223 ФЗ 2017

  • автор:

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Сертификат ЭП Получить или продлить в УЦ СКБ Контур

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в статью 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 31, ст. 4007; N 49, ст. 6065) следующие изменения:

1) в части 3 слова «и телевидению» заменить словами «, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.».

Статья 2

Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2010, N 31, ст. 4197; 2011, N 50, ст. 7364) следующие изменения:

1) в части 7 статьи 11 второе предложение изложить в следующей редакции: «Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи — председательствующего в судебном заседании.»;

2) часть 3 статьи 154 изложить в следующей редакции:

«3. Судебное заседание проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.»;

3) в пункте 9 части 2 статьи 155 после слов «технических средств» дополнить словами о проведении кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», слово «заседания;» заменить словами «заседания. При проведении трансляции судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция;».

Статья 3

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2013, N 9, ст. 872; N 17, ст. 2033) следующие изменения:

1) в части седьмой статьи 10 второе предложение изложить в следующей редакции: «Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения суда.»;

2) часть четвертую статьи 158 изложить в следующей редакции:

«4. Надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.»;

3) пункт 141 части второй статьи 229 изложить в следующей редакции:

«141) сведения об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств, а также о проведении кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в ходе судебного заседания. При проведении трансляции судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция;».

Статья 4

1) в статье 1:

а) пункт 5 части 2 признать утратившим силу;

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».»;

2) в части 1 статьи 6:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;»;

б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);».

Статья 5

1) статью 1 дополнить пунктами 7 — 9 следующего содержания:

«7) отсроченная трансляция судебного заседания — трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи;

8) прямая трансляция судебного заседания — трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет», осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени;

9) частичная трансляция судебного заседания — трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет», осуществляемая после проведения судебного заседания в записи.»;

2) в статье 6:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) размещение информации о деятельности судов в сети «Интернет»;»;

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) трансляция открытых судебных заседаний в сети «Интернет» в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.»;

3) в пункте 2 части 1 статьи 14:

а) подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация об участниках судебного процесса, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства). Информация об участниках судебного процесса размещается в сети «Интернет» с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;»;

б) дополнить подпунктом «к» следующего содержания:

«к) информация о проведении трансляции судебных заседаний в сети «Интернет» со ссылками на наименование средства массовой информации или сайта в сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция;»;

4) в статье 15:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети «Интернет» в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Тексты судебных актов арбитражных судов размещаются в сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня их принятия.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети «Интернет» в полном объеме.»;

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.»;

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Персональными данными применительно к судебным актам являются:

1) фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика — физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.»;

д) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.»;

е) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Порядок размещения судебных актов в сети «Интернет», а также сроки хранения судебных актов в информационной системе суда устанавливают в пределах своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент.»;

5) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. Особенности трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в сети «Интернет»

1. Трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению и в сети «Интернет» допускается с разрешения суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Трансляция открытого судебного заседания Конституционного Суда Российской Федерации по радио, телевидению и в сети «Интернет» допускается в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Решение о допустимости трансляции судебного заседания определяется судом с учетом соблюдения интересов правосудия, обеспечения безопасности участников судопроизводства, предотвращения разглашения информации, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

3. По радио, телевидению и в сети «Интернет» могут осуществляться прямые трансляции судебного заседания, отсроченные трансляции судебного заседания и частичные трансляции судебного заседания.

4. Порядок организации и проведения в суде трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в сети «Интернет» устанавливается Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом.

5. Не подлежат трансляции по радио, телевидению и в сети «Интернет» судебные заседания, связанные с рассмотрением дел, указанных в части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также закрытые судебные заседания.».

Статья 6

Внести в статью 205 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391) следующие изменения:

1) пункт 18 части 3 изложить в следующей редакции:

«18) сведения об использовании судом в ходе судебного заседания стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств, а также о проведении трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При проведении трансляции судебного заседания указывается наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция;»;

2) в части 4 слова «а также» исключить, после слов «с использованием» дополнить словом «судом».

Статья 7

Статью 1 Федерального закона от 28 июня 2010 года N 123-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О персональных данных» и статью 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3407) признать утратившей силу.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

Закон № 44-ФЗ, регулирующий государственные и муниципальные закупки, отличается излишней строгостью, но при этом он прозрачен для участников торгов. В отличие от него, закон № 223-ФЗ, определяющий порядок частных корпоративных закупок, выглядит более лояльным. Он дает как поставщикам, так и заказчикам большую свободу выбора. Но из-за нее процесс закупок часто становится коррумпированным и способствует фактическому уничтожению конкуренции.

Аналитический центр при Правительстве РФ опубликовал статистику корпоративных закупок за 2018-2019 годы. В ней демонстрируются актуальные проблемы частных торгов, с которыми законодателям и организаторам торгов еще предстоит провести работу.

Сравнение государственных и частных закупок

Счетная палата РФ в рамках мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок» проанализировала данные о торгах за 2018 год. Сравнивая закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, государственный орган пришел к следующим выводам:

  1. Среднее количество участников на частных торгах составляет 1,56 исполнителей. В то время как в государственных закупках участвует в среднем 2,94 поставщика.

  2. На корпоративных торгах 94,4 % заказчиков предпочитает заключать контракты либо с единственным поставщиком, либо иным неконкурентным способом. В государственных закупках доля заключения сделок с единственным поставщиком или иными неконкурентными методами не превышает 54 %.

  3. Экономия предприятий на частных торгах составляет 4,4 %, тогда как государственные или муниципальные заказчики экономят 5,3 %.

Из-за описанных выше данных у ведомств возник вопрос: стоит ли переводить все закупки под контроль 44-ФЗ, чтобы повысить их конкурентность? В органах власти считают, что да, стоит. Представители бизнеса против этого. Они считают, что нужно заняться упорядочиванием Единой информационной системы. Из-за отсутствия порядка многие заказчики просто не знают, что у кого-то можно заказать поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ выгоднее, чем предлагает мнимый единственный исполнитель.

Какие способы торгов используются?

Аналитический центр при Правительстве РФ изучил опубликованные торговые извещения в 2019 году и выяснил, что:

  1. Только 22 % заказчиков пользуются конкурентными способами организации торгов. Они запрашивают предложения, котировки, проводят аукционы и конкурсы.

  2. 60 % заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, используют «полуконкурентные» или неконкурентные способы закупок. К «полуконкурентным» относится организация тендеров, редукционов, запрос оферт, прямые переговоры с исполнителем. К неконкурентным методам причислены закупки во исполнении доходных договоров, прямые и мелкие закупки.

  3. 18 % заказчиков предпочитает работать с единственными поставщиками.

Исследователь, анализируя данные за 2019 год, сообщил, что конкуренция в сфере частных закупок все же увеличилась:

  • теперь на 1 лот приходится 2,8 участников;

  • доля общих закупок у единственных поставщиков сократилась до 43,4 % – заказчики предпочитают работать «полуконкурентными» или конкурентными способами;

  • объем экономии достиг 6,05 % с 4,4 %.

Аналитический центр при Правительстве РФ использовал данные, полученные с торговых площадок ЕЭТП и СБ-АСТ. Самым популярным способом организации торгов оказался запрос котировок в электронной форме (158,4 тыс. извещений). Интересен тот факт, что многие заказы не доходят до сведения поставщиков просто потому, что заказчик при публикации заполненной формы допустил опечатки:

  • в 89 извещениях обнаружена пропажа буквы «о» в слове «запрос», в результате не реализованы торги на 105,6 млн руб.;

  • в 1 извещении была пропущена буква «о» в слове «конкурс», добавлена лишняя буква «ф» в слово «форма» – как итог проблема с торгами на сумму в 3,24 млн руб.;

  • в 67 извещениях нарушен порядок букв в слове «единственного», из-за чего закупки не состоялись или прошли с дополнительными сложностями на сумму в 44,4 млн руб.

Потому относиться к заполнению форм на торговых площадках нужно очень внимательно. В противном случае придется сдвигать сроки реализации проекта и нести убытки.

Как работают крупнейшие компании страны?

Исследователи узнали, какими путями крупнейшие компании страны реализуют корпоративные закупки:

  1. Росатом. Самые дорогие сделки на 134,3 млрд руб. были заключены путем проведения конкурса, то есть конкурентным способом. Однако чаще всего (почти 14,6 тыс. извещений) использовался запрос котировок для реализации сделок на 22,9 млрд руб.

  2. Роскосмос. Самые дорогостоящие контракты с поставщиками были заключены путем запроса котировок (7,3 тыс. извещений на сделки общей суммой в 17,6 млрд руб.).

  3. Автодор. Компания использует преимущественно проведение конкурсов (138 извещений для заключения контрактов на сумму в 72,2 млрд руб.).

  4. Алроса. Алмазодобывающее предприятие в рамках закона № 223-ФЗ самые дорогостоящие сделки заключает путем проведения тендеров (контракты стоимостью в 20 млрд руб.). Однако самым популярным способом торгов по количеству извещений (614) все еще остается запрос котировок.

  5. Мособлгаз. Самые дорогостоящие контракты реализуются в рамках конкурса (стоимость сделок – 4,3 млрд руб.). Но самым популярным способом с большим количеством извещений (171) является запрос предложений.

  6. Интер РАО ЕЭС. Пользуется преимущественно «полуконкурентным» способом для реализации самых дорогостоящих контрактов – прямые переговоры с исполнителем (заключены договоры на сумму в 44,8 млрд руб.). Но самым частым методом торгов (1,8 тыс. извещений) является запрос предложений.

  7. Россети. Пользуется преимущественно конкурентными способами торгов (конкурсы на сумму в 376,5 млрд руб., 9,4 тыс. запросов предложений).

  8. Ростелеком. Реализует самые дорогостоящие сделки путем запроса котировок (159,2 млрд руб.), а чаще всего проводит аукционы (1,7 тыс. извещений).

  9. Роснефть. Торгует преимущественно путем запроса предложений (1,4 тыс. извещений, заключены контракты на сумму в 303 млрд руб.).

Большинство компаний реализуют дорогостоящие сделки конкурентными способами. Но также можно увидеть, что из 9 крупнейших организаций страны 2 используют фактически неконкурентные методы.

Для того, чтобы повысить конкурентоспособность торгов по 223-ФЗ, Аналитическим центром при Правительстве РФ предлагается создать закрытый перечень способов закупок по определенным сделкам, определить перечень процедурных особенностей для каждого способа закупки. Но при этом заказчикам должны оставить свободу для внесения изменений в документацию в любое время, продления сроков реализации контракта, дать право на незаключение договора по результатам торгов и возможность отказаться от их проведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *