1 финансовое планирование

  • автор:

Планирование является неотъемлемым элементом управления в деятельности любой организации. С одной стороны, планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности организации. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие организации в перспективе, поэтому надежность плана во многом определяется достоверностью фактических показателей прошлых периодов. Однако необходимо учитывать, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. С другой стороны, показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана организации, в связи с этим возникает необходимость учета новых тенденций и возможностей. Поскольку организация не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников.

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений. Планирование эффективно там, где качество принимаемых решений достигается путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий. Планирование как элемент управления носит информационный характер, что проявляется в стадиях цикла планирования.

Роль планирования возрастает в силу воздействия таких факторов как усиление процессов глобализации, рост числа управленческих кадров, повышение требований к их качеству, рост масштабов общественного производства, происходящих на фоне усиления и усложнения хозяйственных связей, совершенствование методов хозяйствования, появление новых инструментов, развитие научно-технического прогресса и т.п.

В общем виде планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, который определяет будущие действия. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом.

Процесс планирования состоит из следующих этапов.

  • 1. Определение целей планирования, от которых зависят применяемые формы и методы планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
  • 2. Анализ проблемы. На этом этапе определяется текущее состояние на момент составления плана и прогнозируется ситуация на определенный период.
  • 3. Анализ альтернатив. На данном этапе исследуются различные возможные варианты, разрабатываются способы их реализации.
  • 4. Прогнозирование, на котором формируется представление о развитии планируемой ситуации под воздействием различных факторов.
  • 5. Оценка. На этом этапе проводятся расчеты для выбора наиболее оптимального варианта.
  • 6. Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное решение.

Существуют различные классификации планирования:

  • а) по содержанию плановых решений – стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование. Стратегическое планирование, как правило, ориентированно на долгосрочную перспективу (более трех лет) и определяет основные направления развития организации. Посредством стратегического планирования принимаются решения по расширению и созданию новых направлений деятельности, стимулированию процесса удовлетворения нужд потребителей. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания организации в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное (тактическое) планирование – процессом их реализации. Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями организации, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности и подразделениям, а также контроль за их выполнением;
  • б) по степени охвата – общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
  • в) по объектам планирования: целевое планирование, которое заключается в определении стратегических и тактических целей организации; планирование средств, состоящее в определении средств достижения поставленных целей (планирование оборудования, персонала, финансов, информации); программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ (например, программ производства и сбыта); планирование действий (например, найм кадров);
  • г) по сферам планирования – планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); планирование производства (производственной программы, подготовки производства, ход производства); планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); планирование инвестиций, финансов и т.д.;
  • д) по глубине планирования – агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами (например, планирование больницы как суммы отделений); детальное планирование (с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта);
  • е) по учету изменения данных – жесткое и гибкое планирование;
  • з) по очередности во времени: упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); скользящее планирование, когда по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; внеочередное планирование, при котором планирование осуществляется но мере необходимости, например, при реконструкции или санации организации.

Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три основные группы:

  • – факторы, обусловленные спецификой самой организации (профиль деятельности, концентрация капитала, уровень обеспеченности оборудованием, территориальное расположение и т.п.);
  • – факторы внешней среды (спрос и предложение, ценообразование, рынок ресурсов, характер государственного регулирования отрасли, уровень и характер конкуренции на рынке товаров и услуг и т.п.);
  • – критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования (полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и проч.).

Финансовое планирование – процесс разработки и внедрения финансовых планов и финансовых показателей, обеспечивающих достижение стратегии организации и ее развитие необходимыми ресурсами. Финансовое планирование конкретных организаций включает в себя:

  • – планирование объемов производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • – планирование расходов;
  • – планирование объемов финансирования;
  • – планирование источников финансирования деятельности;
  • – планирование цен на товары (работы и услуги);
  • – планирование прибыли;
  • – планирование взаимоотношений организации с другими субъектами экономической системы;
  • – контроль деятельности организации в целом и отдельных ее подразделений.

Одним из способов текущего планирования является бюджетирование, которое представляет собой длительный и последовательный процесс. Среди этапов бюджетирования можно выделить:

  • – выбор целей и приоритетов (цели и приоритеты организации должны быть четко выделены), направлений маркетинговой, закупочной и сбытовой политики организации;
  • – анализ сложившейся ситуации (анализ общеэкономической и отраслевой ситуации, тенденций на рынке товаров и услуг, а также анализ конкурентов);
  • – определение возможных сценариев действий, которые должны учитывать изменение внешней и внутренней среды, фактор неопределенности;
  • – определение финансовой структуры организации, т.е. перечня видов товаров и услуг, их распределение по подразделениям, перечень и статус центров ответственности;
  • – разработку технологии бюджетирования – обоснование системы целевых показателей, необходимых для принятия управленческих решений;
  • – разработку и внедрение программ и определение формата бюджетов (выявление статей доходов и расходов). Форматы бюджетов должны учитывать специфику организации, ее структуру, взаимосвязи между подразделениями.

Бюджетирование предполагает планирование, учет и контроль доходов, текущих расходов, инвестиций (реальных и портфельных), движения денежных средств. Оно обладает определенными преимуществами но сравнению с планированием, поскольку позволяет повысить эффективность управления, эффективность продаж, оптимизировать денежные потоки, оптимизировать структуру затрат, достичь координации между подразделениями компании и проч.

Бюджетирование позволяет:

  • – оптимизировать процесс планирования и минимизировать его стоимость;
  • – оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды (цены закупаемых материалов и оборудования, стоимость коммунальных платежей и т.п.);
  • – повысить управляемость организацией и сократить количество управленческих ошибок (в том числе путем координации деятельности всех подразделений);
  • – осуществить материальное стимулирование персонала (не менее 25% фонда оплаты труда будет направляться на поощрение работников за объем и качество услуг);
  • – обеспечить сбор, обработку и интеграцию информации (на базе бюджетов могут быть составлены агрегированные показатели);
  • – существенно повысить эффективность используемых ресурсов;
  • – проводить детальный анализ доходов и расходов организации;
  • – формировать сводные и детализированные отчеты организации;
  • – повысить доступность медицинских услуг посредством перераспределения средств;
  • – осуществлять подготовку прогнозной финансовой отчетности.

Для внедрения бюджетирования в организациях требуется принятие учетной политики, которая представляет собой документ, где содержится информация о всех параметрах, существенно влияющих на порядок формирования доходов, расходов и прибыли организации, а также на оценку финансового состояния организации. В учетной политике организации должны быть отражены организационно-технические и методологические аспекты. Учетная политика разрабатывается бухгалтерской службой организации и утверждается ее руководителем.

Грамотная учетная политика позволяет упростить процедуру бюджетирования. Бюджеты подразделяются на производственные (операционные) и финансовые. Структура бюджетов выглядит следующим образом:

  • – бюджет продаж;
  • – бюджет производства;
  • – бюджет производственных запасов;
  • – бюджет затрат на оплату основного труда;
  • – бюджет затрат на материалы;
  • – бюджет дополнительных производственных расходов;
  • – бюджет себестоимости реализованной продукции;
  • – бюджет расходов на рекламу и маркетинг;
  • – бюджет капитальных вложений;
  • – бюджет управленческих расходов;
  • – прогнозный отчет о прибылях и убытках;
  • – бюджет движения денежных средств;
  • – прогнозный баланс.

При бюджетировании основным параметром является объем продаж, а затем определяется и объем производства, осуществляется классификация затрат на постоянные и переменные (по ним устанавливаются нормы затрат на единицу реализованной продукции), калькуляция затрат производится на единицу реализованной продукции.

Объем продаж, устанавливаемый по каждому наименованию маркетинговыми службами организации, зависит от совокупности факторов – объема продаж предыдущих периодов, ценовой политики, производственных мощностей, уровня платежеспособности потребителей, макроэкономической ситуации в стране, сезонности, поведения конкурентов и др.

Объем производства, рассчитываемый для формирования необходимых ресурсов, определяется по формуле

где Она нач.пер – складские остатки продукции на начальный период; Она кон.пер – складские остатки продукции на конец периода.

Объем закупаемых материалов по каждому виду определяется по формуле

где Qисп – объем используемых материалов но видам; Онач – имеющиеся остатки материалов на начало планового периода; Окон – нормативные остатки материалов на конец планового периода.

При внедрении бюджетирования необходимо определить виды деятельности, сформировать продуктовый портфель, осуществить классификацию затрат, отобрать необходимые для принятия решений показатели, определить формат бюджетов, разработать последовательность бюджетного процесса, распределить права и обязанности по подразделениям организации.

Для внедрения бюджетирования необходимо составить стандарт (регламент) бюджетирования организации, включающий перечень последовательно выполняемых работ по сбору и обработке необходимой информации и позволяющий избежать многих ошибок бюджетирования. В бюджетном регламенте должны быть также указаны бюджетный период (или горизонт планирования), шаг планирования, порядок разработки, передачи и корректировки необходимой информации, процедуры контроля и оценки фактических результатов.

Общий бюджетный период – это срок, на который составляются бюджеты. Минимальный бюджетный период – подпериоды в рамках общего периода.

Шаг планирования – период, по окончании которого должны быть представлены ранее разработанные и утвержденные бюджеты, проведены сравнения достигнутых результатов с плановыми и сделаны соответствующие корректировки.

Руководитель финансовой службы не отвечает за сбор и предоставление плановой информации для бюджетирования, его задачей является довести до руководителей подразделений методику бюджетирования. В методике бюджетирования должны быть сформулированы общие принципы и правила бюджетирования. Для упрощения использования бюджетного регламента и проведении контроля выполнения намеченных мероприятий можно составить таблицу, в которой будет отражена последовательность передачи требуемой документации. В случае несоблюдения сроков представления требуемой информации руководители подразделений должны сообщать руководителю финансовой службы о возможных нарушениях сроков и причинах, вызвавших такое нарушение.

Для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в организации здравоохранения должен быть создан бюджетный комитет, членами которого должны являться руководитель организации, заместитель руководителя по экономике и финансам, заместитель руководителя по стратегии, руководитель подразделения по снабжению и др. Степень делегирования полномочий (а следовательно, ответственности) определяется руководителем организации в зависимости от стратегии, направлений деятельности, структуры организации.

На заседании бюджетного комитета должны утверждаться планы подразделений организации, после чего их нельзя будет корректировать, распределяться функции и полномочия между сотрудниками организации, устанавливаться порядок их взаимодействия. Члены бюджетного комитета должны осуществлять контроль за исполнением бюджетов и графиком работы. Решением комитета может быть проведена корректировка как совокупных затрат, так и по статьям затрат.

Для упрощения процесса бюджетирования следует выделить центры ответственности (центры доходов, центры расходов, центры прибыли и центр инвестиций). Центр ответственности – сегмент организации, но которому разработан формат бюджета и в котором ведется обособленный учет. Если руководитель является ответственным за бюджет своего подразделения, он должен участвовать в разработке бюджета, иметь возможность управлять его параметрами, оценивать место и роль своего подразделения, выявлять причины отклонений бюджета от плана, использовать утвержденные принципы мотивации сотрудников и т.д. При этом должны быть установлены бюджетные лимиты (например, платежи из чистой прибыли) и контроль над их исполнением.

На заключительном этапе бюджетирования необходимо провести анализ результатов предыдущего периода, мониторинг и корректировку бюджетов.

Для более корректного принятия решений необходимо также проводить анализ отклонений фактических и плановых показателей. Отклонения представляют собой разность между фактической и нормативной (или плановой) величиной по статьям бюджета. Их принято выявлять и анализировать по статьям бюджета, центрам ответственности (или по подразделениям). Отклонения могут возникнуть при изменении объема продаж, ценовых параметров (как на производимую продукцию, так и приобретаемые сырье и материалы), затрат труда на единицу продукции и др. Анализ отклонений позволяет повысить эффективность организации здравоохранения в целом и всех ее подразделений, эффективность бюджетного процесса. С помощью своевременного и объективного анализа отклонений можно оперативно получить информацию о происходящем во всех подразделениях организации и о тех изменениях, которые необходимо произвести. Самый корректный способ анализа отклонений – факторный анализ, позволяющий оценить влияние каждого отдельного фактора на итоговый результат.

Однако бюджетированию присущи некоторые недостатки: ресурсы организации распределяются но подразделениям в соответствии с ранее установленными квотами, возможностями руководителя подразделения, снижается степень влияния на управленческие решения всей организации. Кроме того, бюджетирование снижает возможности роста компании, а потому неприемлемо для компаний растущего бизнеса.

Необходимо иметь в виду, что структура бюджетов и последовательность их составления будут различаться для торговых и производственных компаний.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе;

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики

1)Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду.

2)Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

3)Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса.

1.Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ , ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

2.Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не в праве налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3.Принцип самостоятельности бюджетов означает:

— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы,

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправлениям предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

— недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличению расходов, снижения доходов;

— недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК, являются недействительными.

5.Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по счету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8.Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

— субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

— добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

— расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

— расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

— отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к ведению (отражению в бюджете), начиная с очередного финансового года.

9.Принцип прозрачности (открытости) означает:

— обязательное опубликование в средствах массовой информации утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представлении информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (исполнительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

— стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10.Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13.Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюд-нал политика

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов — налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики

Деловой мир постоянно меняется. Руководители компаний должны постоянно оценивать задачи и цели, чтобы определить, находится ли компания на верном пути к успеху. Финансовое планирование — это инструмент, который компании используют для создания, реализации и оценки краткосрочных и долгосрочных целей. Он позволяет руководителям использовать внутреннюю и внешнюю финансовую информацию наряду с другими связанными рыночными данными.

Компания, при формировании своего финансового плана, должна рассмотреть три важных вопроса:

  • Сколько денег понадобится получить компании в будущем из внешних источников.
  • Как изменения в деятельности компании повлияют на ее общую стоимость.
  • Как компенсации сотрудникам (дивиденды, разделение запасов, вознаграждение сотрудников и т. д.) повлияют на будущий бизнес.

Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятии

Для оценки финансового состояния предприятия и для того, чтобы помочь руководителям изучить возможные результаты различных бизнес-стратегий, финансовый менеджер может применять различные методы финансового планирования. Эти методы могут быть простыми или сложными, но их основная функция — дать ответы на конкретные финансовые вопросы, задаваемые руководителями. Изучение потенциальных финансовых стратегий предприятия в конечном итоге приводит к достижению краткосрочных и долгосрочных целей компании.

Методы финансового планирования позволяют руководителям прогнозировать финансовую отчетность. Финансовая отчетность за прошлые периоды используется наряду с другой финансовой информацией и рыночными данными для создания финансовой модели.

Каждый элемент модели финансового планирования имеет важное значение. Подобно тому, как шеф-повар нуждается во всех ингредиентах рецепта, чтобы приготовить блюдо, финансовому менеджеру необходимы все компоненты модели финансового планирования, чтобы точно оценить потенциальный финансовый результат.

Такими элементами могут являться, например:

  • прогноз продаж;
  • список требований к активам — содержит информацию о том, что необходимо для роста продаж;
  • список финансовых обязательств — в нем подробно описывается информация о задолженности и дивидендах;
  • экономические предположения — описывают экономику, рыночный сектор и другие внешние факторы.

Виды финансового планирования

Существуют различные виды финансовых планов, которые нужно проектировать для достижения целей. Перечислим некоторые ключевые виды финансового планирования:

  • Планирование денежных потоков. Это один из важнейших видов финансового планирования, в рамках которого компания прогнозирует свои краткосрочные и долгосрочные денежные поступления и платежи.
  • Инвестиционное планирование.
  • Планирование доходов, расходов и финансового результата.
  • Налоговое планирование и т.п.

Кроме того, можно выделить следующие виды планов по периоду планирования:

  • долгосрочный финансовый план;
  • краткосрочный финансовый план.

Финансовое прогнозирование

Первым этапом финансового планирования может являться финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование — процесс, с помощью которого компании обдумывают и готовятся к будущему. Прогнозирование дает возможность компании обозначить свои цели и приоритеты и обеспечить их внутреннюю согласованность. Оно также помогает идентифицировать требования к активам и потребности во внешнем финансировании.

Например, основным драйвером процесса прогнозирования обычно является прогноз продаж. Поскольку большинство счетов баланса и отчета о прибылях и убытках связаны с продажами, процесс прогнозирования может помочь предприятию оценить увеличение текущих и основных средств, которые понадобятся для поддержки прогнозируемого уровня продаж. Аналогичным образом может быть определено внешнее финансирование, которое потребуется для оплаты прогнозируемого увеличения активов.

Предприятия также имеют цели, связанные со структурой капитала (сочетание задолженности и капитала, используемого для финансирования активов), дивидендной политикой и управлением оборотным капиталом. Таким образом, процесс прогнозирования позволяет фирме определить, соответствует ли прогнозируемый темп роста продаж желаемой структуре капитала и дивидендной политике.

Финансовое планирование, бюджетное планирование и контроль

Финансовое планирование, бюджетное планирование и контроль включают в себя сочетание мероприятий, которые поддерживают весь процесс управления финансами на предприятии.

Процесс начинается с финансового планирования, часто в форме плана движения денежных средств и прогноза баланса. Это создает ключевые входные данные, которые могут использоваться для различных целей: для расчета ключевых показателей эффективности (KPI), для расчета рисков, для расчета лимитов бюджетов центров финансовой ответственности и т.д. На этапе финансового планирования реализуются ключевые функции управления. При этом, для правильной оценки финансовых операций, необходимо выбрать методику бюджетного планирования и соответствующим образом оценить рыночные данные.

Роль системы бюджетного планирования и контроля заключается в обеспечении соответствия финансовых планов более высокого уровня и текущих операций компании. Принцип разделения ответственности — делегирование ее центрам финансовой ответственности — позволяет настроить соответствие финансовых операций рыночным требованиям, а также осуществлять контроль за казначейской деятельностью предприятия.

Рисунок 1. Журнал документов «Бюджет» в программе «WA: Финансист».

По завершении процесса финансового планирования, бюджетного планирования и контроля, формируются финансовые показатели и отчеты, необходимые организации. Производится оценка финансового состояния предприятия. Как правило, это связано с обработкой большого объема данных из разных областей, выполнением расчетов и анализом результатов. Конечной целью финансового планирования на предприятии является получение консолидированных отчетов о движении денежных средств, сопоставления плана с фактом и плана с планом предыдущего периода.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Интегрированная система финансового управления может помочь в решении этих задач. Компания WiseAdvice накопила значительный опыт в области процессов и методологии, благодаря своему практическому опыту на многих проектах. Наши клиенты могут рассчитывать на поддержку в полном объеме в процессе финансового планирования, составления бюджетов и задач их оперативного контроля.

Сущность финансового планирования

Определение 1

Финансовое планирование представляет собой части системы планирования в экономике. С помощью финансовых планов отражается финансовая сторона деятельности предприятий и организаций в планируемых периодах.

Финансовый план является базой для того, чтобы управлять финансовым хозяйством, контролировать финансовые результаты, хозяйственную деятельность и применять финансовые ресурсы по их назначению.

Планы финансового характера связаны с хозяйственными планами, поскольку разработаны на основе показателей планов социально-экономического развития предприятий.

Финансовые планы могут быть разработаны на основе хозяйственных планов, при этом они играют не пассивную роль, а активную, поскольку они предусматривают требуемые финансовые ресурсы для выполнения хозяйственного плана.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для того чтобы вести успешную хозяйственную деятельность, необходимо выполнять производственные планы, что приведет к устойчивому финансовому состоянию компании при наличии достаточных финансовых ресурсов и правильном их использовании. При этом поступление и использование финансов предусмотрено финансовым планом.

По этой причине финансовое планирование является закономерным и объективно необходимым процессом, который характерен для каждого предприятия.

Разрабатывая финансовый план, руководство компании определяет:

  • потребность предприятия в собственном капитале и источники их образования,
  • прибыль от ведения деятельности и использования ее по назначению,
  • бюджетные платежи из прибыли,
  • источники финансов для капитальных вложений,
  • отношения с кредитными учреждениями в области выдачи и погашения кредитов по капиталовложениям.

Финансовое планирование обеспечивает рациональное, эффективное и экономное использование всех финансовых ресурсов, которые имеются в организации.

Понятие и сущность финансового плана

Финансовое планирование представляет собой важный участок финансовой работы любого предприятия.

Замечание 1

Финансовый план любой компании состоит из нескольких разделов, которые формируются в виде самостоятельных плановых документов. В первую очередь они включают баланс доходов и расходов, отражающих плановую потребность в собственных средствах или приравненному к ним оборотному капиталу с целью финансирования хозяйственной деятельности и источников образования.

Баланс доходов и расходов представляет собой основной или обобщающий раздел финансовых планов.

Вторым по значению является баланс финансирования капитальных вложений, отражающий издержки, которые относятся к созданию, расширению и техническому перевооружению материально-технической базы, источников их образования.

Также следует рассмотреть баланс финансирования ремонтов, отражающих источники и направления средств, которые нужны для капитального и текущего ремонта основных средств.

Помимо этого в финансовом плане необходимы расчеты, обосновывающие отдельные показатели баланса. К таким расчётам относят следующие виды расчетов:

  • нормативы собственных оборотных средств,
  • плановой прибыли,
  • распределение прибыли, которая получена за отчетный период,
  • амортизационные отчисления и др.

Финансовый план разрабатывается по данным статистической и бухгалтерской отчётности, исходя из показателей плана хозяйственной деятельности, устанавливаемых финансовых заданий, действующих нормативов и норм.

Прежде чем составлять план, необходим глубокий экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности за прошедший период и оценка финансового состояния предприятия на начало планируемого периода.

От того, насколько грамотно и точно составлен финансовый план, в большей степени зависит бесперебойное и своевременное финансирование деятельности предприятия, эффективное и правильное использование финансов, финансовая устойчивость и платежеспособность в планируемом периоде.

Особенности финансового планирования в бизнес-планах

В условиях рынка для того чтобы решать производственные и коммерческие задачи необходимы вложения средств. По этой причине составляется определенный документ, то есть бизнес-план.

Бизнес-план предприятия включают четкую информацию о месте предприятия на рынке, производственные характеристики будущей компании, описание в деталях схемы функционирования предприятия, методы и принципы работы, обязательную программу управления финансами, перспективы развития производства для кредиторов и инвесторов.

Основным элементом бизнес-плана является финансовый план, составляемый при обосновании инвестиционных проектов в сфере управления стратегической и текущей финансовой деятельностью.

Основная цель внутрифирменного планирования в разных государствах представлена различными целями. Например, западные специалисты считают, что руководство в любой компании, вне зависимости от вида деятельности, должно знать задачи в области экономической деятельности, которые планируются на следующий период.

Наряду с этим финансы предприятия являются основой для осуществления контроля. При сравнении фактических показателей с планируемыми показателями, осуществляется бюджетный контроль предприятия.

Бюджет фирмы представляет собой основу при установлении задач для работников и менеджеров. Бюджет фирмы может быть разработан на определенный период времени, по этой причине проще рассмотреть альтернативные варианты при разработке заданий с учётом отчетных показателей.

Финансовый план состоит из нескольких документов:

  • прогноза реализационных объемов,
  • сметы денежных расходов и поступлений,
  • таблиц расходов и доходов,
  • прогнозируемой сметы пассивов и активов,
  • расчета точки безубыточности.

Финансовое планирование является расчётом объема финансовых ресурсов в области источников формирования и направления использования в зависимости от производственных и маркетинговых целей компании на плановый период.

С помощью финансового планирования бизнес-планов решается несколько задач: выявление финансовых средств, которыми обладает компания, оценка источников поступления, определение суммы средств, необходимых к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, оценка потребности в инвестициях и привлекаемых средствах, формирование баланса расхода и доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *