2 развитие науки финансового права

  • автор:

История развития финансового права

Предпосылки возникновения финансового права

В 18 в. в Германии появилась наука камералистика в связи с необходимостью эффективного ведения дворцового хозяйства, в предмет ее исследование были отнесены особенности государственного управления, государственных финансов, экономики, аграрное дела, горного дела, торговли и др. Следует отметить таких ученых, как И. Зонненфельд, Г. Берг и др. Данная наука была распространена и в России, на юридических факультетах она преподавалась до 1863 г.

В 19 в. из камералистики в разных странах выделилась наука о финансах. Существенное влияние на ее становление оказали работы шотландского экономиста и философа А. Смита. Наибольшее влияние его оказало на страны, в которых промышленное развитие в кон. 18 – нач. 19 в. было наиболее интенсивным (Англия, Франция).

В науку о финансах как составная часть входили финансово-правовые вопросы. Необходимо отметить работы таких немецких ученых, как Л. Штейн, Г. Еллинек, которые уделяли им повышенное внимание. Но, фундаментальные исследования в данном периоде отсутствовали.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В нач. 19 в. в России были свои представители финансовой науки, к которым можно отнести М.М. Сперанского, Н.И. Тургенева, М.Ф. Орлова. В России, начиная со второй половины 19 в. финансово-правовая наука начинает выделяться из финансовой науки. Следует отметить таких ученых, как И.И. Янжул, И.Х. Озеров.

Выделение финансового права в самостоятельную науку

В качестве самостоятельной юридической науки, финансовое право появилась в России в конце 19 в., выделившись из других наук (камералистика, финансовая наука). Отмечается появление самостоятельных исследований по финансовому праву. В данный период следует выделить работы следующих ученых:

  • Ф.Б. Мильгаузен,
  • В.А. Лебедев,
  • И.Т. Тарасов,
  • Д.М. Львов,
  • С.И. Илловайский.

Следует отметить, что издание данных работ связано с включением предмета финансового права в учебные планы вузов. Были созданы кафедры финансового права в ряде университетов (Московский, Казанский, Новороссийский). В этой связи наука «финансовое право» претерпевала активное развитие до Октябрьской революции 1917 г.

После революции и до 1939 г. финансовое право развивалось очень слабо, в связи с малой ролью финансов в централизованной системе управления. В 1939 г. финансовое право снова включается в программы юридических факультетов. В 1940-нач. 1950-х гг. появляются новые учебники по финансовому праву, исследуются теоретические проблемы. Основоположники науки после «застоя» стали М.А. Гурвич, Р.О. Халфина, Е.А. Ровинский.

Дальнейшее развитие науки «финансовое право»

В конце 1980-х гг. в науке финансового права появились работы С.В. Запольского, которые были посвящены финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий. С 1990-х гг. начинается новый этап в истории финансового права. Начинается активное развитие науки, в связи с переходом к рыночным отношениям, актуальными становятся проблемы налогообложения, банковской деятельности. В данном периоде следует отметить вклад таких ученых, как А.Н. Козырин, Г.А. Тосунян. Появляются работы, связанные с исследованием истории финансового права (К.С. Бельский, А.А. Ялбулганов). Ценный вклад в финансово-правовую науку внесли Н.И. Химичева, А.В. Брызгалин, С.О. Шохин, Е.Ю. Грачева и др.

Замечание 1

На сегодняшний день, интерес к науке финансового права только возрастает. Свидетельствуют об этом показатели количества написания кандидатских диссертаций и монографий, затрагивающие проблемные вопросы, связанные с различными разделами финансового права – налогообложение, теории финансового права, банковской деятельности и пр.

FIN-DELO.RU

Система законодательства любой отрасли права является формой выражения правовой действительности, объективно складывающихся правоотношений. История финансового законодательства России представляет интерес для современных ученых и практиков, поскольку отражает не только развитие законодательной техники, но и существующие в тот или иной период времени научные направления изучения отдельных финансово-правовых институтов.

Рассуждая о связи финансовой науки и законодательства, И. Т. Тарасов подчеркивал, что наука финансового права как теория должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке. Финансовое же право (имеется в виду позитивное право. — Прим. И. Р.) данного государства есть только отражение действительности, реального применения начал науки финансового права в данное время. Как наука финансового права, так и финансовое законодательство подчиняются в своем развитии законам постоянства и движения, вследствие чего они представляются как бы постоянно стремящимися к идеалу, которого, впрочем, никогда не достигнут 1 .

Несмотря на то, что для развития государства и общества наличие централизованных финансовых ресурсов имеет огромное значение, финансовому праву всегда отводилась второстепенная роль в сфере регулирования общественных отношений. К числу объективных причин такого положения можно отнести особенности политического развития Российского государства.

Относительно непродолжительный период централизованного Древнерусского государства в IX-XI веках сменился феодальной раздробленностью, отягощенной татаро-монгольским владычеством. В этот период государственные потребности состояли в содержании верховной власти и войска. Однако централизации финансовых ресурсов для выполнения этих целей не требовалось. Источником существования правителя являлось принадлежащее ему вотчинное хозяйство, а расходы, связанные с осуществлением военных походов, распределялись между княжескими вассалами.

Примитивные финансовые правоотношения Древнерусского государства не получали какого-либо законодательного оформления.

Так, в первом своде законов — Русской Правде практически не содержится норм, регламентирующих финансовые отношения в современном их понимании.

В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство.

Объединение и укрепление Российского государства в XIV-XVII веках стало периодом наиболее активного развития всех институтов государства и областей общественной жизни. Постепенный переход от натурального менового хозяйства к товарно-денежным отношениям, разделение государственной и царской собственности, формирование и развитие единой денежной системы, а также увеличение числа государственных потребностей, удовлетворявшихся за счет специальных сборов — натуральных и денежных рент, пошлин и податей, создавали основу для формирования централизованного фонда денежных средств государства.

Однако административно-территориальные единицы, входящие в состав Русского государства, — уезды, станы и волости — были обособлены и имели собственную финансовую систему. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление»: им полагались судебные пошлины («присуд») и определенная часть налогов («кормленичий доход») 2 .

Дальнейшая централизация государства проявилась в период правления Петра I, ознаменовавшегося установлением абсолютной монархии и провозглашением Российской империи. Безусловно, положительными сдвигами в организации государственного финансового хозяйства можно признать проведение денежной реформы, в результате которой был уменьшен вес медных денег и стал дешевле процесс их изготовления; проведение подушной переписи населения, ставшей основой введения подушной подати; целевое распределение собранных в качестве налогов средств (подушная подать, собираемая с крестьян, направлялась на содержание армии, а с посадских людей — на содержание флота). Одновременно в России активно развивалось промышленное производство, было расширено использование крепостного труда на промышленных предприятиях; усиливалась протекционистская политика, повлекшая развитие внешнеэкономических связей и увеличение доходов государства

за счет поступлений таможенных пошлин на импортируемые товары. В указанный период практически оформилось централизованное финансовое хозяйство.

Описывая этапы становления финансового законодательства в России, И. Ю. Патлаевский отмечал, что российское финансовое законодательство, как и в Западной Европе, развивалось исторически; оно изменялось и дополнялось в отдельных частях, сообразно требованиям времени и обстоятельств. До Петра Великого оно имело совершенно частноправный характер: доходы поступали в казну государя и составляли в существе его частную собственность; потребности же собственно государственные, потребности земские, удовлетворялись местным населением, преимущественно в форме натуральных повинностей.

Тем не менее, несмотря на деятельность Петра Великого и Екатерины II, а впоследствии Павла I, все-таки государственное хозяйство не могло получить коренных изменений, так как народное хозяйство с крепостным трудом и политическое состояние сословий, разделявшихся строго на податные и неподатные (только Екатерина II отменила название «подлых людей»), не представляли, очевидно, благоприятных условий 3 .

В первой половине XIX века государственное хозяйство России находилось в стадии перехода от феодально-крепостнического уклада к новым капиталистическим отношениям. Устаревший механизм барщинной системы и сохранение крепостного права, безусловно, тормозили развитие сельского хозяйства. Но в то же время широкое развитие фабричного производства, замена ручного труда машинным, строительство железных дорог и реконструкция речных каналов оказали положительное влияние на развитие промышленности, внутренней и внешней торговли и в целом на экономику страны.

С этим же периодом связана реформа государственного аппарата, проведенная Александром I по проекту, предложенному графом М. М. Сперанским. В результате данной реформы был создан Государственный совет, который являлся совещательным органом при разработке законов и должен был обеспечивать единообразие принимаемых юридических норм и следить за тем, чтобы в законодательных актах не было противоречий. Подверглась реорганизации система министерств: старые коллегии были ликвидированы и вместо них создано восемь министерств, в том числе министерство финансов.

В 1832 году была завершена работа по кодификации основных государственных законов Российской империи, проводившаяся М. М. Сперанским.

Длительное фрагментарное и в достаточной степени эклектичное развитие финансовых отношений в Российском государстве явилось причиной отставания отечественной научной мысли от западноевропейской. Одной из первых отечественных работ в русле финансовой науки считается трактат И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанный в 1724 году 4 . Однако серьезные финансово-правовые труды возникают лишь в первой половине XIX века и испытывают на себе сильнейшее влияние работ иностранных мыслителей. К этому периоду относятся научные исследования М. М. Сперанского 5 , Н. И. Тургенева 6 , М. Ф. Орлова 7 , Е. Г. Осокина 8 .

Отмена крепостного права в России в 1861 году открыла путь к развитию капиталистического способа производства, поскольку появилась возможность использовать вольнонаемный труд, то есть рабочая сила превратилась в товар. Одновременно ускорялось накопление капитала, утвердились товарно-денежные отношения, финансовая система государства строилась на принципах экономической целесообразности, единого бюджета и централизованного финансового контроля.

Расцвет финансово-правовых идей, создание научных школ и направлений, изучающих вопросы финансового права, публикации многочисленных исследований российских финансистов приходятся именно на конец XIX — начало XX века. В это время приобрели известность труды Ф. Б. Мильгаузена 9 , И. Ю. Патлаевского 10 , И. И. Янжула 11 , В. А. Лебедева 12 , А. А. Исаева 13 , И. X. Озерова 14 и др.

Одним из основных вопросов, занимавших умы ученых-финансистов на рубеже XIX-XX веков, был вопрос о месте финансового права в системе сложившихся отраслей права, а также о возможности обособления финансового права от смежных (родственных) отраслей.

С. И. Иловайский признавал финансовое право «самостоятельною отраслью знаний, имеющей свою особую область исследований» и вступал в полемику с теми, кто пытался отождествить предмет финансового права с предметом политической экономии. По мнению С. И. Иловайского, политическая экономия занимается исследованием законов частного хозяйства, а финансовая наука рассматривает хозяйственные явления различных общественных организмов. При этом наука о финансах должна заниматься исследованием государственных доходов и расходов. А так как ход финансового хозяйства находится в прямой зависимости от организации финансового законодательства и управления, то необходимо также остановиться на рассмотрении устройства высших и низших финансовых органов 15 .

А. Н» Зак задавался вопросом о том, не является ли или, соответственно, не явится ли финансовое право самостоятельной юридической дисциплиной постольку, поскольку в ней группируются своеобразные типические для финансового именно права уклонения от общих норм права гражданского, административного, международного и т. п., как его — финансового права — источников. «Не есть ли финансовое право, может быть только в своей части, как самостоятельная юридическая дисциплина — дело будущего, обусловливающего дальнейшую дифференциацию юридических норм, меняющих свое существо в зависимости от свойств того оборота, в котором они применяются?» 16

Виднейший специалист в области публичного права А. И. Елистратов отмечал тесную связь между финансовым и административным правом. Он указывал, что административное и финансовое право в своем догматическом изложении имеют общий предмет: правоотношения, возникающие между людьми в области государственного управления. Какое отношение догма финансового права

должна занять к административному праву, вопрос об этом едва еще только начинает ставиться. Во всяком случае, теснейшая связь между этими дисциплинами, как бы они ни размежевались, не может подлежать никакому сомнению 17 .

В начале XX века финансово-правовые аспекты деятельности государства изучались в составе административного, но затем все увереннее и громче стали раздаваться голоса об обособлении финансового права.

Поставленные в этой плоскости вопросы стали впоследствии краеугольным камнем в теории финансового права, так как поиски ответов на них разделили ученых на два «лагеря» — приверженцев идеи самостоятельности финансового права (так называемых «финансистов») и сторонников теории о том, что финансовое право является структурной единицей отрасли административного права («административистов»).

Г. Ф. Шершеневич, разделяющий точку зрения «административистов», в 1912 году утверждал, что из области внутреннего управления выделяется по своему практическому значению финансовое право, как совокупность норм права, определяющих способы приобретения и расходования государством материальных средств, необходимых для осуществления им своих задач. Сюда же относятся и нормы права, определяющие финансовое хозяйство союзов публичного характера, подчиненных государству, как города, земства и др. По существу финансовое право есть часть административного права 18 .

Этой же точки зрения придерживался Э. Н. Берендтс, отмечавший, что наука о государственном хозяйстве, как в том случае, если она разрабатывается с точки зрения политической, так и в том, если она изучается с точки зрения права, не имеет той самостоятельности и определенности, как, например, науки политической экономии, государственного права, уголовного права и гражданского права 19 .

Представитель противоположных взглядов А. Н. Зак выступал за обособление финансового права. Он отмечал, что часто приходится

затрагивать одни и те же вопросы и финансисту, и экономисту, и административисту, существо же differentiate здесь в исходных точках. В то время как для финансиста исходной точкой, его Standpoint-ом является фискализм, для экономиста важны интересы народного хозяйства, а для представителя науки внутреннего управления — интересы правильного функционирования административного механизма 20 .

В первые годы советской власти финансовая система испытывала сильнейшие потрясения: национализация банков и страховых организаций, уничтожение старого финансового аппарата в условиях обострения классовой борьбы, аннулирование царских долгов и иностранных займов Временного правительства. Вновь создаваемое финансовое законодательство предусматривало установление нового порядка составления смет государственных расходов и доходов, введение дополнительных налогов, осуществление неограниченной денежной эмиссии. В этот период молодое советское государство не только создавало собственную правовую систему, но и строило новую модель государственного управления, в том числе в области финансов. Важнейшие принципы построения финансовой системы были заложены в первой Конституции РСФСР 1918 года, которая содержала раздел, посвященный бюджетному праву.

Серьезным испытаниям подверглась наука финансового права в этот период. Закрытие ряда ведущих кафедр финансового права и гонения на ученых-финансистов не могли не отразиться на развитии науки и качестве финансового законодательства. Научные исследования первой четверти XX века ограничены в основном проблемами бюджетного устройства, бюджетного права и финансового контроля.

Стабилизация финансовой системы советского государства наступила после образования СССР в 1922 году. Конституционные принципы предусматривали реализацию федеративных начал организации бюджетной системы, были установлены общесоюзные налоги и иные виды доходов, поступающих в бюджет, была создана единая денежная и кредитная система, введена кассовая система исполнения бюджета, создана единая система государственных контрольных органов. Впервые была опробована веерная система распределения доходов между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в осуществление советским государством финансовой политики. В этот период были проведены мероприятия, направленные на увеличение фонда денежных средств для покрытия все возрастающих расходов на оборону. В частности, было произведено временное сокращение основных расходных статей государственного бюджета, введены новые виды налогов, размещены обязательные государственные займы.

В конце 40 — середине 50-х годов XX столетия науку финансового права обогатили научные труды Б. А. Крынской, Р. О. Халфиной, М. А. Гурвича. В их работах было обозначено мнение авторов о самостоятельном характере отрасли финансового права.

Б. А. Крынская различие между финансовым и административным правом видела в различных предметах правового регулирования. По ее мнению, и советское бюджетно-финансовое, и административное право занимаются вопросами исполнения финансовых законов, но они занимаются этими вопросами с разных сторон. Административное право рассматривает эти вопросы главным образом под углом зрения организации аппарата государственного управления в области государственных финансов и принципов деятельности этого аппарата. Бюджетно-финансовое право имеет своим предметом регулирование общественных отношений в связи с выполнением учреждениями, хозяйственными органами и гражданами их государственных

финансовых обязательств и исполнением плана государственного финансирования социалистического строительства 21 .

Р. О. Халфина говорила о том, что советское финансовое право является частью советского государственного права и административного права, выделившейся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением. По мнению автора, критерием для отграничения финансового права от государственного и административного является предмет регулирования советского финансового права — деятельность государства в области аккумуляции и распределения денежных средств 22 .

М. А. Гурвич при отграничении финансового права от административного исходил из того, что административно-правовые нормы, регулирующие исполнительную и распорядительную деятельность органов государственного управления, распространяются и на деятельность органов финансового управления. В соответствии с позицией автора отношения между отдельными финансово-кредитными органами внутри единой системы финансово-кредитных органов, непосредственно не связанные с выполнением ими своих функций по мобилизации денежных средств, финансированию, кредитованию и осуществлению контроля за целевым и экономным расходованием государственных денежных средств, строятся на основе общих принципов государственного управления и регулируются административным правом.

В тех случаях, когда финансово-кредитные органы выступают в качестве органов, осуществляющих финансовую деятельность, уполномоченных собирать денежные средства, финансировать, кредитовать утвержденные соответствующим органом власти мероприятия по развитию народного хозяйства, просвещения, здравоохранения и т. д. — их деятельность и возникающие в связи с ней отношения регулируются финансовым правом 23 .

В числе оппонентов «финансистов» можно назвать С. С. Студеникина, который предлагал следующую градацию специальной (особенной)

части административного права: 1) управление в области обороны; 2) управление в области административно-политической; 3) управление народным хозяйством; 4) управление в области социально-культурного строительства; 5) управление в области финансов и кредита (выделено мною, — И. Р.) 24 .

Расходы на восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отчественной войны некоторое время обеспечивались за счет созданной ранее «военной» финансовой системы. Однако возвращение страны к нормальной жизни требовало пересмотра принципов налогообложения и государственного кредитования. В 1947 году была проведена денежная реформа, в результате которой в СССР была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, значительно сокращено количество наличных денег в обращении и стабилизирован курс рубля. Позже для национальной валюты был установлен золотой стандарт.

В 50-е годы особое внимание уделялось развитию сельского хозяйства. С этой целью были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию и снижены налоги с личных подсобных хозяйств, а также начиная с 1958 года упразднены обязательные поставки сельхозпродуктов для государственных нужд. Кроме того, в этот период было введено новое пенсионное законодательство, отменены некоторые виды налогов, введенные для пополнения бюджета в период военных действий, в частности налог на «холостяков», и снижены ставки по налогам на заработную плату рабочих и служащих. Очередной план развития народного хозяйства был разработан исходя из семилетнего срока.

Важные изменения произошли в финансовой системе Советского Союза в 60-80-е годы XX столетия. В частности, проведение денежной реформы 1961 года, отмена налога на заработную плату рабочих и служащих. Серьезный размах приобрело капитальное строительство, закладывались крупномасштабные программы по развитию атомной энергетики, добыче полезных ископаемых, строительству нефтепроводов и железных дорог, созданию территориально-производственных комплексов и крупных промышленных предприятий. Безусловно, эти мероприятия требовали больших бюджетных ассигнований, покрывавшихся в основном за счет нерациональной политики в области экспорта полезных ископаемых и топливных

ресурсов. Снижение темпов экономического роста стало следствием истощения крупных месторождений полезных ископаемых и неэффективности доминирующего экстенсивного способа развития экономики.

На период 50-70-х годов XX века приходятся «золотые» годы науки советского финансового права. В этот период предмет финансового права включает в себя широкий спектр правовых институтов, а финансовая наука обогатилась серьезными фундаментальными трудами, посвященными различным видам финансовых правоотношений. В трудах советских финансистов были решены важные теоретические вопросы финансового права, сформулированы приоритетные направления развития финансово-правовой науки, заложены основы для последующих научных исследований.

С. И. Вильнянский 25 , Е. А. Ровинский 26 , Б. Н. Иванов 27 , М. И. Пискотин 28 ,, С. Д. Цыпкин 29 , В. В. Бесчеревных 30 высказали убедительные доводы в пользу выделения финансового права в самостоятельную отрасль права и признания за ней специфического предмета и метода правового регулирования.

Так, например, в совместной работе С. Д. Цыпкин и В. В. Бесчеревных отмечают, что обособление финансового права определяется основным содержанием, качественным единством общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Все они направлены на плановую мобилизацию и распределение, перераспределение денежных средств и этим отличаются от других групп общественных отношений. Их совокупность нуждается в отдельном правовом регулировании в силу важнейшего политического и экономического значения финансов для решения задач, стоящих перед государством 31 .

Е. А. Ровинский, подчеркивая различие в предметах правового регулирования, наглядно проиллюстрировал особенности взаимодействия административно-правовых и финансовых правоотношений. На его взгляд, отграничение финансового и административного права по предмету правового регулирования не исключает того, что в зависимости от характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства эти отрасли права могут находиться по отношению друг к другу в известном подчинении.

Административное право обеспечивает законные действия должностных лиц финансовой администрации и вместе с тем создает необходимые условия для правильного осуществления финансовых правоотношений. В других случаях финансово-правовые нормы имеют подчиненное значение по отношению к административному праву. Например, жалоба или заявление гражданина на неправильные действия финансового органа по взиманию налогов и других платежей подлежит рассмотрению в административном порядке в сроки, установленные законом 32 .

В числе научных работ, ставших классикой российского финансового права, следует назвать монографии Е. А. Ровинского «Основные вопросы теории финансового права» (1960), М. И. Пискотина «Советское бюджетное право» (1971), Э. А. Вознесенского «Финансовый контроль» (1973), И. А. Андреева «Финансовый контроль в СССР» (1974), Н. И. Химичевой «Субъекты советского бюджетного права» (1979), Л. Л. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета» (1981), С. Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства» (1983). Среди учебников и учебных пособий по финансовому праву до настоящего времени не потеряли своего теоретического значения учебники финансового права под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкина (1967), под ред. Е. А. Ровинского (1971); учебные пособия В. И. Лисовского «Международное торговое и финансовое право» (1974), О. Н. Горбуновой «Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народных хозяйством» (1988) и др.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 33 и распад СССР стали эпохальными событиями в истории России, по

значимости и последствиям не уступающими Октябрьской революции 1917 года. Известно, что каждое эпохальное событие в жизни человечества влечет за собой не только перемены в политической, социальной, культурной сферах, но существенным образом затрагивает и сложившуюся систему правовых норм. Переориентация российской экономической политики на основные ценности капиталистического способа хозяйствования выявила необходимость реформирования всей системы законодательства.

Финансовое право достаточно чутко реагирует на происходящие политические, экономические, социальные и иные преобразования в обществе, что, несомненно, сказывается на характере внутренних взаимосвязей финансово-правовых норм. Материя финансового права представляет собой живой организм, требующий постоянного внимания как практика законодателя, так и теоретика-ученого, поскольку только всестороннее изучение происходящих в финансовом праве процессов позволит объективно оценить состояние данной отрасли.

Особая значимость финансового права в системе других отраслей права объясняется тем, какого рода общественные отношения попадают в сферу его регулирования. Финансовое право упорядочивает имущественно-властные отношения по сбору, аккумуляции и использованию денежных средств государства. Реализация функций государства и решение любых социальных, экономических и иных вопросов, стоящих перед ним, требует финансирования, планирования и учета денежных средств, находящихся в распоряжении казны. От того, насколько эффективно будут проведены указанные мероприятия, зависит не только качество решения проблем, стоящих перед государством, но и само существование данного политического института.

На современном этапе российское финансовое законодательство переживает динамичный период своего развития. Многочисленные научные публикации на тему реформирования финансово-правовой системы, публичное обсуждение финансовых законопроектов, принятие двух кодифицированных правовых актов — Налогового и Бюджетного кодексов, свидетельствуют о возрастании роли финансово-правового регулирования общественных отношений. Однако эффективность принимаемых законов, их правовое значение зависит не только от работы законодателя, но и от качества научно-теоретических разработок, основывающихся, в том числе, на положительном опыте прошлых поколений исследователей.

Исторический экскурс в финансовое законодательство России, предлагаемый авторами настоящего пособия, поможет глубже изучить основные этапы его развития, извлечь уроки как позитивного, так и негативного воздействия на развитие общественных отношений нормативных актов, принятых в различные периоды времени.

В книгу включены очерки развития российского законодательства, регулирующего систему органов государственного финансового контроля, бюджетные и налоговые правоотношения, отношения по государственному кредиту, государственные расходы, государственное страхование и денежно-валютную систему.

Принятые сокращения

  • ПСЗ — Полное собрание законодательства.
  • ПСЗРИ — Полное собрание законодательства Российской империи.
  • СЗ — Собрание законодательства РФ (СССР).
  • СП — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР).
  • СУ РСФСР — Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР.

Наука финансового права в России как самостоятельная юри­дическая наука появилась в конце XIX в.

Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других странах, предшествовало возникновение и развитие других наук:

‘Вельский К.С.Указ. соч. С: 25.

Глава 2. Наука финансового права России

камералистики, финансовой науки. Наука финансового права по­степенно выделилась из этих наук.

В XVIII в. под влиянием потребностей эффективного ведения дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералисти­ка, корни которой уходят в XVI в. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем: государственное управление, го­сударственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые — И. Зонненфельд, Шредер, Юсти, Г. Берг и др. Эти уче­ные исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.

Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах России вплоть до 1863 г.1

Из камералистики в XIX в. в различных странах выдели­лась в качестве самостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в XVIII в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал шотландский экономист и философ А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых была посвящена финансам — расходам и доходам государства. Некоторое внимание в работе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учение А. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце XVIII — на­чале XIX в. шло наиболее интенсивно. Собственно, в этих стра­нах наука о финансах начала формироваться относительно самостоятельно под влиянием различных экономических тео­рий.

Во всех странах в XIX в. наука о финансах включала в качест­ве составной части финансово-правовые вопросы. Однако в те годы они не носили характера системного исследования. Извест­ны работы немецких государствоведов Л. Штейна, Г. Еллинека, посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилось финансовому праву. В конце XIX в. Г. Еллинек даже написал работу «Бюджетное право». Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой

1 См.: Коаырин АЛ. Вступительная статья в книге «У истоков финансового права». М., 1998. С. 9.

§ 3. История развития науки финансового права в России 69

науке видный французский ученый конца XIX — начала XX в. Г. Жез1.

В России в начале XIX в. яркими представителями финансо­вой науки являлись М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере затрагивали и вопросы финансово-правового регулиро­вания.

М.М. Сперанский в 1810 г. по заказу Александра I написал ра­боту (записку) под названием «План финансов». Будучи государ­ственным деятелем, М.М. Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно ре­гулировать пошлины, ввести новые налоги.

Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классифика­ции источников и способов налогообложения и т.д. Однако учи­тывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в право­вой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.

М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О госу­дарственном кредите». Он связывал вопросы государственного кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внима­ния правовым вопросам государственного кредита. Однако его ра­бота представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пре­делы финансово-правового регулирования в сфере государствен­ного кредита2.

Со второй половины XIX в. в России финансово-правовая наука начинает активно выделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, иссле­дующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России. Фактически в

1См.: Вельский КС. Указ. соч. С. 43.

Глава 2. Наука финансового права России

эти годы благодаря разработкам финансово-правовой науки ста­новится возможным говорить о финансовом праве как о самостоя­тельной отрасли права и его отделении, таким образом, от госу­дарственного и административного права. Хотя надо учесть, что в те годы научное обоснование самостоятельности отрасли права не производилось через критерий предмета и метода правового регу­лирования. Категории предмета и метода правового регулирова­ния — достижение советской правовой науки.

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому зако­нодательству. Среди них: «Опыт исследования английских кос­венных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансо­вого права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.

Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоя­тельные исследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. был опубликован «Очерк науки финансового права» И.Т. Тарасова, а в 1888 г. — учебник Д.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права СИ. Илловайского. Издание таких работ было связано с включе­нием финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг. прошлого столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университе­тах1. В связи с произошедшими изменениями наука финансового права активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917г.

После октября 1917 г. и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном итоге принижением роли финансов в условиях социа­лизма.

Возрождение финансового права как науки и как одноимен­ной отрасли в системе российского права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факульте-

1 См.: Вельский КС. Указ. соч. С. 47-48.

§ 3. История развития науки финансового права в России 71

тов. В 40-х — начале 50-х гг. появляются учебники по финансово­му праву, начинают исследоваться теоретические проблемы фи­нансового права с учетом достижений в области общей теории го­сударства и права.

Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А. Гурвич, P.O. Халфина, Е.А. Ровинский. М.А. Гур-вич в 1952 г. написал учебное пособие «Советское финансовое право», P.O. Халфина исследовала предмет и систему финансово­го права. Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы теории финансового права в книге «Основные вопросы теории со­ветского финансового права», изданной в Москве в 1960 г. Эта ра­бота сохраняет свою ценность для науки финансового права и по сей день. В ней исследуется финансовая деятельность государст­ва, предмет финансового права, особенности финансово-правовых норм и отношений, финансовый контроль, предмет и система науки финансового права. В период возрождения финансово-пра­вовой науки в советское время важнейшим ее достижением яви­лось обоснование финансово-правовой отрасли с позиций катего­рии предмет и метод правового регулирования.

Основное внимание в 60—80-х гг. уделялось исследованию бюджетного права, а также правовому регулированию государст­венных доходов. В значительной мере этому способствовало при­нятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР и союзных рес­публик» от 30 октября 1959 г.

Фундаментальной работой по бюджетному праву является мо­нография М.И. Пискотина «Советское бюджетное право», издан­ная в 1971 г. В ней исследовалось понятие бюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Работа М.И. Пискотина яви­лась базой для дальнейших научных разработок в области бюд­жетного права. В 1966 г. появилась книга Н.И. Химичевой «Пра­вовые основы бюджетного процесса в СССР», а в 1976 г. — моно­графия В.В. Бесчеревных «Компетенция Союза ССР в области бюджета». Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала мо­нографию «Субъекты советского бюджетного права». В эти же годы по вопросам бюджетного права писала О.Н. Горбунова1.

1См.: Горбунова О.Н. Бюджетные права сельских, поселковых Советов депу­татов трудящихся // Вопросы советского финансового права. М., 1971.

Глава 2. Наука финансового права России

В 1972 и в 1978 г. Е.А. Ровинский совместно с О.Н. Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву1.

В эти же годы правовым регулированием государственных до­ходов активно занимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его рабо­та «Правовое регулирование налоговых отношений в СССР», а в 1973 г. — «Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы».

В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР» (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, поскольку является единственным в науке финансового права фундаментальным ис­следованием по правовому регулированию государственных рас­ходов. Одновременно в это же время были изданы интересные ра­боты С.Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства» (1983), М.И. Пискотина «Социализм и государственное управле­ние» (1984), посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовой основе финансовой деятельности го­сударства.

Заметным явлением в истории науки финансового права стал учебник «Советское финансовое право», выпущенный в 1987 г. под редакцией Н.И. Химичевой и Л.К. Вороновой. В нем впервые в науке финансового права содержался раздел (автор — Н.И. Хи-мичева) о правовом режиме финансов государственных предпри-

1См.: Ровинский ЕЛ., Горбунова О.Н. Бюджетные права местных Советов
народных депутатов. М., 1978.

2См., в частности: Бричко Л.В.Правосубъектность Государственного банка
СССР и его учреждений // Правовые вопросы хозяйственного управления. Сара­
тов, 1969; Горбунова О.Н. Роль финансового права в выполнении планов экономи­
ческого и социального развития // Советское государство и право. 1982. №4; Да­
выдова ЛА. Финансы государственных предприятий: понятие и управление //
Правоведение. 1981. № 4; Ермакова Т.С. Финансовое правоотношение. Л., 1985;
Иванов Б.Н.О системе советского финансового права // Вопросы советского фи­
нансового права. Труды ВЮЗИ. М., 1967. Т. 9; Куфакова НА., Коган ЛМ,Право­
вое положение распорядителей кредитов. М., 1960; Коган Л.М. Правоотношения
между Госбанком и объединениями // Советское государство и право. 1974. № 1
и др.

§ 3. История развития науки финансового права в России 73

ятий (объединений) и отраслей народного хозяйства. Таким обра­зом, в науке финансового права было положено начало реальному исследованию правового регулирования децентрализованных го­сударственных финансов.

Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики (конец 80-х гг.) в науке финансового права появились очень инте­ресные работы СВ. Запольского, посвященные финансово-право­вым проблемам самофинансирования предприятий1.

С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыноч­ный путь развития наука финансового права начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельнос­ти. Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесен работами А.Н. Козырина, Г.А. Тосуняна2.

В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права была написана и издана работа К.С. Вельского «Финансо­вое право», посвященная истории развития этой науки. В 1998 г. этой же теме посвящена работа А.А. Ялбулганова «Очерки исто­рии финансового права дореволюционной России «.

Ценным вкладом в финансово-правовую науку являются такие практически актуальные работы, как учебник Н.И. Хими-чевой «Налоговое право» (М., 1997), учебное пособие «Налоги и налоговое право», изданное в 1997 г. под редакцией А.В. Брызга-лина, учебное пособие «Налоговое право», изданное под редак­цией С.Г. Пепеляева в 2000 г.

В конце XX в. внимание ученых в области финансового права начали привлекать проблемы государственного финансо­вого контроля. Появились работы СО. Шохина «Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Фе­дерации» (М., 1999), а также Е.Ю. Грачевой «Проблемы право­вого регулирования государственного финансового контроля» (М., 2000).

2 См.: КозыринАЛ. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и
практики. М., 1993; он же. Государственно-правовой механизм таможенной поли­
тики зарубежных стран. М., 1994; Тосунян ГА. Банковское дело и банковское
законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995; он же. Госу­
дарственное управление в области финансов и кредита в России. М., 1997 и др.
работы.

Глава 2. Наука финансового права России

Поиск оптимальной модели российского федерализма на рубе­же XXI в. объективно породил потребность в построении право­вой концепции бюджетного федерализма. Попытка создания такой концепции была сделана в работе Ю.А. Крохиной «Бюд­жетное право и российский федерализм» (М., 2001).

Кроме того, развитие экономических отношений со странами Европейского Союза актуализировало сравнительно-правовые ис­следования. Благодаря этому появилась работа Г.П. Толстопятен-ко «Европейское налоговое право» (М., 2001).

В настоящее время интерес к науке финансового права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кан­дидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также моногра­фические работы молодых ученых1.

§ 4. Актуальные проблемыроссийской науки финансового права

В настоящее время российская наука финансового права переживает период активного развития. Это связано прежде

§ 4. Актуальные проблемы российской науки финансового права 75

всего с изменением экономической ситуации в стране, развити­ем экономических отношений рыночного типа. Кроме того, ак­туальность науки финансового права сегодня обусловлена обра­щением юридической практики, главным образом законода­тельной, к науке.

Новое время поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-пер­вых, науке финансового права требуется переосмысление ряда ус­тоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, напол­нение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формули­ровка новых финансово-правовых концепций исходя из современ­ного финансового законодательства, а также из потребностей раз­работки новых финансовых законов.

Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права прежде всего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточнения определение предмета финансово-право­вого регулирования. Хотя в этом направлении «уже многое сде­лано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финан­совой деятельности государства и муниципальных образований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих от­ношений. Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, -то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Наконец, требуют се­рьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банков­ской деятельности. Кроме того, в настоящее время в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в част­ности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответст­венности как вида юридической ответственности. Уже появи­лись отдельные исследования, доказывающие существование финансово-правовой ответственности предприятий-налогопла­тельщиков, а также финансово-правовой ответственности за на­рушение таможенного законодательства1. Однако целостного на-

См.: МалиновскаяВМУказ. соч.; Юстус ОМ. Указ. соч.

76Глава 2. Наука финансового права России

учного исследования по вопросам финансово-правовой ответст­венности нет.

Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новой концеп­цией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетно­го федерализма, переходом на казначейскую систему исполне­ния федерального бюджета и т.д. Свидетельством этого являет­ся принятие Б К РФ, который призван в перспективе создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федера­ции.

Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фунда­ментально не исследовались наукой финансового права. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федераль­ном уровне, неопределенность их правового режима и использова­ния требуют от науки финансового права тщательной научной ра­боты над этими проблемами. В равной мере существуют финансо­во-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов.

В учебниках финансового права последних лет все чаще рас­сматривается правовой режим финансов государственных и му­ниципальных унитарных предприятий. На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока не иссле­довались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государствен­ные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентра­лизованных государственных и местных финансов многоотрас­левой, весьма важно с научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права.

Налоговое право по-прежнему остается в центре науки фи­нансового права. В связи с принятием НК РФ значимыми явля­ются исследования, непосредственно востребуемые практикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, нало-гово-проверочного производства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д.

В связи с принятием НК РФ, а также Б К РФ принципиаль­но меняется научный взгляд на систему неналоговых доходов

§ 4. Актуальные проблемы российской науки финансового права 77

бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались в отечественной финансово-правовой науке как неналоговые, те­перь становятся налоговыми (например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог на пользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговых доходов бюджета дан в п. 4 ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют спе­цифические неналоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексное ис­следование проблем института неналоговых доходов.

Для науки финансового права всегда, т.е. в советское время и сегодня, недостаточно исследованным оставался государственный кредит. Сегодня добавился еще и муниципальный кредит. В сис­теме этих проблем прежде всего является неразграниченной сфера финансово-правового и гражданско-правового регулирова­ния.

Фундаментально наукой финансового права почти не исследо­валось государственное страхование. Если в советское время в связи с монополией государственного страхования предмет иссле­дований такого рода был весьма широк, то сегодня в связи с со­кращением сферы государственного страхования возникают во­просы: а) Какого рода отношения в сфере государственного и му­ниципального страхования составляют предмет финансового права? б) Можно ли считать эти отношения самостоятельным фи­нансово-правовым институтом или нормы, регулирующие эти от­ношения, «разбросаны» по другим финансово-правовым институ­там?

Для науки финансового права всегда являлись актуальными проблемы государственных расходов. Сегодня актуальность этих вопросов еще более возрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую систему исполнения. Кроме того, пра­вовой институт государственных расходов сегодня существенно расширился за счет включения в него норм, регулирующих фи­нансирование в системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению, пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, ни на уровне науч­ных статей и монографий.

Безусловного внимания со стороны науки финансового права заслуживает сегодня банковская деятельность, расчеты, денеж­ное обращение и валютное регулирование. Более продвинутой с точки зрения финансово-правовой науки является сегодня бан­ковская деятельность. В этой области существует уже ряд иссле-

Глава 2. Наука финансового права России

дований1. Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов, денежного обращения и валютного регу­лирования. Эти вопросы еще ждут научной разработки финансо­во-правовой наукой.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое наука финансового права?

2. Предмет науки финансового права.

3. Какие элементы входят в систему знаний, составляющих финансово-правовую науку?

4. Финансово-правовые категории.

5. Из каких частей состоит система науки финансового права?

6. Методы финансово-правовой науки.

7. Основные вехи в истории науки финансового права в Рос­сии.

8. Актуальные проблемы науки финансового права в России.

Система финансового законодательства

Финансовое право представляет собой не просто совокупность норм соответствующего содержания, а систему, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права – части: общая и особенная.

Общая часть охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в т.ч. государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает следующие вопросы:

— принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

— систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;

— структуру финансовых звеньев финансовой системы;

— вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;

— финансово-правовую ответственность;

— другие вопросы.

Особенная часть конкретизирует нормы общей части финансового права. Регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Она состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект регулирования:

— бюджетная система;

— внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

— финансы государственных и муниципальных предприятий;

— государственные и муниципальные доходы;

— государственный и муниципальный кредит;

— организация имущественного и личного страхования;

— государственные и муниципальные доходы;

— банковское кредитование;

— денежное обращение и расчеты;

— валютное регулирование.

Значение системы права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы. Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержаться в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Нормы финансового права содержаться в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках.

Источниками финансового права выступают правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.

Основы правовой организации финансовой деятельности государства содержаться в нормах:

— Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ (на местном уровне действуют положения и уставы муниципальных образований);

— Кодексов РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);

— Законов РФ;

— Указов Президента РФ и постановлениях Правительства РФ;

— Актов органов государственного управления, в ведомственных положениях, приказах и инструкциях;

— Нормативных актах Министерства финансов РФ, налоговых органов, финансовых органов, банка России и др.;

— Решениях Конституционного суда РФ;

— Международных договорах и соглашениях РФ с другими государствами.

Объекты международного финансового права

Современные концепции мировых финансов как объектов национального и международно-правового регулирования

В мировом сообществе в настоящее время происходит процесс смены экономического мировоззрения и «настройка» на новые параметры развития, характеризующие мировую экономическую систему как постиндустриальное, торгово-инновационное, транснациональное финансово-информационное пространство, для формирования которого необходима новая международная организационно-правовая система управления финансами, торговлей, производством, обеспечением мер добросовестной конкуренции.

Российское государство также провозгласило именно этот путь модернизации, ставя перед собой цель обеспечить надлежащее положение в глобальной экономике и политике в XXI в., используя самые современные формы организации финансов на финансовых рынках. Так, в своей речи при вступлении 8 мая 2008 г. на пост Президента РФ Д. А. Медведев отметил необходимость развития оборота финансовых инструментов как важнейшей части российского финансового рынка. Причем очевидно, что «управление» в данном случая следует рассматривать с позиций замещения фискальной составляющей в финансовой политике государства на регулирующую, которая в самом общем виде выражается в том, что движение денежных потоков в государстве необходимо не только отслеживать, но и стимулировать направление их в наиболее целесообразном для общества русле.

Исходными в этом случае выступают понятия мировых финансов, международных финансовых отношений и международной финансовой деятельности. Содержание данных категорий представляет интерес для изучения как специалистами экономической науки, так и правовой, в частности представителей финансового и МФП.

Выявляя разные точки зрения на объекты финансового права и МФП, следует отметить, что сама система курса финансового права во многом основана на противоречивых посылах, когда одни и те же термины наполняются различным пониманием в зависимости от рассматриваемого института и не выдерживается научная чистота формулируемых определений.

Противоречие возникает прежде всего с определением круга денежных фондов и финансовых отношений, относящихся к области финансового права.

Как справедливо отмечает профессор А. И. Худяков, укоренившимся в настоящее время является взгляд, в соответствии с которым финансовое право определяется как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, под которой понимается «деятельность государства по формированию, распределению и использованию денежных фондов, опосредуемая движением денежных средств от государства либо к государству». Отсюда предметом финансового права выступает особая разновидность денежных отношений — финансовые отношения, субъектом которых является государство или его орган.

Но современная российская действительность уже не ограничивается наличием только лишь государственных финансов, поэтому многие правоведы, следуя за происходящими в экономической жизни изменениями, все большее внимание уделяют сфере частных финансов.

Так, профессор О. Н. Горбунова определяет финансовое право как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития. При этом под финансовой деятельностью понимается деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, где к первым относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта, а под вторыми понимаются финансы предприятий и организаций всех форм собственности.

Трансформация международных финансовых отношений и развитие взгляда на государственные, частные, мировые финансы в общем увязывается в контекст развития мировой экономики.

На настоящий момент в российском финансовом праве, в МФП и в доктрине права вообще отсутствует легальное определение понятий «финансы», «мировые финансы».

Изначально финансы являются категорией экономической, и именно понятие финансов как экономической категории во многом предопределяет взгляд на финансовое право. Однако, в современной экономической науке, как и в правовой, в отношении мировых финансов также существует терминологическая путаница, приводящая к противоречиям в основных концепциях различных научных школ.

Известный российский ученый М. В. Карасева считает, что «ограничительная трактовка финансов в экономической науке в прошлые годы сложилась под влиянием ориентации исключительно на социалистическую общественную систему». В период доминирования командно-административной системы понятие «финансы» использовалось как синоним «государственные финансы», означая одну и ту же группу отношений. Практически все денежные отношения в обществе стали причислять к финансам, включая денежные отношения негосударственных организаций (предприятий), банковские отношения, т.е. все, что связано с движением денег.

И. И. Кучеров, исследуя проблемы унификации и гармонизации международного налогового права, исходит из того, что налоговые обязанности налогоплательщиков при возникновении налоговых отношений с иностранным элементом находятся в какой-то части под смешанной юрисдикцией государств с различными подходами к международным налоговым и финансовым правоотношениям. Поэтому возникает необходимость правовой концепции трансграничного налогообложения.

Наибольший вклад в развитие теоретических основ объектов финансового права внесла Е. Ю. Грачева, выдающиеся научные труды которой на протяжении ряда лет посвящены исследованию важнейшего объекта финансовых правоотношений — финансовому контролю. Она доказала, что система правовых институтов финансового контроля, которая включает нормы национального и международного регулирования, позволяет говорить о формировании самостоятельной подотрасли финансового права — праве финансового контроля.

Международно-правовой аспект взимания налогов, как объектов международных финансовых отношений, на примере ЕС и США, глубоко исследован в трудах Г. П. Толстопятенко. Впервые в отечественной науке МФП построена современная концепция транснационального налогового права.

Современная международная экономическая, финансовая и юридическая наука, признавая объективное существование и разнообразие финансовых отношений в мировой системе, до сих пор не дает четких, адекватных реалиям сегодняшней действительности ответов на вопросы о сущности, функциях мировых финансов, о том, какие именно отношения можно классифицировать как финансовые и международные финансовые.

Международные отношения в области оборота мировых финансов как объектов МФП также являются в определенной степени распределительными по характеру, причем их распределение осуществляется, прежде всего, по субъектам, каждый из которых может претендовать на свою долю финансирования в международной системе распределения финансов (примером являются фонды МВФ).

Следует отметить, что распределение мировых финансов занимает незначительную часть международной финансовой деятельности, в отличие от национального распределения финансов из публичных фондов. Наиболее значительную часть международных финансовых отношений составляют коммерческие отношения между субъектами международной финансовой деятельности по обращению финансовых средств в целях финансирования имущественного оборота, которые более других нуждаются в унификации норм, обычаев и принципов. Объектом международно-правового регулирования также являются организационно-правовые меры по контролю, надзору, мониторингу движения мировых финансов в целях предотвращения правонарушений в международной финансовой деятельности.

Движение мировых финансов осуществляется через денежные фонды и организационные структуры, действующие по единым международным стандартам. В свете современного осмысления системы мировых финансов как объектов МФП интересно рассмотреть точку зрения Г. А. Тосуняна, который предложил концепцию нового финансового права и «банкизации России», базирующуюся на ряде постулатов.

Прежде всего, новое финансовое право должно признать существование не только государственных, но и частных финансов. К частным финансам, как нам представляется, следует относить денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных фондов и накоплений у субъектов хозяйствования, и их использование на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников и т.п.

В этой связи можно сказать, что как частные, так и публичные мировые финансы по своему содержанию опосредуют финансовые отношения, которые возникают в процессе международной финансовой деятельности государств или финансовой деятельности транснациональных субъектов. Таким образом, при регулировании объектов МФП в современной интерпретации должно использовать как частноправовой, так и публично-правовой режимы, выступая регулятором международного оборота частных и публичных финансов.

Это обусловлено тем, что мировая экономическая и юридическая наука под признаком публичности отношений, возникающих по поводу финансов, используя новые подходы к сущности мировых финансов, понимает не только властный, но еще и общественно значимый, мировой, общесоциальный характер складывающихся отношений.

Международное финансово-правовое регулирование объектов, финансовых потоков и фондов денежных средств субъектов мирового хозяйства должно быть сбалансированным и основываться на научной основе, учитывая специфику их формирования и использования в зависимости от рынков, территориальной структуры экономики и разнообразия форм собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *