, но зоны ответственности. Документы должны отражать: порядок формирования базы при расчете резерва, порядок расчета резерва, минимальные значения формируемого резерва, периодичность формирования резерва, порядок проведения инвентаризации по микрозаймам и документальное оформление, порядок списания безнадежной задолженности, порядок хранения документов.

По словам эксперта в деле оформления документов не должно быть небрежности. Например, мало провести инвентаризацию, необходимо составить акт, где должно быть зафиксировано все, относящееся к проверке: дата, место, цель проведения инвентаризации, результат. Должны быть указаны лица, которые проводили инвентаризацию. А также акт должен содержать информацию по данным синтетического учета. К акту необходимо приложить расшифровку остатков задолженности по данным бухучета (оборотно-сальдовая ведомость за квартал или сальдовая ведомость по состоянию на конец отчетного периода), расшифровку остатков по данным управленческого учета, сличительную ведомость проведения инвентаризации в разрезе заемщиков. В принципе, все это Банк России может запросить у МФО.

Если займы выдаются субъектам МСП, а в таком случае резервы льготные, то для того, чтобы причислить к «малышам» данного заемщика нужны веские основания. Это либо его фигурирование в Едином реестре субъектов МСП, либо документы, которые подтверждают данный статус: численность штата, размер прибыли, род деятельности, нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций и так далее. Все это нужно включить в досье клиента. Просто «на глазок» определить статус заемщика, не подтвердив документально, и применить льготные нормы резервирования – такой подход грозит санкциями со стороны регулятора.

Эксперт дала также совет хранить документы в отдельных папках, ведь при обновлениях программ не редко происходят технические сбои, проводить тестовое обновление на архивах, не делать обновления в преддверии отчетов.

Раиса Тарина также озвучила типовые ошибки, касающиеся формирования резервов, которые суммировал Центробанк после проверок.

— Создание резервов на возможные потери по займам ниже или выше значения, установленного Банком России.

— Формирование резервов в части требования по начисленным процентным доходам с нарушением резервов размера резервов по основному долгу.

— Несоответствие данных о структуре задолженности (раздел 4) данным раздела 2 отчета о деятельности МФО и бухгалтерской отчетности.

Эксперт также напомнила, что одним из критериев существенности недостоверных отчетных данных, из-за чего можно даже потерять номер в реестре МФО, является:

— Наличие в отчетности о деятельности МФО, предоставляемой в соответствии с указанием Банка России от 28 июня 2016 года № 4054-У, сведений о размере резервов на возможные потери по займам при установлении Банком России расхождения с указанными сведениями, более чем на 20%.

По словам эксперта, это не означает, что МФО будет изгнана из реестра, если однажды такое нарушение будет зафиксировано. Но и обольщаться, что можно каждый раз допускать в отчетности такие «недостоверности» и остаться безнаказанным, тоже не стоит. Конечно, разовое нарушение не повлечет больших проблем, но неоднократные нарушения будут расцениваться регулятором, как фальсификация отчетности, это уже может привести к серьезным последствиям.

Затронули и проект Указания ЦБ, который придет на смену сегодняшнему уже упомянутому № 4054-У. По мнению экспертов, новый документ приведет к более серьезной оценке рисков. Так, изменятся критерии формирования резервов. Если сегодня это: «При наличии не исполненных полностью или частично обязательств…», то в проекте нового документа: «При наличии рисков ненадлежащего исполнения обязательств…». Наличие просрочек в течение обслуживания займа тоже нужно будет учитывать, даже если на конец отчетного периода должник рассчитался по долгам. Ненадлежащее исполнение обязательств станет для компании тревожным «звоночком», который повлияет на формирование резервов на возможные потери по займам.

О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 20 января 2020 года N 5391-У

О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам

Настоящее Указание на основании статьи 76_4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2013, N 30, ст.4084), пункта 5 части 4 статьи 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3435; 2019, N 31, ст.4430) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 24 декабря 2019 года N 35) устанавливает порядок формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам.

1. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой компанией ежемесячно по состоянию на последнее число месяца на основании данных бухгалтерского учета без учета прочих расходов (затрат по сделке), связанных с выдачей (размещением) денежных средств по договору займа, сформированных резервов под обесценение и корректировок, предусмотренных пунктами 1.12, 1.13 и 1.23 Положения Банка России от 1 октября 2015 года N 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2015 года N 39330, 20 декабря 2016 года N 44834, 5 сентября 2017 года N 48082, 7 сентября 2017 года N 48108, 25 ноября 2019 года N 56612 (далее — Положение Банка России N 493-П), на дату формирования резервов на возможные потери по займам.

2. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрокредитной компанией ежеквартально по состоянию на последнее число квартала на основании данных бухгалтерского учета без учета прочих расходов (затрат по сделке), связанных с выдачей (размещением) денежных средств по договору займа, корректировок и сформированных резервов под обесценение, предусмотренных пунктами 4.10, 4.20 и 4.43 Положения Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2017 года N 49203, 14 января 2019 года N 53337, 17 июня 2019 года N 54943 (далее — Положение Банка России N 612-П), или пунктами 1.12, 1.13 и 1.23 Положения Банка России N 493-П в случае, если микрокредитная компания в соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России N 612-П приняла решение не применять Положение Банка России N 612-П, на дату формирования резервов на возможные потери по займам.

3. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой организацией по указанным в пункте 4 настоящего Указания требованиям из договоров займа, заключенных микрофинансовой организацией, в том числе до приобретения ею статуса микрофинансовой организации (далее — заключенный договор займа), и из договоров займа, приобретенных микрофинансовой организацией, в том числе до приобретения ею статуса микрофинансовой организации (далее — приобретенный договор займа) (далее при совместном упоминании — договор займа).

4. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой организацией по следующим требованиям:

по основному долгу, начисленным процентам, иным платежам в пользу микрофинансовой организации, а также по неустойке (штрафам, пеням) в сумме, присужденной судом или признанной заемщиком, по заключенному договору займа (далее — требования по заключенному договору займа);

по основному долгу, начисленным процентам, иным платежам в пользу кредитора, а также по неустойке (штрафам, пеням) в сумме, присужденной судом или признанной заемщиком, по приобретенному договору займа в сумме, равной стоимости приобретения микрофинансовой организацией указанных требований;

по процентам, иным платежам в пользу микрофинансовой организации, а также по неустойке (штрафам, пеням) в сумме, присужденной судом или признанной заемщиком, по приобретенному договору займа, начисленным с момента приобретения микрофинансовой организацией указанных требований.

5. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой организацией при наличии рисков возникновения у микрофинансовой организации убытков (далее — риски возникновения убытков) в связи с наличием одного или нескольких из следующих обстоятельств.

5.1. Наличие просроченной задолженности по требованиям по заключенному договору займа и (или) по требованиям по приобретенному договору займа, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящего Указания (далее при совместном упоминании — требования по договору займа).

5.2. Использование заемщиком займа не по целевому назначению, определенному договором займа.

5.3. Отсутствие у микрофинансовой организации документов, подтверждающих осуществление сделки с заемщиком, включая экземпляр договора займа или договора займа, заключенного третьим лицом и приобретенного микрофинансовой организацией.

5.4. Признание заемщика несостоятельным (банкротом) или введение в отношении заемщика процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 28 декабря 2019 года) (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве»).

5.5. Нахождение заемщика — юридического лица в процессе ликвидации.

5.6. Аннулирование (отзыв) лицензии заемщика — некредитной финансовой организации, исключение сведений о заемщике — некредитной финансовой организации из реестра (государственного реестра), ведение которого осуществляется Банком России.

5.7. Наличие признаков обесценения по требованиям по договору займа, определенных микрофинансовой компанией с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 2.29 Положения Банка России N 493-П.

5.8. Наличие признаков обесценения по требованиям по договору займа, определенных микрокредитной компанией с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 3.9 Положения Банка России N 612-П или пунктом 2.29 Положения Банка России N 493-П в случае, если микрокредитная компания в соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России N 612-П приняла решение не применять Положение Банка России N 612-П.

5.9. Реструктурирование задолженности заемщика по договору займа путем заключения микрофинансовой организацией с заемщиком соглашения, улучшающего условия договора займа для заемщика и изменяющего условия ранее заключенного договора займа, в том числе срок и (или) порядок исполнения обязательств по договору займа, порядок расчета и размер процентной ставки по договору займа, за исключением случаев, когда условия договора займа изменены в соответствии со статьей 6_1-1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст.6673; 2019, N 18, ст.2200) и (или) когда обязательства по такому договору надлежаще исполняются заемщиком в течение 180 календарных дней с даты последнего изменения условий договора займа.

5.10. Рефинансирование задолженности заемщика по договору займа путем заключения с ним нового договора займа, прекращающего требования микрофинансовой организации по имеющемуся с этим же заемщиком договору займа, за исключением случаев, когда обязательства по новому договору займа надлежаще исполняются заемщиком в течение 180 календарных дней с даты его заключения.

5.11. Отношение суммы среднемесячных платежей по всем потребительским кредитам (займам) заемщика к величине среднемесячного дохода заемщика (далее — показатель долговой нагрузки заемщика), рассчитанное микрофинансовой компанией в соответствии с приложением 2 к Указанию Банка России от 2 апреля 2019 года N 5115-У «Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2019 года N 55059, по договорам потребительского займа в сумме (с лимитом кредитования) 10 тысяч рублей и более, составляет более 50 процентов на дату принятия решения о заключении или об увеличении лимита кредитования по указанным договорам.

5.12. Показатель долговой нагрузки заемщика, рассчитанный микрокредитной компанией в соответствии с приложением 2 к Указанию Банка России от 2 апреля 2019 года N 5114-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2019 года N 55050, по договорам потребительского займа в сумме (с лимитом кредитования) 10 тысяч рублей и более, составляет более 50 процентов на дату принятия решения о заключении или об увеличении лимита кредитования по указанным договорам.

6. Микрофинансовая организация должна сгруппировать требования по договорам займа в зависимости от:

вида заемщика, срока и суммы требований по договору займа, наличия реструктурированных и (или) рефинансированных требований по договору займа по группам, указанным в строке 1 приложения к настоящему Указанию;

наличия и вида обеспечения по требованиям по договору займа по подгруппам, указанным в строке 2 приложения к настоящему Указанию;

наличия и продолжительности просроченных платежей по требованиям по договору займа по группам, указанным в столбце 1 приложения к настоящему Указанию.

6.1. Микрофинансовая организация должна отнести требования по договору займа к одной из групп, указанных в строке 1 приложения к настоящему Указанию, с учетом следующего.

6.1.1. Принадлежность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства должна определяться микрофинансовой организацией на основании наличия сведений о таких лицах в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии со статьей 4_1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4006; 2016, N 1, ст.28; 2019, N 30, ст.4147), на дату, не превышающую 5 рабочих дней до даты заключения договора займа по заключенному договору займа и (или) до даты приобретения требований по приобретенному договору займа, и в последующем ежегодно на дату не ранее 10 августа, но не позднее даты формирования резервов на возможные потери по займам в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Указания.

6.1.2. Требования по договору займа должны признаваться микрофинансовой организацией реструктурированными при наличии обстоятельства, указанного в подпункте 5.9 пункта 5 настоящего Указания.

6.1.3. Требования по договору займа должны признаваться микрофинансовой организацией рефинансированными при наличии обстоятельства, указанного в подпункте 5.10 пункта 5 настоящего Указания.

6.2. Микрофинансовая организация должна отнести требования по договору займа к одной из подгрупп, указанных в строке 2 приложения к настоящему Указанию, с учетом следующего.

6.2.1. Требования по договору займа должны признаваться обеспеченными залогом (ипотекой), если на дату, не превышающую 5 рабочих дней до даты заключения договора займа по заключенному договору займа и (или) до даты приобретения требований по приобретенному договору займа, и в последующем не реже одного раза в год (в обязательном порядке на 31 декабря) стоимость предмета (предметов) залога (ипотеки) по договору займа за вычетом суммы иных обязательств, обеспеченных данным предметом залога (ипотекой), превышает сумму требований по договору займа, а расчет стоимости предмета (предметов) залога (ипотеки) осуществлен микрофинансовой организацией в соответствии с утвержденным ею документом, предусматривающим в том числе порядок сбора и отражения информации о наличии (отсутствии) обременения предмета (предметов) залога (ипотеки) и его рыночной стоимости, определяемой с использованием подходов, аналогичных изложенным в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2016, N 27, ст.4293).

6.2.2. Требования по договору займа должны признаваться обеспеченными независимой гарантией, если сумма и срок, на которые она выдана, не подлежат уменьшению, а независимая гарантия является безотзывной и выдана на сумму, превышающую сумму требований по договору займа.

6.2.3. Требования по договору займа не должны признаваться обеспеченными, если:

залогодатель, и (или) поручитель, и (или) гарант по договору займа признаны несостоятельными (банкротами) либо в отношении них введены процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

залогодатель, и (или) поручитель, и (или) гарант по договору займа, являющиеся юридическими лицами, ликвидированы или находятся в процессе ликвидации;

предметом залога являются акции (доли) микрофинансовой организации — кредитора;

предмет залога утрачен;

эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) предоставленных в залог ценных бумаг является заемщик или микрофинансовая организация — кредитор.

6.3. Микрофинансовая организация должна отнести требования по договору займа к одной из групп, указанных в столбце 1 приложения к настоящему Указанию, с учетом следующего.

6.3.1. Продолжительность просроченных платежей по приобретенному договору займа должна включать продолжительность просроченных платежей до момента приобретения требований по приобретенному договору займа, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящего Указания.

6.3.2. При различной продолжительности просроченных платежей по требованиям по одному договору займа продолжительность просроченных платежей по такому договору должна признаваться равной наибольшей продолжительности просроченных платежей по одному из требований по такому договору займа.

6.3.3. Продолжительность просроченных платежей по требованиям по договору займа, в отношении которых проведена реструктуризация, должна включать продолжительность просроченных платежей по требованиям по договору займа, возникшим до даты последнего изменения условий договора займа.

6.3.4. Продолжительность просроченных платежей по требованиям по договору займа, в отношении которых проведено рефинансирование, должна включать продолжительность просроченных платежей по требованиям по договору займа, возникшим до даты заключения нового договора займа.

7. Резервы на возможные потери по займам должны быть сформированы микрофинансовой организацией в сумме, полученной путем умножения суммы требований по каждому договору займа либо суммы требований по договорам займа по каждой группе требований по договорам займа, сгруппированной в соответствии с пунктом 6 настоящего Указания, на наибольшую из следующих величин:

минимальную величину процента от суммы требований по договору займа, указанную в приложении к настоящему Указанию, скорректированную в соответствии с пунктом 8 настоящего Указания (далее — минимальная величина процента от суммы требований по договору займа) и соответствующую группе требований по договору займа, определенной согласно пункту 6 настоящего Указания, по которой формируется резерв на возможные потери по займам;

величину процента от суммы требований по договору займа, установленную внутренними документами микрофинансовой организации и соответствующую группе требований по договору займа, определенной согласно пункту 6 настоящего Указания, по которой формируется резерв на возможные потери по займам.

Резервы на возможные потери по займам не должны превышать сумму требований по каждому договору займа, по которым они сформированы.

8. Для формирования резервов на возможные потери по займам в соответствии с пунктом 7 настоящего Указания минимальная величина процента от суммы требований по договору займа должна быть скорректирована микрофинансовой организацией с учетом следующего:

в случае если продолжительность просроченных платежей по требованиям по договору займа в разные периоды в течение года с момента возникновения просроченной задолженности по договору займа в совокупности составляет 180 календарных дней и более или в случае наличия одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 5.11 и 5.12 пункта 5 настоящего Указания, минимальная величина процента от суммы требований по договору займа должна быть увеличена не менее чем на 10 процентов;

в случае наличия одного или нескольких обстоятельств, указанных в подпунктах 5.3-5.6 пункта 5 настоящего Указания, минимальная величина процента от суммы требований по договору займа должна составлять не менее 99 процентов;

в случае наличия двух и более договоров займа с одним и тем же заемщиком минимальная величина процента от суммы требований по договору займа должна быть равна наибольшей из минимальных величин процента от суммы требований по договору займа.

9. По результатам формирования резервов на возможные потери по займам микрофинансовая организация должна составить документ, содержащий информацию о сумме требований по каждому договору займа, сгруппированных в соответствии с пунктом 6 настоящего Указания, о рисках возникновения убытков в связи с наличием одного или нескольких обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Указания, в отношении требований по каждому договору займа (с указанием таких обстоятельств), о величине процента от суммы требований по каждому договору займа в соответствии с пунктом 7 настоящего Указания.

10. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Микрофинансовая организация должна сформировать резервы на возможные потери по займам по требованиям из договоров займа, возникшим до вступления в силу настоящего Указания, в порядке, установленном настоящим Указанием, в том числе осуществить расчет стоимости предмета (предметов) залога (ипотеки) в соответствии с подпунктом 6.2.1 пункта 6 настоящего Указания, по состоянию на день формирования микрофинансовой организацией резервов на возможные потери по займам, указанный в пунктах 1 и 2 настоящего Указания, следующий за днем вступления в силу настоящего Указания.

Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:

Указание Банка России от 28 июня 2016 года N 4054-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2016 года N 43023;

Указание Банка России от 13 июня 2017 года N 4406-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 28 июня 2016 года N 4054-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2017 года N 47310.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 февраля 2020 года,
регистрационный N 57599

Приложение. Группировка требований по договорам займа и минимальная величина процента от суммы требований по договорам займа

Приложение
к Указанию Банка России
от 20 января 2020 года N 5391-У
«О порядке формирования
микрофинансовыми организациями резервов
на возможные потери по займам»

Группировка требований по договорам займа и минимальная величина процента от суммы требований по договорам займа

Группы требований по договору займа в зависимости от вида заемщика, срока и суммы требований по договору займа, наличия реструктурированных и (или) рефинансированных требований по договору займа

Требования по договору займа, заключен-
ному на срок до 30 дней включитель-
но в сумме до 30 тысяч рублей включи-
тельно, к физическим лицам, не являющимся индивиду-
альными предприни-
мателями (далее — требования к физическим лицам, не являющимся индивиду-
альными предприни-
мателями, по краткосроч-
ным займам)

Требования по договору займа к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, за исключением требований к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным займам

Требования по договору займа к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства

Требования по договору займа к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства

Реструкту-
рирован-
ные и (или) рефинан-
сирован-
ные требования по договору займа к физичес-
ким лицам, не являю-
щимся индивиду-
альными предпри-
нимате-
лями, по краткосроч-
ным займам

Реструктурированные и (или) рефинансированные требования по договору займа, за исключением реструктурированных и (или) рефинансированных требований к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным займам

Подгруппы требований по договору займа в зависимости от наличия и вида обеспечения по требованиям по договору займа

Отсутствует

Требо-
вания по договору займа, обеспе-
ченные поручи-
тель-
ством, и (или) незави-
симой гаран-
тией, и (или) залогом (кроме ипотеки)

Требо-
вания по договору займа, обеспе-
ченные ипоте-
кой

От-
сут-
ству-
ет

Требования по договору займа, обеспечен-
ные поручи-
тельством и (или) государст-
венной гарантией, муници-
пальной гарантией за счет бюджетных средств в рамках государст-
венной поддержки субъектов малого и среднего предпри-
ниматель-
ства

Требования по договору займа, обеспечен-
ные поручитель-
ством, и (или) независимой гарантией, и (или) залогом (кроме ипотеки), за исключе-
нием требований, обеспечен-
ных поручитель-
ством за счет бюджетных средств в рамках государст-
венной поддержки субъектов малого и среднего предприни-
мательства

Требования по договору займа, обес-
печенные ипотекой

От-
сут-
ству-
ет

Требования по договору займа, обеспечен-
ные поручи-
тельством, и (или) независи-
мой гарантией, и (или) залогом (кроме ипотеки)

Требова-
ния по договору займа, обеспе-
ченные ипотекой

Отсут-
ствует

Отсутствует

Требова-
ния по договору займа, обеспе-
ченные поручи-
тельст-
вом, и (пли) незави-
симой гаран-
тией, и (или) залогом (кроме ипотеки)

Требова-
ния по договору займа, обеспе-
ченные ипотекой

Отсут-
ствует

Группы требо-
ваний по договору займа

Требования по договору займа без просроченных платежей

1,5

в зависи-
мости от наличия и продол-
житель-
ности прос-
рочен-
ных

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью
от 1 до 7 календарных дней

1,5

плате-
жей по требо-
ваниям по догово-
ру займа

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 8 до 30 календарных дней

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 31 до 60 календарных дней

3,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 61 до 90 календарных дней

1,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 91 до 120 календарных дней

1,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 121 до 180 календарных дней

1,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 181 до 270 календарных дней

1,5

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 271 до 360 календарных дней

Требования по договору займа с просрочен-
ными платежами продолжи-
тельностью от 361 календарного дня

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Банка России
www.cbr.ru, 06.03.2020

Указание Банка России от 28.06.2016 N 4054-У (ред. от 13.06.2017) «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2016 N 43023)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 28 июня 2016 г. N 4054-У

О ПОРЯДКЕ
ФОРМИРОВАНИЯ МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ
НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ЗАЙМАМ

1. Резервы на возможные потери по займам формируются по правам требования микрофинансовой организации, возникшим со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций, вытекающим из договоров микрозайма и договоров уступки прав требования по договорам микрозайма, заключенным между заемщиками и микрофинансовыми организациями.

2. Резервы на возможные потери по займам формируются микрофинансовой компанией ежемесячно, микрокредитной компанией ежеквартально по состоянию на последнее число месяца для микрофинансовой компании (квартала для микрокредитной компании) при наличии не исполненных (полностью либо частично) обязательств перед микрофинансовой организацией в отношении задолженности по микрозаймам и по вложениям в права требования микрофинансовой организации, вытекающим из договоров уступки прав требования по договорам микрозайма, заключенным между заемщиками и микрофинансовыми организациями (далее — приобретенные права требования по договорам микрозайма), а также в отношении обязательств по реструктурированным микрозаймам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по состоянию на последнее число месяца для микрофинансовой компании (квартала для микрокредитной компании). Инвентаризацией задолженности в целях настоящего Указания признается осуществляемая микрофинансовой организацией проверка числящейся по состоянию на последнее число месяца для микрофинансовой компании (квартала для микрокредитной компании) задолженности по выданным микрозаймам и приобретенным правам требования по договорам микрозайма с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей.

3. Резервы на возможные потери по займам формируются:

по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются: платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу микрофинансовой организации, вытекающие из договора микрозайма;

по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму;

по сумме вложений в приобретенные права требования по договорам микрозайма;

по сумме требований по начисленным процентным доходам по вложениям в приобретенные права требования по договорам микрозайма, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму, начисленные микрофинансовой организацией с момента приобретения ею прав требования по договорам микрозайма.

4. При формировании резерва на возможные потери по займам в части основного долга по микрозайму и в части вложений в приобретенные права требования по договорам микрозайма микрофинансовые организации формируют резервы на возможные потери по займам в следующем порядке.

4.1. Предоставленные микрофинансовой организацией микрозаймы и приобретенные права требования по договорам микрозайма группируются по видам заемщиков и объединяются в следующие группы:

задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по договору микрозайма, заключенному на срок до 30 дней включительно в сумме до 30 тысяч рублей включительно (далее — задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам);

иная задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

задолженность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;

задолженность индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;

задолженность юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

4.2. Реструктурированная задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам и иная реструктурированная задолженность объединяются в отдельные группы. Для целей настоящего Указания задолженность признается реструктурированной, если микрофинансовая организация, в том числе микрофинансовая организация, от которой перешли права требования по договорам микрозайма, заключила с заемщиком дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия первоначального договора микрозайма, на основании которого заемщик получает право исполнять обязательства по микрозайму в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения микрозайма, размера процентной ставки, порядка ее расчета). При этом для отнесения задолженности к реструктурированной задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам или к иной реструктурированной задолженности учитываются первоначальные условия договора микрозайма в части суммы микрозайма и срока, на который заключен первоначальный договор микрозайма, задолженность по которому подлежит реструктуризации.

4.3. Сформированные в соответствии с подпунктами 4.1 и 4.2 настоящего пункта группы, за исключением задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам и реструктурированной задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам, в зависимости от обеспечения исполнения обязательств подразделяются на следующие подгруппы:

задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией;

иная задолженность.

4.4. В зависимости от наличия и продолжительности просроченных платежей задолженность подразделяется на:

задолженность без просроченных платежей;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 60 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 61 до 90 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 120 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 121 до 180 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 181 до 270 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 271 до 360 календарных дней;

задолженность с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней.

4.5. Продолжительность просроченной задолженности, вытекающей из договоров уступки прав требования по договорам микрозайма, заключенным между заемщиками и микрофинансовыми организациями, должна включать, в том числе, продолжительность просроченной задолженности по договорам микрозайма, возникшую до момента уступки прав требования по договорам микрозайма.

5. Значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга по микрозаймам или от суммы вложений по приобретенным правам требования по договорам микрозайма в зависимости от группы и подгруппы задолженности, а также от продолжительности просроченных платежей по задолженности согласно приложению к настоящему Указанию.

6. Микрофинансовые организации определяют размер резервов, отражающих величину возможных потерь микрофинансовой организации по микрозаймам и приобретенным правам требования по договорам микрозайма, путем умножения сумм основного долга по микрозаймам и умножения сумм вложений в приобретенные права требования по договорам микрозайма на значение резервов в зависимости от группы и подгруппы задолженности и от продолжительности просроченных платежей. Размер резерва на возможные потери по займу, сформированный по основному долгу по микрозайму, не может превышать сумму основного долга по микрозайму. Размер резерва на возможные потери по займу, сформированный по вложениям в приобретенные права требования по договору микрозайма, не может превышать сумму вложения в приобретенные права требования по договору микрозайма.

7. Размер резерва на возможные потери по займам в части требований по начисленным процентным доходам определяется путем умножения суммы требований по начисленным процентным доходам на значение, равное отношению размера сформированного резерва на возможные потери по займу по основному долгу, определенного в соответствии с пунктами 4 — 6 настоящего Указания, к сумме основного долга по займу, по которому сформирован указанный резерв. Размер резерва на возможные потери по займам в части требований по начисленным процентным доходам по вложениям в приобретенные права требования по договору микрозайма определяется путем умножения суммы требований по начисленным процентным доходам на значение, равное отношению размера сформированного резерва на возможные потери по займам по вложениям в приобретенные права требования по договору микрозайма, определенного в соответствии с пунктами 4 — 6 настоящего Указания, к сумме вложений в приобретенные права требования по договору микрозайма, по которому сформирован указанный резерв.

8. Сформированные в соответствии с настоящим Указанием резервы на возможные потери по займам используются микрофинансовыми организациями при списании с баланса безнадежной задолженности по микрозаймам, а также безнадежной задолженности по приобретенным правам требования по договорам микрозайма. Задолженность признается безнадежной, в случае если микрофинансовой организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев либо договора, и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения задолженности, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности за счет сформированных под нее резервов, в том числе судебных актов, актов судебных приставов-исполнителей, актов органов государственной регистрации, а также иных актов, доказывающих невозможность взыскания безнадежной задолженности. Списание с баланса микрофинансовой организации безнадежной задолженности является обоснованным при неисполнении заемщиком обязательств по договору микрозайма в течение не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности.

9. Списание микрофинансовой организацией безнадежной задолженности за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа микрофинансовой организации.

Одновременно со списанием с баланса безнадежной задолженности по основному долгу за счет резерва на возможные потери по займам по решению уполномоченного органа микрофинансовой организации списывается задолженность по процентам, начисленным по соответствующему договору микрозайма.

10. Формирование резервов на возможные потери по займам осуществляется микрофинансовыми организациями в размере не менее:

30 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам на последнее число квартала, в котором настоящее Указание вступает в силу;

60 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2016 года;

100 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2017 года.

11. Микрофинансовые организации обязаны обеспечить надлежащее оформление документов, используемых для целей расчетов резервов на возможные потери по займам.

Документы микрофинансовых организаций, используемые для целей расчетов резервов на возможные потери по займам, подлежат хранению в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Банк России, его территориальные учреждения и уполномоченные представители в соответствии со статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пунктом 4 части 4 статьи 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» проводят проверку соблюдения порядка формирования резервов на возможные потери по займам, установленного настоящим Указанием. При невыполнении микрофинансовой организацией установленного порядка формирования резервов на возможные потери по займам Банк России применяет к микрофинансовой организации предусмотренные федеральными законами меры воздействия.

12. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования .

Официально опубликовано на сайте Банка России 08.08.2016.

Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Указание Банка России от 14 июля 2014 года N 3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 года N 33520 («Вестник Банка России» от 3 сентября 2014 года N 78).

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

Приложение
к Указанию Банка России
от 28 июня 2016 года N 4054-У
«О порядке формирования
микрофинансовыми организациями
резервов на возможные
потери по займам»

ЗНАЧЕНИЯ
РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО МИКРОЗАЙМАМ
ДЛЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (В ПРОЦЕНТАХ)

N п/п Задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам Иная задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Задолженность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Задолженность индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Задолженность юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Реструктурированная задолженность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по краткосрочным микрозаймам Иная реструктурированная задолженность
Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией Иная задолженность Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией Иная задолженность Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией Иная задолженность Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией Иная задолженность Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством, независимой гарантией Иная задолженность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 Задолженность без просроченных платежей 0 0 0 0 0 0 0 0 0 20 2 5
2 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней 50 1,5 3 1,5 3 1,5 3 1,5 5 50 5 10
3 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 31 до 60 календарных дней 80 7 10 5 10 7 10 10 20 80 20 30
4 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 61 до 90 календарных дней 90 15 20 10 20 15 20 20 35 90 40 50
5 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 91 до 120 календарных дней 100 30 40 25 35 35 45 40 55 100 60 70
6 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 121 до 180 календарных дней 100 45 50 35 50 55 70 60 75 100 80 90
7 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 181 до 270 календарных дней 100 60 65 75 75 75 90 75 100 100 95 100
8 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью от 271 до 360 календарных дней 100 75 80 75 75 95 100 95 100 100 100 100
9 Задолженность с просроченными платежами продолжительностью свыше 360 календарных дней 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *