1 ЖКХ

  • автор:

Минкомсвязь разместила на портале для общественных обсуждений законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Законопроект предписывает банкам, иным кредитным организациям, через которые производится внесение платы за коммунальные ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг, незамедлительно размещать в ГИС ЖКХ информацию о таких платежах.

В настоящее время, поясняет Минкомсвязь, законодательством РФ предусмотрена обязанность размещения в ГИС ЖКХ информации о состоянии расчетов за коммунальные ресурсы между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Указанная информация размещается в ГИС ЖКХ этими организациями. Проект федерального закона предлагает информацию о состоянии расчётов за коммунальные ресурсы получать от банков и иных кредитных организаций, через которые вносится плата за коммунальные ресурсы – это позволит наблюдать состояние расчётов между указанными организациями в режиме реального времени.

Общественное обсуждение документа продлится до 25 августа.

О ГИС ЖКХЗакон о ГИС ЖКХподписан президентом России 21 июля 2014 года. В эксплуатацию на всей территории РФ система введена с 1 июля 2016 года.

Также министерство представило проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В новом законопроекте Минкомсвязь предлагает следующее:

1. Дифференцировать меры административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ.

2. Установить ответственность оператора ГИС ЖКХ за некорректную работу системы.

3. Исключить право потребителей не осуществлять плату за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в случае если в ГИС ЖКХ не размещена соответствующая информация.

Административные меры

Как говорится в документе, неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством сроков размещения информации либо размещение недостоверной информации (за исключением части 3 настоящей статьи) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа. В зависимости от статуса виновного (физлицо, являющееся администратором общих собраний; должностное лицо органа местного самоуправления; юрлицо, предоставляющее коммунальные услуги и т.д.) штрафы составляют от 5 тысяч до 2 миллионов рублей.

Если такое административное правонарушение совершено должностным лицом органа местного самоуправления, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, его дисквалифицируют на срок от одного до трёх лет.

В упомянутой части 3 статьи закона отдельно оговаривается неразмещение в системе информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещение недостоверной информации. Это влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, зависящего от количества квартир, о которых нет информации, или от размера платы, данные о которой отсутствуют или неверны.

Юридические лица, пойманные на повторных нарушениях, получают штраф в размере одна десятая размера суммы выручки правонарушителя за предшествующий год от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 2 миллионов рублей.

Ответственность оператора

Необеспечение оператором системы восстановления работоспособности государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в случае прекращения её функционирования в сроки, установленные законодательством РФ, влечёт наложение административного штрафа в размере 300 тысяч рублей, но не более 2 миллионов рублей за период, не превышающий один месяц с момента выявления административного правонарушения.

Необоснованный отказ оператора системы в предоставлении прав доступа к ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, либо необоснованное предоставление таких прав доступа, неразмещение информации, подлежащей обязательному размещению оператором системы в ГИС ЖКХ, либо нарушение сроков размещения такой информации, нарушение установленных законодательством сроков регистрации в системе, порядка доступа к системе и к информации, размещённой в ней, влечёт наложение административного штрафа в размере 10 тысяч рублей, но не более 2 миллионов в период, не превышающий одного месяца с момента выявления административного правонарушения.

Отказ в праве не оплачивать услуги ЖКХ

В случае неразмещения информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в установленный срок – потребители вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги без уплаты пени за тот период, за который соответствующие информация о размере платы и задолженность должны быть размещены в системе («при условии фиксации потребителем отсутствия в системе указанной информации»).

Законопроект также будет обсуждаться до 25 августа.

Напомним, изначально в законе о ГИС ЖКХ было указано, что «с 1 января 2017 года в случае, если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платёжному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платёжный документ считается не представленным». Это давало право гражданам не оплачивать ЖКУ до тех пор, пока достоверные сведения об их стоимости не внесены в ГИС ЖКХ и не выведены в личный кабинет плательщика.

Но в конце 2016 года президент подписал закон о переносе сроков ответственности за невнесение сведений в ГИС ЖКХ. Поправки предусматривали перенос сроков наступления обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ на 1 июля 2017 года и введение административной ответственности с 1 января 2018 года. Также на 1 января 2018 года переносился срок вступления в силу «нормы об экономической мотивации размещения информации в ГИС ЖКХ» (закон, напомним ещё раз, разрешал потребителю услуг ЖКХ не оплачивать их, если счет за предоставленные услуги и потребленные ресурсы не выставлен в ГИС ЖКХ).

Однако 20 июня на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ под руководством вице-премьера Дмитрия Козака было решено вообще отказаться от нормы, предусматривающей право граждан не платить за коммунальные услуги, если сведения о начислениях не размещены в ГИС ЖКХ.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Сегодня постараемся кратко изложить текущее состояние нормативки, касающейся раскрытия информации управляющими организациями, поскольку не за горами 01.07.2019 года, а именно с этой даты ГИС ЖКХ должна «накрыть» города федерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).

Вопросы, звучащие в наш адрес по теме раскрытия, можно свести всего к двум:

  1. Нужен ли управляющей организации свой сайт после начала работы ГИС ЖКХ?

  2. Работает ли 731 Стандарт после «смерти» ч. 10 ст. 161 ЖК РФ?

Отправной точкой для нас при поиске ответов станут части 10 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ, вот что в первой:

«Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации».

Как видим, ч. 10 ст. 161 ЖК РФ устанавливала для большинства управляющих организаций обязанность раскрытия информации по 731 Стандарту. Почему устанавливала и какое» большинство» упомянуто?

Дело в том, что в силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применялись до 01.01.2018 года (на территории трёх городов федерального значения применяются до 01.07.2019 г. — на момент написания статьи срок истекает, осталась неделя).

«Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом».

Тут обратите внимание на следующие моменты:

  1. для ГФЗ (Москва, Петербург, Севастополь) эта норма вступает в силу с 01.07.2019 г.;

  2. для управляющих организаций норма чётко установила обязанность раскрывать информацию в ГИС ЖКХ;

  3. для ТСЖ и прочих «некоммерсов», у которых нет договора управления с управляшкой (то есть не «ленивые» ТСЖ»), порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ установлены совместным приказом Минсвязи и Минстроя от 29.02.2016 г. № 74/114/пр. (конкретно — Раздел 10 там).

Внезапно стало не по себе? Не нужно волноваться: несмотря на то, что ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ написана так лихо и якобы разделяет нас на профессиональные управляшки, работающие по договору управления, и ТСЖ, не имеющие договора управления, на самом деле никакого деления нет, обязанности единые. Сейчас сами увидите!

Управляющие организации, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», являются поставщиками информации в ГИС ЖКХ наравне с теми же ТСЖ и прочими лицами. Это первое.

Второе: в силу п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ для всех осуществляющих управление МКД поставщиков информации в ГИС ЖКХ, независимо от того, «коммерсы» мы или ТСЖ, установлен единый порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации тем же совместным приказом Минсвязи и Минстроя от 29.02.2016 г. № 74/114/пр.

Ну и согласно ч. 18 ст. 7 указанного 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 — 25, 28 — 33, 35 — 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Заметили? Витиевато написано, верно? Не «деятельность по управлению», а «оказание услуг по управлению». Законодатель постарался предусмотреть все варианты; тут и чистые «управленцы», которые не содержат ОИ, и те, кто работает «с непосредом», то есть по договору содержания и (или) ремонта ОИ, и те, кто «просто предоставляет КУ»… Объём подлежащей раскрытию в ГИС ЖКХ информации един для всех перечисленных…

Так вот, с 01.07.2017 г. мы (кроме находящихся в ГФЗ) размещаем указанный объём информации в ГИС ЖКХ. Заодно мы раскрывали сведения по 731 Стандарту, дублируя информацию в период с 01.07.2017 г. по 01.07.2018 г.

На днях к нам присоединятся коллеги из Москвы, Петербурга, Севастополя. Это указано в частях 4 и 4.1 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ. ГИС ЖКХ заработает (на самом деле нет, просто требования 209-ФЗ станут общеобязательными) на всей территории РФ.

А что же стало с 731 Стандартом? Куда денется всеми любимая reformagkh.ru?

Мы подошли к ответу на первый вопрос из начала статьи: Нужен ли свой сайт после начала работы ГИС ЖКХ?

731 Стандарт был утверждён на основании ч.10 ст. 161 ЖК РФ и установил свои требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации как управляшками, так и ТСЖ, реализация требований 731 Стандарта осуществлялась через формы раскрытия, утверждённые Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 г. № 882/пр.

При этом пункты 5 и 5.1 Стандарта предусматривали раскрытие минимум на двух сайтах:

  1. reformagkh.ru — сайт, утверждённый Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2013 г. № 124 как обязательный;

  2. сайт управляющей организации (ТСЖ и прочие «некоммерсы» не обязаны иметь свой сайт) или сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, или сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого осуществляется деятельность.

С 01.01.2018 г. (для ГФЗ с 01.07.2019 г.) обязанность раскрытия информации по 731 Стандарту не является лицензионным требованием. Это следует из ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2016 г. № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из ч. 2 ст. 6 того же Федерального закона следует, что с 01.01.2018 г. (для ГФЗ с 01.07.2019 г.) лицензионным требованием становится раскрытие информации в соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в ГИС ЖКХ. Всем знакомый А. Чибис даже подписал по этому поводу Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.08.2017 г. № 30838-Ач/04.

Отвечая на первый вопрос, можно сказать, что свой сайт (у ТСЖ его отродясь не было) уже необязателен, ибо по 209-ФЗ раскрытие информации идёт в ГИС ЖКХ.

Второй вопрос (о том, работает ли 731 Стандарт) тоже вроде несложный и ответ на поверхности плавает: поскольку Стандарт не утратил силу, он считается действующим НПА.

Неожиданность в том, что абзац третий подпункта «з» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416) до сих пор указывает нам на то, что раскрытие по 731 Стандарту является одним из стандартов управления.

Но на самом деле это итог низкокачественной юридической техники, поскольку те, кто писал 416 Правила, сдуру (иначе не сказать) прямо прописали 731 Стандарт со всеми реквизитами.

Если взглянуть на пункты 6 и 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, увидим, что раскрытие информации выделено самостоятельным лицензионным требованием, а потому 731 Стандарт, «спрятанный» в подп. «з» п. 4 Правил 416, не может расцениваться в качестве лицензионного требования, поскольку в любом случае ЖК РФ стоит в иерархии НПА выше, чем 731 Стандарт и 416 Правила.

И коль скоро ЖК РФ указывает на то, что на смену раскрытию по 731 Стандарту приходит ГИС ЖКХ, значит так и должно быть.

С уважением, Алексей Тищенко.

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для УК и ТСЖ, отвечающие всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *