303 03 счет

  • автор:

Содержание

Возврат В Кассу Излишне Выплаченной Зарплаты Проводки В Бюджете 2020

Особенности возврата в кассу излишне выплаченной зарплаты

  • если существует договор материальной ответственности с ним – погашение происходит полностью;
  • если договор материальной ответственности отсутствует – погашение происходит в размере среднемесячных трудовых выплат (ТК РФ, ст. 244, 248).
  • наличие счетной ошибки, т.е. такой ошибки, которую можно отнести к арифметической;
  • расчет произведен на основе ложных сведений, полученных от работника (например, фальшивые документы на вычет по НДФЛ);
  • расчет произведен на основе ложных сведений из первичных документов по расчету зарплаты (например, по документам норматив выпуска продукции был выполнен, а фактически — нет).

Как отразить возврат излишне выплаченной заработной платы в бюджетном учете 2020

Согласно Трудовому кодексу системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

н. Как по результатам ревизии (проверки) Росфиннадзора устранить нарушения и отразить это в учете получателя бюджетных средств Излишне выплаченная зарплата Суммы излишне выплаченной зарплаты (надбавок, доплат и т.

Возврат заработной платы по бухгалтерскому учету

Если при начислении заработной платы была допущена арифметическая ошибка, в результате которой сотрудник получил большую сумму, он должен вернуть разницу. Работник может вернуть деньги сам или написать заявление с просьбой о том, чтобы сумму удержал сам работодатель со следующей зарплаты.

После того, как исправлены суммы по зарплате, не забудьте устранить ошибочные суммы и по НДФЛ (сторнировать начисление налога по дебету 70 и Кредиту 68 НДФЛ), и по страховым взносам (сторнирующая запись по счету 20 (26, 25…) и кредиту 69 счетов)

Излишне выплаченная заработная плата проводки

Чтобы подробно разобраться с удержанием излишне выплаченной заработной платы, возвратом излишне выплаченной заработной платы и с тем, какие проводки использовать, рассмотрим конкретный пример.

На практике возникают ситуации, когда работнику по ошибке перечисляют зарплату больше, чем нужно. С излишне выплаченной заработной платы удерживают НДФЛ. Позже работник возвращает деньги в кассу. Разберемся, какими проводками отразить излишне выплаченную заработную плату.

Возврат в кассу излишне выплаченной зарплаты проводки в бюджете 2020

В рассматриваемой ситуации средства, выделенные на выплату зарплаты (надбавок, доплат и т. д.), использованы на цели, определенные бюджетной сметой (т. е. на выплату зарплаты). Однако в результате ошибочного расчета зарплата сотруднику выплачена излишне. Поэтому если сумма излишне начисленной и выплаченной зарплаты (надбавки, доплаты и т. д.), не превышает расчетных показателей по фонду оплаты труда (ФОТ), установленных бюджетной сметой на текущий финансовый год, факта нецелевого использования бюджетных средств не возникает. В этом случае решение ревизоров о нецелевом использовании можно оспорить в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу учреждения (см., например, определение ВАС РФ от 30 марта 2010 г. № ВАС-3701/10, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 декабря 2009 г. № А29-3553/2009, от 11 сентября 2000 г. № А43-2247/00-31-98, Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2009 г. № А20-363/2008, Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2004 г. № А10-955/04-4-Ф02-3843/04-С1).

При направлении работника в командировку возможна как выдача организацией ему корпоративной банковской карты, так и перечисление подотчетных средств на личный счет работника (карту) для осуществления командировочных расходов в безналичном порядке. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст.

Возврат в кассу излишне выплаченной заработной платы в учреждении

Вместе с тем под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление бюджетных средств и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:

«Интересует вопрос по бюджетной организации. Проводки по Забалансовому учету при возврате в кассу излишне выплаченной зарплаты и внесению их на лицевой счет, т.е. учет по 17 и 18 счетам с КОСГУ. В кассу вносит не виновное лицо, а работник на добровольных основания?

Возврат денег по зарплате в кассу в бюджетных учреждениях

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей средний месячный заработок, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Возврат излишне выплаченной заработной платы

  1. определение неверного расчетного периода для расчета сумм, причитающихся работнику;
  2. технические ошибки;
  3. повторная выплата зарплаты за один и тот же период.
  4. ошибки в определении метода расчета заработной платы, послужившие основанием для последующих начислений;

При большинстве таких обстоятельств работник идёт навстречу работодателю и разрешает сделать возврат излишне выплаченной зарплаты. Конечно, можно попытаться следовать законодательным документам и по несколько раз проверять точность всех расчётов, но никто не даст гарантии, что не произойдёт случайный сбой на каком-то этапе. Для начала стоит рассмотреть все варианты исправления ошибки и возврата средств.

Возврат зарплаты проводки бюджет

Максимальный срок выплаты зарплаты – пять рабочих дней от даты, установленной для ее выдачи, включая день получения денег. Если сотрудник не получил деньги в кассе учреждения вовремя, например, по причине болезни, бухгалтеру придется депонировать заработную плату. При этом храниться в кассе сверх лимита она не может.

В их числе: счетная ошибка; признание органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое; выплата работнику излишней заработной платы в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Обоснование вывода:
Прежде всего следует отметить, что исчерпывающий перечень оснований для удержания из заработной платы работника средств в целях погашения его задолженности перед работодателем содержится в ст. 137 ТК РФ. Размер ограничений таких удержаний установлен в ст. 138 ТК РФ. Возможность удержания из начисленной работнику заработной платы сумм, неправомерно выплаченных ему ранее, положениями ст. 137 ТК РФ не предусмотрена.
При этом согласие работника на удержание из заработной платы неправомерных выплат прошлых лет, даже выраженное в письменной форме в качестве собственноручно написанного заявления, не является бесспорным основанием для совершения действий по удержанию данных средств. Наличие заявления сотрудника не всегда рассматривается судами в качестве достаточного основания для соответствующих действий работодателя (смотрите, к примеру, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.09.2014 по делу N 33-4498/2014). В то же время существует и иная позиция, согласно которой заявление с просьбой удержать определенную сумму из заработной платы является собственным волеизъявлением сотрудника, к которому не применяются положения статей 137 и 138 ТК РФ (письмо Роструда от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1).
В силу наличия обозначенных рисков в учреждении может быть принято решение о выплате сотруднику заработной платы в полном размере, а ущерб в размере неправомерно выплаченных ему в прошлые отчетные периоды сумм может быть погашен путем внесения средств в кассу или перечисления их на лицевой счет учреждения.
Применяемой организациями госсектора в настоящее время методологией бухгалтерского учета для отражения расчетов, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат, предусмотрена возможность применения одного из вариантов:
1. Корректировка ранее произведенных начислений способом «Красное сторно»;
2. Начисление доходов в виде компенсации затрат.
При этом для применения способа «Красное сторно» в целях корректировки начислений необходимым является одновременное выполнение следующих условий:
— переплата является следствием счетной ошибки*(1) и выявлена до истечения срока, установленного ст. 137 ТК РФ для принятия работодателем решения об удержании излишне выплаченных сумм из будущих начислений по заработной плате;
— получатель выплаты не оспаривает удержание.
В рассматриваемой ситуации задолженность по расчетам, связанным с возмещением неположенных выплат, подлежит отражению путем начисления доходов в виде компенсации затрат учреждения с использованием счета 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, п.п. 107, 109 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета «доходной» операции в рамках вида деятельности «2». При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения «4» могут учитываться только доходные операции в сумме:
— полученной субсидии на выполнение задания;
— возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
Соответственно, доходы от компенсации расходов учреждения в части неположенных выплат отражаются в учете по КФО «2».
В дальнейшем данными денежными средствами учреждение может распорядиться по своему усмотрению, в том числе направить их на исполнение обязательств, связанных с выполнением государственного задания. Соответствующее направление расходования должно быть предусмотрено планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения согласно требованиям, установленным приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Обязанность по возврату в доход бюджета средств остатка субсидий на выполнение государственного задания прошлых лет возникает у учреждения в случае недостижения показателей, характеризующих объем выполнения государственного задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При выявлении в текущем финансовом году фактов осуществления неположенных выплат за счет средств субсидии, доведенной в целях выполнения государственного задания прошлых отчетных периодов, обязанности по возврату указанных сумм в бюджет у учреждения не возникает.
Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда учитываются на счете 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (п. 273 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
— отражено начисление задолженности в сумме излишне начисленных выплат;
2. Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 304 03 730
— отражено удержание из заработной платы средств, направленных на погашения задолженности по компенсации затрат учреждения;
3. Дебет 4 304 03 830 Кредит 4 304 06 730,
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 30 660
— отражено погашение задолженности по компенсации неправомерных выплат при удержании из заработной платы, начисленной в рамках иного вида финансового обеспечения;
4. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610,
одновременно увеличение забалансового счета 18 (111 КВР, 211 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730,
одновременно увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 130 КОСГУ)
— отражена корректировка остатка средств на «основном» лицевом счете в разрезе источников финансового обеспечения при осуществлении некассовых операций (без движения средств на лицевом счете).
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в рассматриваемой ситуации найдут отражение следующие показатели:
— по КФО «2» — в графе 5 по соответствующей строке раздела «Доходы» (по АнКВД 130), в графе 5 по строке 710 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в отрицательном значении (со знаком «минус») (абзац шестой п. 42, абзацы шестнадцатый, двадцать первый п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее — Инструкция N 33н);
— по КФО «4» — в графе 5 по соответствующей строке раздела «Расходы» по КВР 111, в графе 5 по строке 720 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в положительном значении (со знаком «плюс») (абзац шестой п. 43, абзацы двадцать третий, двадцать восьмой п. 44 Инструкции N 33н).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты по удержаниям из заработной платы сотрудника отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) удержание в текущем году денежных средств из заработной платы сотрудника в счет погашения задолженности по компенсации затрат учреждения отражается:
— по КФО «2» — в графе 5 по соответствующей строке раздела «Доходы» (со знаком «плюс») и по строке 710 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (со знаком «минус») Отчета (ф. 0503737), формируемого по КФО «2»;
— по КФО «4» — в графе 5 по соответствующей строке раздела «Расходы» и по строке 720 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (со знаком «плюс») Отчета (ф. 0503737).
При выявлении в текущем финансовом году фактов осуществления неположенных выплат за счет средств субсидии, доведенной в целях выполнения государственного задания прошлых отчетных периодов, обязанности по возврату указанных сумм в бюджет у учреждения не возникает.

Возврат заработной платы в кассу бюджетного учреждения

Здесь все просто. Согласия работника не требуется. Нужно лишь посчитать переплаченные отпускные, издать приказ (распоряжение) об удержании в произвольной форме, ознакомить с ним работника под роспись (Статьи 22, 130, 137 ТК РФ). А затем удержать задолженность из «увольнительных» выплат. Но максимум, что можно вычесть, — 20% от причитающихся работнику сумм (после удержания НДФЛ, ведь сумма налога работнику не причитается), если это единственное удержание (Статья 138 ТК РФ; Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 N 22-2-4852).
Также не забудьте выдать работнику расчетный листок с указанием вида и размера удержания (Статья 136 ТК РФ).

Иные выводы у судов встречаются крайне редко. Так, например, Самарский областной суд указал, что к счетным ошибкам относятся не только арифметические ошибки, но и сбои в программном обеспечении (Определение Самарского облсуда от 18.01.2012 N 33-302/2012).

Возврат излишне выплаченной заработной платы проводки бюджет

По общему правилу размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов суммы. В случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер может составлять до 50 процентов выплаты (например, при удержании по нескольким исполнительным документам). Однако за работником должно быть сохранено 50 процентов причитающейся ему суммы после вычета НДФЛ.

— начисленна сумма основной и дополнительной заработной платы соответственно: — рабочих основного производства; — рабочих вспомогательных производств; — работников управления цехом и осуществляющих иную деятельность в интересах цеха в целом; — работников аппарата управления организацией, а также обслуживающего персонала, занятого в центральном офисе организации и иных работах, имеющих общехозяйственное значение; — работников, занятых в обслуживающих производствах и хозяйствах; — работников, занятых на работах, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (например, рекламных агентов).

Какие проводки использовать, чтобы отразить операции по зарплате

  1. Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы также отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
  2. Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его также включите в группу с кодом «2».
  3. Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.

Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Как отразить возврат излишне выданной зарплаты

Есть и третий вариант – от­сторнировать всю сумму ранее выданной зарплаты: . А в качест­ве выданной отразить вновь начисленную сумму зарплаты. Но такой подход не совсем логичен. Выровняв обороты по счету 70, бухгалтер в этом случае исказит движение наличных средств через кассу.

Другие участники обсуждения в ситуации, когда сотрудник возвращает излишне выплаченные средства, предлагают отражать поступление денег в кассу по дебету счета 50 в корреспонденции со счетом 73 или 76. Правда, в данном случае кредитовый оборот счета 70 все равно будет завышен. Однако транзит через счет 73 или 76 позволит сделать более корректные проводки:

Удержание излишне выплаченной заработной платы

Расчет зарплаты, особенно при внушительной численности персонала – весьма трудоемкий процесс, при котором случаются и досадные ошибки, например, начисление и выплата излишней суммы. Каким образом исправить ситуацию, и какими бухгалтерскими записями оформить удержание переплаты, расскажет эта статья.

Поскольку начисление зарплаты отражается по К/ту 70 с Д/та производственных счетов (20, 23, 26, 29 и др.), то в корректировочным будет сторнирование этих же корреспонденций счетов на сумму переплаты. Наиболее оптимальным способом возврата специалисты считают списание сторнированной суммы на счет 73 (Д/т 73 К/т 70), а уже с него производят удержание.

  • Д/т 20,23,26 К/т 70 – сторнирована переплата зарплаты;
  • Д/т 73 К/т 70 – сумма переплаты списана на прочие расчеты с персоналом;
  • Д/т 50 К/т 73 – принята в кассу сумма переплаты;
  • Д/т 70 К/т 68 – сторно начисленного НДФЛ;
  • Д/т 20,23,26 К/т 69 – сторнировочные проводки по страховым взносам с суммы переплаты.

Расчет зарплаты, особенно при внушительной численности персонала – весьма трудоемкий процесс, при котором случаются и досадные ошибки, например, начисление и выплата излишней суммы. Каким образом исправить ситуацию, и какими бухгалтерскими записями оформить удержание переплаты, расскажет эта статья.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО УДЕРЖАНИЯМ ИЗ ВЫПЛАТ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА (счет 0 304 03 000)

На счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» учитывается кредиторская задолженность по удержанным из заработной платы, денежного довольствия, стипендий суммам (п.

273 Инструкции N 157н):

— для безналичного перечисления их на счета во вклады работников учреждения в банках;

— взносов по договорам добровольного страхования;

— членских профсоюзных взносов;

— алиментов;

— по исполнительным листам и другим документам.

Эти удержания производятся на основании письменных заявлений работников, договоров добровольного страхования, исполнительных листов и других документов (абз. 2 п. 273 Инструкции N 157н).

Аналитический учет кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 274 Инструкции N 157н).

Бухгалтерский учет расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда регламентирован п. п. 139, 140 Инструкции N 174н, п. п. 167, 168 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

по учету расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда

┌───┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 1 │Отражение сумм, удержанных из: │ │ │

│ │- заработной платы работников и│ 0 302 11 830 │ 0 304 03 730 │

│ │денежного довольствия │ │ │

│ │- дополнительных выплат и │ 0 302 12 830 │ 0 304 03 730 │

│ │компенсаций работникам │ │ │

│ │- прочих выплат по оплате труда│ 0 302 13 830 │ 0 304 03 730 │

│ │- стипендий │ 0 302 91 830 │ 0 304 03 730 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 2 │Перечисление удержанных из │ 0 304 03 830 │ 0 201 11 610 │

│ │выплат по оплате труда сумм их │ │ │

│ │получателям │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 3 │Уменьшение задолженности │ 0 304 03 830 │ 0 209 XX 660 │

│ │виновного лица по ущербу │ │ │

│ │имуществу на сумму │ │ │

│ │произведенных из заработной │ │ │

│ │платы удержаний │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 4 │Уменьшение задолженности │ 0 304 03 830 │ 0 208 XX 660 │

│ │подотчетного лица по возврату │ │ │

│ │неиспользованных им денежных │ │ │

│ │средств (денежных документов) │ │ │

└───┴───────────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Применяются соответствующие группа и вид кода синтетического счета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения оплату услуг по ремонту ксерокса через подотчетное лицо за счет собственных доходов учреждения?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения недостачу чайника, приобретенного за счет собственных доходов учреждения, если он передан в эксплуатацию и числится на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возмещение работником стоимости личных междугородных разговоров, произведенных им со служебного телефона? Возмещение учреждению стоимости личных переговоров производится на основании заявления работника путем удержания из его заработной платы.

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: В рамках приносящей доход деятельности бюджетное учреждение заключило договор добровольного медицинского страхования (ДМС) работников, занятых в этой деятельности. Страховая премия по договору ДМС частично уплачивается за счет средств учреждения, частично — за счет средств, удерживаемых из заработной платы работников. Как отразить в учете бюджетного учреждения расчеты по указанному договору ДМС?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения удержания из заработной платы работника, производимые на основании его заявления и направляемые на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения предоставление физическому лицу, являющемуся его работником, займа под 4% годовых?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения начисление и выплату заработной платы работнику за май 2011 г., если из суммы его заработной платы необходимо произвести удержание алиментов на содержание двух несовершеннолетних детей и задолженности по уплате алиментов за прошлые периоды в сумме 20 600 руб. по исполнительному листу?

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда

┌───┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 1 │Отражение сумм, удержанных из: │ │ │

│ │- заработной платы работников │ 0 302 11 000 │ 0 304 03 000 │

│ │- дополнительных выплат и │ 0 302 12 000 │ 0 304 03 000 │

│ │компенсаций работникам │ │ │

│ │- прочих выплат по оплате труда│ 0 302 13 000 │ 0 304 03 000 │

│ │- стипендий │ 0 302 91 000 │ 0 304 03 000 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 2 │Перечисление удержанных из │ 0 304 03 000 │ 0 201 11 000 │

│ │выплат по оплате труда сумм их │ │ │

│ │получателям │ │ 0 201 21 000 │

│ │ │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 3 │Уменьшение задолженности │ 0 304 03 000 │ 0 209 XX 000 │

│ │виновного лица по ущербу │ │ │

│ │имуществу на сумму │ │ │

│ │произведенных из заработной │ │ │

│ │платы удержаний │ │ │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 4 │Уменьшение задолженности │ 0 304 03 000 │ 0 208 XX 000 │

│ │подотчетного лица по возврату │ │ │

│ │неиспользованных им денежных │ │ │

│ │средств (денежных документов) │ │ │

└───┴───────────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Применяются соответствующие группа и вид кода синтетического счета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения оплату услуг по ремонту принтера через подотчетное лицо за счет субсидии на выполнение государственного задания?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения недостачу обогревателя, приобретенного за счет собственных доходов учреждения, если он передан в эксплуатацию и числится на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного дошкольного образовательного учреждения удержание с работников платы за питание? Удержание стоимости питания производится на основании заявлений работников из их заработной платы.

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения удержания из заработной платы работника, направляемые на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения в 2011 г. удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка с пособия по временной нетрудоспособности?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения предоставление физическому лицу, являющемуся работником учреждения, займа под 10% годовых?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения начисление и выплату заработной платы работнику за май 2011 г., если из суммы его заработной платы необходимо произвести удержание алиментов на содержание четырех несовершеннолетних детей и задолженности по уплате алиментов за прошлые периоды в сумме 21 000 руб. по исполнительному листу?

Учет расчетов по платежам в бюджет

Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

-налог на добавленную стоимость,

— акцизы,

— налог на доходы физических лиц,

— единый социальный налог,

— налог на прибыль организаций,

— налог на имущество организаций,

— земельный налог,

— транспортный налог,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— водный налог,

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

— государственная пошлина.

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам Инструкцией №25н предусмотрен счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Пунктом 185 Инструкции №25н все налоговые платежи бюджетных учреждений разделены на две группы:

— расчеты по налогам, удержанным из оплаты труда,

— другие налоги и платежи.

Строго говоря, из заработной платы и других выплат работникам бюджетных учреждений (включая денежное довольствие военнослужащих) удерживается только налог на доходы физических лиц.

В то же время, единый социальный налог не удерживается из оплаты труда, но непосредственно связан с ней, так как исчисляется на суммы начисленной оплаты труда. Единый социальный налог удерживается из соответствующих источников возмещения.

Источниками возмещения налогов в бюджетных учреждениях могут быть:

— для НДФЛ — суммы начисленной оплаты труда;

— для всех остальных налогов — суммы, возмещаемые за счет бюджетных источников и доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Аналитический учет по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» ведется по каждому налогу отдельно в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.

К счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» бюджетными учреждениями открываются следующие аналитические счета:

— 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

— 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;

— 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль»;

— 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;

— 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

— 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Операции по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 302 01 830 1 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения, занятых в основной деятельности
2 302 01 830 2 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы работников, занятых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
1 303 01 830 1 304 05 211 Перечислен в бюджет НДФЛ органами, организующими исполнение бюджета, по заработной плате
2 303 01 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДФЛ с банковского счета бюджетного учреждения
1 401 01 213 1 303 02 730 Начислен ЕСН
1 303 02 830 1 032 13 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности (с третьего дня периода неработоспособности)
1 401 01 211 1 302 01 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности за первые два дня
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены суммы возмещения расходов на санаторно-курортное обслуживание работников бюджетного учреждения и членов их семей
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены другие выплаты за счет средств государственного социального страхования
1 303 02 830 1 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма ЕСН органами , организующими исполнение бюджетов
2 303 02 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет ЕСН с банковского счета
0 401 01 290 0 303 03 730 Начислен налог на прибыль
0 303 03 830 0 304 05 000 Перечислен в бюджет налог на прибыль, органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 03 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет налог на прибыль с банковского счета
0 401 01 130 0 303 04 730 Начислен НДС
0 303 04 830 0 210 01 660 Отражена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета
0 303 04 830 0 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма НДС органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 04 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДС с банковского счета учреждения
0 401 01 213 0 303 06 730 Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 303 06 830 0 304 05 000 Перечислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний органами, организующими исполнение бюджетов
0 303 06 830 0 302 13 730 Начислены выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 201 01 510 0 303 02 730 Отражено поступление сумм в погашение текущей задолженности по социальному страхованию
0 401 01 290 0 303 05 730 Начислены прочие платежи в бюджет
0 303 05 830 0 304 05 000 Перечислены прочие платежи в бюджет органами, организующими исполнение бюджетов
2 030 05 830 2 201 01 610 Перечислены прочие платежи в бюджет с банковских счетов

Особенностью организации бюджетного учета состоит в том, что расчеты по погашению обязательств учреждения могут производиться непосредственно органами, организующими исполнение бюджетов, минуя счета бюджетных учреждений в банках. Для отражения таких операций используется счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

При осуществлении бюджетными учреждениями расчетов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать некоторые особенности.

Так Инструкцией №25н установлено, что при приобретении нефинансовых активов для осуществления основной деятельности бюджетного учреждения и деятельности, приносящей доход:

— первоначальная стоимость основных средств включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

— первоначальная стоимость нематериальных активов включает в себя сумму НДС, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;

— материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

При приобретении нефинансовых активов бюджетными организациями для целей основной деятельности никаких дополнительных записей по отражению НДС на счетах бюджетного учета не производиться.

Если бюджетные учреждения осуществляют деятельность, приносящую доход, то НДС, уплаченный при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) принимается к возмещению при осуществлении расчетов с бюджетом.

В случае, когда сумма налогового вычета превышает сумму задолженности перед бюджетом по НДС, бюджетное учреждение, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, может получить право на возврат излишне уплаченного налога.

Если одно и тоже имущество используется бюджетными учреждениями и в основной деятельность и в деятельности, приносящей доход, тогда сумма НДС, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 НК РФ:

— учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, если они используются для осуществления операций, не облагаемых НДС;

— принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ, если они используются для осуществления операций, облагаемых НДС;

— принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Эта пропорция, на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных бюджетным учреждением за налоговый период.

Учитывая особенности деятельности бюджетных учреждений, мы рекомендуем закрепить в учетной политике порядок расчета пропорции по соотношению произведенных расходов.

Особенности исчисления бюджетными учреждениями налога на прибыль установлены статьей 321.1 НК РФ.

В соответствии с этой статьей бюджетные учреждения финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения

Пункты 3 и 4 данной статьи 321.1 НК РФ устанавливают, соответственно, порядок распределения некоторых видов расходов и начисления амортизации, а также принятия расходов на ремонт.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств не предусмотрено, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.

При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, кроме расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

— суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.

При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта:

— суммы расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

УЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности и различия учёта заработной платы в бюджетных, автономных и казенных учреждениях. Также приведен краткий обзор структуры системы оплаты труда работников бюджетной сферы, способы расчёта заработной платы, а также основные проводки, использующиеся ее начислении.

Ключевые слова: заработная плата; бюджетная сфера; бюджетное учреждение; автономное учреждение; казенное учреждение.

Необходимость учета заработной платы стоит перед каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы. От того, насколько правильно и точно бухгалтер начислит заработную плату сотрудникам, связанные с ней НДФЛ и страховые взносы, зависит работоспособность организации.

В бюджетных учреждениях учет заработной платы ведется по источникам финансирования (бюджетные средства по основному виду деятельности, внебюджетные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и т.д.). Общая величина НДФЛ и страховых взносов рассчитывается по каждому сотруднику в соответствии с размером начислений по каждому источнику, а внутри источника – по каждому виду финансирования.

При начислении бухгалтерией заработной платы могут возникнуть ошибки при расчете объема начисленных в счет заработной платы средств, а также несоответствия величины налогов величине начислений по заработной плате. Из-за допущенных бухгалтерией ошибок организацию могут обвинить в нецелевом расходовании денежных средств (в соответствии со ст.15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств) .

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

  1. Базовая часть заработной платы, включающая:
  • общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;
  • повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);
  • доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

  1. Стимулирующая часть заработной платы включающая:
  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются:

  • для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.

Еще одной стоящей перед бухгалтерией проблемой является возможная ситуация, при которой ко дню заработной платы на лицевых счетах учреждения не окажется достаточной суммы для ее начисления. Этот случай может возникнуть по причине того, что полученные средства расходуются в больших объемах, чем утверждено сметой доходов и расходов, когда руководство учреждения, решая задачи по приобретению оборудования, проведению ремонта, улучшению материально-технической базы, забывает оставлять на лицевом счете деньги на заработную плату.

Решить эти проблемы помогает автоматизированная система учета заработной платы. Сведения для автоматизированного учета зарплаты вносят на основании:

  • приказов отдела кадров о назначении на должность или увольнении, назначении надбавок и доплат, исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника, направлении в командировки и т. п.;
  • приказов о материальных поощрениях или наказаниях;
  • приказов о возмещении причиненного материального вреда;
  • табелей учета рабочего времени;
  • больничных листов;
  • исполнительных листов;
  • заявлений о членстве в профсоюзе;
  • утвержденных заявлений на выплату материальной помощи.

Комплексная автоматизация учета заработной платы позволяет сотрудникам кадровой службы самостоятельно вносить сведения в программу, что позволяет избежатьпересчетабухгалтером вышеуказанных начислений.

Во время следующего этапа бухгалтерия формирует документы и отчеты для текущей работы, а также отчеты перед руководством и вышестоящими организациями. Например, лицевые счета рабочих и служащих, расчетно-платежные ведомости, мемориальные ордера, свод проводок по зарплате, ведомость по страховым взносам и НДФЛ, отчетные формы для налоговой инспекции, свод больничных листов, свод отпусков, свод по доплатам за замещение или исполнение обязанностей, а также любые другие в зависимости от производственной необходимости. При этом можно выбрать различные варианты выборки документов или отчетов:

  • за произвольно выбранный период, в том числе и неполный месяц;
  • в общей сумме или по отдельным источникам и видам финансирования, по отдельным работникам по фамилиям, структурным подразделениям, по одинаковым должностям.

Способы расчета заработной платы в бюджетных учреждениях не отличаются от тех, что применяются коммерческих. Общая сумма денежных средств, необходимая для выплаты заработной платы и взносов (налоговых и страховых), рассчитывается одним из двух способов.

Первый способ используется, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средствдля выплаты заработной платы в полном объеме. Вначале начисляют заработную плату по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, затем рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Второй способ применяется при решении руководства учреждения потратить часть прибыли, полученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Для этого бухгалтерия сначала определяет общую сумму денежных средств, которая будет направлена на заработную плату (по каждому источнику и виду финансирования), затем рассчитывает процентную долю суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников, а после, в соответствии с исчисленным процентом, начисляет заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Основанием для начисления заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Начисление заработной платы в бюджетном учреждении отражаются следующими проводками: с кредита счета 0 302 11 730 на дебет счета 0 401 20 211 (0 109 хх 211). Начисление прочих выплат производится с кредита счета 0 302 12 730 на дебет счетов 0 401 20 212 (0 109 хх 212). Операции оформляются в расчетно-платежной ведомости, а также в расчетной ведомости.

Удержание НДФЛ из заработной платы производится с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 11 830, из прочих выплат — с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 12 830. Операции подкрепляются бухгалтерской справкой (п. 128, 129 Инструкции № 174н).

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении ведётся по источникам финансирования и усложняется в зависимости от их количества. Общую сумму денежных средств, необходимую на зарплату и налоги, считают одним из двух способов.

  1. От частного к общему, когда заработную плату начисляют по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, а также рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Такая схема отлично подходит, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средств, чтобы рассчитаться по максимуму.

  1. От общего к частному. Согласно этому способу определяется общая сумма денежных средств, которая будет направлена на заработную плату, по каждому источнику и виду финансирования; рассчитывается процентная доля суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников; и в соответствии с исчисленным процентом начисляются заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Эта схема работает, когда в учреждении решено потратить имеющиеся денежные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Однако, в этом случае неизвестно, какая абсолютная сумма доплаты придется на каждого сотрудника в соответствии с тем алгоритмом расчета доплат, который используется именно для него.

Таким образом, применение действующих инструкций для бюджетных учреждений и кодов КОСГУ немаловажно для формирования проводок по заработной плате. Корректное начисление заработной платы на счетах бухгалтерского учета позволит правильно распределить движение государственных денежных средств по статьям расходов.

Список литературы:

  1. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по применению: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н
  2. Позднякова, В. С. Особенности системы оплаты труда и учета заработной платы работников в государственных и муниципальных учреждениях URL: http://www.consultant-so.ru/news/show/category/jornal/year/2013/month/04/alias/osobennosti_sistemy_oplaty_truda_i_ucheta_zarplaty_rabotnikov_v_gos_i_munitsipal_uchrezhdeniyah
  3. Расчет заработной платы в бюджетном учреждении URL: http://intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/raschet-zarabotnoy-platy-v-byudzhetnom-uchrezhdenii
  4. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

О применении счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами»

И. Зернова
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2015

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н и 183н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:

  • по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;
  • по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;
  • по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;
  • по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;
  • по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;
  • по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.

Рассмотрим отдельные операции подробно.

Операции при изменении типа учреждения. Изменение типа учреждения (казенного или бюджетного) в целях создания автономного учреждения осуществляется на основании решения учредителя.

Корреспонденция счетов по переносу показателей наличия активов, обязательств, сформированных на счетах бухгалтерского учета за период деятельности учреждения, на соответствующие счета бухгалтерского учета автономного учреждения при изменении типа приведена в п. 10 Методических рекомендаций .

Как следует из указанного документа, счет 0 304 06 000 используется для переноса показателей активов, обязательств автономного учреждения, создаваемого в течение текущего финансового года.

Перевод показателей активов и обязательств, сформированных по результатам деятельности казенного или бюджетного учреждения с начала текущего финансового года и числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, осуществляется на дату изменения типа казенного или бюджетного учреждения на автономное на основании справки (ф. 0504833). Формирование входящих остатков у автономного учреждения отражается такими проводками:

Дебет

Кредит

Формирование входящих остатков:

по объектам нефинансовых активов

0 101 00 000

0 102 00 000

0 103 00 000

0 105 00 000

0 106 00 000

0 107 00 000

0 109 00 000

0 304 06 000

по начисленной на объекты основных средств и нематериальных активов амортизации

0 304 06 000

0 104 00 000

по финансовым активам

0 201 35 000

0 204 00 000

0 205 00 000

0 206 00 000

0 207 00 000

0 208 00 000

0 209 00 000

0 210 10 000

0 215 00 000

(дебетовое сальдо)

0 304 06 000

0 304 06 000

0 205 00 000

0 208 00 000

0 209 00 000

(кредитовое сальдо)

по обязательствам учреждения

0 304 06 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 02 000

0 304 03 000

(кредитовое сальдо)

0 303 00 000

(дебетовое сальдо)

0 304 06 000

Формирование расчетов с учредителем в части балансовой стоимости объектов особо ценного имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться

0 304 06 000

0 210 06 000

Отражение задолженности автономного учреждения по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет (при изменении казенного учреждения)

4 304 06 000

4 303 05 000

Внутреннее заимствование средств между источниками финансового обеспечения в пределах остатка средств на счете учреждения с последующим их возмещением. В деятельности автономных учреждений иногда возникают ситуации, когда для исполнения обязательства перед поставщиком (исполнителем), принятого в рамках одного вида финансового обеспечения (деятельности), временно привлекаются средства из иных источников финансирования.

Корреспонденция счетов по отражению операции погашения кредиторской задолженности путем заимствования средств из другого источника была опубликована в Письме Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3517. Эта корреспонденция дана в отношении бюджетного учреждения, однако названными проводками могут воспользоваться и автономные учреждения без указания кода аналитического вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для примера в таблице приведем порядок отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения оплаты кредиторской задолженности, сформированной в рамках выполнения государственного задания, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, с последующим возмещением привлеченных средств за счет средств субсидии.

Код вида деятельности 2

Код вида деятельности 4

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражение кредиторской задолженности в рамках выполнения государственного задания

4 401 20 ххх

4 109 хх ххх

4 301 хх 000

4 302 хх 000

4 303 хх 000

Привлечение денежных средств на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2

2 304 06 000

2 201 11 000

2 201 21 000

4 201 11 000

4 201 21 000

4 304 06 000

Оплата задолженности с лицевого счета учреждения

4 301 хх 000

4 302 хх 000

4 303 хх 000

4 201 11 000

4 201 21 000

Восстановление финансового источника обеспечения, направленного на погашение кредиторской задолженности (на основании справки (ф. 0504833))

2 201 11 000

2 201 21 000

2 304 06 000

4 304 06 000

4 201 11 000

4 201 11 000

Автономное учреждение для оплаты коммунальных услуг в части выполнения государственного задания привлекло средства от приносящей доход деятельности в сумме 20 000 руб. При поступлении средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 800 000 руб. израсходованные средства, полученные от приносящей доход деятельности, были восстановлены. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК. Сумма коммунальных услуг учитывается в себестоимости оказываемых учреждением услуг в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете автономного учреждения эти операции нужно отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность учреждения по коммунальным услугам

4 109 70 223

4 302 23 000

20 000

Привлечены денежные средства на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2, за счет средств которой будет производиться исполнение обязательств

4 201 11 000

4 304 06 000

20 000

2 304 06 000

2 201 11 000

Погашена задолженность перед исполнителем с лицевого счета учреждения

4 302 23 000

4 201 11 000

20 000

Поступили средства субсидии на выполнение государственного задания

4 201 11 000

2 205 80 000

800 000

Восстановлены средства, полученные от приносящей доход деятельности

2 201 11 000

2 304 06 000

20 000

4 304 06 000

4 201 11 000

Приобретение нефинансовых активов за счет разных источников финансирования. При возникновении ситуаций, когда для приобретения нефинансовых активов недостаточно средств по одному виду деятельности, для их приобретения привлекаются средства от иных видов деятельности, например, частично за счет субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности.

Несмотря на то что такие объекты приобретаются за счет средств, полученных от разных видов деятельности, к бухгалтерскому учету они должны быть приняты по одному из них, в рамках которого планируется их использование.

Как нужно отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению имущества за счет разных источников финансирования, рассмотрим на примере.

Автономным учреждением заключен договор с поставщиком на приобретение оборудования (особо ценного движимого имущества) в сумме 500 000 руб. Для оплаты по договору привлечены средства целевой субсидии в сумме 450 000 руб. и средства от приносящей доход деятельности в сумме 50 000 руб. Оборудование получено и принято к учету. Это оборудование будет использовано при выполнении государственного заказа. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.

Названные операции в бухгалтерском учете можно будет отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в оборудование за счет целевой субсидии

5 106 21 000

5 302 31 000

450 000

Отражены вложения в оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

2 106 21 000

2 302 31 000

50 000

Отражена передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 5 на код 4

5 304 06 000

4 106 21 000

5 106 21 000

4 304 06 000

450 000

Отражен передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 2 на код 4

2 304 06 000

4 106 21 000

2 106 21 000

4 304 06 000

50 000

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

4 101 24 000

4 106 21 000

500 000

Произведена плата за оборудование за счет средств субсидии

5 302 31 000

5 201 11 000

450 000

Произведена плата за оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

2 302 31 000

2 201 11 000

50 000

Удержание суммы неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора при прекращении обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору. Гражданско-правовыми договорами обязательно должны предусматриваться условия об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и об уплате им в пользу заказчика неустойки, в соответствии с которыми автономное учреждение вправе требовать от исполнителя безукоризненного выполнения принятых им в рамках гражданско-правового договора обязательств.

В случае их неисполнения (ненадлежащего исполнения) автономное учреждение вправе предъявить поставщику (исполнителю, подрядчику) неустойку, оговоренную договором, которая признается собственным доходом учреждения (по приносящей доход деятельности).

При этом надо иметь в виду, что факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) основного обязательства должен быть зафиксирован документально. Таким документом может быть акт о приемке товаров, работ, услуг (или иной документ, предусмотренный обычаями делового оборота), в котором должны быть указаны сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых в рамках гражданско-правового договора, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек дана в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374.

Порядок отражения в бухгалтерском учете автономных учреждений начисления неустойки в соответствии с корреспонденцией счетов, приведенной в названном письме, рассмотрим на примере.

Поставка материалов (иного движимого имущества) в автономное учреждение была произведена с нарушением прописанного в гражданско-правовом договоре срока. Сумма по договору составила 80 000 руб. Этот факт был зафиксирован в акте о принятии материалов с указанием суммы начисленной поставщику неустойки в размере 5 000 руб. Материалы относятся к прочим материальным запасам – иному движимому имуществу. Расчет с поставщиком за поставленные материалы произведен за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, с лицевого счета автономного учреждения, открытого в ОФК.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету материальные запасы

4 105 36 000

4 302 34 000

80 000

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

2 205 41 000

2 401 10 140

5 000

Перечислены средства исполнителю согласно договору (с учетом встречного требования)

(80 000 — 5 000) руб.

4 302 34 000

4 201 11 000

75 000

Отражено прекращение встречных требований зачетом (согласно акту приемки материалов)

2 304 06 000

2 205 41 000

5 000

4 302 34 000

4 304 06 000

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров в сумме удовлетворения требования залогодержателя. В Письме Минфина РФ № 02-02-04/67438, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо № 02-02-04/67438) предусмотрено: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) были нарушены обязательства по возврату выданного заказчиком аванса, то в соответствии с условиями контракта заказчик вправе удержать денежные средства, предоставленные поставщиком в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату аванса.

Наряду с обеспечением возврата аванса контрактом может предусматриваться предоставление обеспечения уплаты неустойки (в том числе штрафной неустойки).

Согласно изменениям, планируемым к внесению в Инструкцию № 183н, уменьшение кредиторской задолженности по поступившим суммам задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя отражается следующей записью:

Дебет счета 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  • в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете автономного учреждения как восстановление кассового расхода. Эти средства можно использовать для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.

Если оплата обязательств по договору осуществлялась автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция;

  • после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по договору являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете автономного учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Если источником финансового обеспечения по договору являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 или ст. 78.2 БК РФ, то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете автономного учреждения до предоставления учреждением сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81).

В Письме № 02-02-04/67438 приведена корреспонденция счетов, при помощи которой следует отражать эту операцию.

Дебет

Кредит

Предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя):

о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

0 209 30 000

0 206 хх 000

об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами

2 209 40 000

2 401 10 140

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя

3 304 01 000

3 304 06 000

Уменьшение дебиторской задолженности в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов

0 304 06 000

0 209 30 000

Зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:

в части исполнения требования о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

2 201 11 000

2 209 30 000

в части исполнения требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

Дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

2 201 11 000

2 209 40 000

Перечисление суммы, поступившей от кредитной организации по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в случае невозврата аванса, на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций

2 304 06 000

2 201 11 000

Зачисление суммы удержанного обеспечения на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (в сумме ранее выплаченного аванса)

5 201 11 000

6 201 11 000

5 206 хх 000

6 206 хх 000

Уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату не использованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности). Иногда для производства удержаний из заработной платы подотчетного лица (виновного лица) неиспользованных денежных средств (ущерба), выданных (возникших) по одному виду деятельности, оказывается недостаточно. При наличии заработной платы, начисленной за счет иных источников финансирования, удержание недостающей суммы производится из нее. В этом случае тоже используется счет 0 304 06 000. Корреспонденция счетов для отражения такой операции предусмотрена изменениями, планируемыми к внесению в Инструкцию № 183н, а именно:

  • уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается записью:

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

  • уменьшение дебиторской задолженности по подотчетным лицам (виновным лицам) по возврату неиспользованных ими денежных средств (денежных документов) (ущерба), при удержании из сумм оплаты труда (стипендиям) по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается следующей проводкой:

Дебет счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Кредит счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

* * *

В представленном материале рассмотрены основные операции, при отражении которых в бухгалтерском учете применяется счет 0 304 06 000. Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств), сформированных на этом счете, отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Операции по незавершенным расчетам по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, при завершении финансового года не формируются.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, утв. Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *