1 ставка учителя сколько часов

  • автор:

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется

установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…

Конституция РФ, ст. 37

  • · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
  • · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
  • · Какое допустимое количество «окон» в расписании? Что делать, если их много?
  • · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
  • · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
  • · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
  • · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем — не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе и в законе «Об образовании». Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку.. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» — абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.

Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, — это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.

Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.

«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю.

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:

«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

  1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
  2. Во время каникул — требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
  3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
  4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
  5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

  • · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
  • · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю.
  • · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

  • · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
  • · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
  • · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
  • · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Ст. 91 ТК РФ

Часть 1 статьи 333 ТК РФ

Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее — постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»

Ст. 152 ТК РФ.

Страницы ← предыдущая следующая → Каждый студент выбирает одного ребенка и ведет запись на- блюдений изменения в поведении ребенка, фиксирует каждые 5-10 минут. Форма записи: Время По инициативе взрослого По собственной инициа- (методы, приемы) тиве ребенка 9.00 9.10 и т.д. Вопросы для письменного анализа хронометража Виды деятельности ребенка. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности. Место сюжетной игры среди других видов деятельности. Характеристика устойчивой деятельности. Форма общения с другими детьми. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование при- емов комплексного воздействия на игру детей. 5 день Задание: проанализируйте организацию и содержание обучения детей на занятиях и режимных процессах. Виды занятия. Продолжительность. Содержание программного материала: воспитательные и образовательные задачи, соответ- ствие их возрастным возможностям детей. Специфика использова- ния наглядно-действенного метода обучения применительно к детям 3-4 года жизни. Использование наглядного материала. Приемы активизации речи и деятельности детей. Подготовить конспект комплексного развивающего занятия для детей 3-4 года жизни, оформить дидактические пособия для работы с детьми раннего возраста. Самостоятельная работа в группах с детьми. Самостоятельная работа с детьми в паре с воспитателем в течение всего рабочего дня. Проведение открытых занятий для всей группы студентов. В период практики студенты знакомятся с разными формами рабо- ты с родителями, принятыми в учреждении. Ведут беседы с родителя- ми. Вопросы для бесед с родителями По какому режиму живет ребенок дома? Соответствует ли до- машний режим режиму детского учреждения? Сколько раз спит ребе- нок днем и в выходные дни? 21 Аппетит ребенка. Положительные и отрицательные привычки. Любимые игрушки. С кем он дома играет? Место хранения игру- шек. Эти вопросы могут быть дополнены, изменены в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Отчетная документация 1. Дневник. 2. Хронометраж самостоятельной, предметной и игровой деятельно- сти. 3. Конспект открытого занятия. 4. Дидактические пособия. 5.Тетрадь «Занимательная педагогика» ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ДОШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ 3 курс (очная форма обучения) Цель практики: формирование у студентов целостного представле- ния об особенностях педагогического взаимодействия между воспи- тателем и дошкольниками и овладение функциями деятельности воспитателя в группах дошкольного возраста. Задачи практики. 1. Формирование у студентов системы профессиональных зна- ний, умений, навыков, необходимых воспитателю для выпол- нения его функций в группах дошкольного возраста. 2. Изучение особенностей деятельности воспитателя в группах дошкольного возраста. 3. Овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентирован- ного взаимодействия с ребенком. 4. Развитие у студентов способности выбрать педагогические технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени и индивидуальным особенно- стям конкретного ребенка-дошкольника. 5. Формирование у студентов педагогической рефлексии. 6. Создание у студентов установки на формирование индиви- дуального стиля в педагогической деятельности. Основные критерии оценки практики: — проявление творчества и самостоятельности в педагогиче- ской деятельности; 22 — реализация личностно-ориентированной модели взаимодей- ствия с детьми, родителями и коллегами; — глубина научно-методического знания и психолого-педагоги- ческого анализа; — проявление индивидуальности при выборе и использовании различных педагогических технологий; — умение внедрить новейшие достижения психолого-педагоги- ческой науки в практику работы дошкольного учреждения; — качество изготовленных дидактических материалов. Работу студента оценивают ежедневно групповой руководи- тель-методист, администрация дошкольного учреждения (заведую- щая, методист, врач, воспитатель группы). Каждый студент ведет дневник в следующей форме: День Псих.-педаг. Число Содержание работ Оценка Подпись недели анализ Содержание практики. Основным содержанием практики на 3 курсе является выполне- ние всех функций воспитателя групп дошкольного возраста (мате- ринская, развивающая, конструкторско-организаторская, диагности- ческая и коррекционная, коммуникативная, корректирующая функции профессионального самосовершенствования). Первая неделя – знакомство с дошкольным учреждением, с группой, проведение диагностики1 (приложение №8) и составление плана работы с детьми, наблюдения и анализа педагогической дея- тельности воспитателей групп, мастеров педагогического труда. 2-5 недели (включительно) – самостоятельная работа в каче- стве воспитателя группы (составление конспектов занятий, их прове- дение, изготовление пособий, игрушек, проведение открытых про- смотров). Работа с родителями (консультации, родительские собрания, «День открытых дверей» и т.д.). 6 неделя – составление психолого-педагогических характери- стик на ребенка, группу; обобщение материалов по педпрактике; оформление отчетной документации, проведение педагогического совета, на котором дается характеристика практиканта коллективом ДОУ, воспитателями, методистами и т.д. Во время практики студент выполняет научно-исследователь- скую работу в соответствии с планом и темой НИРс, а также задания по педагогике и психологии: (приложение №8). Задание: 1 Каждый студент согласно выбранной исследовательской темы проводит диагностику детей. 23 а) изучение особенностей организации и руководства творче- скими играми дошкольников; б) изучение особенностей организации и руководства нацио- нальными играми в системе ДОУ; в) Проведение анкетирования (см. Приложение №9); г) Проведение игр — драматизаций по национальному фольк- лору (приложение №10). Памятка. 1. Понаблюдайте за организацией и руководством творче- скими играми дошкольников (в течение 1 и 2 половины дня). Сделайте фотозапись. 2. Проанализируйте итоги своих наблюдений, стараясь отве- тить на следующие вопросы: — какие виды деятельности взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх? — какова структура сюжетов? — на каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы? — какие роли исполняют дети в своих играх? — проявились ли элементы творчества в руководстве сюжет- но-ролевой игрой? — какие типы поведения и соответственно виды игр встреча- ются чаще всего у детей вашей группы? — проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, свя- занные с их половой принадлежностью? — одобряют или отвергают в игре эти стереотипы? — верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия вос- питателя с детьми? Задание: изучение особенностей работы по экологическому воспитанию в возрастных группах (вне занятий) Памятка. 1. Познакомьтесь и проанализируйте условия, созданные в дошкольном учреждении для экологического воспитания дошкольников: — «Уголок природы», его оснащение и оборудование; — микроэкосистемы, созданные на участке детского сада; — экологическая комната: ее обитатели и оборудование. 24 2. Знакомясь с «уголком природы», отразите в дневнике следу- ющие моменты: — содержание «уголка природы»; — отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требова- ниям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья де- тей, типичность объектов, доступность уходу и др.)? — учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в услови- ях «уголка природы», удовлетворение потребностей и др.); — в чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов? — учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных? — сделайте рекомендации по улучшению «уголка природы» и обоснуйте их. 3. Понаблюдайте и проанализируйте содержание и организа- цию природоведческой деятельности воспитателя и детей в «уголке природы» в утренний отрезок времени. 4. Подготовьтесь и проведите с детьми природоведческую иг- ру. Задание. Изучение использования проблемно-поискового мето- да в обучении дошкольников элементарной математике (см. Прило- жение №12). Памятка. 1. Познакомьтесь с различными формами работы по фор- мированию у дошкольников элементарных математиче- ских представлений: — занятия; — дидактическая игра; — математическое развлечение; — индивидуальная работа. 2. Обратите внимание, как реализуется проблемно-поис- ковый метод обучения детей математике: — выделите проблемные ситуации, которые использовал вос- питатель; — как осуществлялось руководство воспитателя поисковой де- ятельностью детей; — оцените умения детей использовать известные способы действия при решении новой проблемной задачи; — использует ли воспитатель проблемные ситуации в жанре сказки и ситуации-парадоксы. 25 3. Подберите различные занимательные проблемные ситуа- ции. Выучите их. Проведите с детьми в свободное от заня- тий время мини — «математическую» викторину (детей мож- но разделить на подгруппы). Задание. Диагностика социальных знаний ребенка. Памятка. 1. На основе анализа Программы самостоятельно составьте опросник для выявления социальных знаний у детей вашей возрастной группы. 2. Каждый студент опрашивает 5 детей. 3. Результаты анализа опроса используйте для определения темы и содержания занятия по одному (или нескольким) разделам: — «Люди живут вместе». — » Люди живут на земле». — » Люди живут за счет своих ресурсов». — «Люди знают и уважают свое наследие». Задание. Изучение особенностей работы по формированию у дошкольников социальных знаний. Памятка. При просмотре панорамы занятий обратите внимание на сле- дующие моменты: — какими методами воспитатель привлекает внимание детей к обсуждаемой проблеме? — форма организации детей на занятии; — используемая наглядность; — как был реализован принцип развивающего обучения? — строился ли педагогический процесс как диалоговый? — учитывался ли сложившийся социальный опыт ребенка? Отчетная документация. 1. План воспитательно-образовательной работы. 2. Дневник практики. 3. Тетрадь «Занимательная педагогика» с конспектами прове- денных занятий, развлечений. 4. Дидактическое пособие. 5. Методические материалы: а) для работы с родителями; б) для работы с воспитателями групп дошкольного возраста. 26 6. Рефлексия практики. 4 курс Сроки прохождения: на дневном и заочном отделении педаго- гическая практика в качестве методиста – 4 недели. На 4 курсе на дневном и заочном отделении студент проходит практику в базовых ДОУ в качестве методиста. Цель практики: формирование у студентов целостного пред- ставления об оптимальной модели методической работы в дошколь- ном учреждении. Задачи: 1. Формирование профессионально-педагогической направленно- сти деятельности студентов, интереса к изыскательной и инно- вационной деятельности, самостоятельному поиску новых эф- фективных форм, методов и приемов методической и воспита- тельно-образовательной работы. 2. Ознакомление студентов с современным состоянием воспи- тательно-образовательного процесса в дошкольных учрежде- ниях. 3. Совершенствование знаний о традиционных и нетрадицион- ных формах и методах организации и проведения методиче- ской работы в ДОУ. 4. Ознакомление с функциональными обязанностями методиста ДОУ и заведующей. Основные критерии оценки методической практики: — качество и объем выполненных заданий; — уровень и глубина психолого-педагогического анализа и самоанализа педагогической и методической деятельности; — проявление в ходе практики отношения к делу (самостоятель- ность, инициативно-творческий подход к выполнению заданий, до- бросовестность, ответственность); — стиль делового общения (гуманистический с детьми, демократи- ческий с коллегами, родителями); — умение поддерживать гуманную модель служебных отношений. Методическая практика проводится на выпускных курсах дневного и заочного отделений педагогического факультета: На ОЗО: 5-годичное – 4 курс 8 семестр; 4-годичное – 3 курс 6 семестр; Стационар: 4 курс 8 семестр. Методические рекомендации по педагогической практике 6 се- местра студенты-заочники получают на 5 семестре. 27 Студент, руководствуясь задачами и содержанием програм- мы методической практики, составляет индивидуальный план ра- боты на весь период практики. Он ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты выполнения заданий, анализиру- ет работу методиста, воспитателя и свою собственную. Рабочий день практиканта не нормирован, ежедневное пребывание в до- школьном учреждении при 5-ти дневной неделе не менее 7 часов. График практиканта согласовывается с руководством детского сада и утверждается групповым руководителем практики. На первой неделе педагогической практики студенты: 1. Знакомятся с основными разделами методической работы в ДОУ и функциональными обязанностями методиста, заведующей ДОУ (планирование и проведение различных форм методической работы: педсоветы, семинары, консультации, самообразование, ра- бота с родителями, школой и др.); 2. Знакомятся с планом методической работы на год, месяц, неделю; 3. Наблюдение за работой воспитателей ДОУ (консульта- ции, семинары к пр.), календарное планирование своей работы; распределение своего рабочего времени в тече- ние дня; время, отводимое на руководство педагогиче- ским процессом, консультации, семинары. 4. Написать эссе «Какой я вижу деятельность современного старшего воспитателя» 5. Составить самостоятельно план-циклограмму своей дея- тельности в должности методиста на период педагогической практики. Памятка. 1. Проанализируйте задачи и содержание годового плана ра- боты дошкольного учреждения с точки зрения отражения в нем идей «Концепции дошкольного воспитания». (Дошколь- ное воспитание». 1989. №5). 2. Форма годового плана: текстовый или план-график. Задание 1. На второй неделе провести хронометраж рабочего времени старшего воспитателя (хронометраж в течение недели можно прове- сти по предлагаемой схеме): Вид деятельности Работа в методкабинете Проверка Организ. Оформл. Подготовка к Дни Контроль Плани- планов вос- метод. ме- метод. проведению недели в группах рование питателей роприятий матер. мероприятий Памятка. 28 1.Проанализируйте эффективность работы в ДОУ по следую- щим критериям: — системность; — этапность; — дифференцированность; — результативность (показатели уровня педагогического мастер- ства воспитателя, активность по результатам аттестации, динамич- ность личностного роста); — наличие тенденции к улучшению психологического климата в коллективе, росту творческой активности педагогов; — является ли личностное развитие ребенка, его физическое и эмоционально-психологическое благополучие главным в работе дет- ского сада 2. Анализируя план работы воспитателей, обратите внимание на следующие моменты: — какой вид, форма планирования используется воспитателями? — как планируют свою работу опытные и молодые, начинающие педагоги? — с какими трудностями они сталкиваются? — каковы их причины? — каким образом воспитатели анализируют и фиксируют ре- зультаты своей работы? — находит ли отражение в плане индивидуальный стиль работы воспитателя? — в какой степени реализуется творчество педагогов в планиро- вании? — находит ли отражение в плане индивидуальная работа с ода- ренными детьми? При необходимости, окажите методическую помощь в планиро- вании, познакомьте с планом-циклограммой, планом-графиком. 3. Проанализируйте формы методической работы с воспитате- лями и целесообразность их использования с учетом критериев «этапность» и «дифференцированность». Задание 2. Ознакомление с оформлением, оборудованием педагогическо- го кабинета, содержанием методических материалов в помощь вос- питателю. Памятка. 1. Проанализируйте документацию методиста дошкольного учреждения, ознакомьтесь с порядком ведения документа- ции, отражающей приобретение, распределение по группам и описание пособий, игрушек, канцтоваров. 29 2. Изучите систему расположения материалов в кабинете, для анализа его содержания, используйте рекомендации книги: Старший воспитатель детского сада: Пособие для работ- ников дошк. учреждений А.И. Васильева, Л.А. Бахтури- на, И.И. Кобитина. – 1-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С.122-132. 3. Сделайте подробное описание наглядных и методических материалов по одному из разделов воспитания и обучения (по выбору). 4. Обратите внимание на тематику постоянно действующих и эпизодических выставок в педагогическом кабинете, выпол- няют ли они информационную функцию, оцените их эффек- тивность в оказании помощи воспитателю. 5. В чем проявляется творчество методиста, сотворчество воспитателей в оформлении и создании методического ка- бинета? Задание 3. На третьей неделе студенты изучают изыскательно-инноваци- онную деятельность методиста дошкольного учреждения. Памятка. Понаблюдайте за деятельностью методиста. Проанализируйте, имеет ли педагогический коллектив собственное творческое лицо, отличное от других коллективов. В чем оно выражается? Приведите примеры инновационной деятельности коллектива: нововведений, изменений и пр. Насколько они целесообразны. Фор- мы и методы инновационной работы в дошкольном учреждении. Ве- дет ли коллектив или отдельные воспитатели экспериментальную работу? Как руководство детского сада относится к творчеству педаго- гов. В чем проявляется их помощь, защита и поддержка творчески работающих педагогов? Ведется ли в дошкольном учреждении рабо- та по изучению, обобщению и внедрению передового педагогическо- го опыта? Ознакомьтесь с планами, дневниками, материалами изу- чаемого опыта работы. Проанализируйте реализацию стандарта дошкольного образо- вания: а) Раздел 2. «Критерии оценки кадрового обеспечения образо- вательного процесса в ДОУ»; пункты 4,5,6; б) Раздел 3. «Критерии организации деятельности ДОУ»; пунк- ты 10, 11, 14; в) Раздел 4. «Критерии оценки материально-технических, ме- дико-социальных условий пребывания детей в ДОУ (предметно-раз- влекательная среда)»; пункты 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 1. 30 Страницы ← предыдущая следующая →

В Украине нагрузка педагогических работников в средней школе вычисляется в академических часах и составляет 18 часов при 36-часовой рабочей неделе или 630 часов при 35-недельном учебном году.
В эти 18 академических часов включаются лишь «горловые» часы, то есть проведение уроков. Оставшиеся рабочие часы делятся между методической работой, подготовкой к занятиям, проверкой тетрадей, выполнением обязанностей классного руководителя, надзором за учениками во время перемен, общением с родителями учеников, участием в заседаниях педагогических советов, в директорских советах и т. д.
Только некоторые виды работы оплачиваются дополнительно в виде надбавок к заработной плате, так за классное руководство надбавка составляет 20–25 %, за проверку тетрадей – 10–20 % (обычно в зависимости от специальности учителя), за заведование мастерскими – 15–20 %, за заведывание кабинетами – 10–15 %.
Надбавки устанавливаются администрацией учебного заведения, однако привычной практикой является установление размера надбавок местным (районным или городским) органом управления образования, который определяет бюджет учебного заведения.
В отличие от Украины, нагрузка учителя практически во всех европейских странах определяется не только количеством уроков, но и астрономическим временем: устанавливается годовое и/или недельное рабочее время учителя, в котором собственно научная нагрузка составляет лишь некоторую часть.
Таким образом, «рабочее время» может включать все рабочие часы, определяющиеся условиями государственной службы (поскольку в ряде стран учителя имеют статус государственных служащих) или индивидуальных контрактов независимо от того, посвящаются они непосредственно преподаванию или предназначены для выполнения остальных педагогических и других профессиональных обязанностей и заданий.
В 2010/11 учебном году средняя нагрузка учителей в Европе составляла от 19 до 23-х часов в неделю, немногим более, чем 2006/07 учебном году, когда она составляла от 18 20-ти часов в неделю (данные использованы из отчета European Commission. Key data on education in the European Union, страницы 119–120, а также использованы данные ресурса Portalus).
Недельное рабочее время составляет от 35 до 40-а часов (см. таблицу). Семнадцать европейских стран и регионов также определяют, сколько рабочего времени должен проводить учитель в школе (в основном приблизительно 25–30 часов в неделю).
Объем непосредственно учебной нагрузки, как части общего рабочего времени также существенно варьируется от страны к стране и даже в середине одного государства между разными уровнями учебной системы. Обычно (за исключением Дании и Болгарии) в начальной школе учебная нагрузка выше, чем в основной и старшей, и составляет, например, от 570 часов в год в Швеции до 988 в Нидерландах, где она рассчитывается в процентах от общего рабочего времени (65 % – в начальном образовании, 60 % – в секторе среднего образования).
Количество уроков в неделю в странах Европы в зависимости от ряда факторов может составлять от 15–16 до 26-ти и иметь различную продолжительность. В Ирландии, Венгрии, Португалии нагрузка 20–22 часа, в Греции – 16–21 час, во Франции – 14–17 часов, в Германии – 24 часа; в жестких рамках работают учителя в школах общественного сектора образования США.
В Российской Федерации учительская нагрузка формируется аналогичным с Украиной образом – 36-часовая рабочая неделя и 18 «горловых» часов на ставку.
Среди стран ОЭСР средняя нагрузка учителя начальной школы составляет 790 «горловых» часов в год, но при этом она варьируется от менее чем 600 часов в Греции и России до более чем 1000 часов в Чили и США. В основной школе средний показатель составляет 709 часов в год (от 415 в Греции до более 1000 в Чили, Мексике и США), а в старшей школе учителя преподают 664 часа в год (от 369 в Дании до 1448 часов в Аргентине) (Education at a Glance 2013. OECD indicators).
Способы распределения рабочего времени между проведением уроков и другими видами педагогической работы также очень разнообразны и изменяются от страны к стране. Так, в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции (как и в Украине) точно определяется только количество уроков; при этом предусматривается, что учителя будут выполнять и все другие функции, связанные с их профессией, но то, сколько времени будет потрачено на тот или иной вид деятельности в неделю или год, учителя решают сами или вместе с руководителями учебного заведения.
Иногда учительский контракт или служебные обязанности в условиях государственной службы устанавливают четкое разделение времени между двумя блоками учительской деятельности – преподаванием, с одной стороны, и подготовкой к урокам, проверкой работ учеников, работой с родителями, участием в деятельности школьных органов управления, повышением квалификации – с другой. В целом ряде стран время, отводящееся на эти виды внеурочной профессиональной деятельности, устанавливается в процентах к объему учебного времени. Так, в Греции, Италии, Нидерландах и в начальном образовании в Испании на них отводится от 33 до 40 %, в Австрии и в среднем образовании Испании – от 40 до 50 % учебного времени.
В других странах это разделение выражено менее четко и в значительной степени является условным. В Финляндии и Швеции, например, выделяется обязательное количество часов на повышение профессиональной квалификации и выполнение обязанностей по школе; В Шотландии – на повышение квалификации и работу с родителями; в Англии и Уэльсе, где официально устанавливается только общее годовое рабочее время учителя (1265 час), решение этих вопросов является прерогативой руководителя учебного заведения.
Сравнивая учебную нагрузку в разных странах, целесообразно также сравнить и заработную плату педагогических работников. В Украине за 2012 год средняя заработная плата учителей (основная школа) составляла 3628 евро в год (по курсу 2012 года), а в начальных и дошкольных учебных заведениях – 3138 евро. Среди европейских стран наиболее близко к этому показателю находятся зарплаты в постсоциалистических и постсоветских странах: Болгария (4436 евро), Румыния (5789 евро), Эстония (9736 евро), Латвия (10177 евро), Литва (минимальная ЗП составляет 3774 евро, максимальная 6954), Венгрия (9491 евро).
Больше всех среди европейских учителей зарабатывают в Лихтенштейне и Люксембурге – приблизительно 100 тысяч евро в год. В Норвегии, Австрии и Бельгии средняя учительская зарплата достигает 60 тысяч евро, Во Франции, Германии и Финляндии – 40–50 тысяч.
Подводя итоги, можно сказать, что нормирование учебной нагрузки в странах Евросоюза и ОЭСР очень разнородно, и невозможно выделить общие для всего региона тенденции. Нагрузка украинских учителей находится на нижней границе среднеевропейской (тогда как заработная плата существенно ниже).
Поскольку в Украине нормируется лишь количество аудиторных занятий, которые должен провести учитель, то любое изменение нагрузки должно опираться на предшествовавшее ему исследование того, сколько времени занимают у него все другие виды работы, чтобы избегнуть распространенной проблемы перегрузки педагогов, когда объем их реального рабочего времени превышает установленный законодательством из-за большей, чем предусмотрена, продолжительности ненормированных видов работы – подготовки к занятиям, проверки ученических работы и т. п.
Принимая во внимание запланированную реформу среднего образования, которая, в частности, предусматривает большую автономию учебных заведений в вопросах содержания образования, возрастет внеурочная нагрузка на учителей, в частности объем методической работы, а изменение учебных планов предусматривает увеличение количества времени, потраченного на подготовку к урокам, в течение ближайших двенадцати лет. Поэтому повышение количества «горловых» часов на протяжении этого времени нецелесообразно и может привести к утрате качества педагогической работы.

Ирина Когут, Центр исследований общества

Ссылки по теме:

  • ▶ Образование ради будущего
  • ▶ Гриневич: реформы могут быть непопулярными
  • ▶ Особенности работы учителя в разных странах мира
  • ▶ Больше про среднее образование в Украине

Центр дослідження суспільства
15.12.2014

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа

2 часа

Организационно-методическая работа

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

75 часов

75 часов

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.

Время Выполняемая работа
8.00 – 8.25 Предупредительный контроль в группах, где работают молодые специалисты «Организация режимных моментов»
8.30 – 8.55 Оказание помощи в подготовке НОД, выдача пособий
9.00 – 9.30 Наблюдение и анализ воспитательно – образовательной работы с детьми.
9.30 – 10.00 Коллективные просмотры пед. процесса (организация выхода прогулка)
11.00 – 12.00 Работа по оформлению методических материалов, результатов наблюдений.
12.00 – 13.00 Обед
13.00 – 13.30 Оказание помощи воспитателям (анализ просмотренных режимных моментов)
13.30 – 14.15 Работа творческой группы по подготовке областного семинара
14.45 – 15.45 Работа в методическом кабинете: знакомство с периодической печатью, оформление материалов выставки»Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
15.45 – 16.00 Планирование работы на день. Подбор материала.
16.00 Уход домой.

Наблюдая за осуществлением старшим воспитателем контроля воспитательно-образовательного процесса у молодых специалистов, выявила, что работа ведется в несколько этапов:

Содержание деятельности
До проведения НОД анализируется его план, форма анализа образовательной деятельности, уточняется задание начинающему воспитателю. Выделить приемы, обеспечивающие работоспособность детей во время всего занятия.
В процессе НОД оформление комментариев в карту анализа старшим воспитателем этих приемов с объяснением их значения.
Анализ занятий начинающим педагогам.
Обобщение и уточнение воспитателя, который провел НОД.
Обсуждение возможности и применения альтернативных организационных приемов.
Задание начинающему педагогу составить полный список организационных приемов.

Вывод: Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Предоставила старшему воспитателю на утверждение индивидуальный план. Разработали совместно со старшим воспитателем план контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Отобрала содержание для проведения методических мероприятий.

План-график проведения тематического контроля

«Осуществление условий обеспечивающих охрану здоровья детей, сохраняя индивидуальность ребенка и приобщая к ценностям ЗОЖ»

Цель: определение эффективности работы по осуществлению условий обеспечивающих охрану здоровья детей, сохраняя индивидуальность ребенка и приобщая к ценностям ЗОЖ

Возрастные группы:I младшая группа «Синичка», II младшая группа «Воробушек», Средняя группа «Снегирек», Старшая группа «Ласточка».

Проверка проводится с 31.03.14 по 12.04.14

Направления Методы Ответственные
Обследование психосоматического и физического состояний детей; изучение их валеологичеких знаний Психосоматическое состояние ребенка в течение дня, его эмоциональная активность и утомляемость. Содержание двигательной деятельности детей, наличие интересов к подвижным и спортивным играм в соответствии с возрастом. Анализ здоровья детей на начало года. Анализ диагностических карт ЗУН в области валеологии и ЗОЖ. Наблюдение за детьми в разных видах деятельности. Анализ продуктов деятельности детей.
Оценка профессионального мастерства воспитателя Знание методологии здоровьесбережения. Умение планировать здоровьесберегающий процесс в течение дня и прогнозировать его в перспективе. Компетентность в организации игровой, самостоятельной и двигательной деятельности детей. Умение руководить формированием у детей культурно-гигиенических навыков. Проведение обучающих занятий в соответствии с принципами здоровьесбережения. Знание и выполнение рекомендаций Минобрнауки РФ «О максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Наблюдение и анализ проведения воспитателем НОД; организации самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей; формирования КГН. Изучение и анализ календарных планов
Создание физкультурно-оздоровительной среды Создание условий для обучающих занятий, самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей. Анализ содержания предметно-развивающей среды
Работа с родителями Педагогические и валеологические знания родителей. Участие родителей в оздоровительных мероприятиях ДОУ. Создание условий для оздоровления ребенка в семье. Посещение семей и родительских собраний. Анализ наглядной информации для родителей в группе. Анкетирование.

02.04.14(1 смена с 8ч. до 15ч) Организация работы старшего воспитателя в течение одного дня в соответствии с планом методической работы ДОУ.

Согласно индивидуальному плану практики данный день посвящен организации работы старшего воспитателя в течение одного дня в соответствии с планом методической работы ДОУ.

Согласно плану:

Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики в музыкальном зале 8.00 – средней, 8.15 – старшей группах.

8.30 – подготовка материала к просмотру и анализу НОД (просмотр конспекта и календарного плана группы, подбор карточки анализа).

9.00 – просмотр НОД по математическому развитию у молодого специалиста Кравцовой А.В.

9.30 –10.30 подготовка к методическому часу для воспитателей «Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду». Подбор материала, работа с интернет ресурсами. Составление презентации, анкеты для педагогов.

11.00 — 12.15 – Осуществление контроля режимных моментов — организация возвращения с прогулки, в рамках тематической проверки на тему: «Осуществление условий обеспечивающих охрану здоровья детей, сохраняя индивидуальность ребенка и приобщая к ценностям ЗОЖ».

13.00 – анализ НОД по математическому развитию с молодым специалистом Кравцовой А.В. (самоанализ педагога, рекомендации, выводы).

13.30 – 14.30 Изучение, просмотр календарных планов

14.30 – 15.00 — Планирование работы на следующий день.

03.04.14 (2 смена с 13ч. до18ч) Организация и проведение методического мероприятия для педагогов ДОУ.

Методический час для воспитателей «Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду»

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду»

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в детском саду используется физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей — дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Задача воспитателей — насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Например:

Тоннели

Описание: на обруч набита ткань, другой конец — свободный

Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.

Пеньки Описание: натуральные срезы разной высоты

Цель использования: закрепление ОВД: прыжки, ходьба, бег

Разноцветные шары Описание: от стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10 разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок по 6 метров.

Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД

Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.

Лыжи из плассмасовых бутылок Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной изолентой.

Цель использования: развивает координацию движений, физические качества

В играх-эстафетах, например «По горной лыжной тропе»

Гантели Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные водой по 150-200гр

Цель использования: развитие ОВД, физических качеств: силы, ловкости, развивает координацию движений.

Разноцветные плоскостные круги Описание: картон

Цель использования: развитие ОВД: пряжки, метании

Классики Описание: изготовлены из дерматина

Цель использования: развитие ОВД

В индивидуальной работе, играх, эстафетах

Бревно Описание: поролоновое бревно, обтянутое дерматином

Цель использования: развитие в координации движений, релаксационной направленности

Тканевые султанчики, Цветные дорожки и т.д.

Список литературы

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

3 .Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.

4. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

5. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. — 1987.

6. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. — 1993.

7. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

Анкетирование

«Педагогические и валеологические знания педагогов»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *